Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Шиzа |
год: | 2004 |
страны: |
Казахстан,
Россия,
Франция,
Германия
|
слоган: | «V boyakh bez pravil net pravila «do pervoy krovi'! (In fights without rules, there is no rule that says: «Until first blood'!)» |
режиссер: | Гульшад Омарова |
сценаристы: | Сергей Бодров, Гульшад Омарова |
продюсеры: | Сергей Азимов, Сергей Бодров, Наташа Девиллерс, Алек Шульман, Сергей Сельянов |
композитор: | Зигфрид |
художник: | Талгат Асыранкулов |
монтаж: | Иван Лебедев |
жанры: | триллер, мелодрама, драма, криминал, спорт |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 1500000 |
Сборы в России: | $25 000 |
Сборы в США: | $54 357 |
Мировые сборы: | $54 357 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 мая 2004 г. |
на DVD: | 14 октября 2004 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 26 мин |
Фильм «Шиза» можно поставить в один ряд с такими картинами как «Брат»,..2, «Сестры», и это не удивительно, поскольку режиссером данной работы является Гульшад Омарова, она была знакома с Сергеем Бодровым, они вместе работали, сняли фильм «Сестры». «Шиза», тем не менее, отличается от перечисленных фильмов, хотя все они объединены общим посылом.
Тему картины трудно определить, поскольку она затрагивает ряд «вечных вопросов»: «Что такое жизнь?», «Как жить?». Пожалуй, можно определить ее так: жизнь. Идея — человечность в мире разбоя. Но об этом позже. Эти фильмы, и данная картина в частности — не история о 90-х, не история о бандитизме в 90-х, об экономических проблемах Казахстана и России, все это обрамление, и именно оно позволяет наиболее тонко и четко передать главную проблему фильма — проявление человечности в мире разбоя.
Данная идея (проблема, они здесь очень близки) не нова, она есть в культурно значимых произведениях (книги, картины, фильмы…), например, в новелле Проспера Мериме «Кармен» (1845 г.) повествуется о разбойнике, который всегда всегда следует за своей совестью, персонаж раскрывается с совершенно неожиданной стороны, при том, что не происходит его банальной идеализации. То же можно сказать о главном герое фильма «Брат». Но раскрытие данной идеи в двух случаях абсолютно разное. Тем не менее «скелет» тот же. Это не значит, что произошло заимствование, просто это довольно значимо для культуры (по крайней мере европейской) в целом.
В этой связи нельзя не вспомнить и библейский сюжет о разбойниках на кресте, которые были распяты со Христом. Так, первым, кто вошел в рай, был именно разбойник, который покаялся, будучи уже на кресте. Мне кажется, что данный сюжет мог повлиять на создание перечисленных фильмов, может быть и не совсем осознанно. В любом случае тема прощения разбойника здесь раскрывается.
Вспоминается также еще одна известная формулировка: «А кем бы были мы, если бы жили в средневековье, не стали бы мы разбойниками?» или «Если бы мы родились в семье разбойников, не стали бы мы ими же?». Вопрос простой, но заставляет задуматься. В фильмах «Брат», «Сестры», «Шиза», он несомненно звучит. Но главным, на мой взгляд, остается проблема человечности.
Так вот, фильм, по моему мнению, именно о том, как жить и остаться человеком. Бандитский мир, проблемы 90-х годов — все это важно только с точки зрения того, что позволяет наиболее ярко вывести на первый план идею картины.
В «Шизе» главный герой не бандит, как в «Брате», он, хотя у каждого есть свобода выбора, как мне кажется, вынужден жить по законам бандитов и среди них, в этом плане больше приближается к «Сестрам». В свою очередь картина «Сестры» отличается от «Шизы» выведением на первый план темы детства в совокупности со всем вышесказанным.
Причем идеализация героя в данной картине была бы совершенно излишней. Вспомните персонажей Достоевского, Толстого, Тургенева, Пушкина, Лермонтова. Фильм создан также в рамках реализма, где нет места простому разделению на + и — (или как в постмодернизме размытию + и — в целом).
Поэтому не стоит ждать от фильма идеала, он станет таковым в сравнении с другими, этот прием сопереживания разбойнику создается благодаря окружению, раскрытию героя. Однако здесь мы не сильно ему сопереживаем, мы наблюдаем за тем, как человек может остаться человеком.
По поводу реалистичности, возможности или не возможности таких событий говорить не приходится, поскольку художественная реальность здесь — антураж для акцентирования идеи, проблемы картины. Но на жизнь она действительно похожа.
Смотря фильм, у вас может сложиться и свое мнение, вы можете отыскать там еще идеи, поскольку картина, также как и все перечисленные, несет в себе огромный смысловой потенциал.
9 из 10
1 августа 2019
Неожиданно приятное кино. Приятное? Да, пожалуй. Казахстан удивил и порадовал. Самобытностью, зрелищностью, доступностью восприятия. Нет ничего отталкивающего, рафинированного, искусственного. Перед зрителем ожившая реальность с натуральными, человеческими лицами. Лишёнными грима. Актёры ли здесь творят? Или это работает включённая камера о которой присутствующие не подозревают? Чистые эмоции, свежие образы. Без перетоков, без переплывов из одной реальности в другую — сегодня костюмированный франт ХVIII века, завтра — солдат Отечественной войны ХХ столетия. Разве что Виктор Сухоруков заполнил собой два эпизода, несколько оттенив, но это не напрягает, не морщит сюжет. Струя гармонии изливается ровно, без толчков. Втягиваешься в поток сразу, уходишь с головой, отфыркиваешься гребя и наслаждаешься. Наслаждаешься.
Казахстан. Провинциальная глубинка. Начало нулевых. Недавно рухнул Союз. Запустение. В окружающем — как бесхозные пирамиды производственные строения. Что это? От какой эпохи в наследство? Кому было нужно? Космические ли пришельцы здесь чудили или высокоорганизованная цивилизация оставила пятно существования? Люди, как дикие аборигены потерявшие рациональное зерно существования, брошенные, оставленные хозяином-божеством, бродят. Неприкаянные. Потерянные. Выживающие кто как может. И степь. Выжженная солнцем степь. Колосящаяся верблюжьей, скотской травой. Именно здесь наше обретение. Пятнадцатилетний подросток повествует мир. Его глазами идёт постижение. Оценка — и шаг к действию, реакция — и улыбка в ответ. Отца нет. Есть только мать. И бойфренд, суррогатный заменитель родного, сильное мужское плечо. Рядом. Жизнь постигается через него — более взрослого, умудрённого, сильного.
Новое время — новые люди. Безработица для одних и быстрое обогащение другим. Криминал. Бои без правил как забава на потеху денежной толпе ищущей развлечений. Бандитская стая вербует рекрутов. В подносчиках снарядов и Шиза, наш паренёк, чьё имя от сокращённого — шизофреник. Но есть ли здесь будущее? Можно ли этим людям верить? Нет. Можно лишь впитать несколько жизненных уроков. И отгребать-отгребать. Да бы не погрязнуть и не пропасть.
И в этом единственный выход.
Колоритно, занимательно, неожиданно.
Минимализм экншна, но так пьянит…
7 из 10
13 октября 2018
- Погоди, что-то забыла, как тебя зовут?
- Мустафа, по кличке шиза, сокращённо от шизофреник.
- Подожди, я не поняла — ты что, больной что ли?
Фильм о жизни, в стиле остросоциальной драмы. Сюжет больше степени будет интересен тем, кому нравится наблюдать, как живут другие люди без прикрас, прямо так — как в жизни. Так как условия в которых я рос близки к тем, которые показаны в фильме, а именно — люди на остановке которые гурьбой ловят попуток, виды окрестностей, которые сняты с натуры и напоминают заброшенные рабочие посёлки времён девяностых (по сюжету это и есть то самое время). Безработные, которые тырят провода ЛЭП и получают барыши. Быт, нищета, криминальные авторитеты, житейские трудности, доктор, который в дар берёт домашнюю сметану и яйца, и говорит так реально (по житейски), что смотря фильм, я словно переживал события своего детства, хотя они у меня отличаются. Т. е. я могу засвидетельствовать что в фильме нет халтуры, приукрашиваний и надуманных событий. Даже следов грима на лицах героев не наблюдал.
Характер главного героя заставляет ему немного симпатизировать. Не могу знать каким образом у него выявили шизофренические наклонности, может от того что он заторможен? В его возрасте принято выражаясь пацанским языком «кутить», спать с бабами… или точнее, пробовать себя в половой жизни. И Шиза себя пробует в половой жизни, но его метод выглядит так, что кроме как в излишней стеснительности его упрекнуть нельзя, и этим он (ну не только этим позволю заметить) отличается от сверстников. Я думаю фильм должны были по достоинству оценить жители Казахстана, но как ни странно он почему-то оказался близок даже российскому зрителю, видимо человек писавший сценарий хорошо был знаком с атмосферой того времени, да и режиссёр молодец. Но оговорюсь, что тут нет так называемой актёрской игры, герои сняты как бы со стороны, как бы они выглядели в жизни, без фальши и наигранности.
Что списать на ляпы, а что на недоработки сценария или провалы сюжета — непростой вопрос. Вот например сцена в которой у меня забилось сердце и я всем своим телом прочувствовал происходящее на экране — как Шиза ограбил пункт обмена валюты. Что тут было не так? Мне показалось что с той лёгкостью с какой это сделал Шиза, любой подросток который посмотрит фильм пойдёт и точно так же ограбит пункт обмена валюты — но не факт что это у него получится. Сцена тревожная, но не могу знать насколько она могла быть реальной двадцать лет назад. Где именно происходят события в фильме, я не знаю, но в одной из сцен есть момент, когда Шиза едет в поезде через широченную реку. Было бы интересно узнать через какую именно, тогда бы было понятно в каком районе проживал Шиза. Ну это так… в целом каких было ляпов я не заметил, возможно из за ограниченных понятий о том времени.
Музыка звучит редко, а та что звучит хорошо сочетается и с неспешным повествованием фильма. Финальные кадры получились трогательными. Запомнится ли это фильм, останется ли в памяти — не могу знать, но в виде образов он конечно останется, но как фильм с каким либо смыслом, или который можно ставит в пример чему либо, скорее всего нет, но такой возможности не исключаю. Оценивать фильм по десятибалльной шкале непростое дело: как соответствие жанру 9,5 из 10: как в плане операторской работы, постановке, режиссуры 7 из 10: с актёрской игрой трудно, ведь её тут по сути нет, но тем не менее есть жизнь, есть конфликт — а за это 8 из 10. Детям не смотреть, не потому что будет скучно, а просто не советую. Вообщем кинокартина на любителя жанра, приятного просмотра.
13 ноября 2012
Отменный фильм российско-казахстанского производства на острую социальную проблематику. Показаны 90-е в приграничном с Киргизией Казахстане.
Главный герой — якобы психически неполноценный подросток, диагностируемый классно выглядящим в роли невропатолога Сухорукова, остающийся чуть ли не один на один с жестоким миром вокруг. И Шиза хоть и лечится, но на самом деле морально здоровее многих других. Юный актёр успешно передал эмоции растущей личности. Неудивительно, что ему дали главный приз за мужскую роль на фестивале в Токио.
Классно удалась роль дяде главного героя Жакену, выходящему после многих лет прозябания в казахской глубинке на ринг бойцу-ветерану советской армии, который в состоянии не только разложить по полочкам ментов в лучшие годы, но и серьёзных бойцов в 90-е. Выглядит это даже несколько сказочно. Но в целом фильм добрый и проблемный одновременно, заслуживающий оценки
8 из 10
25 июня 2012
Скажу сразу — фильм мне понравился, но не больше. Ничего такого особенного я там не увидел. Показалось мне, что во временном пространстве казахстанское кино остановилось вместе с развалом последней европейской империи, имя которой СССР. Но остановка во времени активизирует другие внутренние процессы, заставляя кинематограф развиваться на другом уровне.
Шиzа — фильм показывающий нам историю молодого человека, которого язык не повернется назвать умственно отсталым. Он не такой как все, другой, но ни в коем случае не идиот. Шиzа смотрит на мир идеалистическим взглядом. И идеализм Шиzы наглядно противопоставлен здесь мраку реальности, в которой юноше приходится существовать ибо жизнью этот процесс назвать несколько трудно.
В принципе, противопоставление черного, пустынного мира, в котором превалируют низменные качества человеческой натуры и светлый образ молодого чудака Шиzы, это определенно удачная находка Гульшад Омаровой. Довольно ярко демонстрируя неказистость реальности, она заставляет посмотреть на Шиzу не жалеющим взглядом, каким смотрят на неполноценных людей большинство из нас, а взглянуть на него как личность, которая абсолютно не подходит этой испорченной реальности, но личности целостной, которой приходится выйти из своей скорлупы, когда ломаются стройные, на первый взгляд, стереотипы и начинается период активности, сопряженный с ошибками и выстраиванием новой картины мироздания.
Фильм получился довольно шероховатым, актерская игра отнюдь не на самом высоком уровне, но видно, что кино сделано человеком старательным, последовательным. Мне кажется, фильм заслуживает…
7 из 10
12 октября 2010
Для дебюта в режиссуре очень даже неплохо. И операторская работа хороша в отдельных планах, и постановочные сэкономили: все снято на пленэре и в естественно-бытовых декорациях — вполне узнаваем небольшой казахстанский городок районного значения: безработица, безысходность, криминал, алкоголизм, нищета. Актерские работы, конечно, слабенькие, несмотря на фактурность и своеобразие персонажей. Разве что Виктор Сухоруков в эпизоде.
Но в целом — этакий свежий соленый ветер со стороны Чу и Ньюэ Маас.
12 мая 2009