Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.9 |
IMDb | 7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Молчание моря |
английское название: |
Le silence de la mer |
год: | 2004 |
страны: |
Франция,
Бельгия
|
режиссер: | Пьер Бутрон |
сценаристы: | Анн Джаффери, Веркор |
продюсеры: | Катерина Рюо, Ален Бордик, Пол Фонтейн, Анна Ледюк, Pierre Bertrand Jaume |
видеооператор: | Ален Левент |
композиторы: | Анжелик Нашон, Жан-Клод Нашон |
художники: | Дени Сиглан, Эва-Мария Арно |
монтаж: | Патрис Монне |
жанры: | мелодрама, драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 сентября 2004 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
Я не очень люблю фильмы о войне. Это страшное время, в которое граница между светом и тьмой становится как никогда явственной и ощутимой. От выбора, сделанного человеком, зависят жизни, судьбы и будущее...
Так вот, фильмов о войне я стараюсь избегать. Но алгоритмы ютьюба подбросили мне 14-минутное видео с ключевыми сценами из 'Молчания моря' под инструментальную музыку. Знатный спойлер, но я не в претензии. Фильм, конечно же, я почти сразу посмотрела, потому что он показался мне построенным на полувзглядах-полутонах - люблю такое, когда не в лоб - любовь до гроба - а знаете, все сложно, неясно, невысказанно и непонятно. Но оттого - пронзительно.
Прочитала я и одноименный рассказ Веркора, по мотивам которого снят фильм. И заключила, что это два немного разных произведения. У Веркора акцент сделан на войне (ключевая сцена - 'прозрение' Вернера и утрата им утопических иллюзий о возможности 'брака' между Германией и Францией). В экранизации Пьера Бутрона конфликт переносится в плоскость живых человеческих отношений. Вернер и Жанна - просто хорошие молодые люди, которых связывают музыка, человечность, доброта. Они могли бы быть вместе, но тут эта чертова война. Жанна милая, иногда резкая и нетерпимая, гордая, неидеальная, и еще она совсем девчонка. Вернер мягкий, чуткий, порядочный, иногда беззащитный, и он тоже как будто бы еще 'не вырос'.
В рассказе все немного по-другому. Конфликт там обрисован крупнее, хотя и более скупыми красками. Героиня представляет для Вернера всю прекрасную и неприступную Францию, которую он мифологизировал в своем сознании. В рассказе Вернер в первую очередь - мыслитель. Поэтому ключевой сценой становится не доказательство любви и милосердия, как в фильме, а полное крушение его иллюзий. Это придает рассказу философское звучание, которого в фильме нет.
И чудесный пассаж о сказке 'Красавица и чудовище' от литературного Вернера - жаль, что ему не нашлось места в фильме.
Но как отдельное произведение фильм действительно хорош. Музыка, костюмы, предметный мир, игра актеров - все очень качественно. Может, хотелось бы немного больше моря - оно прекрасно всегда, в любую эпоху и в любую погоду. Этот фильм займет у меня место на полке с такими теплыми и душевными мелодрамами, как 'Разрисованная вуаль' и экранизации по Джейн Остин.
11 июля 2022
Я, наверное, одна из тех, которая считает, что кинематограф, как искусство, умерло в 21 веке. И вот фильм «Молчание моря» 2004… Анонс меня не впечатлил, но об этом фильме было столько положительных отзывов, что я подумала, что на этот счет заблуждаюсь. С первых кадров стало ясно, что это посредственная поделка в духе нашего времени. Ни одной убедительной сцены, ни одного стоящего диалога. Выбор артистов неудачен. Внешность главной героини слишком проста. В те времена статус учительницы музыки был очень высок, предполагал происхождение из семьи высокого достатка. Об этом говорят собрание книг в доме Жанны. Мелкие буржуа книги не держали. Внешность Жанны на учительницу музыки из зажиточной семьи не тянет. Актриса слишком молода. Судя по сюжету, ей должно было быть лет 25. Никаких душевных импульсов в глазах не читается, внешность очень простая. Мадемуазель «Нет»: с красивым молодым мужчиной не разговаривает, к рождественской мессе не идет, не танцы не идет, продуктам не рада… В единственный раз, когда она «пробудилась», это когда игрой задержала Вернера в доме и тем самым спасла. Но это была кульминация фильма!
Дедушка слишком толстый для того времени, когда были трудности с продуктами. И зачем надо было строить диалоги с дедушкой на «Вы»? Противоестественно. Два одиноких беззащитных существа — «старый и малый»- с «Вы» не чувствуется естественной в этом случае близости.
Диалоги «деревянные»: «Тебе нравится фортепьяно? Ты бы предпочел играть с детьми?.. Запишитесь на курсы огородников… Хороший улов? Весна наступает…». Для того, чтобы вырастить что-то, нужны курсы? Да еще в период Второй мировой войны и оккупации?
Но главное, какая любовь может возникнуть из молчания и бездействия? Молчание — это ничего. Без разговора симпатии не возникнет. Симпатия подразумевает поступки, порывы. «Я хотел вам что-то сказать…», — говорит немец. Ну так скажи же!.. У Вернера только монологи, игра в одни ворота. Со второго раза такой интеллигентный человек уже мог бы понять, что с ним не хотят разговаривать. Где действия? Ну сыграл бы своего Баха, получил бы отклик в глазах такой же романтической души. Ну потряс бы за грудки обидчика Жанны… В названии фильма «море», но моря в фильме нет — его красоты, единения героев с морем. Несколько килек покупает Жанна… Но с рыбой-то что? Война повлияло на численность косяков кильки?
Пианино — беспроигрышный вариант в кино, удачный саундтрек решает многое. Вспомним знаменитых «Пианино», «Пианиста», «Летят журавли» (Марк расположил Веронику к себе игрой на фортепиано). Здесь наоборот, музыка блеклая. Хорошие классические куски так и не прозвучали. Было бы убедительнее, если бы Вернер попросил разрешения музицировать и делал бы это часто. Героев сблизила бы музыка.
Линия движения сопротивления была тоже невыразительна. Симпатии к «резистантам» не вызвала. Единственная сцена, когда мальчик Пьеро бежал за грузовиком, началась динамично, потом мальчик остановился и склонился неубедительно.
После «Вдовы Кудер» фильмы на подобную тему мастерить не стоит.
У кинематографа всего мира не лучшие времена.
3 из 10
15 ноября 2020
Мне очень нравится пересматривать фильм Молчание моря 2004 года.
Такие сюжеты не могут не затрагивать самые сокровенные чувства. Сейчас такие фильмы редки. Хотя этот фильм о войне, о французском сопротивлении, но главная сюжетная линия, всё-таки это — отношения между мужчиной и женщиной. Показана такая глубина чувств между ними, что это не может оставить равнодушным зрителя.
Поражаешься, что она, не сказав ни слова ему, чувствовала себя абсолютно понятой им. Это такая редкость! Такое понимание порой не встретишь среди своих же, соотечественников.
Я, думаю, что актёры со своими ролями прекрасно справились. В ролях Жюли Деларм (Жанна) очень трогательна и сильна одновременно, а Тома Жуанне (Вернер) просто безупречен, играя немецкого офицера.
И веришь Тома Жуанне, что формация таких людей, как Вернер, во время Второй Мировой на самом деле существовала. Интеллигентный, умный, воспитанный, по своему убеждённый в правоте политики своей страны. И хотя этот человек представлял собой власть оккупантов, он не злоупотреблял ею. Это идёт вразрез с представлением о немцах, которые во время войны оккупировали полмира, и творили ужасные вещи.
И хотя этот роман стал символом французского сопротивления, на мой взгляд, он показывает, как война мешает людям быть самими собой: любить, создавать семьи, восхищаться прекрасным, слушать музыку, читать замечательные книги. Как печально, что может казаться, что ненависть сильнее любви. Но это не так.
Я уверена, что обязательно исполнится замысел Бога для людей: когда всех людей будет объединять любовь. Тогда все семена ненависти будут устранены с земли. Люди насладятся обилием мира, и больше война никогда не будет разделять любящих сердец.
25 августа 2020
Оккупированная Франция. Маленький провинциальный городок. В дом к молодой француженке и ее дедушке вселяют молодого немца. Они полны негодования, презрения, ненависти. Но как могут они противостоять жестокой фашисткой машине, наверное, только выразительным молчанием. Немец, пытаясь наладить диалог с обитателями дома разговорами о великой французской литературе и гениальной немецкой музыке, постепенно открывается перед ними как интеллигент, интеллектуал, романтик. И зародившаяся, наперекор обстоятельствам, симпатия между молодыми людьми уже готова перерасти в более сильное и глубокое чувство. Что же победит в этом противоборстве чувства и долга? Для этого надо посмотреть фильм. Он поистине незабываем: проникновенное, тонкое, глубокое кино!
10 из 10
1 февраля 2020
Вторая мировая война — это не только российская национальная кинотема. Но и для Франции, которая был унизительно завоевана за две недели, в литературе и кино этот исторический мотив остается довольно важным. Возможно, именно протест против этой оккупации и драматическая судьба Сопротивления побуждает авторов до сих пор возвращаться к осмыслению тех событий. В этом ряду стоит и картина «Молчание моря» (2004) Пьера Бутрона.
Она снята по одноименному роману Жана Веркора уже была однажды экранизирована в 1949 году Жан-Пьером Мельвилем. Очевидно, это важное для французов произведение, раз к нему возвращаются с некоторой периодичностью. По сюжету в небольшом приморском городке живет пожилой мужчина со своей внучкой. В их доме поселяется немецкий офицер. Единственный возможный протест для хозяев — это молчание, полное игнорирование чужака, врага, оккупанта. Но офицер Вернер явно желает наладить контакт и пытается завести разговор. Он говорит о музыке, литературе, любви к Франции, и в итоге ему удается наладить эмоциональный контакт с Жанной, но он такой же негласный, каким был и сам протест.
Фильм Пьера Бутрона обладает особой интонацией — невысказанной страстью. Здесь все держится на недомолвках, догадках, полутонах. Даже цветовая гамма картины — светлые, но приглушенные серо-коричневые тона — создает флер этой истории. Простота и изысканность французского провинциального быта, костюмы, дух эпохи — все это сделано на высшем уровне. А легкий налет героики возвращает нас в историю Сопротивления, которое стало одной из вех Второй мировой войны.
Но историческая память российского зрителя, наверное, не позволяет ему смотреть «Молчание моря» так, как смотрит его среднестатистический европеец. Если «там» она смотрится как повесть, близкая к героической, то «здесь» нам кажется, что это оторванная от реальности романтическая поэма. Немец, который просит (!) разрешения погреться у очага. Оккупированная территория, на которой нет массовых казней — единственная сцена ареста смотрится почти гуманно. Овощной суп с кусочком сала, какао на завтрак. И немецкий офицер, у которого душа болит за Францию и поэтому он просится на фронт — в Россию!
Очевидно, что нельзя все мерить под одну гребенку, и одна и та же война была очень разной в разных странах. Да и войны вермахта очень по-разному относились к населению. Поэтому лучше смотреть этот фильм несколько отвлеченно от конкретных событий, от образа конкретного врага, от мыслей «а у нас в этот время…»
Возможно, и сама задумка режиссера была в этом, а не в детальной прорисовке событий и фактов. «Молчание моря» — это фильм о том, как противоестественна сама по себе война человеческой природе: насколько иначе могли бы сложиться отношения Жанны и Вернера при других обстоятельствах. И последний эпизод фильма говорит о том, что главная героиня вновь решается на протест — на протес против войны!
Но, несмотря на все эти мысли, невозможно не думать о том, как будет вести себя так долго сдерживавший свои чувства Вернер в России, к которой у него нет сентиментальной привязанности.
22 августа 2019
Знаете, если бы это была, как всегда, просто история любви двух людей по разные стороны баррикад, наверное, этот фильм бы меня так не зацепил. Несомненно, фильм не совсем о любви, он о чем-то большем, о чем-то очень личном.
Как прекрасно, что совсем случайно я наткнулась на эту картину. Я люблю качественное европейское кино, и этот фильм именно такой. С каким интересом к деталям быта отнеслись создатели этой замечательной ленты, сколько вкуса и истинно французской изысканности — костюмы, интерьеры, пейзажи! Конец фильма вышел печальным, но очень органичным и утончённым, — полутона, пастельные краски, прекрасные звуки музыки и конечно же — взгляды.
Эта повесть о войне, но здесь нет боевых действий, всего того, что первым делом ассоциируется с нею. На первый взгляд все очень просто, и история весьма типична. Протест Жанны и Андре — они не могут сделать ничего с навязанным им постояльцем из фермахта. Им остается только молчать. Но как много в этом молчании! В их общих сценах говорит только Вернер. Каждый монолог — брошенный камешек в бесстрастные воды молчания. У меня разрывалось сердце от безнадёжных попыток Вернера прорвать эту стену сопротивления, из вечера в вечер заходя в гостиную к хозяевам дома и говоря с ними на темы, тревожащие его душу. Надо видеть его глаза, полные отчаяния, и нежности, и вины. И глаза девушки…
Молчание скрывало борьбу чувств и долга, смятение, переживания, уважение, влюбленность, настырность — хотя, впрочем, даже молчанием не удалось скрыть силу переполняющих эмоций. Поразила сила молчания — и хотя иногда молчание говорит яснее слов, уже к середине фильма хотелось кричать вместо героини!
В самом фильме есть какая-то морская глубина и простор. Внешне он кажется спокойным, размеренным… молчащим. А внутри такие течения, что сносит. Я очень люблю, когда актеры играют взглядом. Вот здесь я получила настоящее удовольствие — когда герои говорили своими взглядами куда больше, чем выражали словами. Как они передали зрителю свои чувства и эмоции! Жюли Деларме и Тома Жуанне создали в фильме атмосферу любовных переживаний. И чего только стоят кадры вечера в рождество, его руки на кресле возле ее шеи, ее замирания от его приближения. Притом, что они ни разу даже не прикоснулись друг к другу за весь фильм.
Больше всего меня поразило до глубины души ёе единственное слово, обращенное к нему — «прощайте!». Это было начало, и это был конец. Потому что они никогда больше не увидятся.
И еще… За последнее время это один из самых сильных фильмов о войне, что мне довелось посмотреть. Может быть, потому что там не было бомбежек и смертей? Может быть потому, что страшнее всего — молчание?
9 из 10
18 февраля 2016
Честно говоря, мне фильм не понравился, хуже того, оставил равнодушным. Мне он показался каким-то пустым и маловыразительным. Не хватает смысловой нагрузки, на мой взгляд. Психологического напряжения нет вообще, отсутствует драматизм. Фильм пропитан какой-то будничностью, тематика войны вообще не раскрыта. Мне кажется, что не хватает контрастов и это безусловно проблема режиссуры, она здесь явно слабая. Игра актеров — на среднем уровне, опять же, буднична, не могу выделить ни одного яркого сюжета. Так и не смог уловить основного замысла автора, может не всем дано.
Немного отвлеченно: меня удивляет, почему немецкий офицер не приносит никаких подарков, хотя бы в виде небольших продуктов, например. Ведь это так подкупает и вполне естественно. Неужели немцы настолько скупы, чтобы пожалеть банку консервов, пару кусков хлеба и сахара? Странно. Не хочу никого оскорбить, но про гл. героиню я бы подумал, что она или фригидная или асексуалка, настолько ее персонаж слабо раскрыт. Потом, зачем, скажите на милость, ей сунули в рот папиросу? Нельзя было найти другое средство успокоения? Далее, у одного из героев почти на глазах погибают друзья, он чудом остается в живых и опять — ноль эмоций. Полная нелепица.
Но ключевой минус повествования — отсутствие между главными героями мистической связи. Режиссером она должно быть показана. Должна быть отображена некая поворотная точка, после которой начинается их духовное сближение. К примеру, он заходит в комнату и спустя время неожиданно говорит: «можно я для вас сыграю». И через музыку открывает свой внутренний мир и она вдруг понимает его подлинное отношение к войне, франции, происходящему, ну и т. д. Но этого же нет. Мы видим только, что они совершенно разные, более того — враги и с чего бы им испытывать влечение друг к другу? Эта невидимая связь между героями, должна явственно ощущаться зрителем. Ее нет. Вообще отсутствует интрига, как таковая. Все какое-то бледное, вялотекущее, отчасти банальное. Ладно, с режиссурой облажались, но саундтрек могли толковый подобрать? Опять, нет. Признаться, даже удивлен обилием положительных рецензий. Одним словом, мне фильм совсем не понравился. Пустой и невыразительный. Вторично, под страхом расстрела, не стал бы смотреть.
2 из 10
17 февраля 2016
К сожалению, не так часто, но все-таки бывает, что совершенно случайно, по стечению ряда обстоятельств, или, что называется, из третьих рук, или по какому-то наитию в поле зрения вдруг попадает какой-нибудь малоизвестный фильм такого же малоизвестного режиссера, но, приступив к просмотру которого уже с первых кадров с трепетом понимаешь: это оно, твое кино. О котором ты, возможно, мог никогда не узнать либо узнать еще очень нескоро.
Вот и картина французского режиссера Пьера Бутрона «Молчание моря» оказалась именно тем фильмом, которого, кажется, тайно ждал, сам того не подозревая. «Молчание моря» — это, на мой взгляд, тот редкий случай и та самая «золотая середина», когда фильм может заслужить положительную оценку как у неисправимого киномана, так и у неискушенного рядового зрителя. Нетривиальный (но и не экстраординарный) сюжет, проникновенная игра актеров и напряженная, ожидающая некой логической развязки атмосфера, скорее всего, не дадут заскучать способному к сопереживанию и рефлексии зрителю.
Далеко не всегда, но все же нередко, выбирая тот или иной фильм к просмотру, мы обращаем внимание на хронометраж. В данном случае он подкупает: просмотр не займет много времени, а удовольствие от приятного времяпрепровождения почти гарантировано (нарочито делаю оговорку, поскольку давать абсолютные гарантии дело, в общем, неблагодарное). Хотя следует признать (уверен, это чувство знакомо многим), что если фильм по-настоящему интересен, располагает к активному мыслительному процессу и вызывает яркую палитру неподдельных эмоций и переживаний, то тут уж, напротив, хочется, чтобы финальные титры и вовсе не появлялись по возможности дольше. Эта лента французского постановщика, на мой взгляд, как раз именно такого порядка. А довольно высокие рейтинги на сайте КиноПоиска и IMDb.com лишнее тому подтверждение.
8 из 10
24 января 2016
Франция образца 1941 года. Тихий, оккупированный немцами провинциальный городок. У пианистки Жанны и ее деда Андре незваный гость — немецкий офицер Вернер, направленный на квартирование к ним домой. Он поселился в комнате ее умерших родителей. У него безупречные манеры: он вежлив, предупредителен и хорошо воспитан. Она подрабатывает обучением игрой на фортепиано. В свободное время девушка блестяще исполняет Баха. Он каждый вечер желает не слишком радушным хозяевам доброй ночи. Они, в свою очередь, выказывают внутреннее сопротивление в единственно доступной в данной ситуации форме — молча и неприязненно игнорируя присутствие чужака. Дед с внучкой осознают, что за неимением выбора приходится, терпеть, превозмогать боль, ведь «боль — тот же враг». И то, и другое нужно стерпеть молча.
Она сидит на безлюдной дороге, едва не плача от острой боли стертых в кровь, ног. Ее велосипед украли. Чуть впереди останавливается его служебная машина. Он в своей обычной галантной манере предлагает помощь девушке. Она гордо и все так же молча шагает мимо, тщательно стараясь не хромать и не показывать как ей больно. Девушку можно понять: с нее довольно и того, что враг живёт с ней под одной крышей, садиться к нему в машину, она не намерена. Фашист не удостаивается даже взглядом: враг ведь. Он молча смотрит ей вслед…
Они живут в одном доме уже больше трех месяцев. Он любит французскую литературу, она любит немецких классиков. Он тоже музыкант, рожденный не для того, чтобы воевать, но имеющий четкие понятия о чести и долге: перед родителями, перед страной. Она не играет больше на фортепиано после его приезда (играть Моцарта или Баха в его присутствии — кощунство). Он любит море, потому что оно молчит, но под его глубинами скрывается многое, нужно только постараться и услышать его. Сам Вернер отнюдь не молчит, а говорит красиво и поэтично, так, что его можно заслушаться. Поразительно, но за его словами скрывается столько всего: любовь, нежность, смятение, долг. Только говорит по-настоящему он с Жанной глазами. Без единого слова. Поразительно, как много в них чувств, желаний. А что скрывается за ее молчанием? Возможно, не такая лютая ненависть, как могло бы показаться с первого взгляда. Уж не обратная ли сторона этого чувства заставляет глазам и жестам жить собственной жизнью. Его и ее глаза полны невысказанных чувств. Но слова не нужны для соединения душ.
Но разве есть надежда у людей, стоящих по разные стороны баррикад. Роковые слова произносятся самим героем: «никакой надежды». Война не оставляет надежде никаких шансов, вне зависимости от исхода, страдают люди. Она калечит даже победителей. Долг, патриотизм и отсутствие выбора, вот что имеет значение. И каждый не может подступиться этими словами, встать на сторону другого, ведь это означало бы предательство. Сам режиссер обращается к зрителю с помощью слов, сказанных героем о том, что восхищается людьми, преданными своей отчизне. После этих слов, зритель не должен быть удивлен исходом дальнейших событий. Предать родину, означало бы предать самих себя, потерять свою целостность, что было бы неприемлемо ни при каких обстоятельствах, потому у любви нет шансов.
Делая акцент на том, что любовная линия является лишь сквозной темой, катализатором, нежели последствием, Пьер Бутрон говорит о том, что воюют во все времена, люди, а абсолютной истины попусту не существует. Даже, если у героев фильма не укладывается в голове, что немецкий офицер может быть достойным человеком, а борцы Сопротивления, по сути, обычными убийцами. Война — есть оправдание насилия и убийства. И, тогда возникает резонный вопрос: на какой стороне собственно, виновные, а на какой жертвы? И если, французское Сопротивление прибегает к насилию ради борьбы, то, отчего немцы не вправе поступать также. Проблема в излишней гиперболизации жестокости сторон на войне. Люди отчего-то наделяют противоположную сторону мифическими злодействами, ошибочно считая себя абсолютно трансцендентными ей. А по правде, в природе не существует только плохих и хороших людей. Человек, всего-навсего, человек.
8 октября 2015
На меблированном, увешенном картинами импровизированном поле боя оккупированной Франции между двумя врагами случается любовь. Он — немецкий капитан, вселившийся в просторный особняк, принадлежащий пожилому французу и Ей, внучке — скромной учительнице музыки. Сердце дома — комната умерших родителей девушки — напоминание не до конца зажившей раны. В комнате царят порядок и чистота, именно туда заселяют незваного гостя. Он не виноват, что одним своим присутствием причиняет хозяевам практически физическую боль, заставившую их молчать в ответ на Его длинные монологи. Их ненависть к Нему — это ненависть к чему-то обобщенно плохому, вторгшемуся в привычную жизнь, в образе единой фашистской массы. Он же, с несвойственной врагу вежливостью и терпением, долго и настойчиво извиняется то за свои поздние визиты, то за холод в комнате, по причине чего вынужден спускаться к камину, тревожа их покой. Потом выяснится, что Он — действительно не такой, как все: не военный, а композитор. Молчание будет царить, как и прежде, но капельки моря в глазах героев приобретут новый отблеск.
Фильм портит не сентиментальность, которая в данном случае выступает спасительницей. Вся красота картины заключается в долгих переглядываниях, заменяющих диалоги, музыке за кадром и в кадре. Главный минус фильма — неестественность. Она моментально бросается в глаза и с развитием сюжета, протекающим очень неспешно, все больше отравляет фильм. В разгар войны, в оккупированной Франции еврейская семья берет уроки музыки; дом, где происходит основное действие, даже по современным меркам обставлен роскошно. Идеализирован образ немецкого офицера и представлен в виде красавца с тонкой душой. Его неправдоподобную вежливость и обходительность можно расценить как пропаганду немецкого солдата — разрушение образа невежды и морального урода. Хочется спросить, на чьей стороне выступают создатели фильма, ибо к французам, напротив, по завершения просмотра, начинаешь испытывать явную неприязнь. Абсурд заключается в том, что две трети фильма немецкий офицер вежливо извиняется перед хозяевами, в чьи владения вторгся. Те же гордо не обращают на него никакого внимания, словно забыли, кто является победителем, а кто проигравшими. При этом офицер терпит и воспринимает подобное поведение как достоинство французов, хотя логичнее увидеть в этом неосмотрительность, если не сказать глупость.
Из-за негласного табу на обычные слова, языком эсперанто для героев становится музыка. Инструмент здесь играет не менее важную роль, чем в фильме «Пианино», 1992. Это пианино, пусть и не омываемое настойчивым морским прибоем, также одиноко, и зачастую жалеешь, что его голос не звучит чаще. Музыка вселяет в картину лиризм, но потенциал инструмента раскрывается только под самый конец фильма. Слишком долго пианино было просто мебелью, и чересчур поздно перевоплотилось в мост, соединяющий героев. Ко всему прочему, в этом чувствуется заимствование у того же «Пианино» и не хватает новаторства. Когда крупные планы чарующих голубых глаз актеров доставляют эстетическое удовольствие: кажется даже, что основным критерием кастинга был именно цвет глаз, сюжет неотступно тянет на дно. Поэтому и не только, «Молчание моря», несмотря на всю свою кажущуюся красоту и утонченность: не может называться хорошим. Все, что мы видим либо уже было, либо находится в жалком зародышевом состоянии, так и не получив должного развития.
Тема войны словно нарочно избегается: здесь нет ни жестоких сцен насилия, ни ужаса оккупированного города. Даже гонения евреев представлены сравнительно мягко. Кипит обычная мирная жизнь, где о войне напоминают лишь: дефицит продуктов и немецкие солдаты, ведущие себя, кстати, в границах определенной нормы. От этого картина теряет реалистичность, приобретая очертания мелодрамы по заказу телеканала «Россия»: смысл фильма в том, чтобы пианистка и симпатичный немец наконец были вместе. Смотреть кино благодаря этому значительно проще, но создается ощущения обмана. Тем не менее, картина погружает в свою атмосферу, что после просмотра очень сложно начать говорить. Кажется, легче продолжать вслушиваться в звуки музыки, распознавая там скрытые мысли и чувства, чем вернуться к словам. Итоговая оценка, сформировываясь под влиянием драматичной концовки фильма, куда более лояльна, чем промежуточные. К началу финальных титров почему-то забываешь о том нервозном ожидании чего-то хоть сколько-нибудь живого и динамичного, которое тебя практически не покидает. А также о том, что ожидание оказывается напрасным, ибо ничего подобного так и не и происходит.
18 сентября 2015
«Море молчаливо, но нужно уметь его слушать»
Вторая мировая война с разной степенью вовлечённости и ущерба коснулась большинства существовавших на тот момент государств и наций. И если подвиг советского народа запомнился мужеством и несгибаемостью отечественных солдат, а массовое уничтожение евреев беспрецедентной жестокостью нацистов, оккупация Франции фашистской Германией имела более лояльный характер. Боши не планировали за счет её территории увеличивать свое жизненное пространство и не осуществляли политику геноцида. Один из очевидцев тех событий, художник-иллюстратор и писатель Веркор (Жан Марсель Брюллер), отслужив в резервном батальоне, летом 1941 года в память о погибшем поэте-символисте Сен-Поль-Ру сочинил повесть «Молчание моря», выпущенную парижским подпольным «Полночным издательством» и воспринятую соотечественниками как манифест непокорённой Франции. В 1949 году уже культовую книгу экранизировал один из заметных представителей французской «Новой волны» Жан-Пьер Мельвиль, для которого фильм стал его полнометражным дебютом. А 55 лет спустя Пьер Бутрон создал его ремейк, сняв одноимённую военную мелодраму совместного франко-бельгийского производства.
В одном из зданий отдалённой французской провинции, до которой ещё не добралась война, живут молодая учительница музыки Жанна (Жюли Деларме) и ее дедушка Андре (Мишель Галабрю). Днём дедушка занимается садоводством, вечера коротает у камина за чтением книг. А его внучка преподаёт детям игру на фортепиано, для себя исполняя волшебную музыку Баха. Неожиданно к ним квартируют немецкого офицера Вернера (Тома Жуанне), расположившегося в спальне погибших родителей девушки. И с появлением нового жильца в доме надолго воцаряется тишина. Хозяева покорно принимают присутствие нежданного гостя, но в качестве протеста на все попытки общения немца отвечают безразличным молчанием. Офицер окажется бывшим музыкантом, воспитанным и деликатным человеком, который с уважением будет относиться к своим «соседям», а его частые монологи об искусстве, культуре и жизни станут голосом картины. И девушка неосознанно начнёт влюбляться в своего врага…
Лента Мельвиля отличалась слишком провокационным содержанием для его современников. Камерная по исполнению и больше напоминающая телеспектакль, сюжетно она фокусировалась на разочаровании немецкого капитана-франкофила в германской политике касательно захваченных земель. Зародившаяся между пианисткой и композитором симпатия там служила лишь декорацией, а основными тогда были темы взаимоотношений наций и анализ реалий отгремевшей войны. В фильме Бутрона война остаётся за кадром, а главным становится проблема нравственного выбора Жанны. Романтика отношений здесь конфликтует с мотивом гражданского долга: героиня ценит благородство нежеланного сожителя, который выглядит достойнее многих знакомых её окружения, но его защита от диверсий отрядов Сопротивления будет выглядеть предательством для своих. Кроме того, для эмоциональной яркости истории режиссёр усилил значение музыки Баха, которая в романе играла лишь вспомогательную роль, а в картине отмечает значимые вехи в развитии отношений персонажей: сцену знакомства, рождественский вечер наедине, момент их прощания.
Основные события ленты разворачиваются в интерьере дома, но мастерство оператора, стремящегося показать не только важные детали, интересные ракурсы героев, но и их отражения в зеркалах, ослабляет давление замкнутого пространства и фильм смотрится свободно и легко. В картине мало диалогов, поэтому основной язык общения здесь — это взгляды, мимика и жесты персонажей, которые благодаря множеству крупных планов работают очень эффектно. Вся построенная на полутонах, намёках и невысказанности героев, для которых мелодия становится своеобразной коммуникацией, лента настолько эмоционально сильна, что потребность в вербалике просто отпадает, а чувства и мысли влюблённых синхронизируются. Любовь для Жанны и Вернера стала возможностью сбежать от внешнего мира, в котором для неё остались только воспоминания прошлого, а для него — обязанности настоящего. История о людях, ставших заложниками обстоятельств, становится притчей о достоинстве, чести и долге перед отчизной и раскрывается взаимодействием двух великих культур, подаривших миру Корнеля, Бодлера и Бальзака с одной стороны и Бетховена, Вагнера и Баха — с другой.
Сюжеты о влюблённых из враждующих государств в кино не редкость: достаточно вспомнить «Франца+Полину» об отношениях молодого эсесовца с жительницей белорусской деревни и прошлогоднюю «Французскую сюиту», которую с фильмом Бутрона роднит не только время и место действия, но и связь персонажей с миром музыки. Внутренний диссонанс порою приводит героев таких фильмов либо к убийству во имя долга (Марютка из «Сорок первого»), либо к предательству во имя любви (Андрий из «Тараса Бульбы»). «Молчание моря» в этом плане сохраняет нейтралитет и метафорично говорит о том, что душевный мир человека подобен необузданной водной стихии, готовой всё сокрушить на своём пути, но одновременно скрывающей неведомые тишину и покой. Аллегорично это соотносится с безмолвием завоёванных французов, которые протестуют своим молчанием и неуступчивостью. Война бесчеловечна и разрушительна, но даже в её хаосе есть место любви, способной соединять людей, давая им веру в будущее и даря надежду на понимание.
16 сентября 2015
Потрясающий, очень атмосферный фильм. Все настолько тонко, точно, и при этом столько недосказанности, оставляющей после себя послевкусие и много-много мыслей в зрительской голове.
Провинциальный французский городок, жизнь в котором течет достаточно спокойно и ровно, не смотря на нелегкое военное время. Молодая учительница музыки Жанна продолжает давать уроки, ее дедушка Андре занимается домом. Их тихую жизнь нарушает неожиданный приезд в их дом немецкого офицера Вернера.
Гость ведет себя спокойно и вежливо, каждое утро и вечер пытается поговорить с хозяевами дома, но в ответ получает только молчание. Жанна не говорит ему ни единого слова. Однако, в этом молчании сокрыто нечто большее, чем ненависть и презрение — вскоре это становится очевидным.
И вроде бы не было ничего, но одновременно было всё… Ни единого прикосновения, но столько взглядов, мыслей, разряженный воздух в комнате, в те редкие моменты, когда они оставались наедине. Водоворот чувств, эмоций, уносящий далеко-далеко, сомнения и слезы, и глубокое чувство, засевшее в груди… И мой любимый момент, когда Жанна вновь садится за пианино и играет, касается пальцами клавиш, ради того, чтобы уберечь того, кого полюбила.
Терпкий вкус расстояния и расставания, понимание того, что быть вместе невозможно. И это «Прощайте»… Единственное произнесенное вслух слово.
Ком в горле после просмотра.
13 февраля 2015
Сохранять человечность в нечеловеческих условиях, возможно? Как показывает нам режиссер в своем замечательном кино, можно себя вести по-разному. Кто-то может восхищаться культурой своего врага, другие же считают, что война выигрывается, ради унижения другой нации. Также и оккупанты не живут по одному прототипу, кто-то продолжает жить своим чередом, остальные готовят разного рода операции. В нашей же картине, основными героями служат молчаливая девушка, и её не менее разговорчивый дедушка, в присутствии немца, который несмотря на сложившуюся ситуацию, пытается вести себя крайне культурно. Кстати насчет ситуации, странная война в самом разгаре, такой оксюморон, идеально подходит для данного времени. Молодой немец живет в чужом доме, пытаясь наладить хоть какой-то контакт со своими новыми соседями, при этом, натыкаясь на полное отречение от разговорной речи со стороны своих сожителей. Ситуация сложная, напряженная, но в то же время и забавная.
В фильме проводится много интересных сравнений, между культурами Франции и Германии, о взглядах на мир в целом, и всё в таком интересном роде. Например, я убежден, что каждый себя уважающий человек знает, что в классической музыке, тяжело кому-то сравниться с немецкими композиторами, такими как Бах, Бетховен, Вагнер. Франция же отличается своими выдающимися писателями, такими как Бальзак, Бодлер, Корнель. Хорошо, что режиссер не пытается кого-то преподнести, а показывает нейтральный взгляд главного героя, который восхищается обоими культурами.
Фильм, который не придается большой огласки, но на который стоит уделить время, ситуация жизненная, интересная, промежуточная, но с ярко выраженным концом, поэтому с удовольствием посоветую своим знакомым взглянуть на этот тихий шедевр.
12 февраля 2015
Ни один из тех, кто писал здесь о фильме, не заметил главного. Это — фильм-пустышка, дешевка, обман, ложь. Ничто, завернутое в действительно красивые декорации, милые вещи, прекрасные цвета, симпатичных актеров.
Немцы тут ни при чем. И французы. И война ни при чём. До этого никому нет дела — ни авторам фильма, ни героям. Это маскировка, которая нужна, чтобы придать форму «вечности», создать иллюзию масштаба, пробудить «шквал мыслей и вопросов», по собственному выражению одного из рецензентов. Процитирую, кстати, риторические восклицания, вызванные фильмом, которые рецензент считает собственными мыслями:
- Почему надо считать человека врагом лишь из-за его национальности? Как молчание может стать куда более сильным и зрелым протестом, нежели демонстрация с криками, потасовками и сжиганием флагов? Почему не обязательно говорить, чтобы найти общий язык, и нужны ли слова вообще?
Это не мысли и не вопросы. Это общие слова, пустая речь уровня части С в ЕГЭ по русскому языку («проблема любви к Родине», «как скрасить серые будни? нужно помогать людям»).
Это обман, увы. Хотя интерьер дома героев всё равно симпатичный, у нас в стране такого, боюсь, никогда не будет. Но этого маловато.
Форма —
6 из 10
Содержание —
0 из 10
22 июня 2014
Картина «Молчание моря» попалась мне совершенно случайно. Это экранизация повести французского писателя Веркора, изданной в 1942 году подпольным издательством Сопротивления Франции времён немецкой оккупации.
С первых же секунд фильм захватил меня своей простой красотой, скромным очарованием и каким-то неповторимым ощущением — словно передо мной проносятся картинки чьей-то жизни или страницы увлекательной книги, но вовсе не кинокартина.
Проникаешься симпатией к офицеру Вернеру (Тома Жуанне) — ведь это и есть образ настоящего благородного офицера. Немецкий офицер хоть и появляется в фильме эпизодически, но является достаточно цельным и живым персонажем. Образ складывается из тех маленьких деталей, что показывает зрителям режиссёр — весьма вежлив, интеллигентен, очень интересен как рассказчик, человек совести и чести (сукин сын не вёл бы себя так учтиво с теми, кого мог в силу своей власти растоптать за молчаливую непокорность), а также человек, имеющий достоинство, которым мало кто может похвалиться и которое ценится в любое историческое время.
Главная героиня (Жюли Деларме) — это запутавшаяся в своих чувствах молодая девушка. Её раздирают противоречивые чувства: романтическая влюбленность к немецкому офицеру (достойному человеку), но и врагу её страны в данной ситуации, и желание помочь соотечественникам в борьбе с оккупантами.
Отдельно стоит отметить следующее. Этот фильм удивителен тем, что актёры здесь прекрасно передают чувства глазами, взглядами. Ведь глаза — это душа человека, порой они могут сказать больше всех слов на свете, передать больше, чем сотни страниц книг. А фильм «Молчание моря» именно и затрагивает эти душевные струны.
Также здесь поднята военная тема — не хуже ли оккупантов те же самые подпольщики, из-за террористических актов которых гибнет больше невинных, нежели тех, кто заслуживает смерти?
13 августа 2013
Минуло две недели после просмотра, а я все мысленно возвращаюсь к фильму. Значит, засело. Значит, надо рецензировать.
Сюжет: Франция оккупирована фашистами. Немецкий офицер квартирован в дом французской девушки и ее деда. Молчание — единственный способ хозяев выказать свое презрение фашистскому режиму в лице солдата. Неожиданно, немец оказывается образованным и глубоким человеком, лишь исполняющим патриотический долг. Отношение девушки к нему постепенно меняется, в финале это глубокое понимание, тот его рубеж, что сливается с любовью. Но не той банальной любовью между мужчиной и женщиной, нет — любовью человека к человеку. Их чувства настолько синхронны, что слова не нужны, достаточно взгляда и музыки.
Про последнее хочется сказать отдельно. Она — пианистка. Он — композитор. Для них мелодия становится языком. Представьте, насколько чувственно кино, если самый эмоционально насыщенный момент был выражен именно музыкой — не словом и не действием.
Что меня поразило и взволновало: фильм — весь полутона и намеки. Кино того сорта, когда неприкосновение и невысказанность вызывают эмоций больше и глубже, чем любой диалог. Она слышит скрип его сапог за спиной, его дыхание, а у зрителя волоски на коже вздымаются и мурашки бегут. Ток в воздухе. Так пронзительно показать чувства, не опускаясь к плотскому — великий талант и труд.
Единственный недостаток — наивность. Образ благородного фашиста — скорее утопия романтиков, в него слишком тяжело поверить зрителю с хоть сколько-нибудь реалистическим взглядом на мир, а потому:
9 из 10
24 июня 2013
Море окружено сушей. По воле природы Море и Земля не только неразрывно связаны, но и отделены друг от друга. Только природные процессы могут связать их воедино. В фильме «Молчание моря» показана самая страшная природная и человеческая катастрофа — война. Есть немцы и французы — враги, ведущие борьбу. Главные герои фильма — Жанна и Вернер принадлежат к разным сторонам и должны стать противниками по всем законам, установленным в маленьком французском городке. Но этого не происходит. Самое удивительное, что зритель сразу видит главных героев особыми, отличными от своего народа. Это проявляется в отношении Жанны и Вернера друг к другу. Море молчит, но в его молчании столько неосязаемых чувств, оттенков, ощущений. Вернер произносит длинные монологи, но в ответ ему звучит неизменная тишина. Ближе к концу фильма у меня появилось странное чувство — Вернер, как и Жанна, нужные слова произносит молча, глядя в глаза, а не когда пытается добиться отклика Жанны и Андре.
Фильм показывает историю любви, одну из самых живых, настоящих и глубоких историй в кинематографе. Я увидела не персонажей, а реально существовавших людей. Произвести такое впечатление без единого диалога между героями… я не знаю, КАК это удалось актерам. Кстати, можно поразмышлять о том, что показанное чувство и не любовь вовсе, а просто тепло, понимание и принятие другого человека, но это и будет являться любовью! Здесь нет мимолетной страсти, увлечения, есть только глубочайшая духовная связь.
Великая классическая музыка поддерживает фильм и звучит ровно, как и спокойное море.
Соединились ли Море и Земля в конце этой истории, каждый зритель решит сам. Для меня же произошло чудо соединения не физических жизней, а душ.
30 июня 2012
Фильм «Молчание моря» поставлен по книге Жана Марселя Брюллера (Веркора), описывающей взаимоотношения пожилого француза и его внучки с одной стороны, и немецкого офицера, заселенного в их дом. Сюжет построен таким образом, что все попытки немца завязать общение с хозяевами дома наталкиваются на их горделивое молчание, но отнюдь не на отсутствие интереса к личности их «гостя».
Строго говоря, по книге было снято два одноименных фильма с разницей в 55 лет. Помимо кинематографических отличий (первый фильм более камерный, почти телеспектакль), фильмы концентрируются на разной проблематике. В 1949 году главной темой стало разочарование немецкого лейтенанта — истового поклонника Франции в германской политике на оккупированных территориях, и как следствие его прошение о переводе на передовую. Возникшая между постояльцем и девушкой симпатия здесь не более чем декорация, и ее можно просто не заметить, если бы не текст от автора. Такой подход вполне понятен — в 1949 году, спустя всего 8 лет после описываемых событий, главным все-таки виделся вопрос взаимоотношений наций и оценки здравомыслящими людьми событий Второй мировой войны. Главный вывод первого фильма — и в стане заклятого врага есть люди, достойные уважения.
В несколько ином ключе был снят фильм в 2004 году. Здесь тема нравственного выбора немца есть нечто само собой разумеющееся, и на первый план выходит нравственная проблема главной героини фильма — и здесь любовная линия тесно переплетается с темой гражданского долга. С одной стороны девушка осознает, что ее враг в высшей степени благороден, более того, этот человек оказывается гораздо более достойным, чем некоторые люди, окружавшие ее с детства. С другой стороны спасти его (тема, которая отсутствует в фильме 1949 года) — значит встать на пути у своих. Сложнее всего сознательно идти вразрез одновременно и со своими, и с чужими. Свои будут считать предателем, чужие никогда не будут считать своим. Ответ на этот вопрос каждый должен дать для себя сам, и ответ может быть и таким, каким он показан во втором фильме.
К сожалению, несмотря на выбор девушки, чувства молодых людей друг к другу предсказуемо оказываются жертвой противостояния их народов и того решения, которое для себя принял офицер. Авторы фильма подводят зрителя к еще одной мысли: молчание ничего не добавляет в этой жизни. Времени, проведенного молча, в будущем может не хватить для важных слов. Однако очень часто молчание скрывает за собой гораздо больше, чем другой человек готов воспринять, и иногда такому молчанию лучше сохраниться навсегда.
14 июня 2012
Однозначно нет. И это — его главное, на мой взгляд, достоинство. Уже сотая по счёту история о влюблённых, оказавшихся по разные стороны баррикад у меня не вызвала бы и десятой доли тех эмоций, которые вызвала эта. История о чести, достоинстве, о долге перед своей страной, о человечности.
Больше и сказать, в общем-то, нечего. Абсолютно ясный фильм с одним единственным смыслом, посылом, блистательно воплощенным. Так ли важна здесь «любовная линия»? Повторюсь — нет. Она лишь позволяет пожалеть, что эти двое встретились вот так, ещё раз пожалеть о той, произошедшей когда-то войне. Но это ни в коем случае не «стержень» фильма. Ведь правда, какая может быть любовь, когда перед тобой враг твоей родной страны? И разве Жанна, после спасения немецкого офицера, начинает посещать «дом с белыми цветами» не ради искупления своего, пусть человечного, но предательства?
Множество сложных вопросов, сейчас к сожалению поднимающихся крайне редко, на которые фильм отвечает однозначно и ясно.
Понравилось, что авторы не стали «затягивать» картину. Неспешная завязка, кульминация и тут-же — финал. Всё, что необходимо сказать, было сказано. Игра актёров замечательна. Игра взглядами, глазами.
Напоследок, невесело задумываюсь: А если бы вдруг сейчас что-то подобное бы происходило бы здесь, в нашей стране? Война, оккупация. Многие бы повели бы себя так, как Жанна и её дедушка?
Ведь даже этот фильм у нас все почему-то посчитали фильмом «только о любви». Только между мужчиной и женщиной.
20 мая 2012
Ремейки — это всегда деликатное и опасное занятие, а когда речь идет о ремейках классических кинокартин, то в какой-то степени и вовсе недостойное. И дело даже не в том, что приходится брать идею за руку и шагать с ней по тонкому льду времени к берегу, на котором стоят другие зрители с другим настоящим и, возможно, другим прошлым. Дело в том, так ли это необходимо. Ведь классика на то и классика, чтобы быть лицом и душой определенного временного отрывка с прилагающимися к нему характерными чертами, событиями, явлениями, и, разумеется, переживаниями.
Картина Жан-Пьер Мельвилля «Молчание моря», снятая одним из самых ярких представителей французской «Новой волны» в далеком 1949-м году, является именно таким кинополотном. Оно — дитя своего времени, прошедшего времени. Причем эта лента устарела не только с точки зрения темы (хотя, я уверен, что найдутся желающие поспорить со мной данном вопросе), но и в плане принадлежности к конкретному кинематографическому течению, к которому на кладбище кинонаправлений успели присоединиться его «дети», причиной смерти которых стал чересчур высокий уровень зависимости от «родителя».
Пьера Бутрона я до просмотра «Молчания моря» образца 2004-го года не знал совершенно. А сейчас немного узнал. И знаете, он меня чрезвычайно заинтересовал. Заинтересовал своей творческой свободой, и это касается не только постановки, но и философии его детища. Он в лучших традициях посмодернизма воскрешает прошлое для того, чтобы переосмыслить, но, при этом, не только не использует иронию — одну из основных инструментов посмодерниста, но и абсолютно не боится показаться наивным, а это, уверяю вас, является самым большим страхом почти всех представителей данного культурного феномена.
Режиссер не просто образует связующее звено, этакий своебразный мост между днем вчерашним и днем настоящим, но и находит в прошлом вечность, проникая в него через щелочки между секунд, через аккорды музыкальных произведений, через взгляды действующих лиц… Боже! Как же двусмысленно в данном контексте звучит словосочетание «действующее лицо»! Ведь героиня не просто смотрит на героя, она видит в его глазах зеркальное отражение того, что творится у нее на душе. Она не просто отводит взгляд, она боится того, что может вдруг случайно познать эзотерику происходящего.
А что там, кстати, горит на огне химии и, одновременно, тлеет под давлением обстоятельств? Желание! Да, это еще не любовь, это желание полюбить, желание отдаться, желание взять (прошу не воспринимать это буквально). Герои неустанно ищут любви, ищут возможности полюбить и быть любимыми. Любовь для них — это способ уйти от окружающего мира, в котором для нее существуют лишь символы прошлого, а для него — обязанности настоящего. Он осознает, что остается для нее врагом несмотря вежливость, манеры дворянина и снятое немецкое сукно, а она понимает, что, отвергая, не перестает хотеть принять.
Действие в основном происходит в интерьере, однако, несмотря на данное обстоятельство, картина смотрится крайне легко, во многом благодаря оператору Алену Ревенту, который использовал все возможные способы, чтобы сделать фильм свободным и живым. Он снимает отражения в зеркалах, он снимает тени, а порой он даже снимает тени, которые отражаются в зеркалах. Давление замкнутого пространства улетучивается как по взмаху волшебной палочки, но все же главная заслуга в этом деле принадлежит взглядам персонажей…
Музыка Баха не просто сопровождает происходящее, но и комментирует, дополняет. Трансофрмации закадровой музыки во внутреннюю и наоборот и великолепно исполнены, и осознанны с точки зрения взаимодействия эстетики и этики. Волшебство произведений Иоганна Себастьяна раскрывает свою космическую сущность на бытовом уровне, божеством проникая в человеческий мир.
Сценарная основа на первый взгляд кажется довольно простой и понятной, однако имеет свои особенности. Например, второе поворотное событие происходит за 10 минут до конца и совпадает с кульминацией истории. Также интересны некоторые сценарные уловки. Например, когда пропадает велосипед героини, и напрашивается вывод, что герой предложит ей свою машину, она согласится, и с этого начнется развиваться их любовная линия на открытом уровне. Но все совсем не так просто. И таких примеров здесь много. Сценарист играет на шаблонах, зарабатывая себе очки.
Но самый интересный сценарный ход все же имеет место быть ближе в финалу, сразу перед уже упомянутым вторым поворотным событием. Героиня, которая обещала не играть на пианино до тех пор, пока у нее дома чужой человек, и не сказавшая немцу, который, кстати, тоже пианист, ни единого слова, встает перед выбором. И выбор заключается не в том, спасти его от смерти или нет, а в том, как это сделать. Метания души в лабиринте стереотипов разума блестяще показаны через метания тела по коридорам дома. Выбор сделан, потому что чужак перестал быть чужаком, подобно чужому ребенку, ставшему родным.
А затем она говорит ему первое и единственное слово, после которого они больше ничего друг от друга не услышат, ничего друг другу не скажут, никогда больше не увидятся. Но жизнь продолжается, впрочем, как и война, мастерски оставленная режиссером за кадром, дабы она служила фоном для развития сей прекрасной истории о людях, которые хотели любви. Бутрон снял историю мгновения, но затронул вечность.
Посвящается Марселе. Прощай… и знай, что ты у меня в груди, предназначенное расставанье обещает встречу впереди.
12 декабря 2011
Пожалуй, сложно снять кино об ужасах войны, не включив в него кучу бомбежек, крови, грязи и громогласных возгласов «За Родину!». И то, что Пьер Бутрон умудрился это сделать, заслуживает, по меньшей мере, стоячих оваций.
Думаю, нет смысла обрисовывать завязку, потому как это сделали все предыдущие пользователи. То есть ситуация предельно ясна: в доме поселился враг, это данность. И как бы ты не сопротивлялся, факт останется фактом: в твоём доме живет враг.
Я вот лично считаю, что этот фильм надо всем посмотреть, притом в обязательном порядке. Потому что ни одна картина, увиденная мной ранее, не обрушила на меня такого шквала мыслей и вопросов. Почему надо считать человека врагом лишь из-за его национальности? Как молчание может стать куда более сильным и зрелым протестом, нежели демонстрация с криками, потасовками и сжиганием флагов? Почему не обязательно говорить, чтобы найти общий язык, и нужны ли слова вообще?
Главная героиня — гордая, сильная, самоотверженная Жанна, которая ненавидит своего врага, но с каждым днем привязывается к нему всё сильнее. Которая холодна к нему, но в решающий момент спасает ему жизнь.
Несомненно, можно было бы накрутить там любовную историю с кучей слов, объяснений и нежностей, и заставить зрителя рыдать на финальной сцене объятий главных героев перед затемнением экрана. Но зачем? Ведь эта удивительная любовная линия, развивающаяся в тишине под звуки прибоя и Бетховена куда более сильная, а расставание — куда более трагично. И сколько же чувственности во взглядах главных персонажей! Куда больше, чем во всех сценах из «9 и 1/2 недель» вместе взятых!
Актёры проделали феноменальную работу — так сыграть чувство смогли бы далеко не все. Просто огромное спасибо всей команде за этот шедевр.
И этот удивительный финал, который прошибёт на слезу даже самого тёртого калача. Этот последний взгляд и это «прощайте», наполненное безысходностью. Потрясающе.
… ведь не кричать — не значит не гореть, верно?
10 из 10.
9 августа 2011
Очень хороший фильм. Сюжет казалось бы простой, но смысл очень глубокий. Действительно, как можно относиться к людям, из-за которых вся твоя жизнь переворачивается и превращается в угентающее существование. Презирать, ненавидеть, игнорировать. Но ведь нельзя причесать всех под одну гребенку. В самой ужасной бездне может сиять одинокий лучик света и надежды. Так и среди своры жестоких циников может найтись человек с чистой душой и открытым сердцем.
Очень интересно общение между главными героями. Ни одного слова — лишь музыка и взгляды. Жанна спасла Вернера от смерти, она знала, что он остановится, услышав музыку. Какая пропасть между ними в жизни и какая близость между их душами и сердцами. Признаюсь, я плакала вместе с ними, когда пришла пора расставания. Они понимали, что все закончится в этот миг, что никогда ничего уже не соединит их. Последний взгляд на прощание, последнее и единственное слово…
«Надежды нет… Что же мне делать?» Он обрекал себя на верную смерть отправляясь на фронт, в самое пекло. Думаю, он хотел смерти. Ему было невыносимо жить и понимать, что надежды на светлое будущее нет. Что при любом исходе войны он не будет счастлив, не сможет жить спокойно, понимая всю ее бесполезность и жестокость.
Это был смелый шаг со стороны Жанны, выбежать вслед за ним. Этот поступок открыл ее истинное отношение к Вернеру, все что она столько времени скрывала, пыталась держать в себе. Но как поздно это произошло, слишком поздно.
Однако, так было лучше. Ведь, если бы они признались друг другу в своих чувствах, связали себя узами любви, на сколько труднее было бы им расстаться. Насколько глубже были бы раны в их сердцах.
Они конечно же сожалели о том, что могло бы быть в их жизни. Но ведь они по разные стороны баррикад и никогда не могли быть вместе. В жизни часто происходит совсем не то и не так как бы нам хотелось.
3 июня 2011
Спокойный и полностью погружающий в свою атмосферу фильм. Вместе с этим он очень чувственный и трогательный. При просмотре забываешь о времени, о месте, котором находишься. Существует лишь маленький городок во Французской провинции, до которого еще не добралась война, но уже повсюду ощущается её присутствие. Солдаты в немецких военных формах, немецкие машины всё чаще встречаются на улицах города, даже радиостанции голосят на немецком. Между тем в воздухе уже ощущаются первые порывы тайных освободительных движений Франции. Вся эта ситуация «говорит» о готовящейся борьбе, сражении в защиту французского народа от фашистов.
Как бы сильно в фильме не ощущалось присутствие войны, он вовсе не о ней. Это кино о любви — чистом и непорочном чувстве, в котором не было ласк и поцелуев, романтических вечеров и нежных объятий. Тем не менее, эта любовь была настолько сильной и печальной, что моё сердце «разрывалось» при просмотре «Молчания моря».
Родители Жанны погибли в Первую Мировую, единственное, что есть в её жизни: воспоминая о них и любимый дедушка, заботящийся и всячески оберегающий свою внучку. Но девушка счастлива, она живёт легкой и беззаботной жизнью. Днём занимается домашними делами и преподаёт игру на фортепиано детям из различных семей; вечер проводит за чтением книг или исполнением прекрасной музыки Баха и других немецких композиторов… Но в один прекрасный день вся размеренность и неспешность жизни меняется. Появляется он — немецкий офицер, учтивый и вежливый, с уважением относящийся к Жанне и её дедушке. Но разве могут гордые французы спокойно жить в одном доме с захватчиком? Конечно же, нет. Начинается противостояние, безмолвное, но волнительное и безукоризненное.
«Я счастлив, что нашел здесь старого человека с таким чувством собственного достоинства. И молчаливую девушку. Надо победить это молчание. Надо победить молчание Франции. Мне по душе эта задача»
Монологи немца, как же они прекрасны…
«Сегодня дует сильный ветер, и море очень неспокойно. Здесь так хорошо. Вам повезло, что вы живёте у моря. Что мне нравится в море — это его молчание. Я говорю не о Brandung, не о прибое, я говорю о том, что спрятано, о чём догадываешься. Море молчаливо, но нужно уметь его слушать. Я очень рад, что встретил здесь достойного пожилого человека и девушку, которая молчит».
Ни одна девушка не смогла бы устоять перед такой чувственной и многозначительной речью. И даже Жанна, гордая и непреступная; её сердце не выдержало, она полюбила. Полюбила тайно и скрытно, но очень сильно и страстно. Невозможно описать словами все те переживания, волнения и чувства, которые испытывали герои. Это надо смотреть!
Взгляд, брошенный невзначай, но такой многозначительный и прожигающий насквозь. Музыка, пронизывающая самое сердце. Ни одного прикосновения, ни одного поцелуя и лишь одно слово на прощание… От этого Жанниного «Прощайте…» у меня замерло дыхание. Я плакала… Не то от боли и грусти, а может от безысходности.
Сильный фильм. Кроме этого он очень красивый, пейзажами можно любоваться очень долго и каждый раз находить что-то новое, ослепительно прекрасное и великолепное. Отдельный плюс за музыку. Проникновенные и чувственные композиции — они надолго остались в моём сердце, в прочем, как и весь фильм. Никогда его не забуду!
___
По окончанию просмотра у меня возник один единственный вопрос «А существует ли такая любовь в жизни? Или это всё очень умелая выдумка автора?» Надеюсь, что всё же существует.
Еще мне очень захотелось почитать первоисточник Веркора, по которому снят фильм. Думаю, книга мне понравится так же сильно, как и кино, а может даже и сильнее… хотя, куда уж сильнее.
10 из 10
заслуженно!
21 мая 2011
Это очень герметичное кино, где действие развивается по собственным законам. Впрочем, хуже от этого оно не становится, особенно, если зритель готов «понять правила игры».
Итак:
Франция оккупирована фашистской Германией. Немцы враги. Помогать им нельзя.
Режим довольно либеральный: критиковать немцев можно. Но бороться с немцами в открытую нет сил. Врагов они могут и уничтожить.
Существует Сопротивление, которое потихоньку уничтожает немцев (в том числе с помощью терактов)
А еще в доме главной героини поселился немец. Согласно правилам она могла с ним бороться только одним способом — молчанием. Только он уж слишком культурен и одухотворен. Этим он выгодно отличается от соседских молодых людей.
И встает практически шекспировский вопрос о роли долга и любви в жизни человека и что делать в случае их конфликта.
В итоге Жанна сделает свой выбор.
На самом деле фильм лучше всего смотреть в оригинале, если вы не знаете французского, ведь фильм про молчание и про эмоции, которые нельзя показать. И в таком кино звук будет только мешать.
Ведь важны не слова, а то что они выражают
9 из 10
21 октября 2010
Честно говоря, ожидала от фильма большего… так хотелось чтобы ОН нежно и крепко-крепко сжал ЕЁ в своих объятиях, в которых чувствуется бескрайнее спокойствие и безопасность, чтобы его поцелуи оградили её ото всех бед, того страшного времени периода оккупации Франции. Но к сожалению их страсть была молчалива… И уже когда ей хотелось кричать во всё горло, Жанна осталась верна своей позиции, но её выдавали глаза, не зря говорят что это зеркало души, души, которая трепетала при каждом появлении Вернера… любовь двух людей, которым никогда не суждено быть вместе… Красиво, печально…
8 августа 2010
Франция, 1941 год. В дом, где живет учительница музыки Жанна и ее пожилой дедушка, вселяется молодой немецкий офицер. Ненависть и презрение, которые испытывают хозяева дома, заставляют их онеметь, это единственная реакция, которую они могут себе позволить. Но, неожиданно для молодой и красивой Жанны, враг оказывается культурным, воспитанным и приятным человеком..
Это, бесспорно, история любви, любви никогда не начавшейся и не закончившейся. Это фильм о чувствах, запертых в клетке сложившейся ситуации, из которой выхода быть не может.
Очень глубокое, неспешное и тонкое кино. Я сопереживала главным героям буквально с первого кадра. Актеры справились со своей задачей на 100%. Особенно это касается Джулии Деларме, так как по сюжету молодая девушка молчит практически весь фильм, что не мешает зрителю прочувствовать все бури эмоций, бушующие у нее внутри. Каким же многозначительным и важным может быть молчание.. Малоизвестный Тома Жуанне не менее глубок и проникновенен. Глядя на него, очень хорошо понимаешь героиню, ее поступки и действия.
Этот фильм рекомендую всем, кто способен тонко чувствовать.
9 из 10
8 августа 2010
Фильм достаточно плавный, неспешный, в нем нет лихо закрученного сюжета, стремительно развивающихся событий, но при этом от него невозможно оторваться.
Во-первых, он безумно красивый. Операторская работа — на высшем уровне, отдельные кадры можно просто поставить в рамочку и повесить на стену.
Во-вторых, отличный актерский состав. Очень сложная задача перед актерами стояла, но справились они с ней великолепно. В фильме мало диалогов и они достаточно небольшие, в основном — это взгляды, поза, жесты, мимика. И насколько точно все передано! Насколько остро чувствуется каждый эпизод! Как хорошо передана та напряженность и неловкость ситуации, когда Вернор каждый вечер безуспешно пытался завязать разговор.
Отдельно отмечу сцену на Рождество — мою самую любимую из всего фильма, когда по телу буквально мурашки бегают.
Также плюсом является то, что очень хорошо проработаны все детали интерьера: потрескавшаяся краска, старенькие чашки, рассохшееся дерево и т. д. Все это делает фильм более реалистичным.
«Море молчаливо, но нужно уметь его слушать»… Также и этот фильм, на мой взгляд, нужно уметь смотреть.
29 июня 2010
Одним из самых любимых каналов российского телевидения для меня является канал «Культура». Когда я увидела название молчание моря и прочитала аннотацию к фильму, честно, посчитала, что фильм пустышка, а потом сама над собой усмехнулась и вспомнила: по каналу Культура никогда не показывают пустышек!
С первых минут фильма, не возможно оторваться от экрана, хочется смыкать каждый жест, каждый взгляд. Актеры проделали огромную работу. Мне всегда нравятся фильмы, где большую часть актером приходится разговаривать взглядами, случайными прикосновениями.
Главной фразой этого фильма является «Молчание моря, надо уметь слушать» и герои слушают его и друг друга. В молчании они передали так много эмоций, которые не смогли заменить другими словами.
С самого начала фильма, я сочувствую всем героям. Жанна, и Андре, которые оказались в не свободной стране, офицер Вернер, который каждый вечер пытается пробить стену молчания. Всех других жителей, которым не хватает еды и пропитания, но это война и среди этого хауса вспыхивает любовь. Любовь без лишних слов, но любовь очень сильная.
Я не могу назвать момент, который мне понравился больше всего, потому что весь фильм — это сплошное удовольствие. Хотелось бы, что бы эта картина стояла наряду с другими выдающимися историями о любви. Мне остается добавить: «Спасибо всем создателем этого замечательного шедевра»
20 апреля 2010
Мне стыдно признаться, но плакать я начала уже после первых минут, когда стал закручиваться сюжет. И вроде бы ещё ничего толком не происходило, но я вдруг столь явно ощутила чувства героини, её боль от утраты родителей, боль, причиняемую оккупацией, боль оттого, как какой-то чужой человек отнимет и то последнее, что у неё осталось, — память. Немецкий капитан Вернер фон Эбреннак должен был поселиться в их доме, занять комнату её родителей, где каждая вещичка напоминала о них, сделать героиню и её дедушку гостями в собственном доме. Всё, деваться некуда, не откажешься и не спрячешься — и она в отчаянии бросает в огонь букет цветов, купленный «для родителей».
Капитан оказался достаточно молод, приятен, опрятен и очень вежлив; он с первых же минут выказал то, как ему самому неудобно ставить хозяев в такое положение, но он вынужден это сделать и постарается причинить им как можно меньше неудобств. Однако ни аккуратность, ни симпатия, ни обходительность не могли сгладить того факта, что он оставался врагом для Жанны и её дедушки, олицетворивших собой всю французскую нацию. И они делали то единственное, что могли себе позволить, — молчали в ответ этому капитану. «Эти длинные монологи становятся невыносимы. Ты же знаешь, я не люблю оскорблять человека», — говорит Андре своей внучке однажды.
Иногда молчание может быть громче и красноречивей пылких речей; молчанием можно ответить на вопрос, можно закричать, можно довести до отчаяния или признаться в любви. У меня разрывалось сердце от безнадёжных попыток Вернера прорвать эту стену сопротивления, из вечера в вечер заходя в гостиную к хозяевам дома и говоря с ними на темы, тревожащие его душу: о музыке, о Родине, о Франции, о том, что у него самого война отняла родных. «Сегодня дует сильный ветер, и море очень неспокойно. Здесь так хорошо. Вам повезло, что вы живёте у моря. Что мне нравится в море — это его молчание. Я говорю не о Brandung, не о прибое, я говорю о том, что спрятано, о чём догадываешься. Море молчаливо, но нужно уметь его слушать. Я очень рад, что встретил здесь достойного пожилого человека и девушку, которая молчит». О, надо видеть его глаза, полные отчаяния, и нежности, и вины. И глаза девушки.
Конечно, актёры сыграли потрясающе, несмотря на то, что фильм телевизионный. Потрясающе! Это, пожалуй, сравнимо только со сценой в кафе «Elefant» в «17 мгновений весны», где Штирлиц и его жена изливают друг другу душу через молчание. Я уже в голос всхлипывала, когда Жанна, не поступившись принципами, не нарушив «обет молчания», попыталась задержать Вернера, чтобы он не сел в машину, заминированную участниками Сопротивления, и заиграла на пианино. Что-то из Баха. Впервые с тех пор, как немец поселился в их доме. Она не нарушила молчание слов, но в музыке, в истовой пляске пальцев по клавишам, было сказано куда больше. И лишь в финале Жанна единственный раз заговаривает с капитаном не только взглядом, чтобы сквозь слёзы выдавить одно лишь слово.
10 из 10
21 декабря 2009
Один из лучших антивоенных фильмов, который, казалось бы, совсем не показывает войну, то есть бои и смерть в мясорубке, но в то же время показывает саму ее суть — бесчеловечность и разрушающую силу.
В этом фильме правда — это молчание героини, вернее, то, что это молчание не смогло стать преградой к истинному человеческому величию — любви.
Любви к Человеку.
5 августа 2009