| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
7.4 |
IMDb
|
8 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Уроки темноты |
| английское название: |
Lektionen in Finsternis |
| год: | 1992 |
| страны: |
Франция,
Великобритания,
Германия,
Испания
|
| режиссер: | Вернер Херцог |
| сценарий: | Вернер Херцог |
| продюсеры: | Пауль Берифф, Хартмут Кленке, Paul Cotton, Вернер Херцог, Луки Стипетич |
| видеооператоры: | Пауль Берифф, Райнер Клаусманн |
| монтаж: | Райнер Штандке |
| жанры: | фантастика, документальный, военный |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
21 февраля 1992 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
55 мин |
Вернер Херцог, как известно, в первую очередь документалист.
У него есть штук 20-30 художественных фильмов, но подавляющее количество наград он собрал именно за документальные работы, и если после нулевых общественный консенсус сходится на том, что новые художественные фильмы Херцога — шляпа, то о новых документальных фильмах все до сих пор придерживаются мнения, что это база.
Но до новых художественных я когда-нибудь обязательно дойду и даже пару документалок постараюсь зацепить, а сейчас речь пойдёт об одной из его даже не самых известных документальных работ — 'Уроки Тьмы'.
Рассказывает она о Кувейте и Ираке спустя год после боевых действий, и повествование идёт от лица неких... пришельцев, наверное. А может, ангелов. Гостей, так сказать, что смотрят на бестолковых людишек сверху и не понимают, как те допускают такой беспредел на столь прекрасной планете.
Первая половина фильма — пролёт на вертолёте над выжженными пустынями Кувейта. Земля подобна аду. Разрушенные трубопроводы, города, военные базы. Кратеры от взрывов и искорёженная техника, куда ни брось взгляд. И нефть. Повсюду до горизонта нефть. С небес она обманчиво похожа на воду, но стоит приблизиться, видно, что сотни, если не тысячи, квадратных километров покрывают озёра булькающей чёрной жижи. Деревья мертвы, животные тоже.
Лишь следы траков тяжёлой техники в этом чёрном болоте напоминают о том, что тут ещё кто-то... живёт ли?
Вторая половина фильма — об огне. Бывшее поле боя усеяно фонтанами нефти и газа, бьющими на десятки метров вверх, и многие из этих фонтанов горят. Пламя, от которого плавится земля, и столп дыма затягивающий горизонт.
И мы видим людей, что тушат эти протуберанцы из ада. Весь трудный процесс, в котором десятки единиц тяжёлой техники копают, взрывают и заливают водой эти врата в нижний мир. И маленькие люди на фоне огня.
Не нужно дополнительных слов, которых, в общем-то, практически и нет в документальном фильме. Мы смотрим немое кино с оркестровой музыкой Вагнера, Шуберта и Грига.
Впечатление создаёт — моё почтение.
Кино буквально о филиале ада на земле и красноречивее многих антивоенных художественных фильмов напоминает нам о необходимости всеми силами бороться за мир.
Великая штука. Рекомендую.
21 января 2025
Уроки темноты — это документальный фильм Вернера Херцога, представленный в 1992 году. В нем в визуально-образной, метафорической форме рассказывается о последствиях войны и применения тактики «выжженной земли».
Своей захватывающей созерцательной зрелищностью и, высказанным языком символов, философским подтекстом, «Уроки темноты» напоминают знаменитый «Коянискатси» режиссера-документалиста Годфри Реджио. Однако Вернер Херцог не скопировал стиль Реджио, «Уроки темноты» — картина, снятая Хергоцом, содержащая характерные черты его творчества, хотя и отличающаяся от большинства работ этого автора.
Повествование в фильме ведется на языке немногословных метафор библейского эсхатологического толка, заключенных в названия глав и немногочисленные реплики помимо них. Но эти апокалипсические слова-образы ничего бы не стоили, без потрясающей работа оператора Пола Бериффа, заснявшего мир до и после войны, отразившего на пленке потрясающие и ужасающие сюрреалистические картины разрушения и экологической катастрофы. Камера, летающая под аккомпанемент симфонической музыки по выжженной, черной, огненной пустыне погружает зрителя в мир, подобный аду, но, в тоже время, прекрасный своей мертвой красотой.
Весь фильм пронизан настроением осуждения человеческого рода, обвинения его в чудовищных преступлениях, совершаемых против себя самих и всего мира, доказательством чему служит абсурдная, по своей сути, концовка фильма.
17 января 2012