Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мужество в бою |
английское название: |
Courage Under Fire |
год: | 1996 |
страна: |
США
|
слоган: | «A medal for honor. A search for justice. A battle for truth» |
режиссер: | Эдвард Цвик |
сценарий: | Патрик Шин Дункан |
продюсеры: | Дебра Мартин Чейз, Джон Дэвис, Дэвид Т. Френдли, Джозеф М. Караччоло, Пол Нисан, Джозеф Сингер |
видеооператор: | Роджер Дикинс |
композитор: | Джеймс Хорнер |
художники: | Джон Грэйсмарк, Стив Купер, Френсин Джеймисон-Танчук, Рик Гентц |
монтаж: | Стивен Розенблюм |
жанры: | боевик, триллер, драма, детектив, военный |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 46000000 |
Сборы в США: | $59 031 057 |
Мировые сборы: | $100 860 818 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 июля 1996 г. |
на DVD: | 7 августа 2008 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 57 мин |
Начало фильма достаточно пафосное. Геройские американские танкисты браво едут на желтых Абрамсах по ночной пустыне Персидского залива в атаку на иракцев, которые смиренно принимают заведомо проигранный бой.
А сюжет закручен вокруг экипажа военного вертолета, подбитого в бою и его командира — капитана Кэрин Валден, погибшей после крушения.
Отличный актерский состав.
Дензел Вашингтон в образе сомневающегося весь фильм интеллектуала. Это его привычное амплуа. В этот раз он сомневается, достойна ли погибшая в бою женщина — командир отряда высокой правительственной награды; а где-то в фоне его терзает вина за гибель подчиненного ему экипажа танка.
Мег Райан — воплощение женственности, хрупкая и красивая женщина в неожиданной роли военного летчика.
Молодой Мэтт Дэймон изображает слабохарактерного неудавшегося воина, скатившегося в пучину наркомании и лжи.
Есть у картины и недостатки. К ним можно отнести, хотя это конечно субъективное мнение зрителя из России, излишнее нагнетание американского патриотизма.
Наверное основной посыл фильма не сильно соответствует слогану. Это фильм не сколько о поиске справедливости, сколько о возмездии: предавший будет наказан. Рано или поздно.
3 февраля 2021
Ещё один фильм из прошлого, который остался в тени других кинопроектов и теперь может быть вспомнен при изучении фильмографии того или иного актера или актрисы.
Этот фильм стал вторым проектом, в котором режиссер Эдвард Цвик задействовал Дензела Вашингтона (первым был филье «Слава»). Помню, что «Мужество в бою» было у моего дяди на видеокассете и я посмотрел его лишь однажды. А сейчас решил освежить в памяти.
Фильм рассказывает одну из историй о войне в Персидском заливе.
Подполковник Нэт Стерлинг (Вашингтон) — хороший солдат. Но однажды он совершает ошибку, которая гложет его и не даёт возможности жить спокойно. Эта ошибка ещё найдет отклик в дальнейших событиях, а пока Стерлингу дают задание собрать информацию о погибшем капитане Карен Уолден (Мег Райан), которая была убита во время спасательной операции и которую должны наградить посмертно орденом Почета. Опрашивая сослуживцев женщины, Стерлинг наталкивается на нестыковки в их рассказах и решает выяснить истинную причину гибели женщины-солдата.
Фильм Цвика своей сюжетной составляющей смахивает на военный судебный детектив, только действие в нем разворачивается не в зале суда, без обвинителей и адвокатов. Но несмотря на это, «Мужество в бою» все же является детективом. Детективом с элементами драмы.
Ключевая из них — история самого Нэта Стерлинга, который будучи человеком с запятнанной репутацией, будучи человеком, совершившим ошибку на войне и понимая, что исправить ничего нельзя, пытается искупить свою вину, доведя дело капитана Уолден до конца. Если хотите — для него это становится делом чести, даже несмотря на давление, оказываемое со стороны руководства и возникающие при расследовании угрозы.
Фильм, как и многие в своем жанре или скорее в своей тематике, раскрывает характеры персонажей и даёт представление о том, кто на что способен в той или иной ситуации. Так, Нэт Стерлинг, будучи человеком не без греха, в том случае, когда ему приходится искупать свою вину, оказывается человеком чести. Для него правда — это то, ради чего он носит военную форму. У штаб-сержанта Монфриза (Лу Даймонд Филлипс) другие приоритеты и ценности, равно как и у специалиста Иларио (Мэтт Деймон). Хотя опять же, все они солдаты и как люди, служащие своей стране, они неплохие люди. Просто детали характеров, убеждений и мотивов у них разные, равно как и разные цели в жизни.
«Мужество в бою» как раз и даёт на примере конкретной ситуации (с падением вертолета и попавшими в окружение солдатами), оценить то, что выходит на первый план у людей, служащих плечом к плечу друг с другом. В критический момент, особенно перед лицом смерти, проступает настоящее «Я» и человек оказывается как на ладони (без толики притворства). Возможно, что Эдвард Цвик хотел отчасти показать именно это.
Фильм хоть и является проявлением патриотизма американских солдат, все же даёт трезвую оценку на то, что не все попав на войну, являются героями. В настоящее время таких фильмов снимается все больше и больше (например недавние «Форпост» и «Убийственная команда»). Но тем не менее Цвик не даёт повода усомниться в том, что американские солдаты — это те, на кого стоит равняться, это те, кто воюет за правое дело. Слишком явно такая мысль не отображается, но она сквозит в первых сценах, когда герой Вашингтона свысока (и дело даже не в том, что он едет на танке) посматривает на иракских солдат, сдающихся в плен…
Может быть «Мужество в бою» и не является выдающимся фильмом о войне и ее последствиях, но это кино, как отголосок кинематографа 90-х годов, наверное все таки заслуживает внимания зрителя. Сегодня его действительно сложно где-то увидеть и тяжеловато вспомнить. Хотя и режиссер здесь задействован известный, да и актерская группа вполне себе внушительная (даже несмотря на то, что тот же Мэтт Деймон лишь начинал свой путь к славе).
Впрочем, смотреть Вам. Своё мнение никому не навязываю.
Приятного просмотра.
7 из 10
11 октября 2020
Неплохой военный триллер с детективными элементами, достойный представитель этого жанра, пусть даже и вряд ли его захочется пересматривать.
Полковник Серлинг вышел у Д. Вашингтона убедительно, и пусть его стремление к истине на фоне переживания вины иногда выглядит несколько наивно — фильм это нисколько не портит. Работа вообще выдержана в едином интонационном ключе, и драматические моменты не оставляют равнодушным внимательного зрителя. Основной вопрос фильма — в идее героизма, готовности отдать свою жизнь за идеалы своей страны. Вопросы половые и гендерные здесь тоже, конечно, звучат. Уверен, что феминисткам фильм придется по вкусу, но и не только им: образ капитана Уолден удачно сбалансирован образом жены полковника Мередит.
Представляется неразумным отношение тех, кто обвиняет этот фильм в пропаганде американской военной машины, героизации офицеров и т. п. Ни один фильм на военную тему не может избежать национальных акцентов. Упрекать американского режиссера в том, что в его работе выведены несколько положительных образов американских военных — просто глупо. К тому же, там хватает и отрицательных. Вообще, причины военной операции против Ирака 1991 г. достаточно веские, почитайте про вторжение Ирака в Кувейт и сделайте свои выводы. Сказанное не распространяется на Иракскую войну 2003—2011 гг. — это уже другой вопрос.
Автор рецензии — не большой знаток работ Э. Цвика, но, судя по всему, тема героизма режиссеру очень близка. Если она близка и Вам, и если Вы способны хотя бы на время просмотра отвлечься от нынешней отечественной идеологии — фильм рекомендую.
8 из 10
24 ноября 2014
Ошибки совершают все, но какова цена ошибок во время военных действий? Что будет, если не выполнять приказы командира или не быть уверенным в своих приказах?
Капитан Карен Уолден спасает взвод ценой своей жизни, а полковник Серлинг находит в себе мужество рассказать правду о том, что он совершил.
Когда дело касается престижа страны, то любые промашки стараются замять, а на показ выставить только подвиги, поэтому интересно смотреть картину, где копаются в мрачных тайнах военных.
Получилась интересная драма и детектив, в которой все тайное становится явным при условии, что герои — совестливые люди.
Удивил Мэтт Дэймон — это одна из его первых ролей, он здесь тонкий, звонкий, он еще не звезда Голливуда, а простой парень, играющий с большой самоотдачей.
Мег Райан, которую мы привыкли видеть в комедиях, отлично сыграла капитана, жаль, роль очень маленькая.
На некоторых киносайтах можно увидеть комментарии от «пещерных» людей, которых удивляет и возмущает женщина-капитан. Еще бы, как же это так — женщина посмела считать себя человеком, а не домашней утварью!
Специально для таких зрителей приведу небольшой списочек (далеко неполный) реальных женщин-военных:
Лидия Литвяк — летчик-истребитель, командир, сбила 16 вражеских самолетов.
Мария Долина — гвардии капитан, сбросила на цели 51 тонну бомб.
Руфина Гашева — совершила 823 боевых вылета.
Сара Уэст — военнослужащая Королевского флота Великобритании, лейтенант-коммандер, первая в истории английского военного флота женщина-командир военного корабля.
Солвейг Крейг — норвежский военно-морской офицер, первая в мире женщина-командир подводной лодки и первая женщина-командир корабля в истории норвежского флота.
Грейс Хоппер — американский компьютерный учёный и контр-адмирал флота США. Будучи первооткрывателем в своей области, она была одной из первых, кто писал программы для гарвардского компьютера Марк I. Она разработала первый компилятор для компьютерного языка программирования.
Китаянка Ян И — контр-адмирал ВМС НОАК, заместитель директора научно-исследовательского института, один из ведущих китайских конструкторов-кораблестроителей.
Ян И руководила более чем 50 различными проектами и программами и является автором 18 научных работ. В 2011 году добровольно принимала участие в боевой службе кораблей ВМС НОАК в Аденском заливе.
28 августа 2013
Для полковника Серлинга тот день в феврале 1991 года изменил многое, разделив его жизнь на «до» и «после». До той ночной атаки во время конфликта в Персидском Заливе его жизнь была обычной, как для человека, всегда преданно служащего своей стране. Однако роковая ошибка перечеркнула все и теперь он стал типичным бумагомаракой в Пентагоне. Капитана Карен Уолден, приставленную к медали «За отвагу», полковник не знал лично, однако порученное ему задание доказать достойна ли она этой высокой награды приведет его к самым неожиданным открытиям.
Фильм «Мужество в бою» снят в 1996 году известным американским режиссером и сценаристом Эдвардом Цвиком. Несмотря на противоречивое содержание ленты, касающегося темы военных преступлений и ошибок, цены мужества одного человека и трусости многих, картина имела в прокате большой успех, преодолев в общемировом прокате стомиллионный рубеж. Во многом подобный успех фильма можно объяснить отличной актерской игрой Дензела Вашингтона, блестяще сыгравшего полковника Серлинга, Мэг Райан, превосходно перевоплотившейся в свою героиню Карен, Мэтта Дэймона, Лу Даймонда Филлипса и других актеров, создавших яркие второстепенные персонажи.
«Мужество в бою» — напряженный и реалистичный детективный триллер с элементами военной драмы, снятый оператором Роджером Дикинсом мощно и интересно, отлично прорисовывая характеры и мотивы главных героев.
Выдающийся композитор Джеймс Хорнер написал к ленте невероятно монументальный и полный саспенса саундтрек, идеально вписавшийся в структуру ленты.
Я рекомендую этот прекрасный фильм всем поклонникам качественных триллеров и драм 90-х годов, фильм, который можно смотреть неоднократно и который не утратил своей актуальности и сейчас.
10 из 10
2 ноября 2012
Фильм «Мужество в Бою» — весомый вклад в копилку военно-патриотических картин мирового кинематографа. Здесь есть всё — и драма, и боевые действия, и детективная линия, и героизм.
Фильм многогранен и глубок. После просмотра остаётся приятное послевкусие, но не более. Будь я американцем, без промедления подался бы в ряды доблестной звёздно-полосатой армии. Несомненно, целью Эдварда Цвика было не только показать трагедию сложившейся ситуации, сложность выбора, но и популяризовать армию как институт мужества и доблести среди американских подростков. Посмотрим глубже.
Сюжет. Параллельно в фильме идут две детективных линии — одна связана с трагическим инцидентом, произошедшим с лейтенантом Серлингом (Дензел Вашингтон), другая с расследованием обстоятельств гибели капитана Карен Уолден (Мег Райан). Судьба преподносит персонажу Вашингтона возможность поучаствовать сразу в двух «ролях». Сначала «роль преступника» — он прикрывается статусом, чтобы замять свою вину в гибели сослуживцев. Возможно, не по своей воле, просто незачем офицеру с семнадцатилетней выслугой портить биографию, когда можно всё списать на неразбериху из-за окончания войны. Все так делают, так заведено.
Затем, на волне этих событий и душевных терзаний героя, ему вверяют выяснить, является ли капитан Уолден достойной медали за Мужество в Бою. Совершенно противоположная «роль» — роль следователя, стремящегося докопаться до истины. Проходя этот путь он находит в себе силы вырваться из рамок лживой нравственности, иначе взглянуть на недавние события. Ведь недостаточно осознать вину, куда сложнее её искупить, и подчас искупление происходит через противостояние с самим собой, с внутренним «я». А победа в таком Бою возможна только при наличии Мужества.
7 из 10
6 августа 2012
Военная драма «Мужество в бою» была снята в лучшие времена данного жанра, и в пик популярности Дензела Вашингтона. Пожалуй, он один из наилучших темнокожих актеров Голливуда за всю историю, который разрушая через свои человеческие качества общественные стереотипы, делает это и на съемочной площадке.
Режиссер Эдвард Цвик к подобиям шедевров не приближался никогда своими картинами, но он всячески пытался снять фильмы, которыми можно было наслаждаться при четком понимании, что некоторые аспекты критики в его сторону будут неуместны. В плане постановки и адаптации к зрительскому взгляду я бы отнес режиссера на уровень Стивена Спилберга.
В целом, сюжет картины практически весь есть в описании к фильму «Мужество в бою», стоит признать, что режиссеру дать проникнуться в свой фильм зрителю удалось. И подборка актеров второго плана себя оправдала, как Мэтт Дэймон, так и Мег Райан находились далеко не в тени Дензела Вашингтона, а сыграли свои добротные роли в карьере.
Поддающаяся к просмотру военная драма с элементами детектива, если не озадачивать себя многими вопросами к какой-то банальности или патриотизму, показанными в фильме, то можно оставить приятные ощущения от просмотра.
7 из 10
16 февраля 2012
Фильму стоило бы дать какую-то награду «За мужество».
Серьезный фильм о войне — большая редкость.
История о полковнике, который в ходе операции «Буря в пустыне» случайно уничтожает танк своего товарища, а затем расследует обстоятельства спасательной операции с участием санитарного вертолета держит внимание на протяжении всего фильма. И дело здесь не в детективном, большей частью, сюжета. Дело в драматизме.
Любая нация не любит вспоминать о ошибках, предательстве и трусости своих солдат. Здесь же в этом аккуратно и хладнокровно копаются.
Больше всего конечно впечатляют даже не обстоятельства одного боя, который разные свидетели описывают по-разному и из показаний которых в конце открывается большая ложь. Впечатляет хорошо переданная общая атмосфера под девизом «дерьмо случается» — ну, случилась война, сбили вертолет, произошел бой, кто-то выжил, кто-то нет — что ж поделаешь.
К сожалению, весь драматизм фильма повесили на плечи Дезила Вашингтона, которому явно трудно нести все самому.
И еще — для отличного фильма ленте не хватает злости и нетерпимости, того что собственно и пытается играть главный герой. А так получился серьезный фильм в обертке стандартного голливудского середнячка.
25 июля 2011
Итак перед нами еще одно творение американского кинематографа на военную тему. Смотрится фильм хорошо, в этом заслуга Мег Райан, что до Дензела Вашингтона 11 фильмов с ним смотрел и вижу практически одно и то же, актерская игра конечно добротная но не выдающаяся.
В фильме параллельно идут 2 инцидента. Первый это произшествие в Ираке, который затронул самого Полковника Серлинга (Дензел Вашингтон) его размышления и воспоминания о нем.
Второй о капитане Карен Уолден(Мег Райан), которую посмертно должны наградить Медалью Почета Конгресса, расследование обстоятельств ее гибели и принятия решения заслуживает она награду или нет.
Военные действия показаны в духе американцев враги бегут в полный рост, стреляют по песку у ног и подходят к окопавшимся американским солдатам на расстояние 2х метров получая заслуженный паек свинца, вместо того чтобы издалека закидать их гранатами. Про танковый бой это отдельный разговор, полковник! в пылу «боя» ставший за танковый пулемет и его лицо в этот момент это нечто, конечно это для придания пафосности моменту, как же без этого.
Американцы молодцы в том что абсолютно любую историю, они могут преподнести как их героизм и не забыть показать их «правильные» действия в этой ситуации.
Так как я отношу себя к любителям военных фильмов и довольно много их посмотрел, про этот фильм могу сказать что он заслуживает внимания, но он определенно не лучший в этом жанре.
За некоторую детскость и американскую концовку.
7 из 10
6 ноября 2010
Мужество в бою — второй совместный проект режиссера Эдварда Цвика и актера Дензела Вашингтона после исторической военной драмы «Слава». Здесь у Дензела уже гораздо более тяжелая роль, в которой ему пришлось продемонстрировать весь свой драматический талант.
Эдвард Цвик много своих фильмов посвятил тем или иным проблемам, будь то проблемы США или мировые проблемы, раскрывать их он пытается полностью. В данной картине показана вся эта грязь и волокита, связанная с вручением медалей за отвагу военным. Журналистам плевать, кому её вручат, им лишь бы нажиться на материале. Высокопоставленным военным тоже наплевать, так как им важно лишь то, чтобы престиж у армии был на высоком уровне. И они готовы замять все, лишь бы не омрачить образ армии в глазах общественности, забывая при этом о мнении самих солдат.
И разумеется, этот фильм, прежде всего об отваге и мужестве. О людской отваге, которая проявляется как в бою, так и на мирной земле. Женщина — командир группы спецвойск, с храбростью в сердце, ценою своей жизни спасает своих ребят. Офицер, на войне случайно выстреливший по своим, нашел в себе силы и мужество, чтобы придти к родителям убитого солдата, и сознаться в своей ошибке. Думаю, таким и должен быть человек.
Актерский состав здесь подобран довольно интересно. Кроме вышеупомянутого Дензела Вашингтона здесь играет Мег Райан, которой и предстояло защитить свой взвод ценою жизни. Очень удивила маленькая роль молодого Мэтта Дэймона — одна из первых его ролей. Вообще забавно видеть первые роли известных актеров, и наблюдать, как они поднимались на вершину популярности.
Эдвард уже собаку съел на фильмах подобного плана, и потому снять американскую танковую атаку на Ирак ему не представляло труда. И снова я вынужден пожаловаться, что таких сцен слишком мало и Эдвард мог бы сделать все в два раза больше. Но, увы, пока не судьба, пока имеем то, что имеем. Но выглядит все великолепно: реалистичные и невероятно зрелищные танковые бои, солдатские перестрелки, авианалеты. Все это смотрится просто великолепно. Воистину, Цвик — мастер масштабных потасовок.
Мужество в бою — интересная и действительно трогательная военная драма. Затрагивающая множество тем для рассуждений. Отличная актерская игра, интересный сюжет с небольшой затянутостью в середине, крепкая режиссура и зрелищные перестрелки — что еще нужно для счастья? Правда, хотелось бы все-таки побольше военных экшн-сцен.
8 из 10
22 декабря 2009
При всем уважении к настоящим американским героям, считаю фильм недоделкой и наивностью… Хотя, может быть, лет 20 назад, на волне американского патриотизма он бы смотрелся `на ура` в некоторых неразвитых штатах США…
`Буря в пустыне`… А как хорошо начинали… С великим `Хайль, Америка` и своим тошнотворным патриотическим козырянием всем и вся, даже носорогам и пингвинам…
С полным правом фильм можно рассматривать как приквелл фильма `Ирак. Начало`
Вот именно сейчас, при весьма трагическом реальном иракском финале, такие фильмы смотрятся как пародия на всесильность `великой`, блин, Америки.
Смотрится как военный детектив с триллерной стилизацией про великого американского `гинеколога`, который пытается залезть во все дыры без всякого стеснения… Не совсем понятный, бессмысленный сюжет о великом американском вранье и типа совести, которая всегда должна мучить хероев, особенно таких мужественных, черных и больших, как наш Дензел.
И так все ясно, что все сыро на том месте, где живет ложь… Зато получилась удачной, без сомнения, неумышленная попытка режиссера довести до абсолютности ложь военных сводок…
В фильме из 2 часов можно посмотреть только несколько драматических эпизодов последние тридцать минут фильма, да и патриотический заштампованный хеппи-энд, все остальное — типа детективное, наивное фуфло, снятое для крестьянского населения Америки.
А танковые психические атаки — вообще верх совершенства режиссерской военной мысли.
Неужели именно такое тупое военное исполнение было на самом деле… Они бы еще прожекторы прицепили к своим пустым `каскам`, как в битве за Берлин… Дегенераты…
Куда-то бегущие `враги`, херой в полных мужества и отваги штанах, по-моему руководящий всей этой военной кукольной шнягой, очень любящий обниматься и целоваться с солдатами, а потом расследовать какие-то детские детективные истории.
При чем от его пацанских совестливых монологов у всех солдат, почему-то, сразу подкашиваются колени от страха и желания покаяться… А эти слишком драматизированные бросания под поезд солдат от одного только вида хероической физиономии Вашингтона — ну енто просто анекдот…
Построить великую драму а-ля `Свой человек`, пусть даже и позже снятую, к сожалению, режиссеру так и не удалось, при чем абсолютно по всем показателям… У него был такой хороший шанс… Но… Так облажаться на ровном месте…
Детские диалоги, верх совершенства пентагоновской пропагандистской мысли, совершенно отвлеченные от реального психологизма, слишком явно аппелирующие к совести и конституционной морали, смотрятся весьма смешными и наивными…
А художника по костюмам уволили еще в начале фильма.
А сцена с фалосоидальным куполом Капитолия в окне — так это просто студенческие старания, видимо, очень `молодого и неопытного` режиссера…
Да и не Дензела эта роль, не его амплуа… Полностью согласна с критиками, что психологические, спокойные роли без стрельбы ему плохо даются, с натугой, с перебором… Хорошо, что только с начала века режиссеры это поняли и стали ему давать соответствующие динамичные роли…
Хотя согласна, что рожа Дензела в каске — хороша, полная гнева и сострадания… А когда он начинает тужиться, так и хочется ему шнапса подлить, чтоб не помер на руках от запора…
А вот мелодраматичную Райан сюда засунули весьма зря, подпортив ее неплохой художественный образ…
Застаренный по используемым штампам фильм, немного смахивающий на наши гениальные военные агитационные творения 40-х и 50-х… Зато он настолько громкий, что слышно аж по всей канализации…
Смотреть моно один раз или не смотреть вообще.
Оценка — 4 из 10
17 ноября 2009
Одни из лучших ролей Мэг Райан и Дэнзела Вашингтона.
Фильм показывает, чего стоит знание отдельному человеку всех причин и обстоятельств гибели человека в пылу разворачивающегося конфликта, когда никто не хочет признавать собственной вины в произошедшем. А как это воспринимать ему самому, причастному из-за ужаснейшей ошибки к гибели сослуживцев?
Конечно, из пары главных актёров больше всего впечатлила Мэг Райан своими реально мужественным образом и мощной игрой.
10 из 10
20 сентября 2009
Серьёзный фильм, я бы даже назвала этот фильм военной мелодрамой.
Больше всего в фильме поразили взаимоотношения Серлинга и его жены — такого взаимопонимания сейчас трудно где-либо найти.
Один минус-Мег Райан трудно представить самоотверженной генеральшей после её вечно подростковых фильмов. Но всё равно я прослезилась в конце, значит фильм чего-то стоит, хоть и далёк от Оскара.
10 из 10
5 сентября 2009
Фильм хороший, серьезный, сделан, на мой взгляд, довольно добротно. Хорошая военная драма с примесью психологии. Дэнзел Вашингтон, как обычно, на высоте. У Мэг Райан роль хоть и меньше по объему, но она сумела вложить в нее смысл.
Всем, кто любит хорошие фильмы советую посмотреть. Интересная военная драма с детективным уклоном.
18 августа 2008