Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8.3 |
IMDb | 7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Брат |
год: | 1997 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Алексей Балабанов |
сценарий: | Алексей Балабанов |
продюсер: | Сергей Сельянов |
видеооператор: | Сергей Астахов |
композитор: | Вячеслав Бутусов |
художники: | Владимир Карташов, Надежда Васильева |
монтаж: | Марина Липартия |
жанры: | боевик, драма, криминал, музыка |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Мировые сборы: | $1 362 281 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 мая 1997 г. |
на DVD: | 30 августа 2007 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
Вернувшись с войны, Данила Багров бродит по Петербургу, помогает слабым, ищет новые диски «Наутилуса» и решает проблемы брата.
Как бродячий зверь, с детской наивностью Данила наблюдает окружающий его мир. Оценка происходящего у Данилы примитивная, но искренняя. Он евреев не очень как-то любит, хотя сам не знает почему. Негодяю бьёт морду, а слабому помогает. Вместе с тем Данила не таит обиды, его несколько раз подводят люди, но он, как христианский мученик, подставляет другую щёку.
Многие не любят главного героя этого фильма, он бьёт, стреляет, убивает, защищая свои нравственные идеалы. Многие не терпят насилие. Мне же близок главный герой настолько, насколько это возможно. Он иррационален только в том, что касается справедливости. Данилу сложно назвать глупым, но он от неопытности много чего не понимает во взаимоотношениях людей. И оттого интересно смотреть, как он узнаёт этот мир, как он его молча оценивает.
Этот фильм о герое, который не нужен одним, но нужен другим. Кто-то готов жить в несправедливости, лишь бы не встретить такого человека, как Данила Багров, а кто-то уже и не надеялся на справедливость в этом гниющем мире. Данила поможет всем хорошим людям в беде. Хотят они того или нет.
Лучшее изображение Петербурга, его улиц, коммуналок, дворов. Шикарный саундтрек. Красноречивое противопоставление одних людей другим.
Лучший русский фильм.
10 из 10
31 августа 2024
Писать рецензию на классику слишком претенциозно, поэтому я поделюсь мнением почему некоторые люди не поняли и не полюбили этот фильм.
Данила является антигероем. Он следует, безусловно, базовой морали и 'пацанским понятиям' - прямой, честный, по-своему добрый. При этом в нем есть, например, доля презрения к людям на него внешне не похожим. Или склонность к условно оправданному насилию. И этот образ 'крутого героя' кажется зрителям чем-то наигранным. Но фильм совсем не про главного героя. Он про эпоху, в которой тысячи людей стали ветеранами войны не достигнув 20 лет. Эпоху, когда богатство распределялось настолько стремительно, что отдельные люди шли через головы, лишь бы урвать побольше кусок. Эпоху, когда старые идеи были не жизнеспособны, но оставались в головах старшего поколения и активно отвергались младшим (торговец оружием).
В конце концов в фильме не роли актеров, а про наиболее вероятные действия реальных людей в гипотетических ситуациях, так что фильм можно назвать полудокументальным. Попробуйте оценить фильм как именно фотографию эпохи и он откроется для вас по-новому.
16 марта 2024
Захватывающий взгляд на преступный мир Санкт-Петербурга, наполненный отличными постановками. Фактически, 'Брат' напоминает капсулу времени 'Дикого Запада' 90-х годов в России, отражение русской души, чем криминальный триллер. Чтобы понять это, нужно знать контекст мира, в котором разворачивается действие этого фильма.
В 1990-х годах казалось, что с Россией покончено. СССР только что распался. Будучи социалистической сверхдержавой более 70 лет, Россия превратилась в турбокапиталистическую страну, где действовал только закон сильнейшего, закон джунглей. На грани гражданской войны, с разгорающимися локальными конфликтами, такими как в Чечне, олигархи узурпировали то, что осталось от исчезнувшего Советского Союза. Местные 'гангстеры' воспользовались вакуумом власти, возникшим с распадом государства, и боролись друг с другом за самый большой кусок пирога. Бандитские перестрелки происходили почти каждый день в каждом крупном городе. Вернувшиеся из Грозного ветераны войны, многие из которых были призваны в армию в возрасте 18 лет, никогда в жизни ничему не учились, кроме как убивать, и обеспечивали постоянное снабжение наёмных армий главарей банд.
Одним из таких ветеранов является наш главный герой Данила. Вернувшись домой, он умалчивает о том, что видел и делал на войне, говоря, что ему так и не довелось повоевать. Таким образом, его мать понятия не имеет, через что он прошёл. Она в восторге от его старшего брата Виктора, который, в отличие от него, мог бы принести пользу, зарабатывая большие деньги, и просит Данилу навестить его.
Хотя его мать, по-видимому, отказывает ему в любви, в которой он особенно нуждался бы после своего назначения в Чечню, он принимает её совет. Его поведение напоминает русскую пословицу: если семья вместе, так и душа на месте. Данила садится на поезд до большого города Санкт-Петербург, который совсем недавно назывался Ленинградом и, таким образом, символизирует конец старой и начало новой эры. Разрушающиеся фасады старых домов там отражают состояние всей страны. Наконец, он встречает своего старшего брата. Становится ясно, что ребёнок, которым так гордилась его мать, зарабатывает себе на жизнь не так, как она себе представляла: Виктор - наёмный убийца. В отличие от Данилы, он приспособился к новому миру, в котором они живут, - миру, где деньги определяют ценность жизни. Для Виктора власть заключается в деньгах, и поэтому для него вполне логично немедленно воспользоваться своим младшим братом и использовать его для выполнения всевозможной грязной работы. У Данилы, с другой стороны, совершенно другой характер. Для него власть заключается в правде. Он очень простой и необразованный молодой человек, не может отличить Америку от Франции, но не тупой. Он знает, что задумал его брат. Хотя становится ясно, что Данила приобрёл значительно более высокие боевые навыки в Чечне, он по-прежнему делает то, чего хочет его старший брат - в конце концов, Виктор - его собственная плоть и кровь.
Данила чувствует себя потерянным в большом городе. В одной сцене вы видите, как он покупает диски своей любимой рок-группы Nautilus Pompilius, счастливый, как ребёнок, в другой он применяет грубую силу. Поиски 'Крыльев Наутилуса' так же сильны, как и жажда мести. Он разрывается между вещами, которые любит, и жестоким окружением. Его сверстники высмеивают его 'старомодный' музыкальный вкус (который вы можете услышать на протяжении всего фильма) и наивность, в то время как пожилые люди отвергают его жестокий образ жизни. Он пытается защитить женщину, в которую влюбился, но в итоге только причиняет ей боль. То, что с ним происходит, можно перефразировать в диалоге, который он ведёт с поволжским немцем, с которым он дружит: 'Вот ты говорил, город — сила, а тут слабые все.' - 'Город — это злая сила… Сильные приезжают, становятся слабыми, город забирает силу… Вот и ты пропал!'.
'Брат' - это история о человеке, который пытается сохранить свою душу в бездушном мире.
Главный герой 'Брата' - не заблудшая душа в исторических пертурбациях, как многие здесь предполагают. (С такой стати, любой фильм, где главный герой творит т.н. беззаконие - априори должен являться плохим. По мнению невзлюбивших Данилу критиков). Напротив, зона без закона - единственная комфортная среда для него. Это даёт ему цель и миссию. Никакая зарплата или стабильная работа в офисе не могут заменить ему этого. Он наёмный убийца без преимуществ быть наёмным убийцей, без клиентов или боссов. Он получает свои приказы непосредственно из Вселенной, прививая плохим парням нравственность при помощи пистолета. И его потенциальная смерть его совсем не пугает. Ни капельки. Этот человек - сталь, закалённая в печи.
Отличный каст и великолепная операторская работа. Ультра насилие и культовый неонуар от Балабанова.
9 марта 2024
Фильм 'Брат' после первого просмотра вызвал у меня противоречивые отзывы, поскольку я даже не понял о чем собственно был сам фильм. Ведь складывалось ощущение, что я смотрел просто склеенные кадры из жизни персонажа - Багрова, который занимается не пойми чем. И сам персонаж поначалу показался мне слишком странным. Он с лицом детской невинности убивает людей, которые по его мнению являются врагами, ведет странные несвязные диалоги, в которых и двух слов связать не может, хочет встречаться с девушкой, но при этом изменяет ей, при чем дважды. Употребляет наркотики. В общем ведет разгульный образ жизни. И наблюдать за этим честно скажу было не очень интересно, но есть одно большое НО!!
Моя оценка действиям персонажа - лишь поверхностный взгляд, видный только при первом просмотре, посмотрев фильм второй раз я очень испугался. Почему? Да потому что я понял, что я не правильно интерпретировал образ героя. Да, он такой какой он есть, наивный, с чертами и повадками ребенка, но это его образ, его таким сделали, его не понимание любви, и некий подростковый максимализм, который свойственен только подростком-все это его загадочный ореол, который авторы грамотно внедрили в фильм. Ведь по сути за полтора часа фильма нам ничего не рассказали о персонаже. Да, мы знаем что он служил, был писарем, но откуда он знает как пользоваться оружием? Почему он так метко стреляет? Откуда знает, как делать глушитель и подобные вещи? Это действительно тайна, которая в первом фильме покрыта большим, но интересным мраком.
Я не смотрел пока что вторую часть, думаю там я смогу разглядеть новые нотки сюжета, но пока что фильм 'Брат' лично для меня хороший фильм, с интересными диалогами, странными, но при этом интригующими поступками героя, с качественными образами персонажей, которые не являются копиркой друг друга. Но на мой взгляд это не шедевр кинематографа, это просто отличный фильм, который в некоторых местах можно доработать.
9 из 10
1 марта 2024
Хочу написать рецензию пожалуй про самый известный фильм Алексея Балабанова, а именно про Брата. Вообще это довольно интересный фильм, который полон социального подтекста и скрытого смысла. Плюс еще одной сильной стороной фильма является невероятная атмосфера Петербурга, которая показывает город желтым, темным и одиноким. История фильма рассказывает нам о жизни Данилы Багрова, который только вернулся с Чеченской войны, где он якобы был писарем. Данила в своей жизни кроме войны ничего не видел, поэтому мать предлагает ему поехать к брату в Петербург. Брат же работает довольно известным в городе киллером, а Данила просто вливается в его бизнес. Такой сюжет у фильма Брат.
По сути он состоит из эпизодов, где каждый эпизод рассказывает историю. Кончается эпизод затемнением экрана. В фильме довольно интересные второстепенные персонажи. Тот же немец или тусовщица Кэт. Еще довольно интересно как режиссер вкрапил в фильм песни Наутилусов, оправдывая это тем, что Данила является их большим фанатом. Социальный же подтекст фильма говорит о потерянном поколении парней из Чеченской войны, о развале страны, о силе города, которая все высасывает из человека. И о том, что человек того времени не видит ценностей кроме денег. В общем, фильм к просмотру рекомендую.
23 февраля 2023
Данный фильм в своё время наделал много шума, став в итоге в России культовым. Важную роль в этом сыграли актёрская игра, злободневные моменты, а также переданная атмосфера самих девяностых годов.
В главном герое данного фильма отобразились все чаяния тогдашнего населения страны («быть крутым», «вершить суд», «наказывать негодяев», «не бросать своих» и так далее). Однако так ли уж хорош этот персонаж на самом деле?
На мой личный взгляд, не особо (мягко говоря). Он часто лезет напролом, затевая драку, ведёт беспорядочные половые связи, в том числе и с замужней женщиной (что, на мой взгляд, для уважающего себя мужчины вообще то должно быть моветоном). Последнюю он ещё и подставляет под бандитов, продолжая с ней встречаться, когда уже стало ясно, что за ней 'хвост'. Кстати, судя по тому, как та при наличии действующего мужа так легко согласилась встречаться с Данилой, изменять супругу ей далеко не впервой.
Не могу, кстати, не отметить и образы, показанные в этом фильме, связанные с Великой Отечественной. С одной стороны - смотрящийся более-менее пристойно немец, с другой - его как бы оппонент в виде помятого алкоголика. Понятно, что ни один из этих персонажей к участникам той войны отношения не имеет: тот же немец в данном фильме является лишь потомком тех немцев, кто осел в России ещё в давние времена ('здесь предки мои лежат»). Но ассоциативный ряд ещё никто не отменял.
Христианство (православие) здесь также упоминается лишь в сочетании с главным отрицательным персонажем фильма.
5 февраля 2023
На дворе 1997 год, который подарил нам огромное количество фильмов. Таких как: 'Титаник' 'люди в черном' 'Парк юрского периода 2' 'воздушная тюрьма' 'лжец, лжец' и куча других фильмов. Но именно в этот год вышел фильм, который будут вспоминать и цитировать ещё очень долго.
Съемки Брата
* Жена Алексея говорила, что сценарий писался на даче.
* По оригинальной идеи, Данила должен был быть каким-то психом, но когда Балабанов познакомился с Серёжей, то изменил сценарий (вообще Балабанов не любил работать с актёрами, он любил работать с людьми и переносить их на экран). Вот поэтому Сережа и не играет, он и есть Данила
* Сам фильм был снят за 31 день и потрачено около 10 тысяч долларов. Для сравнения - бюджет первого рэмбо 15 миллионов.
* Интересный факт: Дальнобойщика из финальной сцены сыграл оператор Сергей Астахов, ведь выяснилось, что никто не умеет управлять грузовиком
Сюжет, идеи и всё это
В фильме сюжета будто и нет. На всё кино один главный твист: Брат Дани, сыгранный Сухоруковым использует брата в своих бандитских целях.
* Вообще Данил 2. Если смотреть фильмы подряд, то можно и не узнал персонажа. В первой части он избитый парень, который сам не понимает, как устроен мир - бандитов мочит хладнокровно из американского оружия, но слушает Бутусова. А вот во второй части уже мочит всех из немецкого оружия, бросает крылатые фразы про силу в правде и ставит всю Америку на дыбы.
* Балабановская женщина - Если вы внимательно смотрели фильмы Леши Балабанова, то могли заменить что показывает он Россию через женщину. В фильме 2 девушки Кэт и Света. Одну избивает муж, но бросить она не может. А Кэт говорит на Английском языке и тусит ночами напролёт.
* Немец - 'интеллектуал живущий на кладбище'. Прямее никак не передать то, где находилась интеллектуальность в те годы.
Война
Фильм стал таблеткой для общества. Я смотрел документалки по брату и одна из актрис рассказывала, как военные гоняли Брата на пересмотрел. Они возможно видели в Даниле лучшую версию себя, ведь у него отличный ориентир- слабых защищать, сильных усмирять, а плохих убивать.
В интервью с Алексеем я нашёл эту фразу
И это фраза описывает всего Данилу
Мой итог: Этот фильм один из моих любимых, которых я когда либо смотрел, но любовь я объяснить не могу по сей день. Вроде ничего такого в фильме не происходит, но сидишь и смотришь запоем. Музыка мне и так очень нравится, что давно я о ней писал в отдельной статье. Ну вот актеры все нравится. Сухоруков вообще отлично сыграл (особенно, если глянуть с ним интервью и узнать, какой у него огромный запас слов и доброты), Сергей Бодров вообще не играет, а существует в кадре. Немец один из любимых персонажей.
Ради этой статьи я пересмотрел кино 3 раза и пересмотрю ещё не раз. Успех персонажа Бодрова не смог превзойти ни Саша белый, ни друзья на бумере. После этого Алексея так и не отпустили 90-х, Брат 2 о переходе России из 90-х в нулевые, война о войне в Чечни, груз 200 о девушка, которая снова отображает РФ, жмурки о конце эпохи бандитов, и куча других фильмов, о которых я может напишу с будущем.
4 декабря 2022
Сложно оценивать фильм, посмотрев впервые в 2022 году в возрасте укрепившегося сознания, которые не было таковым в начале 2000-х. В детстве всегда казалось, что этот и другие ленты Балабанова, которые мелькали кадрами между переключением каналов телевизора, довольно мрачные, грустные и ставящие серость на первый план. Серость, от которой не скрыться в России.
На мой взгляд, спустя 25 лет после выхода, фильм потерял в актуальности и в смыслах. Россия конца 90-х доживала на руинах величия Советского союза, в прямом и переносном смысле, и гиены бандитизма наверное были отдельным классом 'пира на костях'. Тогда честный, принципиальный человек с ветхозаветным мировоззрением сильно отличался на фоне мерзости животного естественного отбора. Я думаю, что части поколения, родившейся после 2005 года, этот фильм будет сложно понять, потому что вопиющей мерзости не осталось, не осталось того напряжения к народам Кавказа. Да что уж там, не осталось компакт-дисков, за новыми треками Земфиры далеко ходить не придётся. Мерзость осталась, но она в другом измерении.
Однако Балабанов создал портрет идеального русского, по-настоящему сильного, принципиального и справедливого, образ которого актуален как никогда. Наверное, в своих городах мы стали слабыми, мягкими, но слабыми быть нельзя.
— Вот ты говорил, город — сила, а здесь слабые все...
— Город — это злая сила... Сильные приезжают, становятся слабыми, город забирает силу... Вот и ты пропал.
3 декабря 2022
Брат - самая известная картина Балабанова, которая сделал режиссера культовым. Ее до сих пор смотрят и не могут понять ответы на многие вопросы. Является ли образ Данилы Багрова иронией над бандитами или это действительно русский супер герои? В чем главная цель сюжета брата? По моему, так Данила Багров все-таки супер герой, потому что он тот самый брат, который стоит на страже правды и простых человеческих ценностей. Он брат каждого простого человека, нуждающегося в защите и справедливости. Сюжет фильма рассказывает нам о том, как Данила вернулся из армии и поехал к своему родному брату в Питер. Нельзя сказать, чтобы у героя была какая-то цель, потому что первая часть - это просто набор новелл. Сам город снят гениально. Эти унылые виды, желтый фильтр, серые достопримечательности и дождливые кладбища, одним словом, атмосфера. Актеры играют очень достойно, а дуэт Сухорукова и Бадрова на экране всегда вызывает у меня восторг. Просто между этими актерами есть какая-то химия. Каждый второстепенный персонаж очень колоритный и актеры тоже играют колоритно (Немец, Кэт, Француз). В фильме заложен еще очень сильный социальный подтекст о послевоенных поколениях, криминале и семейных ценностях, но эти смыслы ищите сами. Еще Балабанов очень грамотно использует музыку в кино, превращая ее в отдельного героя, который может многое сказать о происходящем в кадре. Короче говоря, писать можно много, но лучше фильм посмотреть самим.
28 октября 2022
Еще во время премьеры было ощущение, что рамка допустимого опускается все ниже и ниже, ведь герои, на которых выросло поколение самого Сергея Бодрова, выигрывали у его Данилы во всем: от качества идей и методов до богатства языка и стиля.
Нет в Даниле ни лихой и безрассудной отваги д'Артаньяна, ни благородства и 'иновременной' интеллигентности Алисы, ни праведности и правильности Володи Шарапова.
Нам показали обычного 'посона с раёна', у которого представления о степени допустимого, о нормальности, были дефективны изначально - начиная со среды, в которой он рос (брат-уголовник), заканчивая опытом позорной и бесславной первой чеченской войны за плечами. Почему его показали не как жертву своего времени, не как морального инвалида (которым является каждый, без сомнений и надрыва выбирающий насилие методом решения вопросов) а чуть ли не как национального героя?
Я не знаю, чего конкретно хотел добиться режиссер, кроме угадывания запроса целевой аудитории. Это ему вполне удалось, и эти два фильма стали витриной 'поколения Zю'. Герой понятен, 'расти' до его уровня не надо, стало быть, и поколение это всё - герои почти. И во всем правы, а кто не согласен - тот не русский, потому что сила в правде (а не в Ньютонах).
О том, что правда у каждого своя, в кино ничего и нет.
Примитивное черно-белое мышление, примитивные выводы, примитивная картина мира. К чему это привело - мы видим сейчас.
Горькие плоды всего этого нам предстоит разгребать долгие годы.
19 августа 2022
Принято считать, что российские фильмы - дно, но есть и такие, которые интересно смотреть. Одним из таких является фильм «Брат».
Коротко
Отставной солдат в поисках работы отправляется к брату, последний же оказывается наёмным убийцей.
Главная особенность
В фильме показано много проблем того времени: высокий уровень преступности, вызванный экономическим кризисом и нестабильной политической системой, безработица, измотанность страны от Чеченской войны, рост национализма. Яркий пример как путешествия положительно влияют на людей: Данила Багров защищает мирных жителей Петербурга, узнаёт о деятельности брата и помогает ему выйти на чистую воду. Картина также учит, как важно во всём знать меру. А ещё присутствует постоянная проблема – выбора своей половинки.
Другие особенности
1. В фильме задействовано много композиций группы «Наутилус Помпилиус», популярной тогда и сейчас, один из немногих российских фильмов, в котором большую часть саундтрека составляют отечественные песни.
2. Съёмки фильма тоже говорят о трудностях того времени: актёры играли бесплатно или за символическую плату, итого бюджет фильма составил всего лишь 10000 долларов, но фильм получился интересным.
3. Отсутствует какой-либо закос под голливудские боевики, наоборот, даже серия игр Grand Theft Auto не обошла стороной этот фильм.
4. Санкт-Петербург показан в жёлтых оттенках, то есть в цвете Достоевского. Как и в «Преступлении и наказании», так и в фильме показаны жизнь, скрывающаяся в городе и последствия преступлений.
Недочёты
1. Ахтунг! Содержатся сцены домогательств и нецензурная лексика.
2. Данила на виду у всех совершал теракты, убийства, угрожал оружием и как его не арестовали?
Заключение
Эта история учит не подвергать близких людей опасности, стоять за них, показывает, как опасно заниматься незаконной деятельностью. Главный герой очень противоречивый, но он вызвал симпатию зрителей. Классика современного российского кинематографа. Яркий пример неоспоримо хорошего современного отечественного фильма.
P.S.
Вечная память Сергею Бодрову-младшему и Алексею Балабанову.
10 из 10
26 июля 2022
Что можно сказать об этом фильме? Он по-настоящему народный. Разлетелся на цитаты, каждый год показывается по ТВ и в кионетатрах, потому это классика. Так в чем ее секрет, потому что он не похож на другие народные фильмы, по типу, Иронии судьбы или В бой идут одни старики.
Балабанов показал нам настоящего русского супер героя, которые вокруг грязи, беспредела и зла остается настоящим человеком, хотя он перенес много боли. Поэтому фильм не имеет четкого сюжета, где герои идет к какой то цели. Данила приезжает в Питер и просто попадает в разные ситуации. Из за ушлого брата, который свалил на него серьезный заказ по убийству авторитета на рынке и денег не дал. Из за тусовщицы Кэт и машинистки трамвая Светы. Он становится частью жизни разных слоев Питера и новой России, но во всех этих ситуациях он остается справедливым, патриотичным, преданным семье. С точки зрения характера, идеальным русским.
Актерская игра. Бодров просто идеально подошел для этой роли. Вот так сыграть этого простого, редко говорящего паренька надо было суметь. Его игра не в репликах, а во взгляде и улыбке. Эмоции они там, а такое может не каждый актер. Сухоруков в этом фильме показал, что могут актеры театра в кино. Ушлый человек у него получается просто идеально, как и в других фильмах Балабанова.
Операторская работа в фильме это тоже отдельный диалог. Фильтр наложенный на Питер (такой желтый) и кадры города (медный всадник, смоленское кладбище, пляж на приморской) до сих пор являются визитной карточкой города. Плюс Балабанов показал всю пустоту северной столицы при всей ее красоте.
Музыка. Я вообще редко видел Российские фильмы с полностью Русской музыкой. А тут она повсюду. И она еще как бы говорит за героя и является важной частью его жизни. Я бы даже сказал, что частью самого героя, который разделяет музыку на правильную и не правильную. Поэтому за это спасибо Бутусову.
Про социальные аспекты фильма лучше посмотрите статьи в инете. Там их уйма. Там и вопросы криминала и войны (что умеет делать мальчишка, который сразу после 18 пошел на войну). И спор города с деревней есть, грубо говоря.
Итог. Если не смотрели, то посмотрите обязательно!
18 июля 2022
И нет, не лучший фильм о бандитах, об этом лучше идите смотрите 'Жмурки' или 'Бригаду'. В этом фильме мы увидим простого парня, он не живёт по понятиям, он живёт по тем принципам человечности, на которых был воспитан (не важно кем, матерью, войной или жизнью): защищай слабых, обижай плохих, не бросай родных. В течении фильма у Данилы даже нет какой-то сюжетной цели, он просто ходит, заводит новые знакомства, общается с людьми, слушает музыку, если б его брат не был таким жадным, то случился бы сюжет про то, как дембель переезжает в Петербург и ходит на концерты Наутилусов.
Декорации фильма достаточно точно воспроизводят атмосферу той эпохи, а некий тусклый фильтр лишь её подчеркивает. Бандиты ведут себя как бандиты, главный герой не бессмертный супермен, а лишь хорошо подготовленный солдат, он долго оправляется от ранений, использует различные хитрости, а не идёт в лоб на противников, ну а сцены его подготовки оружия давно уже стали культовыми. Массовка также аутентичная от бездомных на старом кладбище до обдолбанных неформалов. Всё это вместе с саундтреком Наутилусов создаёт густую атмосферу лихих 90-х, до которой не дотягивает даже сиквел дилогии.
12 июля 2022
Насколько же предвзято оценивали этот фильм. Если фильм российский и выделяется на фоне соотечественников, то это не значит, что нужно ставить высокие оценки ни за что. Объективность в этих оценках напрочь отсутствует. Это то же самое, если аборигены выпустят свой первый фильм и скажут, что это шедевр кинематографа, но остальные будут утверждать (объективно), что данный фильм отстой.
Восхищение аудитории главным героем мне неясно. ГГ весь фильм ходит с тупым выражением лица, изредка натянуто улыбаясь. Браво какая игра. Что хотел автор фильма показать на примере данного героя неизвестно. Он расист и антисемит, ни чем это не объясняя, аля: 'почему ты не любишь евреев?', 'ну потому что'. ГГ глуп и туг. Он сам не понимает за что он борется и чего хочет добиться, убивая всех бандитов якобы за правое дело и отсутствия у антагонистов правды. Но от этого гг сам не становится бандитом. Это же, ну как его, благородные дела, эдакий народный мститель.
Главный герой - слабоумный чудак, помешанный на вымышленной правоте и праведности, аля добродетель. Только тут и не пахнет ни вызывающей к нему честью, ни мудрость, ни даже доблестью. Тут скорее всего глупость, ведь как и в большинстве боевиках героя делают бессмертным, и он один идет на целую банду плохих парней. Все его боятся, оружия выбрасывают, какой же рыцарь!!!
Герой не осознает, что является шовинистом. Америке вашей кирдык, музыка у вас, пендосов, полная дрянь и мне плевать, что ты француз. Мда. Также всех бандитов нужно уничтожить, но не брата, он же все такие брат.
ГГ не вызывает ни сочувствия, ни сострадания к нему, тем не менее это назвали драмой. Нет желания очутиться на его месте. Тут скорее аутентичнее играют люмпены с немецкого кладбища, нежели гг.
Возможно у меня были слишком завышенные ожидания от данного 'шедевра', но другого быть и не могло, когда я вижу среднюю оценку 8.3
Если автор хотел высмеять поведение и мысли людей в постсоветском пространстве, то это действительно шедевр, но это навряд ли так.
3 из 10
7 мая 2022
Фильм снят в 1997-м году. Вроде бы прошло только 6 лет после развала СССР, и вот начали снимать такие фильмы, где человеческая жизнь ничего не стоит. «Город забирает силу. Приезжает сильный человек в город и становится слабым», - вот так просто сказано про лихолетье девяностых. Фильм показывает все пороки с которыми столкнулись обычные люди России. Это наркотический угар, лёгкость убийства человека, беспорядочные половые связи, беспробудный алкоголизм, нищета окружающей жизни, бизнесмены с долларами. Режиссёр Балабанов сделал ставку на молодость Багрова (его играет Сергей Бодров) и его пофигизм. Да-да, его лёгкость в искусстве убивать «нехороших людей» основана на его пофигизме. Этот пофигизм молодёжи девяностых подпитывался русским роком и иностранной попсой. Фильм «Брат» стал культовым от того, что показал молодёжь девяностых. Одним были нужны деньги, другим наркотики, третьим секс. И всё это подкреплялось громкой музыкой.
Режиссёр Балабанов показывает все пороки девяностых. Убить человека в девяностых это не грех, а норма. А если за убийство дают 20 тысяч долларов, то это просто удача. Фильм не жестокий: просто он очень циничный. Я посмотрел этот фильм 1997-го года в 2022-м году в кинозале и могу сказать одно: «Мне не хочется возвращаться в Россию 1990-х». Россия девяностых — это мир циников, кровавых денег, смертельных наркотиков, венерических заболеваний от половых связей. Это мир нищеты, где даже убийство Багровым не приносит ему облегчения, а заглушается громкой музыкой. Данила, когда приехал в Питер, не знал как сложится его судьба.
Мир порока и греха затягивает чистую душу Данилы, и только музыка даёт умиротворение и спокойствие его душе. Мне кажется, на Балабанова повлиял фильм «Никита» (1990). Такая же лёгкость убийства, такая же чистая душа, которая ищет выхода и не может его найти.
Фильм «Брат» стал культовым, но так не хочется возвращаться в девяностые. Девяностые одурманивали своей свободой и большим выбором разной музыки. «Наутилус» - это культовая группа русского рока.
26 апреля 2022
Брат…
Помню, как уже воистину чуть ли не «миллион лет назад до нашей эры» впервые посмотрел это кино. Уже и не помню, на кассете или по ТВ. Наверное, всё ж на видеокассете скорее всего. Помню, что это случилось уже после просмотра второй части на большом экране. Тогда я сразу же купил аудиокассету с саундтреком из этой картины, а потом ознакомился и с первой частью. В первый просмотр этот фильм я не понял. Познал же его я намного позже. Когда чутка повзрослел.
Этот фильм – практически гениальный слепок своей эпохи. Наряду с первыми двумя-тремя сезонами «Улиц разбитых фонарей» этот фильм Балабанова смог чуть ли не стереоскопически показать нам время тех самых «святых 90-х». Хотя какие они были святые, проклятые они были и поганые. Страшное время. Страшное ещё и тем, что чуть ли не впервые из нувориша и бандита попытались сделать героя и путеводную звезду для общества. А униженные и оскорблённые, все эти «совки», все эти учителя-врачи-продавцы-инженеры-офицеры-пенсионеры были вольны сами выживать и выплывать в бассейне с акулами (популярная тогда аллегория рыночной экономики). Миллионы людей оказались выброшены на окраину жизни. Пенсионеры, что рылись на помойках, массовая алкоголизация населения… Вал наркомании… Преступность. Массовая, самая страшная. В стране царила полная безнадёга, бандиты и путаны были профессиями мечты для немалого числа подростков. Армия и милиция были унижены и оплёваны. Но некоторые жили хорошо. Пили «Хеннесси», осваивали компы в уютных офисах, «крышевали» или «отстёгивали». Страшное было время и лютое. Много людей тогда просто сломалось. И в самый страшный, самый тёмный предрассветный час внезапно пришёл он. Брат. Словно подлинно русский богатырь, простой парень «с твоего двора» - но другой. Из стали. Исполненный праведного гнева. Впрочем, праведным можно назвать гнев Данилы во второй части. В первой же… Он словно всё ещё не вернулся с войны. И идёт по бандитскому Петербургу как по тропе басмачей. И только поэтому выживает. А ещё благодаря поддержке нескольких хороших людей. Тут и великолепный немец Гофман в блестящем исполнении Юрия Кузнецова. И простая русская баба Светка (Браво Светлане Письмиченко!!!). И даже взбалмошная Кэт. И алкаш из ободранной квартиры. Просто простые и слабые, но неплохие по сути своей люди, запутавшиеся в тенетах большого города, порою воистину униженные и оскорблённые, но оставшиеся людьми… Данила жив потому что есть они.
А чего стоит тот же его брат! Виктор Сухоруков сыграл отлично. И одна из лучших сцен картины – прощальный разговор между братьями. Разговор, где Данила показывает что он всё-таки остался в глубине души хорошим человеком.
Некоторые критики считают этот фильм популистским и вообще плохим. А главного героя – бандитом и отморозком. Но это не так. Кто не нюхал то время, кто не помнит того угара из страшной безнадёги и подсердечной ненависти, кто не понимает что цена красивых витрин и кофе с коньяком с роскошным видом было куплено в том числе ценою нищеты многих людей… И этим людям был нужен он – Брат. Защитник. Который однажды всё-таки придёт и покарает обнаглевшее в край зло. Схожий герой есть в американском кинематографе – я говорю про Чарльза Бронсона и цикл его фильмов «Жажда смерти». Но наш Данила оказался всё ж намного глубже и ярче своего американского коллеги. И он тоже несёт воздаяние торжествующему злу.
Надо сказать что ещё неотъемлемыми героями этого фильма являются Чёрный пёс-Северная Пальмира нашей страны. Великолепный и блистательный Санкт-Петербург. Город императоров и фанатиков революции, город художников и писателей, работяг и потерявшихся маргиналов. Но очарование Питера сказывается и на них. Сам лично я когда-то ночью разговаривал с питерским бомжом в том числе и о философии. И эта сложность питерского народа отлично показана в фильме.
Ну а ещё это музыка. Не зря саундтреки к обоим частям «Брата» огромными тиражами разошлись сперва на аудиокассетах, а потом и на дисках. Их можно было купить чуть ли не в любом киоске. И музыка тут зело хороша. А ещё мы увидим вживую Бутусова и Настю Полеву. И это есть хорошо.
Фильм-событие. Фильм-настроение. Фильм – крик из прошлого.
Отличное кино.
14 апреля 2022
После Дембеля Данила Багров приезжает в родной город и понимает, что перспектив у него там ноль. С подачи матери он едет в Питер к брату, который якобы бизнесмен, а на самом деле киллер по кличке Татарин, как раз получивший новый заказ из тех, после которых не выживают. Недолго думая, Татарин отправляет под пулю так кстати приехавшего брата...
Выйди 'Брат' лет на десять позже. его бы в упор не заметили. Но он вышел именно тогда, когда был должен - и это, по сути, единственная его заслуга. В середине девяностых боевики категории В еще не успели примелькаться, а свое кино находилось в поиске себя, и герой, с которым можно было бы себя ассоциировать, на постсоветских экранах еще не появился. Можно было снимать что угодно, были бы деньги. И идея российского боевика вызывала энтузиазм, а не брезгливую жалость. Что же пошло не так? В принципе, все, что могло.
Боевик из 'Брата' никакой: не зрелищный, экшена мало, диалогов много. Триллер из него мог бы выйти, но нужного саспенса тоже нет, а диалоги или чисто функциональные, или диванно-философские. Все эти разлетевшиеся по СНГ 'В чем сила брат?', 'Не брат ты мне, гнида... (ну, вы поняли)', 'Мы зачем живем?' и прочее. Тогда эти типа крутые фразочки производили впечатление - в нашем кино ничего подобного просто не было. Но если вдуматься, окажется, что философии в них не больше, чем в диалоге дворовых алкашей. Не работает фильм и как драма - любовная линия вставлена, чтобы была, толку от нее никакого, и закругляется она ничем. Не спасает и актерская игра - отличился только Виталий Матвеев во второплановой роли пьяного ветерана. Всеми превозносимый Сергей Бодров просто ходит с каменной мордой, иногда стреляет и произносит те самые реплики, Светлана Письмиченко изображает карикатурную пролетарскую дурочку, Сергей Мурзин обстреливает зрителя поговорками. Остальные и этого не могут предложить. Герои серые и одномерные, ассоциировать себя с ними не хочется. А Данила Багров - единственный, кто может похвастаться хоть какой-то претензией на глубину - откровенно неприятен. Да, он вполне может олицетворять потерявшееся поколение, утратившее старые идеалы и не нашедшее новых. Он расист и антисемит не потому, что плохой, а потому, что не знает, во что ему верить и с кем воевать. Но согласитесь, сопереживать расисту и антисемиту сложно. Особенно если других ярких черт у него нет. Так что попытка изобразить героя нашего времени провалилась с треском.
Нет в фильме ни красивых кадров, ни действительно глубоких идей, ни сильных актерских работ, ни проработанных характеров. А культовый статус есть. Ну, и один из самых культовых персонажей российского кино. Но зачем нам такой персонаж? Хотелось бы верить, что уже незачем. Но не получается - как минимум в плане массового российского кино, которое по-прежнему вяло косит под Голливуд. Данила Багров мало того, что просто неприятен, - он не свой персонаж, а копия типичного героя типичного западного боевика. Если перенести действие в Нью-Йорк (в сиквеле это и произошло), выдать героям англоязычные имена, а злодею нормальный пиджак, разницы не будет никакой. Вместо героя поколения у нас герой бездарно копируемого жанра. Зато культовый!
Как символ 'Брат' кое-как работает, пусть и не в той области, на которую претендует. Но как художественное произведение он просто пустышка, очередная (уже на тот момент не первая) попытка поиграть в Голливуд. При этом даже самый проходной американский боевик на его фоне будет выглядеть более презентабельно хотя бы потому, что не пытается быть философской притчей.
1 из 10
31 января 2022
Захотел посмотреть 'Брата' так как был впечатлён недавним 'Быком'. Хотелось посмотреть что-то про девяностые, снятое непосредственно в самих девяностых. Поскольку балабановский 'Морфий' очень понравился и на мой взгляд очень точно передал книгу, доверие к режиссёру было максимальное, к тому же, такой именитый фильм.
И, честно говоря, меня ждало полное разочарование. От чего-то настолько культового ждёшь чего угодно, может быть каких-то претензий к содержанию кинокартины, но никак не к качеству. А тут качество прямо на нуле.
Во-первых, не хватает содержания картины. Главный герой ходит по заданиям своего брата и убивает людей в счёт каким-то его криминальных разборок. Об их подробностях нам ничего не поясняется. Мы попросту не знаем, что происходит - кто эти люди, которых он убивает, в чём они замешаны, какие дела ведут, кто из них кого 'кинул', что заслужил убийство и так далее. В итоге, мы не можем никак среагировать на ту или иную расправу - ведь мы просто не знаем, что произошло. Для нас убили статиста, а не героя. А ведь скорее всего задумано, что Данила Багров, как рыцарь, вершит высшую справедливость.
Во-вторых, Сергей Бодров сыграл очень плохо. Я понимаю, что сейчас принято восхищаться Бодровым. Я сам часто видел его какие-то цитаты в интернете, всё это было красиво, но про фильм. Может быть, он хороший человек, но актёр никакой. Его герой - настоящий увалень, он совершенно не реагирует на окружающее. Этот фильм даже с таким сценарием мог бы улучшить главный актёр, если бы имел большой талант и хотя бы самостоятельно создал персонажу какую-нибудь историю, которую своей игрой передавал.
В-третьих, не вижу развития героя. Вот он приезжает из деревни к брату в Питер, и вдруг начинает очень легко убивать людей. Он не очень сильно интересуется кто эти люди и зачем их убивать, ему достаточно короткого пояснения. Не показано, как он дошёл от простого парня до убийцы, которому всё равно кого и зачем мочить. Но на мой взгляд это был бы интересный процесс ломки персонажа, который стоило бы показать.
В общем, сценарий очень простой, который нужно было бы хотя бы хорошо сыграть. Погружения в атмосферу девяностых именно из-за этого у меня не произошло. А ведь менталитет криминального мира того времени достаточно специфический и иногда жутковато бывает знакомиться даже с сухими фактами. Поэтому возможно фильм был бы лучше, если бы в него добавили больше сюжетных подробностей о том кто, кого и зачем.
14 ноября 2021
Не про сам фильм, а про фильм во мне. Слегка пафосно вышло, но как есть.
Это кино, которое я пересматривал уже много раз. Этакий ритуал получается. Хотя какой-то мистической цели в этом нет. Просто иногда хочется. Своеобразное переосмысление фильма, который до сих пор остаётся и знаковым, и культовым, и наверное популярным, но символичным это уж точно. Один из кино-символов поколения Бумеров. Символ времени, музыки и наверное каких-то идеалов. Редкий случай, когда кино можно назвать в равной мере и режиссёрским, и актёрским проектом. Фильм звёзд, умерших на пике славы. При этом универсальных звёзд, которые нравились и до сих пор нравятся очень разным людям. Каждый раз пересматривая, я нахожу какие-то элементы, одни из которых мне начинают нравится меньше, другие воспринимаются под новым ракурсом. Только сейчас понял, насколько сюжеты в деталях похожи с Братом 2. И сам образ главного героя с течением времени воспринимается по разному. Акценты играют и отношение к главному герою перетекает как ртуть от негативного сарказма, до восприятия дуновения с крыльев ангела. Ещё отношение к фильму не перестаёт меняться под влиянием информации из медиа пространства. Множество подробностей создания и отношения между создателями тоже накладывают какой-то субъективный след. Не всегда явно конечно, но что-то определённо отражается от субъективного восприятия. И наверное, у каждого должен быть такой кино-артефакт, с помощью которого можно если не понять, но почувствовать течение времени и изменения внутреннего Я. Да и пускай сейчас история про доброго отморозка с тленным депрессивно-псевдожизнеутверждающим финалом смотрится по-новому в лучшем случае постиронично. Но это определённо моё кино. И оно пока определённо остаётся со мной. И конечно я его ещё обязательно посмотрю. Да и скорее, ни раз.
26 августа 2021
Я немного запозднился с просмотром этого фильма, причиной тому, заранее известная фабула фильма, которая в результате огромной популярности, не могла пройти мимо. Но вот у меня появилось желания по подробней разобраться в его природе и сущности, мне стало интересно, почему фильм произвел такой сумасшедший резонанс и фурор в обществе, став чуть ли не национальным достоянием, в чем же его особенность и уникальность.
Перечитав множество рецензий и пересмотрев различные обзоры, где люди, с кровью из носа, пытаются раскрыть скрытый смысл фильма, вознеся или же загнобив его, сразу скажу, что я не претендую ни на какую истину и ничего не утверждаю, это лишь очередное дилетантское мнение, но ведь не это ли как раз и придает искусству особую роль в жизни духовной культуры человека, где нету ортодоксальности, где есть огромное пространство для лирики и красноречия, и каждый человек может излить свои мысли в любом формате..
Поэзия, литература, кинопроизводство, живопись, и вообще любое другое творчество, как венец, является украшением и дополнением жизни людей, без них она была бы намного скучней, тусклей и угрюмей.
И так начнем с главного героя. Его выраженная противоречивость и неоднозначность, сразу же бросается в глаза, внимательному зрителю
С одной стороны Данила простой, скромный и честный молодой человек, который, приезжая в незнакомый город, не изменяет личным принципам и убеждениям, пытаясь поступать по своей совести
С другой же стороны, в словах Багрова отчетливо прослеживается антисемитизм, национализм и ксенофобия, что никак не красит, а наоборот проявляет в нем скудность и примитивность интеллектуальных способностей, а также отсутствие понимания устройства мира в целом.
На мой взгляд, ничего примечательного и необъяснимого в герое нету, абсолютно понятный, стереотипный типаж, простого русского, но малообразованного богатыря из народных преданий и былин, который веками оборонял Русь от нашествий супостатов и кроме застав и дозоров, ничего не видел и не слышал. Это как раз и объясняет его отторжение ко всему новому, а также неприязнь и чуждость к другим народам.
В защиту Багрова, хочется сказать, что в нем заложены правильные ценности и идеалы, а проблема лишь в недостатке новых, здравых и трезвых знаний, которые помогли бы ему избавится от его предрассудков и изъянов, став по настоящему эталоном доброты и справедливости.
В целом картина, с учетом мизерного бюджета, снята хорошо, органично и уместно подобранные актеры, а также саундтрэки Ноутилус, которые гениально и аутентично усиливают впечатление о фильме, ну и, как вишенка на торте, желтый, дряблый и полуразваленный трамвай олицетворяющий всю атмосферу серости, безнадежности и разрухи того времени
19 декабря 2020
Брат давно стал культовым фильмом на котором выросло не мало людей. И я в их числе. Впервые я увидела его ещё в далёком детстве и, даже несмотря на юный возраст, уже влюбилась в эту картину Балабанова, несмотря на неприязнь к криминальному жанру.
Данила Багров как олицетворение простого Русского парня из маленького города, которому по приезду в Питер к брату приходится адаптироваться к местному темпу жизни со своими странностями и особенностями, но не потерять свои личностные качества как честность и справедливость. Масла в огонь подливает и необычная профессия его родного брата, который оказывается наёмным убийцей, что, ко всему прочему, ещё и в неприятности вляпался. Данила человек чести и он просто не может оставить брата в беде, поэтому берётся ему помогать, втягиваясь в те ещё приключения.
Фильм хорошо передаёт бандитскую атмосферу 90-х, без излишней романтизации криминала. Каждый из основных персонажей хорошо прописан, есть чёткий узнаваемый характер и объяснение всем поступкам, порой даже нелогичным. Отдельный плюс Балабанову за красивые переходы камеры и демонстрацию красот Петербурга. Так же хочется отдельно выделить музыку: старый добрый русский рок отлично нагоняет атмосферы фильму.
Значимых недостатков в фильме для себя не выявила. При всей моей нелюбви к криминальному жанру, Брат стал эталоном хорошего фильма в данном жанре. Пересматривала его далеко не один раз и он все ещё не «приелся», при каждом пересмотре я замечаю для себя все новые интересные детали.
18 октября 2020
Несомненно культовый фильм Алексея Балабанова некоторыми зрителями сейчас, в 2020 году, будет восприниматься совсем иначе, нежели 23 года назад. И наверное одна из главных причин — протагонист в исполнении Сергея Бодрова-младшего. Герой безусловно культовый, но не вписывающийся в нормы новой этики и всего в таком духе. И по моему мнению, это неправильный подход судить героя через призму новой этики вне контекста года выхода фильма на экраны.
«Брат» — это наверное один из самых наглядных портретов эпохи 90-х в России. И главный герой даже и тогда не вписывался в это время перемен — ибо он типичный нуарный герой, помещенный в «лихие 90-е». «Простой русский парень», справедливый, честный, прямолинейный, не теряющий самообладание ветеран Первой чеченской войны, уже тогда имел не сильно много вариантов куда ему идти дальше. Вернувшись домой с войны он почти сразу же попадает в отделение милицию за драку с охранниками на съёмках клипа «Крылья» Наутилуса, после случайного попадания в кадр, что не сильно понравилось режиссёру. Ему повезло, что не поставили на учёт и отпустили, при условии устройства на работу. И потому мать его уговорила поехать к брату в Питер, ведь он там «большой человек». У него и выбора особо не было — либо работа в милиции в родных краях, либо криминал. И отправился наш герой в город на Неве и не сразу застал брата, который на самом деле киллер у бандитов по кличке «Татарин». И стараниями своего брата, Данила в итоге вливается в криминальный мир, решая свои проблемы как он лучше всего умеет — с помощью насилия, но делая это по справедливости. Хотя у него тоже есть спорные качества в виде ксенофобии (к кавказцам, американцам, французам, евреям). Но было бы странно жадть толератности от ветера Чечни.
Своей культовостью фильм обязан не только образу главного героя, ставшим примером для подражания многих парней, чья молодость пришлась на конец 90-х — начало 00-х, но и саундтреку Наутилуса Пампилуса, который наверное не менее культовый чем сам фильм (хотя саундрек второй части был еще более популярен). Сложно представить «Брата» с другой музыкой, которая сделала фильм снятый за копейки крайне атмосферным.
Наверное совокупность эпохи, героя, сюжета и саунтрека, режиссуры и сделала фильм таким популярным, не смотря на совсем мизерный бюджет, из-за которого актеры снимались чисто за символическую плату, либо вовсе бесплатно. Да и саундтрек достался Балабанову бесплатно, в обмен на то, что он снимет клип для Наутилуса.
Вторая часть тоже стала не менее культовой. И у Балабанова было уже больше финансовых возможностей и меньше бюджетных ограничений. И не смотря на то, что второй фильм обрел не меньшую популярность, чем первый, «Брат» 1997 года остается вполне самодостаточным фильмом.
9 из 10
16 октября 2020
Шедевр от Балабанова! Как ещё описать русский менталитет? Пусть приторно, пусть из крайности в крайность, но то как это сделано в этой картине не сравнить ни с чем. Образ Данилы Богрова вошёл в нашу жизнь на долгие годы. Это фильм целой эпохи.
Простой парень по имени Данила, возвращается из армии в провинциальный городок, где его ждёт мать, которая ставит в пример его старшего брата Витю. Тот в свою очередь неплохо живёт в Питере, туда и отправляется наш герой. Без денег, без связей, просто в никуда. Там и начинаются все переключения Данилы. Брат Виктор, как оказалось киллер, который вляпался местным авторитетам. И теперь, чтобы спасти свою жизнь, он просит Данилу помочь, и передаёт свои дела ему, а сам залегает на дно.
Сергей Бодров, Данила, как он его отыграл, это просто гениально! Хладнокровие и простота. С виду ни чем не приметный паренёк, оказывается настоящим супергероем, у него свой взгляд на жизнь, свои ценности, которые он не придаст не при каком раскладе. Затронуты очень много тем из 90-х и начала 00-х. Пьянство, рэкет, коррупция, страна просто тонула в этом болоте, но находились такие люди как Данила, честные, жестокие, со стальным стержнем. Которые шли против системы, ломали её. Конечно наивно думать, что такое могло произойти на самом деле, но сам посыл понятен.
Отдельная часть фильма, это саундтреки. Подбор музыки, попадает под атмосферу картины на все 100%.
Игра актёров потрясающая. Виктор Сухоруков, сыгравший Татарина, брата Данилы. Беспринципная сволочь, которая думает только о себе, но за это мы его и любим, ведь не все могут сыграть отрицательных героев. Сергей Мурзин он же Круглый, с его поговорками, как отдельная глава. Юрий Кузнецов сыгравший Немца, преданного друга Данилы, бомж не имеющей за плечами ни чего, но так много давший нашему герою. Ну и сам Сергей Бодров, олицетворяющий в себе того, кем многие мечтали стать.
Вот так наглядно, я бы сказал просто и доступно Алексей Балабанов показал нам нашу реальность. Стоит задуматься куда катиться наша страна, ведь этот фильм актуален и спустя 20 лет. Браво.
10 из 10
5 сентября 2020
Об этом фильме написано так много, что повторяться не хочется. Я посмотрел его в юности, и он произвел на меня неизгладимое впечатление, как, наверное, и на многих других мальчишек.
Прообраз главного героя — простой парень, оказавшийся в водовороте жизненных передряг. В этих передрягах оказалась вся страна. В нем отразилась боль за поколение 80-ков, воевавших в Чечне; сопереживание тому, кто вернулся живым и нашел себя на «гражданке». Они мечтали об этом, и вот мы увидели это на экране. Каждый из тех парней мечтал вернуться. Народ понимал, что страна забыла своих солдат и открестилась от них. И вот один из них становится героем фильма…
Это было 100-% попадание. Многие тогда ощутили гордость за «своего» парня. Пусть так сложилось, что его научили убивать. И он по своей воле стал убивать, но делал это, чтобы помочь честным людям. Образ Данилы не может вызвать однозначной симпатии или антипатии. 90-е- темное время; рэкет низвел ценность человеческой жизни до нуля, поставив ее в один ряд с зелеными бумажками. Воздать рэкету по заслугам мечтали многие, и поэтому защитник «униженных и оскорбленных» не мог не стать героем. Хотя бы на экране.
Я долго думал, что же подкупает в этом фильме, что не отпускает после просмотра? А это как раз вера Данилы в то, что брат не предаст. Потому что все знают, как Данила оказался на той злополучной квартире. Каждый, кто пересматривал фильм, невольно задумывался, смог бы он поступить так, как Данила.
Как же нам тебя не хватает сейчас, Сергей…
Память. Навеки в сердце.
6 августа 2020
Для большинства пользователей интернета на 90-е пришлось детство, или они вообще тогда родились. Так что посмотреть «Брата» — лучший способ ознакомится с теми самыми «лихими 90-ми». Причём глазами режиссёра, который смотрел на мир далеко не через розовые очки.
Алексей Балабанов не раз в своих фильмах возвращался к теме 90-х, но всё это были воспоминания из нулевых. А «Брат» был снят именно тогда, людьми, которые видели и понимали, что происходит в стране: в декорациях 90-х, на улицах 90-х, в одежде 90-х и под музыку 90-х.
В 90-е нередко случалось, что молодые люди, вернувшиеся с войны из Афганистана, а после из Чечни, не находили себя в нормальной жизни. Видевшие смерть, умевшие обращаться с оружием, они шли в бандиты. Такой же и главный герой «Брата» Данила Багров. С той лишь разницей, что он стал киллером, чтобы помочь любимому старшему брату.
Сергей Бодров младший сыграл недалёкого, но верного парня, придерживающегося чёткого пацанского кодекса. И если цветовая гамма фильма — это все оттенки серого осеннего Питера, то мир Данилы Багрова ясно поделён на чёрное и белое. Для него существуют только свои и чужие. Причём для своих он готов сделать всё, и простить их всегда.
Без одного из главных актёров Алексея Балабанова — великолепного Виктора Сухорукова — «Брата» представить невозможно. Здесь он играет старшего брата — киллера «Татарина».
Саундтрек фильма составлен из не самых известных песен группы «Nautilus Pompilius». Но они идеально подходят под картинку и являются большой частью сюжета.
Именно «Брат» сделал Алексея Балабанова популярным режиссёром. Так что знакомство с его творчество желательно начинать с этого фильма. Особенно с учётом, что у Балабанова есть фильмы намного тяжелее.
Кому смотреть: — любителям русского рока 90-х (тут есть душевная сцена с приглашёнными звёздами); — если хотите узнать, откуда у Монеточки идея для клипа «90».
Кому не смотреть: — если для вас по какой-то причине 90-е это светлое время и вы не хотите это менять; — если вам больно вспоминать так рано ушедшего Сергея Бодрова младшего.
26 июля 2020
Еще со времен теории «Москва — Третий Рим» старца Филофея в России зародилась мысль о национальной исключительности. Расцвет ее пришелся на XIX век с его славянофилами и почвенниками. Центральную идею всех этих движения выразил Ф. М. Достоевский в дневниках. По его мнению, русские — народ-богоносец, миссия которого — спасти загнивающую Европу, а представитель этого народа не умеет по-настоящему ненавидеть, не стремится к славе, отвергает материальные соблазны и имеет прочие атрибуты настоящего христианина. При этом Достоевский в своих произведениях любил описывать убийц и бандитов, заглядывая к ним в души, и находя предмет для сочувствия.
Идея особой роли народа органично вписалась в идеологию СССР — первого пролетарского государства, миссия которого — наставить другие народы на пусть истинный, отвергая при этом материальные блага и осуждая консьюмеризм капиталистического мира.
Но вот СССР распался, наступили проклятые 90-е, и перед изумленными глазами жителей страны открылось истинное положение вещей. Люди жадно бросились потреблять те блага, которых не было в Союзе, деньги стали предметом культа, отовсюду появились т. н. «новые русские», которых презирали, и которым одновременно завидовали, произошел расцвет проституции и бандитизма. О последнем нужно сказать особо.
Бандиты в 90-е превратились из маргиналов в новую элиту, они гордились и в открытую похвалялись своим статусом, их влияние на власть и бизнес было безграничным. Трудно найти в мире аналог таких кровавых бандитских войн, какие были в 90-е в России. При этом русская мафия за рубежом считалась одной из самых жестоких группировок среди местного криминалитета, ее боялись и ненавидели.
А куда же делась пресловутая русская духовность? Ведь это же наша коренная черта, без нее нам трудно себя идентифицировать как народ. Как сочетается расцвет криминала с любовью и всепрощением? Чем русская мафия отличается от американских гангстеров?
И вот появляется фильм «Брат». Главный герой фильма Данила бескорыстный, всегда готовый прийти на помощь попавшим в беду. Да, он убивает людей, в том числе за деньги, но только плохих, без злобы и ненависти, а к полученным деньгам относится легко, раздавая их нуждающимся. Да, он антисемит и ксенофоб, но добрый и чистый душой. Вот идеальный образ «простого русского бандита».
И этот образ очень совпал с настроениями большинства населения разоренной «лихими 90-ми» страны. Конечно, у нас есть бандиты, но свои — «духовные», не то что «их» гангстеры. Они грабят и убивают, но не так, как на Западе, иначе. Людям хотелось верить, что среди наших бандитов много таких Данил, которые думают, что сила в правде, а не в деньгах.
Это кино помогло вернуть в сознание россиян идею своей исключительности, помирить духовность с бандитами. Поэтому фильм так полюбился простому зрителю.
В наши дни идея исключительности снова приобрела огромную популярность, опыт 90-х был забыт, люди снова поверили, что Россия — хранительница духовных скреп, луч света в темном царстве, судьба которой — спасти мир от тлетворных ценностей, захвативших Запад. И «Брат» сыграл в этом свою печальную роль.
19 июля 2020
У вас возникало такое чувство, что вы скучаете по временам, в которых не жили? Так вот, у меня возникло. Я с таким удовольствием наблюдаю за людьми того времени, за их мыслями, бытом, что может показаться, что перед нами очередная антиутопия. Ведь действительно не верится, что это было на самом деле. Отдельное внимание, конечно, хочется уделить музыкальному сопровождению в наушниках Данилы, именно под такую музыку погружаешься в атмосферу ещё сильнее.
Но пора поговорить про главного героя. Кто же такой Данила Багров? Парень приезжает в Петербург к своему брату и я хотел бы сказать, что он изменился, но уверен, таким наш герой был всегда. Думаю лишний раз не стоит упоминать, про ксенофобию, присущую Даниле, ведь именно она его делает самим собой. На протяжении фильма ему приходится убивать людей, бандитов, если точнее, но всё же людей. Я не могу сказать, что у него не было выбора, как-никак его убийства были не самозащитой и не единственным выходом из положения, но Балабанов нам преподносит всё так, что кажется, что единственным. И вот именно то, чувство после просмотра фильма, с которым ты сидишь в ступоре и смотришь титры, думаю было самым главным. С одной стороны, я прекрасно понимаю, если человек убьёт убийцу, то убийц меньше не станет, но с другой — мы знаем, что Данила боролся за правду, за справедливость и убивал лишь бандитов. Ведь как сказал один умный человек «Сильные приезжают в город и становятся слабыми, вот и ты пропал». Так, всё же кто такой Данила Багров, русский супергерой или очередной убийца…?
7 из 10
23 мая 2020
Демобилизованный из армии, Данила Багров (Сергей Бодров мл.) вернулся в родной городок. Но постоянные нравоучения матери и полная скуки провинциальная жизнь вынуждают его переехать в Петербург, к старшему брату Виктору (Виктор Сухоруков), который, по словам матери, хорошо там устроился. Однако его успех оказывается обусловленным незаконным промыслом — заказными убийствами. Недолго думая, Виктор предлагает Даниле помочь ему с заданием — разобраться с чеченцем, захватившим рынок и мешающим русским вести свободную торговлю. Затем ещё с одним заданием, и ещё, пока пути братьев роковым образом не расходятся в разные стороны.
Персонаж Сергея Бодрова младшего предстаёт перед зрителем одиночкой, но несмотря на это, влияние на зрителей, пожалуй, самого известного и любимого фильма, снятого Алексеем Балабановым настолько огромно, что чувствуется до сих пор, спустя 21 год. Не в том плане, что фильм определил ролевую модель поведения молодёжи того времени, хотя не обошлось и без такого влияния. Балабанов снял фильм, который не только очень чётко запечатлел слепок безвременья конца девяностых и обыденность бандитского Петербурга, но, как любое серьёзное произведение искусства, не теряет актуальности спустя десятилетия. В то время практически никто, кроме Балабанова, не выносил на киноэкраны неприглядную окружающую действительность, пропитанную замшелой русской провинциальной ментальностью, вероломным бандитизмом, проблемами отношения русских с другими народами. Кроме того, как настоящее произведение искусства фильм Алексея Октябриновича допускает множество интерпретаций. В нём можно увидеть и конфликт братских отношений буквально, и семейных отношений в целом. То есть распад семьи в фильме — это ядро, образующее конфликт, а саму семью можно воспринимать как метафору целой страны, которая распад пережила совсем недавно и, кажется, переживает до сих пор.
8 апреля 2020
Моё подростково-юношеское впечатление о фильме Брат было в какой-то его скучности, серости, простоте, ну действительно нет никакого яркого сюжета, персонажи странные, бандиты непримечательные, роботов нет, динозавров нет, музыка тогда мне такая особо не нравилась. Но всё же что-то уже тогда зацепило. Зацепила его близость с какой-то реальной жизнью, протекающей рядом с тобой. Это не фильм о чём-то, а реальная жизнь, продолженная в телевизоре, в своих самых серых проявлениях.
Кто такой Данила Багров. Непонятно. Но простота, немногословность, неожиданная логичность его действий в отношении сложившихся отношений между людьми вызывали сочувствие. Все эпизоды, связанные с грубостью, хамством, насилием более сильных над слабыми — это всё из нашей жизни, особенно характерное для 90-х, потому что тогда этим была наполнена жизнь очень многих людей. Да, и у меня как раз во второй половине 90-х обстоятельства жизни были очень похожими, и настроение была таким же мрачным как погода в фильме. И тут появляется человек из ниоткуда, обычный, простой, который хочет слушать музыку Наутилуса, и этот человек, обладая некоторой физической силой, которая тоже может позволить ему надругаться над слабыми, он вдруг не может спокойно смотреть на вот эти вот отношения — «насильник-жертва», и совершенно естественно вмешивается, нарушая сложившиеся связи. В этом фильме это смотрится как в обычной жизни, ибо мы не видим супер-героя, который в конце побеждает всех. Отчасти побеждает, но это только в самом конце, и только отчасти. По ходу фильма же, его «победы» так же вызывают сочувствие, как и являются простыми, доступными каждому поступками. Его сила не в супергеройских способностях, а именно в этих поступках. И хотя ему не удаётся изменить эти сложившиеся отношения, ему удаётся главное — показать, что можно жить по-другому, можно иметь совесть, и можно совершать такие поступки. По ходу фильма их будет не очень много, но все будут показательно-символичными.
Сами отношения его с братом тоже типичны для этого времени. С одной стороны, брат его подставляет, с другой боится, что тот ему отомстит. Ведь как ещё объяснить, что тысячи молодых людей, воспитанных советской идеологией в идеалах морального кодекса строителей коммунизма вдруг стали убивать другу друга, чтобы добыть средства к существованию. Жизнь такая — скажете? Нет, Не все же жили убийством, такие бандиты всё не составляли большинство населения, и многие, кто нуждался и хотел работать, да, в очень нищих условиях, но работали же. Это и фильм о нравственности, о которой просто не было понятия у многих, но у главного героя как-то оказалось.
И разве это фильм о наёмном убийце? Примитивный взгляд. И что же, люди восхищались его профессией? Может кто-то и восхищался, только как фильм об убийцах и бандитах — это фильм слишком слаб, он силён именно своей жизненно-совестливой стороной.
И последний поступок, когда он пришёл за женой пьяницы, и позвал её за собой, тоже показателен: он вмешался в их отношения, как бы защищая жертву, но сделал жертвой насильника, а жертва, вместо того, чтобы стать насильником, стала помогать этой новой «жертве». Да, ну а что же ещё ей делать? Вы думали, они поедут вместе, и будут счастливо… А дальше он остаётся один, сила и оружие не сделали сильным, мы не знаем каким он будет, но мне сейчас кажется, что в этот момент он уже немного утратил своих прежних качеств, ведь в жизни так и происходит, а первый «Брат» Балабанова всё-таки жизненный фильм, а не пародия на жизнь, как второй. Живите, а не пародируйте!
5 из 10
P. S. Оценку поставил давно, так как всё не мог понять, что этот фильм для меня значит. Вроде я не разделяю восторгов по поводу него, и его герой совсем не мой герой, но всё-таки что-то в этом фильме было своё, близкое, на самом деле, оценка гораздо выше, но решил оставить, разве это имеет значение. Здесь больше не художественного, а интуитивного.
20 ноября 2019
Наверное, об этом фильме слышали практически все. До основательного разбора я добрался только сейчас. Режиссер Алексей Балабанов выпустил данную ленту как раз в нужное время. Публика была готова переварить предложенную режиссером историю и сделать по ней собственные выводы.
Сюжет. Молодой парень Данила Багров возвращается из армии в родной город к матери. Та просит его поехать в Санкт-Петербург к своему старшему брату, который стал там большим человеком…
Начало фильма напоминает спектакль, в котором за короткое время быстро сменяются разные карикатурные ситуации той непростой эпохи (рэкетиры, панки, наглые кавказцы). С главным героем происходит неприличное количество событий за несколько минут. То, что Данила — парень не такой уж и простой, выясняется довольно быстро. Соображает он молниеносно, действует уверенно и четко. Главный герой может в полевых условиях буквально «на коленке» сделать самодельный глушитель. Помимо этого, бандиты ведут себя глупо: в нескольких эпизодах «тормозят», не выставляют охрану у подъезда и вообще ведут себя довольно расслабленно (особенно в сцене, где они знают о скором визите Данилы). В конце картины молодому дембелю даже не оказывают достойного сопротивления, что приводит к предсказуемой и логичной концовке с открытым финалом.
Атмосфера. Между сценами периодически происходят затемнения, к которым быстро привыкаешь. А вот к резким переходам, коих тут не меньше, адаптировать свое зрение получается гораздо сложнее. Сергей Бодров (Данила Багров) играет свою роль нормально, но хотелось бы поменьше видеть в кадре ухмылку по поводу и без. Виктор Сухоруков («Татарин») был убедительным и старательным, а Юрий Кузнецов («Немец») понравился своим невозмутимым спокойствием.
Музыка. Симбиоз из популярных песен «Наутилуса» и криминальной драмой — отличный выбор для сильнейшего воздействия на зрителя.
Итог. Отличная лента с отсутствием героев и целым набором антигероев. Если вы понимаете, что Данила Багров — это не мстительный ангел, отправленный на Землю для свершения правосудия, а всего лишь обычный человек, то вы мыслите в правильном направлении.
8 из 10
(77%), Бог ему судья…
17 ноября 2019