Главный герой аниме, Камуи, выполняет последнюю волю матери и возвращается в Токио. С детства Камуи обладает сверхчеловеческими способностями. По легенде его сила должна положить конец конфликту Драконов Неба (Печатей) и Драконов Земли (Ангелов). Ангелы хотят очистить Землю от человечества. Печати - спасти людей. Выбрав сторону, Камуи предстоит определить судьбу мира.
Этот сюжет вряд ли казался свежим даже на момент выхода. Сразу же вспоминаются 'Василиск', 'Убийца Акамэ' и с десяток аниме послабее. В них всегда происходит одно и то же: две стороны сражаются за судьбу мира, сначала происходит размен пешками, потом дуэль чемпионов, и, наконец, наступает победа одной из сторон, или поражение обеих - убийства никогда не приводят к счастливым финалам. Что же сделало 'Х' уникальным?
Мой ответ: внутренний мир персонажей. 'Х' - это аниме, где мотивы гораздо важнее поступков. Что вынуждает Ангелов на уничтожение человечества? Искренни ли они в своих желаниях? Ответ будет отличаться для каждого героя. Сацуки Катодзи, например, презирает людей и предпочитает им компьютеры, ей хочется увидеть мир очищенным от человечества. Сию Кусанаги же - экотеррорист, но это не мешает ему быть открытым и искренне любить даже своих противников. Такие же разные и Печати.
'Х' показывает знакомую историю с неожиданной, эмоциональной стороны. Главный конфликт здесь разворачивается не на улицах Токио, а в душах людей. Сомнения и сожаления разрушают их решимость еще до начала сражений. Многие сдаются, предают и меняют ориентиры в попытках обрести себя, или заглушить душевную боль. Почти все герои и злодеи в той, или иной степени, травматики и вызывают сопереживание.
Удивительно, но на фоне блестяще проработанных второстепенных персонажей основным фиаско 'Х' становятся главные герои. Камуи должен выбрать сторону. Это одна из основных интриг сериала. Однако, вместо того, чтобы сделать его характер сложным и многослойным, заставить его колебаться, как остальных, сюжет банально толкает его все время в одном направлении.
Еще большее упущение 'Х' - лучший друг Камуи, Фума. Насколько я понимаю, характер Фумы в манге прекрасно прописан. Он развивается и меняется с течением времени, поэтому поступки Фумы кажутся закономерными. В аниме характер Фумы не меняется, а его роль, как персонажа, упрощена до пассивной жертвы. Это обесценивает отношения Камуи и Фумы. Фума ни в чем не виноват, поэтому Камуи несложно жалеть его.
В целом 'Х' довольно тяжело оценивать. Всего четырьмя годами позже в том же самом жанре выходит 'Василиск'. Он задает более высокие стандарты построения сюжета и боев. Его авторы не допускают ошибок в характерах персонажей и их мотивации. И все же, сказать, что 'Х' проигрывает, язык не поворачивается. Душевные терзания героев, мрачная атмосфера, отлично подобранная музыка - все это цепляет и не дает зацикливаться на ошибках авторов. Даже двадцать лет спустя аниме воспринимается, как очень достойное.
7 из 10
5 ноября 2021
Ринтаро создал отличное аниме «X» (1996) — динамичное, контрастное, интересное. Хотя в основе заложена оригинальная манга «X», режиссёр придаёт анимации свои собственные черты, свой стиль, своё видение, своё прочтение. Привычно для Ринтаро, сюжет сосредоточен на драматизме.
Не знаю по каким таким причинам, но в начале нового тысячелетия, студия решает выпустить тв-сериал «X», пригласив в качестве режиссёра Ёсиаки Кавадзири (Cyber City OEDO 808). Как знаем, у него свой стиль, своя рисовка. В отличие от Ринтаро, он больше сосредоточен на визуальной составляющей, красиво раскрыть персонажей.
Кому-то сериал может показаться затянутым, но не в этом дело. Как такового противостояния в этом аниме, я бы сказал, практически нет, есть лишь подготовка к нему. Каждую серию ожидаешь: вот сейчас начнётся, вот сейчас начнётся, вот сейчас начнётся… И под конец понимаешь, что ничего и не началось. Тот случай, когда подготовка важнее самого действия.
Взять, к примеру, наиболее близкую себе тему Сацки (Принцесса Меланхолия). Кто она такая, и что из себя представляет, почему она выбрала сторону уничтожить людей, и почему ей досталась самая интересная музыкальная тема «Suite».
Кавадзири показывает её прячущейся за компьютерами. В отличие от Лейн, она сознательно выбирает отстранение от людей, получая удовольствие лишь от общения с техникой. Что такое Beast 666? По сути, это её зависимость, ничем не лучше, чем алкоголизм или игромания.
Чем больше человек отстраняется, тем тяжелее ему будет вернуться к живому общению, тем меньше он будет желать вернуться, тем сильнее он будет тянуться к отстранению.
- Что это ты делаешь? — спросил Маленький принц.
- Пью, — мрачно ответил пьяница.
- Зачем?
- Чтобы забыть.
- О чем забыть? — спросил Маленький принц; ему стало жаль пьяницу.
- Хочу забыть, что мне совестно, — признался пьяница и повесил голову.
- Отчего же тебе совестно? — спросил Маленький принц, ему очень хотелось помочь бедняге.
- Совестно пить! — объяснил пьяница, и больше от него нельзя было добиться ни слова.
Так может не людей она хотела уничтожить, выбирая в качестве мишени наиболее живого персонажа, а свою зависимость?
28 февраля 2018
Тема конца света, судного дня еще с глубокой древности пугала и завораживала человечество. Не удивительно, что к нашим дням «сценариев» конца света набралось предостаточно и с каждым годом их становится все больше. Не остался в стороне и коллектив CLAMPа, предложив свой вариант судного дня. И так:
Испокон веков судьба этого мира решалась в битве меду двумя великими силами. И первой силой были Драконы Неба — Семь Печатей — защитники людей, хранители последнего барьера, удерживающего мир от разрушения. Второй силой были Драконы Земли — Семь Ангелов — стремящиеся очистить страдающую от людей Землю.
И было предсказано, что придет великий герой, и та сила, на чью сторону он станет одержит победу в этой вековечной борьбе…
Первая экранизация ИКСа увидела свет еще в 1996 году и представляла собой аниме-фильм «Х/1999» известный еще как «Х: The Destiny War». В силу того что на тот момент манга не была завершена и на треть, сюжет был значительно изменен и упрощен. Из-за этого главный акцент в фильме делался на отношения между Камуи и Фумой, а другим персонажам было уделено куда меньше внимания. Из-за таких ограничений сновидцу Драконов Земли Кудзуки Какё и вовсе нашлось места (видимо в силу того что было бы довольно сложно в полной мере показать его способности в узких временных рамках короткого по продолжительности фильма). Из-за всего этого создавалось впечатление, что сюжет просто задыхался в узких рамках фильма.
После выхода нескольких новых томов манги, значительно уточнивших сюжетную линию, в 2001 году свет увидел одноименный 24-х серийный аниме сериал. Казалось что сюжетная линия, так зажатая в предыдущей экранизации, наконец будет раскрыта в полной мере. Ожидания оправдались… частично.
Главной проблемой ИКСа я бы назвал то, что авторы бросаются из одной крайности в другую. Если времени фильма явно не хватало для полноценного раскрытия сюжета, то 24-х серий для него оказалось, как мне кажется, слишком много. Сюжета явно не хватило на все 24 серии, так что авторы изо всех сил заполняли образовавшиеся пустоты всем чем только могли — в ход шли пространные разговоры, многочисленные флешбеки и, некотором роде, лишние эпизоды, преимущественно рассказывающие о детстве одного из героев (нет я не считаю что они вовсе не нужны, но когда начиная со средины аниме на этом построена почти каждая серия…) Мало того что эти «экскурсы в детство» ровным счетом ничего нового не добавляют к образам своих героев, но они еще и окончательно убивают и без того замученную растянутым сюжетом динамику.
Но все же все эти недостатки не способны затмить созданную коллективом CLAMPа красочную историю. Сюжет, такой простой на первый взгляд, не так то прост. В нем вы не найдете готовых ответов, вы найдете лишь вопросы и нерешенные задачи, на которых нет единственно верного ответа. Ведь разве есть единственно верный ответ на вопрос, заданный Сацуки: «Почему нельзя убивать людей, если люди убивают других живых существ?» Уверен, если ответ и есть, то он у всех разный. И таких моральных дилемм здесь множество и каждый здесь волен решать их сам, исходя только из своих личных убеждений. Ведь то кем ты есть определяется не некой эфемерной принадлежностью к тому или иному лагерю, а лишь тобой самим.
Даже в противостоянии Драконов Неба и Драконов Земли заложено противоречие, разобраться в котором должен каждый для себя сам. Ведь, если беспристрастно подумать, правы обе стороны. И человечество нужно спасти, и землю исцелить от человечества.
Но больше всего мне импонирует главная тема сериала — тема схватки с судьбой. В мире где судьба каждого предрешена, где пророческие сны, повторяясь снова и снова, неумолимо становятся явью — каждый решает для себя сам как поступить: принять свою судьбу и безропотно плыть по течению либо же, подобно мотыльку трепещущему на булавке, попытаться поднять свой маленький бунт, в надежде изменить свое будущее. Кто-то скажет, что правы те, кто не противится судьбе, вспомнит поговорку: «Чему быть, того не миновать», но как по мне — лучше бороться подобно Камуи, бороться вопреки всему и всем, и пусть даже целый мир восстанет, пытаясь сломить тебя, нужно продолжать борьбу, повторяя про себя снова и снова слова Котори:«Будущее еще не предрешено».
Такое мистическое и фантастическое на первый взгляд аниме, оно в первую очередь рассказывает о людях, волею судьбы обреченных на тяжкие испытания. Их вера, любовь, чувство дружбы и способность жертвовать собою ради дорогих им людей, раз за разом проходят все более сложные и часто жестокие испытания. Икс можно рассматривать с различных точек зрения — это и философская история, и жизненная драма, и история любви и многое другое. Все зависит от того что вы хотите в нем увидеть.
В заключении могу сказать: «Нельзя определенно ответить, понравится вам это аниме или нет, ведь, как мне кажется, сама его суть лежит в неоднозначности его сюжета. Я старался, как можно более объективно раскрыть все плюсы и минусы этого аниме. Так что понравится вам ИКС или нет, будет зависть только от того, что вы будете искать в нем в первую очередь — недостатки или достоинства.
8 из 10
26 сентября 2010
Я могу сказать, что это аниме а смысле жизни. Не о существовании человечества как вида или планеты (мира?) вообще. Он о смысле жизни каждого отдельно взятого человека. О его цели. И терпении в ее достижении.
Х — о любви и дружбе. О ценности простых человеческих отношений. О доверии — простом и элементарном, но все реже встречающемся. А еще мне кажется, что он не только о добре и зле (понятиях строгих и лаконичных). Он о том, что у каждого — своя правда.
Поэтому мне нравится это аниме. Оно жизненно. Мы живем. А значит — боремся. Против несчастий и трудностей. Мы идем вперед, отстаивая собственные принципы. Мы вынуждены приносить жертвы на этом пути. Теряя и приобретая. Наша жизнь такая, как Х — динамичная и немного грустная.
10 из 10
22 мая 2008