Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Псы |
английское название: |
Psy |
год: | 1992 |
страна: |
Польша
|
режиссер: | Владислав Пасиковский |
сценарий: | Владислав Пасиковский |
продюсер: | Юлиуш Махульский |
видеооператор: | Павел Эдельман |
композитор: | Михал Лоренц |
художники: | Анджей Пржедворски, Уршула Шуберт, Славомир Витчак, Эльжбета Радке, Богдан Мозер |
монтаж: | Збигнев Ницинский, Ванда Земан |
жанры: | боевик, триллер, драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 ноября 1992 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 44 мин |
Чтобы получилось очень польское кино, необходимо следующее: секс, юмор, жестокость и Богуслав Линда (причем за секс отвечает именно он). Жанр определяется пропорцией этих четырех составляющих. В этом фильме пропорция такова: много Линды; далее примерно поровну жестокости и секса; и чуть-чуть юмора.
Ну, и что мне здесь анализировать? Дело ведь не в сюжете — расхожая дешевая криминальная чепуха. Тем более что мне никогда не были интересны киношные разборки бандитов (не важно, работающих на закон или попирающих его) сами по себе, не приправленные чем-то еще. Уж тем более дело не в постановке — не сильна я о ней судить, да и судить особо не о чем. Дело не в истории соседней соцстраны на сломе эпох. Дело не в теме, не в идее. Дело даже не в актерской игре.
Каюсь: дело в том, что я все ищу повода признаться в любви Богуславу Линде… Может, это как раз он, повод?
Его герою (впрочем, как и другим суперменам в исполнении Линды) бывает больно, страшно, стыдно, и он этого не скрывает. Он умеет ловить кураж. Ему к лицу возраст. Даже более к лицу, чем кожаная куртка родом из девяностых. Даже более к лицу, чем расслабленная поза в кресле у камина со стаканом в руке. Он способен поддаться порыву пожалеть незнакомую юную шалаву и повесить ее себе на шею, не имея за это никаких дивидендов. В нем так чувствуется осознание собственной силы… И при всем при этом его, такого запредельно сексуального, почему-то упорно бросают женщины.
А ведь здорово, наверное, услышать от такого человека: «Милая, обними меня… Да не руками, дура!» И действительно, дура — не оценила.
19 февраля 2014
Судьба разводит двух давних приятелей по разные стороны баррикад. Один становится полицейским, другой бандитом. В чём-то их интересы, по-прежнему, совпадают, но у каждого своя игра, а значит столкновение неизбежно. К тому же обоим нравится одна девушка. Ничем непримечательный сюжет для крепкой криминальной драмы, каковой «Псы» по сути и являются. И хоть кино не дотягивает до шедевра, держась за клише жанровой продукции голливудского типа, Владиславу Пасиковски всё же удалось создать выразительное и обаятельное произведение не только отразившее приметы своего времени, но и перешагнувшее через него.
Временной контекст — то, что делает «Псов» явлением исключительным и близким историческим реалиям государствам «варшавского договора». Частый гость на российских телеэкранах начала 90-х, сегодня игнорируем, как всё, что не подвергается искажению сквозь отблеск «тусклого стекла» государственной идеологии.
Начать с того, что друзья — товарищи — бывшие гэбэшники, судорожно уничтожающие всем расформировываемым управлением спецслужб документацию, компрометирующую деятельность продажной агентуры. Новому польскому правительству не нужны «старорежимные» шпики и стукачи. А нужны оперативники, которые могут дать отпор, набирающей обороты, организованной преступности. Францу (Богуслав Линда) повезло — он попадает в новосформированный отряд полиции, а Оло (Кондрат) нет, но он не теряется и идёт в банду таких же бывших гэбистов, быстро приспособившимся к звериным законам капиталистических отношений, отвоевывающих территорию кровью. Особенность в том, что новая власть ничем не отличается от прежней — прокоммунистической. Подполье заняло место главенствующих номенклатурных выродков, которые, как и былые времена «ходят» под Москвой. Разве что всевидящее око генсека ЦК КПСС сменилось хваткой русской мафии.
«Псы» двадцатилетней давности невероятно созвучны российской действительности, как вчерашнего, так и сегодняшнего дня. Россия тоже «полицейское» государство (теперь уже в буквальном смысле). Власть принадлежит либо силовикам, либо бандитам. И те, и другие — преступники. Псы, лающие друг на друга. Либо договариваются, либо вступают в схватку из-за жадности. Одни псы сжирают других, но ничего не меняется. Собачья жизнь не богата на оттенки.
Франц — коронный образ харизматика Линды. Он тот же пёс, достойный приговора, но у Франца есть принципы и способность к состраданию. Помогает ли «человечность» в мире псовых законов, сказать трудно, но Линда вкладывает душу в героя: за Франца болеешь, желая ему победы в хитроумной афере с русскими ревизорами.
Промозглая пасмурная гамма цвета добавляет дополнительной грусти реквиему Пасиковски по утраченным надеждам в отношении наступивших перемен. Однако, «Псы», в большей степени, эффектный боевик, нежели социальный диагноз. За качество жанра отвечал продюсер Юлиуш Махульский — автор главных хитов национального проката 80-х: от «Ва-банка» до «Дежа вю».
Через два года, Пасиковский написал сценарий и срежиссировал вторых «Псов», без контроля Махульского, но с тем же Богуславом Линдой. Сиквел оказался тухлой неудачей без минорной балладности, социальной сатиры и жанровой индивидуальности, оставшихся в качественной постановке 1992 года.
8 из 10
1 июня 2011