Начать хотя бы с заставки, где бриллиантами сыпались все обладатели награды в номинации «Лучший фильм». Потрясающе красиво было. От Скарлетт, смотрящей вслед уходящему Рэтту, до восхищенного «Я лечу, Джек!» Розы. От сумасшедшего смеха «пролетая над гнездом кукушки» до душераздирающего «Freedom!» из глубины «храброго сердца». От масштабной колесницы Бена Гура до бегущего Форреста Гампа.
А на самой церемонии запомнилась, разумеется, Оливия де Хевилланд (обворожительная Мелани в «Унесённых ветром»). Она представила актеров, которые в разные времена получали «Оскары». Пятьдесят четыре лауреата нескольких эпох. На одной сцене. В одном кадре. Такое увидишь не каждый день.
Но это созвездие трогает не тем, что они там дружно и весело собрались и торжественно уселись, как для группового снимка. А то, что при упоминании каждого имени показывали его «оскароносную» роль и триумф победы обладания статуэткой. Кто-то был ещё ребёнком, и сейчас вот сидит, уже в возрасте. Были даже такие, во времена которых и съемок-то самой церемонии не было (или же на церемонии они не присутствовали). И в этом случае видеомонтажеры довольствовались их фотографиями.
Мило наблюдать за Холли Берри. В прошлом году она успокоиться от рыданий не могла, чем стала главным событием 74-той церемонии; а сейчас, победоносно улыбается. Некоторые бабушки, как мне показалось, вообще не понимали, где сидят и что происходит. Но чем старее, тем интереснее смотреть на них. Как, например, до неузнаваемости изменился Микки Руни.
Осуждающе смотрел на Дженнифер Коннели, сидевшую сейчас среди них всех, а свою речь прочитавшую в своё время с листочка. Джек Пеланс отжимался, Джулия Робертс фирменно хохотала, Ева Мари Сейнт целовала свою статуэтку…
Иногда смотришь на них всех, на все их непросмотренные фильмы, и понимаешь, что мир начался не с того момента, как мы родились. Но всё равно обидно бывает, что всё это происходило не на наших глазах. Сколько угодно можно пересматривать древние фильмы, хоть с «Выхода рабочих с фабрики Люмьер», но иногда я завидую кому-то сказавшему, что это было увлекательно: сначала просто наблюдать за картинками, потом с более осмысленным сюжетом, потом — со звуком, цветом, более захватывающими спецэффектами… И сейчас только истинные киноманы заметят, оценят и отличат настоящее искусство от чего-то посредственного.
Для большинства немое ч/б — оно и в Африке немое ч/б. И, к сожалению, не все шедевры сохранились. Надо помнить, смотреть и ценить наследие предков. «Иллиада» или «Божественная комедия» написаны тоже не современным языком. Но мы их читаем. Чтобы знать, что было раньше. Какими были люди, и о чем они думали.
А благодаря кино мы можем не просто узнать, а и увидеть всё это.
28 сентября 2015