Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Большой каньон |
английское название: |
Grand Canyon |
год: | 1991 |
страна: |
США
|
слоган: | «From the director of "The Big Chill." A story of friendship and other natural wonders.» |
режиссер: | Лоуренс Кэздан |
сценаристы: | Лоуренс Кэздан, Мег Кэздан |
продюсеры: | Майкл Грилло, Лоуренс Кэздан, Мег Кэздан, Чарльз Окун, Рон Стэкер Томпсон |
видеооператор: | Оуэн Ройзман |
композитор: | Джеймс Ньютон Ховард |
художники: | Бо Уэлш, Эджи Джерард Роджерс, Шерил Карасик, Том Даффилд |
монтаж: | Кэрол Литтлтон |
жанры: | драма, криминал |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $33 243 020 |
Мировые сборы: | $40 991 329 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 декабря 1991 г. |
на DVD: | 23 июля 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 14 мин |
Блистательный фильм замечательного режиссера, сценариста и продюсера Лоуренса Кэздана не получил Оскар, что я считаю одной из самых больших несправедливостей киноакадемии — по мастерству постановки он ничуть не уступает победившему в тот год «Молчанию ягнят», не стал он и большим хитом, и сейчас «Большой каньон», к сожалению, — не из тех фильмов 90-х, что находятся у всех на устах. Но, конечно, это не мешает ему быть действительно выдающимся — ибо нет в кинематографе лучшего слова, чем слово честное, а «Большой каньон» — именно такой фильм — глубокий, правдивый, человечный, душевный, живой, дышащий, непреходяще актуальный, тонкий и жизнеутверждающий.
В его фокусе — причудливые случайности, которые, возможно, не так уж случайны, переплетающие судьбы нескольких людей, оказавшихся перед серьезным выбором. И все это — абсолютно живые и настоящие люди, каждый из которых может оказаться нашим соседом или даже нами. Адвокат, оказавшийся между двумя женщинами. Его жена, стремительно теряющая семью и пытающаяся найти себя в заботе о новорожденном подкидыше. Успешный продюсер голливудского трэша, мизантроп и циник, привыкший контролировать все и вся, получивший хороший жизненный урок. Чернокожий автомеханик, спасший белого адвоката от уличной шпаны. Его племянник, разрывающийся между любящей семьей и бандой друзей-головорезов. Молоденькая секретарша, влюбленная в женатого босса и ненавидящая себя за это. Чернокожая мать-одиночка, страдающая из-за отдалившегося сына, которому в бедном районе светит только криминальное будущее…
Непростые жизненные ситуации, переломные моменты, сложный выбор, боль обычных людей. И судьба, аккуратно расставляющая все по своим местам, сводящая нужных людей в правильный момент, шансы, которые нужно не упустить и знаки, которые можно не увидеть. В фильме очень много размышлений о судьбе. Провидение, рок, бог, фатум, предназначение — есть ли они? Кэздан уверен, что есть. Какая-то сила, энергия, таинственные невидимые нити, опутывающие всю землю и связывающие ничем, казалось бы, не схожих людей для правильного выбора. Насколько человек свободен в своем выборе, насколько способен менять свой путь? Фильм полон размышлений на тему предопределенности, попыток осмыслить свободу и необходимость. И делает вывод вполне в духе современных философов: всевидящему оку, которое здесь символизирует постоянно пролетающий над городом вертолет, при всей отдаленности от тех, за кем оно наблюдает, есть дело до каждого. Оно не плохое и не хорошее, его задача — в равновесии между силами добра и зла, любви и ненависти, оно оставляет знаки, указывающие путь в счастье и в пропасть, а вот по какому пути идти, какой знак заметить — дело уже самого человека.
И в вечном равновесии сил продолжается чудо под названием жизнь. Мы лишь маленькие песчинки, застывшие на краю величественного большого каньона, символа сил природного естества и вечности, но нам дана жизнь, дана способность познавать и удивляться, любить и думать, учиться и меняться. У каждого есть предназначение и задача, остается только уловить вибрации, подталкивающие нас на правильную дорогу.
Картина не явно религиозна, но, безусловно, опирается на многие постулаты веры, причем не обязательно христианской. Например, в ней отчетливо слышатся отголоски индуизма: понятий кармы и сансары.
Это серьезный взрослый фильм-высказывание, фильм-исследование, фильм-надежда и фильм-вопрос. Кэздан, в общем-то продолжает исследовать судьбу, выбор, случайности и путь. Это стало основным лейтмотивом «Сильверадо» и «Туриста поневоле», «Французского поцелуя» и «Жара тела». И — совсем уж прямо — в «Ловце снов», где залетный инопланетянин, знающий будущее, ждал целую жизнь, чтобы свершить свое предназначение и спасти мир.
И эта прочуствованная притча — также исследование случайностей и закономерностей нашей жизни, где, казалось бы, нет места чуду. Но чудо совершает сам Кэздан, рассказывающий простые истории лаконично, но так душевно, тепло и близко, что от них не оторваться. Он мастерски достигает в одних сценах поистине хичкоковского саспенса, а в других — трогает до слез. Чудо совершает оператор Оуэн Ройзман, подаривший нам великолепные полеты во сне, и сказочно снятый Лос-Анджелес.
Есть здесь чем поживиться и любителям хороших актерских работ — они тут практически безупречны! Очень хорош Кевин Клайн в сдержанной роли искателя, человека на распутье. Силен Стив Мартин в редкой в те годы для него драматической роли теоретика хаоса, получившего очень серьезное испытание своим принципам. Очень душевная роль у Дэнни Гловера, обаятельная Эльфри Вудард стала ему прекрасной парой, а Мэри МакДонелл заставляет сопереживать своей героине с первых минут! Каждый герой изменился, каждый прошел свою персональную инициацию и повзрослел к концу фильма. Это действительно один из лучших актерских ансамблей, какие мне доводилось видеть.
Это очень атмосферное, многослойное и гармоничное кино, чем-то схожее с «Лос-Анджелесской историей», николсовской «Близостью» и алленовскими «Мужьями и женами» — пересечением сна и реальности, и городской тоской, рефлексией жителей мегаполиса. Но, конечно, опирается он на куда более давнюю традицию как голливудской классики о судьбе и провидении, вроде «Гражданина Кейна» и «Этой замечательной жизни», так и ловящих мгновения жизни героев Бергмана и Антониони. Поэтому неудивительно, что фильм с восторгом приняли в Европе — в частности, на Берлинском кинофестивале, но не очень поняли в Штатах (кстати, вышеназванная классика Уэллса и Капры тоже на родине не снискала поначалу успеха). Если бы в кадре был снег, это была бы идеальная рождественская мистерия не хуже «Этой замечательной жизни». Впрочем, создатели фильма это почувствовали и выпустили картину аккуарт на Рождество 91-го года, но, конечно, не будучи в силах тягаться с такими колоссами как «Терминатор 2» и «Красавица и чудовище», она так и не дождалась заслуженного признания. На мой взгляд, это и сейчас самый недооцененный фильм Кэсдана и вообще 90-х, который, впрочем, обязательно нужно посмотреть.
10 из 10
12 апреля 2020
Как его узнать, если он рядом?
Как его назвать? Я так думаю, ангел.
Мне гадать, не разгадать эту тайну.
Ну зачем ему надо со мной быть рядом?
(Серьга — «Ангел»)
Обсидиановая ночь тяжелым пологом ложится на Город ангелов, сталкиваясь в неумолимом противостоянии с молочно-кремовыми огнями ресторанов, отелей и уличных фонарей. Причудливая атмосфера большого города, в которой сплелись воедино надежда и горесть, чистая любовь и животный секс, стремительные взлеты и такие же стремительные падения. Ночной город не даст за твою жизнь и медного гроша, что на себе прочувствовал беспечный бизнесмен Мак, столкнувшийся в гетто с бандой местных малолетних бандитов, своей жестокостью похожих на медведей, и неожиданно получивший помощь в лице темнокожего автомеханика Саймона. Кто он? Ангел-хранитель в промасленной бейсболке или простой человек, оказавшийся здесь волею случая? Почему Судьбе было угодно столкнуть этих двух незнакомых людей, какая же удивительная шахматная партия разыгрывается там, наверху?
Лихо переплетающиеся судьбы, случайные обстоятельства, обрывки слов, необъяснимые поступки, и всепроникающая вера в существование ангелов, которыми, возможно, мы являемся друг для друга — все это части мозаики, которую создал Лоуренс Кэздан. Она состоит из странных, распадающихся кусочков, которые зрителю угодно называть «эпизодами», связь между которыми очень трудно найти. Разрозненность происходящего на экране бросается в глаза, полуоформленные образы мелькают с калейдоскопичной скоростью, сливаясь в безудержном потоке мыслей, каждая часть мозаики, соединяясь с соседней, намекает зрителю на новые витки этой странной истории.
Кэздан-художник создал свой маленький мир, где люди похожи на ангелов, а ангелы на людей; где случайно оброненная фраза, подобно взмаху крыльев бабочки, может изменить в лучшую сторону жизнь совершенно незнакомых людей; где сны, так похожи на явь, что порой очень трудно отличить одно от другого… Этот изменяющийся мир пронизан одним организующим стержнем — искрящейся любовью, которая тесно связана с простым и невзрачным словом «Между», в котором воплощена философия картины. Попытайся слышать то, что не сказали вслух, попробуй видеть между строк, следуй от формы к идее, от омеги к альфе, оцени красоту недорисованного иероглифа, прелесть прерванной мелодии, скинь с себя змеиную шкуру непонимания и равнодушия. Человек постоянно находится между жизнью и смертью. Истинная жизнь находится где-то между сном и явью. Любовь находится между тихими нерешительными вздохами и остервенелым обожанием. Между, между, между…
Причина хрупкой очаровательности произведения главным образом лежит в искренности тех мыслей, что оно дает. Простые и правильные идеи озвучиваются не с лицемерно-морализаторским тоном видавшего виды ментора, а мягко и ненавязчиво, поэтому полнота экстатической свободы слияния с внутренним миром фильма зависит исключительно от широты взгляда зрителя.
Многие сцены фильма имеют символическое значение: будь то полет героя во сне над городом, что выглядит своеобразной данью уважения Федерико Феллини и его «8 1/2 », фантасмагорические видения об уезжающем на поезде сыне, приходящие по ночам к матери, и словно говорящие ей о быстром взрослении ребенка, который еще вчера был мальчиком, а сейчас почти стал мужчиной. Они придают повествованию невесомый флер загадочности, который развеивается лишь с финальными титрами.
Роль же главного символа в фильме отводится Большому Каньону, который является связующим звеном между жизнями героев, неким воплощением фантастической мечты, успешности будущих начинаний, объединения, незыблемости жизненных устоев. Рождаясь, человек словно стоит на краю этого каньона, с надеждами вглядываясь в восходящее на небе цвета индиго солнце, а уходя, оглядывается назад с меланхоличной тоской. Жемчужный рассвет в Большом Каньоне, которым любуются герои в финале картины, символизирует их духовное перерождение и начало нового пути к неизведанному. Кем стали они? Возможно, ангелами во плоти, которым суждено изменить мир друг друга к лучшему…
11 августа 2012
Фильм без сюжета и без оформленных идей. Но это не недостатки, нет! Хорошее кино можно снимать и так, и никто не вправе навязывать какие-то каноны. И в то же время фильм довольно странный. Создаётся впечатление, что режиссёр в фильме ищет что-то, пытается нащупать что-то ускользающее, и иногда у него это получается, иногда нет. Своего рода фильм-поиск.
Картина начинается с того, что у лос-анжелесского адвоката Мака, только что распрощавшегося с друзьями после баскетбольного матча, ломается машина. Как назло, в самом неблагополучном и криминальном районе города, бедном негритянском квартале. Мак вызывает техпомощь для эвакуации автомобиля, но тут к нему привязывается шайка местных хулиганов. И дело могло бы кончиться плохо для Мака, если бы не подоспевший вовремя чернокожий Саймон, механик техпомощи… Напоминает завязку триллера или авантюрно-криминального кино, да? Но ничего подобного, дальше на протяжении двух часов нас ждёт калейдоскоп из разных событий жизни героев, связанных друг с другом каким-либо образом — дружбой, как Мака и Саймона, или Мака и Дэвиса, супружеством — как Мака и Клэр, любовными отношениями — как Мака и Ди, или Саймона и Джейн… Эти события-эпизоды иногда смешны, иногда трогательны, иногда поучительны. Но в целом, это не эпизоды единой сюжетной линии, а фрагменты самой жизни. Жизни в Америке конца 20 века. Со всеми её приобретениями и проблемами, любовью и ненавистью, самоотверженностью и насилием, чудесами и обыденностью. Ничего особенного, просто жизнь!
Кому-то такая композиция не понравится, покажется скучной. Кто-то, наоборот, её оценит как оригинальный ход. Я придерживаюсь нейтрального мнения: режиссёр Лоуренс Каздан здесь ничего особенного и нового не принёс в кино, но он имеет право на такие эксперименты. Важнее другое: режиссёр искал те истинные ценности, которые составляют прочный фундамент американской жизни. Не те риторические «общечеловеческие ценности», которые предназначены для политической демагогии, а настоящие человеческие, живые и тёплые ценности. Кино для Лоуренса Каздана — средство такого поиска, а зрителя он приглашает принять в нём участие.
В этом своём кинопоиске Каздан создаёт весьма реалистические картинки современного американского быта: сложные отношения чернокожего подростка со своей матерью, с которой он живёт в современном негритянском гетто, развязное поведение чернокожей шпаны, спектр эмоций Клэр, нашедшей девочку-подкидыша и желающей удочерить её, самоуверенность голливудского продюсера Дэвиса, который быстро «пришёл в себя» после того, как грабитель прострелил ему ногу, и т. д. И, конечно же, Каздан нащупывает искомые им американские ценности: сострадание, душевная близость, внимание к людям, как близким, так и далёким…
Ну, а насколько Каздан убедителен в своём поиске и удалось ли ему на самом деле найти искомое — зрителю судить уже самостоятельно!
7 из 10
18 февраля 2012
Увидев этот фильм на прилавках видео проката я не мог пройти мимо него. Меня
привлекло название картины. «Большой каньон»- это одно из самых знаменитых мест Северной Америки.
Обратил нас себя внимание и состав актеров в этой ленте. Режиссер Лоурэнс
Каздан сумел собрать разных актеров и сделать хороший фильм.
Итак, об актерах. Обращает на себя внимание игра Кевина Клайна. Сразу скажу, что
мне не доводилось видеть его в других фильмах. Но его работа заслуживает уважение. Внешне неброский типаж этого персонажа заставляет нас обратить на него внимание. Ведь все начинается с того, что он попадает в передрягу, где ему приходит на помощь темнокожий работник тех. помощи, которого играет Дэнни Гловер. У них завязывается дружба. «На добро надо ответить добром»- вот девиз этого фильма.
Жену главного героя играет Мэри Макдонелл. В фильме ее героиня решительная и в то же время слабая женщина, кторая очень любит своего мужа и сына. Характерный момент происходит, когда она не проходит мимо плача ребенка и в итоге удочеряет его.
Мэри-Луиз Паркер, которая играет любовницу персонажа Кевина Клайна выглядит не очень. Ее подруга по фильму в исполнении Элфри Вудард тоже не выглядит яркой, но в итоге она находит свое счастье, в отличие от первой.
Интересная роль и у Стива Мартина. Он играет продюсера. Умудренный жизненым опытом он любит давать советы. В итоге он сам попадает в незавидную ситуацию.
Его молодая подружка пытается его образумить, предлагая завести детей, но он только отшучивается. Он так и остается верен своим принципам.
Я думаю, что этот фильм стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы задуматься.
8 из 10
14 августа 2009