Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Влюбленный Тома |
английское название: |
Thomas est amoureux |
год: | 2000 |
страны: |
Бельгия,
Франция
|
слоган: | «Он хочет любить, но окно в мир - компьютер» |
режиссер: | Пьер-Поль Рендер |
сценарий: | Филипп Бласбан |
продюсеры: | Диана Элбаум, Жак Биду, Арлетт Зильберберг |
видеооператор: | Виржини Сен-Мартен |
композитор: | Игорь Стерпин |
художники: | Пьер Жербо, Энн Форнье, Ксения Маркус |
монтаж: | Эвин Рикерт |
жанры: | фантастика, комедия, мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $44 256 |
Мировые сборы: | $111 523 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 3 сентября 2000 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 37 мин |
В 2001-м году на одном из самых престижных «ведомственных» кинофорумов — фестивале фантастического кино в Жерармере — победу одержал бельгийский фильм «Влюбленный Тома». На примере главного героя, страдающего редким недугом, авторы рискнули показать, каким образом могут выстраиваться отношения между людьми в гипотетическом будущем. Надо сразу заметить, что название фильма может ввести в заблуждение. Строго говоря, зрителю предлагается вовсе не мелодрама, а скорее антиутопия, или, если хотите, социальная фантасмагория.
Главному герою, Тома, 32 года, из них восемь последних лет он не выходит из дома, так как страдает агорафобией, то есть испытывает страх перед открытым пространством. По этой причине Тома общается с миром исключительно через видеофон. А все проблемы за него решает страховая компания и компьютер, удовлетворяющие любые запросы абонента, в том числе сугубо интимного характера.
Услужливая фирма предоставляет клиенту покладистую виртуальную куртизанку, пышностью форм легко затмевающую саму Мерилин Монро. Однако за эти годы кибер-секс, ставший для Тома определенным отдохновением в жизни, запертой в стенах квартиры, окончательно приедается, так как не несёт в себе новизны и уж тем более романтики, поскольку сводится к пяти давно освоенным программам. И тогда личный психоаналитик рекомендует Тома завести дружбу с реальной партнершей и записывает его в клуб знакомств, предлагающий самый широкий выбор.
Однако настоящая девушка по вызову категорически отказывается предаваться цифровым сношениям посредством специального костюма, поскольку считает такой секс крайней степенью извращений. Её отказ лишь ещё больше интригует и распаляет воображение Тома, и он начинает с маниакальным упорством добиваться встречи с незнакомкой. Но для того, чтобы увидеть девушку, ему необходимо набраться смелости и покинуть своё жилище, а вместе с ним и привычный мир иллюзий, в котором он чувствует себя как рыба в воде…
Вроде бы, не бог весь какая оригинальная идея на давно апробированную тему некоммуникабельности, но именно её решил взять на вооружение дебютировавший в большом кино молодой бельгиец Пьер-Поль Рендер. Для этого ему пришлось отважиться на почти беспрецедентный поступок: снять кино, в котором главный герой так и не появится на экране. Нельзя сказать, что история кино не знала подобных прецедентов.
Время от времени радикальные опыты с «субъективной камерой», выступающей как альтер эго главного героя, случались, но всякий раз их влияние на кинопроцесс становилось чем-нибудь вроде «малозаметного вмешательства бесперспективного формального эксперимента». И все же фильм Рендера, даже при его сознательной замкнутости в ограниченном пространстве, смотреть небезынтересно.
Несмотря на то, что основной прием должен вроде бы довольно скоро приесться, ведь за визуальным отсутствием главного героя зрителю приходится иметь дело исключительно с его немногочисленными собеседниками, предстающими анфас на почти неизменных крупных планах, история держит зрителя на коротком поводке вплоть до самого финала.
В результате контакт виртуальных посланников, обращающихся к невидимому нам Тома, которого можно только слышать, происходит как бы напрямую с публикой. В ущерб зрелищности режиссёр загоняет визуальный ряд в рамки экрана-монитора, но в итоге добивается неожиданного эффекта. К концу фильма, подобно главному герою-невидимке, тоже начинаешь страдать, но уже от клаустрофобии…
6 августа 2013
На первый взгляд французский фильм Thomas est amoureux это повествование о человеке необычном, страдающем редкой болезнью, которая ограничивает все его социальные контакты виртуальным пространством. Но с другой стороны — так ли далеко будущее когда эта самая «агорафобия» станет в той или иной степени эпидемией? Не так категорично конечно, но уже сейчас можно совершать многие действия и работать не выходя из-за компьютера, не говоря уже об общении с друзьями и заведение новых знакомств. Растущая виртуализация общества делает человека более индивидуальным, замкнутым и может быть в скором времени большинство из нас будут наблюдать реальность с монитора чаще чем выходить на улицу. Кто знает. Но персонаж Тома в этом фильме по-моему в чем-то очень символичный. И если дело тут не в каких-то глобальных вопросах того что ждет нас в будущем, то в повседневной социальной отгороженности, подавлении воли в современном человеке и конфликте романтизма внезапно влюбившегося человека с расчётливостью и грубостью окружающей действительности, когда Тома проникается интересом к плачущей девушке, но та сперва думает что он какой-то извращенец у которого слёзы вызывают сексуальное возбуждение, ибо ей так думать привычнее.
В общем и целом очень неплохой и оригинальный фильм, в котором помимо идеи и многослойности я бы еще обратил внимание на человечность самого Тома, хоть мы и не видим его лица, мы чувствуем то как он изменяется по мере всего фильма, как он понимает где правда и где ложь, и то что ничего земного, свойственного нам, ему не чуждо. Ну и необычная манера съемки… очень радует, так же как и милые многим сердцам футуристические атрибуты из разряда «кибер панка».
8 из 10
12 сентября 2011
«Влюбленный Тома» — странный фильм о странном человеке, страдающем агорафобией, добровольно заточившем себя на всю жизнь в квартире и порвавшем любые физические контакты с внешним миром. Единственная связь — это Интернет и многочисленные виртуальные услуги, к тому времени достигшие серьезных высот. В биологическом смысле у Томы есть все для поддержания комфортного состояния. Социальные потребности восполняются через видеофон, сексуальные — с помощью специальных устройств для киберсекса. За все отвечает страховая компания, оплачивающая Томе даже психотерапевта, который в терапевтических целях советует своему пациенту влюбиться, воспользовавшись сайтом знакомств. Любовь до добра еще никого не доводила.
Пьер-Поль Рендер в своем фильме берется за сложную тему социальной дезадаптации, прогессирующую с ростом компьютерных технологий. Глядя в будущее, нам намекают об опасностях скайпа, социальных сетей и интернет-услуг, благодаря которым вы действительно можете не покидать свою квартиру, ведь все, что вам нужно, можно заказать через сеть. От еды до интима. Чтобы общаться с кем-то, становится необязательно видеть его лично, когда есть условно бесплатная переписка в аське и всем доступные видеовызовы. О чем можно говорить, с появление таких практик как он-лайн собеседование на работу, устройства, создающие тактильные ощущения и 3D. Виртуальная реальность начинает постепенно доминировать, все больше влияя на поведение людей и определяя их поступки. Странный фильм о недалеком будущем, снятый 10 лет назад, сегодня, практически фильм о настоящем. И это страшно.
Чтобы впечатлить еще больше, Рендер находит великолепную идею, ставя зрителя на место Томы. Все что видит на экране Тома, видим и мы. Диалоги с виртуальными куклами и различными людьми составляют тело фильма, сам же Тома остается за кадром, и мы слышим лишь его голос, который вполне мог бы быть нашим голосом. Режиссер будто намекает, что мы и есть Тома. Маразматическое ощущение, которое усиливают еще более запредельные диалоги и киберпанковская визуальная картинка. Мне «Влюбленный Тома» давил на психику, что по мнению критика Станислава Никулина можно обозначить как психологическую клаустрофобию, которой подвергает режиссер своим необычным приемом. Фильм безумно интересен, и его невозможно не досмотреть до конца, но приходиться делать перерывы и нажимать на паузу, чтобы отдохнуть. Такова, на мой взгляд, специфика фильма.
Несомненно, это ноу-хау. Пьер-Поль Рендер предъявил фильм, аналогичных которому доселе не было. Все было бы идеально, если к нему добавили бы еще полчаса, чтобы показать развитие отношений Томы и Эвы, единственное, что вызвало недоверие к сценаристу. В остальном, психология Томы и его знакомых логична и правдива. Логична настолько, что с легкостью угадываешь концовку. Тут неожиданности нет.
Тем не менее, гипнотизирующее дебютное творение бельгийского режиссера не может не порадовать киногурмана. Убедительный фильм о грядущем психологическом апокалипсисе человечества, а может быть и перерождении. Во всяком случае, после «Влюбленного Томы» сомнений в том, что однажды человечество переселится в сеть, не остается.
8 из 10
21 августа 2010
Действие фильма разворачивается в будущем. И то, как оно изображается, заслуживает отдельного рассказа. Мы привыкли к тому, что фильмы о будущем кроятся по стандартным лекалам. Обычно режиссер получает некую кучу бабла и на половину этой кучи делает (реально или виртуально) космический корабль. На оставшуюся половину он покупает блестючие костюмчики-скафандры для героев-землян и тонну зеленого грима для героев-инопланетян. Все эти средства через год после выхода фильма устаревают, а через пять его уже смешно смотреть.
Здесь все иначе. Внешне на будущее указывает только макияж героев (лица украшены вычурно, но в то, что через год-два подобный стиль и правда может стать модным — верю!), одежда в индийско-китайском стиле (опять же верю!) и дикий фьюжн в интерьере жилищ.
Вообще, спецэффектов в фильме почти нет. Весь мир будущего показывается лишь в той степени, в которой его отображает монитор компьютера Тома. Лица главного героя зритель не видит — слышит лишь его голос. Все строится на диалогах, в этом смысле он напоминает телеспектакль. Выписаны диалоги мастерски — может, чуть многословно, но очень правдоподобно и потрясающе психологично.
И, наконец, самое главное. Герой этого фильма не застывает в одном амплуа, как герои-типажи большинства голливудских фильмов. Там все ясно: это — супермен без страха и упрека, это — симпатяга-неудачник, это — беспросветный подонок… Тома развивается, изменяется на протяжении всего фильма. Иногда он высокомерен и эгоистичен, иногда — великодушен, иногда зол, иногда трогательно беззащитен. Более того, в развитии показаны характеры второстепенных и даже эпизодических персонажей. Возлюбленная Тома, его мать, личный психолог — все они в конце фильма совсем не такие, как в начале.
Можно еще много говорить о необычной операторской работе, о блестящем сценарии… Но, я думаю, это не тот фильм, о котором можно хорошо рассказать. Его нужно смотреть.
14 июля 2009
Я реально не могу сказать о чём этот фильм. Я реально не могу сказать, понравится ли он вам. Но мне понравился. Может быть это необычность сюжета, может быть — весьма харизматичные актёры, в любом случае я оставил этот фильм в своей личной коллекции, и пересматриваю, снова и снова…
Оценку ставить не могу, потому что это по настоящему — Другое кино.
6 июня 2009