Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.3 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Двадцатый век Фокс: Годы блокбастеров |
английское название: |
Twentieth Century Fox: The Blockbuster Years |
год: | 2000 |
страна: |
США
|
режиссеры: | Шелли Лайонс, Кевин Барнс |
сценаристы: | Джерри Декер, Эд Сингер, Кевин Барнс |
продюсеры: | Шелли Лайонс, Эрика Шредер, Кевин Барнс |
композитор: | Том Дженкинс |
монтаж: | Скотт Б. Морган |
жанр: | документальный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 ноября 2003 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Когда на экране загорается памятная заставка студии 20 Век Фокс, озвученная торжественными фанфарами симфонического оркестра, сердце каждого зрителя на планете Земля начинает биться чуточку сильнее. Сосредоточенная в самом сердце Фабрики Грез, одна из шести основных студий Голливуда была основана 31 мая 1935 года в результате слияния двух кино-компаний, «Fox Film Corporation» Уильяма Фокса и «Twentieth Century Pictures» Дэррила Ф. Занука. Сосредоточив в руках огромные ресурсы объединенной студии, руководители 20 Век Фокс бросили неприкрытый вызов давним игрокам индустрии, среди которых оказались Paramaunt и Universal, вкладывая серьезные деньги в перспективные проекты, многие из которых нынче считаются классикой. Некогда в павильонах «золотой двадцатки» можно было повстречать таких знаменитостей, как Мэрелин Монро, Марлона Брандо, Питера Селлерса и многих других талантливых, неординарных харизматических личностей, с чьими именами ассоциируется само понятие «Голливуд». Первые десятилетия с момента образования студии 20 Век Фокс ознаменовались для ее амбициозных владельцев отменными показателями кассовых сборов и многочисленными премиями, среди которых оказалось и несколько вожделенных «Оскаров». 20 Век Фокс окончательно закрепилась на вершине славы, став основным винтиком в безжалостной студийной системе. Безапелляционное властвование всезнающих продюсеров на съемочных площадках в определенный момент едва не стоило старому доброму Голливуду потерей хватки из-за набирающей обороты «Новой волны» американского кино, однако студии Занука и Фокса посчастливилось заполучить в свое лоно молодого гения Джорджа Лукаса, ярчайшего представителя независимой компании «Американский зоотроп», что в конце концов определило дальнейший вектор развития не только 20 Век Фокс, а и всего кинематографа в целом.
В 70-х годах прошлого века на экранах властвовали относительно недорогие гротескные фильмы ужасов, бульварная фантастика, политические триллеры и смелые, броские ленты, снятые бесстрашными кинематографистами уже упомянутой «Новой волны». Будучи ярым приспешником революционных идей Фрэнсиса Форда Копполы, Джордж Лукас тем не менее мечтал о масштабном признании и повсеместное внедрении свежих идей в каждый американский фильм. Потерпев относительную неудачу с «ТНХ-1138», Джордж Лукас сорвал банк вместе с ироничными «Американскими граффити», снятыми при поддержке студии Universal. Обеспечив себя и жену всеми необходимыми средствами, Лукас получил уникальную возможность снять следующий свой фильм таким, каким он сам хотел его видеть, то бишь без постоянного продюсерского контроля. Придя к боссам Universal с набросками грядущих «Звездных войн», молодой режиссер, снявший невероятно удачный и кассовый фильм, не нашел понимания и был вынужден уйти к конкурирующим студиям в поисках поддержки. Перебрав множество вариантов, Лукас остановился у ворот 20 Век Фокс, на которой как раз началась стремительная смена поколений и на места постаревших продюсеров с критически устаревшим мышлением пришли творцы нового поколения, вкладывающие деньги не в сценарии, а в талантливых людей. Среди таких кабинетных революционеров оказался Алан Лэдд-младший, не по годам уверенный продюсер, решивший подарить Джорджу Лукасу шанс и достойное финансирования. С подачи Лэдда, «Звездные войны» обзавелись 10-ти миллионным бюджетом, связями студии и необходимой поддержкой, дабы заманить на площадку признанных звезд кино Питера Кушинга и Алека Гиннеса. Известно, что съемочный процесс космической Саги протекал сквозь океан расстройств, боли и нереализованных надежд, но итоговый результат оказался по меньшей мере великолепным. Скромная лента, снятая по меркам студийного Голливуда за гроши, буквально взорвала прокат, став первым полноценным блокбастером в истории.
Руководители 20 Век Фокс были нешуточно удивлены успехом «Звездных войн» Джорджа Лукаса, опоздало сокрушаясь над тем, что режиссер получил все права на сиквелы и последующий выпуск сопутствующих товаров, приносящих в разы больше денег, нежели традиционный кинотеатральный прокат. Но вместе с тем, студия прослыла пионером развлекательного кино новой эпохи и без промедления взялась за разработку других потенциально кассовых картин, доверяя постановщикам власть над съемочным процессом и больше не экономя на обширной рекламной кампании. На волне успеха «Звездных войн» продюсеры решили первым делом вновь отправить зрителей к далеким космическим далям, выдав англичанину Ридли Скотту карт-бланш на создание фильма ужасов «Чужой», чье действие должно было разворачиваться на потрепанном межзвездном грузовом корабле. Пригласив на съемочную площадку неподражаемого художника Ханса Руди Гигера, Скотт и продюсеры добились великолепной визуализации зарождающейся Вселенной, которой была обеспечена долгая, кассовая жизнь с многочисленными сиквелами и спин-оффами. Вслед за «Чужими» 20 Век Фокс выпустила несколько менее успешных, но заслуживших культовый статус фантастических картин и постепенно расширила географию жанровых принадлежностей блокбастера.
Под окончание плодотворных 80-х, когда традиционной фантастике пришлось потеснится перед стальными мышцами Арнольда Шварценеггера и Сильвестра Сталлоне, 20 Век Фокс взялась за разработку еще одного шедевра не десятилетия, получившего в отечественном прокате название «Крепкий орешек». Режиссер Джон МакТирнан не побоялся взять на главную роль не шибко известного телевизионного комика-детектива Брюса Уиллиса, тем самым обессмертив свой фильм. Актер попал с ролью лейтенанта Джона МакКлейна точно в цель, став еще одной иконой боевика и лицом студии, принеся ей не одну сотню миллионов долларов. Очередная смена вкусов аудитории, пришедшаяся на 90-е, не только не ослабила позиции 20 Век Фокс, а даже укрепила ее. Благодаря развитию современных компьютерных технологий, постановщики получили возможность снимать абсолютно все, что им заблагорассудится с почти что документальной достоверностью. В 1996 году 20 Век Фокс выпускает в прокат невероятно успешный блокбастер «День независимости», собравший в прокате просто невообразимую сумму. Уделяя разработке новых проектов необходимую силу и внимание, студия не забывала и о сиквелах некогда прославивших ее картин. Так что зрители по всему миру смогли вновь ступить на тропу войны с озлобленными ксеноморфами в третьей и четвертой частях «Чужих» и увидели, как Дэнни Гловер попытался ненадолго заменить самого Шварценеггера во втором «Хищнике». 20 Век Фокс не сбавляла оборотов до конца века, а последующее тысячелетие обещало стать для студии временем очередных прорывом, которые не заставили себя долго ждать, но об этом необходимо говорить уже отдельно.
Столь прославленная компания, как 20 Век Фокс, давно стала одним из Голливуда, а ее история — пример того, как нужно вращаться в бизнесе и делать выводы из собственных ошибок и достижений. В связи с этим в 2000-м году стараниями документалистов Кевина Барнса и Шелли Лайонс увидел свет познавательный, поучительный и необычайно информационный фильм «Двадцатый век Фокс: Годы блокбастеров». Постановщики прошлись по основным этапам развития студии, уделив основное внимание созданию ключевых блокбастеров, определивших облик современного кино. Лента в динамичной, совершенно не притязательной манере пролетает по основным историческим этапам, знакомит нас с ведущими режиссерами, актерами и композиторами, сотрудничающими со студией и дарит частичку радости от возможности узнать о том, как создавалась легенда.
10 из 10
6 сентября 2016