Серебряные головы
6.1
6.4
1998, комедия, драма
Россия, 1 ч 22 мин
16+

В ролях: Сергей Чернов, Василий Дерягин, Николай Мартон, Александр Половцев, Николай Рудик
и другие
Ученые приступают к проведению секретного эксперимента, цель которого — исследование взаимодействия человека и дерева в ходе их взаимослияния. Взаимослияния буквального — путем слияния молекул человека и молекул дерева. Задуманный эксперимент, конечно, фантастичен, но уж очень заманчив результат, который предполагают получить ученые, — человекодерево будет устойчиво по отношению к агрессивной окружающей среде, долговечно, весьма неприхотливо... На отдаленный лесной полигон отправляется небольшая группа ученых, которые хотят быть и исследователями, и подопытными участниками. Однако лес вовсе не безлюден, как думали ученые. Во-первых, здесь живет лесник со своей семьей (жена и сын) и собакой. Во-вторых, по лесу бродят странные существа, оставшиеся здесь после предыдущего эксперимента, столь же фантастического и столь же странного.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Серебряные головы

год: 1998
страна:
Россия
режиссеры: ,
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Александр Буров
композитор:
художники: Евгений Юфит, Елена Жукова
монтаж: ,
жанры: комедия, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 7 октября 1999 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 22 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма

Постер фильма «Серебряные головы», 1998

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Серебряные головы», 1998

КУДА ХОДИТЬ НЕ НАДО

Предназначение искусства не развлекуха, не праздные игры ума и фантазии. Экстраполяция. Исследование вариантов будущего, прокладывание путей. И тех, КУДА ХОДИТЬ НЕ НАДО. Кто не понял – сами виноваты. А искусство вопило. Наше «сегодня» подробно, узнаваемо, в деталях расписано в десятках антиутопий, своих и зарубежных. Не хотели слышать многочисленных и внятных предупреждений. И тогда из безвестного малобюджетного underground-кино некрофильский сюрреализм хлынул в гос-ТВ и новостные ленты. Фильм 1998 года, авторы Владимир Маслов и Евгений Юфит, название ни о чём. Изуверские эксперименты по изменению человеческой природы. Z-мутанты с непредсказуемыми свойствами. Под взглядом персонажа со знакомым до ненависти лицом (в 1998-м это лицо знали только сослуживцы, не весь мир) служака в реконструкторской гимнастёрке сам всаживает в себя нож. Там все сошли с ума и все мертвы.

27 марта 2022

gorotica

Об истинном предназначении человека принято спорить с воодушевлением, со страстью, с яростью, столь свойственным истово верующим натурам, хотя пресловутая Истина (в последней инстанции) вещь столь же сомнительная, как и сам человек, горделиво претендующий на высшее место в пищевой цепи — но сам будучи лишь песчинкой во Вселенной, что легко сметет даже самый нежный бриз. Дитя природы или дитя Бога, венец или конец всему?! Сломали немало копьев философы, литераторы, священники — но нет единого знаменателя, нет правды сей сермяжной, а человек, что тот корабль бумажный, несётся по течению реки своего неосознаваемого бытия, спеша и греша, и не понимая, возможно, что единственной целью его жизни был не вечный поиск, не познание, но вечные сомнения, возвращения и — смерть, что подарит неминуемое избавление, искупление, спасение от этого бессознательного исступления. Видимо, правы были некрореалисты: жизнь — ничто, смерть — всё.

Тем паче все полнометражные фильмы главного режиссерского дуэта этого андеграундного направления Юфита & Маслова большей частью сконструированы по одной сюжетной схеме: учёный или целая их группа, увлеченно занимаясь опытами познания, сталкивается с силами, что никак не хотят вписаться в их наукообразные парадигмы, или оказывается вовлеченной в бунт собственноручно созданной ими искусственной материи. Надчеловеческое естество отвергает эту навязанную синтетику, эту мерзопакостную эстетику Моро и Франкенштейна, да и вообще в некротической киновселенной невозможно априори уподобление учёных богам, где единственными богами являются танатостические тотемы. Конец всему сущему наступает всегда с кризиса веры, причиной которому могут быть как внутриличностные пертурбации, так и глобальный дисконнект, невозможность общения и взаимодействия с другими. Этим мотивом отсутствия понимания, этой косной разноязыкости, но по сути — безъязыкости, что «Папа, умер дед Мороз», что «Серебряные головы» — вышедший в канун дефолта научно-фантастический экзистенциальный хоррор Евгения Юфита, — можно зарифмовать с программным «Астеническим синдромом» Муратовой; тем паче социальный этот синдром видится лишь предвестником дальнейшего суицида.

Оттого кризис науки и логики в произведениях некрореализма неизбежен; доктор решает умереть, как, к примеру, это происходит в картине «Серебряные головы» 1998 года, в центре повествования которой зритель видит нескольких учёных, занятых сотворением совершенного существа — эдакого человекодерева; обратимый процесс эволюции, тем более нет случайности, что болезненное действо ленты, искусно рифмующейся с киберпанковыми киноснами «Любви к резине» японца Шодзина Фукуи и «Шумного реквиема» Есихико Мацуи, происходит в лесу. Не земных наслаждений, не эдемском, но сугубо потустороннем, где подернутая гнилостной сепией природа не кажется витальным естеством; она столь же мертва, сколь и герои, её населяющие и мимопроходящие. Лес этот населён не зверьем, что движимо жаждой инстинктов своих, жаждой жизни — здесь бродят уродливые, кривые, склизкие создания прошлого эксперимента, что хотят мести за своё падальническое существование в то время, как сами учёные превращают себя в подопытных свинок. Но уже не отнюдь не ради недоступного и преступного знания, но во имя скорейшего приближения неминуемого финала, что ждёт их за нервическими струнами кардиограммы. Юфит живописует самоубийства с неподдельным эстетством, показывая в общем-то, что жизнь во имя призрачных целей сама по себе бессмысленна, что наука и есть тот самый процесс самоуничтожения, что порой проще в теплой ванне вскрыть лезвием вены, окрасив хрусталь воды густым червленым бархатом, или слиться с черным прахом земли. Опыт вечного знания оборачивается против них, бунт создания против создателей обречён на победу первых, ибо в этом лесу, ставшем их ловушкой, банально хаос правит всем. Подчинить его, структурировать, каталогизировать — нельзя; умереть — можно.

Единственной связью этого бессознательного мира, где наука внезапно оказывается ничтожной, с внешним пространством становятся лесник с женой и сыном, для которых жизнь — до определённого момента, само собой, ведь в некротике все так или иначе умирают, иногда и вне кадра — ещё имеет свой смысл. Пускай простой, обыденный, лишенный возвышенности и некоего томления — но им есть ради чего и ради кого жить. Однако их столкновение с дионисийской природой снаружи, дышащей лишь смертью, подвергнувшейся тлену, неизбежно, но до того, как с ними будет покончено тоже, Юфит&Маслов увидят в простоте бытия этих трёх людей в лесу, не считая собаки, объединённых узами семейственности и любви, краткий, но сладкий и яркий миг спасения, которого напрочь лишены эти рабы разрушенной науки, что на практике столкнулись с разрушительными силами, им порожденными и убеждёнными в своём праве на первенство.

По Юфиту, не правы ни Дарвин, ни Кремо. Человек — ничто. Смерть — всё!

26 декабря 2016

Gorotica

Об истинном предназначении человека принято спорить с воодушевлением, со страстью, с яростью, столь свойственным истово верующим натурам, хотя пресловутая Истина (в последней инстанции) вещь столь же сомнительная, как и сам человек, горделиво претендующий на высшее место в пищевой цепи — но сам будучи лишь песчинкой во Вселенной, что легко сметет даже самый нежный бриз. Дитя природы или дитя Бога, венец или конец всему?! Сломали немало копьев философы, литераторы, священники — но нет единого знаменателя, нет правды сей сермяжной, а человек, что тот корабль бумажный, несётся по течению реки своего неосознаваемого бытия, спеша и греша, и не понимая, возможно, что единственной целью его жизни был не вечный поиск, не познание, но вечные сомнения, возвращения и — смерть, что подарит неминуемое избавление, искупление, спасение от этого бессознательного исступления. Видимо, правы были некрореалисты: жизнь — ничто, смерть — всё.

Тем паче все полнометражные фильмы главного режиссерского дуэта этого андеграундного направления Юфита & Маслова большей частью сконструированы по одной сюжетной схеме: учёный или целая их группа, увлеченно занимаясь опытами познания, сталкивается с силами, что никак не хотят вписаться в их наукообразные парадигмы, или оказывается вовлеченной в бунт собственноручно созданной ими искусственной материи. Надчеловеческое естество отвергает эту навязанную синтетику, эту мерзопакостную эстетику Моро и Франкенштейна, да и вообще в некротической киновселенной невозможно априори уподобление учёных богам, где единственными богами являются танатостические тотемы. Конец всему сущему наступает всегда с кризиса веры, причиной которому могут быть как внутриличностные пертурбации, так и глобальный дисконнект, невозможность общения и взаимодействия с другими. Этим мотивом отсутствия понимания, этой косной разноязыкости, но по сути — безъязыкости, что «Папа, умер дед Мороз», что «Серебряные головы» — вышедший в канун дефолта научно-фантастический экзистенциальный хоррор Евгения Юфита, — можно зарифмовать с программным «Астеническим синдромом» Муратовой; тем паче социальный этот синдром видится лишь предвестником дальнейшего суицида.

Оттого кризис науки и логики в произведениях некрореализма неизбежен; доктор решает умереть, как, к примеру, это происходит в картине «Серебряные головы» 1998 года, в центре повествования которой зритель видит нескольких учёных, занятых сотворением совершенного существа — эдакого человекодерева; обратимый процесс эволюции, тем более нет случайности, что болезненное действо ленты, искусно рифмующейся с киберпанковыми киноснами «Любви к резине» японца Шодзина Фукуи и «Шумного реквиема» Есихико Мацуи, происходит в лесу. Не земных наслаждений, не эдемском, но сугубо потустороннем, где подернутая гнилостной сепией природа не кажется витальным естеством; она столь же мертва, сколь и герои, её населяющие и мимопроходящие. Лес этот населён не зверьем, что движимо жаждой инстинктов своих, жаждой жизни — здесь бродят уродливые, кривые, склизкие создания прошлого эксперимента, что хотят мести за своё падальническое существование в то время, как сами учёные превращают себя в подопытных свинок. Но уже не отнюдь не ради недоступного и преступного знания, но во имя скорейшего приближения неминуемого финала, что ждёт их за нервическими струнами кардиограммы. Юфит живописует самоубийства с неподдельным эстетством, показывая в общем-то, что жизнь во имя призрачных целей сама по себе бессмысленна, что наука и есть тот самый процесс самоуничтожения, что порой проще в теплой ванне вскрыть лезвием вены, окрасив хрусталь воды густым червленым бархатом, или слиться с черным прахом земли. Опыт вечного знания оборачивается против них, бунт создания против создателей обречён на победу первых, ибо в этом лесу, ставшем их ловушкой, банально хаос правит всем. Подчинить его, структурировать, каталогизировать — нельзя; умереть — можно.

Единственной связью этого бессознательного мира, где наука внезапно оказывается ничтожной, с внешним пространством становятся лесник с женой и сыном, для которых жизнь — до определённого момента, само собой, ведь в некротике все так или иначе умирают, иногда и вне кадра — ещё имеет свой смысл. Пускай простой, обыденный, лишенный возвышенности и некоего томления — но им есть ради чего и ради кого жить. Однако их столкновение с дионисийской природой снаружи, дышащей лишь смертью, подвергнувшейся тлену, неизбежно, но до того, как с ними будет покончено тоже, Юфит&Маслов увидят в простоте бытия этих трёх людей в лесу, не считая собаки, объединённых узами семейственности и любви, краткий, но сладкий и яркий миг спасения, которого напрочь лишены эти рабы разрушенной науки, что на практике столкнулись с разрушительными силами, им порожденными и убеждёнными в своём праве на первенство. По Юфиту, не правы ни Дарвин, ни Кремо. Человек — ничто. Смерть — всё!

22 ноября 2015

«Серебряные головы» — яркий и, наверное, самый характерный образец некрореализма. Движения зародившегося в советской России в начале восьмидесятых. Некрореалисты ворвались в культурную жизнь Москвы и Петербурга бурлящим фонтаном молодости. Молодые, дерзкие, ни на кого не похожие и никого не признающие. Они брали себе провокационные псевдонимы: Мертвый, Дебил, Трупырь и эпатировали дикими выходками даже искушенную московско-ленинградскую авангардную тусовку. В начале своего пути Юфит и его сподвижники попали под крыло Александра Сокурова, который хотел им предать свои знания о кино. Но все они быстро расбежались, наплевав на указания великого режиссера. И сам мастер не любит вспоминать этот печальный опыт.

Некрореалисты исследовали не столько саму смерть, сколько человека перед лицом смерти. Смерти дикой, необъяснимой. Они продолжали линию начатую русскими писателями: Платоновым и Мамлеевым. И предвосхитили литературу Масодова. В этом вообще есть некий символизм, что такое исключительное движение появилось именно в России и именно в перестроечные времена. В стране, где существует культ смерти тогда, когда запах смерти накрывал ее. Мы привыкли устраивать ритуальные оргии на костях неповинных предков. Как мы любим доставать героев прошлого из могил и совершать над ними непотребные действия. Стоит только сравнить, с какой печальной и наивной досадой седовласый американский республиканец вспоминает Рейгана и как сладко и липко срывается с губ сильных мира сего это священное имя «Сталин». Юфит попал в самую десятку.

Самое удивительное в эстетике некрореализма и конкретно фильма «Серебряные головы» то, что его нельзя назвать черно-белым. Черный и белый — это тоже цвета. Юфит лишает полностью каких-либо цветов свое творение. Режиссер использует довольно стандартный киноязык. Использует самые обычные приемы для нагнетания саспенса: кто-то таинственный вне кадра накидывает кому-то таинственному в кадре мешок на голову, кто-то таинственный рассматривает какую-то таинственную карту, а потом этот таинственный говорит с кем-то таинственным о непонятном зрителю вещах по телефону. Постоянные полу-намеки и оборванные фразочки, герои без имен, историй и мотиваций. Но вся сложность заключается в том, что Юфит выходит далеко за рамки любых законов. Законов кино, законов жанра, даже элементарных драматургических законов. Подобно героям Масодова у Юфита персонажей можно разделить на какие-то отдельные расы, хотя внешне ничем друг от друга они не отличаются. Но слишком велик контраст между лесником, учеными, подопытными и так называемыми охотниками. Они все существуют в чуждых, в параллельных друг другу реальностях, но в одной некрореальности. Диалоги героев на первый взгляд построены криво, несвязно и вообще ни о чем. Но это единственно верное построение диалогов, логически выверенное до мелочей. Просто такова некрореальность Юфита. И весь фильм проходит в антураже и декорациях сделанных аккуратно небрежными. Знаете, так выглядит кожаная косуха на московском хипстере, который называет ее косухой в стиле гранж. Некоторые сцены будь они выполнены в другой эстетике вызывали бы у зрителя хохот, но тут вызывают только страх. Смешные по своей сути, они пугают при внимательном рассмотрении. Это как если бы Чарли Чаплин падал бы не на задницу, а на голову, ломая себе хребет. Как хруст этого позвоночника пронзающий тишину немого кино.

Великий русский мастер афоризмов Виктор Черномырдин как-то сказал: «Какую бы общественную организацию мы ни создавали — всегда получается КПСС.» Это ведь очень похоже на кино о советских временах, даже если оно лишено примет этого времени. О чем фильм не снимай всегда получится высмеивание или вознесение советского строя и советских людей. Не получается отделаться от мысли, что весь этот психоделический бред — метафора советской России. Соц строй — это бесчеловечный и абсурдный в своей глупости опыт, который советский человек со смелостью и покорностью самурая позволил испытать на себе. И это зашло настолько далеко, что начало разрушать все вокруг, начиная с подопытного и прихватывая по пути обреченных соседей. И все это приводит к трагедии. Последние минуты фильма Юфит заполняет бессмысленными смертями. В «Серебряные головы» Юфит останавливается где-то между Платоновым, у которого идейная составляющая повести держится на костях невинной девочки и Масодовым, у которого каждая страница пахнет разложившейся детской плотью.

14 июля 2014

Отдайте одежду

Сразу скажу, что мне подобные фильмы очень нравятся. Насчёт смысла ничего писать не буду, т. к. каждый поймёт всё по-своему.

Насчёт актёрской игры претензий нет. Все актёры играют так, как и должны играть актёры в такого типа киноленте. Особенно понравились рассуждения и диалоги. В принципе, всё осмысленно, понятно, мотивировано, за исключением сцены в лесу. Но тем интереснее смотреть фильм с такими вставками. Вообще сумасшедшие — это самое интересное, что есть в фильмах. У Юфита их в фильмах предостаточно.

Окружение и декорации отмечу отдельным абзацем. Начиная с бункера, в котором стоят приборы и прочее и заканчивая природой. Всё органично, красиво, со вкусом. Отдельно отмечу этот агрегат с кольями. Неплохо, весьма. Ну и костюмы персонажей тоже неплохи, хотя в ч/б съёмке этого сильно не разглядеть.

Операторская работа и монтаж так же на высоте. Звук и музыка порадовали.

В общем и целом неплохой фильм на тему учёных, природы и смысла существования человека. Спокойный, неторопливый, размеренный. Каждому своё, но такие фильмы лично я буду пересматривать вечно. Есть в них что-то такое… Философское…

16 декабря 2012

Комедия Серебряные головы впервые показан в 1998 году, премьера вышла более 26 лет назад, его режиссерами являются Евгений Юфит, Владимир Маслов. Кто снимался в кино, актерский состав: Сергей Чернов, Василий Дерягин, Николай Мартон, Александр Половцев, Николай Рудик, Татьяна Верховская, Даниил Зинченко, Валерий Криштапенко, Владимир Маслов.

Страна производства - Россия. Серебряные головы — получил оценку кинокритиков равную 5,9-6,1 балла из 10 по версии Кинопоиска. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.