Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.9 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Вор |
год: | 1997 |
страны: |
Россия,
Франция
|
слоган: | «He is not the one he pretends...» |
режиссер: | Павел Чухрай |
сценарий: | Павел Чухрай |
продюсеры: | Игорь Толстунов, Сергей Козлов, Игорь Бортников |
видеооператор: | Владимир Климов |
композитор: | Владимир Дашкевич |
художники: | Виктор Петров, Наталья Александрова, Наталья Монева |
монтаж: | Марина Добрянская, Наталья Кучеренко |
жанры: | драма, криминал |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $1 126 115 |
Мировые сборы: | $1 126 115 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 31 августа 1997 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 38 мин |
Лето 2024-го было насыщенным: тот же Материнский инстинкт смотрел, Тримей, Человека-обезьяну, Больницу Никербокер, классный сериал Вышибала, Чёрный ящик, отечественный ГДР, Позолоченный век, Террор весь, Падение империи, Марокканскую мафию, Звонок, сериал Ван Хельсинг, Триггер, Кибердеревню, Войну Фойла и не только. Тут у нас тоже что-то есть военное, послевоенное. Мужик в поезде встречает женщину с ребёнком. И начинается романтика. Но мужик какой-то непростой, с гнильцой (Но разве баба не чувствует такое сразу? Или интим всё бабье чутьё приглушает немного?). Мы смотрим историю почти как бы от лица ребёнка. И меня тут многое поражает.
Короче, я такое кино осматриваю с интересом и отторжением. Ну, просто внутреннее отторжение к таким персонажам, как главный герой у меня. Но интересно понять их мотивацию.
В остальном жёсткая социальная драма. Конечно, я её как-то уже вроде смотрел давно, но ничё не запомнил. На самом деле показательно. Ведь в реальной жизни такие персонажи именно такие: ничего хорошего о них не помним, плохое стараемся забыть. Плюс они, как и наш герой, своих жизненных попутчиков, пытаются сделать похожими на себя, в частности ворами и прочими некультурными личностями.
Злые люди обладают отчётливой харизмой, как это нам тот же Дисней не раз показывал в мультиках даже. У них есть своя жизненная идеология, которая часто копирует что-то хорошее, но в извращённом виде. Плюс они нацелены, как правило, на людей немощных в чём-то, как наша главная героиня, которая из-за войны пережила что-то невыносимое, став отщепенкой практически. Вот такой у нас Вор. Благо, встретив такого человека, многие потом осознают, кто это такие, и больше никогда с такими не якшаются, а иные всё-таки проявляют отчего-то...
...любовь к вору.
А вот это уже страшно.
4 ноября 2024
1952 год. Только-только завершилась Великая Отечественная Война. Многие лишились родных, близких, а кто-то и вовсе потерял частичку себя. Добавьте ещё и то, что на Сталинская эпоха ещё не прошла. Именно в таком мире приходиться жить, а точнее существовать, молодой маме Кате и её шестилетнему сыну Сане. Но вот появляется обаятельный красавец Толян. Харизмы хоть отбавляй, да ещё и военный. И к Саньку он, кажется, относиться, как отец. Сурово, но так, чтобы мальчик был способен постоять за себя. Живут, конечно, бедно, в малюсеньких коммуналках, но они хотя бы счастливы. Правда ведь?
Но как в реальном мире такие истории не обходятся без важных 'но', так и тут одна неприятная деталь может всё разрушить. Толян, оказывается, никакой не военный, а самый натуральный мошенник. Он ездит по всей стране и благодаря рисковым авантюрам грабит людей. Именно с этого момента всё становится не так однозначно. Действительно ли он любит Катю, или же он использует её как прикрытие, ибо жена да ещё и с сыном в придачу дают какую-никакую подстраховку? И правда ли он воспитывает Санька, или просто использует как подстилку? Или же в будущем Толян сделает из него сообщника, которого потом может кинуть в случае чего?
Благодаря этой неоднозначной составляющей фильм и интересно смотреть. Каждый из моментов может иметь за собой несколько смыслов и можно по-разному трактовать его действия. Герой может вызывать омерзение, сочувствие, а иногда даже и уважение, но всё зависит только от вашего восприятия. Искренние ли его слова, или же он опять ведёт двойную, а может и тройную игру? Конечно во многом это заслуга не только прекрасного сценария, но и актёрской игры Владимира Машкова. Для многих в последние годы он известен по одной и той же роли без хоть какого-то смена амплуа, но тогда он был весьма многогранен. И был достаточно профессионален, чтобы сыграть столь неоднозначного героя. Рискну даже сказать, что он вызывает те же эмоции, что и Тони Монтана, а это большущий комплимент.
Можно также порассуждать на тему символизма в фильме, а его тут можно найти. Очень кстати временем действия Вора была выбрана сталинская послевоенная эпоха. Тогда тоже было много воровства в разных смыслах этого слова. Как государство, так и отдельные личности могли своровать у простого народа многое. Кто-то грабил материально, а кто-то духовно, похищая целые годы жизни, а то и вовсе всю жизнь. То был один из самых трудных периодов для спокойной жизни советского гражданина, многие жили как могли, бывало, что и воровством. Но действия некоторых отдельных личностей это никак не оправдывало.
Но даже без рассмотрения аллегорий под микроскопом это просто сильное кино. И под конец уже никто не останется равнодушным после увиденного. Ты видишь мальчика, который рано лишился детства, лишился спокойной жизни из-за человека, ради которого он 'предал' погибшего на фронте отца. Под конец от обиды наворачиваются слёзы вместе с ним и ты понимаешь, насколько же Вор может небрежно похищать чужие жизни ради своих целей.
Это кино ни в коем случае нельзя советовать для лёгкого просмотра. Нужно быть готовым к тому, что оно не будет жалеть зрителя и покажет всю свою суровую драму, какая она есть. Оно с головой окунёт в жизнь тогдашних людей и покажет, чего они лишились. Бесспорно, отличный представитель российского кино, который не зря был номинирован на всевозможные награды, в том числе и Оскар, что говорит о многом.
9 мая 2023
Этот фильм принято хвалить и даже называть одной из лучших российских лент 1990-х гг. Причиной часто указывают хорошую актёрскую игру. Что-ж…
Если говорить об актёрах, то тут не поспоришь — все играют хорошо или как минимум неплохо, идёт ли речь о главных героях или второстепенных. Вор, которому посвящены события, является харизматичным персонажем. Разочарованный жизнью и привыкший добывать себе средства существования нечестным путём, он промышляет тем, чем может — ворует. То, что главный герой является скорее антигероем, выясняется не сразу, а только когда персонаж совершает первую кражу. Это довольно неожиданный сюжетный поворот, который стоит отметить позитивно. Но проблема в том, что начиная где-то с середины фильм постепенно начинает портиться.
Всё становится слишком мрачным. Понятно, что таким образом режиссёр отражает неспокойный дух десятилетия, то посыл о том, что в России было и будет всё плохо всегда, является слишком явным преувеличением. Когда эта мысль закрадывается в подсознание зрителя, возникает несогласие, особенно когда события переносятся на годы вперёд. Ухудшает положение то, что практически все персонажи «Вора» — невоспитанные и опустившиеся люди, у которых нет никаких надежд. Они пьют, шастают по вокзалам и чуть ли в грязи не валяются. Сторонники «правды» будут говорить, что такую тяжёлую жизнь надо освещать и обсуждать, вот только в фильме нет никакого подтекста, из которого можно было бы извлечь правильный урок. Мы просто видим, что всё плохо.
Довольно странным недостатком является операторская работа. На момент 1997 года у российских операторов уже имелись неплохие камеры, убедиться в этом позволяют хотя бы «Старые песни о главном». «Вор» же выглядит так, будто его снимали в 1950-е гг. И впечатления от такого визуала далеки от радостных. Какими бы хорошими ни были актёры, главным критерием успешности всё-таки является сценарий. И с ним, как вы уже понимаете, всё несладко.
В итоге «Вор» — очень перехваленная лента, которая оставляет запросы зрителей неудовлетворёнными. За вычетом, разве что, тех, которым хочется поностальгировать по самым мрачным периодам недавней истории. Повышаю оценку на один балл исключительно из-за актёрской игры.
2 из 10
11 ноября 2022
Таким вот вышел пронзительный и суровый 'Вор' - история человека, в чью жизнь вваливается в замызганных сапогах красавец-мужчина, остряк и силач, а по совместительству - сволочь и подонок.
Наконец-то (кхе-кхе, еще вон когда) кто-то взял, да и деконструировал к едрени фени образ романтика с большой дороги (которыми - красавцами и ловкачами - у нас полнятся онлайн-кинотеатры), показав, что за душой у таких романтиков одна только гниль и есть. За это Павлу Чухраю честь и хвала.
Еще честь и хвала Владимиру Машкову, который в те времена тщательно подходил как к выбору ролей, так и к их отыгрыванию. Его вор убедителен, объемен... да сложно вообще кого-то еще представить в этой роли, если честно. Гениально сыгран ребенком главный герой.
Мастерски - и точно, и страшно - передана атмосфера послевоенного бытия страны: водка, разруха и стервятники, не гнушающиеся втираться в доверие и оставлять ни с чем.
А особую глубину фильму придает вневременной сюжет о поиске отца и о чистоте детского сердца. Ребенок так нуждается в любви, что на десятилетия вперед помещает в самый святой уголок сердца даже того, кто и обманывал, и оскорблял, и приносил одни только несчастья. Широк человек. Митя бы, конечно, сузил, как мы знаем - но лучше не надо.
Великолепное кино.
18 сентября 2022
Вот есть такие фильмы, которые смотришь и думаешь: «Надо отдать должное съёмочной группе, качественно они смогли передать атмосферу прошлого. Верю! Верю!» И Станиславский откуда-то из неизведанных миров кивает так, одобрительно. Да. А есть такие, которые смотришь и думаешь: «Нет, этот фильм снят не сегодня! Это не 2012 год, не 1997 и даже не 1983. Передо мной на экране 1952 год, как он есть. Я в то время не жил, но я точно знаю — это оно! И вы будете мне рассказывать, что на самом деле это всего лишь съёмочная площадка, что здесь повсюду камеры, а на экране актёры из 1983, 1997, 2012 года?! Не верю! Не верю!» И Станиславский где-то в неизведанных мирах застыл с вытаращенными глазами и разинутым ртом, нервно перебирая на своей шее «бабочку»…
Единственный вопрос, лейтмотивом засевший в моей голове при просмотре фильма, можно сформулировать в общем виде следующим образом: «Как я, большой поклонник отборного российского кино конца 1990-х годов и настоящего времени, упустил из внимания этот шикарнейший фильм?!»
Непросто об этом фильме найти такие слова, которые не были бы сказаны ранее кем-то. Но ещё сложнее было в панике закрывать вкладку или переключать репортаж — лишь только случайно наткнёшься на обзор того самого фильма с Машковым и Мишей Филипчуком, чтобы даже по случайному кадру не испортить себе впечатление от интриги сюжета! Мне это удалось. Приступая к просмотру, я знал о сюжете не болье, чем сказано в аннотации — здесь, на страничке фильма на Кинопоиске.
Не стереотип. Психологический закон. Да просто факт. Женщины любят негодяев. Женщины любят тех, кто берёт своё. Женщины любят тех, кто за них решает и за них думает. И хотят того, что им прикажет хотеть мужчина. Мужчина. Мужик. Настоящий мужик. Крутой мегамачо, брутал, плохой парень, и прочие буквы греческого алфавита.
Ну что, милые дамы, красная дорожка уже расстелена! Перед вами Толян (персонаж Машкова). Секс-икона вне времени, к вашим услугам! Сейчас по команде все дружно кричим «Ура!» и с размаху подбрасываем в воздух чепчики. Другое бельё тоже сгодится, главное — закидывать как можно выше и визжать как можно восторженнее.
Забудьте сказку об электричке с принцем Гошей из «Москвы-слезам-не-верит». Добро пожаловать в вагон к Толяну! Как сказал персонаж совсем другого фильма, пожалуйста, «ешьте его с кашей!» Ради такого и сыночка можно отодвинуть в сторонку, чтобы не загораживал: «Санечка, гулять!»
Короче! Как на Таню Зайцеву из «Интердевочки», как на Илью Горюнова из «Текста», как на Ларису Викторовну из «Жестокого романса», как на любого киноидиота трагического образа хочется прямо, я не боюсь этого слова, плюнуть и сказать: «Нисколько не жалко!» (не мальчика, конечно, а мать). Хотя у неё, конечно, немножко более тяжёлая ситуация была изначально, чего уж там. Ей-то нечего было терять. Может быть, в постановке диагноза я и поспешен.
Но факт остаётся фактом. Толян. То, что она заслужила.
Конечно, в этом кино достаточно и других аспектов, но всё в других рецензиях сказано — зелёных и не очень. Чтоб читатель не упрекал меня в однобокой трактовке картины. Вообще, конечно, низковат у неё здесь рейтинг общественного мнения, низковат. На момент написания рецензии не дотягивает даже до 8 из 10. Чего стоит один только молодой Машков! И, конечно, мальчик — для меня он всегда был мальчиком из «Сироты казанской». Если мою рецензию вдруг читает кто-то, кто не знает фильма — здесь у него главная роль! Надо полагать, знакомство Михаила Филипчука с Владимиром Машковым по этому фильму и роль Демендеева в «Сироте казанской» — не случайное совпадение, а взаимосвязанные факты. Хотя я не знаю, какой фильм делали раньше, но думаю, в открытых источниках информацию можно найти.
Так и закругляю. Мечтал посмотреть этот фильм. Посмотрел. Удивлён, что дожил до двадцати шести лет и всё никак не смотрел.
10 из 10
P.S. Утрите слёзы. Толянов хватит на всех и на каждую. Не благодарите.
29 июня 2020
Я не берусь утверждать, что Чухрай хотел снять как Скорсезе, но все же мне кажется, что он хотел снять фильм с персонажем похожим на персонажей фильмов Скорсезе. Но все же, я думаю, у него это не получилось и вот несколько причин, почему я так считаю.
1. Вернемся к фильмам Скорсезе, рассмотрим такие его фильмы как «Таксист» 1976, «Король Комедии» 1982, «Славные парни» 1990 и Казино 1995. Главные персонажи его фильма, как мне кажется, в своем роде антагонисты, они ведут неправильный образ жизни, убивают, зарабатывают нелегальным способом, похищают людей и имеют кучу отрицательных черт. Но они имеют кодекс чести, у их поступков есть мотивы, они, делая выбор в конце фильма меняются как персонажи, чем завоевывают мою симпатию. Толян же, в свою очередь — обычный вор, ничем не привлекающий, он ворует у обычных людей, хотя я не чувствую его финансовую потребность в этом, он не ворует потому-что ему нечего есть или негде спать, он скорее ворует от признаков клептомании. К тому же он бьёт свою женщину, прививает пасынку маниакальные черты, уча его блатным понятиям, хотя мальчику нет и семи лет. Не один поступок не раскрывает его с положительной стороны.
2. Ни один персонаж никак не меняется. Вор остается вором, мать Саши остаётся такой же бесхребетной как и была. Саня все же совершает поступок к концу фильма, но он ничего не меняет в нём, он все так же остаётся, словно шавка, невзерая на все унижения со стороны Толяна, ему преданным и любить его.
Помимо попыток поиграть в Скорсезе фильм написан очень плохо, сыграно отвратно, операторская работа никчемна и это самый главный минус фильма, ведь есть фильмы с плохими сценариями, но от просмотра их не тошно, так как приятно смотреть на красивую картинку, фильм «вор» же вообще не хочется смотреть, точнее пересматривать.
1 из 10
На этом у меня всё, жду ваших комментариев.
4 марта 2020
В детстве, каждый год, 9 мая, по телевизору, после минуты молчания показывали этот фильм. Он прочно ассоциируется у меня с этим замечательным праздником, и сразу вспоминается песня «Эх, дороги».
Сюжет очень интересный и вот совсем непредсказуемый, ну Чухрай по-другому и не умеет.
Непростые судьбы людей в послевоенное время, неразбериха в стране, каждый пытается найти способ жить, и кроме того, жить хорошо.
Женщина с мальчиком получает сильного мужчину, мужчина получает отличное прикрытие, хорошо всем, до определенного момента. Но когда момент настает, уже поздно, для всех-но в разное время, и по-разному больно и тяжело.
Раскрываются основные качества людей, кто-то использовал и выбросил, кто-то не смог справится с этим, кто-то пронес любовь к человеку сквозь годы.
Один из лучших фильмов, про послевоенное время.
10 мая 2019
Потрясающий фильм с яркими эротическими сценами и красотой духовного состояния актёров. Блестящая Екатерина Редникова, мужественный Машков, умнейший Миша Филипчук — режиссёр не прогадал, а выиграл. Не совсем хорошее качество картинки спецально было пущено в прокат для аллюзии с военным временем. Фильм прекрасен по драматизму и сюжетному изложению.
Всё довольно просто: молодая вдова с ребёнком на руках находит бравого офицера в поезде, который использует шинель только для маскировки. Для него культ личности — сама жизнь, в которой он себя этой личностью чувствует. Ему можно делать то, что он делал всегда. Возмездие всё равно настигнет его. А рядом будет взрослый Мишка, уже оставшийся сиротой. Только Толян его уже не услышит.
10 из 10
9 января 2019
Знаете, чернуха — это не мой жанр. Не люблю я фильмы, в которых всегда пасмурная погода, серые, холодные тона и угрюмые лица, и много человеческого горя. Не хочется портить себе настроение.
«Вор» Павла Чухрая — это тоже чернуха. Но отчего же мне фильм так понравился? Что я даже пересматривал его не раз?
Во-первых, великолепный подбор актёров. Здесь не играют — здесь живут! Здесь всё настоящее. Никто не переигрывает. Дети — просто великолепны! Особенно Миша Филипчук, его большие голубые глаза без слов всё говорят. Катя — такая типичная русская баба, которую бог наградил привлекательной внешностью, но на чью долю выпало немало страданий. Толян Машкова — с первых кадров видно, что это бандит, даже когда он ещё не успел произнести «Ну что, фраерок?». Никакой мундир, никакие погоды не прикрывают его истиной сущности. А как он поёт блатным голосом «Эх дороги!». А чего стоят жильцы одной из коммунальных квартир? И алкоголичка, которая может «на баяне выучить», и баба Таня Лидии Савченко, и хромая, но симпатичная девочка-соседка, и евреи-бухгалтеры. Все — как будто и живут в той непростой эпохе.
Во-вторых, это чернуха, но это светлая чернуха! Бывает и такая. Всё время есть какая-то надежда. Вот маленький Саня увидел море. Вот он научился за себя постоять. Все люди, которые им разрешали пожить у себя — добрые и светлые. В конце фильма мы видим, как уже стареющий Саня сумел остаться хорошим человеком и не превратиться в морального урода, подобного Толяну, несмотря на всё пережитое. Как он не бросил наших женщин и детей в осаждённом Грозном. Он остался хорошим человеком, даже не смотря на то, что сам совершил греховное деяние — убил человека! Хоть это и был человек, который сломал ему всю жизнь.
Несмотря на то, что фильм повествует о послевоенной эпохе, о сталинском времени, о том, что не смотря на репрессии и зачистки, преступность процветала, снят он в духе лихих 90-х. Он даже в чём-то отражает и эту эпоху. Такая же разруха, те же воровские понятия, пришедшие из мест не столь отдалённых в обычный быт людей. И те же добрые, светлые люди, которые остаются такими, не смотря ни на что. И нередко становятся жертвами таких, как Толян. И всё равно — надежда! На то, что скоро всё закончится, и станет хоть немного легче.
14 марта 2018
Являясь преданной поклонницей творчества Машкова, давно собиралась посмотреть этот фильм. И вот дошла до него. Что сказать… фильм великолепный! Всё-таки старые фильмы это сила. Жаль, что нет награды от Оскара.
Всё-таки Владимир мастер перевоплощения. Любой фильм, который смотришь с его участием, проживаешь всем нутром, переживаешь за героя, ненавидишь или жалеешь. В этом фильме я испытала все эти чувства. Вроде и вор он, и на Катю руку поднимал, и с Саней порой был чересчур строг, а всё равно до последнего оправдываешь этого героя. И даже жалко мне его было, когда Саня выстрелил. Хотя это было заслуженно.
Многие спорят, любил ли Толян Катю. Мне кажется нет потому, что если бы любил по-настоящему, то помнил, пытался найти, узнать. А он даже не знал жива ли она… И всё, что у него запомнилось про неё это «В поезде дала».
Катю показали, как преданную женщину, способную любить и простить всё. За это отдельное спасибо ей. Сыграно отлично! Хотя, многие сейчас скажут, что это банальная бесхарактерность и детская наивность. Но на мой взгляд это и есть настоящая любовь.
Михаил Филипчук… всегда с натяжкой отношусь к детям актёрам. Но этот мальчик затмил моё сердце. Не удержалась и разревелась, когда он бежал за машиной… какая сцена! Разве можно было забыть этого чудесного, искреннего мальчугана?!
В общем, всем рекомендую к просмотру. Лишний раз влюбитесь в Актёрскую игру Машкова и захотите посмотреть другие фильмы с его участием.
Ставлю 10 из 10 за всё: за актёрский состав и потрясающую игру, за саму историю, за музыку, которая звучит в фильме.
16 апреля 2017
Не знаю почему но при просмотре русского кино, всегда возникает странно чувство отторжения, даже когда показывают сносные сцены. Такое чувство возникает обычно при словах человека который когда-то предал, слукавили и много болтает лишнего, то есть заранее ждешь чего-то подлого и относишься с недоверием к каждому слову.
Кинокартина Павла Чухрая не совсем относится к этим чувствам но стоит в опасной близости. Я много чего слышал хорошего о ней, и подходил к просмотру с самыми приятными мыслями.
Начнем со сценария, написан неплохо, операторская работа, монтаж и флешбэки неплохи. Актеры подобраны фактурные чего стоит Владимир Машков, вылитый уголовник же. Так же вылитый и военный конечно, в общем актер способный с иронией.
Но спустя пятнадцать минут фильма ты начинаешь считать сколько постельных сцен было, я насчитал целых четыре, за повторюсь пятнадцать минут.
Главная героиня напоминает «потасканную» извините простушку себе на уме, которая при собственном сыне не прочь предаться телесным утехам. На протяжении всего действия ей ни раз придется выбирать и она окончательно подорвет веру в образ русской женщины, думаю никто из вас не хотел ы себе такую мать.
Главный герой в исполнении Машкова, редкий рецидивист не пренебрегающий не только регулярными кражами но и домашним насилием, в купе с отцовской псевдо моралью. И третий персонаж довольно забавно сыгранный талантливым, но увы забросившим актерскую карьеру Мишей Филлипчуком. Так вот он единственный кто вызывает теплые чувства, первое время конечно. Но эпилог его истории все портит, может и людей с собой из боевой точки забрать, а может две минуты плакать над нищим, а когда узнает что это не тот человек спокойно отталкивает умершего и уходит.
Кроме любви к постельным сценам, режиссер добавит в коллекцию мальчика страдающего энурезом, голых мужиков в бане с совершенно излишними подробностями. Так же вас ждут женские персонажи глядя на которых становится стыдно, все кругом изменяют и продаются за копейку.
Так же глядя на фильм, я уяснил одну вещь, некий рецепт как делать русское кино в надежде на успех. Все действие сопровождается сомнительными поступками, неоправданной мотивацией, и в конце вам показывают отличную, но сиюминутную полную трагизма сцену. Как в «Утомленных солнцем», хотя картина «Вор» несомненно выигрывает у первого.
6 из 10
2 марта 2017
Душа болит после просмотра фильма. За всех троих главных героев и за жизнь вообще — какая она всё таки трудная и каков человек в ней — очень уязвим.
Актёры сыграли замечательно, Владимир Машков перевоплощается во всех работах прекрасно, просто проживаешь с ним вместе все эти истории как свои.
Этот фильм драматичен и коротко, но точно передаёт чувства мальчика какие запали ему в душу в детстве и не покинули его во взрослой жизни. Как он всегда скучал за мужским плечом — сильным и любящим его и так и не обрёл этого плеча…
Какая преданная женщина — сколько терпела, а не могла расстаться. Почему же Толик так и не понял что это Великое Счастье в жизни — иметь рядом такую женщину?
И расстроил спокойную жизнь этой маленькой семьи — мамы и сына. Порядочных и добрых людей…
Мужчины когда смотрят этот фильм пускай не забывают, что они сильнее и когда их сила добрая — это счастье и его, а злая — только разрушение душ которые рядом, а в итоге — и своей…
Очень поучительный с точки зрения психологии фильм.
Аплодирую всем — создателям и актёрам этого фильма, Спасибо!
7 мая 2016
Родителей не выбирают. Судьба маленького Сани протянулась размытой дождями просёлочной дорогой по городам и весям обездоленной войной России. Ни кола ни двора — только мать, снова собирающая чемоданы, снова спешащая на поезд, снова о чём-то горько вздыхающая. Отсутствие пресловутого женского счастья (того самого — был бы милый рядом) непонятно пятилетнему мальчугану. Понятно только, что дядю Толю, от которого так вкусно пахло шипром на весь вагон, теперь надо называть папой. А другому, настоящему, вернувшемуся с войны призраком в солдатской шинели, остается лишь совестно смотреть в глаза…
Имея в основе своей пошлейшую бытовую историю, «Вор» с первых кадров берет не за сердце, а за горло. Хлебнувшая горя мать-одиночка, падкая на любое — даже самое иллюзорное — обещание счастья, образ не просто знакомый, но архетипический для нашего общества. Исторический период и название страны при этом не имеют абсолютно никакого значения. Лишённые опоры то ли из-за войны, то ли из-за пьянства и безответственности «сильного пола», такие женщины всегда вызывают смешанное чувство стыда и жалости. Ведя повествование от лица своего самого юного персонажа, режиссер не позволяет предъявлять к овдовевшей Кате никакие моральные требования. Она просто мама, самая добрая, самая красивая, самая родная. И страшно, когда кажется, что дядя Толя душит ее подушкой; и радостно, когда она смеется и танцует в новом доме…
Надежда, вспыхнув огоньком в глазах одинокой, неприкаянной женщины, передаётся — словно по невидимой пуповине — и её сыну. Слишком легко поддаться брутальному обаянию случайного попутчика: офицерская форма («Военные — люди надёжные!»), самокрутка, небрежно зажатая в зубах, твёрдый взгляд и уверенный тон. Сила, исходящая от персонажа, трактуется не иначе, как способность защитить. Катя видит в мужчине надёжную опору, Саня — модель поведения. Но если женщина готова безрассудно отдаться внезапно вспыхнувшей страсти, то ребёнок интуитивно чувствует подвох… Истинная сущность Толяна вынесена в название фильма, однако, знание это нисколько не умаляет тёмной притягательности образа. Так непринуждённо сыгранный Владимиром Машковым, этот псевдо-офицер, псевдо-отец до финальных титров не желает превращаться в гнусного домашнего вора. Железной проволокой последней надежды обвивает он отчаявшиеся сердца, кидает кости изголодавшимся собакам. Нет выбора ни у Кати, ни у Сани, ни у зрителя: Толян — спаситель, пусть и уголовник. И остаётся только идти за ним, покорно склонив голову, и верить, что, может, обойдётся…
А ты готов вдыхать её до головокруженья,
Гореть в её аду до полного самосожженья…
Снятый в так называемые «лихие девяностые», фильм Павла Чухрая — один из лучших портретов эпохи, проступающий обманчивыми контурами чернушной истории в сознании обывателей. В то, что события фильма происходят в 1956-м году, не веришь ни разу. Блатной жаргон («фраерок») и общий уровень диалогов звучат куда громче затянутой в вагоне поезда «Эх, дороги…» и мимоходом брошенной в начале картины исторической даты. Даже имена героев вызывают вопросы: Катя — вместо Катерины, баба Таня — вместо Татьяны Павловны, Толян — вместо Анатолия. Вор, сыгранный Машковым, по психологическому типажу — тот самый браток, что и на зоне побывал, и бритву в зубах держать научился, и Сталина (главного «пахана») на груди наколол. Наконец, все второстепенные персонажи — продажные, мелкие души, по умолчанию славящие вождя, но заботящиеся лишь о своей линяющей шкуре.
Обусловленный режиссёрской небрежностью или недостаточным бюджетом, подобный рассинхрон с изображаемой эпохой лишь сильнее давит на больное место. Говоря со зрителем на знакомом языке, Чухрай вызывает чувства раньше, чем мысли. Безотцовщина, неприкаянность, страх, текущие горячие мочой по трясущимся ногам. Обречённая, слепая надежда, хватающаяся за то единственное, что посылает судьба. Резкое «Папка, родненький!», вьющееся клубами горячего дыхания на морозе, предательски вырвавшееся… да так и оставшееся навсегда.
И в этой тишине под скрип разбитой двери
Звучит далёкий колокол твоей потери…
Советский Союз — что отец, не вернувшийся с войны. Чёрно-белый призрак в солдатской шинели, машущий платком с перрона рассыпающихся в пыль книг и газет. Стал ли бы он нам хорошим примером, любил ли бы родину-мать так искренно, так нежно — мы никогда не узнаем. Время неумолимо унесло нас по рельсам истории, подсадив в вагон сомнительные авторитеты и беспробудное пьянство. Страна на изломе девяностых — что Толян: восхищающий, пугающий и жалкий одновременно. Вор в чужом обличии, крадущий не только нажитое добро, но и утаскивающий в грубом холщовом мешке сердца людей. Бандит, пускающий пыль в глаза, чтобы потом бросить туда солью. Но страшно то, что сиротливый русский народ — под стать Кате и Сане — рад был обмануться. Полюбил по-настоящему, сквозь боль, навзрыд. Как борозду в памяти. Как родину, которую не выбирают.
21 декабря 2015
Ну а товарищи, понятное дело, «уши развесили, встали в хоровод». Как следствие — очередная партия нехитрых в большинстве своем трофеев, которые, к слову, надо еще как-то где-то сбыть.
Что тут скажешь… В. Машков, безусловно, сильный образ создал — это понятно. И форма ему к лицу, и выправка у его героя подобающая, и речи свои незамысловатые произносит он с пугающей убежденностью. В собственной правоте. Однако убежденность, к счастью, еще никому не гарантирует убедительности. И потому человек адекватный ничего кроме презрения к упырю, самоутверждающемуся посредством установления режима личной диктатуры над заведомо слабыми испытывать, как мне думается, не может.
Следовательно, еще меньшего уважения и понимания в глазах такого человека заслуживают те, кто поддается не силе (ибо сие было бы вполне понятно и естественно), но тому, что в подобных случаях принято именовать отрицательным обаянием. Ибо единственной допустимой ассоциацией со словом «вор» у лица здравомыслящего может и должна быть лишь короткая, но емкая сентенция, по возможности максимально приближенная к «категорическому императиву» Глеба Жеглова: «должен сидеть в тюрьме!»
В данном же случае вниманию зрителя предлагается история очередной (на сей раз — в исполнении Е. Редниковой) «половой тряпки» и ее сына. Сына, преданного матерью и (не исключаю тут закономерности, что характерно), в свою очередь, также предавшего. Причем, насколько я понимаю, дважды: отца родного и «отца», обретенного в лице трусливого шакала Толяна. Однако сложно проникнуться искренним сочувствием к подобной компании…
Поэтому фильм этот эмоции если и вызывает, то исключительно поверхностные, сиюминутные. Ибо, на самом деле, сыграно очень хорошо, и сохранять абсолютную невозмутимость, скажем, в эпизоде с ножом («Бей! А не то я ударю!») — ну, нереально, чего уж там. Но стоит лишь на минуту задуматься о том, почему герои ведут себя именно так, а не иначе… И трагедия уступает место фарсу. Эдакой, знаете ли, крысиной возне в грязи, от которой просто хочется держаться подальше, ибо правых там нет, а виноваты разом все и в отдельности каждый. Мерзко.
В общем, не дайте себя обмануть — таков мой совет тем, кто решит посмотреть этот фильм. Качественная форма еще не означает аналогичного содержания.
6 из 10
9 мая 2015
«Вор» — сильнейшая наша драма и гордость нашего российского кинематографа. Фильм очень сильный, а его историю забыть невозможно. Режиссеру и сценаристу Павлу Чухрай надо отдать должное. Он снял потрясающий фильм, который может смело стоять рядом с зарубежными, сильными драмами. Фильм снят качественно. Сценарий поражает. Актеры играли чисто. Финал забыть нельзя. Фильм получился сильнейшей, жизненной историей.
Мы видим, как молодая мама и ее сын встретили одного военного. Женщина влюбилась в него, и они стали жить втроем. Загадочный военный становится папой для мальчика, но герой совсем непростой человек, и скоро выясняется, что он не военный, а обыкновенный вор…
С детства знаю, что Владимир Машков действительно талантливый актер. Он играет очень разные роли, и в каждого своего персонажа вживается на сто процентов. Игра его чистая и воодушевленная. Я уважаю этого актера, и хотелось бы, чтобы в нашем кинематографе как можно больше было таких серьезных и талантливых актеров. Екатерина Редникова исполнила женскую роль в этой драме. Именно после этого фильма мне актриса и запомнилась. Она играла чувственно и жизненно, и ее героиню мне было очень жаль. Момент после ее смерти с мальчиком смотрится на слезах. Как же прекрасно и восхитительно сыграл на тот момент юный Михаил Филипчук. Этот мальчик играл невероятно трогательно и чисто, даже и не подумаешь, что он играет, как будто все было на самом деле.
Эта драма выходит на мировой уровень, и было очень приятно, что ее номинировали на премию Оскар, как лучший иностранный фильм. «Вор» — история жизни, историю боли, историю глазами маленького мальчика. Потрясающая драма. Спасибо режиссеру за то, что в нашем кинематографе есть стоящее кино.
9 из 10
24 декабря 2014
Фильм реалистично показывает мрачную советскую и перестроечную действительность. На этом фоне разыгрывается драма, основной стержень которой — проблема отцов и детей. Главный герой, мальчик, от имени которого ведется повествование, не имеет отца, он его даже никогда не видел. Однако ему часто грезится силуэт его отца. И вот, после того, как его мать встречается с вором, становится интересно наблюдать за эволюцией отношений между мальчиком и его временным отцом, который воспитывает его «по понятиям». Самое интересное происходит в конце, но я не могу писать об этом, потому что спойлерить — нехорошо. Как бы то ни было, замечательный финал прекрасно иллюстрирует то, что детская психика — очень хрупкая вещь, и демонстрирует, к каким серьезным последствиям могут привести трагические события в детстве, как сильно они могут покорежить характер и судьбу человека.
Актерская игра, режиссерская работа — все на высоком уровне.
11 июня 2014
История молодой вдовы и её шестилетнего сына, повстречавших однажды в поезде офицера Красной Армии, переносит зрителя в далёкий 1952-й год, с его неотлаженным бытом и нестабильной жизнью. Тогда любая мать-одиночка много бы отдала за то, чтобы просто опереться на сильное мужское плечо. Именно такой надеждой и опорой для Катерины и Саньки обещает стать танкист Толян. И ради этого нечаянно свалившегося счастья Катерина, истосковавшаяся после гибели супруга по мужской ласке, готова покорно сносить и грубость Толяна, и ревность Саньки.
Но эта маленькая плата за право иметь полноценную семью обретает вдруг размеры непомерного груза: на самом деле Толян оказывается вовсе не демобилизованным капитаном, за которого себя выдавал, а всего лишь обычным квартирным вором. Благодаря семейному прикрытию и ладно сидящей офицерской форме, он запросто входит в доверие к людям, и всякий раз с выгодой для себя пользуется человеческим расположением. Но любовь, пустившая корни, готова смириться даже с таким предательством…
Павел Чухрай, долгие годы находившийся в тени славы своего отца, разменяв шестой десяток, снял свой самый личный и самый лучший (во всяком случае, на тот момент) фильм, сразу же выведший его в первый ряд российской режиссуры. В каком-то смысле ему удалось реанимировать, стремительно и, казалось, уже окончательно утраченные народные или, если хотите, «национально-родовые» традиции советского кино, заложенные предыдущими поколениями, в том числе лентами Чухрая-старшего, — «Баллада о солдате» (1959) и «Чистое небо» (1961).
Хотя с таким же успехом в «Воре» можно обнаружить перекличку с итальянским неореализмом — от «Похитителей велосипедов» (1948) до «Ночей Кабирии» (1957), пусть формально эта лента Феллини и не относится к данному течению. Неслучайно именно на фестивале в Венеции, где «Вор» был представлен в конкурсе, картина имела оглушительный успех, причём в равной мере — у критиков, зрителей и жюри.
Поэтому после перестроечной чернухи и постмодернистских изысков молодого российского кино простая история (которую любители всё структурировать классифицировали как «нео-неоретро»), поведанная Чухраем-младшим, представлялась наиболее перспективным выходом из идейного, творческого и экономического кризиса нашего кино. А по результатам мирового проката российских фильмов в 1990-е годы «Вор» оказался на втором месте (при бюджете $2 млн., касса мирового проката составила $2,8 млн.), уступив только «Сибирскому цирюльнику» (бюджет — $42 млн., касса мирового проката — $7 млн.).
17 апреля 2014
Российский фильм Вор вышедший в прокат в 1997 году достаточно быстро полюбился мне, тогда мне было всего 10 лет, полюбился прежде всего благодаря бесподобной актёрской игре Владимира Машкова, Екатерины Редниковой и конечно тот драматизм, который показан в фильме Павла Чухрая.
Действие фильма происходит в 50-х годах 20 века, Павел Чухрай отлично передаёт нравы и атмосферу того времени, смотришь фильм и словно погружаешься в то время, переживаешь за мальчика Саню, которому всего 6 лет и он живёт в очень трудных условиях, мать старается дать мальчику всё самое лучшее, что у неё есть, но бедность и разные обстоятельства не дают ей полностью позаботиться о сыне.
Считаю это кино одной из лучших работ Павла Чухрая, он вложил всю душу и всё самое лучшее в этот фильм, недостатки конечно найти можно в любой ленте, я просто не перестаю восхищаться этим фильмом, ведь умеют же снимать, когда хотят и сделано это с большой душой и с сердцем.
Очень понравилось, что в фильме показано как мальчик Санька проходит путь из детства и заканчивает уже будучи в очень солидном возрасте, через что ему приходится пройти, через смерть родных и близких, через предательство и лицемерие, через боль и много чего другого.
Владимир Машков, потрясающая роль, сыграл вора и лицемера, который жил в своё удовольствие и жил для себя. Вор, лицемер, можно найти не мало слов для описания этого персонажа. Хотя не назову абсолютно отрицательным персонажем, таких как он можно немало встретить в реальной жизни, чем кино цепляет так это реалистичностью происходящего. Очень понравился момент, когда Толя учил защищаться молодого Санька, жизненно очень было показано.
Екатерина Редникова, её героиню очень жаль, и даже не из-за того, что конец печальный у неё, её жаль на протяжении всего фильма, она одна с ребёнком, ей очень трудно, помощи ждать не откуда, но она всё равно находит в себе силы, чтобы выжить в трудное время. Её отношения с Толей были своеобразными, для него она была наверно только страстью, так как он жил для себя. Любила ли она его? Думаю, что любила.
Такое любимое и драматичное кино за которое не стыдно
10 из 10
P.S. Ты отомстишь за отца, сынок?
21 марта 2014
Незадолго после выхода фильма на прилавках видеокиосков, появилось его лицензионное издание, в (раритетном ныне) формате VHS. Кассету купил отец, и волею судеб, (и не только их) я, несмотря на свои неполные 8 лет, был допущен к просмотру. Честно сказать, глубже всего у меня в памяти отпечатались именно сцены (несмотря на тщетные попытки их от меня скрыть) грубости, насилия и страсти, которые (поправьте, если я ошибаюсь) почему-то всегда удаются в российском кино лучше всех остальных.
Откровенно говоря, я был несколько выбит из колей, выброшен из привычного мира волшебно-сказочного, услаждающего зрение голливудского кинематографа, и поражен самим фактом существования чего-то от него отличного. В те «тяжелые» времена такой фильм как «Вор» являлся настоящим подвигом, ударом, криком, свидетельствующим о жизнедеятельности российского кино и его способности трезво смотреть на вещи.
Многие видят в фильме дополнительный политический подтекст и, таким образом, двойное дно. Если так судить, то история Саньки приобретает совершенно иной характер и глубокий смысл. Это уже не история ограбления коммунальной квартиры форточником с подложным офицерским званием и его невольным «напарником» в лице 7-летнего парнишки, а развернутая притча о падении целого государства, оставшегося без отца-вождя. Действительно, с этими людьми трудно не согласиться, ведь фильм буквально дышит аллегориями и скрытыми символами. Так, например, уже в первой сцене — женщина (Родина-мать) рожает прямо посреди поля (безграничной русской земли), а за всей этой сценой наблюдает призрак отца (Бога, вождя) новорожденного мальчика (народа). Впоследствии он будет регулярно являться парню при тех или иных обстоятельствах вплоть до той поры, когда последний предаст его.
Именно с этого предательства не самого отца, но памяти о нем и начинается «другая» жизнь Саньки. Назвав папкой Толяна — вора, рецидивиста, лицедея, шулера и просто блудного сына своей отчизны…он и сам становится таким блудным сыном, разорвав какую-то тончайшую нить, связывавшую его с отцом. А ведь на ней держится все. Причины, побудившие Саньку убить Толяна, с трудом поддаются анализу и описанию. Никакой «Эдипов комплекс» здесь не поможет. С этого момента главного героя можно уподобить разве что броуновской частице, беспорядочно движущейся в безвоздушном социальном пространстве современного мира, в котором «все-дозволено», а страдания и убийства — вполне будничные явления.
По-моему, самым привлекательным героем для публики всегда был и будет — авантюрист. И Машков в роли статного, рослого, решительного, мужественного, хитрого обманщика, конечно, обольстил и очаровал зрителей своей харизмой. А ведь в данном случае, сыграть роль Толяна было не так-то просто: с одной стороны грозило фальшивое подражание О. Бендеру, с другой — зверь, живущий по законам стаи, безнравственный, беспощадный и жестокий. Но Машков сыграл именно так, что вышел, в общем-то, бродяга-романтик, но умеющий и «с волками жить и по-волчьи выть»…Ну а что же Санька? Несчастный, оставшийся «один во всем мире». Он оказался прикован к кресту, гораздо более ужасному и абсурдному, чем тот на котором висел Иисус, уверенный в существовании Бога-отца. Но скитания его подходят к завершению… в то время как на свет уже появляется новый герой… судьба которого, наверняка, сложится не иначе, чем Санькина.
31 августа 2013
В этом фильме присутствует очень много сцен наполненных эмоционально. И эмоции эти не связанные с радостью либо весельем. Очень многогранный фильм и позволяет взглянуть на ситуацию от лица каждого главного персонажа которых играют актеры. Актеры великолепно передают своего персонажа зрителю. Персонажа с непростой жизненной ситуацией, которая сложилась в послевоенном Советском Союзе. В фильме нет жизнерадостных сцен, так как это однозначно жанр драмы. И именно поэтому зритель полностью погружается в эту атмосферу драматичности текущей жизни.
Очень порадовало то, что в России 1997 году смогли снять такой фильм, который выдавит из зрителя слезу откровенностью и искренностью своих сцен. То что режиссер прочувствовал это все и грамотно поставил. А актеры смотрятся так, как будто их персонажи и есть они сами. Со всей сложностью их бытия и тем что их связывает между собой. Невозможно посмотреть это кино и остаться равнодушным.
10 из 10
8 мая 2013
Вор. При звучании данного слова, невольно вспоминается легендарная фраза Глеб Егорыча — «Вор должен сидеть в тюрьме!». Павел Чухрай, играя этой незамысловатой характеристикой персонажа Машкова, проводит поучительную, полную страданий и лишений линию судьбы другого героя, мальчика, рано познавшего безотцовщину — одну из злободневневных тем послевоенного устройства нашего гражданского общества.
Одним из основополагающих факторов при просмотре подобных, душераздирающих фильмов, а отечественных (требования естественно выше, так как своё — родное) так в особенности, для меня является наличие нерва в повествовании. Жалобные глаза маленького Сашки, так покорно называвшего Толяна — дядей Толей, отчётливо проносятся мимо и не дают покоя. Горе одинокой матери, думающей только об одном — об отце для своего родного сынишки. Как же много одиноких сердец затронула картина, как много выстрадали наши женщины, страшно представить..
Вор, фильм из той категории, про которые сложно писать, здесь нет спецэффектов, нет каких либо подводных сюжетных линий. Всё просто, и одновременно сложно. Ведь Толян, это отражение целого пласта послевоенных лет — воровство и беспредел на улицах, хаос и разруха. Но выживали несмотря ни на что, и закалялся характер вот таких вот маленьких Саньков, ставших впоследствии кто кем: кто врачом, а кто военным, и сохранивших в себе остатки человечности..
Хотел бы отметить прекрасное воссоздание атмосферы и быта тех лет — окружение, фразы, музыка, казалось бы мелочи, но из таких вот мелочей и складывается то восприятие, которое вкладывал режиссер в своё творение.
Актёрская игра не отстаёт от режиссуры.
Машков, обладая в не съёмочных рамок довольно неуживчивым характером, довольно убедительно смотрится в роли одинокого волка с большой дороги. Он настоящий, знающий законы этого сурового мира. Толян намерен сделать из сопливого паренька мужчину — «всегда давай сдачи». Общая беда того поколения — неустроенность, плывя по жизненному пути без чётких ориентиров, по той или иной причине, не у всех находятся надёжные места для причала, кого-то жизнь безжалостно выбрасывает на улицу..
Екатерина Редникова также неплохо справилась с ролью одинокой матери, пара с Машковым вышла довольно гармонично.
Подводя некую черту, хочется отметить, что картина Чухрая, подлинно русская картина, одна из немногих, которой хочется сказать «Верю»!
8 из 10
22 апреля 2013
На фильм наткнулся случайно на ночном ТВ. Смотреть начал засыпая…а закончил просмотр со слезами на глазах.
«Вор»-это не просто фильм о тяжелой судьбе, которую прожил главный герой. Это не просто фильм о невзгодах и лишениях послевоенного СССР. Это фильм о нашей русской судьбе, о нашей боли, о том как была есть и будет устроена наша страна. Ушел из жизни Сталин, пролетели десятилетия. А вокруг все те же Сани- дети, которые ни в чем не виноваты, но которые родились в бедной семье, и хлебают горюшка полной ложкой. Все те же Толяны, подонки, идущие по головам, для которых не существует любовь- есть только деньги. И все те же Кати, с невероятной природной красотой, чистые…наивные., любящие преданно и беззаветно.
Уголовник Толян. Его полюбила всем сердцем прекрасная русская девушка Катя. За таких как она нужно биться насмерть и защищать до последнего дыхания. Ее сын, не видевший родного отца, называет Толяна папкой. А для матерого вора- она всего лишь баба, которая « дала в поезде». Любить бы Кате доброго честного паренька- но любовь зла.
В этом вся Россия. Россия, которую любят и ненавидят одновременно. И героиня блистательной Екатерины Редниковой — как олицетворение нашей страны.
Этот фильм получил признание не только в нашей стране но и за рубежом. А главные герои в исполнение Екатерины Редниковой, Владимира Машкова и Михаила Филипчука не просто сыграли жизнь- они жили на экране.
Я не поставлю оценку этому фильму. Слезы души нельзя измерить.
2 марта 2013
«Сколько веры и лесу повалено,
Сколь изведано горя и трасс.
А на левой груди — профиль Сталина,
А на правой — Маринка анфас»
Владимир Высоцкий
Думаю, совершенно глупо винить американскую киноакадемию в том, что «Оскар» за 1997 год ушел не в пользу отечественного «Вора». Было бы удивительно, если американцы вообще смогли бы углядеть всю сложность и неоднозначность этой ленты и судьбы ее героев, в контексте нашей послевоенной истории, за исключением мелодраматической и трагической основной сюжетной линии, заключавшейся в любви вдовы Кати к вору-рецидивисту Толяну. Более того, концовкой и закадровым голосом повзрослевшего сына Кати режиссер Павел Чухрай намекает на то, что эта история и не самая важная часть фильма, а всего лишь затянувшийся и детально показанный трамплин, служащий для понимания реальность настоящего времени (90-ых, в которых снят фильм). И именно поэтому, в конце картины произойдет грубое, но необходимое развенчание культа личности Толяна (все аллюзии со Сталиным приветствуются!), ведь в последние годы жизни Кати, для нее с сыном он стал настоящим мужем и отцом (ни тем, ни другим, формально не являясь). Именно потому, что преступник, живущий сегодняшним днем и любящий свой образ жизни никогда не сможет стать чем-то большим в человеческой системе ценностей, чем пьяницей в компании нищих собутыльников и старым бомжом, разваливающимся на глазах, от одного прикосновения. Но это не нравоучительная мораль, а горечь, пронесшаяся через поколения, где на закоулках спокойного обывательского существования были и остаются воровство, голод, детдомы, тюрьмы, войны и репрессии.
В самом начале, и на протяжении всего фильма Чухрай часто сопоставляет образ военного в лице неизвестного отца мальчика и грубого вора в лице Толяна в исполнении Владимира Машкова. И солдат, и вор представляется в фильме человеком сильным, храбрым, уверенным и настойчивым, а потому первыми сценами допускается путаница, потому что Толян выдает себя за военного. Но зритель, а за ним гражданская жена, и маленький мальчик разберутся, что же не так в образе этого статного капитана: слишком уж часто проскальзывает тюремный жаргон в его речи, бросаются в глаза татуировки, а скрываться приходится чаще, чем сверкать мундиром. Этот образ Коляна краеугольный камень фильма, постоянно скачущий в лице мальчика и матери от симпатии, до неприязни. Колян не прочь воздействовать на умы людей теми средствами, что дал ему мнимый «отец» — товарищ Сталин, обманывая ложной добротой и запугивая неугодных, чтоб «другие боялись». Перевоплощение Кати очень показательно, ведь будучи воспитанной в традициях Советского Союза она не может представить, что рядом с ней вор. Но, вот, спустя время, она уже не уедет на поезде, а пойдет обивать пороги участков и тюрем, чтобы хоть еще раз увидеть своего любимого — ей уже не нужен хороший и честный муж; ей нужен этот самый рецидивист, которого нельзя идеологически оправдать, как политических заключенных того времени, или, как ранее, декабристов, с чьими женами она ассоциируется. В этом плане «Вор» потрясающ потому, что романтика и мелодраматизм, которые присутствовали в кульминации основной истории (предыстории?), тают на глазах зрителя и на их место приходит осознание чего-то большего. Только, казалось бы, встало все на места, уладились личные конфликты героев, как резкий сюжетный ход вырывает повествование из их жизни и возносит над действительностью одной семьи, к действительности десятков таких же семей, а в перспективе, тысяч таких же «осиротевших» судеб, которым, разочарованным и озлобленным, предстоит уживаться в новом «светлом» мире.
Можно вспомнить много советских послевоенных фильмов, фильмов пропитанных эйфорией победы, жаждой возобновления пути в светлый коммунизм и ясно, что сюжета «Вора» среди них быть не могло, поэтому он встает с ними в острую полемику: где все то красивое и светлое, где улыбающиеся лица солдат и машущих платочками девушек? Почему все так мрачно и безысходно? Не перечеркивая того светлого мира, в который Колян раздает билетики тем, кого собирается грабить, Чухрай выводит на первый план мир, о котором говорить было не принято (и запрещено, в общем-то), но через который можно попытаться постичь именно ситуацию в 90-ых годах, с ее войнами (Афганистан и Чечня) и преступностью. Ведь те, кто заправлял в эти годы, во многом, выросли в тот неблагоприятный период, о котором в советском кино и литературе сказали столько хорошего и почти ничего плохого. Вспоминается разве что Марлен Хуциев с его «Заставой Ильича» — была там очень похожая попытка, правда попытка разобраться в 60-ых годах и в ее молодежи. Но запоминается именно сходство отца военного из того фильма, и безымянного отца мальчика из «Вора» — они оба идеализированы, оба погибшие незнакомцы для этих ребят с одной стороны, и их родные отцы, с другой. И если даже для Марлена Хуциева, вспоминавшего о человеке и событиях десятилетней давности, этот мужчина в военной одежде загадка, то что же о нем сможет сказать седеющий полковник, смутно вспоминающий военного из детства, уезжающего от него на встречном поезде, и помахивающего на прощание.
Его настоящий отец — тень, несбыточная мечта Гамлета с его праведным Эдиповым комплексом, в реальности неспособного убить своего Клавдия. Его жизнь и Родина — мать, которая могла бы быть женой героя, но волей судьбы-злодейки, перешедшая под крыло вора и втянувшаяся в пропасть криминального мира, безжалостного и не запоминающего близких. А самое страшное, его сущность — это тот самый Толян, его образ, его татуировка на спине для устрашения и его «наука», его мир, в котором ничто не важно, кроме сиюминутной прибыли, и жизнь стоит не больше гроша. Да что говорить он и сам, однажды, лишил жизни человека. Кого? А какая разница! Тут, в будущем у стенки тоже расстреливают людей. И, наверное, надо что-то менять, ведь на плечах погоны полковника, но на столе бутылка водки. И даже не важно, что сейчас в эту водку макнули какую-то тряпочку, ее надо немедленно выпить не брезгуя, потому что это единственный способ не сойти с ума, от осознания, что где-то недалеко валяется труп вонючего бомжа, бомжа, который сорок лет назад лихо забирался в окна, соблазнял женщин одним метким взглядом и был способен произвести впечатление на ребенка. И конечно, в памяти снова мелькнет образ неизвестного, но преисполненного благородства солдата, ради которого тысячи мальчишек надели форму и остались в рядах армии с верой, что он — их отец, а вовсе не товарищ Сталин, оставшийся лишь чернильным портретом у сердца старорежимных урок в слепой надежде, что чекисты стрелять в него не будут.
16 июля 2012
«Вор» — этот фильм входит в мою маленькую, но все же золотую коллекцию современного российского кинематографа, очень жаль, что Оскар не достался именно этой потрясающей картине, где сюжет, игра актеров и все прочее на самом высоком уровне, фильм просто хочется смотреть, он очень интересный. Павел Чухрай написал замечательный сценарий, и снял превосходное кино, которое без трудностей сможет поразить любого зрителя. Трио главных актеров — это Владимир Машков, Екатерина Редникова и Михаил Филипчук, в то время еще маленький, но очень талантливый мальчик. Я всегда уважал российские драмы, очень жаль конечно, что их не так уж и много, хорошее русское кино создается крайне редко, но если уже что-то нащупать, то этот фильм так просто уже с головы не выбросишь. Нынешняя проблема русских кинематографистов состоит в том, что они тянутся к западу, хотят удивить зрителя темы потрясающими спецэффектами, которыми нас, на протяжении многих лет, кормит Голливуд, не надо этого делать, нужно делать свое кино, как например фильм «Вор», режиссера и сценариста Павела Чухрая, молодец, он снял такое кино, сюжет которого уже на протяжении многих недель, живет у меня в голове, кстати после просмотра, эта картина заслужила моих искренних аплодисментов, которые я дарю только тем фильмам, которые действительно сумели влюбить меня в себя.
Катя молодая мама, вместе со своим шестилетним сыном Санькой ездит с города в город, ища лучшей жизни как для себя, так и для ребенка. Но случайная встреча в поезде, полностью меняет дальнейшую судьбу Кати, которая влюбилась в красавца офицера. Вместе с ним они поселяются в одной коммуналки, и живут все трое как самая обыкновенная семья. Но в скором времени, Катя понимает, что ее любимый молодой человек, вовсе не офицер, а обычный бандит, цель у которого грабить и заниматься жульничеством. Но даже узнав правду, Катя не убегает от Толяна, потому что любит его и ждет от него хоть какой то помощи, ведь она молодая мать одиночка, ее родной сын, которого она родила в поле, все время голодает, уже все равно, откуда Толян деньги берет, главное, чтобы сыночек был сыт и ни о чем не переживал. На дворе осень 1952 года, таких личностей как Толян на улицах встретить не тяжело, время такое было, где большинство жило по понятие «Хочешь жить умей вертеться». Очень было забавно смотреть, как Толян учил Саньку воровским законам, и как нужно жить по понятиям, даже взял его на ограбления коммуналки, зная все происходящее, Катя боится упрекнуть Толяну, потому что не хочет опять остаться одной. Подводя итог скажу, это один из лучших российских фильмов, прекрасный сценарий был качественно поставлен, больше сказать ничего.
10 из 10
29 апреля 2012
Однажды я нашла интернет-форум для женщин, которые ждут любимых из тюрьмы. Кто-то ждет сына, кто-то мужа, а какая-нибудь заочница (познакомились по переписке) ждет возлюбленного. Я часа три читала различные жизненные истории. Это невероятная боль. От женщин и седельцев отвернулись все. Но жалеть или не жалеть их — это дело сугубо индивидуальное. Фильм Чухрая «Вор» наполнен той же болью, что и сердца этих женщин, и тем же цинизмом, с которым совершаются кражи. Картина очень запоминающаяся и сильная, в которой жаль повсеместно всех.
Екатерина, мать Саши, хотела устроить личную жизнь и мечтала, чтобы у сына наконец появился отец. Увидев Анатолия, она страстно влюбилась и не смогла устоять перед этим мужчиной. Только она не знала, что кроется в его мяслях, да ей это было и не нужно. Она просто хотела быть любимой.
Один из рецендентов написал: «Сталин, в виде татуировки на его груди — отображение его же характера…' Посмею не согласиться. Раньше узники в тюрьме специально делали татуировки вождей пролетариата на груди, чтобы избежать попадания пули в сердце. Никто бы не посмел прицелиться, даже в наколотого Сталина или Ленина. В характере Толика не видно любви, а потому не хочется его уважать. Он советует Сашке везти себя агрессивно по отношению к сверстникам, чтобы боялись и прогибались. Есть сцена, где он во дворе догоняет мальчишек, избивших Саньку и заставляет его ответить обидчикам той же монетой. Это не правильно.
У Сашки в будущем сложная судьба и время, когда они с матерью и Толиком жили втроем, он не забудет никогда.
Фильм «Вор» во многом актуален и сейчас. И к сожалению он показывает, что сидельцы не исправляются.
Режиссеру, актерам и съемочной группе ставлю
10 из 10
8 января 2012
'Вор» — острая социальная драма 1997 года. Если я не ошибаюсь, данная картина была номинирована на Оскар в категории «Лучший фильм на иностранном языке», а также была участником многих почётных кинофестивалей. И ведь всё это не случайно, потому что хорошее кино должно получить международное признание.
Это кино получилось очень душещипательным. Оно не из тех, про которое можно сказать, посмотрел и забыл. Что сразу приходит на ум от воспоминания об этом фильме? Это конечно маленький мальчонка с бегающими, удивлёнными глазками по имени Саня в исполнении Миши Филипчука. Не знаю как дальше сложилась его карьера, но в одном уверен точно, участием в этой киноленте он отложился в памяти у множества киноманов и простых зрителей. А вот второе место зрительских симпатий получает Владимир Машков. Уже тогда, в далёком 97-ом, он зарекомендовал себя с лучшей стороны, и возможно тогда голливудские скауты усмотрели в нём талант, то, что они в первую очередь ценят. Колоритный персонаж не Толика, не Толи, а именно Толяна получился у него. Его диалоги с Саньком — это просто школа жизни для юного паренька, который обрёл в лице Толяна отца. А почётное третье место в этом фильме занимает Екатерина Редникова. Её персонаж тоже получился весьма драматичным.
Что касается концовки фильма, она получилась неоднозначной. Лично моё мнение, это достойное завершение, я бы даже сказал очень жизненное, как и весь этот замечательный фильм.
- Шипр? Угу.
8 сентября 2011
Нельзя выделить конкретную смысловую линию.
Прежде всего, нужно понимать исторические обстоятельства: послевоенное время, которое отражает человеческие характеристики: отчаяние одинокой женщины с ребёнком на руках и согласие главного героя совершать злодеяния (правда, скорее это просто выбор в пользу зла).
Хотя главным героем здесь, пожалуй, является не профессиональный вор, а мальчик, на долю которого выпало никогда не увидеть родного отца, потерять мать, для которого преступник — единственный человек в мире, которого он ждёт.
Это фильм и о любви женщины, которая её же и погубила, и о ничтожной личности мужчины, использующего чувства той, которая ему доверяет, ради совершения краж и избежания тюрьмы.
Тяжёлое ощущение после просмотра, возникает жалость к ребёнку, так несправедливо пострадавшему во всей этой истории…
19 февраля 2011
Картина Павля Чухрая «Вор», так и не взявшая Оскара за «Лучший фильм на иностранном языке», по праву считается одной из самых лучших и ярких в российском кинематографе в целом, и наверное одним из таких главных примеров, в котором чётко и правильно отражена та Россия, то время, когда криминал каким мы его видим сегодня только начинал зарождаться! Однако отсутствие Оскара никак не влияет на качество фильма!
История, показанная в данном фильме, очень мощно влияет на внутренний мир, вызывает сильные эмоции, которые даже просто не опишешь! Мне всегда нравились картины, в которых затрагиваются наше прошлое, и не просто, а то время, когда страна была на грани и с немалыми проблемами. Естественно, на мой взгляд, было бы очень рискованно снять такой фильм в годах этак, хотя бы, 70—80-ых, но тогда бы впечатление от фильма были бы еще более бурными!
Даже не буду разбирать и высказывать своё мнение насчёт сюжета фильма, так как, во-первых, само название говорит за себя, а во-вторых, любой житель, который хоть какое-то отношение имеет к этой стране, а имею ввиду не только Россию, но и союзные республики, просто обязаны посмотреть эту картину! Это весьма умная и поучительная картина о вопросах жизни, чувств и справедливости! В «Воре» всё действие идёт через сравнения и противопоставления. Если Толян даёт урок Саньку, то обязательно во время какого-нибудь действа, рассказав как это может быть в жизни, причём сам пережив это! Действия в картине логичны и связаны, они происходят местами быстро, местами медленно, но это можно расценивать как режиссёрскую задумку, тем более что никакого дискомфорта во время просмотра не испытываешь, а только сопереживаешь главным героям, а в частности Саньку. Хотя вот бывали моменты, когда и Толяна становилось жалко.
Что имеем про само действие в общем: когда смотришь, проникаешься абсолютно к каждому герою, история даёт по-настоящему прочувствоваться к героям, однако изначально история кажется и грустной и даже весёлой, печалит и радует, но когда в конце фильма после слов Толяна, мол, ну подумаешь «бабу» встретил в поезде, понимаешь, что для него это было лишь очередным, так скажем, «загулом».
Великолепная режиссура Павла Чухрая, как и сюжет фильма, плюс блистательная игра Владимира Машкова, которого я считаю «русским Брюсом Уиллисом», (Екатерина Редникова меня сильно не удивила, игра хорошая, однако незапоминающаяся, а вот Михаил Филипчук в роли Санька молодец!) составляют эту замечательную, трогательную, душевную картину, которая сегодня уж настоящая Классика!
9 из 10
30 марта 2010
Данный фильм Павла Чухрая является одной из трёх картин, которые были номинированы на Оскар в категории лучший иностранный фильм. Я говорю только о Российском периоде, СССР я не беру в расчёт. В связи с этим у меня, перед просмотром, к этому фильму было какое-то определенное чувство. На Оскар просто так не номинировали бы, так что я ожидал чего то особенного. И я это получил: очень жизненная история в совокупности с некими внутренними переживаниями маленького мальчика, на фоне весьма разбойного сюжета…
Осенью 1952 года шестилетний Санька и его молодая мама знакомятся в поезде с красавцем военным по имени Толян. Катя влюбляется в Толяна, и все вместе они начинают жить одной семьей. Но на поверку этот бравый и обаятельный офицер оказывается вовсе не отставным военным, а профессиональным вором…
На фоне такого, казалось бы простого сюжета, нам показывают целую гамму внутренних переживаний закадрового голоса молодого мальчика, причём голос за кадром принадлежит ему уже в довольно-таки зрелом возрасте. Как я уже говорил, сюжетец здесь не замысловатый. Толян при полном сопротивлении своей новой подруги Кати обворовывает коммунальные квартиры, чтобы как-то прокормиться. Ведь всё это происходит в Сталинские времена, и сколько бы все они не пили за него, всё равно в глубине души они считали его неким тираном. Кульминацией все этой истории стал, конечно же, один из последних кадров фильма… Он переворачивает всё понимание фильма с ног на голову. Если в начале можно было симпатизировать Толяну, и как-то переживать за него, то, как не странно, к концу фильма это чувство значительно усиливается и уже нельзя без какой то тоски и грусти, некоторым даже со слезами на глазах, смотреть на уходящий поезд, даже не смотря на то, что так тщательно создававшийся Чухраем образ вроде бы хорошего вора, бы буквально за пару минут рассеян в пух и прах.
Но всё-таки главная тема фильма, на мой взгляд, это не то, что в годы Сталинских репрессий люди зарабатывали как могли, а в мужестве отдельно взятого человека, который способен отстоять свою честь и честь своих близких, даже несмотря на огромную боль в сердце. Всё это выразилось в образе мальчика Саши.
Великолепно сыграны две главные роли. Владимир Машков и Екатерина Редникова. Особенно мне запомнился образ Машкова. С такой хладнокровностью он грабил эти коммуналки. Такой непоколебимый образ, который сочетает в себе как любовь к Кате, к Саше, так и полную безмятежность, злобу на весь мир. Даже, несмотря на то, что Машков всегда был для меня образом актёра боевиков, но в этом фильме драму он отыграл замечательно.
Я бы сказал, что не зря номинировали этот фильм на Оскар. Жаль что он так и не получил статуэтку. Очень хорош, как и в смысловом, так и в просто житейском плане, как описание жизни тех, нелёгких для нашей страны времён.
6 февраля 2010
Лента — великолепна! Фильм смотрел около 10 раз. И в очередной раз, после просмотра ощущения и эмоции становятся все более и более яркими. Пожалуй, я даже не смогу привести примеров кинофильмов, снятых в 90-е, подобных по силе сюжета, грамотности воплощения идеи, атмосфере и игре актеров. Этот фильм с уверенностью можно зачислить в перечень лучших картин российского кинематографа. Да и не только российского, а и Мирового.
Бесспорно, это одна из самых удачных ролей Владимира Машкова. Владимир сам по себе сильная личность. И эту силу он передает своим героям. Не исключение и этот кинофильм. Толян, которого он сыграл, несмотря на всю свою мерзость, заставляет уважать себя. И Сталин, в виде татуировки на его груди — отображение его же характера… Главный герой вызывает у зрителя антипатию и любовь, отвращение и сочувствие… Режиссер смог поставить зрителя на одно место с героиней фильма, Катей, которая любила и в тоже время ненавидела его. Это противоречивое чувство не покидает нас до самого конца фильма.
Не хватает слов для того, чтобы передать всю красоту этой ленты. Это просто надо видеть! Аплодирую стоя!
Шедевр!
26 января 2010