Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Меньше нуля |
английское название: |
Less Than Zero |
год: | 1987 |
страна: |
США
|
слоган: | «It only looks like the good life» |
режиссер: | Марек Каневска |
сценаристы: | Харли Пейтон, Брет Истон Эллис |
продюсеры: | Джон Эвнет, Джордан Кернер, Марвин Ворф |
видеооператор: | Эдвард Лахман |
композиторы: | Фли, Энтони Кидис, Томас Ньюман |
художники: | Барбара Линг, Ричард Хорнунг, Нэнси Най, Stephen Rice |
монтаж: | Питер Е. Бергер, Майкл Троник |
жанры: | мелодрама, драма, криминал |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $12 396 383 |
Мировые сборы: | $12 396 383 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 ноября 1987 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 38 мин |
Фильм рассказывает о школьном трио, которое тяжело распалось после того как один из парней уезжает в колледж, а его девушка отказывается ехать с ним и остаётся с его лучшим другом, приехав домой главный герой по имени Клей застукивает свою девушку со своим другом после чего они не виделись полгода. Когда бывшая девушка Клея по имени Блэр осознаёт, что её друг Джулиан с которым она когда-то изменила своему парню в буквальном смысле опускается ниже нуля. Он принимает наркотики, пьёт, отец его видеть не хочет, все по-настоящему валится из рук, даже Блэр, которая тоже бывает любительницей «вернуться в школьные годы» осознаёт как Джулиану нужна помощь.
Роберт Дауни мл. прекрасно справился с ролью наркомана, которому необходима помощь. Хоть в этом фильме он на втором плане, его роль по моему мнению более сильная. Остальные актёры хорошо изобразили людей, которые переживают за своего друга, в фильме показана сцена, где действительно показывают какое тяжело состояние у Джулина, как друзья ему пытаются помочь. К сожалению такие ситуации бывают часто и в жизни, не всегда удаётся справиться с ними, что хорошо показано в фильме.
7 из 10
6 ноября 2016
People are strange when you`re a stranger
Faces look ugly when you`re alone
Women seem wicked when you`re unwanted
Streets are uneven when you`re down
The Doors(с)
80-е годы. Шикарная пора. Эра, когда в Англии начинала по потихоньку сдуваться тема «Секс, наркотики и рок-н-ролл», а в США наоборот она шла полным ходом. Начну с того, что это кино не о наркотиках, а о наркомании. О том, как она пагубно влияет. Если вы думаете, что это ранний «Реквием по мечте». Нет. В данном фильме, режиссёр пытался не углубляться во всё происходящее, а выдал лёгкий, депрессивный фильмец с шикарным Робертом Дауни мл. на втором плане.
Фильм повествует о трёх лучших друзьях (Клей, Джулиан и Блэр), которые после школы разбрелись кто куда. Джулиан, как самый умный и харизматичный (угадайте, кто его играет) решает начать свой бизнес, Блэр подаётся в модели, а Клэй уезжает из города учиться в коледж. Полгода спустя Клэй возвращается в город и не узнаёт своих друзей. Дело в том, что они стали наркоманами. Клэю остаётся только их спасти из всего этого мрака. Но как их спасти, если они пали ниже некуда. Ниже нуля…
Все страдания в картине проходит через героя Джулиана. После школы, дела у Джулиана шли из рук вон плохо. В итоге, герой связывается с плохой компанией и становиться зависим. В финале нам во всех ракурсах показывают его страдания, как он низко пал и к чему всё привело. Ему никто не верит, он по жизни всем должен, отец от него отказался. Нелёгкая судьба досталась ему. Параллельно показывают историю Блэр, которая хоть и тоже наркоманит, но пытается стать на путь истинный. Забыли только раскрыть персонажа Клэя. Но это не важно, когда есть отличнейший саундтрек от Томаса Ньюмана.
Кто бы мог подумать, что данная роль станет для Роберта Дауни мл. чуть ли не взгляд в будущее. Ведь, если читать жёлтую прессу, мы узнаем, что он стал наркоманом. Да так сильно вляпался, что попал в итоге в реабилитационный центр. В общем, Дауни мл. красавчик. Смог избавиться от зависимости, триумфально вернулся на экраны и стал более ммм гиково смотреться на экране, отчего все зрители явно в восторге. Уважаю Роберта за его силу воли. Фортуна своих не бросает и поворачивается всегда лицом!
С книгой я не знаком, но поговаривают, что её изрядно испортили, мол культовое кино о наркоманах мы могли бы получить ещё в конце 80-х. В принципе, кино хоть и хорошее, но центральный «правильный» герой портит всю картину. Он по голливудски слащав и хорош. Как Супермен решает все проблемы и спасает всех своих друзей. Благо, в финале все точки над И были расставлены.
На самом деле такие фильмы тяжело смотреть, т. к. всё что в них описывается происходит и в реальной жизни. Эта самая золотая молодёжь увлекается наркотой, да так лихо, что любой высший чиновник им позавидует. Когда родители перекрывают им кислород и не дают деньги, они переходят из нормальных наркотиков на химию, которая в итоге их и убивает. Да, были знакомые, которые умирали из-за тех уродов, которые продавали химию. Да это бизнес. Бесчеловечный, моральной уродский бизнес. Никого не волнует судьба и жизнь людей, главное грести деньги. Тут всякий станет бесчувственный, пока судьба не ответит тебе тем же.
Поэтому данное кино, как грустный взгляд на современную золотую молодёжь и не только на неё. Хочется попробовать, хочется поторчать, но что дальше? Переходить на тяжёлое и закончить свою жизнь как герой Джулиана? Не став он таким, его бы ждало отличное будущее. С лицом и обаянием Дауни мл и подвешенным языком, он явно бы сделал отличную карьеру. В конечном счёте он опустился на самое дно, откуда выхода уже не нашлось…
Извините за грубые высказывания в чей-то адрес. Никого не хотел обидеть. Просто накипело.
Наркотики — это зло. Мир во всём мире. Накормим голодных детей. Аминь
20 ноября 2012
Почему мы губим свои жизни, почему не думаем перед тем, как что-то сделать? Ведь в жизни счастливых концов не бывает. Так только в фильмах… Но не в этом… Я только что посмотрела эту картину, в глазах стоят слезы. В ней нет изобилия отвратительных сцен, от которых малоподготовленного зрителя может стошнить, но все же становится жутко. Жутко от дикой правдоподобности, от реальности всего происходящего. Создатели фильма не просто затрагивают проблему наркомании, они выворачивают её наизнанку, показывают всю её сущность в лице Джулиана, так же как и настоящую дружбу в лице Клея. «Меньше нуля» можно сказать, отец «Реквиема по мечте», более мудрый, более искренний. Наркотики? Для кого-то это звучит привлекательно? Неужели кто-то до сих пор думает, что слезть с них можно в два счета! Разве Джулиан не хотел остановиться! Он был истощен морально и физически, но остановить его смогла только смерть. У него были настоящие друзья, но они не успели ему помочь, было уже слишком поздно.
Как поклонница Роберта Дуани мл. хочу сказать, что какой бы привлекательный и харизматичный он ни был сейчас(гений, миллиардер, плэйбой, филантроп), в этом фильме он не просто сыграл, кажется, что он вырвал кусочек души и вложил его в роль. Могу сравнить эту потрясающую игру только с ролью Чарли Чаплина, где он будто бы возродил великого комика.
Немногие фильмы вызывают такой всплеск эмоций. Их нужно ценить и, однозначно, смотреть!
10 из 10
10 сентября 2012
Что притягивает обычного зрителя в фильмах о наркоманах? Отвечу за себя: наблюдение за жуткой ситуацией, в которую человек способен себя загнать. Картины, которые попадают под категорию «как не надо жить» трогают меня обычно до глубины души. И «На игле», и «Кэнди»,и «Реквием по мечте». «Меньше нуля исключением» не стал, он так же потряс меня. Только этот фильм имеет одно огромное отличие от просмотренных мною предшественников:он более чем правдив, благодаря игре Роберта Дауни мл. Роль Джулиана стала для него не только культовой, но и роковой. Зная об этом факте, фильм смотрится еще тяжелее.
Клэй, Джулиан и Блэр дружат со школы, и волею судьбы им приходится расстаться. Клэй становится прилежным учеником в колледже, Блэр успешной моделью, а Джулиан связывается с наркотиками и плохой компанией. Возвращающийся домой Клэй видит в каком ужасном состоянии находятся его друзья, погрязшие в вечеринках и наркоте. Всеми силами парень пытается вернуть те прежние времена.
Дети богатых родителей, прожигающие жизни, отдавшие души взамен на «кокаиновое счастье»,ищущие радость в искусственном удовольствии. В фильме показаны два полюса: Клэй, стоящий крепко на ногах и Джулиан. Мальчик, продавший себя. Между ними стоит не определившаяся в жизни Блэр, мечущаяся от одного полюса к другому. И все они вместе — картинка, которой Брет Истон Эллис изобразил поколение на рубеже 80-х и 90-х.
И. если, смотря «На Игле» или «Реквием по мечте»,ты понимаешь, что это лишь выдумка, сюжет, и актеры играют свои роли, то с «Меньше нуля»,как было сказано раннее, ситуация другая. Непередаваемая игра Роберта. Его Джулиан мечется, как птица в клетке, мечтая вырваться из наркотического круга, но уже слишком поздно. Все изначально поставлено на «ноль».
You can run but you can`t hide
Because no one here gets out alive
Find a friend in whom you can confide
Julien, you`re a slow motion suicide
Placebo-Julien
24 мая 2012
Очень грустный фильм.
Но почему-то не тяжелый.
Смотришь и понимаешь, что сейчас случится какая-то беда, но нет такой вот чернушной, гнетущей, грязной мрачности, свойственной, как правило, фильмам про наркоманию. А ещё в этом фильме есть юмор. Грустный, конечно, но забавный. И это, на мой взгляд, самое жуткое. Несчастный Джулиан, потерявший всё своё достоинство, безмолвно кричащий о помощи, но, в тоже время, агрессивно эту помощь отвергающий, умудряется смешно шутить. А если не шутить, то иронизировать. Жутко.
Вообще у этого фильма поразительный профилактический эффект против наркомании. Я тут случайно услышала, что после просмотра «Меньше нуля» некоторые наркоманы добровольно пошли лечиться. И хоть я никогда и не испытывала тяги попробовать наркоту, но я их прекрасно понимаю. В фильме достаточно ёмко и эмоционально показали все круги ада наркомана, сидящего на тяжелых наркотиках. И, так сказать, конечный результат этого пристрастия. Джулиан теряет всё: деньги, уважение близких, доверие близких, уважение друзей, доверие друзей, и, наконец, уважение к себе самому. Отлично описаны повадки нарко-диллера, который готов на всё, чтобы нарик не слез с иглы. А если у наркомана кончились деньги, всегда можно найти способ их отработать. Как вариант, принудительной проституцией. Гадко, но правдоподобно.
Удивительно, что самого юного Дауни-младшего этот фильм тогда не наставил на правильный путь, ведь, как известно, он сам приблизительно в это же время перешел на тяжелые наркотики и его жизнь мало чем отличалась от жизни Джулиана.
Кстати, о Дауни. Не могу не отметить его великолепную актерскую работу в этом фильме. Тут одно из двух: либо он действительно настолько потрясающий актёр, что сыграл эту роль убедительно на все 300%, либо повлияла его собственная тяжелая наркотическая зависимость и знание всех проблем, с которыми сталкивается молодой наркоман. Первый вариант более приятен, я остановлюсь на нём.
10 из 10
11 апреля 2012
Меня никогда не привлекало кино о наркотиках, потому что этема наркомании порядком поднадоела, хоть и остается актуальной и драматичной по сей день. Скорее всего, это вина кинорежиссеров, которые зачастую придают много излишней «ванильности» картинам о деградации души и тела наркомана или, наоборот, — драматизма. Получается неправдоподобно и создается впечатление, что на людском горе просто делают деньги.
Что же касается фильма «Меньше нуля» — это сильное кино, способное претендовать на высшую награду и высокий балл. Несмотря на то, что этому фильму уже немало лет, оно не должно валяться на полке и пылиться, потому что и сейчас затрагивает людские сердца, потому что ему есть, что сказать. Без лишних слов, лишнего пафоса и неуместных слез. Все получилось жизненно и цельно. Хочется заметить, что самой яркой звездой в этом фильме был Роберт Дауни младший. Как он признался сам, в чем-то его собственная жизнь пересеклась с историей Джуллиана. Может, именно поэтому получилось так живо, так больно? Хотя, нельзя не отметить, что Дауни сам по себе талант от Бога, серьезный драматический и комедийный актер, и может справиться с любой ролью.
Других персонажей с тем же успехом могли бы сыграть другие актеры, это бы ничего не поменяло. Но игра Роберта держала в напряжении от начала фильма до последней секунды, где он появляется в кадре. В приятном и грустном напряжении, когда в голове то и дело мелькает «верю, это блестяще».
Именно благодаря сценарию и игре бесподобного Роберта фильм вышел не банально «хорошим», а увлекательным, серьезным, сильным.
5 апреля 2012
Фильм рассказывает о золотой молодежи, об их мечтах и планах, об угаре 80-ых, о обратной стороне медали красивой, дорогой жизни.
После выпуска из школы эти дети потеряны, они не знаю, как правильно построить свою жизнь, пока их родители играют на тенистых кортах и попивают белое вино на обедах.
Несомненно, проблема фильма актуальна и сейчас. Лично я знаю человека, который посмотрев его изменил свою жизнь.
Если такой фильм, как «Реквием по мечте» шокирует, то «Меньше нуля» ужасает близостью ситуации, тем, что думаешь «Неужели и со мной может подобное случится».
Кинолента и игра Роберта Дауни младшего настолько правдоподобны, что становится страшно. Он не просто играет, он живет Джулианом. Положительный Клэй — антитеза Джулиану, а Блэр — нечто среднее между обоими героями, концовка фильма обнадеживает, но тут же вгоняет в отчаяние.
Картина невероятно атмосферна, неприкрыта, честна и заставляет задуматься.
Я не знаю советовать фильм к просмотру или нет, так как он довольно тяжел и оставляет осадок, но то что это поистине культовый фильм и заслуживает
10 из 10
- это несомненно.
17 февраля 2012
Обычно цель рецензии — дать совет : смотреть или не смотреть. Но в этом конкретном случае мне слишком сложно решить, к какому действию побуждать читателя. Я даже сама не знаю, рада или нет тому, что видела это кино.
Безоговорочно, фильм имеет богатое содержание (с книгой сравнивать не могу, не читала), иллюстрирует актуальные жизненные проблемы, затрагивает важные темы. Здесь есть многое : дружба, любовь, отношения в семье, конечно, основной акцент — обратная сторона «красивой» жизни (об этом прямо сказано в слогане) : наркотики, разврат, бессмысленность существования.
Но не это оставляет неизгладимое впечатление, нет. Когда Джулиан (Роберт) смотрит тебе прямо в душу своими молящими глазами, полными отчаяния; когда он испытывает ужасные физические муки, ты не можешь не сопереживать. Ты не можешь не закрывать себе лицо руками с возгласом : «Нет, не надо, пожалуйста, только не это!», когда узнаешь, на что его толкает кредитор. Ты невольно прочувствуешь это, просто не можешь остаться в стороне. И ощущение ужасное.
Хотя, может, я просто настолько люблю Дауни, и для кого- то другого этот фильм не станет такой же трагедией. Но сомневаюсь.
Я не считаю себя любителем хэппи эндов, обычно мне нравится драма в конце, это менее предсказуемо и более впечатляет. Но не здесь. Здесь все моё существо хотело избавления, мира, счастья, чего угодно, только не того, чем все кончилось. Слишком сильны были эмоции по ходу фильма, обрыва в финале можно было бы и избежать, сыграть на контрасте, дать надежду…
Что я могу сказать в итоге : хотите эмоций — смотрите, хотите РАДОСТНЫХ эмоций — не стоит.
21 января 2012
Шок? Не, не слышал
Современный зритель избалован. Его не удивишь стареньким фильмом на избитую тему. И почему кто-то где-то говорил о шокирующем зрелище? Да тут даже никто не обблевался нормально — и поэффектней видали, правда? А ломка со страшными судорогами и предсмертными воплями где? Ну а кокаиновая вечеринка без оргии и не вечеринка вовсе. Конечность даже никому не отпилили — ну это уже никуда не годится. Так где же шок?
Верю!
А он есть. Он не в картинке, а в понимании. И не требует подкрепления в виде особенно тошнотворных или развратных сцен.
Сюжет воспринимается довольно болезненно, за счет идеально расставленных акцентов. Ведь и правда веришь в светлое будущее выпускников в начале, а потом не можешь поверить — как? Когда это случилось? Был упущен момент, когда жизнерадостная красотка становится напуганной и дерганной, «лучший папа из пап» перестает гордится своим сыном, а некогда паренек с амбициями осознает, что от его жизни уже ничего не осталось.
Еще ниже?
Я сопереживала героям. Поступки всех троих вызывали и огорчение, и, порой, уважение. Хотелось бы отметить множество метких моментов, которые действительно привязали меня к персонажам. Но не буду. Слова в этом случае — ничто. Это нужно увидеть и прочувствовать самостоятельно.
Каждый катится в пропасть по своей личной дороге. У Блэр и Клэя тормоза оказались исправными. Я уважаю этих героев, несмотря на все их промахи. И я, как ни странно, уважаю Джулиана. Это чувство к нему не применимо, я знаю. Но я хотела это написать. Чувствуется в нем некая сила и глубина. Опять же — множество моментов. Кто видел — тот поймет. Я даже позволила себе маленький проблеск надежды после примирения Джулиана с отцом. Оно могло стать тем единственным спасательным мостиком. Ведь он бы бросил, правда? Я поверила ему. От этого особенно болезненной была последующая сцена унижения и принудительная доза. Это был финальный хруст. Человек сломан и не подлежит ремонту. Сразу подумалось — а как же отец? Доверие утрачено навсегда. Так несправедливо. И надежды нет.
Кабриолет с тремя друзьями на пустынной дороге и ветряные мельницы я не забуду никогда. Было больно.
Большое спасибо…
Эндрю МакКарти, Джейми Герц, Джеймс Спэйдер были более чем убедительны. Я не видела актеров — я видела их героев, верила им и сопереживала. За Роберта Дауни мл. в этом фильме болело сердце. Его игра не требует восхвалений — у всех есть глаза, и все все видят сами. Но от этой невероятной убедительности было страшно вдвойне еще и потому, что подобный кошмар имел место в жизни актера, и затянулся на долгие-долгие годы. И я непередаваемо рада, что Роберт выбрался и не повторил судьбу своего персонажа.
Хочу отметить также великолепное музыкальное оформление, которое очень удачно вписалось в нужные моменты, добавляя им то остроту, то глубину и — неизменно — драматизм.
Я не читала книгу
Жалею ли я? Нет, не жалею. Знаю, что книги всегда лучше своих экранизаций, знаю. Читала, что поклонники книги об экранизации отзываются нелестно, да. И именно поэтому я рада, что эмоциональную встряску доставил мне именно фильм. Впечатления свежи — я ведь не читала этого раньше. Жаль было бы войти в число тех, кому фильм после прочтения показался мелким. Для меня же он навсегда останется первым, даже если книга, которую я обязательно прочту, потрясет меня еще больше. Я «не потратила» этот фильм — я получила от него все, что должна была. И даже чуточку больше. Спасибо.
Фильм, о котором хочется говорить, но слов нету…
Возможно, мне следовало бы сейчас лечь спать, а завтра (а еще лучше — дня через три), когда все уляжется на свои полочки, написать эту рецензию. Или не написать. Не знаю. Но сейчас, когда я только несколько минут как вынырнула и до сих пор не могу отдышаться, мне так хочется говорить об этой истории, но нужные слова не находятся никак.
10 из 10
7 ноября 2011
Клэй, Блэр и Джулиан — друзья не разлей вода. Они дети богатых родителей, живут в Беверли-Хиллз и ходят в местную школу. Но вот последний звонок прозвенел, и пришло время расставатья. Клэй уезжает в Нью-Йорк, где поступает в колледж. Однако возвратившись в родной город на Рождественские каникулы, он обнаруживает, что Блэр и Джулиан очень изменились…
Реалии США 80-х годов — это своебразная копия реалий России нулевых: период экономической стабильности, новые деньги, мода на показную роскошь, гламур и кокаин… Очень популярными становятся фильмы о быте богатых, в частности, золотой молодежи. Так что Марек Каневска, что называется, попал в струю. С той лишь разницей, что он не рисует богатеньких буратин в розовом цвете, а открыто демонстрирует всю изнанку существования молодежи, которой нечего больше хотеть. По-моему, очень показателен в этом плане эпизод, когда группка гламурных девиц обсуждает своего дружка, которого не взяли в университет, потому что он сидит на героине: в глазах этих девушек ситуация представляется, как нечто само собой разумеющееся, тем более, что похоже они и сами балуются. Именно эта сценка заставляет Блэр взглянуть на себя со стороны и решительно, сию же секунду, разорвать порочный круг, в который она угодила по своей же глупости.
На мой взгляд, в этом фильме Роберт Дауни-младший сыграл одну из своих лучших ролей. Когда видишь полные отчаяния и ужаса глаза его Джулиана, измученного ломкой, то все внутри тебя холодеет — холодеет от осознания того, сколь пророческими являются эти сцены для самого Роберта…
Резюме: героям нынешних отечественных светских хроник посвящается.
10 из 10
12 сентября 2011
Заключительная речь директора выпускникам 1987 года:
- Удачи! Здоровья и благосостояния!
- Мы хотим денег, мы хотим счастья,- кричат выпускники.
- И того счастья, которого вы хотите.
Так начинается фильм «Меньше ноля».
Но дело в том, что эти дети, эта «золотая молодежь» Лос-Анджелеса 80-х (да и в любое другое время в любом другом месте) просто не знает, что им нужно для счастья.
Счастливое фото, а через пол года улыбки стираются с лиц главных героев, и остаются лишь на памятном кадре с выпускного. Больше радостных моментов в этом фильме вы не увидите.
Так тяжело не оказаться на дне, когда терпишь очередную неудачу и разочаровываешь своих близких, когда вокруг нюхнуть кокс так же нормально как почистить утром зубы. Процесс разрушения личности запущен и уже не обратим. Этот фильм поднимает очень важные проблемы. И центральная из них — наркомания, потому что общество, в котором наркотики такая же традиция как Рождество, обречено на вымирание.
Два парня и одна девушка — неразлучные друзья, друзья детства. Но детство заканчивается вместе с выпускным, и пути их расходятся. Клэй сбегает от наркотиков в колледж в другой город, бросая Джулиана и Блэр в очень не простое для них время, бросает их на перепутье. И разрушительное зерно наркотиков пускает свои корни. Хотя Блэр утверждает, что может «бросить в любое время» и «это единственный контроль», который ей нужен. А у Джулиана все хорошо, «ведь нет такой проблемы, которую не решил бы кокс». Он готов на все ради очередного грамма: готов продавать и продаваться. Блэр плохо от происходящего, и она не придумывает ничего кроме как просить помощи у Клэя. И тот возвращается домой на Рождество, но у него совершенно нет желания помогать Джулиану.
- Я не знала кому еще звонить, — сокрушается Блэр.
- Могу назвать человек 500 внизу,- отвечает равнодушно Клэй.
- Нет, он действительно в беде…он постоянно под кайфом!
- Джулиан с десяти лет этим занимается.
«О Господи!» — хочется кричать мне после этой фразы. С 10 лет! А где же были родители этих заблудившихся детей?! Вот еще одна серьезная проблема, которую затрагивает фильм.
Отец, который не хочет вылезти из кровати от своей любовницы, чтоб пожелать своей дочке счастливого Рождества…отец, который говорит сыну «Живи своей жизнью где угодно, только не здесь» — это отвратительно и страшно! Ответственность за детей и за их жизни (по крайней мере до определенного возраста) должна лежать на родителях. И именно от родителей очень многое зависит. А все эти дети из фильма, а они еще именно дети, предоставлены сами себе — никаких ограничений, никакой заботы, кроме материальной поддержки. Они просто ищут развлечений и новых ощущений, чтоб заполнить пустоту по дороге к ложным идеалам и ценностям.
И, конечно же, не мог этот фильм закончиться иначе, чем он закончился, ведь это обычная история из жизни, и это-то и ужасает — обычная!
Смотрела я этот фильм с любительским одноголосым переводом, от чего он стал только привлекательней, поскольку не претерпел цензуры.
Час сорок пролетели как одна минута, на одном дыхании, и даже когда закончились титры еще долго не могла прийти в себя — была в шоке, даже сейчас прокручивая в голове эпизоды, нахожусь под сильнейшим впечатление.
После просмотра решила прочитать книгу Брэта Истона Эллиса, по которой поставили фильм. Согласна со многими рецензентами — фильм с книгой имеет мало общего. И тем, кто хотел достаточно точной экранизации, фильм скорей всего не понравится. Книга однозначно жестче и беспросветней — ни одного положительного качества в героях и концовка без надежд.
Но!
Я не профессионал мира литературы и кино, и не берусь судить, но мне показалось, что в попытке охватить слишком многое, Эллис в полной мере не раскрыл сути хотя бы одного. Книга Брэта Истона Эллиса задает много вопросов, а фильм Марека Каневска дает ответы на самые главные из них. «Что делать?» — Остановиться пока не поздно, а если уже поздно, то никто не сможет помочь. Это горько, но это жизнь. Человеку обязательно надо верить во что-то кроме денег и наркотиков.
Единственное чему совсем не верится в этом фильме так это образу положительного почти во всех отношениях Клэя. Ведь «старые привычки не умирают, они просто в спячке». Не верю, но могу понять почему так было задумано. Необходимо было показать контраст между героями, показать как есть и как может и должно быть!
Я бы сделала показ этого фильма обязательным для всей молодежи, чтоб никто не захотел стать «меньше чем ноль».
14 апреля 2011
В свои неполные двадцать, в качестве курсовой работы, ныне культовый писатель Брэт Истон Эллис создает свой первый роман «Меньше, чем ноль» и публикует будучи студентом. Книга, без тени стеснения повествующая о жизни золотой молодёжи Америки, наполненной насилием, жестокостью и сексом, была благосклонно принята прессой и читателями и наречена современным вариантом «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера, а через два года удостоилась собственной экранизации. И, как это часто случается, культ литературного источника не смог достойно и без потерь перевоплотиться в кинопостановку.
Главной погрешностью режиссера и сценариста является фривольная расстановка акцентов, существенно ограничив спектр проблем молодых людей, так подробно и ярко описанных Эллисом, они в корень меняют смысловую волну романа на экране, оставляя нетронутым разве что имена героев. Не избежал смены приоритетов даже центральный персонаж — Клей Истон. Лишив экранного Клея практически всех главных достоинств характера Клея книжного, картина утратила львиную долю энергетики, как если бы заказанный крепкий кофе неожиданно оказался стаканом молока. Казалось бы, не страшно, вот только на кой черт вам молоко, когда вы хотели кофе? Сумев мастерски раскрыть персонажа Клея, Эллис вряд ли мог подумать, что его вечно обдолбанного, заблудившегося в лабиринтах жизни и человеческой морали, избалованного и испорченного ублюдка превратят в правильного во всех отношениях паиньку, напрочь убив всякий интерес к герою, на котором, собственно, держалось все повествование: от его проникновенного вывода в начале о том, что «люди бояться слиться» до финального заключения-исповеди о смысле своего существования. Если решите найти подобное откровение и в фильме — увы, разочаруетесь. Нет в экранизированной версии образа Клея ничего, чтобы запало глубоко в душу и упорно перебирало струнки этого непознанного механизма.
Ориентир первой скрипки довольно неожиданно отходит персонажу, чье присутствие в книге несоизмеримо мало с практически полноценным бенефисом в ленте. Джулиан — некогда лучший друг Клея, напоминавший о своем существовании в романе лишь редкими упоминаниями в диалогах основных героев и участием в эмоционально сильной кульминации, в фильме обретает задатки главного отщепенца судьбы, оттесняя всех остальных. Неудивительно, насколько роковой оказалась эта роль для Роберта Дауни младшего. Это сейчас он снова на коне, его карьера достигла невиданных высот и это еще не предел, а в то время блестяще отыгранная роль безнадежного наркомана не закончилась в титрах — она продолжилась в реальной жизни Роба вплоть до 2003 года — не в меру затянувшееся представление, пусть и, в отличие от истории Джулиана, со счастливым концом.
Однако перевоплощение героя второго плана прямиком в высшую лигу, несмотря на все исполинские старания Дауни мл., не смогли восполнить пропасти от бесцеремонного перекраивания литературного творения Эллиса. Согласно тривиальным законам жанра, создатели выделили троих главных персонажей, в то время как в источнике их количество ощутимо приумножено, причем сокращение никак не идет на пользу восприятию, а лишь обедняет яркую палитру книги. Конечно, совсем про их существование забыть не смогли, но видимо сочли минутные появления в кадре вполне достаточным, чтобы совсем не ставить под сомнение разумность экранизации, что не может не огорчать, поскольку каждый из заявленных в книге персонажей, независимо от интенсивности своего участия в действе произведения Эллиса, отождествлял уникальную проблему молодежи.
Итогом стало, что вся тяжесть повествования легла на плечи всего троих — Клея, Джулиана и Блэр. Последняя, к слову, в книге сыграла немаловажную роль в истории главного героя (условно, это все-таки Клей), в картине же ее ждала ситуация, противоположная метаморфозе образа Джулиана — тема ее отношений с отцом, ровно как и с человеком, которого она кажется любит загублена и нераскрыта и это лишь вершина айсберга, скрытого от глаз доверчивого зрителя, познающего драматургию романа через обманчивый спектр фильма.
Лента сгодится в качестве созерцательного дополнения к потрясающей по содержанию книге, но никак не наоборот. Невероятно сложно адаптировать литературный труд столь неординарных авторов для сценария к фильму — непреклонная истина, Однако, в выходке режиссера и сценариста сложно разглядеть хотя бы тончайший намек на старания проявить уважение к первоисточнику. Попытка прыгнуть выше оригинала путем беспощадной сюжетной кастрации, ожидаемо, провалилась, хотя и при рассмотрении картины, исключая вариант предшествующего или последующего ознакомления с книгой, ощутимых недостатков в ней гораздо меньше. А вот гордо, а главное — по праву носить звание «Экранизация романа Брэта Истона Эллиса» — в этом отношении фильм терпит сокрушительное фиаско.
А ведь не допусти Марек всего этого, феномен «Реквиема по мечте» мог прогреметь намного раньше.
16 января 2011
Фильм снят по одноименному рассказу такого гениального писателя как Брет Истон Эллис. Сначала я прочитала книгу, а только потом посмотрела фильм, скажу вам честно, с книгой ничего не сравниться. «Меньше нуля» будет правильнее назвать иллюстрацией к книге, потому что сюжет перевернут с ног на голову, но от этого он не стал хуже.
Несмотря на то, что фильм о далеком прошлом, когда Duran Duran — одна из самых популярных групп, а кокаин продавался мешками, режиссер затронул проблемы, которые будет актуальны всю жизнь. Нашим глазам представляется тусовка золотой молодежи с накокаиновыми носами, бисексуальностью и нереализованными амбициями, не знающие в какое русло направить свою энергию. Кто-то из них не учиться вообще, кто-то зарабатывает себе на жизнь, продавая наркотики. Но Клей (Эндрю МаКартни) решил повзрослеть: уехал из города, поступил в колледж, завязал с наркотиками. И вот наступают каникулы, и Клей возвращается в тот мир, из которого сознательно бежал. Он с трудом узнает своего лучшего друга и девушку. Блэр (Джейми Герц) втягивает в себя одну дорожку кокса за другой и утверждает, что в любой момент может остановиться, стоит ей только захотеть. А Джулиана (Роберт Дауни мл.) он вообще практически потерял, поскольку того затянула трясина наркотиков, его не хочет знать родной отец, а с долгами ему не расплатиться вовек. Этот фильм — не сопливая мелодрама, поэтому не ждите счастливого конца.
Низкий поклон актерам, особенно Роберту Дауни младшему, он, к сожалению, был создан для этой роли. Роль Джулиана можно назвать роковой, потому Роберт так слился со своим героем, что стал жить его жизнью. А жизнь Джуалина оказалась слишком коротка, поэтому к ничему хорошему это не привело.
Сюжет фильма можно с легкостью перенести в наше время, те же люди, те же проблемы. К сожалению мы начинает ценить дружбу тогда, когда слишком поздно. Легко начать, но сложнее всего — остановиться. Герои «Меньше нуля» научат вас ценить истинные чувства и покажут, что нельзя убегать от проблемы, не решив ее. Ты можешь бегать вечно, но в конце ты точно устанешь…
10 из 10
24 октября 2010
Решил просмотреть фильм после того, как прочел книгу «Ниже нуля» Эллиса. Возможно, из-за моего восприятия книги, возможно, из-за серьезных изменений в сценарии, но фильм оказался совсем о другом.
Книга в кричащей манере описывает американское общество конца восьмидесятых, потерянное, потрепанное и безразличное ко всему. Помимо главного действия, по всей книге проявляются воспоминания прошлого, из которых можно понять причины деградации главных героев.
Фильм, в моем понимании, о дружбе школьных друзей, основная тематика книги отошла на задний фон, некоторые сюжетные перепитии изменены, многие вырезаны. Музыкальный фон, задаваемый автором, присутствует не в полной мере. Больше всего понравилась Джейми Герц — идеальная актриса для этой роли.
Как отдельное от книги произведение, фильм считаю хорошим. Однако лично я отдал бы сценарий и режиссерское кресло Греггу Аракки, а на главную роль пригласил бы Джареда Лето.
17 октября 2010
Когда я пересматривала фильм уже в n-ный раз, я все пыталась осознать и понять, как можно так играть. Играть. Играть так, будто около тебя не находится включенная камера и не суетится озадаченный режиссер с остальной труппой.
Роберту Дауни младшему — мой самый низкий поклон. И я считаю, что он не просто актер, который когда-то просто случайно вдруг решил`а не заняться ли мне актерской деятельностью?». Это человек, которому было предначертано это судьбой. Это человек, который получил Божий дар.
Можно ссылаться на то что, мол, у него самого было тяжкое время связанное с наркотиками и, мол, ему легче из-за этого было представить картину и сыграть якобы «самого себя». Думаю, ничего подобного. это просто талант. По-крайней мере, я так считаю.
Сюжет казалось бы прост. Достаточно жизненная ситуация. НО
Смотришь фильм и возникают совершенно нереальные ощущения. Наблюдаешь за тем как Джулиан(Дауни) переносит ломку, как он с жутко болезненными глазами пытается спастись и вырваться из это кромешного ада, и в сердце начинает что-то покалывать.
Чего только одни его глаза стоят.
Сцена, где он разговаривает с отцом и в конце концов они примиряются, одна из лучших, на мой взгляд.
Жизненное, правдивое, хорошо снятое, неглупое кино с прекрасным актерским составом.
10 из 10, однозначно.
5 июля 2010
Фильм, оставляющий неизгладимое впечатление, такое, какое не оставил хотя бы столь нашумевший «Реквием по мечте»…
Фильм, во время которого иногда пробуждаешься от хаоса, творящегося на экране, и обнаруживаешь, что ногти впились в ладони, а на глазах — слезы злости.
Фильм, который рассказывает зрителю всю отвратительную правду из жизни подростков 80-х — счастливых либо разбитых. Неумолимый контраст происходящего на экране в начале фильма с тем, что произошло в конце, пугает, кричит, предупреждает…
Смысл, метко раскрытый и представленный в этой картине блестящей игрой актеров (Роберт Дауни мл. словно живет в этом фильме), ясно виден, что позволяет мне с чистой совестью поставить заслуженные
10 из 10
(Это один из лучших фильмов, которые я видела в своей жизни)
28 мая 2010
Это моя первая рецензия на Кинопоиске, и неспроста.
«Меньше нуля» — фильм, который оставил неизгладимое впечатление, который пробудил эмоции, каких я ещё, пожалуй, не чувствовала при просмотре кино.
Фильм о дружбе, любви, о жизни. Трое друзей, выпускников школы, все дороги открыты, счастливые лица на фотографии. И кто бы мог подумать, что через полгода всё может так круто повернуться? Что ты поймёшь — ради друга ты готов забыть все обиды и ссоры, которые казались такими серьёзными, но будет уже поздно?
Наверное, буду неоригинальна, но хочу отметить Роберта Дауни-мл — я даже не могу воскликнуть «Верю!», потому что такое чувство, что это и не игра вовсе, настолько он вошёл в свой образ.
Атмосферное кино, которое не оставит равнодушным того, кто его посмотрит.
10 из 10
25 мая 2010
Начну с того, что фильм оставил у меня огромнейший осадок. Я не говорю что это плохо… хорошо, что есть такие фильмы, после просмотра которых, ты можешь ходить под неизгладимым впечатлением. Так сказать еще «в атмосфере».
Весьма реалистична картина некоего «безумства 80-х», уж поверьте. Название под эпоху подобрали весьма и весьма правильно. Но этот фильм почти полностью охвачен настоящей дружбой.
Трое неразлучных в школе друзей, расходятся по своим дорогам… Блэр становиться моделью, Клей уезжает и поступает в колледж… и Джуллиан намерен завести свой клуб.
На самом деле я вижу, как старался Джуллиан завести свое дело… Как не отчаивался после первых неудач,… но вскоре пошел по наклонной…
Конфликт с отцом, после которого его выгоняют из дома. Огромные долги за «товар», потом чего хуже — «отработка» долга.
Наркотики… На самом деле тяжело было смотреть. Ведь Роберт он такой талантливый актер, а в его исполнении этого «амплуа наркомана» всё смотрится более трагично. Да и воображение того, что он, когда-то жил «также» вызывает весьма грустные эмоции.
Роберт Дауни-младший, ранее имевший крупные проблемы с наркотиками, и из-за них, обвинил свою роль в фильме 1987 года «Меньше чем ноль» в том, что именно из-за нее он покатился по наклонной.
Актер сказал (интервью в 2008 году), что до того момента принимал наркотики только в качестве развлечения, а, сыграв крепко сидящего на кокаине Джулиана в экранизации книги Истона Эллиса, и сам впал в зависимость от психотропных препаратов. «До того фильма я принимал наркотики только после работы и по выходным. Меньше, чем ноль изменил это. Для меня роль стала чем-то вроде призрака Будущего Рождества. Я стал карикатурой своего же персонажа», — кается Дауни-младший.
В этой картине герой по имени Клей (Эндрю МакКарти) пытается помочь своим друзьям. Свою девушку Блэр (Джэми Герц) от бесконечных тусовок и наркотиков, от которых как она считает она может избавиться в любую минуту. Своего друга Джуллиана (Роберт Дауни Мл.)…он пытался спасти…от тех же наркотиков, долгов, проституции. Забыв причем о давней измене их обоих друзей. Хотя я и не считаю, что это событие можно назвать «изменой» в прямом смысле этого слова.
Примечание: -образ героя по имени Клей — это такой друг редкого сорта. Пожелать бы всем такого.
Если говорить о том, что затронуло сильнее всего так это заплаканный, «болезненный», Роберт…с его окуренными глазами. Он был эмоционален на пределе. Я, конечно, понимаю, что его герой сам виноват в том, кого из себя сделал, но актерская игра Дауни на протяжении всего фильма заставляет сочувствовать его герою и переживать.
Вот представьте — как нужно выйти из комнаты и сыграть так, чтобы без слов было понятно, чем ты там занимался? Тебе надо было бы этим заняться или тебе нужно быть Робертом — замечательным актером.
Я думаю, что для меня нет и не будет лучшей картины подобного жанра.
Вы знаете некоторые забывают о визуальности, о том что режиссер это художник. Некоторые снимают фильмы про наркоманов, чьи образы не имеют за собой никакой личности. Просто включаешь и тебя рубят правдой прямо в глаза. Художественность фильма тоже важна. По крайней мере для меня.
Мне бы хотелось поблагодарить абсолютно всех, кто имеет отношение к созданию этого фильма. Отличная работа.
В этом фильме все смешалось — и развязность тех лет (да и когда её не было), долги и наркотики, любовь и непонимание, здравый смысл и кайф… дружба.
А также молодые талантливые актеры, заговорившие серьезно, о серьезных проблемах, об истинных ценностях, и конечно когда-то заявившие о себе.
Если честно, я готова смотреть только такое кино. Вот такое, по-настоящему драматическое кино, которое не стыдно назвать шедевром. Хочу, чтобы стало больше таких человеческих, эмоциональных сильных фильмов. А не эти… блокбастеры… американские пироги…
По-настоящему культовое кино. Без преувеличения.
10 из 10
P.S. хотя я и не люблю разврат, но понимаю, что в раскрытии данной темы без него, как без варежек на Северном полюсе.
28 февраля 2009
«And I find I kind of funny,
I find it kind of sad,
The dreams in which I’m dying are the best I’ve ever had.
I find it hard to tell you,
I find it hard to take,
When people run in circles its a very very
Mad world,
Mad world» (с)
«Меньше нуля» является экранизацией одноименного романа одного из самых популярных авторов альтернативной прозы, Брэта Истона Эллиса. Книга явилась творческим дебютом писателя и была перенесена на экраны спустя 2 года после выхода. Сам автор, похоже, не был доволен увиденным. Предполагаю, что фильм получился куда менее шокирующим, да и, судя по всему, не особо похожим на оригинал. С литературным первоисточником я не знакома, но кино мне, в принципе, понравилось, хоть и показалось чуточку сыроватым. «Меньше нуля» — это взгляд на вечных тусовщиков, молодых и беспечных жителей Лос-Анджелеса, этакую современную «золотую» молодежь, где за глянцевым фасадом сквозят только тьма и обреченность. «А судьи кто?» — спросите вы. «Их же сверстник» — будет ответ. Правда, зрители вряд ли будут шокированы. Ведь мы это все уже знаем, не так ли?
В центре событий трое друзей детства: Клэй, Джулиан и Блэр, бывшая девушка первого парня. Их взаимоотношения становятся куда запутаннее, после отъезда одного из них, в колледж. Наркотики, секс и деньги — фон, на котором и разыгрывается данная история. Джулиан уже неконтролируем, Блэр втягивает одну кокаиновую дорожку за другой в уверенности, что всегда сможет остановиться, а Клэю придется попытаться как-то с этим разобраться. Жаль, что часто помощь приходит слишком поздно… Из актеров я бы более всех выделила Роберта Дауни мл. Его герой самый насыщенный в эмоциональном плане, его безумно жаль, хотя понимаешь, что во многом он виноват сам. Но это не помешало мне ему искренне сострадать, особенно в сценах разговоров с отцом — тяжело, когда близкому человеку ты уже не нужен, ну или являешься для него главной проблемой. Пробивает на слезы… Да и для самого Дауни эта роль стала знаковой… но роковой. Роберт сам говорил, что слишком вошел в образ Джулиана, со временем во многом повторив его судьбу. Собственно, поэтому я долго не решалась смотреть фильм — слишком тяжело… Зато тогда еще совсем молодой актер всем доказал, что отлично играет в драме, постепенно начав выходить из амплуа смешных друзей главных героев.
Отдельно хотелось бы отметить и саундтрек, идеально дополняющий картину происходящего. Атмосферно. Мое любимое: Bangles — Hazy shade of winter.
Мне кажется, что «Меньше нуля» является лишь иллюстрацией, здесь нет прямого посыла к действию. Что делать, когда бороться нет сил и на себя уже начхать? Хорошо, когда есть тот, кто тебя поддержит, но дай Бог силы и терпения тому человеку. Отлично, когда есть друзья, но этого мало. Я не берусь делать громких выводов с призывом посмотреть фильм, подозревая, что далеко не все оценят… Но любителям Дауни, поклонникам кино на наркоманско-молодежную тематику и просто любопытным гражданам все-таки стоит ознакомиться (а первой группе в обязательном порядке!).
8 из 10
29 сентября 2008