Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Не глотать |
английское название: |
Nil by Mouth |
год: | 1997 |
страны: |
Великобритания,
Франция
|
режиссер: | Гари Олдман |
сценарий: | Гари Олдман |
продюсеры: | Люк Бессон, Марк Фридман, Гари Олдман, Дуглас Урбански, Хилари Хит |
видеооператоры: | Рон Фортунато, Ренато Фортунато |
композитор: | Эрик Клэптон |
художники: | Хуго Луцык-Выховский, Луана Хэнсон, Барбара Кидд |
монтаж: | Брэд Фуллер |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 9000000 |
Сборы в США: | $266 130 |
Мировые сборы: | $266 130 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 8 мая 1997 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 8 мин |
Кэти Бёрк снявшаяся в «Шпион, выйди вон» и получившая за «Не глотать» на Каннском фестивале 1997г. «серебрянные листья» подтолкнули меня к просмотру этого опуса. Иначе, в жизни бы и получаса не уделил этому творению.
Какие впечатления? Отвратные.
Сюжет- социальное дно Лондона. Люди без определенного рода занятий. Алкоголь и наркомания. Серость и злоба. Полный бардак в душах и головах. Диалоги- мерзость низменных человеческих страстей. Слова и мысли как дешифрация происходящего внутри. Поступки- удовлетворение животного начала в своём естестве. «Джентльмены» удачи (англ. gentleman) вынесшие на свой щит- ВЫПИЛ, УКРАЛ в ТЮРЬМУ. Одним словом сброд для насильственной, принудительной стериализации… Как их охарактеризовать лаконично? Да просто- дегенераты. Что там «у нас» по дегенератам?
Дегенерат- человек с признаками дегенерации, вырождения. Вырождения!
Диалог заботливых родственников о попавшем в тюрьму «мальчике» с бритвами на зубной щетке для грабежа как о несчастном «дитяте», заключительный аккорд уходящих по лестнице вниз мужских и женских спин. Так сойдите же в ад, несуразные…
Можно ли это кино назвать «кином»? Не знаю. Не уверен. Говорят, что фильм автобиографичен (Гари Олдман), «из грязи в князи»- что ж, похвально-похвально, запредельная жажда жизни.
Сторонний наблюдатель глядя на поток моих словесов улыбнётся и возразит- Ваша рецензия столь эмоциональна и так непосредственна…, разве ею самой, её жаром, страстью Вы не противоречите себе об отвратности фильма, якобы ничем не зацепившего?
Отнюдь,- поспешу возразить,- моя рецензия это дань правилам Кинопоиск и ничто иное.
-Но ведь рецензия в том и состоит, чтобы раскрыть суть не вдаваясь в детали, а эмоциональная составляющая это лишь частности целого…
-Пожалуй так и есть,- соглашусь я,- фильм действительно оставил во мне след. Гадкостью, мерзостью. Но оставил. Вынужден это признать.
Из актёрского состава выделил бы Рэя Уинстона. Воспринимаю его исключительно по картине «Игра Рипли»(2002г.) Тоже безумие и такая же страсть.
Кэти Бёрк…,- не знаю-не знаю.
Что ещё?
Врагу не пожелаешь такого кино.
Досмотрел для общего развития, так сказать.
7 из 10
9 апреля 2018
Я уже не помню, почему я когда-то решил посмотреть этот фильм и добавил его в свои планы. Скорее всего причина в том, что это единственная режиссерская работа замечательного актера Гэри Олдмана, причем он же работал здесь и над сценарием. В общем, очевидно, что была какая-то очень волнующая его мысль, которую он хотел воплотить на экране. Другой причиной просмотра данного фильма мог быть тот факт, что он был высоко оценен на крупнейших международных кинофестивалях, в том числе на Каннском. В итоге я наконец собрался посмотреть его, но, честно признаюсь, неохотно — я ничего не ждал от этого фильма. Мне казалось, что я увижу заурядный и нудный британский фильм, к тому же с не очень хорошей режиссурой.
«Не глотать» оказался очень ярким и глубоким фильмом, хотя понятно это становится не сразу. По ходу фильма все больше включаешься в тяжелую историю жизни семьи из рабочего района Лондона и начинаешь задумываться, что же именно хотел сказать Олдман. Почему он столь подробно показывает нелицеприятную сторону семейной жизни британского низшего класса? Почему успешный знаменитый актер в роли режиссера заставляет своих персонажей так много материться и драться? Как зрителю воспринимать такие нетипичные проявления любви главных героев? Ответ появляется сразу после окончания фильма, когда появляется надпись: «В память о моем отце». Тогда все встает на свои места.
Сразу бросившись читать краткую биографию Гэри Олдмана, я узнал, что, действительно, чего и следовало ожидать, он вырос в неблагополучной семье, что его отец был сталеваром и умер от алкоголизма. Именно к нему обращается Олдман. Он показывает, как бы спорно это не звучало, историю большой любви между людьми этого слоя (это и любовь между мужем и женой, и между отцом и сыном, матерью и сыном). Вэл и Рэй действительно очень любят друг друга. Оба, кстати, великолепно сыграны Рэем Уинстоном и Кэти Бёрк. Большинству из нас, конечно, не близка и совершенно непонятна такая любовь. Однако в этом и есть одна из мыслей Олдмана — эти люди, они такие, и ничего с этим не сделаешь. Но они способны, как и все остальные, на какие-то чувства. Да, они грубые, да, они склонны к насилию, которое ничем нельзя оправдать, но при этом они все еще люди, просто принадлежащие к определенному классу, где по-другому не бывает.
Операторская работа в фильме очень нестандартная. Поначалу действительно трудно привыкнуть к этой тяжелой картинке, когда видно только очень узкие зоны пространства и совершенно не видно объема и пространства в целом. Режиссер акцентирует внимание только на крупных планах, не давая зрителю представить общую композицию. Думаю, что в данном приеме есть определенная смысловая нагрузка. Олдман не хочет, чтобы мы смотрели на общую картину британского рабочего класса. Он вынуждает нас остановить свой взгляд на конкретной семье, с конкретными проблемами, со своей любовью, жестокостью, грубостью и ненавистью.
В фильме просматривается много автобиографических деталей. Это, например, навязчивый акцент на ребенке, который сидит и слушает грубые разговоры взрослых, а также является свидетелем насилия внутри семьи. При маленькой девочке курят, пьют, матерятся, дерутся — похоже, что Олдман таким образом изображал свои детские воспоминания. Кроме того, очень важную роль играет в фильме (следовательно, и в жизни Гари Олдмана) тема взаимоотношений с отцом. И самое интересное, что тут представлены как минимум две «стадии» отношения к отцу. Первая выражена через персонажа Билли (Чарли Крид-Майлз) и заключается в восприятии отца, пока он жив. В данном случае Билли ненавидит его и проявляет полное равнодушие к его судьбе. Он глубоко обижен на отца за жестокость, пьянство, равнодушие к семье, убийство любимой собаки и так далее. Билли не хочет видеть его, в то время как он сидит в тюрьме за убийство любовницы своего отца, бросившего его мать (опять же отсылка к автобиографии Олдмана, чей отец бросил семью, когда ему было семь). При этом важно отметить, что сам образ отца в данной прослойке общества у всех практически одинаковый, поэтому и Рэй вспоминает своего отца практически теми же словами. Однако есть существенное отличие — отец Рэя уже мертв, и это и есть вторая «стадия». Как бы персонаж Рэя Уинстона не ругал своего отца, в его словах уже чувствуется слабая, но все-таки нежность и любовь. Его трогательное — «Почему ты меня не любил?» — ключевая фраза, которой Олдман обращается к отцу, понимая, что каким бы чудовищем он не был, все равно это его родной отец, которого он любит, несмотря ни на что. На момент съемок фильма отец Гари Олдмана был уже мертв.
Русскоязычное название фильма «Не глотать» кажется мне неудачным. Оно не передает основной смысл, который в нем заключен. Правильнее было бы назвать его «Не через рот». Происхождения этого названия содержится в монологе Рэя о своем отце и рассказе о табличке с этой надписью над его больничной койкой, которая означает, что пациента нельзя кормить через рот. Рэй использует это воспоминание как метафору всех его взаимоотношений с отцом. Отец никогда не выражал свою любовь «через рот», то есть никогда не показывал ее. Любовь между отцом и сыном в этой неблагополучной среде — она незрима, неуловима, кажется, что ее нет. Но сильная позиция Олдмана показывает, что все-таки она есть.
8 из 10
26 ноября 2016
Очень длинный. Очень затяжной. Добавить бы в действие немного динамики и сократить минут на 30. Было бы интереснее смотреть.
Возможно, Олдман больше для себя снимал. Этакий психотерапевтический фильм, где он обдумывал своё детство, свои отношения с семьёй. Кто-то ходит к психотерапевту, кто-то бухает, а кто-то снимает кино. Тоже вариант. Не самый плохой и не самый дешёвый.
Смотрю кто композитор, а там Эрик Клэптон, а меня совершенно не пробрала музыка к фильму. Слушать можно, но не западает.
Из семейных драм мне больше импонирует «Out of the Blue» Д. Хоппера — накал страстей интереснее.
Рэй Уинстон показал себя прилично. Умеет, могёт.
8 февраля 2016
Давно собирался посмотреть данную ленту, но руки дошли только сегодня.
Фильм выдержан в серых тонах, события разворачиваются на окраине Лондона или в заброшенной её части, где шатается полно наркоманов, так же, повсюду, раскидано много пабов и подобных заведений. Так — же типичная, Британская, погода дополняет картину, и делает её еще более серой, но, кстати не унылой, интерес к происходящему на экране не теряется на протяжении всей ленты.
Нравится некий характерный Британский колорит и реализм, который могут показать, на мой взгляд, только они… Некоторые кадры напомнили ТВ ленту, с Олдмэном «Тем временем»
Поступки и диалоги, так-же, заслуживают внимания, они, местами предосудительные, иногда просто им хочется посочувствовать. Я думаю так и должно быть в социальной драме, а эта одна из лучших представителей жанра, как мне кажется.
Насилие в фильме присутствует и показывается достаточно реалистично, на манер, как это бывает в реальности. Человек растущий в таких условиях, как правило вырастает озлобленным на своих родителей, вымещая свой гнев на себе, и пуская свою жизнь по пи*де, а может и того хуже, на своих детях. Заметно, что физические травмы излечиваются намного легче и быстрее моральных…
8 из 10
28 августа 2015
Наткнулся на этот фильм неожиданно. Даже и не подозревал, что когда-то Гэри Олдман сначала написал, а потом и снял фильм. Совсем неожиданно было. И, разумеется, захотелось посмотреть. Ведь такие работы у таких людей ценней жемчужины на дне океана.
В то время Олдман активно сотрудничал с Люком Бессоном. Они вместе сделали парочку фильмов. Точнее, два супершедевра. Насчет «Элемента» я сейчас не совсем уверен (давно смотрел), а «Леон» идеален. Со всех сторон. И не самое малое значение имеет «база», на которой находился Гэри Олдман. Злодеи у него получаются потрясные. Что уж говорить о положительных персонажах.
Я не знаю, долго ли Олдман вынашивал идею фильма. Скорее всего, всю свою жизнь. Пусть и не всегда осознанно. Человек всегда впитывает окружающую среду и различные эмоции. И если у него появляется возможность проявить себя в творчестве, прежде всего он использует свой жизненный опыт. Олдман, по-моему, сделал нечто подобное.
Есть два актера, которые имеют некоторое отношение к режиссеру. Парень сыгравший Билли, был монахом в «Пятом элементе». Олдман, похоже, заприметил его там. Так тот сыграл в «Nil By Mouth». В общем, они снова встретились на одной из площадок.
И Кэти Бёрк. Я думаю, ей не зря дали награду Каннского фестиваля. Спустя много лет, в картине «Шпион, выйди вон», Олдман и актриса снова встретились. Их герои вспоминали старые времена. Видно, что дружеские отношения связывали их крепко. Теперь эти сцены смотрятся и правда, как встреча добрых друзей. Спустя десяток лет.
Фильм завораживает. Драма о жизни (которую герои награждают лестным эпитетом), очень реалистичная. Сначала я немного заскучал. Но потом Олдман показал большую откровенность. И я не смог уйти. Даже хотелось тут же начать пересматривать эту ленту.
Фон у фильма похож на съемку в IMAX. Он застилает то, что очень придирчивому зрителю покажется нераскрытым. Заброшенная часть Лондона (по смыслу), где идет дождь, снуют наркоманы, а пабы разбросаны на каждом углу. Впрочем, в Англии полно всего такого.
Но сцена с песней Frances Ashman, когда мамаша отвозит Билли в общагу, сильна. Считай, вся песня проигрывается. И дождливый фон с бытовыми сценами растворяется в мозгу. Это определенно одна из лучших песенных вставок в кинематографе.
Многоэтажки также выступают ярким фоном. Это для британцев тоже имеет значение. В таких домах много чего происходит. И трудно скрыть что-нибудь от соседей. Хотя возможно. А порой никто ничего не скрывает. Да и они не всегда лезут в чужие проблемы. Своих хватает. Хотя послушать чужие секреты всегда минутка найдется.
Саундтрек отличен. Начальная тема просто навевает атмосферу паба. И суета обычного вечера постепенно превращается в тупиковую драму. Нет, тупика нет. Только если сам человек не захочет туда зайти. Выход найти не так уж и сложно. И в этой битве главный твой враг — ты сам. Надо просто постоянно пинать себя и свои привычки. В противном случае — гроб. Конечно, присутствие близких очень важно. А иногда их отсутствие тоже.
Когда назад пути нет, и все потеряно, находятся силы для последнего рывка. Это тоже зависит от каждого конкретного человека.
Как я говорил, песни шикарны. Надо будет поподробнее познакомиться с данными композициями. Одной из наиболее оптимистичных сцен является танец Валери. Хоть она и грустная. Но эмоционально просто раздрабливает внутренности.
Тем более, что перед этим состоялось обсуждение названия фильма. И несмотря на заголовок, даже на зло ему, весь смыл состоит именно в диалогах. Конечно, поступки имеют место быть. Но что они без слов. Так что название теряет смысл. Вот так Гэри Олдман решил всех подъе***ть.
Посредством песен выражается очень много чувств. Вэл решается на риск. И именно после песни, исполненной ее бабулей. Тут надо слушать текст.
Рэй Уинстон сперва напомнил мне Тони Сопрано. Но потом он стал Рэем. Иногда мелькал Том Харди из «Прикупа». Но там было слишком шаблонно. Здесь же все вживую. Припадки ярости имеют место быть и в реальной жизни. Это просто еб***ая жизнь.
И что самое интересное, Олдман показал все внутренности мироздания, не прибегнув к типичному ходу британских да и европейских кинематографистов. Не было демонстрации мужского полового органа.
Почему? Потому что это Гэри Олдман. И он показал в фильме столько обнаженных душ, что плоти нечем удивить. Хотя здесь я тоже не совсем прав. Просто с плотью в фильме творят просто жуткие вещи. Но она восстанавливается. Восстановить душу можно, но это намного труднее.
Остается сказать только одно слово — «Браво».
9 из 10
29 ноября 2012
«Nil by Mouth» — единственный фильм в биографии Гари Олдмана — одного из лучших английских актеров своего поколения, — в котором он выступил в качестве режиссера. Многие современные актеры пробовали свои силы в кресле режиссера, и если некоторые не останавливались на одном фильме (Мел Гибсон, Шон Пенн), то для других такой опыт остается единственным на сегодняшний день (Эдвард Нортон, Джонни Депп, Тим Рот). Как правило, в таких случаях режиссер пытается рассказать историю, которая ему близка или интересна. Джонни Депп попытался найти ответ на вопрос «Что является храбростью?» в не совсем обычной ситуации. Эдвард Нортон своим, на первый взгляд, простым фильмом хотел сохранить у зрителей веру в людей, несмотря на все преграды. Гари Олдман рассказал историю одной семьи и посвятил фильм своему отцу. Если фильм хоть на небольшую часть автобиографичный, то становится вдвойне интересно.
В фильме показывается жизнь с не самой лучшей ее стороны. В этом мире, мать ведет сына, страдающего от ломки, не в больницу, а к дилеру и дает ему деньги на дозу. Почему? Может быть, банально нет средств на лечение. А может быть, она понимает, что уже ничего не исправить, а смотреть, как сын мучается она не в силах. В этом мире, муж по полусмерти избивает беременную жену без малейшего повода. Точнее повод был (если это можно так назвать): она играла в бильярд с другим… Но надо отдать должное Олдману — он не «смакует» такие сцены и не пытается искусственно давить на жалость или выбить слезу, а просто честно показывает, как бывает в жизни.
Насилие в семье несет двойную угрозу. Первая, видимая, — человек может в порыве гнева искалечить или даже убить своих близких. Но есть еще и вторая, которая сразу не заметна, — даже если человек, выросший в такой семье, не пострадает физически, то очень возможно, что он будет искалечен морально. И повзрослев, он вполне может начать мстить своим родителям за то, что случилось с ним. Но месть эта будет направлена уже на своих детей…
«В тот день я первый раз по настоящему задумался — а есть ли во мне что-то, за что меня можно любить?» (с)
23 марта 2010
Посмотрела выкачанный из сетей раритет — авторскую работу Гэри Олдмена (сценарий и режиссура), представленную в конкурсе Канн-97, открывал которые, между прочим, пресловутый «Пятый Элемент».
Продюссер обоих — Люк Бессон.
По слухам, Гэри на премьере плакал; когда его (бестактно) спросили — почему, ответил: «Я только что смотрел Пятый Элемент, тут всякий бы заплакал».
При первом взгляде подумала, что это, наверное, та самая Каннская экранка — с французскими субтитрами. Сознание затрепетало, накренившись — английская грубая ненормативка передана ими столь изящно, что не воспринималась мною. Никак. Потом привыкла, отключилась от того и другого, визуальный ряд говорил сам за себя.
Кино отличное, зауважала Гари ещё больше. Он прекрасно знал, ЧТО хотел сказать, и как это выразить, знал тоже. Фильм смотрится на одном дыхании; другое дело, что не всякий захочет такой фильм смотреть — и зря, я считаю. Тема всегда будет актуальной, всегда — к сожалению.
Скорее всего, это, действительно, был художественно-терапевтический шаг, выпас собственных крупных тараканов с их последующим отловом. Снять фильм о домашнем насилии и посвятить его покойному отцу — сильный ход, просто и эффективно. Должно быть.
В одной из главных ролей Charlie Creed-Miles, игравший в том же «Пятом Элементе» юного помощника «священника»- Яна Хольма.
Я удивилась, как они успели два фильма выпустить одновременно. Мастера, однако.
В одной из главных женских ролей Laila Morse — старшая сестра Олдмена.
В главной мужской Ray Winstone, актёр с солидной (уже) фильмографией, разглядывая которую я поняла, что англичане всегда снимают англичан. Что ж, молодцы.
9 из 10
27 апреля 2009