Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Гарлемские ночи |
английское название: |
Harlem Nights |
год: | 1989 |
страна: |
США
|
слоган: | «They're up to something big.» |
режиссер: | Эдди Мерфи |
сценарий: | Эдди Мерфи |
продюсеры: | Марк Липски, Рэй Мерфи мл., Эдди Мерфи, Ральф С. Синглтон, Роберт Д. Уокс |
видеооператор: | Вуди Оменс |
композитор: | Херби Хэнкок |
художники: | Лоуренс Дж. Полл, Расселл Б. Кроун, Джордж Р. Нельсон, Джофф Хаббард, Джо И. Томпкинс |
монтаж: | Алан Балсам, Джордж Бауэрс |
жанры: | комедия, драма, криминал |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 30000000 |
Сборы в США: | $60 864 870 |
Мировые сборы: | $156 764 870 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 ноября 1989 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 56 мин |
Эдди Мерфи довольно многогранен, но единственный фильм, в котором он был режиссером — это «Гарлемские ночи». И получилось у Мерфи достаточно хорошо.
По своей структуре «Гарлемские ночи» — это криминальная комедия, правда довольно мягкая, каким и был этот жанр в 89 году. Зато лента довольно жесткая в другом — в диалогах. Все, кто знает Мерфи как стенд-ап комика, знают и его юмор, в котором Мерфи где тонко, а где толсто, но обязательно с запредельным использованием мата — умеет подмечать довольно банальные вещи, и раскрывать их под совершенно другим углом.
И в «Гарлемских ночах» полно этого юмора, диалоги пестрят как матом, так и хохмой, и именно диалоги главное украшение фильма, которое не только раскрывает основных персонажей, но и не дает зрителю заскучать. Конечно сюжет тут тоже не плох, но честно говоря, в наше время он уже довольно банален, и его твисты предсказуемы.
А вот шутки в фильме живы до сих пор, хотя нельзя не отметить, что в главных ролях были как сам Мерфи, находившийся тогда на пике, так и другой чернокожий комик — Ричард Прайор, и их дуэт выдался очень гармоничным, от чего фильм смотрится очень хорошо, даже спустя столько лет.
7 из 10
3 апреля 2020
Первый и единственный фильм Эдди Мерфи, в котором он предстает во всех областях своего многогранного таланта: актерем, режиссером, сценаристом, продюсером. Первый фильм, который полностью принадлежал Мерфи и стал его полновластным бенефисом. Первый фильм, который был призван изменить сложившееся в мире представление о Мерфи, как о простом, хотя и талантливом комике.
Фильм получился неоднозначным, несколько неровным, как часто бывает, когда создатель находится по обе стороны камеры одновременно, но очень хорошим. Я не большой любитель гангстерского кино, но фильм Мерфи заслуживает внимания даже тех, кто не слишком любит нуар-фильмы. Дело в том, что Мерфи, прекрасно зная свою нишу в кино, не пытался снять второго «Крестного отца» и сделать некое подобие гангстерской саги, напротив, фильм построен на ироничном отношении ко всем этим серьезным людям в шляпах с сигарами и автоматами Томпсона. Может, поэтому фильм сразу вызывает симпатию. Когда сцена разборок превращается чуть ли не в клоунаду, тут хочешь не хочешь, улыбнешься, несмотря на то, что заканчивается сцена убийством. Но поставлено все очень просто, и герои фильма — нарочито «негангстерские», «непреступные» элементы. Ну, да, убивают — в целях самозащиты, но, в принципе, ведут бизнес без крови, бизнес такой, каким можно было прожить в Гарлеме 30-х гг.
Есть в фильме и стрельба, и преступные боссы, и жестокие киллеры, и роковые красотки, и, если б фильм делал не Эдди Мерфи, вероятно, получилось бы еще одно стандартное гагстер-муви, но Мерфи, как сценарист, наполнил его юмором, легкой иронией, несерьезностью. И его герой, хоть и мало чем похож на прошлых героев комика, несмотря на свою горячность и преступную деятельность, наполнен жизнерадостностью, теплотой, обаянием.
И герой Ричарда Прайора — честный, несмотря на свои делишки, открытый и добрый человек. И клуб их — не гангстерская семья, а самая настоящая большая негритянская семья, где все ссорятся, мирятся по сто раз на дню, даже дерутся, но при этом горячо любят друг друга.
Мерфи сделал гангстерскую комедию, при этом, как и во всех своих ранних фильмах, собрал в нее чуть не весь чернокожий Голливуд, сделав еще одно «черное» кино, но в «белом» стиле. Такое умел делать только он, то ли ограничивая темперамент своих братьев, то ли еще как, но, в отличие от современных Лоуренсов, Уайнсов и т. д., его кино всегда пристойно, юмор всегда на очень высоком уровне, и ничего фривольного Мерфи не позволяет.
На вторую главную роль он взял человека, который был для него в детстве учителем комического мастерства — Ричарда Прайора. Его герой мягок, прост, даже добродушен и выглядит в дуэте с самим Мерфи замечательно. В роли мерзкого продажного копа снялся Дэнни Айелло — хитрый, жестокий палач с кривой лицимерной ухмылкой. Очень запомнилась Делла Риз — эдакая типичная негритянская мамми, поливающая всех своих «гангстеров» матом, готовая врезать любому по морде, но при этом добрая и трогательно сентиментальная внутри…
Самый смешной эпизод фильма связан с появлением старого приятеля Мерфи еще по «Поездке в Америку» Арсенио Холла. Он настолько ярко и забавно отыгрывает свой единственный эпизод, что над этой сценкой смеешься, непереставая! Много в фильме и других хороших ролей…
Важно, конечно, и то, как снят фильм. Несмотря на ироничное отношение к теме, атмосфера нуар-фильма воссоздана блестяще: удачно подобрана музыка, воссоздан Гарлем 30-х гг., машины, костюмы, поведение, — над всем потрудились на славу. Фильм, основанный на классике нуара, «прочел» тему нестандартно, неожиданно и весело, он не стал использовать только две краски — черную и белую, сняв фильм на полутонах. А там, где есть неожиданность, рождается интерес, поэтому фильм стоит увидеть всем.
Мерфи показал себя во всех своих ипостасях, показал удачно, впрочем, насколько я знаю, критики фильм ругали, что, видимо, и закрыло Мерфи путь к режиссерскому креслу. Но, так или иначе, один блестящий фильм он все же сделал полностью сам. Делал от души и для души.
2 января 2007