Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Претендент |
английское название: |
The Contender |
год: | 2000 |
страны: |
США,
Германия,
Великобритания
|
слоган: | «Welcome To The Greatest Show On Earth» |
режиссер: | Род Лури |
сценарий: | Род Лури |
продюсеры: | Дуглас Урбански, Уилли Бар, Марк Фридман, Джеймс Шпиз, Райнер Бингер, Морис Леблон, Стив Лольиски, Гари Олдман, Скотт Шиффман, Стефани Антоска |
видеооператор: | Денис Малони |
композитор: | Ларри Груп |
художники: | Алек Хэммонд, Галина Гебаровиц, Мэттью Якобсен, Элуиз Крэйн Стэммерджон |
монтаж: | Майкл Джаблоу |
жанры: | триллер, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 20000000 |
Сборы в США: | $17 872 723 |
Мировые сборы: | $22 361 811 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 сентября 2000 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч 6 мин |
В нынешнюю нашу бытность тотальной политкорректности, борьбы за равноправие и против сексизма такой фильм как «Претендент» был бы кандидатом на всевозможные награды. Ведь в центре сюжета лежит политическое противостояние на самых высших уровнях, где кандидату-мужчине, получившему после одного события очень высокие рейтинги и поддержку во всех слоях, оппонирует кандидат-женщина, неожиданно получившая поддержку со стороны Президента.
Данная ситуация показана нам как нечто выходящее за рамки принятых правил, которые, правда, не введены ни в какие своды, но эта тенденция поддерживается ещё со времён зарождения политического устройства в США. И вот, как пел в небезызвестной песне Виктор Цой, «мы хотим перемен!». Понятное дело, что сейчас бы такой фильм как «Претендент» буквально бы сорвал овации со стороны социума, рьяно поддерживающего общественные реформы. Но в 2000-ом году такой фильм был несколько выходящим за рамки. Правда, режиссёра и сценариста «Претендента» Рода Лури можно теперь назвать «Жюлем Верном» от жанра политической драмы, ведь он впервые почуял ветер скоро начинающихся перемен социального устройства и взглядов на жизнь.
Вообще Род Лури из категории постановщиков и сценаристов, которые подвязываются на одном узко специализированном направлении. Лури явно заботят политические инсинуации, поэтому он старательно обходит мэйнстрим, стараясь снимать своё кино на животрепещущие темы. По сути, Род Лури может стать примером того, как люди ещё до глобальных изменений в социальных взглядах, уже боролись за чистоту нравов и борьбу с мужским превосходством во всех сферах, а то, что он ещё и взял область политики делает его чуть ли не провидцем и заклятым борцом с устаревшей системой.
Но отойдём уже от косвенных веяний, идущих от «Претендента» и перейдём непосредственно к эмоциональному фону, который он, собственно, создаёт при просмотре. Лури и оператор ленты Денис Мэлони избрали подход съёмки «трясущейся» камерой, чтобы добавить реализма постановке. Хотя до конца довести замысел им не удалось, но, думаю, что особо они и не старались, ведь это не биографическая картина, а лента с серьёзным сюжетом, рассчитанным на то, что зритель воспримет «Претендента» как импульс для новой и правильной жизненной позиции. К тому же превосходный актёрский ансамбль (Джефф Бриджес, Джоан Аллен, Гари Олдман, Кристиан Слэйтер, Сэм Эллиотт и ряд других менее знаменитых, но не менее узнаваемых актёров) не позволяет нам верить в то, что данный фильм представляет из себя нечто схожее на псевдодокументальность.
Джефф Бриджес, как и всегда, удивительно хорош и досконально убедителен в своей роли Президента США Джексона Эванса. Если честно, то когда смотришь на героя Бриджеса, но осознаёшь, что только такой человек может быть достойным поста номер один в государстве и счастье того государства, у которого у руля стоит такой политик. Номинации на «Оскар», «Золотой глобус» и «Премию гильдии актёров» абсолютно заслужены и обоснованы. Как и номинации на этих же наградах у Джоан Аллен, сыгравшей кандидата-женщину на высокий пост вице-президента, которую старательно пытаются очернить, обвиняя чуть ли не в проституции. Она противостоит нападкам, но делает это и с изяществом, и с мужеством, и с хладнокровием, пользуясь своими жизненными принципами. Её выступление перед собранием — это прекрасное отображение эпистолярного жанра сценариста, а такое воодушевлённое и искреннее выражение мысли сценариста — настоящее и чистое подтверждение профессионализма Джоан Аллен.
Гари Олдман такое чувство, что даже во сне может играть не самых приятных персонажей. В «Претенденте» он буквально заставил ненавидеть своего героя Шелдона Раньона, который выступил с откровенной агрессией в сторону кандидатуры Лэйн Хэнсон, сыгранной Аллен. Он копался в грязном белье, вынес это всё на всеобщее обсуждение, топтал и издевался над практически беззащитной женщиной, но, в конце концов, зло должно быть наказано. С другой же стороны всем понятно, что Шелдон Раньон руководствовался своими принципами и взглядами, стоит ли его винить в столь неприглядных поступках? А если бы он оказался прав в своём недоверии? В общем, тут каждый может судить сам по поводу Раньона. Кристиан Слэйтер хорош также и отлично играет, ведь это было ещё до его резкого падения с актёрского олимпа.
Оставляют приятное впечатление своей игрой актёры второго плана, среди которых Сэм Эллиотт, Уилльям Петерсен, Сол Рубинек, Филип Бэйкер Холл, Майк Биндер, Мэриел Хемингуэй. И все они не чураются того, что находятся как бы на подыгрыше, они великолепно справляются с поставленным задачами. Таким образом, они показывают, что актёры вспомогательного плана крайне необходимы, а если считать себя профессионалом, то и эту работу надо выполнять вовсю, а не думать о том, что это недостойное предложение, которым можно пренебречь, как и своим исполнением на съёмочной площадке. Так что кроме политико-социального контекста фильма следует отметить и прекрасную актёрскую работу, причём всем без исключения задействованных исполнителей. На такой ансамбль смотреть — сплошная отрада. И за них без тени сомнения повышаю среднуюю субъективную оценку на один балл и выходит:
8 из 10
1 октября 2020
Справедливость высказывания о том, что всё новое — это хорошо забытое старое в современной политике наилучшим образом соотносится с событиями в США, уже давно сделавшими историю своей марионеткой. Для тех, кто успел подзабыть или не застал суть Уотергейта, ею был преподнесён ещё более изощрённый «Сноуденгейт», а самый громкий сексуальный скандал в истории Белого дома спустя два десятилетия в руках циничного Дональда Трампа превратился в весомый и состоятельный аргумент разоблачения политических оппонентов по президентским выборам. Бывший американский кинокритик Род Лури в актуальной картине «Претендент» на заре нового века тоже обращается к успевшему обрасти бородой вопросу о гендерном неравенстве на высших уровнях власти в стране и предлагает собственный сценарий на эту тему.
Незадолго до выборов нового вице-президента США один из главных кандидатов от Демократической партии, губернатор Вирджинии Джек Хэтэуэй (Уильям Петерсен) становится участником трагического инцидента с гибелью человека. Опасаясь неблагоприятного развития ситуации, президент Джексон Эванс (Джефф Бриджес) ищет ему замену и представляет нового претендента — сенатора Лэйн Хенсон (Джоан Ален), бывшего оппозиционера действующей партии. К несчастью для неё, председателем юридической комиссии, предваряющей инвеституру, т. е. официальное утверждение кандидата в должности, является конгрессмен-республиканец Шелдон Раньон (неузнаваемый Гари Олдман), в прошлом — противник президента Эванса по президентским выборам. Всеми возможными способами он пытается помешать Хенсон добиться желаемого и выкопать побольше грязи из её прошлого. С помощью анонимных информаторов он получает сведения о компрометирующем Хенсон факте её биографии, а также серию фотографий предполагаемого инцидента, о чём незамедлительно сообщает общественности.
Род Лури выстраивает жёсткую и провокационную платформу для потенциально высоких морально-этических стандартов и максимально чистой избирательной системы, основываясь на праве общественности знать нравственный облик тех, кого избирают на руководящие должности. Вроде бы, очевидно, что с этой точки зрения шансов стать первой в истории США женщиной, получившей должность вице-президента, у Лэйн совсем немного. К тому же, она сама отказывается от любых комментариев на тему обвинений, тем самым оставляя вопрос об их правомерности открытым. Всё дело в том, что и у Рода Лури нет готового ответа на заявленный им вопрос. Он не призывает соотечественников принимать или одобрять людей, идущих в политику при отсутствии праведной сексуальной репутации, но отчётливо намекает на необходимость разрушения стеклянных потолков в масштабе государственной власти. Лэйн, хоть и осознаёт себя шахматной фигурой в руках двух людей — президента, давшего ей шанс и конгрессмена, пытающегося отнять его, придерживается чисто этической позиции о разделении частной и публичной жизни во всех сферах. Ситуация выглядит ещё более неопределённой, если учесть, что у такого человека, как президент США, всегда имеется туз в рукаве, о котором не знают даже враги.
Захватывающая интрига «Претендента», созданная без распространённых для подобных тем клише, сохраняет себя до самого финала, который может показаться неожиданным и противоречащим ранее заявленным темам. Режиссёр поглядывает в сторону либеральной перспективы частной жизни женщин-политиков, но границы между двумя подходами остаются нечётким. Фактически, Лури не оставляет зрителям ни единого шанса усомниться в нравственной чистоте Лэйн, которая из неидеального претендента на высокую должность к концу фильма превращается чуть ли не в ангела на фоне дъявольской бездуховности её оппонента Шэлдона. При том, что сама героиня не стремится скрывать свои небезопасные взгляды на мир, недвусмысленно заявляя Конгрессу о своём атеистическом подходе к вопросам веры, что для американского политика отнюдь не является достойным подтверждением его значимости. Или по собственной воле упоминает о голосовании в пользу импичмента президента Клинтона, что в сложившейся ситуации вряд ли возможно воспринимать без сарказма. Несмотря на эти моменты, с Лури трудно не согласиться в том, что в новейшей истории США приход женщины к президентской власти уже не кажется случайностью. Ближайшие выборы — тому доказательство.
3 октября 2016
Президент США, которому вскоре предстоит покинуть свой пост, решает выдвинуть на пост нового вице-президента женщину — сенатора Лэйн Хенсон. Но решением президента очень недоволен конгрессмен Шелдон Раньон, у которого есть свой кандидат на этот пост. И чтоб его кандидат победил Шелдон готов сделать многое, и даже порыться в «грязном белье» сенатора Лэйн. А сенатору, в свою очередь, нужно решить: будет ли она бороться до конца или сдастся?
В фильме идет не просто борьба людей за очень значащее место в правительстве, здесь идет борьба между принципами и взглядами. Ведь издавна считается, что женщина слабый пол и её работа — это рожать, растить детей, и быть домохозяйкой. Но уже давно всем известно, что женщины способны на гораздо больше. Хотя все таки где то в глубине души мы по прежнему считаем женщин слабым полом.
Этот фильм говорит о том, что у женщин такие же права как и у мужчин. И что женщины ни чуть не хуже и не глупее. А то «грязное белье», которое раскапывает конгрессмен не о многом говорит, поскольку это ошибки молодости.
Джоан Аллен (сенатор Лэйн Хенсон) великолепно справилась со своей ролью. Она смогла совместить настоящую хрупкую женственную натуру, но в тоже время показать стойкость и смелость. Это женщина, которая отстояла свои принципы и доказала, что она достойна этой высокой должности.
Гэри Олдман (конгрессмен Шелдон Район) — у Олдмана множество ролей злодеев, но эта роль отличается от таких как Зорг (Пятый элемент) или Стенсфилд (Леон). Она отличается от всех злодеев Олдмана, потому что его персонаж не псих и не маньяк. Это обычный человек, но он действует со злыми умыслами. Он не желает играть честно, он упорно пытается добиться своего и только грязными путями. Об игре Олдмана думаю говорить не обязательно, потому как играет он как всегда: потрясающе.
Джефф Бриджес (президент Джексон Ивэнс) — президент выдвинул кандидатуру сенатора Хенсон и не отступается от своего предложения. Он считает, что она готова для такой должности и что она справится. Он верит в неё — и это не дает опустить руки сенатору. Бриджес показал нам доброго и честного президента. У которого нет особых замашек, ну разве что предпочтения в еде — ну это скорее шуточные моменты фильма. Почти весь фильм президент мне кажется не очень серьезным человеком, наверно это из-за его мягкоты, но под конец видно, что он серьезен как раз тогда когда нужно. А его финальная речь достойна похвалы. И то как Бриджес произнес эту речь тоже достойно похвалы и естественно его игра.
Я почти не встречала подобных фильмов, но после просмотра у меня не был ни каких особых эмоций. Разве что сильное восхищение этой женщиной.
Смотреть или не смотреть данный фильм — решать вам. Я лично смотрела только из-за актеров, даже не прочитав описание, но по мимо хорошей актерской игры нашла очень неплохой фильм.
15 сентября 2011
Хороший фильм с превосходной игрой актеров и, что немаловажно, правильной моралью, свойственной психологическим драмам американского образца.
Роль Гэри Олдмана получилась очень интересной. Не сомневаюсь — это одна из лучших его ролей в стабильном для него амплуа негодяя.
Оценка 8 из 10
27 мая 2009