Горе уму, или Эйзенштейн и Мейерхольд: Двойной портрет в интерьере эпохи
2004, документальный
Россия
В ролях: Александр Галин, Оксана Потоцкая, Сергей Юрский
Два гения ХХ века смогли отстоять свое искусство, сохранить честь и достоинство.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Горе уму, или Эйзенштейн и Мейерхольд: Двойной портрет в интерьере эпохи

год: 2004
страна:
Россия
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Александр Долгин
жанр: документальный
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано

Отзывы критиков о фильме «Горе уму, или Эйзенштейн и Мейерхольд: Двойной портрет в интерьере эпохи», 2004

Трагедия культуры

В двадцатом веке отечественному искусству пришлось многое перенести. Великие поэты и прозаики, деятели театра и кино под гнетом хищной системы изгонялись с родины, подвергались репрессиям. Их славные имена очернялись клеветой. Несмотря ни на что некоторые из изгнанных просто не видели смысла в своем существовании вне родины, ибо только на отчизне могли заниматься делом своей жизни — творить. К сожалению, многие были приговорены к высшей мере уголовного наказания — смертной казни. В документальном фильме Галины Евтушенко «Горе уму, или Эйзенштейн и Мейерхольд: двойной портрет в интерьере эпохи» как раз рассказывается одна из многих подобных трагичных историй.

Режиссер Галина Евтушенко и автор сценария Лев Рошаль в девяти эпизодах и двух приписках («P.S.» и «P.P.S.») показывают нам, как два гения театра и кино, учитель и ученик, сумели отстоять свою честь и достоинство. Нас сталкивают с реалиями невероятно суровой эпохи для людей творческих, а значит свободных.

В фильме прослеживается замыкающаяся композиция. С самого начала нам показывают единственную фотографию, на которой Мейерхольд с Эйзенштейном вместе. К этому же фото мы возвращаемся и в самом конце. Но, безусловно, более важно сюжетное замыкание. В первом эпизоде заходит речь о постановке Мейерхольдом лермонтовского «Маскарада». Именно эта премьера принесла ему немыслимую славу. В девятом эпизоде документального фильма нам показывают, как уже Эйзенштейн, преданный ученик Мейерхольда, своей картиной «Иван Грозный», с ее маскарадом и музыкально-театральным строем, отдает дань любви творчеству учителя. Конечно же, авторы используют сложности взаимоотношений между учителями и учениками. История Станиславского и Мейерхольда повторяется, словно в зеркальном отражении, с Мейерхольдом и Эйзенштейном. Учителя отпускают своих учеников, когда те достигают творческого взросления, но гордятся их успехами. Ученики же в свою очередь не забывают тех, кто дал дорогу их таланту, и сполна благодарят их за это. Как Эйзенштейн, который во время эвакуации спас архив Мейерхольда, не взяв свои рукописи и редкие книги.

Авторы документального фильма показывают, как этих гениев двадцатого века пытались физически и морально сломить. Но попытки режима тщетны. Авторы подчеркивают в P.S., как тверд духом был Мейерхольд в самый сложный момент в своей жизни. Как он отказался от своих показаний, во время дачи которых под ударами допросчиков признавал себя и знакомых виновными. В P.P.S. же речь заходит о последнем поступке Эйзенштейна — его компромиссе, который позволил сохранить вторую часть фильма «Иван Грозный», сберечь эту картину до лучших времен.

Авторы документальной картины достойно поведали нам об этой трагичной истории. Истории, в которой два гения сумели в такую сложную и мрачную для искусства, творчества и свободы эпоху сохранить достоинство своего ума над царящим вокруг невежеством и страхами.

14 декабря 2014

Познавательный фильм

Я наткнулась на это видео, готовясь к ЕГЭ по истории. Когда смотришь документальные фильмы, лучше запоминается важная информация, да и вообще интереснее.

Мне всегда так жалко деятелей культуры совестского времени, которые страдают из-за цензуры и политики. Это ужасно, когда людей отправляют в ссылку или даже расстреливают только потому, что они очень талантливы и имеют собственное мнение. И. В. Сталин поставит черточку, и нет человека. И, не смотря на всё это, тогда культура процветала, российские фильмы, картины и книги ценились и за границей СССР, а сейчас — одна глупость, безнравственность и подражание Западу.

На самом деле так хорошо, когда нужно знать этих деятелей культуры, а про них уже небольшой и хороший фильм сняли, очень удобно и совсем незанудно. Запоминается, кто кого учил, кто с кем работал, что снимал.

Этот фильм показывали на канале «Культура». Есть и другие фильмы из этой серии. Появилось желание и их посмотреть. Спасибо создателям!

10 из 10

6 июля 2014

Документальный фильм Горе уму, или Эйзенштейн и Мейерхольд: Двойной портрет в интерьере эпохи впервые показан в 2004 году, премьерный показ состоялся более 20 лет назад, его режиссером является Галина Евтушенко. Актерский состав, кто снимался в кино: Александр Галин, Оксана Потоцкая, Сергей Юрский.

Страна производства - Россия.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.