Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Экзистенция |
английское название: |
eXistenZ |
год: | 1999 |
страны: |
Канада,
Великобритания,
Франция
|
слоган: | «Где кончается реальность... и начинается игра?» |
режиссер: | Дэвид Кроненберг |
сценарий: | Дэвид Кроненберг |
продюсеры: | Дэвид Кроненберг, Роберт Лантош, Дэймон Брайант, Брэдли Адамс, Андрас Хамори, Майкл МакДональд, Сандра Такер |
видеооператор: | Питер Сушицки |
композитор: | Говард Шор |
художники: | Кэрол Спайэр, Денис Кроненберг, Элинор Роуз Гэлбрейт, Тамара Деверелл |
монтаж: | Рональд Сандерс |
жанры: | ужасы, фантастика, триллер, детектив |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 15000000 |
Сборы в США: | $2 856 712 |
Мировые сборы: | $2 856 712 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 16 февраля 1999 г. |
на DVD: | 1 сентября 1999 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 37 мин |
Крайне утомительная и скучная картина. Я очень люблю фильмы Кроненберга, но этот досмотрел с трудом.
Абсолютно каждая часть фильма вызывает неприятное чувство скуки и вторичности. Авторы сознательно закладывали отталкивающие элементы, вроде намеренной нелогичности в поступках персонажей, элементы театральной расчленёнки и упрощенности событий. Всё это должно было раскрыться через финал фильма, однако твист вышел слабым и неоправданным.
Я отдавал себе отчёт в том, что смотрю легкий ужастик из 90-х, который играется на страхе виртуальной реальности и всех вытекающих, но этот фильм настолько устаревший, что не стоит внимания даже в год выхода.
Из плюсов: Уиллем Дефо прекрасен даже в таких условиях.
21 декабря 2023
Экзистенция - это такая игра, где можно делать всё, что пожелаешь при этом вернуться в реальный мир с прожитыми эмоциями. Она ничем не отличается от реальности, оттого создаётся полное погружение. Герои даже во время самой игры порой сомневаются в правильности собственных действий.
Надо отметить, что Нолан со своим сном во сне - не первый кто придумал множественные реальности, каждая из которых является частью предыдущей. Здесь тоже эта тематика раскрывается, но на мой взгляд - недостаточно хорошо.
Робкие попытки создать новый жанр начинаются с самого начала, когда герои обнаруживают пистолет, созданный из костей животных, а пулями для этого пистолета являются человеческие зубы. Эдакий биопанк с Джудом Лоу в главной роли. На этом 'био' элементы не заканчиваются. Шнуры от Экзистенции выглядят, как пуповины, а сами 'чипы' - это непонятные субстанции из кожи, внутри которых настоящий микс из разных органов, сообщающихся между собой и умеющих хранить в себе целые игры.
Идея, конечно же, интересная, биопанк - это тот жанр, который до сих пор не раскрыт в должной степени, не пришёл ещё такой творец, который мог бы сделать достойное художественное произведение в этом жанре. И Экзистенция не стала исключением, она бесконечно плоха в своей наивности, в жонглировании собственными законами и отсутствии объяснения банальных вещей, таких как инфекционные заболевания через биопорты, которые вживляются прямо в спину.
Вместе с этим идёт довольно посредственный сюжет, который скорее является следствием отсутствия большого бюджета, ибо идея грандиозная, да вот только как её реализовать на такие деньги? В связи с этим у нас местечковый детектив, где герои перемещаются из одного места в другое, чтобы просто... Поиграть? Сама же игра отличается от жизни тем, что там можно безнаказанно убивать. В остальном нам не показали никаких преимуществ, более того, сам сюжет игры оказался довольно пресным, даже в таких декорациях можно было написать сценарий получше.
Ну и напоследок конечно же нам оставляют загадки, которые путают зрителя, довольно слабый приём, который тогда может и работал, а вот сейчас уже смотрится тускло, вяло. Создаётся впечатление, будто только из-за концовки фильм и снимался... По итогу кинокартина не впечатлила. Понравились идеи 'био' гаджетов, но раскрытие этих идей слабое, как и весь фильм.
2 из 10
14 октября 2023
18+
Жизнь - это визуальные картинки, звуки, картинки воображения, музыка, ощущения, вкус, боль, радость.
Кино - это виртуальная жизнь. К сожалению пока что технологии кино находятся на зачаточном уровне, младенческом. Они не дают ощущать запахи, вкус, прикасаться к героям и вещам, совершать деяния, менять сценарии, например, убивая или добавляя персонажи в кино. Но в будущем, нейросети, новые чипы, вживляемые в мозг и всё прочее позволят сделать кино полностью реалистичной реальностью, возможно, даже лучше самой жизни, потому что в кино мы сможем стать настоящими богами. И это подарит что-то сверхновое не только для новых киношек, но и для старых, которые мы сможем менять своим воображением, превращать чёрно-белое кино в цветное, заменять персонажи, настраивать как в компьютерных играх все их детали от одежды и внешнего вида тела до голоса, характера, выбора любви или ненависти.
Главное в подобных фильмах, когда ты главный герой, вовремя проснуться и отделить реальность твою от реальной реальности. Возможно, мы все уже давно в выдуманной реальности, своей или чужой. Сон, кстати, в этом смысле отличная реальность, в которой мы забываем о реальном мире и на некоторое время становимся частью иного мира, в который свято верим.
Мы все в блаженно-горячем сне. А может, сон и есть реальность, а бодрствование дневное - на самом деле это сон. Мы спим часто наяву.
Прямо сейчас я подключён к системе, я в спячке наяву... смотрю кино этой жизни, участвуют в нём... в нём Оранжевая транслирует мне киношку.
'Он бредит',- сказала она.
Мы проснулись.
30 сентября 2023
Этот фильм я смотрел еще в ранней юности и сейчас пересмотрел его в свои 37 лет. Конечно сейчас ощущения уже другие и с тех пор я видел много подобных сюжетов, однако фильм и сейчас смотрится с большим интересом.
Теперь обо всем по порядку:
1. Музыка - скажу кратко не запомнил ни одной композиции, но все, что звучало в фильме очень хорошо создавало атмосферу.
2. Актеры. Читал некоторые отзывы в которых людям не нравился кастинг актеров, по мне актеры просто замечательные, очень харизматичные и именно в такой сеттинг они прекрасно вписываются.
3. Картинка. - Очень понравилась стилистика фильма, немного мрачноватая, немного нуарная, но в каждой сцене видно, как режиссеры, операторы выставляли кадр, что бы все действительно классно смотрелось и создавало ощущение погружения в эту игру.
4. Сюжет. - Конечно сюжет имеет свои огрехи и съемку характерную для своего времени, но он действительно завораживает и погружает в удивительный необычный мир. И не надо воспринимать все слишком серьезно, когда персонажи находятся в игре и взаимодействуют с npc-ботами этой игры это и будет выглядеть соответственно.
5. Идея. - Идея виртуальной реальности не нова и все авторы показывают ее по разному, но главное, что мне понравилось, что действительно уникально в этом фильме это постановка вопроса, а находимся ли мы в реальности сейчас?! Очень классно показаны страхи главного героя, как он адаптируется и приспосабливается к новой виртуальной реальности, а в некоторые моменты просто не может понять где он находится. В нашем мире людей все точно так же, ваш персонаж действует автоматически, сам ест, сам пьет, ходит в туалет и на работу, а вы описываете это все и считаете истинным собой, но это большая ошибка. Главное, что вы можете проснуться от этой игры и сделать это в настоящее время не сложно, об этом уже духовные учения адвайта, дзогчен, чань дзэн, мастера прошлого и современные просветленные.
Всем удачи и скорейшего выхода из матрицы;)
20 июля 2023
Симулякр — это вовсе не то, что скрывает собой истину, — это истина, скрывающая, что её нет.
Симулякр есть истина.
(с) Жан Бодрияр.
Конец 20-го века – эпоха развития компьютерных технологий и интернета, как объекта новой реальности и пространства коммуникации. На этом фоне не могли не появится произведения, которые дают свой взгляд и свою интерпретацию возникающих на этом фоне идей. Проблема реальности и критического отношения к ней, формирование экзистенциального сомнения является ключевой в фильме Кроненберга «Экзистенция».
1999 год (по мнению многих лучший год в истории кино) богат фильмами об искусственной реальности и о способности человека осознать ее. Прежде всего, это конечно же культовая «Матрица» дуэта Вачовски. Философская драма, постепенно скатывающаяся в боевик, вдохновлена богатым культурным наследием, а основу составляли размышления Декарта о реальности. Он одним из первых предложил критический подход к осознанию реальности и поставил под сомнение все, что воспринимает человек: идея о неразличимости воображения и реальности им рассматривается в труде «Размышления о первой философии».
По кроличьей норе виртуальной реальности пробегается также и менее удачный «Тринадцатый этаж» этого же года, отсылающий к «Бегущему по лезвию». В этом фильме зрителей переносят в выдуманный (созданный воображением создателя) Лос-Анжелес 1930 года в соответствующей нуарной стилистике. Философскую основу этой картины составляет трактат Жана Бодрияра «Симулякр и симуляции». На фоне Матрицы (и многих других культовых фильмов того года) провалившийся в прокате фильм хоррор-мейкера остается в тени.
Начало фильма - конечно же титры. Начальные титры у Кроненберга – это всегда вспомогательный образ, настраивающий на необходимый эмоционально-смысловой градус. Довольно мрачная музыка Говарда Шора накладывается на замысловатые земные текстуры с едва различимыми рисунками ни то животных, ни то людей. Все это сделано в двойной экспозиции и напоминает тест Роршаха, в котором нам необходимо самим решить, что же мы видим: реальность ли все это?
“eXistenZ” – название органической (ну а как по-другому у Кроненберга?) видеоигры, с презентации которой и начинается фильм. Протестировать и продемонстрировать возможности игры предоставляют разработчику Аллегре Геллер. По ее словам, основным мотивом для разработки игр виртуальной реальности является расширение возможностей человека.
Процесс игры выглядит достаточно нетривиально – игра загружается прямо в человека через специальное отверстие в спине человека и регулируется разработанным для этого органическим устройством (подом).
Презентация игры прерывается, когда некий фанатик пытается убить создательницу игры Аллегру. Фанатик – приверженец идей секты, выступающей за Победу Реальности, и радикальными средствами борющуюся против очередной Матрицы. (Тут же мы видим наверное самый запоминающийся образ – пистолет, созданный полностью из организма человека и зубами, вместо пуль.)
Но благодаря действиям публициста Теда Пайкула (которого исполнил скромняга Джуд Лоу) Аллегре удается спастись от преследований секты. Как оказалось, публицист хоть и занимался исследованием видеоигр, сам ни разу не играл в них из-за боязни сделать себе на спине дырку и войти в контакт с органическим подом. Таким образом, у зрителя появляется ориентир и проводник в этом фантастическом мире: дальнейший путь предсказуем – мы вместе с Тедом Пайкулом погружаемся в виртуальную реальность игры «eXistenZ».
В картине прослеживаются все основные черты, характерные кроненберговским боди-хоррорам. Откровенные изображения человеческой и в целом органической живой плоти: всевозможные увечья, раны и травмы практические смакуются камерой; характерные сексуальные референсы можно увидеть и в специфическом смазывании отверстия на спине человека перед погружением в виртуальную реальность; вечно нагнетающая атмосферная музыка – особый дискомфортный элемент всех картин. Запоминающаяся форма самих органических подов также отсылает к раннему «Видеодрому».
Погружаясь во всевозможные (достаточно глупые) сценарные перипетии игры, герои испытывают разных себя. Они демонстрируют черты, не характерные в реальной жизни. У Теда появляется уверенность в себе, у Аллегры легкая распущенность и воинственность – но эти изменения не представлены как самоцель. Недолго путешествуя, наши герои начинают испытывать влечение друг к другу, что тоже не ново для режиссера, создающего любовные дуэты из хорроровской плоти и ужаса.
Но как мы постепенно понимаем – возвращаясь в реальную жизнь и обратно, герои уже не осознают, что есть реальность. Они словно погружаются в глубинный сон во сне (привет Нолану и «Началу»), в котором нет критериев для определения реальности. И как мы в итоге понимаем, с самого начала герои уже находились в игре и были персонажами в ней, что тоже достаточно смелый сюжетный ход. Но тут же и обозначается главная дилемма фильма: в виртуальной реальности люди позволяли себе поведение и поступки, не характерные для их обычной жизни. Это касается конечно же и убийств. Проснувшись в реальности (или нет), перенесли ли они эту способность присушивать в себе человеческую мораль? Таким образом вопрос – надо ли оставаться человеком в виртуальной реальности?
Не самое яркое и убедительное высказывание Кроненберга в «Экзистенции» тем не менее удачно вписалось в плеяду фильмов об экзистенциальной тревожности перед будущим веком и миром, в котором виртуальный мир уже не отличается от реального.
5 мая 2022
Общее впечатление: Давненько я не смотрела фильм с таким упоением! И сложно рекомендовать данное творение, ибо боди-хоррор является жанром на любителя. Но все же, те кто знаком с фильмами Кроненберга, должны знать какой вкус у режиссера.
У Дэвида Кроненберга я смотрела 6 картин, пока что так и лидирует «Муха», но 2-е место по праву принадлежит «Экзистенции». Я считаю что картина гениальна, так круто изобразить сюжет виртуальной и реальной жизни, нужен великолепный сценарий, прописанный до мелочей. Что в принципе у Кроненберга получилось сделать. Визуально лента вызывает неприязнь, но и интерес не покидает до самого конца. Ведь в сюжете игра в игре, и становится так любопытно, что не оторваться! В купе с музыкальным сопровождением фильм заставляет сжиматься и чувствовать тревогу.
Только представьте, у вас есть возможность сыграть в игру, да так, что вы не можете отличить реальность от виртуальности. Интересно? Факт! А страшно? Еще как! Вот и герои ленты оказались в игре, робкий стажер Тед Пайкл (Джуд Лоу) и наглая программист Аллегра Гелла (Дженнифер Джейсон Ли), им предстоит через многое пройти, прежде чем защитить свою жизнь.
К слову, я не люблю Джуда, однако, здесь он весьма хорош, его персонаж меняется за хронометраж ленты, подкидывая именно роль персонажа игры. Вы сами это увидите, если будете смотреть.
«Экзистенция» — необычный футуристический триллер, он придется не всем по вкусу, однако если распробуете, определенно зайдет и даст пищу для ума.
9 из 10
17 августа 2021
С самого начала фильм представляется с картины, в которой бета тестеры сидя в церкви готовятся к первому тесту игры, представляющей из себя виртуальную реальность.
Однако, с самого начала фильма можно заметить, что в этом мире даже геймпады не сделаны просто из пластмассы и электросхем, ведь им даже не нужны батарейки, поскольку все девайсы, встречающиеся в фильме, являются по сути живыми существами!
Судя по всему, не с проста все начинается в церкви, где в итоге на главного программиста игры осуществляют покушение. Кто и почему хочет убить ту, кто разработал игры, изменившие жизни людей — неясно с самого начала, подтолкнуть к раздумию над этим могут только события из концовки фильма.
Чем глубже в виртуальность уходишь, туда, в мир, где все дозволено, все не настоящее, тем больше раскрываются истинные черты характера, которые мы вынуждены скрывать в реальном мире. Чем глубже в тот мир, тем дальше от этого, может ли опыт, полученный в игре, повлиять на настоящее?
Картина снята интересно, сюжет неоднозначен и временами непонятен, присутствуют и местами жуткие сцены, однако воспринимаются они иначе, ведь происходит все в игре, а не в настоящем мире.
Фильм провалился в прокате во время миллениума 2000 года, судя по всему, название послужило тому причиной, или же люди просто прятались в бункерах и запасались консервами в ожидании конца света. Возможно, судьба фильма была бы иначе, выйди он в 2019 году, по крайней мере, многие люди бы посмотрели на рекламу этого фильма в начале Мстителей или Джокера, чтобы понять, что из себя представляет этот фильм.
8 из 10
16 октября 2019
В общем, об этом стоит написать. Ровно 10 лет назад сегодня состоялось эпохальное, значимое и сокрушительное событие в истории чьей-то жизни (нет). Просто мы успешно прошли регистрацию на непонятном сайте с лёгким названием «Кинопоиск». Непонятном, но очень приятном. Увидели, что можно писать рецензии к любимым или нет фильмам. Попробовали сразу же после регистрации. В итоге, первыми стали тексты к «Столкновение» и «Нечто». Вот же времена были! Как раз шедевр Джона Карпентера подтолкнул нас выплеснуть все эмоции от просмотра, так как он сам вставил нас не по-взрослому. С юбилеем!
А теперь вот попытаемся написать хоть что-нибудь к чудному во всех смыслах творению Дэвида Кроненберга «Экзистенция». Прошло уже 20 лет, но до сих пор не притрагивались к нему. Прекрасный год был, все мы помним. Столько культовых фильмов, что уже неудобно их постоянно перечислять и вслух, и письменно. Канадский мастер как всегда не стал мелочиться и выдал на суд зрителей до боли причудливый и до ступора странный фильм, у которого нет толкового начала и есть открытый финал. Хотя в конце по понятным причинам ожидаешь то, что случится, что, в свою очередь, и случается. Открытость помешала?
Возможно. Ведь до финиша люди пытались совладать с нервами, чтобы не запутаться в хитросплетениях между реальностью и масштабной игрой под названием «Экзистенция». Своими технологическими характеристиками игра, конечно, потрясает. Забудьте о батарейках, энергия идёт строго от человеческого тела, через спинной мозг которого происходит диковинное подключение к виртуальности. Здесь даже не «Матрица» приходит на ум, а безобидный, на первый взгляд, симулятор жизни The Sims. Дэвид Кроненберг за смешные 97 минут постарался показать саму игру, её возможности, влияние на рили жизнь.
Жизнь, которую чёрной дырой засасывают в себя виртуальные произведения. Этакое предзнаменование перед наступающим 21-м веком. Чего вот не хватило фильму, так это, по нашему похотливому мнению, раскрытие персонажей. Вероятно, здесь как раз понадобилось бы удлинение хронометража для сие цели, что было бы замечательно. По сути, зрители будто опробовали демо-версию нечто доселе невиданного, затем их оборвали на интересном месте, дальше сидите тихо и вспоминайте музыку Говарда Шора, которая, кстати…
Которая вполне себе отлично вписалась или впечаталась в ткань (какие слова!) сюжета. Кто-то считает «Экзистенцию» слабым фильмом нашего виртуоза. Другого, наоборот, мрачновато-жутковатая атмосфера просто поглощает в своё отверстие. Как говорил Уилл Тёрнер, обращаясь к капитану Джеку Воробью, ты либо гений, либо безумец. Ответную реплику помните, наверное? Какой бы смысл ни таился и какую бы предысторию ни имели персонажи, маэстро Кроненберг позаботится о неповторимой стилистике разных предметов или персонажей. Попробуй теперь забыть зубной пистолет или чипы-соски. Да тот кабель, похожий на кишку.
В общем, ребзя, в честь 10-летнего юбилейного пребывания здесь разыгрываем ворох ценных призов, выиграть может каждый. А если серьезно, то при всех своих странностях фильм определённо оставляет жгучее послевкусие. От «что я только что увидел?» до «мне вдруг понравилось, как Джуд Ло хотел скользнуть языком в дырочку Дженнифер Джейсон Ли». Ещё одна страшная сказка из 80-х и 90-х, которая предупреждает, что виртуальный мир достаточно опасен, но в то же время чертовски привлекателен, чтобы упускать возможность. Если уж в стране, в которой живёшь будет не до смеха, спрячься в игре. И не выходи.
13 мая 2019
Фильм смог впечатлить, не до восторга конечно же, но понравился тем, что необычный, не такой, как все в подобном жанре. Сюжет ведёт зрителя, как и главных героев (Дженнифер Джейсон Ли и Джуд Лоу) по виртуальной реальности нестандартной игры, под названием Экзистенция. Мне в принципе, виртуальный мир этой игры, смог показаться вполне интересным. Биопорты со спины игроков, куда вставляется пуповинный привод нестандартного джойстика — все элементы, вышли забавными. Поведение игроков, тоже начинает меняться, когда все участники заходят в игру. Многие, грезят желанием расправиться с Аллегрой Геллер — создательница своей же Экзистенции. А у кого-то, проявляется эффект зависания, и только напрямую обратившись к персонажу, удастся разблокировать его и он подскажет, что делать дальше. Но, основное внимание, приковывают сама Аллегра и Тед Пайкул. Эта игра затягивает обоих, по самое не хочу, что к финалу, игрушка даёт явный эффект, в самый неожиданный момент при всех участниках.
«Экзистенция» — своеобразный фантастический триллер 1999 года от Дэвида Кроненберга. Актёрские работы достойные. Все удачно справляются со своими задачами и расположены по своим местам. За участниками интересно наблюдать, ибо такой контраст, как «Иллюзия-Реальность» — может продолжаться очень долго.
7 из 10
6 августа 2018
Экзистенция — одна из самых необычных лент Кроненберга со времён Видеодрома, да и сам фильм необычен сам по себе. По жанру это ужасы и фантастика, но в то же время ужасами здесь пахнет только тем, что сцены джойстиков как чинят (при просмотре можно понять), так что это скорее всего сюрреалистичный фантастический триллер, который на полного любителя. Сюжет очень сам по себе интересен и представляет из себя похождения по виртуальной реальности, но а конец нас оставляет с главным вопросом: какого..? Всё же это авторский фильм и каждый понимает этот фильм по своему.
Мне понравилась актёрская игра. В фильме играют в играх так, будто они реально игровые персонажи, так что со временем актёрская игра меняется, а мы воспринимать будем по другому- это пошло фильму на пользу однозначно!Дженнифер Джейсон Ли тут ещё более молодая, а Джуд Лоу вообще молод и энергичен. Жалко только, что фильм провалился в прокате, хотя когда фильмы Кроненберга собирали большую кассу?
В фильме много интересных и запоминающихся моментов, которые из головы не выйдут очень долго, а всё благодаря тому, что мистер Кроненберг заботится о Своих зрителях и не даст им отпустить его фильм куда-то подальше-своих с большой буквы С почему? Просто его фильмы смотреть дело не из простых: кто-то его не переносит, а кто-то обожает, поэтому вот так.
О фильме можно многое говорить, но я скажу одно: я его до конца не понял, но он мне достаточно понравился и я покайфовал эти полтора часа за просмотром!
Фильм я рекомендую любителям фантастики, арт-хауса, игроман, а так-же тем, кто не брезгун- остальным стоит пройти мимо и не тратить полтора часа.
8 из 10
30 марта 2018
За 10 лет до Нолановского «Начала», чей бешеный успех я до сих пор могу понять лишь с параллельным принятием весьма нелицеприятной для среднестатистического зрителя оценки его интеллектуальных качеств (ввиду достаточно примитивного сценария), я посмотрел гораздо более закрученный сюжетно фильм на ту же тематику — многослойность виртуальности — с красивым названием «Экзистенция». Кроме того, еще в те малогеймерские дни была затронута еще одна очень актуальная и опасная на сегодняшний момент социальная ситуация — игромания. И, что уж совсем уникально, это один из редких (ибо других не знаю) представителей биопанка, отзвуки которого прозвучали лишь в образах гигеровских «чужих».
Перед нами достойный представитель золотой эпохи интеллектуального кинематографа — девяностых годов, когда компьютерная отрасль еще не вошла рутинным конвейером в повседневную жизнь человечества, превратившись в обездушенное ремесло, но была пока сферой искусства, прибежищем интеллектуалов и гиков от информационного мира, который сам был для них «бездной, звезд полной».
Советую любителям интеллектуального кино с закрученным сюжетом, а также биопансковского антуража.
8 из 10.
15 декабря 2017
Сюжет, по началу, такой запутанный, что вдаваться во все подробности смысла нет. Вы всё равно ничего не поймёте, пока не начнёте смотреть. Но концепция всего фильма жутко интересная. Главные герои становятся участниками онлайн-игры, причём происходит полное погружение в чертоги геймплея. И вот уже набирает обороты смысл прохождения данной игры.
Так, кино не из новинок, но похожую тематику всем доводилось наблюдать в «Начало» Нолана и «Дети шпионов 3». Очень реалистично проработаны все эпизоды, а пошаговая ситуация в игре представляет своего рода «бродилку» и свободу выбора. Прекрасно созданы границы, если главный герой ведёт диалог с каким-нибудь компьютерным персонажем, то важны точные и чёткие ответы. В противном случае игра не будет продолжаться, пока правильно не ответить на вопрос или не предпринять нужного действия.
Забавно выглядит каст игровых лиц. В реальности перед подключением к игре, герои не знают, кем именно они будут играть. Поэтому для продвижения сюжета игры, порой, приходиться выполнять невероятные вещи, которые в реальном мире не сделали бы никогда. Зависимость в сюжете приводит к кульминационному моменту. Признаюсь, этого все ждали с самого начала, когда можно было переходить из одного уровня внутрь другого — где кончается реальность и начинается игра? Опять привет «Началу».
В итоге повествование так затягивает и запутывает зрителя, что с нетерпением ждёшь развязки. НО, финал, который должен был просто разорвать шаблон, вышел слабый и нереалистичный. Всё понятно без каких-либо вопросов. Причём акцент, на который опирается режиссёр, виден невооруженным глазом. Чёрт, разочаровал под конец. Можно же было круче придумать. Возвращаясь к «Началу», приведу пример. Нолан оставил крутящийся волчок, что сразило наповал. А тут как-то примитивно и понятно. Тем не менее кино добротное и интересное.
Очень удивила меня Дженнифер Джейсон Ли, приятно было смотреть на неё. Актриса просто притягивала взгляд. Да, кинцо прошлого века, не спорю, актриса была моложе, но сейчас её персонажи, что в «Машинисте», что в «Омерзительной восьмёрке» только отталкивали женственность, а в «Экзистенции» она была хороша.
13 декабря 2017
Все верно. Ты существуешь, чтобы понять, для чего ты существуешь — тонкая аллегория, растворившаяся во всей протяженности картины. «Экзистенция» как демонстрация слоистой реальности, альтернативности вселенной с ее множественностью развития событий, раскрывающаяся тема существования.
В виртуальной реальности твоя воля не ограниченна законами, обществом и его моралью, ты свободен, ты делаешь, что хочешь — именно поэтому игры так и манят тех, кто давно потерял свой жизненный лик.
«Аллегра Геллер, Ты изменила мою жизнь!» — говорит нам персонаж Уиллема Дефо, падая на колени перед нашей создательницей всем известных игр.
Обычному автомеханику и владельцу заправки дали возможность стать богом в дарованной Аллегрой новой, «высшей» реальности.
«Я владелец автозаправки только здесь, в низшей реальности. Ее игра освободила меня» — повествует он нам. Он подсел на новый мир.
На фоне всего этого фанатики убивают друг друга в споре за то, что есть настоящая реальность.
Ну и самое главное — а можем ли мы пройти эту игру?
«Экзистенция», как и более ранний Видеодром, имеет общую атмосферу — тягучий, антиутопичный киберпанк, насыщенный больше сюрреалистичными образами. В нем больше японской школы, чем классического западного киберпанка. Всем преданным адептам 1-й и 2-й войны японского киберпанка смотреть обязательно.
21 октября 2017
Тема виртуальной реальности давно интересовала писателей фантастов, а в девяностые годы прошлого столетия всё активнее стала появляться в мировом кинематографе. Особенно выделяется в этом плане 1999 год. Тогда вышло сразу три фильма на данную тематику, среди которых культовая «Матрица» братьев Вачовски и «Тринадцатый этаж» Йозефа Руснака. Свою версию виртуального мира представил и Дэвид Кроненберг.
Признаться мало кто ожидал именно от него подобного фильма. Ведь Кроненберг специализировался на всяких странностях и извращениях, а его картины всегда затрагивали тему деформаций и мутаций человеческого тела и разума. Хотя и здесь он во многом себе не изменил. Однако данная лента заметно выделяется среди других творений режиссера своей философской проблематикой и исследованием ненормальности общества.
Визуальная стилистика фильма выполнена с минимальным количеством спецэффектов и в достаточно простых интерьерах. Где виртуальность мира только обозначена. Важно помнить что это арт хаус. Режиссер как всегда шокирует публику обилием неприятных и отталкивающих сцен, которые многим могут показаться противными. Я временами поеживался от происходящего на экране. Свое творческое безумие Кроненберг демонстрирует в полной мере.
Актеры были приглашены именитые. Дженнифер Джейсон Ли одна из самых характерных актрис нашего времени, которая никогда не боялась играть сложные и очень эмоциональные роли. Вот и здесь она создала очень сильный образ и великолепно исполнила свою партию. Её партнером выступил Джуд Лоу не менее талантливый актер. Хотя не сказать, что его роль была очень запоминающей, но и претензий к нему нет. Вторым планом картину дополняют, правда без особого успеха Уиллем Дефо, Иэн Холм и Кристофер Экклстон.
Основными плюсами фильма являются интересный сюжет, весьма неожиданная развязка и сама задумка представляется очень любопытно. А некоторые индивидуальные штучки режиссера выглядят ну очень оригинально и необычно. Порой трудно понять, что происходит в голове автора.
Минусов к сожалению тоже не мало. Не самая впечатляющая актерская игра, много неприятных моментов, операторская работа вызвала много нареканий.
Экзистенция крайне необычный, мрачный, депрессивный и тяжелый образец научной фантастики. Авторский взгляд на тему виртуального мира, который пойдет далеко не каждому. Многим он покажется просто отвратительным. Поэтому данную картину следует смотреть тем кто знаком с творчеством автора или готов увидеть нечто странное и сложное.
6 из 10
3 июня 2017
О чём этот фильм? Он о виртуальной реальности. Но он вносит весьма существенные корректировки в наше представления о ней. Для нас сейчас виртуальная реальность доступна через сидение перед монитором (или экраном в кино), с наушниками в ушах (или колонками), с клавиатурой, мышкой, наконец, микрофоном для голосовых команд… Но что, если эта виртуальная реальность становится совершенно не отличима от нашей, когда всё твоё тело, ощущения, вся твоя личность вовлечена в неё?
Это напоминает состояние в фильме «Матриа» (1999). Удивительно, но эти фильмы говорили, по сути, об одном и том же, но с разных сторон: в «Матрице» машины поработили мир и люди насильно вовлечены в «нейро-интерактивную среду», а в «Экзистенции» люди сознательно входят в игру, в которой они могут быть кем угодно, творить что угодно, совершенно не теряя ощущения реальности.
Я почти убеждён — здесь показано наше будущее. И причём способ реализации этой виртуальной реальности до ужаса правдоподобен и отвратителен — через нервную систему искусственно созданных живых существ.
Если абстрагироваться от сюжета фильма и попробовать взглянуть на созданный в картине мир, то можно увидеть, что там можно всё. Там можно дать волю своим глубинным, в том числе и запретным желаниям. Там можно избавиться от комплексов или перебороть страхи, какими бы они ни были: боязнь высоты при прыжке с парашютом или боязнь нажать на курок перед беззащитным. Почти что сбывшаяся мечта о безграничной свободе человека от всех условностей мира.
Одна из очень показательных сцен — когда героиня, находясь на бензозаправке ходит по её территории и ощупывает стены, шланг бензоколонки, пытается уловить запахи бензина… Она показана счастливой от осознания того, каких высот достигли эти разработки, но она потерялась… Это своего рода комплексный ментальный наркотик. Причём настолько сильнодействующий, что выйдя оттуда, ты сомневаешься — может ты до сих пор в игре?..
10 из 10
10 декабря 2016
Захотелось написать про один старый фильм Кроненберга, который я недавно пересмотрела, возможно, не все знают про этот удивительный киберпанк с элементами биопанка.
Думаю, среди фильмов про игры и виртуальную реальность уже довольно древняя «Экзистенция» выделяется не столько благодаря развитию идеи помещения человека в VR, сколько благодаря своеобразному воплощению этой идеи.
В 1999 году уже вовсю использовались всевозможные компьютерные спецэффекты, но Кроненберг создал нединамичную «Экзистенцию»с минимальными спецэффектами, зато с необычно реализованным попаданием в виртуальную реальность и с красиво построенным пространством виртуального мира. Про это кино можно сказать (простите за вольное обращение с цитатой), что оно снято «настолько просто, насколько это возможно, но не проще».
Виртуальная реальность в Экзистенции (когда я буду иметь в виду саму игру, я буду опускать кавычки) — матрешечного типа, с последовательно вложенными виртуальными уровнями. И на последнем из них детали уже не так четко проработаны: персонажи часто зависают — попадают в игровую петлю, говорят с жуткими акцентами, их действия примитивны, функции ограничены.
Нельзя писать про биопанк и не сделать пару зарисовок о чудесных режиссерских находках в области выдуманных биотехнологий. Так, игровой под (чип) Экзистенции, переносящий человека в виртуальную реальность, представляет собой организм, который выращивается из оплодотворенных яиц амфибий и смешивается с синтетическими ДНК, он подключается к человеку через биопорт в позвоночнике и подпитывается, забирая часть энергии организма. А последний игровой уровень Экзистенции выглядит так: замаскированная ферма, где в «прудах размножения» выращивают амфибий-мутантов, чью нервную систему используют для производства игровых подов, скелет и часть нервных волокон — для биологического оружия, а остатки отправляются в соседний китайский ресторан.
Героям, находящимся в шкуре своего персонажа, порой приходится тяжело, потому что им не известна цель игры, — «you have to play the game to find out why you’re playing the game». А как выиграть в той реальности, куда тебя забросили, где тебе не совсем понятны правила и свое назначение? Какова твоя роль? Что правильно, что нет? Экзистециальненько. К тому же, Тэд Пайкл (это один из главных героев) временами испытывает странные ощущения, поскольку его персонаж в определенные моменты говорит и делает вещи, вопреки желанию и воле самого Тэда, происходит так потому, что это прописано игрой и необходимо для ее прохождения. Это главного героя напрягает, особенно когда нужно кого-то убивать, заниматься сексом или есть отвратительную пищу, поэтому Тэд не выдерживает и в середине игры кричит: «Existenz is paused!» (жаль, что мы так не можем сделать иногда). Впрочем, из игры, как впоследствии становится ясно, Тэд не выходит, но через пару миров ему проскользнуть удается.
На разных уровнях Экзистенции ведется борьба между реалистами и сторонниками корпорации «Antenna», конкурирующей с «Cortical Systematics»(она же «Pilgrlmage», когда игра из Экзистенции превращается в Трансценденцию), сотрудники которой помещают людей в виртуальную реальность. Борьба идет с переменным успехом, в конце побеждают реалисты, но, по сути, это ничего не меняет — герои=персонажи меняют свои позиции и пристрастие к компаниям в зависимости от игрового уровня. И не все понимают, закончилась ли игра на самом деле.
Закончу цитированием диалога персонажей из игры:
' — Free will is not obviously a big factor in this little world of ours.
- It’s like a real life. There is just enough to make it interesting.»
P.S. Да, очень рекомендую всем тем, кто изучает/хочет изучать английский, смотреть без перевода, фильм для идеален для освоения языка, и темп подходящий.
10 из 10
14 ноября 2016
Представляя свою новую игру «Экзистенция» — путешествие в виртуальную реальность, программистка Аллегра Геллар подвергается нападению чокнутого убийцы со странным оружием. Спастись ей помогает новичок охранник Тэд Пайкл. За Аллегрой и за ее игрой охотятся, но она убеждает Тэда сыграть в «Экзистенцию» для проверки ее работоспособности. В самой «Экзистенции» тоже не все гладко и теперь нужно исправлять неполадки игры, одновременно спасая свою жизнь…
«Экзистенция» — далеко не единственный фильм, затрагивающий вопрос восприятия реальности, поэтому сравнения с подобными ему не избежать. Частенько его сравнивают с «Матрицей», но различие между ними весьма существенное и дело не в том, какой фильм лучше, какой хуже. Разница в точке зрения на предмет. Если в «Матрице» (в первой, поскольку во 2-й и 3-й тема меняется) нам показывают мир сна и некую объективную реальность, откуда осуществляется подключение к иллюзорной, то в «Экзистенции» ситуация поинтересней.
С самого начала Дэвид Кроненберг ловко погружает нас в иллюзию того, что ты осознаешь и можешь четко отследить маршрут перемещения главных героев между реальным миром и игровой вселенной. По ходу действия иногда ловишь себя на мысли, что ты находишься либо в каком-то компьютерном квесте, либо в наркоманских параноидальных глюках. Стилистически фильм напоминает смесь предыдущих работ режиссера «Обед нагишом» и «Видеодром». Да, сюжет развивается тяжеловато. Да, порой думаешь, ну когда же начнется что-то поактивней. Да, некоторых подташнивает при виде джойстиков-мутантов. Но когда ты добираешься до финала через весь этот бред, челюсть отвисает от сюжетного финта ушами.
Некоторые сцены фильма можно осмыслить только со второго просмотра, когда ты уже не следишь за сюжетом, а изучаешь детали, которые не были понятны с первого раза. Взять хоть эпизод на заправке, когда Аллегра разгуливает на улице и, вроде бы, ничего особенного не делает: швыряет камешки, ощупывает стены и бензоколонки… Когда ты уже знаешь главную фишку фильма, все эти, на первый взгляд, незначительные мелочи приобретают другой оттенок и смысл.
Ну и самое главное. «Экзистенция» не дает ответа на вопрос, где кончается иллюзия и начинается реальность. Как говорится, думайте сами, решайте сами. Но даже определившись, сомнения будут оставаться, потому что…
9 из 10
3 сентября 2016
Виртуальный мир привлекает всё больше и больше людей в свои сети, даря им другую реальность, в которой они могут быть кем угодно. В основном это люди с психическими проблемами, либо просто скучающие бездельники. Вы офисный планктон, недовольный своей жизнью? Тогда вам сюда! Вы можете стать предводителем эльфов, истребителем зомби или директором крупной фирм… Ой нет, лучше эльфом. Нравится? Мне — нет! И похоже Кроненберг со мной согласен… Но теперь, к сожалению, пора перейти к «Экзистенции».
Все герои этого фильма, играющие в пресловутую игру, являются для Кроненберга обиженными жизнью пациентами, который этого и не стесняется, показывая их модели поведения в виртуальном Мире. Игра позволяет им увидеть внутреннее «Я», скрываемое в реальной жизни. Как можно заметить в виртуальном Мире каждый «игрок» желает убить создательницу, олицетворяющую тот самый мир игр, в котором они погрязли. Это особенно заметно на контрасте с тем как они ей аплодировали ещё буквально пару минут назад. Фильм крайне смело берётся за очень интересную тему и к сожалению терпит сокрушительное поражение.
Главной проблемой «экзистенции» является абсолютная шизофреничность происходящего. К сожалению это не выглядит органично, а скорее только раздрожает. Пытаясь под маской философского значения той ахинее, которая происходит на экране, скрыть свой собственный наркотический бред, Кроненберг теряет стиль и создаёт совершенно рассинхронный мир из с трудом связанных друг с другом персонажей и событий. Своей тупостью и прямолинейностью фильм успевает надоесть уже минут через 30.
Образ создательницы прописан просто ужасно, если вообще прописан. Создаётся ощущение, что она совершенно второстепенный персонаж, лишённый эмоций и здравого смысла. На Джуд Лоу жалко смотреть, он конечно старается, но видно, что с ним не поделились тем же что курили сценаристы и он никак не может понять кого играет.
Вообщем получилось достаточно жалкое зрелище, из которого оказалось просто вытащить основную мысль действия, но компенсировать весь моральный ущерб от фильма это увы не поможет. Нравится? Мне — нет!
3 мая 2015
Виртуальная реальность с каждым годом все прочнее входит в симбиоз с нашей повседневной жизнью. Прогресс в области компьютерных и игровых технологий происходит в геометрической прогрессии. Но как быть когда виртуальный мир начинает все прочнее заменять настоящий? В последнее десятилетие игровая одержимость овладевает умами все большего количества людей. Игроками становятся уже далеко не только дети и подростки. Уже представители старшего поколения не могут мыслить себя без виртуального мира.
Кроненберг, как всегда, в свойственной ему манере, наглядно показал все прелести игрового поглощения. Не смотря на то, что фильм вышел в 1999 году, уже тогда недвусмысленно чувствовался игровой бум, который, словно цунами, накрывал головы миллионов людей. Режиссер нутром чувствовал как человечество погрязнет в компьютерных дебрях. Ведь не случайно, когда Тед ставит игру на паузу, опасаясь потерять грань между реальностью и игрой, Аллегра ему говорит: «Ну и как тебе возвращение? Что интересно ты здесь увидишь?» Это фундаментальные слова, раскрывающие всю суть виртуальной реальности. В игре мы можем быть кем угодно: храбрым паладином, мастером единоборств, магом и т. д. Там возможно все, исполнение самых любых желаний, воплощение любых возможностей. И это является главной проблемой современного общества. Настоящий мир, где мы окружены работой, домашними хлопотами, налогами, предстает серым и угнетающим. А игры дают сладкую ложь, попытку отстраниться от действительности и даже заменить ее. Ведь сам компьютер 20 лет назад был не более чем вспомогательное средство, совершенно не обязательный к приобретению. А сейчас без него мы никак не можем представить наше существование.
В картине не случайно были введены 2 фракции — реалисты, борющиеся за мир без игр и сами игроманы, возвеличивающие виртуальный мир до культа поклонения. Реалисты используют самые радикальные средства для подавления своих оппонентов. Аллегру — создательницу Экзистенции, они пытаются уничтожить всеми способами. Показательны сами технологии, что используются в недалеком будущем. Это уже не микросхемы и привычные нам железки, здесь в дело вступает био-органика. Процессоры и чипы уже не собирают, их выращивают. За основы взяты нервная система и органы земноводных мутантов, специально выращиваемых для этой цели. Игровой джойстик, внешне похожий на эмбрион с патологиями, с шнуром в виде пуповины, подключается непосредственно в само тело человека. Это уже финальная стадия слияния человека с технологиями.
Сам фильм, безусловно поднимает одну из главных проблем современно мира — как не провалиться в виртуальную яму? В погоне за воображаемыми сверхъестественными способностями мы можем проглядеть саму жизнь. Нужно бережно относиться к самому себе и тем возможностям, что мы способны реализовать в нашем настоящем. В Экзистенции, как и в других работах Кроненберга, мы не найдем прямых ответов на поставленные вопросы, каждый из нас должен найти их самостоятельно. Актерский состав вполне хорош: горячая сексапильная Дженнифер Джейсон Ли, молодой и обворожительный Джуд Лоу и, конечно, такие метро кино как Йен Холм и Уилльем Дефо. Но тем не менее я ощущал некую попсовость, возможно из-за того, что главными героями выступали молодые люди. Кроненберг для своих фильмов обычно всегда подбирал актеров по старше, что придавало фильмам определенную солидность. Но я ни в коей мере не говорю, что это плохо. Все было выполнено на хорошем уровне. Полностью составить впечатление от фильма после одного просмотра не получится. Это кино для ценителей, любящих глубокий анализ. Не зря кино получило премию и имело несколько высоких номинаций. Смотрите, думайте, анализируйте.
8 из 10
16 февраля 2015
Данный фильм Дэвида Кроненберга был выпущен аккурат в год выхода Матрицы и продолжил развитие темы виртуальной реальности и её тонкой грани с настоящим миром. Само кино, впрочем, осталось в тени мастодонта от Вачовски, что было весьма незаслуженно.
Сюжет крутится вокруг игры под названием Экзистенция, предельно похожей на реальный мир, и всё же наделённый немалым количеством условностей и несвязностей. Стоит отметить, что несмотря на то, что режиссёр довольно далёк от самих компьютерных развлечений, ему удается подметить в фильме огромное количество характерных для игр деталей, не только придавая фильму необычности, но и заставляя их работать в угоду сюжету и нагнетанию обстановки — вспомните хотя бы маленький, но шикарный момент, когда повторение зацикленной фразы до выбора правильного ответа случилось и с создательницей игры. Кто-то отметит такие детали, как подборка ракурсов и освещения максимально близкого к FMV квестам 90-х в паре сцен, кто-то будет с удивлением и определённым отвращением смотреть на местные «био-порты», вживляемые в спину и в целом поражаться придуманным режиссёром технологиям на стыке механики и органики, а кто-то просто погрузится в атмосферу фильма, где грань между виртуальностью и настоящим миром всё сильнее стирается, вызывая определённое чувство тревоги. Лента Кроненберга выглядит и ощущается весьма необычной, при том что в её основе всё же лежит хоть и интересный, но вполне подходящий массовой аудитории сюжет, отчего за коммерческий провал фильма становится совсем обидно. Особенно забавно видеть концовку фильма, сюжетные повороты которой будут в дальнейшем почти дословно воспроизведены в фильме Начало (лишь изменив антураж с игр на сны), ставшего в итоге таким популярным.
В целом, Экзистенция получилась прекрасным триллером на тему, которая со временем лишь будет набирать актуальность. Отличная игра актёров (хотя порой вводит ступор критика относительно людей, изображающих местных NPC, чья «деревянность» отчего-то не всеми воспринимается как элемент стилизации), грамотная постановка и работа с музыкальным сопровождением — всё это способствует погружению в расслаивающийся на измерения мир фильма. Кого-то, возможно, даже отпугнут или покажутся излишне неправдоподобными такие элементы фильма как полу-органические приспособления и виды оружия, но после финала картины (сделанного в лучших традициях жанра довольно открытым) претензии к реалистичности подобного оригинального подхода к технике будущего сразу отпадают. И что особенно отрадно — поднимая щекотливую тему ухода от реальности, фильм не выглядит как многие подобные произведения, критикующие компьютерные технологии, словно насмотревшийся очередного ток-шоу пожилой человек, действуя немного тоньше и умнее. Настоятельно рекомендую к просмотру.
9 из 10
3 декабря 2014
Описание фильма сильно меня заинтриговало и я нашел пару часов, чтобы уделить внимание этой картине. Вспоминая описание и жанр (триллер, фантастика), и смотря первую сцену, я задумался: а не пародия ли это?
Количество идиотизма просто зашкаливает. Совершенно глупые диалоги, которые сопровождаются немыслимо тревожной музыкой, что, видимо, должно создавать напряжение и страх. У меня вызывало лишь смех. Игра главной героини создает такое впечатление, что эта девушка либо слишком неустойчива на ногах, любопытна и наивна, либо просто ходит постоянно под кайфов. Признаться, я искал и ждал ту сцену, когда она вмажется, чтобы хоть как-то аргументировать ее положение, но тщетно.
Сюжетные повороты, объекты и персонажи — система абсурда, нелогичности и насмешки над жанром триллер. Ничего страшного и давящего на психику в этом фильме не было. Из ниожиданного только глубина несерьезности, который так усердно копали создатели.
Отдельное слово хочется сказать про предметы и животных, наполняющих фильм. Дабы не делать спойлер, расскажу коротко. Люди погружаются в виртуальный мир через некую пуповину в спине, которая подсоедина в лепешку органического происхождения, кнопками которой являются то ли соски, то ли еще что-то. Эта связь с сексуальностью проявляется не только в этом. Например, сам вход представляет собой отвертвие, очень похожее не женские органы. Кроме того, чтобы «вставить» пуповину, перед этим нужно промочить это дело слюной или специальной жидкостью. Иногда герои делает отчаянные попытки залезть туда языком, что, опять же, подчеркивает сексуальный характер.
Что касается животных, то мир, созданный режиссером, наполнен только амфибиями. Здесь нет других животных, кроме уродов-бедняг, которые так или иначе идут на создания чипов для игры.
Сама атмосфера фильма — бесконечна суета на пустом месте. Все персонажи имеют какой-то подтекст и тайну, которая мало чем может быть мотивирована. Создатели пытаются решить проблему через диалоги, но мне, как зрителю, хочется только закрыть лицо руками и грустно посмеяться.
Меня очень расмешил тот факт, что актриса отказалась от съемок фильма «С широко закрытыми глазами» Стенли Кубрика.
За актерский состав и комедию ставлю
4 из 10
16 ноября 2014
1 000 000 000 $. Именно такую сумму заработали разработчики из компании RockstarGames за 48 часов! Совсем недавно годовой денежный оборот игровой индустрии на четверть превысил кинематографический! Мир уже «не летит в трубу», а растворяется в виртуальном…
Игровая виртуальность становится предпочтительнее кино или литературы по одной единственной, но очень весомой причине — Вы главный персонаж истории, от Вас зависит дальнейшее развитие сюжета, Вы вольны действовать в каждой ситуации по своему усмотрению и произволу. Кроненберг, хорошо это понимая создал своеобразный фильм-игру, в которой зритель становится на одну ступень с персонажами.
Первая же сцена фильма погружает нас в абсолютно неведомый и непознанный мир то ли далекого, то ли не очень будущего. Множество причудливых гаджетов (заметьте — у некоторых персонажей iPad`ы, хотя на дворе конец 90-х) созданных из органической материи, совершенно необъяснимое поведение персонажей и абсолютно непостижимая (до 39 минуты фильма!) субстанция с названием «Экзистенция» заставляют зрителя на время потерять ориентацию. Но это неведение он разделяет с персонажем Джуда Лоу, который также никогда не слыхал ни об экзистенции, ни о виртуальных играх. Можете не беспокоиться, что останетесь в одиночестве посреди «дивного, нового» и очень причудливого мира, ведь актер справляется со своей ролью блестяще, буквально протаскивая недоумевающего зрителя сквозь темные лабиринты фантазии режиссера.
Фантазия же эта в свою очередь порождается не святым духом, а вполне себе земными философскими концептами, которые и служат фундаментом этой истории. Так, например, само название фильма отсылает к родоначальнику ультрамодного философского течения «экзистенциализма» — датчанину Кьеркегору, который еще в начале 19 века измыслил новую ФОРМУ существования. Никто правда не может дать ей четкого определения. Но в одном из ее необходимых условий бытия сходятся все — абстрагирование от реальности, «ничтожение» всего объективного (государства, науки, отношений-семейный, личностных, социальных) как чего-то истинного, первоначального и, конечно, «постижение» самого себя как единственного (Ничего нового(neo) не напоминает?)
Итак, ясно, что в реальном мире мы всего лишь суррогаты с заранее прописанным жизненным сценарием и именем на бейджике, постоянно вынужденные играть навязанную роль — отца семейства, бухгалтера, водителя, добропорядочного гражданина и т. д. И даже такие неоднозначные типажи как мачо, бунтарь, нонконформист, гений, творец и прочие своеобразные личности — не что иное как роли. Своеобразия не существует! В связи с этим становится невозможно уловить момент — когда роль переходит в сущность (если она вообще существует) и наоборот.
Поэтому в фильме все персонажи бесконечно меняются ролями, играют двойную или даже «тройную игру». Постепенно пробираясь сквозь напластования симуляции, они все-таки выныривают на поверхность реальности, которая, конечно же, должна быть лишь очередным уровнем игры.
Как и все прочие Кроненберговские творения, фильм пестрит фирменными фишками, как то — невообразимые монстры всех цветов и размеров (как в Голом завтраке или мухе), свихнувшаяся реальность (видеодром, м. баттерфляй) и, конечно, сексуальное напряжение (Автокатастрофа, Опасный метод), что, конечно, не может не радовать. Правда есть и обратная сторона — замысел режиссера очень сложен для понимания, история в целом чрезвычайно запутанна, мотивы персонажей не вполне понятны (скажем, неужели игроки соглашаются на игру в 2—3 минуты?). Впрочем, это неведение не столько раздражает, сколько устрашает или, вспоминая старину Кьеркегора, «тревожит». А если вы начали «тревожиться» относительно того — реален ли этот стол, ваша должность инженера-конструктора или промежность горячо любимой возлюбленной, то поздравляю — вы уже в экзистенции!
10 мая 2014
Последнее десятилетие ушедшего столетия смело смотрела в будущее и делало не менее смелые прогнозы творчеством кинематографистов. Свою версию грядущего виртуального мира брат и сестра Вачовски продемонстрировали в «Матрице», Габриэле Сальваторес в «Нирване», а Йозеф Руснак в своем «Тринадцатом Этаже». Вот и культовый Дэвид Кроненберг не остался в стороне и представил своё видение надвигающейся технологии в своей картине.
Фильм в полной мере сделал прогноз на доминирование компьютерных игр в качестве развлечений для человека. Режиссер картины Дэвид Кроненберг сделал прогноз на 15 лет и уже сейчас рисуется образ того, как компьютерные игры стремительно набирают всё больший и больший охват своих поклонников. Лишь демонстрируя на фоне темы увлеченности играми героини Дженнифер Джейсон Ли побега от реальности и замену реального мира виртуальным, которую создатели картины развили просто великолепно. Настолько продуманной, не всегда понятной с первого раза и полной аллегорий картины я не видел давно.
Кроненберг в привычной для своего творчества «фриковой» форме подошел к созданию ленты с огромной оригинальностью. Особенно в плане отражения достаточно необычных вещиц и гаджетов, которые не один раз встречаются в картине. Будь это пистолет собранный из костей и с зубами вместо пуль, или же мобильник в форме использованного мыла.
Фильм во многом отдаёт культовым «Видеодромом» режиссера и не пытается свести на нет авторский почерк режиссера из обилия отвратительных и отталкивающих сцен внутренностей непонятных существ и жестокого насилия. Лишь подпитывая всё это авуаляцией всего происходящего полноценной атмосферой из саспенса, напряжения и психически не стабильной шизы, которая лишь усиливается за счет очень атмосферной, мрачной и сильной работы композитора Говарда Шора.
Актерский состав сработался просто феноменально. Дженнифер Джейсон Ли сыграла одну из сильнейших ролей в своей карьере, а Джуд Лоу позволил взглянуть на и без того многогранный талант актера с абсолютно неожиданного и иного ракурса. Ведь стоит признать, что помимо гениальной режиссуры Кроненберга, фильм достойно держится именно на актерском дуете столь впечатляющий актеров. Когда как Иэн Холм, Уиллем Дефо, Кристофер Экклстон и многие другие лишь замыкают всё происходящее на экране.
10 из 10
Экзистенция — пожалуй одна из самых необычных, мрачных, тяжелых, отвратительных и необычных работ на тему виртуального мира. Гениальная работа настоящего мастера, которую охотно назвать лучшей работой режиссера, подобие которой никто никогда и не снимет.
9 февраля 2014
В фильме мы видим мир, в котором передовые технологии разрабатываются при помощи исключительно органического материала — будь то проскальзывающий через металлодетекторы пистолет, спроектированный из кожи и костей, будь то сама экзистенция — игровая приставка, чип которой специально выращиваемый животный организм. При помощи вживляемого в позвоночник биопорта человек получает доступ к виртуальным мирам, где может выступать в любой роли, даже Творца, Создателя. Чем же так притягательны альтернативные реальности?
Человек хочет убежать от серой действительности, от полной однообразия жизни, опостылевшей суеты и работы, разбавить монотонную палитру своего существования яркими красками. И здесь появляется проблема взаимодействия человеческого сознания с искусственным интеллектом, когда возникает потеря пространственно-временной ориентации, когда единственно возможная реальность подменяется виртуальной и ты не можешь их разграничить. Можно проводить параллели с современным миром, где техника настолько заполонила нашу жизнь, что мы порой не можем обойтись без нее, она является фактором нашей жизни.
Также существует распространенная в наше время форма психологической зависимости — игровая, люди теряются в бесконечных фантастических мирах и чем больше игрок проводит времени за компьютером, тем страшней становится зависимость, изменяя сознание жертвы. Переживания, связанные с виртуальными героями, переживаются, как свои собственные, происходит полное отождествление, что приводит к психическим расстройствам, разрушению нервной системы. Я думаю, именно об этом говорит зрителю режиссер фильма Дэвид Кроненберг, в очередной раз напоминая о том, что не следует увлекаться искусственными мирами, которые лишь выстраивают сложный лабиринт смыслов, в итоге лишь запутывая и отстраняя от реальности. Ведь не зря же точку в фильме «Экзистенция» режиссер ставит вопросом: «Мы все еще в игре?» Персонажи фильма не могут определить где заканчивается игра и начинается жизнь, виртуальный мир вызвал искажение реальности. И однажды погружение в иллюзорную реальность, которая откроет для тебя любые возможности, исполнит все твои потаенные желания, обернется тем, что выгрузиться ты уже не сможешь.
1 января 2014
Невероятно красивый фильм. Интересно, что столь серьёзную тему удалось облечь в такую привлекательную форму.
Если сравнивать этот фильм с Матрицей, Матрица оказывается более дешёвой, пафосной и гораздо менее стилистически выверенной попыткой говорить в общем на менее серьёзную тему. К тому же, в Матрице, в общем-то, нет философской интриги, в то время как здесь, в этом фильме, в его теме, она есть. На этом предпочитаю данное сравнение закрыть. Точность формулировок, образов и сам порядок сцен, действий, интерьеров, в которых они разворачиваются имеет довольно важное значение для «расшифровки» этого фильма (хочется сказать текста, но боюсь ошибиться) — мне кажется, что он и был задуман как шарада о человеческом существовании.
Итак, предположим, что, погружаясь в Экзистенцию, мы имеем дело с её творцом (автором, создателем). Подразумевается, что он существует и отвечает за происходящее с нами. В процессе выясняется, что есть вещи и события, зависящие от нас — нашего настроя и способности принимать решения, например, и то, что зависит от самой Экзистенции, от мира, в который мы погружены, заброшены. Мы не знаем, что верно, а что неверно, как поступать в той или иной ситуации, на каких принципах, в конце концов, строится эта игра, какова наша роль в ней и что нужно делать, чтобы выиграть. Пожалуй, это самый главный вопрос. Как выиграть в игре, правил которой ты, в общем-то, не знаешь? В игре, в которой у тебя нет миссии? Осознание этого иногда заставляет чувствовать себя неуместным, а иногда приводит к попытке покинуть эту реальность. В сущности, согласитесь, это может быть довольно неприятным — знать, что ты имеешь свободу выбора, решения, но оставаться при этом в неведении по поводу конечной цели. Что можно сделать в такой ситуации? Как её разрешить? Куда ни кинь — в нашем неудобстве, в нашей тревоге кажется виноватым создатель. Мы можем вопрошать к нему или бороться с ним. Однако для этого мы должны найти его. В игре появляются те, кто желает первого и те, кто желает второго. К кому из них относишься ты? Но, предположим, истинный создатель найден и убит — он понёс наказание за ту боль и страдания, на которые обречён ты, заброшенный в эту реальность. Закончилась ли игра? И кто выиграл?
10 из 10
3 июля 2013
Во времена, когда Кристофер Нолан ещё не был добровольно закабалён голливудской денежной машиной и только думал о том, как получше снять свой, впоследствии ставший культовым, «Помни», даже не догадываясь о грядущем успехе картины у критиков и публики; и когда «Матрица» уже была почти готова, проходя долгий и изнуряющий, но безусловно полезный период пост-продакшна; на экраны американских и европейских кинотеатров вышла новая картина плодовитого канадского режиссёра Дэвида Кроненберга — «Экзистенция». За полтора месяца до выхода в свет «Матрицы», за два месяца до появления «Тринадцатого этажа», за одиннадцать лет до того, как Нолан разродился «великим Началом»! Многие современные рецензенты напрямую сравнивают «Экзистенцию» и «Матрицу», говоря о последней как об абсолютно оригинальном и новом произведении, которое якобы стало первым фильмом, где вопрос о реальности происходящего был поставлен под сомнение, и признают в «Экзистенции» лишь удачный и по-новому обыгранный симулякр «классической истории» чудо-дуэта братосестры. И это мнение, как это не удивительно, глубоко ошибочно. Несмотря на сцену погони на фоне дождливого и безликого Лос-Анджелеса, напоминающую знаменитые кадры погонь и перестрелок на фоне всё того же обезличенного города (на этот раз Сиднея) из двух матричных продолжений, Нолан, мягко скажем, «позаимствовал» концептуальную идею именно у Кроненберга, сделав её более механистичной и стерильной, заточенной под больший экшн, и обильно сдобрил получившуюся историю всеми атрибутами боевика, что были так характерны для трилогии Вачовски. Влияние «Экзистенции» на «Начало» не визуальное, а всё больше идейное. И это влияние трудно переоценить.
Дэвид Кроненберг последовательный режиссёр: почти всегда один его фильм логично вытекает из другого, а новый, в свою очередь, рождает следующий. Своеобразная мутация стиля. Эта мутация к девяностым годам привала его к фильмам, в которых тщательнейшим образом рассматривалась бездонная и всегда волнующая зрителя проблема сексуальности человека. С сексом были связаны и ранние фильмы Кроненберга вроде «Видеодрома», но именно к девяностым годам он обратил своё пристальное внимание на неодушевлённый предмет или действие, никак не связанные с сексом, но провоцирующие эротические фантазии и, собственно, самого человека на чувственный акт. Фетиш. Главному герою в «Автокатастрофе» наскучил просто секс со своей женой, ему и ей хотелось нечто большего, того, что могло бы привнести разнообразие в супружескую жизнь. Попробовав измены на стороне, пара начинает искать новые формы для выхода своих фантазий и желаний. Отдушиной для обоих, своеобразной сексуальной манией становятся автокатастрофы и секс с жертвами оных. Искорёженные поверхности автомобилей, уподобленные чувственным женским формам, и раздробленные человеческие тела становятся эротическим объектом, импульсом, живительной силой, помогающей достичь так необходимого героям картины сексуального удовлетворения. Шрам на женской ноге, похожий на женский половой орган, используется не по назначению. Та же самая идея пронизывает всю фабулу «Экзистенции», в которой герои предпочитают заниматься не реальным, а виртуальным сексом. Сексуальное напряжение в реальной жизни оказывается недостаточно сильным, не совсем реальным, но в игре, на новых её уровнях, где на каждом шагу тебя поджидает неизведанное, что-то новое, а порой и вовсе пугающее, Аллегра и Тед могут вступить в половой акт — просто потому что так положено их персонажам.
В «Автокатастрофе» сексуальная энергия высвобождалась посредством автомобильных аварий, в «Экзистенции» — с помощью виртуальной игры. Притом главные герои лишь раз занимаются непосредственно самим сексом. Виртуальным сексом, естественно. Они всё больше блуждают по игре, получая зримое психоэмоциональное удовлетворение от самого процесса игры, их возбуждает опасность, таящаяся повсюду. И тут миссия и цели игры вдруг отходят на второй план, уступая место желанию приключений и эмоционального вольтажа. «Ты должен играть, чтобы понять почему ты играешь.» — Идиотская миссия для игры, не правда ли? Меж тем игра продолжается, и герои начинают путаться в её уровнях, сомневаться в реальности исходной точки, откуда начиналась «Экзистенция». Сюжет игры становится всё более бессмысленным и бесструктурным. Сексуальный объект снова фетишируется, материализуясь и фиксируясь на игровых предметах — подах, внешне похожих на человеческих зародышей, био-портах, в которые вставляют органические чипы. Фетиш здесь в том, что био-порты — разъёмы — находятся в области поясницы и внешне напоминают тот самый, находящийся чуть ниже поясницы, орган, без которого не может обойтись ни один человек на Земле. Для подключения к игре нужно вставить в свой разъём в спине органический провод фаллической формы, предварительно смазав разъём специальным гелем. Ничего не напоминает? Это ли не режиссёрская дерзость! Эти разъёмы, понятное дело, есть не только у женщин, но и мужчин, в чём можно усмотреть гомосексуальный подтекст — не зря же герой Джуда Лоу так долго не решался на установку био-порта.
Но сопротивление оказалось недолгим — мужское оказалось задавлено фэнтезийной симуляцией, секс инфантильно превратился лишь в стимуляцию человеческого разъёма полу-органическими девайсами, поиск опасности стал главным возбуждающим стимулом и мотивом, а игра стала единственным смыслом существования для «экзистенциалистов». До такой степени, что героям даже трудно выйти из неё, а ещё сложнее отличить где реальность, а где игра. Тед и Аллегра путешествуют по виртуальному миру, испытывая те же чувства и эмоции, что и в реальной жизни, но многократно усиленные элементом неизвестности механизмов существования «Экзистенции». Реальность в фильмах Кроненберга периодически пытается распасться — и eXistenZ не фильм-исключение. Персонажи игры то и дело зависают, целые сцены, действия и диалоги могут систематически повторяться; в китайском ресторане подаётся лягушка-мутант, из костей которой легко собирается органический пистолет; а убийство никогда не было настолько простым и органичным предприятием. Ведь так положено персонажам? Игра наставляет? Сюжет закольцовывается, подсказывая, что всё происходящее на экране — бесконечный многоуровневый и многоходовый игровой кошмар с множеством альтернативных концовок. Субстанция реальности в фильме становится менее реальной, чем виртуальность, а та, в свою очередь, становится нарочито гротескной и тёмной, чтобы стать максимально реальной, такой, какой её хотят видеть игроки, — неприкрыто опасной. Жану Бодрийяру, несомненно, это понравилось бы. Кроненберговская деконструкция секса увенчалась оглушительным успехом. Реальность обернулась кошмаром. Игра может продолжиться.
8 из 10
28 апреля 2013
«Экзистенция» — один из самых интересных и необычных научно-фантастических триллеров, на мой взгляд. Многие сцены пугают и держат в напряжении, остальные же поражают свей уникальностью. Разочаровавшись в реальном мире, многие из нас ищут спасения в виртуальности. То, что демонстрирует «Экзистенция», возводит подобный вид сюжета на совершенно новый уровень. Временами, зритель вместе с персонажами теряет связь с реальностью, все кажется игрой, это захватывает.
Сюжет
«Ты должен играть. Чтобы понять, почему ты играешь» (с)
В центре сюжета создательница инновационных игр, преследуемая убийцами. Вместе с охранником персонажем Джуда Лоу, она скрывается, стараясь защитить свое последнее детище. Как и во всех фильмах Дэвида Кроненберга, начало обманчиво, а само построение сюжета динамично меняется. Другие отличительные черты «Экзистенции», как фильма Кроненберга — это фокусирование на двух основных персонажах, развитие их характеров и взаимоотношений. Сама основная мысль фильма остается актуальной и по сей день. Но лучшей частью фильма остается окончание. Оно правда оставляет нас в неведении и вынуждает вырабатывать собственные точки зрения.
Актерский состав
Лучшее в игре Джуда Лоу то, что он смотрится очень естественно. Его герой сталкивается с чем то, то может изменить его жизнь, но он не в состоянии это принять. Он неуверен, склонен к сомнениям, но открыв для себя «Экзистенцию», не может прекратить играть в нее. Главная героиня, сыгранная Дженнифер Джейсон Ли самоуверенна, чувствует свою власть, временами кажется слишком спокойной. В отличие от своего молодого спутника, она разбирается в виртуальной среде, знает все мельчайшие тонкости своих детищ. Сразу после сцены покушения она не придает значения своей ране, быстро реагирует и продолжает трезво мыслить.
«- За сегодняшний день уже двое хотели тебя убить.
— Я никогда не была так популярна» (с)
Каждый раз, когда ее спокойствие нарушается, зритель понимает — что-то идет не так, и ситуация все больше накаляется. Состав, относительно не большой, но каждый персонаж второго плана к месту. Каждый из них сыграет важную роль по окончанию фильма.
Музыка
С самого начала саундтрек звучит угрожающе, во многом напоминает «Муху». Она звучит тихо, но зловеще, что еще больше подчеркивает саспенс. Это не первое, но и не последнее сотрудничество режиссера с Говаврдом Шором.
Визуальная часть
От фильмов подобного жанра визуальное сопровождение «Экзистенции» отличается преобладанием органики. Игровые устройства напоминаю скорее симбиоз человека с животным, чем технологию. Это объясняется тем, что для производства игр необходимы матировавшие амфибии. Это выглядит очень креативно. Не только внешний вид этих существ и чипов, но также сама идея перехода от механизмов к взаимодействию организмов впечатляет. Особенно занимателен пистолет, сконструированный из костей. Когда речь идет о виртуальной реальности в кино, я обычно представляю себе нечто масштабное, но «Экзистенция» является исключением. Даже в самой игре все выглядит обыденным, и чувство замкнутого пространства не покидает нас. Однако сюжет базируется не сколько на фантастическом мире за гранью нашего понимания, сколько отдельных его элементах и вопросу «почему мы играем?»
Итог:
«Мы все еще в игре?» (с)
Очень впечатляющая работа. Дэвид Кроненберг в присущей ему манере выстраивает сюжет вокруг проблемы моральной или физической дегенерации или изменения. Немного жаль, что режиссер так не часто впоследствии возвращался к подобному жанру. «Экзистенция» преследует цель, ради которой и существует научная фантастика: она расширяет грани нашего воображения и демонстрирует неординарные случаи, возможные в перспективе. В наши дни вы знакомы с таким концептом благодаря таким фильмам как «Начало» и «Матрица». Если они показались вам интересными, я советую ознакомиться с «Экзистенцией».
8 из 10
24 марта 2013
Аллегра Геллер изобретает интерактивную игру eXistenZ, основанную на биотехнологиях. Революционным решением в ней является биодрайвер, который подключается к телам игроков и связывается с их мозгом. Игра полностью зависит от воображения участников. Но возможности eXistenZ таят серьёзную опасность. В результате Аллегра сама становится мишенью для игроков, и ей приходится прибегнуть к помощи охранника компании Теда Пайкла. Теперь они вдвоём должны найти выход из почти безвыходной ситуации, в которой границы фантазии и реальности почти абсолютно размыты…
Кроненберга, по его собственному признанию, давно волновал вопрос: «Может ли считаться игра, в том числе компьютерная, — искусством?» Он попытался ответить на него «Экзистенцией», где основной темой стала стычка двух реальностей: виртуальной и настоящей. Кроме того, ему, как страстному поклоннику всевозможных мутаций, многие годы не давали покоя проблемы соединения человека и машины, а также возможности новых биотехнологий.
Он с завидным постоянством, почти в каждом фильме, заявлял героев с нестандартными физиологическими проявлениями. И чем больше он упивался своими фантазиями, тем приземлённее была реакция публики, которая могла привести к банальной рвоте. Показательна в этом смысле вовсе не знаменитая «Муха» (1986), а более ранний «Видеодром» (1982). Его герой загружал в утробу различного рода предметы — от пистолета до видеокассеты, что приводило к его превращению в видеоплеер.
В «Экзистенции» компьютерная приставка преобразуется в специальную подвеску, которая включается непосредственно в спинной мозг человека в нижней части спины. Тем самым, участники «питают» игру не только собственной энергией, но и воображением, поэтому в каждом отдельном случае сюжет игры развивается по особому и неповторимому сценарию.
Кроненбергу вполне удалась стилизация под виртуальный мир: характеры персонажей получились плоскими и в большинстве своем малоинтересными, хотя в проекте были задействованы далеко не последние люди Голливуда. Но не надо забывать, что для «первого парня Канады» собственные идеи «фикс» всегда были определяющими, и для их точного воплощения он мог пожертвовать всем. Тем более что и звёзды были навязаны продюсерами.
По Кроненбергу выходит, что в скором будущем на Земле из-за повышения радиации должны появиться мутанты, а именно — двухголовые амфибии, обладающие совершенно новыми биологическими свойствами. Но человек не спасует, и научится использовать их органы для создания новых виртуальных игр. На вопрос: «Чем эта катавасия может закончиться?», — он и попытался дать здесь ответ.
После скандального успеха «Катастрофы» (1996), главная канадская кинофирма Alliance Atlantis выделила режиссёру довольно большой бюджет в 31 миллион местных баксов. Но Кроненберг «пустил деньги на ветер»: «Экзистенция» с треском провалилась в североамериканском прокате, не вернув даже 10% вложений. Но равнодушие публики и сдержанное отношение критиков не повлияло на жюри Берлинского фестиваля, которое удостоило фильм приза с многозначительной формулировкой: «За выдающееся художественное достижение».
И тут вдруг режиссёр признался в странной вещи. Оказывается, что на самом деле на этот проект его вдохновила судьба Салмана Рушди. И, судя по всему, он не лукавил, поскольку мировая премьера ленты, состоявшаяся 16 февраля, день в день совпала с 10-летним «юбилеем» со дня объявления смертного приговора, вынесенного Рушди исламскими фундаменталистами.
27 декабря 2012
Да, возможно, моя оценка «Экзистенции» может показаться кому-то завышенной и через чур предвзятой — все это потому, что канадец Дэвид Кроненберг уже долгое время является моим любимым кинотворцом. Лучшим не только в тех жанрах, в которых предпочитает работать, но вообще лучшим постановщиком современного авторского кино. И «eXistenZ», на мой взгляд, как раз подходит для того, чтобы — пусть не убедить — но аргументировать это мое мнение.
Чем больше углубляешься в пучины «арт-хауса» (ненавижу этот термин, но все же), тем больше убеждаешься — все идеи уже были когда-то высказаны, и то, что среди большинства синефилов считается шедевром, на самом деле — порой умное и правомерное, а порой и не очень заимствование. Вот, например, «The Matrix». Фильм эм… каждый раз затрудняюсь в определении… родственников Вачовски на долгие годы занял свое место в пантеоне умного коммерческого кино и продолжает задавать тенденции в кинематографе и по сей день. Но дело в том, что большая часть того, что сказано в «Матрице», умнее и более подходящим образом сказано в «Экзистенции», которая, в свою очередь, прямой наследник другого шедевра Кроненберга — главного триллера начала восьмидесятых — «Videodrome». Вот и получается, что растиражированные уже-не-братьями идеи им не принадлежат.
Зачем нужно размышлять о посторонних фильмах в рецензии? А затем, чтобы можно было с уверенностью сказать, что творчество Кроненберга при всей своей провокационности и известности в достаточно узких кругах задает такие вопросы, ответы на которые становятся благодатной почвой для киновысказываний других именитых (а иногда и не очень) постановщиков.
Если кого-то не убедил пример с Вачовски, вот вам другой — он, возможно, ополчит против автора этой рецензии очень многих пользователей «Кинопоиска». Главная фишка всеми обожаемого «Inception» не придумана Ноланом. Где она появляется до «Начала»? Посмотрите «eXistenZ» и увидите. Да, не Кроненберг ее придумал. Но именно он впервые в кинематографе реализовал эту идею так, как она должа быть реализована.
Специально не написал ни слова о сюжете, актерской игре и прочем. Главный плюс «eXistenZ» — его многогранность и наследие. А наследие это не ограничивается «Матрицей» и «Началом». Оно гораздо, гораздо больше. А сам фильм великолепен — он держит в напряжении, по-мэтровски снят и оставляет глубокую почву для размышлений. А вот размышлений над чем — тут уж каждый сам решает.
Однозначно — классика.
10 из 10
19 декабря 2012
Экзистенция — новая игра от Аллегры Гелла, блистательного дизайнера игр и социопата по совместительству. Шанс опробовать сие творение первыми получают двенадцать человек, однако в результате покушения на игорную диву и последующего ряда странных событий, играть предстоит только двоим. Сюжет игры не имеет никакого значения, потому что его просто нет. Игра сама подстроится под тебя, решит, что тебе нужно и продемонстрирует это, зачастую переставая притворяться, что экзистенция — всего лишь игра.
Кроненберг, наряду с, например, Линчем, Жене и Коскарелли визуально очень идентифицируем. Экзистенция — не исключения, на лицо вся типичная кроненберговщина: тут тебе и эксперименты с живой материей, и вживление в человеческое тело различных биомеханизмов, и декорации, грязные и выхолощенные одновременно. Целиком же визуальный ряд — ода гротеску и фантасмагории, сделано все это в такой дивной манере, что невольно восхищаешься мастерством режиссера и умением делать картинку настолько привлекательной, но в то же время отталкивающей (чего стоит один дышащий джойстик, сделанный из внутренних органов амфибий -мутантов). Фильмы Кроненберга смотришь, словно выглядывая из-за двери, и каждый раз, когда тебе кажется, что ты не хочешь видеть больше и вот-вот закроешь дверь, дверь исчезает вовсе. Экзистенция — потрясающа. Кроненберг, продолжая традицию Видеодрома, эксперементирует с темой «утка в яйце», стирая граница между двумя реальностями, смешивая аркадный мир с привычным.
В Экзистенции эти попытки достигают логического завершения, и зачастую ты сам, наряду с персонажами, перестаешь улавливать эти границы. Мир же, в котором оказываются герои, сверхреален, реален настолько, что пока ты не сделаешь того, что требует сюжет (который тебе в принципе неизвестен), игра не сдвинется с места. Экзистенция не оставляет права выбора, полностью оправдывая свое название, и силится обмануть тебя даже когда ты пытаешься взять паузу. Экзистенция полностью исключает провокации и не отпускает игрока до логического завершения цикла, цикла, в апофеозе которого главное сомнение — «играл ли ты, жил ли ты»?
9 из 10
7 декабря 2012