Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8 |
IMDb | 8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Касаясь пустоты |
английское название: |
Touching the Void |
год: | 2003 |
страны: |
Великобритания,
США
|
слоган: | «The closer you are to death. The more you realize you are alive.» |
режиссер: | Кевин Макдональд |
сценарий: | Джо Симпсон |
продюсеры: | Джон Смитсон, Чарльз Фурно, Робин Гатч, Джина Марш, Пол Сауэрбуттс, Сью Саммерс, Пол Уэбстер, Пол Триджбитс |
видеооператоры: | Кит Патридж, Майк Или |
композитор: | Алекс Хеффес |
художник: | Патрик Билл |
монтаж: | Джастин Райт |
жанры: | драма, приключения, документальный, биография, спорт |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $4 593 598 |
Мировые сборы: | $13 885 802 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 сентября 2003 г. |
на DVD: | 19 марта 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 46 мин |
Я люблю документальное кино и могу с уверенностью сказать, что планка, заданная теми же ВВС, недостижима для очень и очень многих художественных фильмов. Уже ставший привычным стиль повествования о тех или иных исторических событиях с сопутствующей документальному рассказу художественной реконструкцией нередко оказывается ничуть не менее захватывающим и драматическим, чем стандартный художественный стиль, изобилующий разного рода режиссёрскими находками для увеличения уровня напряжения и драматизации событий. «Касаясь пустоты» – один из таких документальных фильмов. Здесь, несмотря на классические вставки с интервью и постоянное комментирование происходящего на экране, ты полностью погружаешься в историю и присутствуешь там, на горе, вместе с актёрами.
Фильм повествует об одном экстраординарном случае в горах, который вошёл в историю как одна из самых драматических и невероятных историй выживания. Это тот случай, когда реальная жизнь пишет сценарии покруче любого голливудского мэтра. Ты следишь за этой историей и просто не веришь своим глазам и ушам – насколько силён может быть человеческий дух и насколько крепок может быть человеческий организм! Это воистину удивительно: когда-то мы наглядно видим, насколько хрупка человеческая жизнь, насколько быстро и легко она может сломаться и исчезнуть. Человек может умереть от какой-то ерунды, не справиться с какой-то вроде бы совсем не значительной болячкой, может удариться неудачно головой или не оправиться от любой другой травмы. А когда-то жизнь преподносит нам вот такие, совершенно удивительные, истории, в которых человек играет роль неуловимого таракана или мухи, если позволите.
Фильм основан на одноимённой книге Джо Симпсона, главного героя этой истории, и после просмотра мне захотелось прочитать вообще всё, что он в своей жизни написал! Джо – философ. Рефлексирующий, мыслящий человек. И его повествование – это не просто интересный пересказ событий, а настоящее осмысление прожитого. Следовательно, и фильм получился очень живым, глубоким, очень тёплым. Хочется осмыслять эту историю вместе с героями.
Пожалуй, главное, что отличает «Касаясь пустоты» от других историй выживания и что подкупает в нём – это обезоруживающая честность всех трёх участников тех событий. Это большая редкость – все мы знаем, как легко поддаться соблазну приукрасить некоторые вещи, впасть в пафос, приписать себе что-то, а о чём-то, наоборот, умолчать. Такие «мемуары» мы регулярно слышим и читаем и в публичном пространстве, и в своей повседневной жизни. Однако Джо, Саймон и Ричард проговаривают удивительно искренние вещи, оставаясь честными с собой.
Актёры на стороне художественной реконструкции играли великолепно! Великолепным был и грим – после всех своих приключений альпинисты выглядели натурально ужасно, что чрезвычайно редко бывает в художественном кино на ту же тему.
Сначала мне показалось, что, в общем-то, ради такого дня альпинисты, наверное, и живут – дня, когда можно будет принять вызов горы, бороться и продемонстрировать, кто ты. А потом писать книги и давать интервью, войдя навеки в историю альпинизма. Ведь этого ты хотел – риска, преодоления, лавров первопроходца. Но потом я посмотрела второй фильм с Джо – «Манящее безмолвие», тоже снятый по его книге – и поняла, что, наверное, ошибалась. С художественной точки зрения тот фильм послабее, но с точки зрения искренности и глубины повествования от Джо – такой же сильный, как «Касаясь пустоты». Так вот, «Манящее безмолвие» – фильм в некотором смысле автобиографичный, в нём Джо проводит параллели между собой и другим альпинистом, Тони Курцем, историей которого он был вдохновлён в юношестве. И в том рассказе стало понятно, насколько сильно повлияла на него эта драма в Андах, и в принципе – что есть для него альпинизм.
К сожалению, книги Джо Симпсона не переводились на русский, что, на мой взгляд, возмутительно, но, к нашему счастью, есть хотя бы два этих дублированных документальных фильма, и я всем советую с ними познакомиться, потому как Джо – по-настоящему интересная личность! Совершенно необязательно быть альпинистом или даже отвлечённо интересоваться этой темой – Джо говорит об общечеловеческих вещах. А историю его выживания в Андах действительно стоит услышать – она воистину удивительная!
10 из 10
21 августа 2022
Альпинисты — особые люди, чью мотивацию порой тяжело понять. Зачем они лезут на неприступные вершины? Хотят умереть? Нет, они поднимаются, чтобы жить. Как сказал один из героев «Касаясь пустоты»: «оказавшись в горах, чувствуешь невероятную свободу, а вся мирская суета остаётся далеко внизу». Этот фильм — рассказ о совершенно невероятной, но тем не менее реально случившейся истории двух альпинистов, решивших покорить доселе непокорённую вершину Перуанских Анд.
Несмотря на то, что фильм заявлен как документальный, воспринимается он скорее как художественный, только с большим количеством закадрового голоса. Ощущение, будто тебе рассказывают захватывающую историю во всех подробностях, только визуализировать самому ничего не нужно — всё уже снято, да так реалистично, что ощущается эффект присутствия, невозможный для обычного документального фильма. Несмотря на то, что главные герои выжили — вот они, перед тобой, рассказывают свою историю, во время просмотра мозг отказывается верить в то, что из ТАКОГО можно выбраться живым. Фильм держит в напряжении до самого конца, а люди, знакомые с походами, могут узнать множество знакомых ситуаций и знакомых ощущений. Например, когда от перенапряжения в голове застревает какая-то песня, которая тебе даже не нравится и играет на фоне часами — очень позабавил этот момент.
В целом, фильм заслуживает внимания всех неравнодушных к альпинизму, походам и экстриму. Он своеобразен и оригинален, это уникальный сплав документального и художественного кино.
26 октября 2019
Шотландский режиссер Кевин Макдональд по праву может считаться одним из лучших кинодокументалистов нашего времени. Он хорошо работал и в сфере игрового кинематографа, но именно жанр документального кино принёс ему мировое признание. Во многом это объясняется оригинальным подходом и авторским стилем. Рассказывая документальную историю режиссер использует элементы игрового кинематографа, создавая на экране не просто хронику событий, а напряжённое действие, которое заставляет зрителя смотреть с замиранием сердца. Данная лента идеально это доказывает.
Картина является экранизацией одноименной автобиографической книги британского альпиниста Джо Симпсона, который вместе со своим напарником Саймоном Йетсом в 1985 году совершили восхождение на опасную гору Сиула-Гранде (высота 6,344 метров), находящуюся в Перуанских Андах. Это была опасная затея, но энтузиазм амбициозных альпинистов не знал границ. Это восхождение навсегда изменит жизнь двух людей. Книга стала бестселлером и обрела огромную популярность. Кевин Макдональд совместил элементы документального и игрового кинематографа. По жанру это документальная драма с одной стороны и напряженный атмосферный триллер с другой.
Мы видим точную реставрацию исторических событий на экране с участием профессиональных актеров, снабженную комментариями реальных участников восхождения. Перед нами открывается внутренний мир людей одержимых альпинизмом. Любовь к горам невозможно объяснить. Что заставляет людей рисковать собственной жизнью в попытках забраться на огромную высоту? Это можно только прочувствовать. И когда главные герои оказываются в смертельной ловушке, на первый план выходит сила духа, воли и желание жить. Когда ты оказываешься в дали от цивилизации, в окружении огромных гор, снега и пронизывающего ветра, именно в этот момент открывается смысл жизни, а также показывается истинное лицо человека. Данный фильм можно трактовать с философской точки зрения, он навевает мысли о смысле человеческого существования.
Автору удалось блестяще передать атмосферу фильма. Картина смотрится, как напряженный триллер, полностью погружая зрителя в происходящие события. Кроме того это очень вдохновляющее кино, показывающее силу человеческого духа и безграничный предел человеческих возможностей. В фильме есть гениальная сцена когда начинает звучать глупая песня «Brown Girl in the Ring» группы Boney M., показывающая агонию человека и то, как непредсказуемо ведёт разум человека.
Сидя перед камерой и рассказывая нам о тех событиях, оба альпиниста не могут скрыть своих эмоций. Саймон Йейтс столкнулся со сложной дилеммой, которая преследовала его после всего пережитого. Ну а Джо Симпсон и вовсе родился заново, пройдя на границе жизни и смерти.
Касаясь пустоты — это потрясающий атмосферный и захватывающий документальный триллер, вдохновляющая жизненная драма о противостоянии человека и дикой природы. Это не просто реальная история о восхождении на величественную горную вершину, а глубокое экзистенциальное высказывание об одиночестве, страхе и воли. Это потрясающий образец документального кинематографа. Безусловно рекомендую.
9 из 10
25 февраля 2019
Один из самых известных фильмов об альпинизме, даже без уточнения — документальный или художественный. Конечно, солидная порция эмоций от его просмотра проходит по тому факту, что это реальная история, причем довольно точно воссозданная. Два друга альпиниста, Джо Симпсон и Саймон Йейтс, решили покорить ранее непроходимый маршрут в перуанских Андах, но не все пошло, как запланировано и восхождение обернулось трагедией. Фактически документальный фильм является экранизацией мемуаров «Touching the void» одного из альпинистов, что придает происходящему дополнительного реализма.
У тех, кто только собирается или уже начал смотреть фильм «Касаясь пустоты», может возникнуть резонный вопрос. А какая интрига в напряженной истории, если мы видим экранизацию книги, написанную участником, и если мы видим обоих альпинистов, которые дают интервью. Правильной рекомендацией будет не обращать внимание на эту мысль, и вникнуть в происходящее, ведь история, так или иначе, приковывает к экрану. Более того, происходящее на экране вызывает чувство внутренней тревоги — сопереживания двум мужчинами. Это редкая, и от этого еще более ценная эмоция для документального кино.
Условно картинку «Touching the void» можно поделить на две составляющие. Во-первых, это интервью реальных Симпсона и Йейтса, которые они дали почти через двадцать лет после описываемых событий. Эти рассказы характеризует открытость, искренность, в том числе, в очень щекотливых вопросах. Эти ответы показывают рассказчика не в лучшем свете. Вторая составляющая — это художественная реконструкция событий. Выполненная она настолько качественно и настолько отвечает рассказу участников, что начинаешь сомневаться, а не реальные ли это кадры 1985 года. Когда здравый смысл берет вверх, хочется отдать должное съемочной группе, которая работала в Альпах и, конечно актерам, которые действительно выглядят измученными.
7,5 из 10
2 сентября 2017
Если вам нравится документальное кино, то фильм — обязательный к просмотру.
История рассказывается от первого лица, участниками событий. А сами события великолепно реконструированы актерами. Кажется, что видишь реальные съемки того самого восхождения, им веришь на 100%, никакой театральности. Захватывающие пейзажи.
Это история о силе духа, борьбы до конца и желании жить. Когда спасения ждать не от кого, на что хватит тебя? Готов ли ты к тому, что покорение вершины может стоить твоей жизни или жизни напарника? Внимание, спойлеры: сможешь ли ты, когда того будут требовать обстоятельства, перерезать страховку другому человеку и потом жить с этим? И где та грань, тот момент, когда инстинкт самосохранения сильнее человечности и сострадания? Удивили некоторые предельно откровенные комментарии альпинистов на камеру (особенно Саймон), они не пытались выглядеть лучше, чем есть на самом деле. Это достойно уважения и только добавляет баллов фильму.
Качественный документальный фильм, держит в напряжении до самого конца и заставляет много над чем задуматься и периодически ставить себя на место героев событий: а как в этой ситуации поступил бы я?
9 из 10
22 ноября 2016
Моя рецензия отрицательная по одной простой причине — весь страх и ужас одиночной борьбы с природой никогда не смогут быть переданы полноценно в фильме. Внутри одного из героев ленты по ходу этой истории разрастались полномасштабные страдания, убивая его разум с каждым днем. Да и тело пережило немало. Мало кто смог бы все это преодолеть, продолжая бороться. Но проблема в том, что рассказ реального человека об этом гораздо эпичнее и интересней было слушать, нежели смотреть. Картинка была очень и очень скудна, не сопоставима с настоящей историей этого спасения.
Лично для меня — это только лишь поучительная история о том, что нужно сто раз подумать, прежде чем идти на схватку с жестокой, но справедливой природой! Но, как фильм, не впечатлило абсолютно.
31 января 2016
Итак начнём…
Наткнулся на этот фильм я совершенно случайно. И увидел у одного из своих друзей оценку за фильм -10-. И тут я понял, что фильм как минимум посмотреть стоит.
Специально не стал читать ни рецензии, ни смотреть трейлер. Просто погрузился в фильм. И тут я понял, что полтора часа пролетели необычайно быстро.
Но давайте скажем всё-таки пару слов о фильме.
С самого начала и до конца фильма задаёшься вопросом почему эти сумасшедшие люди пытаются покорить эту неприступную гору? Это же сумасшествие !
Ответ на этот вопрос дал Джордж Мэллори: «Потому, что она существует».
Вот и в этой удивительной истории нашлись безумцы, которые решились покорить горную вершину, ранее непокорившаяся никому.
Но как правильно сказал один из героев данной истории «Я не придаю особого значения вершинам, поскольку 80% аварий происходит именно на спуске.» Я не буду рассказывать всего, что произошло с этими друзьями. Именно друзьями ! Не будь они таковыми, этой истории бы не случилось и мы никогда бы не могли представить на что готов человек, чтобы выжить. Как он обманывает свой организм, как казалось бы в безвыходной ситуации, он ищет причины двигаться дальше и дальше. Если бы я не знал, что это реальная история, я бы посчитал что это безумие, такого не могло быть, это очередная фантастика и красивая история. Но это не так.
На мой взгляд, это лучший фильм про альпинизм.
10 из 10
28 сентября 2015
Здесь не будет спойлера. Будет немного философских рассуждений, на которые меня навеял этот фильм.
Во-первых, «Касаясь пустоты», с моей скромной точки зрения — однозначно лучший фильм про альпинизм. При этом он будет интересен далеко не всем. Это нормально. Тем кому он не понравится не стоит заниматься альпинизмом, они живут в другой плоскости. Для них есть другие хорошие фильмы про восходителей: «Вершина», «Эверест», «Северная стена», «Крик камня». Этот фильм принципиально другой. Объясню почему.
В «Касаясь пустоты» гораздо лучше раскрывается психологическая подоплека занятий таким «видом спорта» как альпинизм. В частности — альпинизм это не совсем спорт, как полагают многие. Как говорил А. Букреев «Горы не стадионы, где я удовлетворяю свои амбиции, они — храмы, где я исповедую мою религию.»
В других фильмах мы с удовольствием посмотрим как новички и опытные гиды поднимаются на самые знаменитые горы — Эверест, К2, Айгер. Мотивация этих людей в целом понятна: «Два дня жестокой пахоты, и до конца дней ты «человек бывавший на *вписать название горы*.» В целом их нельзя за это осуждать — они платят за это честную цену. С ними всё просто.
Но зачем люди ходят в некоммерческие восхождения на никому не известные вершины? Ведь на них не смотрят тысячи камер, не висит на подхвате вертолет, не хрипит в назначенное время спутниковый телефон из редакции большой газеты. В общем-то человечеству (девушкам, соседям, знакомым) нет никакого дела до «покорения» какой-то там «Сиула что-то там». В этом фильме речь идет о людях восходящих на горы не только в силу их тщеславия, а отправляющиеся туда с целью найти ответы на мучающие их вопросы. Пафосно говоря цель альпиниста — заглянуть в глаза стихии / смерти / Богу и увидеть там честный ответ на вопрос о своём праве на жизнь. Испытать не только себя, но и горы / стихию / Бога.
Некоторые цитаты из монолога Джо Симпсона имеют даже не столько альпинистский смысл, сколько смысл экзистенциальный — Вера, ответственность, одиночество, смерть. Вот те, что запомнились мне навсегда:
Мотивационное:
«Ты должен принимать решения. Ты обязан продолжать принимать решения, даже если они будут заранее неверны. Если ты не принимаешь решений, ты пропал.»
«Это было просто физически невозможно… И тут я подумал, что я ставлю перед собой слишком большие задачи… Я подумал: Попрубую-ка добраться вот до той трещины минут за 20. Я добрался туда за 18 минут и просто истерически радовался. Я смотрел на следующую намеченную цель и говорил себе — Я всего лишь должен доползти до нее.»
Экзистенциальное. О страхе смерти:
«Привнесение элемента риска выводит нас из однообразия. То есть заставляет тебя почувствовать себя более живым.»
«Я уже давно перестал верить в Бога. Даже если бы мне была хана, я бы никогда не попросил «вызволи меня отсюда». Это значит, что я действительно совершенно не верил. Когда ты умираешь — ты умираешь насовсем.»
«Глядя на звезды, казалось, что я лежу на спине бесконечно долго. В какой-то момент пришло странное чувство, что лежу там, просто о_с_о_з_н_а_в_а_я, целые столетия, жизни напролет. Становясь частью скал, частью того места. Я думал, как было бы прекрасно просто лежать там, не двигаться и не испытывать мук и боли».
10 из 10
24 сентября 2015
В картинах, подобных «Касаясь пустоты», перед авторами встает вполне закономерная дилемма: снимать в документальном или игровом жанре? В первом случае нужно добиваться максимальной аутентичности (что требует кропотливой работы), во втором возможны погрешности, но придется добавлять особую кинематографическую драматургию, чтобы зритель по-настоящему проникся историей. У тридцатишестилетнего режиссера Кевина Макдональда нашлось оптимальное решение: создать документальное кино с игровыми элементами. Таким образом он убил двух зайцев одновременно: во-первых, проинтервьюировал реальных участников событий, наличие которых однозначно не оставит зрителя равнодушным — ведь по рассказу, по интонации, по взгляду понятно, какие чувства они испытывали, будучи в той или иной ситуации; во-вторых, режиссер качественно экранизировал историю героев, опираясь на книгу одного из них. «Качественно» — значит близко к истине, значит максимально объективно и профессионально. Видно, что на съемках присутствовали знающие консультанты: в сети можно найти не один хвалебный отзыв от разбирающихся людей о том, что снаряжение, обмундирование да и сам процесс восхождения на гору показаны достоверно. Именно так и должно быть в документальном кино. Если в игровых картинах вполне допустимы некоторые оплошности (типа использования техники, вышедшей несколькими годами позднее, чем показанные в фильме действия), то при точном воссоздании событий это недопустимо. По этим причинам с технической точки зрения «Касаясь пустоты» — кино очень высокого уровня.
Анализ сюжета в привычном понимании этого слова в данном случае невозможен. Тут нужно скорее анализировать поведение героев. После просмотра картины возникает два основных вопроса. Первый — правильно ли поступил Саймон Йэтс, отрезав канат своего друга? В фильме говорится, что впоследствии его осуждали другие альпинисты, ведь он обрек напарника на смерть. Однако сам Джо Симпсон — жертва этого поступка — горой стоит за товарища. Тут либо погибают оба, либо один. Выбор очевиден. И дело здесь не в вопросах дружбы — в критические моменты должен преобладать разум, а не эмоции. Конечно, Йэтс мог бы сползти и попытаться как можно ниже опустить Симпсона, чтобы дать ему шанс ступить на твердую поверхность, но риск был слишком велик. Вряд ли кто-либо другой на его месте поступил иначе.
Второй вопрос, над которым есть смысл поразмыслить — это название книги (а по совместительству и фильма). Касаясь пустоты — красивое и даже слегка пафосное словосочетание, но здешний пафос — не типичный Голливудский, не дешевый. Если зрителю достаточно одного бестолкового зрелища, он может посмотреть «Вертикальный предел» или «Скалолаза». Это кино иного уровня. Касание подразумевает точку соприкосновения, пустота (в данном случае означающая пропасть, бездну) — ее отсутствие. Оксюморон — что-то ненатуральное, неестественное, как и события, произошедшие с участниками того рокового восхождения. Оказываясь в нечеловеческих условиях, где жизнь зависит от воли случая, находясь на пределе высоты, в недосягаемости от всего мира, в подвешенном состоянии от неуверенности в следующей минуте, действительно, словно касаешься пустоты, ползешь по тончайшему слою льда. И, смотря этот фильм, не желаешь вот такими жутким путем чувствовать радость победы (ведь вершина все-таки покорена), вписать себя в историю или ощутить катарсис. Вся романтика альпинизма лопается, будто мыльный пузырь, когда в опасности жизнь человека. Впрочем, относится это не только к альпинизму, но и к любому другому экстремальному виду спорта. Одно становится понятно точно: участники этих событий предпочли бы оставаться обыкновенными спортсменами, — без всяких заслуг и фильмов о них, — лишь бы на их долю не выпало такое страшное испытание, после которого жизнь делится на «до» и «после».
18 сентября 2015
«Так лучше, чем от водки и от простуд» — хрипло чеканил Высоцкий про незавидную участь азартных скалолазов, которым однажды не улыбнулась удача. Конечно, карабкающиеся за сиюминутной эйфорией альпинисты — безрассудные эгоисты, которые хотят доказать самим себе, что человек может выдержать любое испытание матушки-природы. Но их безумством невозможно не восхищаться. Вот и центре художественно-документальной ленты «Касаясь пустоты» — невероятная жизнеутверждающая история про двух безумцев, Джо и Саймона, которые хотели взобраться по труднодоступному склону перуанского семитысячника, но судьба решила иначе.
Южноамериканские Анды для двух молодых британцев превратились в чистилище, полигон для испытаний безграничных человеческих возможностей. Потерявший треть своего веса и погибающий от боли и обезвоживания Джо Симпсон на седьмой день испытывает катарсис: инстинкт самосохранения ликвидировал человеческую сущность Джо, превратив его в животное, которым движет только неутолимая жажда жизни. Жизни не ради семьи, работы, увлечений, а ради жизни как таковой. Второго героя, Саймона, судьба испытывает иначе. Играя с ним в шахматы, она постоянно ставит «вилку» — ситуацию, когда любой из предложенных вариантов — фатальный. Порвать трос, тем самым обрекая друга на верную смерть, или попытаться вытащить его на своих плечах? Выбор не из легких.
Такие истории нужно рассказывать исключительно в документальной стилистике: здесь не будет высокогорной бардовской романтики, воспетой в советской «Вертикали», голливудских клише «Вертикального предела», броского клипового монтажа «127 часов». Только обветренная кожа, почерневшие от обморожения пальцы, припорошенные снегом ресницы. А вместо музыки — скрип ледяных глыб, завывание горного ветра и пронзительный «fuck» умирающего скалолаза. Излюбленный прием режиссера МакДональда — показать, как невыносимо израненному герою ползти по снегу, волоча за собой сломанную ногу, а потом, когда он преодолел очередную реперную точку (тем самым совершив маленькую победу), поднять камеру на высоту птичьего полета и продемонстрировать всю незначительность его титанических усилий. Комбинируя художественные вставки (высококачественная реставрация прошедших событий) и выдержки из интервью, у режиссера получается мощнейший образчик мотивирующего кино. История Джо и Саймона — показательный пример того, что не нужно опускать руки даже в самой безвыходной ситуации. К слову, настолько безвыходной, что от временного помутнения рассудка рефлексирующие мысли в голове смешались в глуповатую песенку группы Boney M.
Возвращаясь к творчеству Высоцкого, «Касаясь пустоты», — вольная экранизация его известнейшего шлягера «О друге» — песни о крепкой альпинистской дружбе. В фильме неоднократно упоминается о том, как важно взаимопонимание между скалолазами, какая ответственность лежит на том, кто в связке первый взбирается на гору (оступится один — погибнут все). И о том, что настоящий друг — это не только тот, кто готов вытащить товарища из снежной западни ценой своей жизни, но и тот, кто простит и поймет, почему тебе пришлось перерезать веревку.
14 сентября 2015
Я всегда и всем буду рекомендовать этот фильм. Откровенно говоря, если бы я не знала, что это реальная история, я бы подумала, что сняли совершенно нереальный фильм. По-моему, это даже более невозможно, чем выжившие в Андах.
Если Вы человек чувствительный — готовьте платки. Это выдержать просто невозможно. Особенно когда начинал плакать главный герой и рассказчик, Джо Симпсон. Просто сердце сжимается.
Когда-то далеко в детстве на меня произвел огромное впечатление рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни». Вот, просматривая этот фильм, я испытала по-моему, те же эмоции.
Я думаю, что любовь к горам и альпинизму очень трудно объяснить. Меня завораживает альпинизм. Как сказал Джо Симпсон в еще одном прекрасном документальном фильме «Манящее безмолвие»: «После трагедии я долго не лазил, но пойдя в этот поход, я снова ощутил все это возбуждение и восторг от гор. Ну что за идиот!» Удивительно, на какой риск идут альпинисты, болеющие своей мечтой о тех или иных вершинах!
Я весь фильм представляла, что бы я сделала, сдалась бы или нет… хотя трудно представить, на какие свершения у меня хватило бы сил… повторюсь, я смотрела на эту историю как на что-то совершенно фантастическое, во что очень трудно поверить.
И преклоняюсь перед сильным, благородным и всепрощающим духом этого человека!
10 из 10
16 февраля 2015
Искала фильм на тему горы, снег, а нашла вот этот ШЕДЕВР! Иначе фильм не назвать! Конечно эмоции были просто на грани, я вместе с главным героем катилась в пустоту. Более того, поняла боль и выбор Саймона. Кидать помидорами общество умеет, а вот понять выбор не каждый может. Всё что я до этого видела, не идет ни в какое в сравнение с этим фильмом. Не сказать о красоте пейзажа и могущества гор-значит пройти мимо руки создателя этой картины. А природа нам всего лишь напомнила кто мы… мы просто гости в этом мире, в царстве снежного мира. Гора простила людям амбиции, и приняла силу духа Джо. Отпустила Саймона, дав ему угрюмую печать вины. Очень ценно видеть как каждый провел анализ своих мыслей, как люди понимали высшее и низшее свое «Я»
В этом фильме глубокая философия, замечательная атмосфера эмоций. Если боль, то зрителю больно, каждый шаг Джо, который давался ему нечеловеческим усилием, вызывал пронзительную боль. Падать и снова падать… ползти…
Фильм оставил такой след в душе, задел там такие струны… Люди, обязательно смотрите «касаясь пустоты»!
Восхищаюсь силой духа Джо… отдаю должное Саймону (признаюсь нелегко).
10 из 10
Это очень глубокий, честный выбор!
20 ноября 2014
Если честно, я немного предвзято отношусь к художественной документалистике, но этот фильм зацепил. И стоит заметить, что поражает больше всего то, что все эти ужасы и испытания, которые прошли главные герои фильма, в особенности это касается Джо Симпсона, происходили на самом деле.
Несомненно, альпинизм, один из самых опасных видов спорта. Риск смертельного падения есть всегда, на любых высотах, и естественно он увеличивается в разы, когда перед альпинистами стоит задача покорения заснеженных гор. Ко всему прочему Джо Симпсон и Саймон Йетс выбрали для подъема не просто высокую гору в 7 000 метров, а западный склон Сиула Гранде, одну из вершин перуанских Анд. Именно по этому склону не смог на тот момент подняться ни один альпинист. Но все эти преграды не останавливали главных героев, которые решительно бросили вызов непокоренной вершине.
Что есть нечеловеческие усилия? Я считаю, что подъем на гору такой высоты в таких температурных условиях и если нечеловеческие усилия. Но то, что происходит по сюжету дальше, уходит далеко за грань этого понятия, хотя спросите вы, куда уж дальше? Поверьте, дальше есть куда, вы просто посмотрите фильм, и все сразу поймете. Невероятные приключения — это как-то не совсем точно описывает происходящее на экране. Наверное к этому определению стоит добавить — «на грани фантастики».
Обязательно посмотрите этот фильм, он понравится всем и каждому. Напряженная сюжетная линия будет держать вас у экранов до самого конца и заставит чертовски сильно переживать за главных героев.
10 из 10
8 августа 2014
В мире есть много живых людей, нуждающихся в реальной помощи этих двух парней. Одного 25-ти лет, другого 21-го. Без их помощи эти реальные люди, может быть погибли, может остались инвалидами. Но эти двое не захотели никому помочь. Истратив изрядные денежные средства, лишив голодающих своей помощи, они отправляются на удовлетворение своей гордыни. Подлецы! Дважды подлецы, поскольку их двое и каждый в ответе за другого. Несоизмеримость их успеха и пользы, которую они могли бы произвести, в Нечерноземье, скажем, или в Африке, если уж хочется экзотики. Или даже среди голодающих в том же Перу. Но нет, им собственная извращённая самовлюблённость дороже. Пусть голодающие младенцы толкают их старших сестёр на проституцию. Пусть их братья берутся за работу наркокурьеров и потом получают пожизненно. Но нет эти 2 богатых эгоиста выбрасывают деньги и свою жизнь навыброс, лишь бы никому не помогать, лишь бы никого не спасти. Противны и омерзительны эти двое.
23 мая 2014
Чаще всего жанр документального кино ассоциируется с чем-то познавательным, в первую, но картина «Касаясь пустоты» — основанная на реальных событиях история двух альпинистов, застрявших в горах, — является редким исключением из данного правила, несмотря на наличие видеовставок с реальными героями, закадровых комментариев и реальных фактов. А все потому, что в данном фильме больше всего ощущается именно драматическая составляющая, что превращает его в настоящую драму, притом очень реалистичную.
Декорации — реальные горы, в которых актерам пришлось сняться, повторив самые важные эпизоды путешествия. И признаюсь, выглядят все эти кадры, снятые уже во время производства картины, очень достойно, будто с реального места происшествия. И во многом благодаря правдоподобной обстановке и актерской игре история, рассказываемая ее героями, реально цепляет, и сильно. Даже зная, каков будет финал, все равно переживаешь за главных героев, проходящих через натуральный снежный ад.
И опять же подкупает то, что основан сюжет на реальных событиях, никакой фальши и допущений, только человеческое мужество, страх, сила духа, сильнейшая надежда, взаимовыручка. Выйди подобная история в виде художественного фильма, наверняка нашлись бы умники, обвинявшие бы ее в наивности и наличии хэппи-энда, но в данном случае придираться смысла нету. Да и желания смотреть на поделки Голливуда на подобную тематику, вроде «Вертикального предела», тоже. Настолько эта история, снятая без наворотов, огромных бюджетов, известных актеров и заполняющего экранное время экшена, сильна.
Настолько вживить зрителя в происходящее может редкий фильм, и совсем не ожидаешь, что документальная картина (именуемая такой в жанре) способна на подобное. Но «Касаясь пустоты» ну никак не хочется называть документалкой, уже как минимум потому, что некоторые художественные картины в эмоциональном плане, да и в художественном, оказываются слабее. Она рассказывает очень сильную историю, держа в оцепенении почти с самого своего начала и до конца, традиционно рассказывая в конце о судьбе своих героев, которых, даже после подобного ужаса, опять понесло в горы. Потому, что они только так реально чувствуют себя живыми.
20 декабря 2013
Знаете, я очень хорошо понимаю альпинистов, и более того, восхищаюсь ими. Их смелостью, стремлением к свободе и единению с природой, отчаянным желанием объять невозможное, познать предел своих возможностей, почувствовать себя сильнее, узреть неподвластное. Только представьте себе, каково это, покорить гору, которая издревле была символом чего-то могучего, неприступного, недоступного, даже величественного! Стоять на заснеженной верхушке цвета пломбира и соцерзать истинную красоту — простую и понятную каждому человеку. Словом ощущать то, чего никогда не забудешь, чувствовать себя Живым.
Джо Симпсон — больше, чем просто альпинист. Этот человек пережил такое, что в самом страшном сне не соизволит присниться. Пройдя сквозь семь кругов ада, страдая от невыносимой боли в сломанной ноге, испытывая мучительную жажду, становясь заложником ледяного царства и одиночества, этот человек продолжал верить. Верить в невозможное и продолжать действовать, не сдаваясь на милость стихии и доводов рассудка, советующих ему просто лечь и лежать, постепенно переставая чувствовать что-либо, что казалось бы, легче всего.
Особой картину делает эффект соучастия. Ведь историю мы видим и слышим из самых, что ни на есть первых уст — сам Джо Симпсон комментирует происходящее, вверяя нам свои неподдельные эмоции, истинный взгляд на то, что случилось тогда под тенью могущественной Сеула Гранде. Узнать о том, какие мысли посещали альпиниста, какую боль он испытывал, что чувствовал, когда балансировал на грани жизни и смерти, и даже под какую песную, нелепо крутящуюся в его изможденном мозгу он собирался умирать — бесценно.
Пример Джо Симпсона — ярчайшее доказательство невероятного диапазона человеческих возможностей. Сколько раз его воспаленное сознание посещала переломная мысль «Вот и все. Конец», столько же раз он выбирался из коварных лап сомнений. А потому — никогда не отчаивайтесь, даже если кажется, что мир ушел из под ног, что ничего хорошего уже ждать не приходится, что конец близок — просто вставайте и идите дальше. И тогда, вселенная подарит вам самый лучший подарок — жизнь.
8 августа 2013
Помню после первого просмотра, фильм вызвал бурю эмоций, которых я признаться не надеялся получить, тогда я и представить не мог, что почти документальная работа может быть настолько впечатляющей. Жаль, что не было времени, да и особого желания, написать о ней отзыв. Но теперь, спустя некоторое время, пересмотрев еще раз этот маленький шедевр, я думаю, что осознаю всю его ценность и мне есть, что написать.
Сразу стоит сказать, что картина немного схожа с теми, что раньше показывали по National Geographic или Discovery, то есть часть фильма выделена на рассказы реальных людей, которые пережили значимое событие, а другая, большая по времени часть отводится актерам и режиссеру, моделирующему это событие. На мой взгляд, это очень правильно, ведь когда стараешься передать историю в точности, то необходимо безукоризненно доверять людям, которые ее пережили и не добавлять ничего лишнего. Именно это и сделал Кевин МакДональд, он создал по-настоящему стоящий фильм безо всяких спецэффектов, голливудских трюков и самое главное — без лжи и выдумки, именно в честности заключается сила этой киноленты, но об этом чуть позже.
Итак, фильм повествует о двух опытных альпинистах, которые решились взобраться на опасную, непокоренную гору в Перу. Надо сказать, что в начале фильма главные герои не вызывают явных симпатий или особого уважения, но к концу понимаешь, насколько мужественным нужно быть, чтобы сделать нечто подобное. По ходу развития сюжета зрителю открывают глаза на многие вопросы, к примеру, мы узнаем, что толкает людей на это жуткое с первого взгляда занятие, или какого им приходится на каждом из этапов покорения скалы. С каждым кадром понимаешь, что альпинизм для многих является нечто большим, чем просто хобби.
Но вернемся к сюжету. Уже на спуске, один из альпинистов получает тяжелую травму, ставя под угрозу жизнь своего напарника(не говоря уже о своей), но благодаря неимоверной воле к жизни все заканчивается хорошо. И вот пара простых предложений, по сути, рассказывают весь фильм, но уверяю вас, передать словами все чувства, пережитые этими людьми входе этого злосчастного спуска, не сможет ни один в мире писатель, кроме самих героев. Это потрясающе, осознавать какой подвиг совершил Джо Симпсон, хотя осознать это в полной мере практически невозможно. Подвиг это не обязательно доблестный поступок, совершенный по отношению к другому человеку, это еще и героическое действие в трудных условиях. Знаете, наверное, многие бы сдались, и так бы и остались безмолвно лежать в той глухой бесчеловечной пропасти, надеясь на чудо, божественное вмешательство, и вероятно бы погибли. Но Джо выбрал жизнь и своими действиями заслужил свое право на второй шанс. Силой духа и самообладанием этого человека невозможно не восхищаться. Джо доказал, что каждый на планете способен на гораздо большее, чем он думает. Иногда нам лишь остается поражаться человеческой природе и ее возможностям.
Немного об атмосфере. Меня настолько поразила реалистичность фильма, что после просмотра казалось, будто я лично побывал в тех местах. Это удивительно, насколько качественную работу проделал Кевин МакДональд, учитывая, что это был его режиссерский дебют. Вообще, фильмов у него немного, и по правде говоря, мне мало что из них понравилось. Касаясь пустоты — это без сомнений его лучшая картина. Он снял превосходные виды диких гор, и в тоже время сумел не зациклиться на них, а как гениально он показал, всю незначительность, хрупкость человека, по сравнению с нерушимой, монументальной скалой, это заслуживает аплодисментов. Фильм имеет отличное музыкальное сопровождение, которое также задает правильную атмосферу. Каждая мелодия невероятно точно передает все происходящее. А в конце и вовсе, полностью раскрывает все накопившиеся чувства главных героев.
Сравнивая Касаясь пустоты и 127 часов. Известный всем голливудский фильм, тоже снятый на основе реальных событий, все же проигрывает работе МакДональда по нескольким причинам. Во-первых, главный герой попал впросак из-за своего эгоизма и легкомыслия, из-за этого ему сопереживаешь чуть меньше, чем парням из Анд. И даже притом, что актер Джеймс Франко в той картине очень убедителен, на мой взгляд, подвиг того человека куда меньше подвига Джо. Ну а во-вторых, режиссер того фильма явно хотел замахнуться на нечто большее, чем просто хорошее кино, иными словами он немного переборщил со сценарием, слишком много было надуманного что ли. И самое главное, в 127 часах нет той жизни, которой просто пропитана картина Касаясь пустоты.
В конце, пожалуй, следует сказать, что работа получалась на редкость сильной и впечатляющей. Я видел множество фильмов, основанных на реальности, но этот определенно один из лучших. История Джо Симпсона и Саймона Йетса не забудется мной никогда. Время от времени я буду пересматривать этот скромный шедевр, ведь причин для этого — очень много.
P.S. Восхождение Джо и Саймона стало альпинистской легендой.
7 июля 2013
Джо Симпсон и Саймон Йейтс бросили вызов вершине Сиула Гранде, которая находится Перуанских Андах. Высота этой снежной красавицы семь тысяч метров, чтобы покорить такую вершину, нужно много лет настраиваться и ждать от восхождения всего самого непредсказуемого. Молодые альпинисты полны сил и энергии, их тело переполнено адреналином, а перед глазами уже открылся красивый вид с вершины горы Сиула Гранде. Понятно, что нельзя утром просто так встать и залезть на такую здоровенную гору, к этому восхождению ребята готовились много лет, поэтому они уверены в своей победе и настроены на все самое лучшее. После удачного восхождения, ребята с триумфом на глазах и в сердце начинают спускаться, и тут случается переломный момент, который оставил вечный отпечаток в жизни двух друзей. Джо Симпсон неудачно падает и ломает ногу.
Каждый альпинист знает, если высоко в горах поломать ногу, то очень мало шансов выжить и снова почувствовать тепло земли нагретой солнцем. Джо понимает в каком трудном положении он находится, но его друг Саймон старается изо всех сил удачно спустить их из этой горы, но впереди их ждут непростые решения, боль и чувство потери. «Касаясь пустоты» — это потрясающий документальный фильм о жажде жизни, о силе воли, духа и тела, о том, насколько человек может быть сильным. Эта невероятная история заставляющая мурашек бегать по кожи. Джо Симпсон совершил в своей жизни подвиг, я думаю, что в этот момент его держал за руку сам Бог, ведь то, что он сделал, — это необъяснимо, ощущается какая-то фантастика, но в подлинности данной истории я ни капельки не сомневаюсь, я очень уважаю этих ребят, они прошли большую дорогу.
Фильм очень интересный, мне было тяжело оторвать от экрана глаза, я чувствовал холод Перуанских Анд и мысленно присутствовал с главными героями, переживал за них и всячески поддерживал. На экране происходила интересная и сильна история, но также было очень приятно смотреть какая же красивая природа, какие на первый взгляд неприступные горы, в каком чудесном мире мы все таки живем. «Касаясь пустоты» эмоционально-сильное кино, оно дышит жизнью, оно пропитанное человеческой отвагой и силой. Мне безумно нравится название фильма «Касаясь пустоты», посмотрев фильм, начинаешь полностью понимать это название, становишься к ней ближе. Мне очень понравился фильм, когда его смотрел, то ощущал необыкновенное удовольствие, мне кажется, что я полностью проникся этой историей, чего и Вам желаю!
10 из 10
15 февраля 2013
Потрясающий фильм! Я смотрела его вместе с десятилетней дочерью и два дня под впечатланием мы его обсуждали:
-Мама, а зачем они полезли на эту такую опасную гору?
-Понимаешь дочка, всем людям хоть раз в жизни хочется сделать то, что до них ни разу никто не делал. Доказать себе, что они это могут, но не все люди могут так рисковать.
-Мама, а как дядя терпел такую боль, у него же вся нога была сломана?
-Дядя знал с самого начала на что он шёл. Терпел, потому что горы покоряют только настоящие мужчины.
-Мама, правда, что человек так сильно может хотеть пить, что может пить прямо из лужи?
-Да, человеческая жажда невыносима, без воды человек может прожить чуть больше трёх суток.
Вопросов было много, но один меня поставил в тупик:
-Правда мама, что человек так может хотеть жить, что может упасть с такой высоты и четыре дня ползти со сломанной ногой к своим друзьям, чтобы они ему помогли.
-Дочка, человек должен хотеть жить в любой ситуации и всё делать для этого, до самого последнего, до самого конца! Даже тогда, когда в твоей голове начинает на реверсе играть одна и та же дурацкая песня. Надо всегда попытаться встать и пойти, поползти, нельзя просто ждать чего-то.
Я так хотела, чтобы дочка правильно поняла смысл фильма об альпинистах Джо Симпсоне и Саймоне Йетсе, отвечала на детские вопросы и вспомнила — а ведь у меня перед клинической смертью так же как на реверсе в голове играла дурацкая песня группы «Руки вверх». Никогда их не слушала и не любила…
А на свой вопрос после просмотра фильма я должна была ответить сама.
' Есть ли у меня такой друг, который простит мне, что я перережу верёвку?«Слава Богу есть, тогда подумала я. И это неправильный ответ.
Правильный: «Надо самой быть таким другом!»
P.S. Этот фильм обязательно нужно посмотреть всем. Смотреть лучше с кем-то вместе. Торжество человеческой воли и победы над смертью всегда хочется разделить на всех!
P.S.S Низкий поклон Джо Симпсону и Саймону Йетсу, а также создателям такого реалистичного фильма.
Последние слова в фильме о том, что восхождение на пик Сеула-Гранде так до сих пор никто не повторил. Я проверяла — на сегодняшний день это так…
11 февраля 2013
Наверное более других позволяет почувствовать грань, где заканчивается жизнь, где ее предел. Где отчаяние поглощает тебя и смерть неизбежна, и у тебя есть время это осознать и пропустить через себя.
Поразительные съемки, горы Перу, кадры, наполненные мощнейшей энергией гор, которым тысячи лет до, и тысячи лет после.. И совсем немного слов от людей, которые с этим соприкоснулись.
Я часто бывал в Горном Алтае в детстве и в горах, где каменные обрывы и пики, безжизненные просторы на километры вокруг. Понимаешь свое ничтожество в этом мире, даже чувствуешь вселенную. Вот тут понимаешь объективную реальность, единственно верную в мире. Тем и хорош фильм, тебе лишь показывают кадры, и ты сам понимаешь истину, никто не навязывает взгляды, философию или точку зрения. Много еще лишних слов вертится, но тут они не помогут. Такое нужно чувствовать, и фильм эти чувства передает.
27 октября 2012
Так получилось, что с творчеством Кевина МакДональда я начал знакомиться только неделю назад. Я с радостью для себя обнаружил, что этот режиссер умеет очень качественно снимать документальное кино и передавать атмосферу всех происходящих событий. В его фильмах нет серой документалистики, есть только настоящая и живая история, узнав которую нельзя оставаться равнодушным.
И этот фильм не исключение, он именно такой — цепляющий, завораживающий и, самое главное, настоящий.
В основе сюжета лежит реальная история, сложившаяся с двумя альпинистами, которые решили взобраться на вершину перуанских Анд, высоту, которую до сих пор еще никто не покорил во второй раз. Ситуация омрачилась тем, что один из альпинистов сломал ногу, и это означало неминуемую гибель. Так начинается этот фильм, сюжет которого вскружит вам голову во время просмотра, а заряд от него даст вам импульс двигаться вперед.
Даже если вы человек очень далекий от альпинизма, да и не думаете, что эта тема хоть как-то вас может задеть за живое, то вы заблуждаетесь, ведь фильм не об этом. Этот фильм о человеческом мужестве, храбрости, нереальной силе воли и о непреодолимом желании жить. И это не художественный вымысел сценаристов, это реальная жизнь и все это на самом деле происходило.
Отказываться от просмотра этого фильма просто смерти подобно. Так что, сели вы еще не смотрели это кино, то скорее включайте!
10 из 10
16 сентября 2012
Этот фильм удивил, порадовал и взбодрил мой дух, который, как и у многих, наверное, временами впадает в уныние.
Фантастически реальная история из жизни двух альпинистов, о неведомом и непредсказуемом, о трагедии и неутолимой жажде жизни. О горах, в конце концов, с их грозным и притягательным величием!Джо Симпсон и Саймон Йэтс раскрывают нам свои души, переживая такие далёкие, но едва ли изгладившиеся из их памяти события.
Великолепие картины заключается в неподдельных и искренних эмоциях участников происшествия. Их подробное повествование о пережитом, о мыслях, посещавших в самые критические моменты, чувствах, обуревавших их в неизвестности и мраке гор будто заставляет и тебя ощутить эту странную смесь из кажущейся безвыходности и невероятным желанием жить!
Документалистика довольно сложный жанр, требующий суммы нескольких слагаемых для получения качественного и интересного результата.«Касаясь пустоты» удался на 100%!На протяжении всех 106 минут не перестаёшь восхищаться силой несгибаемой воли Джо, честностью Саймона, верностью Олли, и конечно же суровой красотой Анд.
Это не проcто кино, продукт или проект. Это повесть и душа.
10 из 10
Вера в свои силы — это 90% успеха, а с Божьей помощью вообще возможно всё!
26 марта 2012
Понравился полудокументальный фильм про восхождение 2 альпинистов на гору в Перу. Это 2 сумасшедших, которые решили залезть по почти отвесной ледяной стене, при этом никак не продумали вопрос о спасении на случай непредвиденных ситуаций. Если с ними что-то случится в горах, не будет никого, кто бы мог спасти их, это почти верная смерть.
Понравился фильм тем, что рассказывает о совершенно невероятной для меня живучести одного из этих альпинистов. Не хочется рассказывать, что именно с ним произошло, скажу только, что он должен был почти наверняка умереть, сломать себе спину, свернуть шею, переохладиться, просто умереть от истощения, как умирают в горах — засыпают и не просыпаются, но он 4 дня боролся, находясь в ужасном состоянии. Возникает восхищение тем, с каким упорством он выдергивал себя, заставлял себя бороться, преодолевал боль, усталость. Я думаю, что у него не было стимула выжить, он ни разу не упоминал о том, что очень хотел жить. Думаю, что его спасло то, что он очень гордый и самоуверенный, и для него было бы унизительно просто сдаться и умереть.
Еще он описывал восприятие, похожее на озаренное восприятие упорство, говорил, что в какой-то момент он попал в состояние, в котором не было жалости к себе, какой-то озабоченности тем, что больно, что устал, что он еле ползет, было настойчивое желание просто идти, вставать, не отдыхать, не ждать. Это описание показалось похожим на описание состояния Кастанеды, когда Дон Хуан его столкнул в состояние безжалостности.
Понравилось, что он ставил перед собой очень маленькие задачи — дойти вот до этого места за 20 минут — и в итоге смог преодолеть огромное расстояние.
24 августа 2011
Горы… бесконечные, красивые, величественные и опасные. Вершина манит как магнит. Никогда не знаешь, как поднимешься, никогда не знаешь, как спустишься- в этом и есть прекрасная свобода.
История произошедшая в 1985 году, про восхождение двух молодых альпинистов на вершину Сиула Гранде произвела большое впечатление, оставив в душе приятный осадок некой свободы, яркой отваги, настоящей человеческой дружбы. После просмотра понимаешь- как нужно поступать в ситуациях, когда кажется, что уже все. Да, нужно не сдаваться- никогда.
Множество интересных аспектов захватывается при съемке. Например, на что способен человек в агонии, какие кадры крутятся у него в голове и осознаны ли они? Момент, когда дурацкая песня «Brown girl in the ring» крутилась у главного героя в голове, очень хорош- такое ведь и правда случается! И конечно, должное хочется отдать красоте превосходных гор. Они поистине замечательны.
10 из 10
5 марта 2011
День первый
Сюжет.
Неизведанное, непокорное, таинственное, уже тысячелетия эти места притягивают людей. Любопытство ли, нет, это нечто другое чувство, заставляющее наши глаза гореть, а душу наполнять приятным нам теплом.
Действия этого фильма происходят на вершине перуанских Анд (а именно на склоне Сиула Гранде). История двух выживших альпинистов : Джо Симпсона и Саймона Йетса. Которые готовы поделиться с нами своей историей покорения этой непревзойдённой вершины в 1985 году. Чтобы пройти это испытание, наши герои должны преодолеть тяжёлый путь, в котором их поджидает проверка их морального духа и физической подготовки.
День второй
Перед камерой.
В фильме участвуют всего шесть актёров, трое из них, это сами участники этого события Ричард Хаукинг, Джо Симпсон, Саймон Йэтс, в данном фильме они не решаются наглядно показывать то, что с ними случилось, так как фильм снимался на самой Сиула Гранде (не на какой-то другом склоне, а именно на ней), и опять увидеть местность на которой произошёл этот кошмар, наши герои не решаются, и по этому трое других актёров (Брендан Маккей (Joe Simpson), Николас Аарон (Simon Yates), Олли Руалль (Richard Hawking)),играют их роль покорения склона, и самого трудного возвращения обратно…
И они справляются со своей задачей. Если игра Николаса меня особо не восхитила, то Бредан Маккей просто шокировал меня, и это притом, что у него была самая сложная роль в этом фильме. Вот как важен хороший подбор актёров. Молодцы!
День третий
За камерой.
Сидит Кевин МакДональд. Режиссёр известный мне только по фильму «Последний король Шотландии» (Который кстати говоря мне очень понравился. Именно за этот фильм Форест Уитакер получает Оскар!). Но вам он может быть известен также по фильму «Большая игра», который ещё не дошёл до моих глаз.
День четвёртый.
Совсем не то.
Жадные ручонки киноиндустрии в наше время дотянулись абсолютно до всех сфер нашей жизни, уже есть фильмы и про сноубордистов и про лыжный спорт и естественно «Касаясь пустоты» не единственный фильм в своём роде. Было много фильмов про альпинизм, но во всех присутствует вещь, который я назвал «Голливудский синдром», то есть в нём мы чувствуем, что всё происходит наигранно, не взаправду. И актёры на этом сказываются и сама работа режиссёра. Я не говорю, что это плохо, просто многие режиссёры совершают подобную ошибку пытаясь создать фильм с преобладающим реализмом, что редко получается.
День пятый.
Только находясь на волоске от смерти, мы понимаем, что мы живы!
Когда я испытывал подобные чувства во время просмотра фильмов я уже и не помню, и самым ощутимым чувством был — страх! Да, да. Но после просмотра этого фильма я понял, что страх делиться на две категории:
Первый из них возникает при просмотре фильмов ужасов. Все мы знакомы с ним. Резкие крики, вопли, боязнь заглянуть в темноту, казалось бы детские шалости, но почему же мы там боимся его время от времени?
Второй возник у меня именно во время просмотра «Касаясь пустоты».
Это страх одиночества, потерянности, чувство, что ты один в этом мире. Как вы уже догадались фильм также создаёт психологическую нагрузку, аналогичное чувство я испытывал при просмотре фильмов «Пустота», «Куб», даже при том, что они совершенно из другой категории. Очень сильный фильм, я действительно боялся за главных героев.
День шестой
Подножие.
Многие говорят, что не стоит смотреть этот фильм тем, кто не разу не занимался альпинизмом, с этим я категорически не согласен я считаю, что фильм будет интересен всем! И человеку помешанному на боевиках, и тому кто больше предпочитает мелодрамы, и не важно бизнесмен вы или продавец обуви. При просмотре этого фильма вам будет казаться, что вы находитесь не у себя дома, а на склоне перуанских Анд!
День седьмой.
Ущипните меня, если это всё взаправду.
Вот и закончились семь дней путешествия наших отчаянных героев, которые доказывают нам, что несмотря не на что, нужно пытаться выжить (добиваться своей цели), даже если вам придётся преодолеть то, что кажется вам невозможным.
9 из 10
10 января 2011
Кто не ходил в горы фильм не оценит. Вернее недооценит. В нем нет художественных изысков. Он прям и безыскусен. Но чертовски красив и достоверен! История фантастична, и, если бы это не была правдивая история, то сценаристов бы долго пинали за такие выдумки. Но так бывает в жизни.
Не знаю, как воспринимают фильм люди, которые не ходили по леднику, не срывались башкой вниз, не морозили пальцы и не видели, как медленно тает снег в котелке под пламенем догорающей горелки. Может мы так же смотрим фильмы про войну, не зная как свистят пули…
Всем кто любит горы — смотреть обязательно.
25 сентября 2010
Стоит ли писать о фильме тогда, когда слова так трудно подбираются!? Наверное этот вопрос можно смело откладывать в долгий ящик. Слов не хватает, но желание высказаться безгранично. Пишу рецензию по прошествии нескольких дней со дня просмотра фильма, когда буря эмоций уже улеглась, но может это и к лучшему.
Современное кино направленно на зрелищность, призванную ударить по карманам обывателей для привлечения очередных рекордных кассовых сборов. Обидно, что за всеми этими декорациями мы часто забываем о своих собственных чувствах, не говоря уже о других людях.
Хороша сама идея снять этот фильм как документальный, повествование реальных героев за кадром, создает иллюзию, что читаешь мини вариант книги, но с видео сопровождением. Операторская работа великолепна. Больше всего запоминаются глаза главного героя на обветренном и обмороженном лице.
«Касаясь пустоты» так явственно передает всю картину произошедшего, что ты не просто переносишься в фильм, не просто ощущение реальности, кажется, что ты становишься участником тех событий, сам принимаешь решение перерезать веревку, спуститься в пустоту(хотя для меня это было не мыслимо), ты, а не герой ломаешь ногу… Все это пропускаешь через себя! Поистине нет причин человеческому упрямству и безграничному желанию жить.
Наверное я ограничусь этим скудным описанием, все остальное предоставлю вам, если вы решите посмотреть этот фильм!
16 сентября 2010
Сразу скажу: никогда не понимал людей, одержимых скалолазанием. Ну почему нельзя просто любоваться горами или на худой конец забраться на доступные вершины на фуникулере. Воистину безгранично людское тщеславие в попытках доказать себе и миру, что нет непокоримых вершин. Эверест покорили, усеяв его склоны трупами смельчаков, теперь вот добрались и до Андской Сиулы Гранде. Забравшись с неимоверными усилиями на вершину горы, альпинисты доказали себе и миру, что они чего-то стоят, что живут «по-настоящему». Однако, как было сказано, 80% несчастных случаев происходит именно на спуске с горы. Так и случилось. А как вы хотели ребята — великие горы требуют больших жертв, они не прощают даже малейших ошибок.
Джо ломает ногу при сложном спуске при крайне суровых погодных условиях. А спуск только начался! Все — кранты! Малейшая травма при таких условиях — и ты покойник. И Джо и Саймон это сразу поняли. НО! Человек — это очень сложное и противоречивое существо, идущее всегда наперекор судьбе и обстоятельствам. Они не сдаются и продолжают и без того крайне экстремальный спуск. Однако все против них. Погода, гора, Бог… В конечном итоге Джо падает в глубокую расселину, но не разбивается, что только усугубляет его положение. Саймон остается жив. Немного поискав товарища, он все-таки спускается к теплому подножью горы, где его в лагере ждет другой напарник. На этом можно было бы и закончить эту печальную историю, если бы не одно НО. Человеческий, набивший оскомину, фактор! Джо никак не хочет умирать в ледяном плену и тут начинается гимн человеческому упрямству и безмерному желанию выжить во что бы то не стало. Джо по сути повторил подвиг военного офицера времен ВОВ — Алексея Мересьева. С этого момента начинается пронзительная, пробирающая до костей драма одинокого, маленького, переломанного человека. Вот тут перед режиссером МакДональдом я снимаю шляпу. Так передать отчаяние, обреченность, злобу, упорство, целеустремленность и нечеловеческое напряжение может не каждый. Ограмный респект от меня и актером, сыгравшим прототипов альпинистов. А какая прекрасная реконструкция тех далеких событий: бескрайние высоченные горы, суровая природа, нереальное небо, неземная красота Анд… Это надо видеть!
У меня в коллекции имеются еще два его фильма: Последний король Шотландии и Большая игра. Последний мне не очень понравился, не смотря на хорошую игру звезд первой величины, а вот «Король» мне очень приглянулся — очень сильный биографический фильм. Но этот фильм для меня станет яркой жемчужиной в коллекции именно за невероятную, но правдивую и искреннюю историю, и насколько здорово она реализована. Я во время просмотра непрестанно поражался, как многие сложные сцены можно было так достоверно снять — это искусство кино и профессионализм мастера. Нам всем есть, чему поучиться у героев.
«Безумству храбрых поем мы песню!»
Только высший балл!
13 ноября 2009
Да, фильм снят просто захватывающе и настолько реалистично, что захватывает дух! Полный эффект присутствия! Красивейшие съемки с воздуха! Когда видишь острый гребень, как лезвие ножа, Сиула-Гранде, то понимаешь, как легко не вернуться с горы… ведь с двух сторон там просто бездна!
Горы — настолько агрессивная среда для человека, что любой фактор может оказаться смертельным, даже если ты здоров и полон сил! А что говорить, если ты получил ранение, да еще такой тяжести? Это та среда, где все не на твоей стороне — солнце (злейший враг, не хуже холода), ветер, температура, нехватка воды, еды, холод… все это по отдельности или в сочетании приводит к осложнениям — обморожениям, переохлаждению, обезвоживанию… все это известно, НО…
В эту среду нужно отдельно добавить человека-покорителя гор с его вечным стремлением познать непознанное и испытать себя. Именно симбиоз тех качеств, которые присущи индивидуально каждому альпинисту, решает исход дела. Это характер, воля к жизни, выносливость, опыт и знания, доверие к напарнику…
Этот фильм убедил меня в том, что НЕТ предела человеческим возможностям! ЕГО ПРОСТО НЕТ! Всегда стремясь расширить горизонты своего познания, человек расширяет и границы своих возможностей! История главного героя просто вызывает бурю эмоций, И БОЛЬШЕЕ ИЗ НИХ-ВОСХИЩЕНИЕ! Этот человек — Джо Сипсон — просто сделал невозможное!
А к его напарнику не возникло желание осуждения, НО все-таки пока не найдено тело остается всегда мизерный, но шанс на выживание! Или долгую мучительную смерть в оковах льда! Этого можно было бы избежать, загляни он в трещину, или будь у них рации, или вернись они с напарником на поиски из лагеря….
19 января 2009
Это самый лучший из существующих художественных фильмов об альпинизме. Я смотрел все остальное: «Вертикальный предел» (вообще шутка, а не фильм), «К2», «Смерть в горах», «Восхождение» и т. д.
Этот фильм снят в духе всего того, что показывают по national geographic, когда люди, реально участвовавшие в событиях, повествуют об этих событиях по прошествии n-ого количество лет, и рассказ сопровождается игрой актеров среди декораций, которые пытаются сделать повествование более наглядным — честно говоря, от подобных зрелищ меня уже подташнивает.
Touching the void снят в совершенно обратных пропорциях — то есть 80% это фильм и 20% комментарии участников тех событий. И что самое главное на совершенно другом качественном уровне.
Дело в том, что съемки проходили именно НА ТОЙ ГОРЕ (не то что не на студии, даже не просто в горах, а именно на Siula Grande), на которой все и произошло. Двух главных героев играли 4 человека — 2 актера и 2 проф. альпиниста для съемок моментов вроде подъема по ледяной стене с уклоном в 85 градусов, где все, что отделяет этих двух человек от смерти — это 50 метров веревки и пара-тройка костылей вбитых в стену между ними…
Как снимали, я не знаю — закидывали ли людей на вертолете на нужные точки или они поднимались другим более легким маршрутом, однако режиссеру и операторам удалось достичь НАСТОЯЩЕГО эффекта присутствия и реализма.
Когда подъем только начинается, мы слышим слова Джо Симпсона: «That is what we live for» и затем идет очень динамичная и восхитительная музыка с участием вроде бы северных народных инструментов, и одновременно с этим показывают подъем — это вообще, просто нет слов, при виде этого думаю, многие парни захотели бы попробовать себя в этом деле.
Когда камера, как мне показалось, прицепленная к вертолету или планеру показывает восходителей на вершине и вообще сам гребень, окружающие горы, то не то что дух захватывает, а вообще просто кажется что это другой мир, эти два человека на вершине даже не муравьи, а просто микроны…
Ну а все что дальше — это чистая правда, которая показывает то, что, случается при подъемах на серьезные горы (про восьмитысячники я вообще промолчу) на самом деле гораздо чаще, чем думает любой человек, далекий от альпинизма.
В общем, это очень жизненный фильм, который откроет глаза любому на вопросы вроде:
1) Что заставляет альпинистов делать это?
2) Насколько это тяжело?
3) Как сильно человек хочет жить?
10 из 10
18 января 2009