Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Шоссе в никуда |
английское название: |
Lost Highway |
год: | 1996 |
страны: |
Франция,
США
|
слоган: | «A lost road on the edge of strange...» |
режиссер: | Дэвид Линч |
сценаристы: | Дэвид Линч, Барри Гиффорд |
продюсеры: | Дипак Наяр, Мэри Суини, Том Штернберг, Жан-Франсуа Фонлюп |
видеооператор: | Питер Диминг |
композитор: | Анджело Бадаламенти |
художники: | Патриша Норрис, Расселл Дж. Смит, Лесли Моралес |
монтаж: | Мэри Суини |
жанры: | триллер, драма, детектив |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 15000000 |
Сборы в США: | $3 675 201 |
Мировые сборы: | $3 756 869 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 января 1997 г. |
на DVD: | 7 мая 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч 14 мин |
Узник перед смертной казнью исчез из камеры, а на его месте появился молодой парнишка. Парня отправили домой и установили за ним слежку.
Когда я смотрел первый фильм Дэвида Линча – «Человек-ластик», я предполагал, что у этого режиссёра будет немало картин, в которых непонятно ничего. Когда их смотришь, их не нужно понимать, а нужно чувствовать. И я прочувствовал. Несмотря на отборную шизофрению, которой Линч меня тогда накормил, мне понравилось. Всё в этом фильме было странным: и внешность главного героя, и сюжет, и монстр в детской кроватке. Каждая странность в унисон с остальными создавала классную мистическую атмосферу.
Мистическая атмосфера есть и в фильме «Шоссе в никуда». Здесь она мне тоже понравилась. Но больше всего мне понравилась музыка. Саундтрек в этом фильме невероятный. Из известных мне здесь есть David Bowie, Marilyn Manson и Rammstein. Две композиции из саундтрека я добавил в свою любимую музыку. По крайней мере пока что.
Чем мне не понравился этот фильм, раз оценка такая низкая? Всё, что не касается атмосферы фильма, кажется лишним, ненужным, неинтересным. Даже загадку фильма разгадывать неинтересно. Эта бессмыслица, которую «нужно просто чувствовать», меня увлекает только на уровне атмосферы. Ни морали, ни истории. Персонажи тоже абсолютно скучные, был только один загадочный мужик с телефоном и камерой. Но его бы увидеть в каком-нибудь более внятном триллере. А не здесь.
Рекомендую смотреть этот фильм ради музыки и чисто по приколу.
4 из 10
30 октября 2024
Если кратко, то «очень интересно, но ничего не понятно».
Конкретно здесь – Дэвид Линч курильщика, классический Линч, в отличие от его замечательной картины «Простая история», где можно насладиться результатом работы Линча здорового человека. Тут – те же красные шторы, тот же давящий фоновый шум, то же кисельное повествование, и – сплошные непонятки. Как ни лепи все детали вместе, ничего не сходится в стройную картину: ключевые персонажи совершают непонятные действия, происходят непонятные события, и всё это – на фоне обычной жизни других людей, у которых всё как обычно.
Если в «Малхолланд Драйв» «тумблер» откровенной мистики включается ближе к концу, то здесь это уже где-то на середине. Остаётся при просмотре лишь надеяться на какие-нибудь объяснения, но – увы, как обычно.
Снято всё мастерски, кино очень атмосферное, захватывает и погружает в себя постоянной интригой, однако местами нудные долгие сцены изрядно утомляют. Ещё к очевидным минусам добавил бы неадекватную психологическую реакцию некоторых героев на некоторые события, и этот минус целиком на режиссёре.
Раскрыта тема сисек Патриши Аркетт, красотки из фильма «Настоящая любовь». Изрядно удивил Линч своим решением повалять голых людей в пыли, когда для этого не было причины, – чисто для эпатажа.
Характерно, что один из ключевых героев так и не понял, кого и как ему нужно играть, и действовал на площадке чисто интуитивно. Это к слову о понятности происходящего на экране. Вероятно, Линч даже своим актёрам ничего толком не объяснял, и просто добивался нужных ему кадров; т.е. актёры не могли вжиться в свои роли. Интересное режиссёрское решение – не использовать актёров в полной мере, а лишь как марионеток. Зато потом получаются вот такие «головоломки».
31 мая 2024
Девид Линч: режиссёр-загадка, режиссёр-мистерия. Приступая к комментированию его фильмов неизбежно встаешь перед вопросом - что комментировать? Здесь нет привычных сюжетных арок, а истории скорее похожи на сон больного человека, чем на привычный нам ход повествования. Но всё-таки что-то притягивает, не даёт оторваться.
'Шоссе в никуда' (более правильный перевод - Утерянное шоссе) начинается с того, что саксофонист Фред и его жена Рене получают видеокассеты на которой запечатлен их дом и они сами - спящие. Это пугает героев и заставляет обратиться в полицию. Оказавшись на вечеринке друзей жены Фред встречает таинственного незнакомца, который будет появляться на протяжении всего фильма. В дальнейшем Фред снова получает видеокассету, на которой изображено её расчлененное тело. Фред попадает в тюрьму и приговариваеся к смертной казни за убийство жены. Охранник делает обход и находит в камере Фреда другого человека.
Пытаться разбирать происходящее бесмысленно. Непонятно, куда пропадает Фред, что за галлюцинации преследуют новенького, какая связь между Рене и Элис, одинаковыми внешне женщинами. Подобное было в 'Лестнице Иакова', где до последнего момента не было ясно, что происходит с главным героем, но в конце этому давалось логическое объяснение, и в 'Эффекте бабочки', где герой влиял на своё настоящее изменяя маленькие детали в прошлом. Увы, в 'Шоссе в никуда' подобного не происходит. Фильм порождает больше вопросов, чем даёт ответов.
Не случайно Линч заполучил свою славу - он сам признавался, что фильм является логически не постижимым, сродни психическому отклонению запечатленному на экране. Но с самого начала обращаешь внимание на достоинства фильма: это и мощная актёрская игра дуэта Пуллман-Аркетт, и внимательная режиссура Девида Линча, и смелые световые решения и качественная работа операторов. Фильм может понравиться, если, как говорится, отключить мозг и просто следить за происходящим. А там может быть и на 'Малхолланд-Драйв' настроитесь.
6 из 10
19 марта 2024
Я мало знакома с творчеством Дэвида Линча - мое знание ограничивается парой эпизодов «Твин Пикс», которые я совершенно не поняла и бросила просмотр пару лет назад. В этот раз мне предстояло погрузиться снова в мир Линча, но уже в полнометражном формате «Шоссе в никуда».
С самого начала фильм обдает тревогой и холодом, мертвецкой атмосферой - буквально с первых минут мы видим отрешенного главного героя и слышим голос из домофона «Дик Лоренц мертв».
Это не та картина, где все понятно, линейно, красочно и однозначно. Кажется, что Линч ведет зрителя не его сознанием, но его смутными ощущениями, чувствами, внутренней «рептилией» и тенями - через звуки, образы, оборванные фразы, краткие диалоги и неожиданные повороты сюжета. Но именно отключив свое сознание, на мой взгляд, получится увидеть глубинную суть и повествования, и разрывов, и образов.
Для меня фильм про несвободу, про рабство человека, который не знает ни своих желаний, ни своих потребностей, ни себя, ни любви и слепо, как мотылек или кукла, плывет на обещание то ли этой самой любви, то ли забытия в объятиях своей манкой жены или родителей или сигарет и саксофона.
А еще про собственный прорывающийся голос бунта, «справедливости» и свободы, с которым герой не в силах совладать и не в силах признать. Отсюда и «Шоссе в никуда» - что бы ни произошло - оно ни к чему не приведет. Нет никакой цели, а значит и никакого результата - просто бесконечный путь по магистрали в поиске забвения.
Вся картина пропитана ледяным забвением и омертвением - оно во всем - в образах, в постановке кадра, в событиях. Есть только душащая тревога, предвещающая ужас и разрядку. Но разрядку не горячую, не энергичную, которая приведет к оживанию, но к смерти, к еще более сковывающему холоду и безумию.
10 из 10
16 января 2024
В начале небольшое отступление.
Дэвид Линч как режиссер мне симпатичен, и его проекты занимают особое место на моей 'кинополке'. Я отдаю ему должное за сериал 'Твин Пикс'. Считаю этот проект для своего времени выдающимся. Но сериал до сих пор остается многими недооценённым. Также как и многие полнометражные работы режиссера.
Причины непонятости в основном связаны с тем, что как выражается режиссер, он не хочет разжевывать свои концепции зрителю, и преподносить им closure/развязку, будь то фильма или сериала, на блюдечке.
Первый раз я смотрел 'Шоссе в никуда' еще лет 10 назад. И тогда я особо не углублялся в концепции режиссера, его киноязык, символизм.
Сейчас же, отсмотрев заново 'Твин Пикс', поняв гораздо больше, то и просмотр фильмов становится более легким. Тем более, что режиссер в фильме 'Шоссе в никуда' использует те же самые приемы, что и в своем главном по сути успешном проекте 'Твин Пикс'.
Перед нами снова детективная история. Но Линч не требует от нас быть детективами. И не намерен давать множество символов, будь то визуальных, вербальных и других, чтобы мы разгадали сюжет и приблизили развязку. Потому как режиссер сам еще в начале фильма убивает какую-либо интригу. То есть насколько я понимаю, создатели фильма, когда брались за этот проект, ставили перед собой совсем другие творческие задачи.
Еще в начале фильма режиссер дает подсказку, что мы снова погрузимся в мир грез/мечт/подсознания. Все эти сравнения абсолютно уместны. Мы видим до боли знакомые детали в доме главного героя. Красные кулисы/шторы Линч уже использовал в 'Твин Пиксе' в качестве портала между миром реальным и вымышленным.
Также мы видим в одной из сцен в начале фильма мощный огонь как предвестник мрачных/губительных событий в жизни главного героя.
Художественное время режиссер также виртуозно использует как один из своих любимых приемов. Если в начале фильма события разворачиваются довольно спокойно/плавно, где-то даже слишком тягуче, то после главного по сути разворота, темп фильма сильно меняется, на экране больше действия, диалоги происходят быстрее, отрывистее, музыка также подобрана под стать действию более темповая.
Линч исследует поток подсознания главного героя, его иллюзии и вымышленный мир. Лишившись по сути всего, ожидая своей смерти, ему (Фреду) ничего не остается как только воображать себе другую жизнь. В конце концов, режиссер подталкивает нас к мысли, что невозможно полностью блокировать все те ключевые точки/события и людей, которые проходят с нами в реальности. Они так или иначе нас настигнут даже там. Для этого Линч приводит в 'новый мир' Фреда двойник его жены Рене - Элис, а также его знакомого Энди, которого он подозревал в сексуальной связи со своей женой. В итоге все тайные желания Фреда в его подсознании довольно быстро реализуются. Но его пороки, внутренние демоны съедают его даже в вымышленном мире. И он остается ни с чем.
Интересно отметить и некоторых второстепенных персонажей фильма. Детективы в 'Шоссе в никуда' гораздо более реалистичные, серьезные нежели чем в том же 'Твин Пикс'. Это проявляется и в их внешнем виде (один довольно толстый, другой просто возрастной мужчина), в их разговоре (редкие отрывистые фразы, все исключительно только об их работе, никакого фирменного юмора и интересных диалогов между собой).
Также режиссер неслучайно ввел в фильм персонаж Мистического человека своего рода интерпретация Боба из 'Твин Пикс'. Но и здесь есть существенная разница. Если Боба в реальном мире никто из персонажей не видит, то Мистический человек проявляется вполне реально, и сразу наводит ужас на Фреда. Или я так его интерпретирую. Возможно это лишь внутренний демон Фреда, или же олицетворение Зла в фильме, несущее боль и страдание.
В целом фильм годится для знакомства с творчеством Линча, так как не перегружен сюжетными линиями, не изобилует загадочными символами. Для тех, кто видел 'Твин Пикс'и уже немного вник в киноязык Линча, фильм не покажется экспериментальным.
20 октября 2023
- Кто ты такой? - зритель
- Ну ты же сам позвал меня... - Д. Линч
Мы имеем дело с тем видом кино, после которого действительно есть над чем подумать. При этом здесь нет никаких мыслей 'в лоб', опять всё очень загадочно и концептуально. Это медленный психологический триллер, требующий внимания зрителя к сюжету и особенно - к визуальной составляющей. Как и в других фильмах творца, она прекрасна: красные шторы - на месте, эффектные девушки - в наличии, с музыкой - тоже полный порядок. Раммштайн точно украсили собой это кино, не ожидал их тут услышать! В общем, с формой всё в полном порядке - а что с содержанием?
Не читайте сразу разборы сюжета - поломайте голову сами, старик Линч будет доволен.
После интересного, но недостаточно смелого 'Синего бархата', откровенно скучных 'Диких сердцем' и слегка несбалансированного 'Огонь, иди со мной' этот фильм - действительно глоток свежего воздуха, как для режиссера, так и для зрителей. Спойлерить нельзя, но очень хочется. Несмотря на нелинейность повествования, здесь прослеживается трёхактная структура. Но если вам показалось, что в первом акте нам показали одного персонажа, а во втором начинается фильм про кого-то другого и это нелогично - подумайте ещё. Если кажется, что бал правят мистические силы, как в 'Твин Пиксе' - скорее всего опять мимо. Благо, подсказки к разгадке сюжета заботливо раскиданы по всему сценарию, а на одну из таких подсказок - взрыв дома в обратной съёмке - можно смотреть бесконечно (ну красиво же!). А вот бесконечно бежать от самого себя, от своей сущности и своего прошлого - уже точно не получится...
Многие зрители останавливаются на версии 'нам опять показали сон', преисполняются разочарования и идут смотреть что-то более позитивное. Они тоже бегут от реальности? Если подумать, то вся наша жизнь - это марафон, в котором реальность пытается нас догнать, как загадочный человек с видеокамерой...
8 из 10
Смотреть строго на ночь, саспенс потрясающий.
16 февраля 2023
Один из тех редких фильмов, при просмотре которого жалеешь, что нет отрицательной шкалы оценки.
В...с...ё...
о...ч...е...н...ь... затянуто.
Даже поставив скорость на х2 через полчаса после начала (больше, к сожалению, не позволял плеер), я всё ещё дико жалею, что убил столько времени на этот 'шедевр'. Повествование оказалось скучней и натужней, чем в худших традициях 'Брейкинг Бэд', 'Ходячих Мертвецов' или так называемого авторского кино. Как и там, здесь умудряются растягивать и так ограниченный рамками проката хронометраж, наполняя его пустотой и замедляя сцены, будучи, видимо, не в силах предложить зрителю что-то интересней и осмысленней постоянной ходьбы, молчания и чёрных экранов.
Помимо этого, в 'Шоссе в никуда' присутствуют и другие негативные клише подобного 'авторского кино' (без негатива к нему в целом - скорее к таким вот работам): 1) Зрителя сразу опускают мордой в идущие события, без какого-то адекватного вступления или знакомства с героями. Конечно, никакого сопереживания или, хотя бы, понимания это не добавляет. 2) Флеш-форвардбэки, в т. ч. в виде намёков на психозы/сумасшествие/видения и т.д. Заезженные приёмы, которыми можно замаскировать любое г... и добавить двусмысленность чему угодно.
Во все эти мифические вещи не веришь. Как и в дешёвый телефонный трюк из начала фильма. Но ещё больше не веришь в то, что во всё это могут верит герои. А также то, как они в данных обстоятельствах верят друг другу, делая, что им скажут.
Хотя нет, кое-что тут всё же на уровне: сцены секса. Они, в большинстве своём, выглядят действительно неплохо.
Вероятно, со снятием этой картины в таком исполнении, мы потеряли гениальный порнофильм с интересной идеей, лежавшей в основе сюжета (не буду её спойлерить). Ну, или более сущностный и интересный фильм, завязанный на той же идее.
-2 [часа жизни], или 1/10 на Кинопосике.
11 ноября 2022
Нужна определённая лихость или смелость, чтобы с какой-то (хотя бы минимальной) долей уверенности говорить о происходящем в данном фильме. С другой стороны, кому, как не зрителям строить догадки, формулировать теории, разгадывать шифры, коими ленты Линча изобилуют.
Я никогда не видел картины режиссёра Дэвида Линча, поэтому для меня его формы и методы выражения собственного (мягко говоря, нестандартного) замысла были в определённом смысле сюрпризом. Не могу назвать себя поклонником мистических триллеров, но тем не менее признаю, что сие творение впечатлило. Впечатлило прежде всего тем, что заставило работать – не просто смотреть за сюжетом, а конструировать свои смыслы и достраивать мозаику, в которой одновременно несколько кусочков могут быть подходящими.
Повествование, на первый взгляд, идёт вполне буднично: семейная пара с некоторой трещиной в отношениях живёт в своём доме; он саксофонист, лабух в ресторане, она – … Ну, в общем, она. Она есть. И её муж сильно подозревает в неверности. И вообще спустя совсем немного от начала фильма чувствуется даже не напряжённость, а какая-то вязкая, гнетущая атмосфера, царящая в их семейном очаге. И даже сцена секса – казалось бы, единения тел и душ, акта любви, вызывает оторопь – это не любовь, это судороги чувств, любви умирающей и превращающейся в подозрительность, злобу, сомнение. В конечном счёте это выливается в поток крайне странных и даже пугающих событий, наполняющих чашу фильма почти сверх меры.
Едва ли, пожалуй, «Шоссе в никуда» можно сравнить с мутными ремесленными поделками псевдоинтеллектуалов, которые за якобы многозначительностью скрывают непрофессионализм, неумение структурировать идею и ставить приличные фильмы. Здесь ты, хотя и сидишь в недоумении, понимаешь, какая большая работа была проведена, видишь мастерство и талант. Думается, режиссёр намеренно задаёт зрителям загадки, разгадывая которые мы неизбежно столкнёмся с противоречиями, даже если сам последовательный ход разгадывания будет идти логично и учитывать те мелкие мелочи, которые ты замечаешь и говоришь: «Ага! Я тебя раскусил!».
Не буду строить свою теорию – это будет почти смешно. Вторая ли личность? Сон ли? Действие препаратов ли? Мистика, дьявол, дурная пьеса? Сколько ж ещё можно строить версий и объяснений? Да до сих пор вот предлагают свои трактовки, фильм оказался неисчерпаем. И довольно живуч – а прошло уже четверть века. Скажу лишь, что, оказавшись в первые в пространстве этого, так сказать, отсека кинематографа, я ощутил новизну, которая не отвратила, но заинтересовала, хотя и не увлекла с головой, наверное…
8 из 10
15 октября 2022
Психологический триллер «Шоссе в никуда» несет глубокий философский смысл. В нем нелинейный сюжет, режиссерская смелость и великолепная игра актеров.
Действия фильма происходят в двухэтажном особняке, который расположен в пригороде. В семейной паре портятся отношения. Фрэд все больше убеждается в том, что жена предала его. Далее Фред находит видеокассету, на которой он рядом с трупом своей жены.
Многие кинокритики считают, что «Шоссе в никуда» — это сон убийцы собственный жены. Такое объяснение лежит на поверхности. Но оно не является единственно верным.
Можно рассматривать «Шоссе вникуда» как фильм о том, что человек потерял сам себе. Мысли об измене жены поглотили его. Он пытается уйти от реальности, погружаясь в мир иллюзий. Он спит, ему снится кошмар.
Но, зная Дэвида Линча – это было бы слишком простым объяснением.
Мне больше нравится другая трактовка. Таинственный человек в черном – из параллельного мира выбирает Фреда для того, чтобы расправится с негодяем Диком Лораном. Почему Фреда? Потому что Фред очень любит свою жену и ради ее спасения пойдет на убийство. Человек в черном обращает время вспять (об этом зрителю говорит дом, который горит в обратном времени). Незнакомец вытаскивает Фреда из тюрьмы в другом обличье и отправляет назад в прошлое, где еще можно предотвратить смерть жены Фреда Рене, убив негодяя, шантажировавшего ее. Финал фильма подтверждает эту теорию – Фред из прошлого самоуничтожается, чтобы Фред и Рене из будущего могли продолжить счастливую жизнь.
Дэвид Линч остался верен себе и сплёл невероятную ленту Мёбиуса из игры воспалённого воображения, двойников, жестоких злодеев, убийств и потрясающей музыки. Поток событий, нарушающий пространственно-временную логику, делает повествование загадочным и абсолютно нереальным.
8 июля 2022
Когда речь идёт о работах Дэвида Линча, многие в первую очередь думают о саспенсе и сюрреализме. Оные характеристики действительно присущи режиссёру. Собственно, уже первым полнометражным фильмом Линча была мрачная и гротескная картина «Голова-ластик» (1977). После неё маэстро с переменным успехом пробовал силы в разных жанрах, а в 90-х он сконцентрировался на том, что у него получается лучше всего. «Шоссе в никуда» – один из характерных образцов почерка Линча.
Непринятие действительности, уход от суровых реалий жизни в мир грёз, отсутствие границы между существующим и воображаемым мирами – подобными темами прославились фильмы Дэвида. «Шоссе в никуда» как раз повествует обо всём этом. В начале картины главный герой недвусмысленно выдаёт специфику своего мироощущения, когда в одном из диалогов отвлекается от основной темы разговора, чтобы высказаться о предпочтении «запоминать события по-своему». Он подозревает свою жену в измене и убивает её, этим самым вызывая у себя чувство вины и провоцируя череду событий, с которыми ему крайне трудно мириться.
Однако можно ли по-настоящему спрятаться в собственном мире грёз? В картинах Линча неоднократно проскакивает намёк на то, что нужно быть осторожным в своих желаниях. «Шоссе в никуда» иллюстрирует ситуацию, когда можно потерять контроль даже над фантазией. Жестокая действительность переплетается с вымыслом, безопасным лишь на первый взгляд. Все беды перемешиваются и катятся растущим снежным комом на главного героя. Линч стирает грань между реальностью и воображением.
Для «Шоссе в никуда» характерны такие часто используемые приёмы режиссёра, как монотонность повествования, преобладание тёмных красок, нагнетание атмосферы с намерением вызвать у зрителя чувство тревоги. Тем не менее, на некоторых эпизодах Линч умело приправляет всё сарказмом, что, впрочем, тоже в его духе. И, конечно, соответствующим образом подобран саундтрек, он традиционно преумножает без того мрачную атмосферу. Тандем с Анджело Бадаламенти не дал сбоя. Отлично вписались и композиции таких исполнителей, как David Bowie, Rammstein, Marilyn Manson и т.д.
Разумеется, «Шоссе в никуда» относится к категории «не для всех». Подобного рода давящая атмосфера и закрученный сюжет могут оттолкнуть неподготовленного зрителя. Прежде всего подобное кино подойдёт для просмотра тем, кого не пугает сюрреализм. Если же вы готовы ко всему этому, то фильм обязателен к просмотру и может быть с лёгкостью порекомендован для знакомства с творчеством Дэвида Линча. «Шоссе в никуда» – великолепный психологический триллер, который демонстрирует попытку побега от неблагоприятной реальности, повествует о загнанном в угол разуме, бьющимся из стороны в сторону в поисках выхода.
21 октября 2021
Излюбленный прием Линча — передавать через загадки человеческие проблемы, комплексы и переживания. Фильм о герое, стремящемуся к тому чего он истинно желает, но при этом боится. Любая попытка главного героя достичь гармонии и покоя заканчивается кровавой расправой и погоней за собственными комплексами и желаниями.
Таинственный человек — абстрация главного страха гг, его памяти реальности которую он предпочитает игнорировать, это можно понять судя по тому что при первой встрече в фильме он прознес фразу «Мы встречались, не так ли?»
В каждой сцене их встречи видим как главный герой боится и игнорирует свой страх в лице таинственного человека — реальность.
В сцене с детективами Фрэд признается что боится видеокамер и видит этот мир иначе, это дает нам понять что его субъективный взгляд на свои проблемы, свою жену и свою жизнь привычнее ему чем пугающая для него реальность происходящего.
Шоссе, по которому движется главный герой является аллегорией на происходящие в фильме события. Пустая дорогая, темное время суток и машина главного героя двигающаяся в темноту и мрак в попытке достичь желаемого результата.
«Вот когда окупаются одна тысяча четыреста лошадиных сил».
Про подобранный саундтрек стоит упомянуть отдельно, тут он вписывается идеально повышая весь саспенс и тревогу запутанных сцен, словно дав нам проникнуть в голову главного героя.
Это кино о искреннем стремлении добиться желаемого, пытаясь отвергнуть свои комплексы.
26 августа 2021
Дэвид Линч известен тем, что не любит давать конкретных ответов по поводу своих работ, мотивируя это тем, что его зрители — люди умные и сами смогут все понять. Это подразумевает некую элитарность его фильмов, однако я бы не спешил делать таких громких заявлений. Безусловно, его работы далеко не каждому придутся по вкусу. В первую очередь, нужно быть очень внимательными и следить за каждой деталью в фильме, возможно, пересматривать его несколько раз, чтобы прийти к какому-то резонному выводу. Порой думаешь, что даже нужно прибегнуть к психоанализу Фрейда, что тоже будет верно. «Шоссе в никуда» — яркий тому пример.
В этом изощренном киноребусе Линча перед нами предстает именно вот такая вот ситуация. Обвиненный в убийстве своей жены Ренэ и приговоренный к смертной казни, Фред Мэдисон таинственным образом исчезает из своей тюремной камеры, а на его месте оказывается невинный и ничего не понимающий Пит Дейтон. Куда он пропал? Что за человек материализовался на его месте? События, предшествующие этой сцене и идущие за ней, если провести некоторый анализ, дают вполне себе развернутые ответы на поставленные выше вопросы, которыми, думаю, зададутся все смотрящие, и дело здесь далеко не в мистике, хотя, зная Линча, и такую интерпретацию отвергать нельзя. Через призму больного разума главного героя, Фреда, больного шизофренией или, скорее всего, психогенной фугой, мы видим мир таким, каким он сам его запоминает — факт, о котором он сам упоминает в разговоре с детективами в начале фильма. Он не любит видеокамеры, потому что они запечатлевают истинное положение вещей. Видеокассеты, которые супруги получают в начале фильма, наверное, являются единственной правдивой и неискаженной вещью в фильме, включая убийство самой Ренэ. Будучи в камере смертников, истерзанный совестью за содеянное, Фред засыпает и придумывает себе во сне совершенно новую личность — молодого и сексуально активного Пита, полную его противоположность, того, кем он хотел бы быть сейчас. По стечению обстоятельств Пит начинает встречаться с Элис, девушкой своего покровителя, Дика Лорана, которая является проекцией жены Фреда. Но даже во сне, в его фантазии, ужасная реальность крадется за ним по пятам и лишний раз дает о себе знать, пока в итоге личность Пита полностью не стирается, и вновь возникает Фред. Он убивает любовника своей жены, Дика Лорана, а потом и саму Ренэ, и пускается по шоссе в никуда, преследуемый полицией, пока не умирает на электрическом стуле.
Это, разумеется, далеко не все, что хотелось бы написать и рассказать об этом фильме, но на это уйдет просто уйма времени, не говоря уже о всевозможных прочих интерпретациях. Им просто нужно наслаждаться. Стоит также отметить и его крутой и очень подходящий к его гнетущей атмосфере саундтрек. Все это вместе образует интересный, захватывающий, красивый и стильный фильм, над которым нужно думать, думать и еще раз думать. Если вам понравился этот фильм, то также посмотрите и «Малхолланд Драйв» Линча, идея и атмосфера которого ну очень схожа с «Шоссе в никуда». Ну а пока: «Дик Лоран мертв».
27 июня 2020
Один из немногих фильмов маэстро, который я до недавнего времени еще не успел посмотреть. Безусловно, работа достойна самых лестных слов и, на мой взгляд, на ряду с Малхолланд Драйв является вершиной карьеры Линча.
Как и в Малхолланде, мы имеем дело с героем, вступившим в заведомо проигрышную битву с самой реальностью. Невозможность принять истину оборачивается кошмаром, в котором Фред (главный герой в исполнении Билла Пулмана) безуспешно пытается разобраться. Зритель погружается с головой в лабиринты его иллюзий и вынужден плутать вместе с ним. Чувство вины засасывает Фреда в подлинный ад, аллегорически представленный в названии фильма. Таков приговор, который герой вынес сам себе. Мы можем обнаружить очевидную аналогию с мифом о Сизифе и камне.
В «Шоссе» кинолюбы могут усмотреть некоторую насмешку над нуаром. Тут вам и роковая женщина (сыгранная Патрицией Аркетт), и злодей-мафиози (Роберт Лоджа), и отчаянный юнец (Бальтазар Гетти), решившийся на отчаянный поступок ради порочной красотки, и, конечно, наблюдательные детективы в припаркованных машинах. На протяжении значительной части работы Линча эти люди разыгрывают заштампованную историю любви, которая, очевидно, является частью фантазий Фреда.
Заслуживает внимание шикарный саундтрек. В первую очередь заглавный трек Дэвида Боуи и мировой дебют Раммштайн.
С точки зрения разбора и «расшифровки» «Шоссе» выглядит проще чем «Малхолланд Драйв», в первую очередь, из-за меньшего количества действующих лиц и ключевых сцен. Это упрощает понимание и позволяет лучше проникнуться «духом» работы.
И, конечно, нельзя не упомянуть о сцене на вечеринке (разговор Фреда с Загадочным Человеком). Только за эту миниатюру уже можно ставить десятку.
10 из 10
7 мая 2020
Просмотр «Lost Highway» Дэвида Линча как-то очень правильно вписался в происходящую жизненную канву.
Что это было? — непонятно. Жуткое ожидание неизвестного, напряжение с самого начала и до конца, желание понять: в чем же суть и почему происходят те или иные события — и все тщетно.
Герои, глупо ведущиеся на какие-то со стороны явные «приманки», словно мотыльки на свет, напоминают реальность. Отрезвляюще звучит в голове: и мы такие же!
«Я не люблю снимать видео, предпочитаю запоминать все так как укладывается в моей голове, пусть это даже и не объективно» — довольно забавная мысль, пища к размышлению.
А, вообще, это совершенно точно — сон. Такой бредовый, запутанный, напоминающий реальность, но от которого хочется поскорее проснуться и вздохнуть с облегчением, чтобы больше никогда снова туда не попадать.
8 из 10
19 февраля 2020
Общее впечатление: Очень сложно описать свои мысли, дабы не наспойлерить. Но то что тут хитросплетение сюжета и отвлекаться от просмотра совсем не стоит, потому что и так мало что понятно. Картина имеет напряженную атмосферу и столько странного, что увлекает не только сюжет, но и сами персонажи.
Порою меня пугало происходящее, особенно бледнолицый человек. Это знаете, такое неприятное ощущение, Линч умеет нагнать жути. Постоянное ощущение, что за тобой кто-то следит, что здесь все не то, чем кажется. И действительно, столько всего, что мозги кипят от размышлений, потому что по итогу, в самом финале вы увидите кино под другим углом. И все происходящее смотрится иначе. Интерпретировать можно по разному и самое загадочное, что режиссер не дает никаких объяснений. Мол увидели, молодцы, сами и разбирайтесь! Поэтому для одних кино будет ну ооочень странное, для других непонятное, а третьи будут пытаться искать разные объяснения.
Помимо атмосферы, которая окутала фильм страхом и притягательной Патрисией Аркетт, в фильме довольно сумбурное музыкальное сопровождение: Marilyn Manson, Rammstein, David Bowie, классические мотивы. И все так перемешано, что этот коктейль мне не совсем ясен, что хотел показать режиссер? Потому как на 20 сек, вставлять в эпизод Rammstein, где абсолютно не клеится в разговоре, казалось странным. Да что там, все кино странное, а я заморочилась на музыке!
Так хочется написать больше, чтобы рассказать вам что я увидела в этой картине. Но тогда вам будет неинтересно смотреть. Но метафоричность и интерпретация линий зашкаливает! Хотите подумать над сюжетом? Понять, что бесконечное шоссе — это побег от себя самого. Прошу, Линч ждет вас! А кто смотрел, пишите скорее как вам!
8 из 10
28 декабря 2019
Затерянное шоссе (ориг. название) — на самом деле, это самый страшный фильм, что я видел. Хотя, что важно, он состоит не из скримеров, а из напряжения, пугающего непонимания и неподдельного чувства опасения. Это даже не полноценный жанр ужасов с призраками или убийцами, нацеленный просто напугать тебя и заработать на этом денег. Это настоящее искусство пронизывающее тебя до мозга костей.
Сюжет хитро выкрученный, крайне нелинейный, но по итогу фильма все складывается в общую картину со специально оставленными непонятностями.
Фильм даже не пересказать, потому что это не просто история, это совокупность музыки, актерской игры, слов, цветов и загадочности, которая после фильма имеет эффект не менее сильный, чем во время просмотра.
Советую его, вправду, смотреть просто как странный сон, не иначе. Чувствовать, а не думать (это еще придется делать после просмотра). Дать этим нерадостным событиям и глубочайшим страхам главного героя заполнить твой мозг, чтобы ты погрузился в происходящее.
8 из 10
26 октября 2018
Дэвид Линч. Человек, живущий в совершенно уникальном внутреннем мире и создающий фильмы, которые заставляют тебя переживать целую гамму самых противоречивых эмоций при просмотре и потом размышлять над просмотренным на протяжении ещё нескольких дней. Любой его фильм именно такой, «Шоссе в никуда» не стал исключением.
Рассказать, о чём этот фильм, крайне сложно — это такая удивительная мозайка, состоящая из множества деталей, складывающаяся самым причудливым образом. В фильме важна каждая деталь, смотреть нужно очень внимательно, и тогда путешествие по мирам Линча покажется невероятно увлекательным.
Кому-то происходящее на экране покажется бессмыслицей, и именно поэтому фильмы Линча находят строго определённую аудиторию, которой интересно находиться будто бы во сне автора фильма — месте, где может происходить всё, что угодно, и не нужно этому удивляться. Просто смотрите и верьте своим глазам. Я получила большое удовольствие от просмотра.
Фильм создаёт эффект полного погружения в происходящее на экране благодаря великолепной операторской съёмке, игре с цветом и весьма уместному музыкальному сопровождению. Монтаж, режиссура и актёрское мастерство также не вызывает никаких нареканий. Фильм создан с большой любовью, и это сразу бросается в глаза.
8 из 10
19 сентября 2018
Эх, фильмы-фильмы, как очередное искусство — отражение реальности. Привет, наверное, поболтаем, да? Окей, как всем известно сюжет здесь есть — он в аннотации, а посему — поехали. Но вы не готовы, не-не-не.
Знаешь, вот всегда так… несёшься по шоссе с жёлтыми полосами под Дэвида Боуи, но у Дэвида Линча, сидя в своей тихой камере. То и дело гармнбозия тут, красные шторы там, ещё и пол в «елочку» этим дерьмом испачкан, мда… не очень картина, но что поделать — дорога все идёт, пока поджариваешься на электрическом стуле.
Кажется, это 94-ый год, но помни — ты видишь лишь то, что видишь. Ты и я здесь — Фред Мэдиссон, но чуть дальше через прошлое уже Пит Дейтон. Старый друже Бадаламенти по классике накидал саундтрек, но тренды нынче требуют Nine Inch Nails, Rammstein и Чарльза Монро (наоборот) на подтанцовке, Лу Рид ещё — но это для ценителей.
Ну так вот, здесь царствует нуарный хоррор 21 века, чистейшая психоделия кинематографа, обаятельный абсурд. Ещё бы запустить King Crimson и все в заверте было бы. Мрачный эротизм и тайны порнографического прошлого.
Просто знай, брат, камеры мы не любим и все запоминаем по своему… тсс… это главное… да-да. Твоя голова, как ластик. Патрисии Аркет очень идёт быть расчленённой, Фредди не повезло и пришлось сжечь в четвёртом фильме другую… так, погоди, я сбился.
Запоминай: я и авторемонтник и саксофонист, здесь все не так… даже карлик не рука, а мой партнёр. Моя жена, как Рене и Элис, но Дик Лоран мертв, а мистер Эдди её драл, поэтому все логично. Но это было после того, как мы сменили паспорта.
А что в итоге? Я сказал себе в конце, ну… приехав в начало, что»… мертв» и вот сижу в камере, мчась по шоссе и сгорая в агонии. Мой маэстро — Дэвид Линч, гений — создаёт лабиринты подсознания с лестницами Пенроуза, здесь нет выхода — лишь подсказки в никуда.
Кино не для сюжетов, а для наблюдения и этот текст, как нить Ариадны.
17 февраля 2018
Прихожу в восторг от одной мысли, что не все киноленты Дэвида Линча мной изучены. Каждый фильм — это необыкновенное путешествие по тёмному проспекту сознания, по неизведанным переулкам, до этого непознанных моим рассудком. Это всегда ответственный шаг, на который ты соглашаешься снова и снова. Так было и с «Малхолланд Драйвом», и с «Головой-ластиком», и с «Синим бархатом», и с ранними короткометражными работами.
Начиная с экспериментальных кинолент, он приходит к цельным картинам, которые не менее удивительны. С начала просмотра задаешься вопросом: «Хм, что-то тут не то, герои странно себя ведут. Я бы сказал — неестественно». Потом режиссёр как бы плавно заковывает привычную нам логику в кандалы абсурда, подвергая нас в ужас. В «Шоссе в никуда» сквозит атмосфера угнетения, она засасывает зрителя в пучину сюрреалистических конвульсий, не оставляя нам даже шанса на обдумывания: а стоит? Стоит, еще как стоит.
Для неподготовленного зрителя картина может показаться шокирующей. А ведь правда, режиссёр не скупится на сцены откровенного насильственного содержания. Спешу разуверить: всё это неотъемлемая часть для создания пущего эффекта, они как-никак вписываются в киноленту. Всё это один сплошной поток бессознательного, выливающийся нам на голову.
Музыка, притягивающая своим мистическим мотивом, играет важную роль в данном фильме. В картине нет ничего неинтересного и отталкивающего. Неожиданные перипетии, саспенс, который удерживает наше внимание до последнего. Линч представил нам своё видение мира, тревожного мира, невероятно странного. Мне казалось, будто он сопровождает меня за руку всю дорогу, по которой мы идём с ним по чуждому миру, показывает мне пальцем на всякие диковинки, рассказывает о мироустройстве и жителях, приглашает в следующий раз остаться в нём навсегда. Мысли о сладко-горькой меланхолии в кинофильме не покидают мою голову, я до сих пор завяз по уши в этой ванили из нео-нуара и хоррора. Сколько всего в этой ленте, сколько пищи для ума даёт она нам. «Вот, смотрите, что у меня в голове, мне ничего не жалко», — говорит Дэвид. Он шёл к этому, пробираясь сквозь тернии к звёздам, путём проб и ошибок, выдвинул своё мировоззрение. Этот фильм можно по-разному объяснять. Каждый будет находить в нём что-то своё, постоянно натыкаться на то, что показалось до этого незаметным.
Эта кинокартина выделяется на фоне остальных «традиционных» фильмов своим необыкновенным подходом, как уже было сказано. У многих посмотревших этот фильм наверняка осталось много вопросов, которыми они будут забивать себе мозг, искать ответы, затерявшиеся в глубине сознания.
10 из 10
9 февраля 2018
Шедевр мастера своего дела. Линч не перестает удивлять! Наверное один из самых хитро-выкрученных, но в то же время понятных почти любому зрителю фильмов. Заставляет наслаждаться картинкой и музыкой, при этом четко чувствуя мистическую дымку над простыми событиями от начала до конца.
Художник, воплощающий на экран то, что творится в безмерном колодце воображения. Символы и образы, предметы и цветовая гамма, у всего есть свое значение, оказывающее влияние на зрителя. Изобилие колоритных персонажей, начиная с главного героя и заканчивая случайным автомехаником (ну конечно, куда же без Джека Нэнса!).
Подобно непроглядным потемкам человеческого разума — шоссе, по которому мчится главный герой, с самого начала фильма ведет нас в никуда. Во тьму подсознания. Здесь даже нет фонарей, автомобиль движется опираясь лишь на свои собственные фары, на свое видение. Так и человек, вынужден опираться на свои чувства, когда он бежит от проблем и общества. Но оставаясь наедине с собой, как ты узнаешь в порядке ли твой рассудок и встретятся ли фонари снова?
9 из 10
20 июля 2017
Главный недостаток этой знаменитой картины в том, что повествование, имеющее две взаимопересекающиеся сюжетные линии, не поддаётся никакой логической расшифровке. Именно данное обстоятельство спровоцировало яростное раздражение и даже неприятие большинства критиков и зрителей, включая фанатов экстравагантного стиля режиссёра, от которого ждали нечто вроде реабилитации после грандиозного провала приквела телесериала «Твин Пикс» «Огонь, пойдём со мной» и нескольких малозаметных телевизионных проектов, снятых в сотрудничестве с другими постановщиками. Однако сейчас, спустя двадцать лет со дня премьеры, отмечаешь, что «Шоссе в никуда» занимает в творчестве Линча особое положение. Его уже не заботят ни зловещая изнанка одноэтажной Америки с её семейными обедами, подстриженными газонами и цветами на подоконниках, ни трагические истории о человеческих существах с деформированной внешностью, ни максималистски настроенная молодёжь, упорхнувшая из-под родительского крыла навстречу шальным приключениям.
Создавая из фильма в фильм особый мир, в котором «никто и ничто не является тем, чем кажется», Линч, пожалуй, впервые с головой окунает зрителя в эту причудливую реальность, которая лишь на первый взгляд кажется осязаемой и вещественной. Досадный промах режиссёра в том, что он, ложно запутывая зрителя в отнюдь не оригинальном сюжете, слишком уж увлекается своими фантазиями, расцвечивая их прихотливым монтажом, игрой света и тени, нервическим саундтреком и вообще звукорядом. А ведь «Шоссе в никуда» — первый фильм Линча, где нет ни Героев, ни Антигероев. Саксофонист — типичный уставший от жизни меланхолик, молоденький автомеханик — сексуальный гигант, местный криминальный авторитет — недалёкий и похотливый неврастеник, а блондинка и брюнетка — типичные сексапильные содержанки. Все они обыкновенные, если не сказать заурядные, люди. Даже демонический Mystery man с выбеленным лицом, накрашенными губами и сбритыми бровями кажется всего лишь чокнутым престарелым вуайёром-синефилом, но никак не воплощением абсолютного зла.
Неудивительно, что поддавшись мрачному обаянию вселенной Линча и его ловкой, беспардонной манипуляции, зритель начинает приписывать персонажам несуществующие черты, а событиям — обыденное или худо-бедно допустимое толкование. Ничего подобного в ленте нет, это — фильм-ловушка, фильм-обманка, фильм-фейк, который с восторгом примут разве что приверженцы психоанализа и эзотерики. А ведь особо внимательные зрители наверняка обратят внимание на режиссёрскую подсказку: когда разъярённый Дик Лоран избивает на пыльном шоссе оскорбившего его лихача, на заднем плане отчётливо виднеются холмы с надписью «HOLLYWOOD», того места, где всё не то и не так, всё — обман, всё — кино.
Примечательно «Шоссе в никуда» и трактовкой центрального женского персонажа. Начиная с «Головы-ластика», героини Линча проходили градации от чуть странноватых простушек и пай-девочек до вполне самостоятельных молодых особ, идущих наперекор всему и всем. В «Шоссе в никуда» героиня в ипостасях блондинки и брюнетки остаётся одной и той же — охочей до приключений, алчной и беспринципной нимфоманкой, у которой нет ни грамма совести и стыда. В своих последующих работах Линч низводит женщин до страдающих, беззащитных персон, жертв обстоятельств, собственных страстей, душевных или семейных разладов или мужского шовинизма. Впрочем, женские персонажи «Шоссе в никуда» являются промежуточным звеном в галерее представительниц прекрасного пола. Центральное место занимает «святая и грешная» школьница Лора Палмер из провинциального городка Твин Пикс, можно сказать, — идеальный продукт линчевских фантазий.
Неровное, запутанное, невсамделишное и смущающее «Шоссе в никуда» можно расценивать как «фильм для себя», домашнее упражнение, а именно — творческий эксперимент с формой, стилем и жанровым миксом, которые не конфликтуют друг с другом лишь потому, что являются составными частями авторского мышления. Апофеозом этих изысканий стал «Малхолланд-драйв» (2001), снятый на основе неодобренной продюсерами пилотной телесерии и произведший в мире настоящий фурор. Линч вывел почти идеальное равновесие между эстетским стилем, язвительным слогом, таинственной, но всё же пугающей, атмосферой и, как оказалось, обошёлся без всякой путаницы в густонаселённом, очень разветвлённом и весьма разношёрстном повествовании. Пожалуй, успех «Малхолланд-драйв» затмил предыдущую картину Линча, психологическую «роуд-муви»-драму «Простая история» (1999), где нет ни намёка на эпатаж и которую многие считают его лучшей поздней работой, и насмешливо отозвался в провальной «Внутренней империи» (2006), трёхчасовом, невероятно унылом фильме-сновидении, ставшего для Линча форменной самопародией.
Но начало всему положило именно «Шоссе в никуда». С семейными обедами покончено!
6 из 10
21 мая 2017
Дэвид Линч буквально сформировал жанр независимого кино. Уникальность данного режиссера состоит в том, что его фильмы можно трактовать по-разному, и ни одна трактовка не будет являться истинной. Смысл кинокартин Линча понятен лишь ему самому. Многие после просмотра скажут, что это «бред больного человека», но я с ними не соглашусь. У фильма есть четкая структура, одно событие влечет за собой другое и артхаусом его назвать очень сложно. В этом и заключается феномен Дэвида Линча — искусство оставаться непонятым.
«Прошлой ночью мне снилось, что ты где-то в доме, зовешь меня. Тебя не найти. А потом ты лежала в постели, но это была не ты.»
Без спойлеров рассказать о чем эта кинолента на самом деле очень сложно, но хочу сразу сказать, что точного ответа на вопрос «Как Пит Дейтон оказался в тюремной камере?» в фильме нет. Зритель сам должен понять, что же произошло в ту злопамятную ночь на самом деле. Что касаемо сюжета — он не имеет ни начала, ни конца. Фразой «Дик Лорант мертв» фильм начинается, и этой же самой фразой заканчивается. Из-за того, что в кинокартине отсутствует завязка и эпилог, создается впечатление, что все кадры — просто нарезка воспоминаний главного героя. Это легко опровергнуть тем, что от начала и до конца сюжетная линия никак не обрывается. Все происходит в реальном времени. Отсюда можно предположить, что эта история один замкнутый круг. Фред Мэдисон на следующий день так же проснется и снова получит сообщение о смерти Дика Лоранта. А вот где он проснется? Это уже другой вопрос.
«-Мы встречались, не так ли?
-Не думаю, где мы могли встречаться?
-У вас дома, разве не помните?
-Нет, не помню. Вы уверены?
-Конечно. На самом деле я и сейчас там»
Я придерживаюсь мнения, что вся эта история лишь больное воображение Фреда. При таком раскладе вещей вовсе и не важно где он проснется — в собственном доме с сигаретой в руках или в тюремной камере с разбитой головой. Мэдисон настолько болен, что выдуманный им самим мир рушится прямо на глазах. Даже в его мечтах все идет не так как надо. Это говорит о том, что болезнь окончательно взяла над ним верх и Фред не в силах ей сопротивляться. И никакого Пита, конечно же нет и не было. Но психическое расстройство главного героя — это далеко не самая основная деталь, на которую стоит обратить внимание. В фильме есть вещи, которые не менее важны. Например, загадочный мужчина с камерой. Существовал ли он на самом деле? Если нет, то почему на него обращают внимание другие люди? Почему в самый нужный момент у Фреда посреди пустыни появляется в руках нож, который спасает ему жизнь?
«Я не люблю видеокамеры. Я запоминаю события по-своему… не обязательно так, как они случились, а так, как я их запомнил.»
И вроде бы и была одна только Ренэ. Кто такая Элис? Очередная фантазия Пита Дейтона. Фред понимает свою вину и пытается вернуть жену. Кстати, свои действия он прекрасно осознает. Мэдисон просто боится признаться самому себе в том, что в убийстве Ренэ не виноват никто, кроме него самого. Безусловно, дальнейшее осознание собственной вины сыграло в жизни Фреда большую роль. Во многом, именно это и подтолкнуло его к потере контроля над своим сознанием.
«Далеко на востоке приговоренного к смерти отправляют туда, откуда не убежишь. И не известно, когда за ним явится палач, чтобы пустить пулю в затылок.»
Что такое «Lost Highway»? Это жизнь, по мнению самого режиссера. Это та самая дорогая в никуда. Мы все, подобно Фреду Мэдисону, уже приговорены к смерти и лишь ждем своего часа. Это ожидание для нас невыносимо. Часто бывает тревожно, а иногда даже страшно. Прямо как в фильмах Линча.
Думаю, что оценку ставить нет смысла. «Шоссе в никуда» — тот фильм, который каждый видит по-своему. Эта кинолента настолько же гениальна, насколько и безумна.
21 мая 2017
«Шоссе в никуда» — реж. Дэвид Линч (1997)
Как же я обожаю этот фирменный стиль Линча. Концовки его фильмов просто разрывают мозг на части, и ты вольно не вольно, ходишь и гадаешь, что это было? Как это произошло? Прав ты или нет?
Джазмен Фред Мэдисон попадает в тюрьму. Во время одного из обходов, тюремный надзиратель замечает, что в камере сидит вовсе не Мэдисон, а некий молодой человек Пит Дэйтон, который ничего не помнит и находится в недоумении. Полиция отпускает его, но за ним устанавливают слежку.
Хочется сразу отметить атмосферу фильма. Накал, некая паника, страх, страсть. Длинные кадры. Монотонное развитие сюжета. Пазл, который ты потихонечку пытаешься сложить. И вроде бы вот картинка собрана, но нет, главные детальки у режиссера и сиди, гадай, что тут должно было быть изображено.
Красиво снятые сцены. Местами даже не ординарно. Актёры отыгрывают безупречно. Кстати, об актерах. Я смотрел три фильма Дэвида Линча и во всех его лентах актеры подобраны не столько по красоте, сколько по достоверности. Они все, какие то необычные. Они не образы. Они и есть герои. У них свои недостатки в чем то, а в чем то свои преимущества. Они люди, которые играют людей.
Музыкальная часть тоже отменная. Любителям Рамштайн и рока в целом понравится.
Минус фильма в некой затянутости. Это правда чувствовалось и не один раз.
9 из 10
22 февраля 2017
На расстояньи выстрела
Рассчитывать бессмысленно
Что истина не выскользнет из рук
И не порвется бесконечный круг…
(с) Город 312
Линч готовит неискушенному зрителю ловушку, пытаясь заставить поверить в большую реальность первой части фильма, но оставляет подсказку, устами Фреда говоря, что временная последовательность событий для него ничего не значит. Думаю, Линч хочет показать важность именно субъективных переживаний, и неважно, насколько они безумны и соответствуют ли «объективной реальности», которая, с ценностной точки зрения, представляет собой лишь некий протокол для состыковки многих «субъективных» реальностей. Поэтому объективной реальности в фильме лишь маленький островок.
Фильм о вине и попытках обмануть себя. Во многом напомнил Лестницу Иакова. Но у Линча демоны так и остаются демонами, и в ангелов не превращаются. Единственное, что остается — либо повторить цикл, либо позволить электричеству унести тебя в никуда и прекратить этот кошмар.
1 ноября 2016
«Шоссе в никуда» — определенно самый слабый из классических линчевских фильмов. Его название, к слову, полностью определяет всю суть содержания: Линч словно сажает зрителя в уютный салон кадиллака, захлопывает дверь и отправляет в двухчасовое путешествие по шоссе, которое ведет в никуда. Ни стилистических изысков, ни выдержанной атмосферы, ни интересных персонажей, за которыми хотелось бы наблюдать, лишь монотонные разговоры ни о чем и постоянные поездки в никуда. Напрочь пропала как обыденность, простота, так и фирменный режиссерский почерк, так любимый огромным количеством фанатов по всему миру. Вернее, сами элементы «гротескной мистики», конечно, присутствуют, но употребляются они совсем не к месту, не для достижения какого-либо эффекта, а постоянно и без видимой на то нужны.
Классические черты произведений Дэвида Линча — сюрреализм, цинизм, мрачно-депрессивная атмосфера, таинственность, оккультизм, эзотеризм — переплетаются в «Шоссе в никуда» с андеграундной поп-культурой девяностых: «неоновые» ночные клубы, наркотики, диско-музыка и прочее. Возможно, фильм и имеет множество скрытых от глаз «фишек», обнаружить которые при первом просмотре невозможно, но проблема заключается в следующем: «Шоссе» не хочется пересматривать (в отличии от того же «Малхолланд Драйва»), не хочется заново вникать в скучную историю, не представляющую из себя ничего уникального, возвращаться к невыразительным персонажам, сыгранными актерами с каменными лицами. Из Билла Пуллмана и Патриции Аркетт вышел самый скучный дуэт из всех, что были представлены в фильмах Дэвида Линча. Таинственная музыка от Анджело Бадаламенти, автора цепляющего саундтрека к «Твин Пиксу», также не спасает. Композитор он пусть и хороший, но явно не уровень Бернарда Херрманна, который своими нагнетающими композициями мог создать нужную тревогу в любом, даже самом безынтересном фильме.
Музыкант Фред Мэдисон (Билли Пуллман) страдает от полового бессилия, вызванного переживаниями по поводу того, что его жена (Патриция Аркетт) ему постоянно изменяет. На фоне сильного стресса у героя развивается одна из форм шизофрении. Во время очередного эмоционального срыва Фред, сам того не понимая, убивает свою жену, после чего оказывается приговорен к смерти. А весь фильм — лишь потуги сознания музыканта, сидящего в одиночной камере в ожидании страшного суда, сознание которого агонизирует, выдавая самые разные проекции, вызванные страхом и чувством вины. Самую простую историю о сумасшествии Линч завернул в мистический детектив на манер «Твин Пикса», не имея для этого ни малейшего повода. Если вспомнить, то можно привести в пример еще множество подобных фильмов. Взять, к примеру, фильм Дэни Вильнева «Враг», вышедший десятилетием позже, который почти в точности повторил сюжет «Шоссе в никуда». Поменялись лишь факторы, повлиявшие на развитие шизофрении у главного героя.
Таким образом, под личиной глубокомысленного произведения Дэвид Линч подсунул зрителям пустышку, которую даже оформить должным образом не смог. Но не стоит ругать режиссера, ведь промахи бывают у каждого, а «Шоссе в никуда» — один из немногих проектов в карьере режиссера, который не удался. Хотя, если взглянуть на рейтинги фильма на различных кинопорталах, то можно с уверенностью сказать: людям понравилось и это произведение, настолько любителям кино природнился фирменный стиль Дэвида Линча.
6 из 10
23 августа 2016
«Шоссе в никуда» — это третий по счету фильм Дэвида Линча, который я решилась посмотреть. Первым был фильм «Голова-ластик». Этот кошмар я хочу забыть раз и навсегда. Не даром его включили в Топ-25 самых опасных фильмов. Вторым был «Малхолланд Драйв», оставивший после себя уйму вопросов, эмоций и впечатлений. Что интересно, эмоций скорее положительных. Также осталось желание пересмотреть фильм еще раз в будущем, чтобы еще раз попытаться в нем разобраться.
И вот меня снова потянуло посмотреть какой-нибудь странный запутанный фильм.
Я знала, что если обращусь к Линчу, то не ошибусь. Что ж, в этом Линч меня не подвел. Фильм «Шоссе в никуда» действительно странный и очень запутанный.
Но вот сюжет… Если бы я не смотрела упомянутый выше «Малхолланд Драйв», то, возможно, что сюжет фильма «Шоссе в никуда» показался бы мне весьма неординарным.
Но после… Да эти два фильма похожи как две капли воды!
Я знаю, что «Шоссе в никуда» был снят раньше «Малхолланд Драйва». Но это нисколько не оправдывает повторы в сюжетах этих фильмов.
Оба фильма делятся на две части, одна из которых более-менее реалистичная и последовательная, а вторая полностью сюрреалистичная и безумная.
В обоих фильмах идет замена главного героя на совершенно другого человека, при этом имеющего очень смутное сходство с предыдущим.
В обоих фильмах героев преследуют навязчивые видения.
Также в обоих фильмах происходят непонятные убийства, причем убитый человек то мертв, то воскресает и появляется в фильме вновь в другом амплуа.
Да и многие приемы съемки очень схожие.
Я могла бы написать целую исследовательскую работу по сравнению двух фильмов Линча. Но к чему это? И без того понятно, что они похожи до невозможности.
Да, действующие лица и наполнение сюжета разные, но сюжетная канва одна и та же.
Разумеется, ни в том, ни в другом фильме в итоге не дается никаких пояснений происходящему. Зрителю предоставляется право самому ломать голову и строить одно предположение за другим.
И все же я попыталась разобраться в сюжете фильма «Шоссе в никуда».
Его можно трактовать двумя способами.
Первый вариант трактовки более примитивен. Он состоит в том, что вторая половина фильма, начиная с подмены героя в тюрьме — ни что иное, как бредовый сон Фреда Мэдисона. Режиссер отчасти дает нам намек на эту версию.
Когда Фред Мэдисон попадает в тюрьму, его мучают страшные головные боли и бессонница. Во время прогулки он теряет сознание, и тюремный врач, осматривая его, спрашивает, как у него обстоят дела со сном. Фред признается, что уже не помнит, когда он нормально спал. Тогда врач дает Фреду какое-то лекарство и говорит, что теперь-то уж Фред будет спать очень крепко. После чего долго и многозначительно смотрит на Фреда.
Второй вариант трактовки фильма более неординарный. На него меня натолкнули воспоминания о фильме «Донни Дарко». Временная петля, вот на что похож весь фильм «Шоссе в никуда»! Ведь фильм начинается и заканчивается одной и той же фразой в домофон. Все признаки закольцованного сюжета тут на лицо. Так почему же не предположить, что Фред Мэдисон, подобно парнишке Донни Дарко, попал в тангенциальное пространство? Не стоит забывать, что в пространстве Донни Дарко все окружающие люди выглядели вполне обычно и, не считая странных редких видений, ничто не намекало на то, что с миром вокруг него что-то не в порядке.
Вот и «Шоссе в никуда». Может быть, дело вовсе не в Фреде Мэдисоне? Может быть, это весь мир вокруг него — не в порядке? Может, люди вокруг него — лишь декорации? А вся его жизнь — это лимб, куда он возвращается снова и снова? И его странное перевоплощение лишь показывает, что с миром что-то не так?
Не стоит забывать, что в любой временной петле всегда есть какой-то крючок.
Донни Дарко видел парня в костюме кролика. А Фред Мэдисон то и дело видит Таинственного человека.
Кроме того, в каком бы облике ни был Фред Мэдисон, все люди, которых он так или иначе встречает — одни и те же — Дик Лоран, он же мистер Эдди, хозяин роскошного дома Энди (который везде Энди), Рене Мэдисон, она же Элис Уэйкфилд.
Анализируя этот фильм, я старалась вспомнить другие фильмы, затрагивающие тему временной петли. И мне пришел на ум фильм «Треугольник».
У любой временной петли есть строгий временной промежуток и строгая точка отсчета.
В фильме «Треугольник» этой точкой отсчета был гигантский лайнер. А в фильме «Шоссе в никуда» мне почему-то кажется, что этой точкой отсчета мог стать отель «Lost Highway», где пытался скрыться главный герой. Предположим, что герой совершает серию убийств, после чего пытается скрыться от полиции по шоссе, где заезжает в отель «Lost Highway». Он заходит в отель, засыпает, и просыпается вновь у себя дома за несколько дней до убийства!!!
Это объясняет и голос в домофоне. Фред Мэдисон, подобно другим героям похожих фильмов, пытается сам себе напомнить, что всё это с ним уже было!!! Он успевает предупредить сам себя, потом пытается скрыться от полиции, но куда бы он не ехал, шоссе привозит его всё в тот же отель. Это также объясняет и его видения будущего и странные сны. Он просто вспоминает то, что происходит с ним в петле вновь и вновь! Видеокассеты тоже вписываются в эту канву. Как становится понятно, никто посторонний в дом Мэдисонов не проникает. Вероятнее всего, кассеты оставляет Фред сам себе, пытаясь напомнить о том, что его ожидает в будущем. Правда, в фильме говорится, что кассеты оставлял на крыльце Таинственный человек. Но хоть он и был реальной персоной (поскольку гости на вечеринке видели его), он мог быть всего лишь функцией к решению задачи Фреда.
Может быть, мои версии не выдерживают никакой критики. Но мне они нравятся.
Напоследок хочется отметить музыку из фильма, — Дэвид Боуи, Раммштайн, Мэрлин Мэнсон… одни только саундтреки поднимают этот фильм на более высокий уровень по сравнению со всеми предыдущими работами Линча.
Но моя рецензия все же не может быть положительной, поскольку, как я уже сказала, Линч повторяется. Линч не сумел меня удивить.
Так что ставлю
6 из 10
22 июля 2016
Всеобщая великая шизофрения не от мира сего, — сказала бы я года четыре назад, посмотрев данный фильм спустя рукава. Но добралась до него только сейчас и не зря. Как человек знающий о таланте Линча совсем немного и весьма абсурдно, я решила оставить этот весомый кусок на потом. Это вам не «Синий Бархат» с его «папа хочет сношаться» и прорезающаяся сквозь время фабула фильма «Дюна». Единственное, что ты услышишь из динамика своего домофона — это «Дик Лоран мертв», а что делать с этой информацией и как поступать дальше, абсолютно не важно.
Разложившаяся фантазия и дуализм главного героя — тот самый источник проказы картины. Если бы в ней не было столько символизма, я бы плюнула от досады и громко хлопнула крышкой ноутбука после просмотра, но все оказалось интереснее, чем может показаться на первый взгляд. Начало действия было весьма отягощенным, держащим в напряжении первые 15 минут. Сидишь и ерзаешь за столом, как Мэрион за рулем своего авто в хичкоковском Психо… а потом просто не понимаешь, что происходит.
Единственное, что понимаешь за 2 часа дальнейшей фантасмагории: все темные стороны твоей сущности собраны здесь воедино, сиди и любуйся. Загадочный человек с его фантомными появлениями и звонками — это голос твоего подсознания, а видео кассеты с записью с камер наблюдения, его дополнительные проекции. И как не старайся убежать от проблемы, ее решения не найти, даже в альтернативной реальности (спасибо Фрейду).
Все, что остается в итоге — это путь, бесконечный побег от себя по шоссе в никуда.
1 мая 2016
В фильме очень гармонично сочетаются таинственность, напряжение, сексуальность. Возможно, это редкое исключение у Д. Линча, где он не перегнул палку.
Атмосфера просто исключительная. Всё на своих местах: звуки шикарные, рваный монтаж, ракурсы, световые эффекты.
Патриция Аркетт настоящая бомба. Отличная фигура. В кадре настолько естественна. Получаешь удовольствие просто наблюдая за ней.
Звуковому дизайну надо отдать должное. Сам Д. Линч занимался этим. Опять этот почти инфразвук, который вызывает чувство тревоги. В нужное время добавляется песня Д. Боуи, Т. Резнора, М. Мэнсона, группы «Рамштайн» и др. Всё это очень положительно сказывается на фильме.
К минусам отнесу запредельный хронометраж — 2 часа 14 минут. При просмотре разделял фильм на две части. Но это не мешает проникнуться к нему уважением.
8 из 10
3 марта 2016
Сначала подумал про раздвоение личности, потом про мистику (последний вариант более реальный). Я не большой поклонник фэнтази, но этот фильм немного другое. Ясно, что это своеобразный кинематографический сюрреализм, который каждый в праве интерпретировать и толковать в соответствии со своими ощущениями. Примечательно то, что этот фильм держит в своеобразном напряжении на протяжении всех двух с четвертью часов (именно столько длится лента.)
Подкупает в этом фильме хороший атмосферный саундтрек, дельная игра актеров и наличие откровенный сцен, как бы странно это ни звучало. Здесь Патрисия Аркетт играет роль роковой женщины, она пленяет, она искушает своей дьявольской красотой, своим телом, женственностью, коварством. Она же убивает, но убивает горячо, страстно, предавшись сладострастному упоению любви.
Можно много и долго критиковать Линча за то, что он просто снял тот бред, который был накоплен у него в голове (явно после приема каких-либо веществ), приправил все это сексом и хорошей музыкой. Но это утопия притягивает, как притягивает своих рабов Эллис и Рэне.
8 из 10
23 июня 2015
В чем прелесть ночных кошмаров? В их тотальной власти над разумом спящего, который порой не понимает, что видит всего лишь сон. Настолько все ярко, подлинно и животрепещуще в своей неизбывной кошмарности, которую человек не в силах контролировать. Сон — это и маленькая жизнь, и маленькая смерть в одночасье, вселенский лабиринт парадоксов, лавкрафтианское мучительное и мятущееся сосуществование необьяснимых деструктивных сил, и поглощение света тьмой, столь густой, что не остаётся воздуха вообще, тьмой постоянных ночей, которая прячет то, что невозможно выразить простыми словами.
Для небезызвестного Дэвида Линча как таковой реальности вообще нет, все покрыто инфернальным мороком, все внутренние пространства полны неправильной геометрией и любое докапывание до сути геометрически хаотично разбросанных вещей, что окружают нас, рождает полное и всеобъемлющее разрушение изначальной жизни, по Линчу, притворно-приторной в своей выхолощенной идеальности. Такова вселенная «Синего бархата», где среднестатистический американский Эдем оказывается наводненным демонами в человеческом обличье; Рая нет, есть лишь первый круг Ада. Но есть и Чистилище Твин Пикс и «Диких сердцем», где все ещё существует возможность к спасению или же просто к временному бегству, но куда? Беглецы все равно обречены на маяту в этом бесконечном сне разума, порождающего с завидной фертильностью чудовищ, у которых могут быть какие угодно лица, твои ли или же твоей любимой жены Элис.
Сызнова заигрывая с нуаром в «Шоссе в никуда», Линч как всегда берет лишь некоторые формальные мифологемы и архетипы жанра, но насыщая их сугубо своим, крайне аутентичным содержанием. Экспозиция фильма, где лейтмотивом будет звучать фраза» Дик Лоран мёртв», решена как история Фреда и Рене — им в сущности есть что друг от друга прятать. Вообще скрытое в сугубо хайдеггеровском понимании этого в «Шоссе в никуда» обретает зримую интонацию, ибо это скрытое демонстрируется с неким непритаенным вуайеризмом на видеозаписях, на первый взгляд запечатлевающих саму кристальную обыденность. Но она по определению своему лжива, искусственна, будто специально разыграна, чтоб показать наносную сущность брака Рене и Фреда, где царствует не страсть, уж явно давно угасшая, но тотальная анемия, некоммуникабельность, которая рано или поздно взорвётся вспышками насилия. Разрушив этот псевдоидеальный миф, Линч заворачивает свою историю в ещё более зловещее пространство, лишив обеих своих центральных героев всяческой первоначальной идентификации. В сущности Фред и Рене становятся теми, кем они и являются на самом деле — Питом и Элис. Режиссёр делает скрытую двойственность человеческой природы явной, но вот только света в мире тотальной тьмы Дэвида Линча не предвидится. Ад в картине кривозеркалит цикличностью, ад — это вечное возвращение на круги своя, к началу, и снова, и снова, и как и Фред был обречён на бегство в никуда, по апокалиптическому шоссе, дорога в фильме кажется буквально бесконечной, ведущей к самому входу в Ад, чтоб опять все началось, так и Питу суждено то же самое, так как он вкусил запретный плод, поддался искушению.
Но чем является это самое Никуда? Возможно, это и есть Nichtsein, ничто противопоставляемое Sein. Линч — художник небытия, veritas de raison в его фильмах, но в особенности в «Шоссе в никуда» не существовало даже на периферии. Его философия это всегда по природе своей потустороннее, кошмарное, просто сновиденческое, отторгающее или отменяющее обыденность, в которую не верит и сам режиссёр. Здешние никуда плоть от плоти, кость от кости всего невыразимого, и Линч вслед за Хайдеггером устраняет в «Шоссе в никуда», в «Малхолланд драйв» и «Внутренней империи», а также Твин Пиксе и «Синем бархате» сознание вообще, логику как таковую, парадоксально вроде бы делая иррациональное рациональным, а небытие новым бытием, в котором уже отменяются все игры в реальность. Запутывая до предела сюжет, подключая реальность кино(порновидео как портал в ещё одну преисподнюю), Линч очевидно наследует даже Алену Рене и его ouvre «В прошлом году в Мариенбаде», где на поверхности лежала мысль о человеческой памяти, застрявшей в полусне, коме.
И чем Фред/Пит и Элис/Рене не воплощенные сущности Загадочного Человека, но Бога ли?! Линч отчётливо показывает, что Архитектором в мире его фильмов является не Бог, но Дьявол, или кто-то мимикрирующийся под него, в свою очередь надевающий маски Головаластика (хотя он скорее дитя Сатаны в сугубо искусственном мире технократии), Фрэнка Бута, Мариэтты, безымянной Старухи. Вся киновселенная Линча корчится в судорогах собственной невозможности, в ней царствует кишащая монстрами невоплощенность, населенная развоплощенными архетипами. Приметен символ дороги в «Диких сердцем» и «Шоссе в никуда» — на простейшем уровне это путь в иной мир, мир мёртвых. Но если герои «Диких сердцем» бежали из этого мира кадавров, то зеркалящие своей дуалистичностью герои «Шоссе в никуда», объединённые и общим дуэтом Линч-Гиффорд, наоборот туда направляются из мира живых. Но шоссе в той же степени есть символом бегства, причем поспешного, в прошлое, к собственной прошлой жизни, забытой и стертой матрицей времени. Но она полна unding, Фред не может вымыслить то, что ему недоступно, а потому он обречен блуждать по своим кошмарам, петлять по уходящему в никуда шоссе. Его сознание разбито надвое, и остаются лишь unwesen, а не eigentliche. Дик Лоран мёртв, как уже и все вокруг, и круг замкнулся в триолизме Dasein — Existenz — Nichtsein.
14 июня 2015