Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Желяры |
английское название: |
Zelary |
год: | 2003 |
страны: |
Чехия,
Словакия,
Австрия
|
режиссер: | Онджей Троян |
сценаристы: | Квета Легатова, Петр Ярховский |
продюсеры: | Онджей Троян, Pavel Borovan, Манфред Фрич, Данни Краус, Ярослав Кучера, Милан Кухинка, Курт Штокер, Мэриэн Урбан, Хелена Ульдрихова |
видеооператор: | Асен Сопов |
композитор: | Пётр Остроухов |
художники: | Милан Быцек, Катарина Беликова |
монтаж: | Владимир Барак |
жанры: | мелодрама, драма, военный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $330 033 |
Мировые сборы: | $330 033 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 сентября 2003 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч 30 мин |
Драма. Прага, 1943 год. Элишка, молодая медсестра, и её возлюбленный Славек, известный хирург, участвуют в антифашистском Сопротивлении и борются за жизнь людей. Так Элишка становится донором по переливанию крови для крестьянина Йозы. В какой-то момент над героями нависает угроза ареста. Славек бежит за границу, а друзья уговариваю Элишку отправиться с Йозой в укромное местечко Желары, где её не найдёт гестапо. Кажется, что жизнь молодой и амбициозной медсестры рушится в одночасье. С первых минут привыкшей к городскому комфорту женщине приходится нелегко в деревенском доме простого мужика Йозы, который заметно старше её. Сменив имя на Гану, героиня выходит замуж за Йозу. Далёкие друг другу люди постепенно находят путь к пониманию, и дальше вся их жизнь сопровождается целым вулканом страстей. Глядя на трагические сцены из жизни чешской деревушки, невольно вспоминаешь поговорку о тихом омуте и чертях.
Есть в Желарах свои герои: Йоза, готовый помогать всем; пожилой уже довольно человек, принявший свою невестку, сбежавшую из дома мужа из-за скандалов и побоев; старая знахарка, лечащая всю округу и обучающая этому ремеслу Гану; священник, заботящийся о спокойствии душ сельских обитателей. Есть и свои антигерои. Самый главный из них, конечно отец паренька Липки, избивающий сына, травящий его таким образом, что Липка в итоге вынужден убежать из дома. Тот же отец Липки постоянно покушается на честь Ганы, но получает заслуженное наказание от скорого на расправу Йозы. Но идёт война, поэтому нет спокойствия и в этой провинциальной глуши. Гана становится свидетельницей страшной сцены разорения дома егеря и убийства его семьи, укрывавшей партизан. Приходят русские, освободители от фашистов, но на войне страшны все: и русские, и немцы. Перепившись, солдаты учиняют зверства в деревне — насилуют девушек, убивают жителей, а священника так и вовсе на пороге церкви. На помощь всем приходит Липка, которого многие до этого считали бестолковым, ленивым и глупым. Он уводит жителей в своё укрытие на болоте. Гана и старая знахарка оказывает помощь раненым, а Йоза переводит оставшихся в деревне жителей, и получает смертельное ранение во время одного из переходов. Он умирает, когда в деревню приходят уже другие русские — трезвые, добрые, свои. Страшная война позади… В конце фильма, по прошествии многих лет, Элишка возвращается в Желары со своим врачом и встречает там совсем уже старую знахарку. Они вместе вспоминают трудные годы. Дом Йозы разваливается… и всё уже не так в Желарах.
Фильм с не совсем понятным на первый взгляд названием «Желары» Ондржея Трояна — это фильм не столько об истории одной чешской деревушки, сколько фильм о трудностях и ужасах, с которыми сталкивались люди в годы войны. Это мастерская картина, исполненная талантливыми художниками, показывает зрителю, какими бывают люди вообще, какие поступки они совершают и на что способны перед лицом опасности. Деревенька Желары у О. Трояна — это свой затерянный Рай, в которой, впрочем, как и во всей жизни, много непонятного, жестокого и недостойного.
Фильм претендовал на получение премии «Оскар» как лучший иностранный фильм.
28 февраля 2016
Обычно фильмы, в которых отношения развиваются от неприятия к любви, очень притягательны для зрителя. У этого фильма тоже есть все предпосылки для того, чтобы заворожить аудиторию: кроме непростых отношений городской панночки и сельского простака, здесь еще и ее отношения с сельскими жителями, вживание в непривычные условия, картинки из жизни чешской (или словацкой) глубинки, опасности военного времени.
И все же фильму чего-то не хватает. То ли сюжетных линий слишком много, то ли выписаны они плохо. Да и характеры как-то оформлены схематично — не люди, а персонажи, маски. В общем, как-то все дистиллировано слишком, слишком правильно, как по мне.
7 из 10
19 октября 2014