Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Голод |
английское название: |
The Hunger |
год: | 1983 |
страны: |
Великобритания,
США
|
слоган: | «Nothing Human Loves Forever» |
режиссер: | Тони Скотт |
сценаристы: | Майкл Томас, Айвен Дэвис, Джеймс Костиган, Уитли Страйбер |
продюсер: | Ричард Шеперд |
видеооператор: | Стивен Голдблатт |
композиторы: | Денни Джэгер, Мишель Рубини |
художники: | Брайан Моррис, Клинтон Кэверс, Милена Канонеро, Энн Молло |
монтаж: | Памела Пауэр |
жанры: | ужасы, триллер, мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $5 979 292 |
Мировые сборы: | $5 979 292 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 апреля 1983 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 37 мин |
США; начало 80-х годов XX века
Мириам /Катрин Денёв/ - красивая женщина-вампир, живущая уже несколько тысячелетий; холодна и спокойна, ради крови убивает
Джон /Дэвид Боуи/ - любовник Мириам, вампир, вместе с ней уже триста лет, внезапно начал резко стареть
Сара /Сьюзен Сарандон/ - врач, учёный, занимается изучением болезни, при которой люди преждевременно и быстро стареют
Это дебютная работа Тони Скотта, который лично мне знаком по фильму «Настоящая любовь». Читала, что раньше он занимался съёмками клипов, и это многое для меня объяснило. В фильме множество резко сменяющих друг друга кадров, которые значительно друг от друга отличаются ракурсами, приближением камеры, цветом… Это не плавная картина, это было нечто, что ещё до прочтения факта о клипах дало мне ощущение именно того, что я смотрю музыкальный видеоклип. Привыкнуть к этому мне было сложно, но, втянувшись, я поняла смак данного решения.
Ещё одним запоминающимся отличительным моментом является звуковая составляющая фильма. Я даже музыкой это назвать не могу. Музыка была, когда Мириам и Джон играли на музыкальных инструментах. В остальном же – резкие звуки, скрипучие, скользящие, бьющие по ушам, заставляющие испытывать тревогу и напряжение. Опять же, привыкла не сразу, но ближе к середине так слилась с происходящим, что иного звукового оформления и не представляю, ведь, по сути, это не красивая и романтичная история о вечных влюблённых.
Картина заявлена, как ужасы, но ничего страшного здесь нет, и даже жуткого нет. Есть несколько неприятных моментов, которые вызывают скорее брезгливость, чем страх. Так что тем, кто боится ужасов, не стоит бояться этого фильма, а вот посмотреть его стоит.
Я не очень люблю вампиров, в рейтинге любимых/нелюбимых персонажей они для меня стоят на пред-предпоследнем месте перед зомби и оборотнями. Не понимаю я эстетики этих героев. Но данная история мне понравилась. Рекомендую всем любителям вампирской тематики и ценителям необычно снятых фильмов.
23 июля 2023
Любой поклонник массового кино, составляя свой собственный рейтинг любимых фильмов, наверняка обнаружит в нём как минимум одну картину от режиссёра Тони Скотта. Это может быть спортивный детектив 'Последний бойскаут' (1991), а может криминальная драма 'Настоящая любовь' (1993), или же конспирологический триллер 'Враг государства' (1998), а ещё криминальный боевик 'Гнев' (2004), а также фантастический триллер 'Дежавю' (2006). Да и ряд других картин Тони Скотта достойны того, чтобы попасть в фан-списки самых любимых кинокартин, которые пересматриваются с завидной регулярностью. За свою профессиональную карьеру Тони Скотт заявил о себе как о маститом постановщике боевиков, детективов и триллеров. А ещё наверняка был любимцем киностудий, потому что практически все проекты Тони Скотта принесли солидную коммерческую выгоду. Но немногие сейчас знают, что свой путь Тони Скотт в полнометражном художественном кино начинал с фильма ужасов: великий Алан Паркер предложил вместо себя в качестве режиссёра Тони Скотта для съёмок ленты 'Голод'.
Надо сказать, что 'Голод' вышел на экраны уже в далёком от нас 1983-ом году, а тогда фильмы жанра ужасов признавались критиками как мэйнстрим, относящийся ко второсортной продукции киноиндустрии. И не секрет, что приличное количество режиссёров, как и актёров, начинали свои карьеры в данном ширпотребе, и далеко не все смогли вырваться из этого омута, но Тони Скотту это удалось. Уже в 'Голоде' он всем продемонстрировал свой незаурядный талант (на момент съёмок Скотту исполнилось 39 лет), поставив довольно необычный фильм ужасов, наделив его особой аурой, создав особую атмосферу и поместив туда иные киножанры, о чём мы ниже ещё поговорим. А пока отметим, что сценарий 'Голода' базировался на романе Уитли Страйбера, который зарекомендовал себя не только как талантливый сайфай-, и хоррор-писатель, но и запомнился своими историями о том, что был похищен некими существами (возможно, что не инопланетянами), а также тем, что к нему приходила таинственная сущность, которая надиктовывала ему лекции по различным наукам. Вот такая фигура этот Страйбер.
В синопсисе 'Голода' заложена история древнего вампира по имени Мириам Блэйлок, которую играет блестящая французская актриса Катрин Денёв. На начало фильма она проживает в роскошном таунхаусе в Нью-Йорке вместе со своим супругом по имени Джон, образ которого воплощает великий рок-музыкант Дэвид Боуи. И вроде бы вампиры не должны стареть, ведь им подвластна бессмертная жизнь, однако Джон начинает замечать изменения и осознаёт, что близится его конец. Чтобы бороться с этим Джон обращается в больницу к врачу-геронтологу Саре Робертс, роль которой исполнила Сьюзан Сарандон. Доктор Робертс помимо своей профессиональной практики удаляет большое внимание своим исследованиям в области старения людей, пытаясь экспериментальным образом найти возможность остановки старения. Это и привлекает Джона, но встреча не проходит удачно, но всё же сердобольная Сара приходит к обители Мириам и Джона, чтобы ещё раз переговорить с пациентов, но там её ждёт ряд изумлений... Но главное, что там её ждал древний обольстительный вампир Мириам, у которой свои планы на Сару...
В визуальном плане 'Голод' чуть ли не обескураживает, потому что Тони Скотт и оператор ленты, будущий двукратный номинант на 'Оскар', Стивен Голдблатт задействовали необычный подход, который больше походил на музыкальный видеоклип (не будем забывать, что Тони Скотт как раз и начинал как клипмэйкер). И первые кадры 'Голода' сопровождались какой-то дикой (в хорошем смысле этого слова) музыкой, что сразу же привлекает внимание и даже захватывает. Так можно было понять, что мы имеем дело с необычным фильмом ужасов. Кстати, как таковым его назвать можно с трудом, потому что Тони Скотт вложил в жанровую концепцию симбиоз из фильма про вампиров и эротическую драму. Этакий американизированный вариант уникального итальянского поджанра 'джалло'. Надо добавить, что эротики будет не так много, как и крови в фильме, но каждая сцена будет поставлена так плавно, так обтекаемо, так изящно, так чувствительно, что ни о какой похабщине речи не идёт. И при этом в 'Голоде' нет как ярко выраженного антагониста, типа графа Дракулы, так и протагониста, на вроде Ван Хельсинга.
Тони Скотт куда больше внимания уделяет в своём дебютном фильме развитию взаимоотношений, изменениям в поведении, выразительности образов. Для этого он и собрал интернациональный актёрский состав из француженки Катрин Денёв, британца Дэвида Боуи и американки Сьюзан Сарандон. И интересно, что на момент премьеры 'Голода' именно Боуи, сыгравший по сути второстепенную роль в фильме, был наиболее известным, так как многие склонны считать, что его пятнадцатый студийный альбом 'Let's Dance', вышедший аккурат в 1983-ем году, является пиком популярности выдающегося музыканта. А вот Катрин Денёв в Голливуде не снискала известности, и по ту сторону Океана актрису узнают как раз по роли Мириам Блэйлок. А Сарандон, несмотря на номинацию на 'Оскар' за работу в фильме 'Атлантик-Сити' (1980), не купалась в лучах славы и добилась её уже после выхода 'Голода'. Но это трио под энигматическую музыку и особую атмосферу создаёт яркие и сочные эпизоды, западающие в память. Тони Скотт создал тонкую стилистическую ленту, где выразил драму и эротизм в необычной обёртке. Отличный дебют Тони Скотта, о котором могут многие только мечтать.
8 из 10
P.S.: Если кому-то интересно, то в небольшом эпизоде появится молодой Уиллем Дэфо, который буквально повторит свой образ из своего первого фильма 'Без любви' (1981), а 'Голод' стал для него как раз вторым в долгой и разнообразной карьере, которая ни на день у актёра не останавливается и нынче.
14 июля 2022
Противоречивый фильм. С одной стороны, вступительные кадры фильма буквально завораживают и готовят зрителя к стилевому-готическому экшну. Красивые кадры убийства под классную музыку в исполнении группы Bauhaus, все это навеивало на весьма приятный лад. Однако пелена визуального блаженства довольно быстро спадает, и пред нами уже медитативная драма с довольно ярким эротическим уклоном.
Что нельзя не отметить так это визуальный ряд. Преобладание холодного синего цвета, прекрасное музыкальное оформление, все это буквально радует глаз и слух. Некоторые кадры привлекают и удерживают внимание своим стилем, что запросто могут быть главным постером данного фильма. Актерское трио в лице Денев, Боуи и Сарандон так отдаются своему ремеслу, что к их способности проживать роль на экране полностью веришь. Остальные актеры не более чем статисты, на данном празднике жизни.
Однако, есть и обратная сторона медали. Картина, несмотря на не самый большой хронометраж весьма сильно затянута, и в некоторых моментах попросту скучна. Да и главный синопсис ленты повествует о неком любовном треугольнике, но не вдаваясь в спойлеры, хочется все же отметить, что здесь вполне линейная история любви и взаимоотношений. Концовка, хоть и дает замысел на ее открытость, все же большого 'вау-эффекта' явно не имеет.
Итак, художественный фильм 'Голод' 1983 года режиссера Тони Скотта - это визуально завораживающая вампирская драма (чем-то отдаленно напоминающая по картинке работу Ридли Скотта и его 'Бегущего по лезвию'), с прекрасной актерской игрой, но не сильно приятной сюжетной реализацией. Не могу однозначно рекомендовать данную ленту к просмотру, так как понимаю, что есть у нее и явные положительные моменты и такие же, не менее весомые недостатки.
6 из 10
11 мая 2022
Альфред Хичкок был прав: на белом фоне кровь действительно смотрится довольно гармонично. К сожалению, Мастер саспенса так и не снял Катрин Денев ни в одном из своих фильмов. Что ж, за него это сделал Тони Скотт. К слову, сотрудничество британского режиссера и французской кинодивы оказалось плодотворным. 'Голод' - яркое тому подтверждение.
Съемочной команде удалось создать контрастный шедевр, в котором вечная молодость борется с угасанием, укусы вампира переходят в непрожаренное мясо, символы мира и чистоты парят над бренными останками, зверские убийства случаются на фоне 'слащавых' мелодий, пьяный угар манхэттенской молодежи сливается с классической музыкой, в звучании которой угадываются религиозные мотивы. И в центре всего - великолепная Мириам, клянущаяся в вечной любви и забивающая своих любовников в деревянные ящики.
'Голод' - история, начавшаяся молодостью и силой и завершившаяся грудой праха. Главное в этом фильме, на мой взгляд, - невероятно потрясающие кадры: танцующие в воздухе занавески, застывший во времени интерьер дома 'четы Блэйлок', нью-йоркские сумерки и обнаженная натура.
И над всем тяготит вопрос: 'Мертв или не мертв?'. И касается это не только Белы Лугоши (в смертности которого 'сомневались' как участники 'Bauhaus', так и Петер Лорре, предложивший забить актеру в сердце кол), но и ключевых персонажей киноленты: Мириам, не способной жить в одиночестве и жаждущей пребывать в нескончаемом обществе любовников, и Джона, за несколько часов ставшего мертвецом, сохранившим связь с ощущениями, но лишившимся возможности получать от них удовольствие. Так зачем же нужна вечная жизнь? Ведь даже бессмертных все равно в конце ждет деревянный ящик.
'Голод' - готический оазис в прокуренном манхэттенском океане. Качественная музыка, прекрасный актерский состав и дуэт винтажа и 80-х - в этом фильме есть все, то нужно гурману.
28 ноября 2021
«Голод» 1983 года стал дебютной работой в кино знаменитого британского режиссера Тони Скотта.
Он только перебрался в Голливуд и мечтал снять кино о вампирах. Он хотел экранизировать роман Энн Райс «Интервью с вампиром», но права на него принадлежали другой студии, поэтому MGM предложила ему снять вампирскую хронику по другому роману Уитли Страйбера «Голод». А на главные роли пригласили Катрин Денев, Сьюзан Сарандон и Дэвида Боуи.
Древняя вампирская пара тихо живет в огромном особняке в Нью-Йорке и периодически утоляет свой голод в модных злачных заведениях, забирая оттуда очередную разгоряченную пару. Но вдруг происходит неожиданное, муж начинает стремительно стареть и ищет помощи у современной науки. Так в их жизнь входит Сара, которая в итоге изменит все.
Как вы уже, наверное, догадываетесь по описанию сюжета, фильм с грохотом провалился в прокате. Публика и критика оказались к нему просто не готовы, ведь его уникальность не в смене событий на экране. Он уникален своей атмосферой: тягучей, темной и гламурной, сделав его культовым в готической среде. Так что впоследствии по нему был снят мини-сериал и планируется ремейк.
Аристократически-могильные интерьеры, царственная игра Денев и Боуи, которые своей европейской выдержанностью, противопоставляются живой и активной американке Сарандон, невероятно замешанный саундтрек, объединяющий в себе классическую музыку и готический рок. Уникальная режиссерская работа, которая возвела кино на совершенно новый уровень восприятия.
Думаю, из всех вампирских фильмов, выпущенных за все эти годы, ближе всего к «Голоду» стоят «Выживут только любовники» Джима Джармуша. Так что, если вам по душе этот фильм, «Голод» вам тоже понравится.
30 ноября 2020
Прости меня…
(примерно 38-ая минута фильма)
Голод
Фильм вышел в 1983 году. Гораздо раньше, нежели «Интервью с вампиром». Раньше «Пропащих ребят». Раньше «Почти стемнело». Но, гораздо позже «Дракулы» с Лугоши. Начальная заставка. Мрачный визуал бьет по глазам. «Bauhaus» нам сообщают, что Бела Лугоши — мертв! Давно уже мертв. Жаль, хороший был мужик. Просто красавчик, а-хи-хи.
Дебютная полнометражная лента от Тони Скотта (младший брат Ридли Скотта). Экранизация одноименного романа Уитли Страйбера. Изначально в режиссерское кресло метил Алан Паркер (прославился фильмом «Полуночный экспресс» с Джоном Хертом), но не срослось. Паркер уступил Тони.
Кино раскритиковали, якобы очень странное и непонятное. Время все расставило на свои места. Сейчас «Голод» находится в культовом статусе. Не так часто можно встретить фильм, где вампиров бы играли — Дэвид Боуи и Катрин Денев, согласитесь. Боуи вообще мой герой, обожаю его, вечная память.
Стильная картинка. Положа руку на сердце, настоящая готическая сказка. Главная героиня — бессмертная кровососка Мириам (Денев). У нее есть возлюбленный Джон (Боуи), который неожиданно начинает быстро стареть. Он приходит за помощью к геронтологу Саре (Сарандон). Спустя несколько дней, Сара сама знакомится с Мириам. Как-то так.
Не ждите стандартного вампирского ужастика с банальными ходами (кол в сердце, святая вода и т. д.). У вампиров здесь нет клыков (они используют анхи с лезвием в качестве оружия). «Голод» не совсем хоррор, скорее драма. Вечная любовь — не такая уж и вечная (поцелуй меня — я не могу-у-у). Мириам столетиями подыскивает себе новых любовников. Даже вампиры побаиваются бесконечного одиночества.
Грустная история. Необычная подача. В качестве бонуса — лесбийская постельная сцена между Сарандон и Денев. Шикарная музыка. Холодная атмосфера. Поклонники готической культуры, зуб даю, будут в запредельном восторге. А вот остальные, не знаю, 50 на 50. Рискните, вдруг зайдет.
7,5 из 10
27 августа 2020
Вот уже пятый раз, а может и шестой я пересматриваю фильм «Голод». Каждый раз по разному, каждый раз много вопросов.
В 17 лет на первый план вышли вампиры, эстетика, эротика, триллер и, конечно, музыка.
А сейчас вижу что фильм далеко не о вампирах. Возможно суть картины состоит в том, что обещая вечную любовь мы лжём, заранее зная что это невозможно.
Чувства угасают, а мы находим вновь и вновь партнёров. испытывая чувство голода.. Обещаем, обольщаем, сами верим в свою ложь.. а затем ломаем жизнь, высосав все соки.
Конец фильма, возможно, подтверждает тот факт, что каждый из нас может стать как хищником, так и жертвой… Либо мы кидаем, либо нас…
P.S. А ведь главным злодеем треугольника осталась не Сара ли? Лично я думаю что именно Сара.
Есть ещё вопросы и рассуждения, сомнения в голове после просмотра фильма… Является ли голод любовью? Или любви нет вообще, а только голод… только хищники и жертвы?
А быть может в этой истории никто не любил? Или, те, кто любил по-настоящему становились жертвами хищника?
10 августа 2016
Один из немногочисленных фильмов о вампирах, который стоит посмотреть. Ради народа и декаданса.
Лучшая сцена — начало фильма: Дэвид Боуи и Катрин Денев высматривают в ночном клубе себе кого-нибудь на ужин.
Некоторым ещё нравится секс между Денев и Сьюзан Сарандон, но лично я усматриваю в этом исключительно попытку ублажить мужскую аудиторию, что роняет в моих глазах рейтинг на 10 баллов.
Фетиш на фетише: черная кожа, черные очки, красное на белом, музыка Bauhaus. Скучливая вечность, в которую, по образу и подобию The Hunger, недавно пытался играть Джармуш с Томом Хиддлстоном и Тильдой Суинтон, но у фильмов с Боуи всегда есть одно преимущество — в них есть Боуи.
У «Голода», впрочем, есть ещё одно преимущество — он не пытается умничать и просто показывает голодные игры красивых людей.
Совершенно амбивалентный эстетический взгляд за темными стеклами. Лучше только забойная почти пародийная лента Джона Карпентера, но там и таких красивых не было.
26 апреля 2016
Этот ритуал недолог. Наслаждение лаской может длиться часами, но сам укус быстр и внезапен. Кровь человека сливается с кровью кого-то могущественного, властного и… более несчастного. Окутанный покрывалом вечности парадокс: бессмертие не прибавляет радости жизни. Неувядающей молодости желают те, кто решаются на обман природы. Столетия скитания, века голода, толкающего на убийство. Такова цена неестественно долгой жизни, которую платят мужчины и женщины, что были выбраны госпожой-вампиром. Красивое имя Мириам стало синонимом запретной страсти, которой сложно противостоять и с которой по собственной воле не покончить. Аристократичная обольстительница искушена в музыке, стоит коснуться ее пальцам фортепиано, как выплывает в интерьер богатого дома элегия вечной жизни. Лишь музыка рождает на холодном лице Мириам какие-то эмоции, но не любовь. Она необыкновенный вампир, охотно принимающий трепетные чувства. Но бессмертие, что обещает она каждому избраннику — отнюдь не высший смысл жизни, а всего лишь тусклая надежда, что кому-то повезет больше и он не закончит свой путь во мраке, страдая в деревянном плену.
На веки вечные. Эта сакраментальная фраза так часто слетает с губ Катрин Денёв, что не оставляет и тени сомнения в искренности ее обещания. Весьма вероятно, что такой же нетленной судьбы желал своему дебютному фильму ныне покойный Тони Скотт. Исполненное в стилистике декаданса кино и сейчас выглядит необычным свидетельством превосходства красоты над смыслом. Научив свою вампиршу любить, режиссер решил для себя главную смысловую задачу, все сопутствующие элементы вроде отношений Мириам с ее мужем Джоном и врачом Сарой лишь развивали ключевое направление. Постановщик задается вопросом: ради чего люди стремятся к бессмертию? О простом человеческом счастье речь не идет, хотя двухсотлетний брак двух вампиров наверняка убедил их в избранности друг для друга. Но как пробил час расплаты, превративший приятное лицо Дэвида Боуи в уродливую морщинистую маску, так разлетаются стаей голубей ставшие пустыми женские обещания. Значит, вечная жизнь — такой же миф, как и вечная молодость? Тайна, ответ на которую ищет даже сама неувядающая Мириам.
Символизм в картине Скотта столь явный, что сами носители бессмертия признают собственную неспособность постичь правила неведомой игры. Подбирая Сьюзен Сарандон на роль партнерши Катрин Денёв, английский режиссер исходил в том числе и из некоторого внешнего сходства двух актрис. В огромных глазах обеих женщин мерцают искры чувства, с каждой секундой все крепче овладевающего ими. Разница состоит лишь в знании, которым одна любовница обладает, а другая лишь хочет обладать. На этом эпизоде сфокусирована ключевая особенность картины — стремление познать и примерить на себя загадку природы несет что угодно, но только не счастье. Даже роскошное убранство дома Мириам показывает обманчивость великолепия. На каждом предмете малозаметная печать увядания, ибо нет жизни в этих красивых стенах, как нет жизни на ледяном лице Катрин Денёв. Тускло мерцающий на ее шее египетский анх говорит о вере женщины в покровительство таинственных сил, ведь и ей никто не обещал пожизненного снисхождения.
Над постановщиком довлело сильное желание снять настолько эстетски красивый фильм, что музыкальные композиции стали даже более значимыми, чем актерская игра. Неспроста в этом фильме исполнил одну из лучших своих ролей Дэвид Боуи. Когда взгляд останавливается на нем, неистово играющем на виолончели, то поневоле отдаешь должное Тони Скотту — бессмертное искусство изображено неотразимо. «Голод» удался не только как глубоко индивидуальный взгляд на вампирскую тему, но и как эротическая драма, пронизанная настоящим трагизмом. В обществе яркой Мириам и скромная женщина-врач обретает блеск, окрашенный алыми тонами. Осознание случившегося непоправимого поступка сводит с ума одну женщину, вдохновляет другую, а вместе они составляют порочный дуэт, связанный неестественной, но необоримо крепкой любовью. И вновь красота исполнения перекрывает здравый смысл — поступки героини Сарандон с самого начала отдают хаотикой, совсем несвойственной ее профессии. Неукоснительно твердо внушается мысль, что никакая медицинская наука не способна стать выше проклятья крови тысячелетней истории. Играй по чужим правилам, другого пути не существует.
Всю карьеру Тони Скотт провел в тени более известного брата Ридли. Множество сильных картин заслуженно носят прославленное имя, но великолепие «Голода» не удалось превзойти ни «Врагу государства», ни «Дежавю», ни «Гневу». Взяв за основу ничем не примечательный роман Уитли Стрибера, британский режиссер превратил его в торжество стиля, до которого не дотянулся даже Коппола со своим «Дракулой». Изобилием эффектных сцен запоминается фильм, такого жестокого и одновременно прекрасного толкования бессмертия кинематограф не знал ни до Тони Скотта, ни после. В заслугу постановщику можно поставить и мастерское использование холодного обаяния Денёв. Даже великому Франсуа Трюффо не удавалось так раскрыть привлекательность французской актрисы, что надежду хочется отыскать и в самых жестоких словах ее героини. Однако «Голод» остается фильмом ужасов, а значит, иллюзии придется приберечь до следующего раза. В этой картине действуют другие правила. Не будет освобождения, не будет покоя, и нет выхода.
27 марта 2016
В то сладостно-прекрасное время, когда британский (впрочем, и не только он один) кинематограф 60—70-80-х годов наводнялся молодыми бунтарями, структуралистами, постструктуралистами и постмодернистами, уже вовсю творили Кен Рассел, Дерек Джармен, Питер Гринуэй, Кен Лоуч etc, Тони Скотт, в отличии от своего брата Ридли, уже успевшего снять «Дуэлянтов» с их отголосками кубриковского «Барри Линдона», и «Чужого», переосмыслившего традиции пятидесятнической и шестидесятнической сайфайщины, все ещё искал себя, пытаясь найти свой заветный ключ к недоступному ящику Пандоры кинематографа. Сказать по правде, что Тони Скотт был бунтарем и нонконформистом, или тем, кто с тщетой молился на алтаре французской «новой волны», невозможно ввиду тотальной размытости его тогдашних кинематографических опытов в коротком метре, тяготевших к некоей авторской аморфности и интертекстуальной рваности из мотивов Годара и Кормана, да и то отчасти. И тем не менее его режиссёрский дебют в полном метре, экранизация упавшего почти как манна небесная на Скотта одноименного романа английского беллетриста в жанре хоррора и мистики Уитли Стрибера, культовый фильм «Голод» 1983 года, не кажется по-настоящему творением из той частой категории дебютов, что лишь берут своим авторским напором, визуальным задором и кинотекстуальным креативом, ввиду своей очевидной цельности, внятности и тесного переплетения как с гораздо более зрелыми фильмами, и не только британского разлива, так и с философией, упирающейся голыми костями почти в Кьеркегора. Но лишь почти, ибо angst Скоттом заменен на liebe, tod, ewigkeit — это вечное проклятие бытия обреченных.
Однако при этом фильм чрезвычайно симптоматичен в своем точном улавливании основных кинематографических тенденций, а именно секса и насилия, все более врывающегося своей неистовой стихийностью во все жанры и стили, Секс и Смерть всегда были неотъемлемыми спутниками кинематографа, в 60—70-х и далее завладев им полностью, но в «Голоде» насилие утонченно, предельно манерно и совсем не тошнотворно реалистично, тогда как секс откровенен, но без излишеств, без всякой эксплуатационной шелухи при том, что он лесбийский, потный, кровавый. Скотт встраивает мотив «Вампирш-лесбиянок» Франко в структуру сугубо экзистенциалистского повествования, где все не есть таким, как должно казаться, а мир снов и марафеточные условности отменяют все правила реальности вполне по заветам сюрреалистов, авангардистов и прочих пуристов кинематографа. Учитывая каковым он был в 80-х: сентиментально расслабленным, буржуазно расплавленным, идейно расправленным — новая волна что в Штатах, что в Европе входила в канон, становилась общим местом. И Тони Скотт в своём дебюте довел тогдашнюю визуальную эстетику синтетики до перфекционизма, и лишь потом были «Жидкое небо» Славы Цукермана, «Декодер» Муши и прочие, где лишь форма превалирует над содержанием.
Хотя в сущностной своей плоти «Голод», обыгрывающий очень самобытно вампирскую тематику, тотально отвергая макабр Носферату и Дракулы, является не меньшей притчей, настоянной на религиозной закваске, чем и, к примеру, «Дурная кровь» Каракса, который явно кое-что почерпнул и из фильма Скотта для создания в своей киновселенной трилогии Алекса гнетущую вневременность. Впрочем, вряд ли является случайным, что ведущую роль в своём фильме Скотт отдал Катрин Денёв — одной из актрис-символов «новой волны» наравне с Фанни Ардан и Бриджит Бардо. Её Мириам отчасти зарифмована с Северин, Марион и Кэрол Леду; это образ-миф, плоть от плоти рока, того женского властвования, что не передашь словами. И сугубо виньеточная эротическая сцена между Мириам и Сарой перестаёт быть просто чистой эротикой; зритель будто наблюдает передачу опыта от европейской дивы к американской бунтарке, каковой была тогда Сьюзан Сарандон, чей образ как раз и проэкстраполировал в «Дурную кровь» Каракс, воплотив в героине Жюльетт Бинош эту дикую помесь порочности и незащищенности.
Роднит же Каракса и Скотта, «Голод» и «Дурную кровь» не столько тема внутреннего, сугубо психологического вампиризма, но и любовь, предстающая как благо и как самая худшая болезнь. Как единственный путь к вечности, но и как последнее наказание для той, кто по-настоящему никогда и не любил, но лишь использовал. Это тема Мириам. Вообще, «Голод» подобен наэлектризованной эротикой религиозной притче о том, что выживут только любовники, по формуле Джармуша, но лишь при условии полной сменяемости лиц. Даже бессмертные порой теряют свое право на вечность, ибо отжили, устарели. Мириам — та, что служит Богу, темному, зловещему и кровавому, но Богу, который её в финале карает за неутолимость её жажды; Джон — Иоанн — тот, что Богом дарован, в персонаже Боуи изначально записана матрица виктимности; Сара — та, кому дарована власть, новая Госпожа Тьмы. Которой владеет самый адский вид голода — не крови, но любви, которую ей теперь суждено искать постоянно, меняя как перчатки лица и любовников, её новых Джонов. Джонов Доу.
9 июня 2015
Великолепная картина о любви и смерти.
Главные герои, в общем-то, вампиры, но их пагубная природа представляется скорее чем-то вроде болезни, средство от которой когда-нибудь изобретут. А сами они — не безумные кровопийцы, а аккуратные и рассчетливые убийцы, умело заметающие следы. Вдвоем они скрываются в самом сердце бурлящего Нью-Йорка, в роскошном особняке на одной из дорогих улиц, на островке холода, тишины и выверенной эстетики.
Голод, который влечет героев, не столько по крови, сколько по любви. Одиночество — единственная угроза Мириам, и ради избавления от нее она пьет соки любящих ее людей, одного за другим, не считаясь с их болью, жизнью и смертью. В свете такого голода она становится здесь единственной «настоящей» вампиршей, все остальные страдают от выбора, который сделали ради нее.
Интересен монтаж. Резкие и даже непонятные склейки в начале чуть позже наполнятся смыслом. Чем дольше длится фильм, тем плавнее будут взятые оператором планы, но время от времени их все же разрывают во взятой вначале резкой манере. При этом прием дробления сцен ничуть не мешает, а только помогает глубже раскрыть смысл. Музыка тоже прекрасна — бурлящий клубный рок резко меняется на Шуберта, мгновенно погружая в умиротворяющую и грустную рассветную атмосферу с легким привкусом горечи. И до чего же прекрасны вместе точеные лица Катрин Денев и Дэвида Боуи! Чуть позже их холодную гармонию разбавит живая — во всех смыслах — и прекрасно человеческая Сьюзен Сарандон.
Смотрела, пересматриваю, в список любимых.
18 мая 2015
Ридли Скотт является одним из моих любимых режиссеров, поэтому в свое время мне было интересно посмотреть данный фильм его брата Тони Скотта. Этот вампирский фильм является культовым и одним из лучших готических фильмов 80-ых.
Мы видим историю холодной, но красивой вампирши, живущей в современном мире. Она любит ночные бары и постоянно ищет свежую кровь. Однажды ее партнер начинает внезапно стареть, и ему может помочь только одна ученая, у которой есть свои тайны. Мы видим этот безумный треугольник и загадочную, темную историю жизни вампиров…
История фильма на самом деле очень интригующая, и показана она необычно, и далеко не заурядно. Тони Скотт снял будоражащую историю про вампиров, и это кино является одной из лучших, готических картин. Саму же вампиршу играет очаровательная Катрин Денев. Она замечательная, французская киноактриса, и на данную роль шикарно подошла. Видеть ее в роли холодной вампирши было очень интере6сно и необычно. Ученую сыграла Сьюзен Сарандон. Она также талантливая и сильная актриса, и с данной весьма непростой ролью справилась достойно.
«Голод» — британский, культовый фильм ужасов 1983 года. История фильма вся пропитана чем-то жутким, холодным и безумным. Кино необычное и запоминается на всю жизнь.
7 из 10
19 марта 2015
Картина «Голод», дебют англо-американского постановщика Тони Скотта, видится мне явной наследницей эстетики, характерной для молодежной музыкальной культуры второй половины 70-х/первой половины 80-х годов прошлого века. Особенно очевидно это, разумеется, в своеобразном видеоклипе-прологе ленты, почерк которого соотносится прежде всего с пост-панк/готик-рок коллективами: темные цвета, монотонная мрачная музыка, бесстрастные молодые люди в эксцентричных костюмах… Сами за себя говорят и привлеченные персоналии из мира музыки: пост-панк группа «Баухаус» и Дэвид Боуи, звезда глэм-рока 70-х, для которого также характерна «театрализованность» и претенциозность подачи. Впрочем, далее фильм Тони Скотта все же выказывает дрейф от новомодной на тот момент готики к готике классической: пара героев Денев и Боуи — это классические вампиры-эстеты, носящие отпечаток древних времен гедонисты, квартирующие в роскошном особняке, заставленном дорогими предметами и произведениями искусства. Однако общая манерность и «эстетская» направленность никуда не девается, даже напротив, очевидно стремление постановщика превратить едва ли не каждый кадр в нечто крайне эстетичное и едва ли не самоценное, то есть производящее впечатление независимо от смысла и содержания фильма. Нас пытаются поразить эффектным и нестандартным ракурсом, причудливым монтажом, изысканным саундтреком а главное — налетом мистификации, напускной туманностью, благодаря которой сущность фильма в первой его половине ускользает от зрителя, который едва ли отдает себе отчет в том, что смотрит фильм достаточно стандартной «вампирской» тематики, а не нечто куда более путаное, сложное и глубокое.
Увы, лишь в первой половине фильма все эти компоненты «работают», как это (наверное) предполагалось творцами картины: история стареющего Боуи выглядит самым интересным этапом фильма, а вместе со смертью этого персонажа умирает и интерес к картине: не сразу, но почти так же стремительно, как стареет и приближается к смерти вампир. И далее мы вынуждены смотреть, как, несмотря на явные усилия Тони Скотта сотоварищи, из фильма неумолимо уходит интрига. Уходит почти парадоксальным образом: для нас припасли и эротический нерв, столь хорошо идущий триллерам, и актриса Сьюзен Сарандон явно старается, возможно, делая больше для этого фильма, чем Денев и Боуи, от которых достаточно было лишь самого их присутствия, а поди ж ты, смотреть на это почти не интересно. Мистификации развеяны, от зрителя больше не скрыть сущность сюжета, который внезапно и будто наперекор происходящему в первой половине фильма обнажает свой стандартный костяк, по мере приближения к, опять таки, достаточно ординарному для таких фильмов финалу-возмездию. И, увы, когда таковой расклад становится очевиден, эффектные «визуальные» находки создателей уже воспринимаешь со скепсисом, как напускной глянец, прикрывающий пустоту.
23 января 2015
Великолепный художественный фильм с Катрин Денёв и Дэвидом Боуи в главных ролях. Картина меланхолично-эстетичная, с лёгкими нотками эротики и необыкновенной атмосферой задумчивости. Снятая настолько красиво и тонко, что невозможно передать словами.
Сюжет разворачивается вокруг изысканной вампирши Мириэм и её двухсотлетнего супруга Джона, начавшего вдруг стремительно стареть. Ни кровь возлюбленной, ни чья другая не в состоянии остановить его увядание. От отчаяния и безысходности Джон обращается за помощью в медицинскую клинику, где знакомится с очаровательной женщиной-учёным Сарой.
Как видите, история нетипичная (я бы сказала, ещё и довольно не детская) и навряд ли понятная для фанатов современного вампирского кинематографа. Оставляет ощущение чего-то неизведанного и заставляет поразмыслить. Тем, кто только собирается посмотреть это творение, следует запастись терпением. В первой части фильм несколько растянут, но вот вторая половина полностью затягивает, заставляя позабыть обо всём происходящем вокруг.
Картина является дебютной работой Тони Скотта и, на мой взгляд, вполне удачной. Эстетствующим киноманам определённо должно понравиться.
10 из 10
21 июля 2014
Этот фильм выделяется своим цветом, настоящий синий, как в прямом, так и в переносном смысле.
Катрин Денёв, Мириэм, со своей холодной сексуальностью очень подходит на роль лидера вампира. И уж тем более ей идёт синий цвет, который на протяжении всего фильма является постоянной декорацией, всё здесь имеет синий оттенок.
По большому счёту в фильме нет действий, за чуть больше полутора часов картинка в половине сюжета не меняется, мы видим дом, мы видим Денёв и в принципе всё. Ах, да, ещё есть рояль. Вот три главным героя:особняк, Мириэм и старый рояль.
Фильм скуповат не только на героев, но и на атмосферу. Декораций явно пожалели, или специально решили сосредоточить внимание на милом личике Денёв.
Также здесь мало слов. Может быть потому, что говорить просто нечего. Скупые диалоги не мешают при этом понимать, что происходит. Такая театральная сценка, Денёв, Боуи и Сарандон. И в принципе они всё сделали правильно. Хочется выделить грим. Он потрясающий. Даже в наше время с этим есть проблемы. Во многих кассовых ныне фильмах можно прикопаться к наложению грима, особенно когда смотришь в HD качестве. Но здесь стремительно стареющий Девид Боуи становится просто не узнаваем, это другой человек, его кожа, его глаза, одним словом это в некотором смысле произведение искусства.
Сарандон. Эти огромные карие глаза не спутать не с чьими!
Ну и сама идея неплоха. Есть моменты в жизнеописании вампиров, которые дополняют картину вампирской идеи в целом. Знаете, сейчас много фильмов по этой тематике и почти в каждом есть крупица общей истории, настоящей истории.
И эта идея разбросана по многим произведениям. Но найдя эти крупицы, вы сможете составить «настоящую» многовековую историю вампиризма, как вида.
Конечно же это шутка, а может и нет:)
За крупицы истины моя оценка 7. Неплохой фильм, для ценителей. Но в тоже время немного нудный и скупой на действия.
19 июля 2014
Фильм весь подчинен эстетике, эстетика превыше фактов, как говорится, и, как следствие, ее некоторый перебор. Все в фильме подано нам красиво, изысканно, и к концу от подобной манеры начинаешь уставать… печаль одиночества, высокая любовь и вечная жажда — они тоже принесены в жертву эстетике, и не впечатляют так, как могли бы.
Впрочем, основной минус картины не в этом — дело вкуса, в конце концов, почему бы и не подчинить все эстетике — а в том, что так и непонятно, каким образом дама-врач сумела добиться того, чего добилась в финале. Я думаю, объяснение может крыться в старом мифе о двойниках — мол, желая убить доппельгангера, следует направить оружие на себя, — но это мои домыслы, а хотелось бы объяснений авторов.
Еще один минус, менее серьезный, но портящий впечатление — ненужная и ничем не закончившаяся история с обезьянами, которой уделено поразительно много времени. Собственно, соседская девушка-скрипачка тоже выглядит почти лишней, ее роль в сюжете не требует такой длинной предыстории.
Впрочем, плюсов тоже немало. Довольно оригинальная концепция вампиризма — вампиры без клыков, без страха перед солнцем, тонко чувствующие создания, основой жизни которых является взаимная любовь… но при этом далеко не «добренькие».
Главные герои все вполне интересны. Правда, Боуи маловато. Любовные линии несколько недосказаны (опять в угоду эстетике), но в целом среди экранных лесбийских отношений, которые я имела честь видеть, эти, пожалуй, самые приятные и, как ни странно, психологически достоверные со скидкой на мистику. Чары, потом отрезвление и попытка бунта… любовная сцена, опять же, красива.
Будь чуть больше времени уделено логике сюжета и психологии героев, это мог бы быть отличный фильм. Но в данном виде он, увы, не более чем «вполне хороший».
7 из 10
24 апреля 2014
Еще до того, как я впервые посмотрел «Голод», мне неоднократно попадались на глаза рецензии в которых их авторы утверждали, что мол с годами это кино стало только лучше. Твердили они и про потрясающий визуальный стиль ленты, и про замечательную игру Дэвида Боуи, а также они в один голос воспевали любовную сцену главных героинь, которая по ихним словам чуть ли не затмила все остальное.
О том какого же было мое потрясение, когда я узрел все эти «гениальные находки» собственными глазами на зкране, а ни на чьей-то писанине, так сразу и не передать словами. Если с любопытной сюжетной идеей можно и согласится, то все остальное не иначе как смехотворно. Уж простите мне мою назойливость, но без уколов в адрес авторов подобных мнений здесь не обойтись.
Актерские работы ничем не поразили, неплохую сценарную задумку убила слабая реализация, а знаменитый секс Катрин Денёв и Сьюзен Сарандон, самая жалкая постельная сцена из всех себе подобных. Так что если вас однажды сподвигнет к просмотру «Голода» одно из вышеупомянутых «достоинств», не удивляйтесь тому, что вы будите сильно разочарованы.
Ах да, я еще ни разу не упомянул о том, что этот фильм принято причислять к вампирским хоррорам. На мой взгляд это слишком громкое звание для подобной истории, которая скорее изучает метаморфозы возможности вечной жизни и молодости, но не как не мифы Брэма Стокера. Да и если память мне не изменяет, то за всю продолжительность никто так ни разу и не назвал бессмертных «Голода» вампирами.
Если кто-то когда нибудб спросит меня стоит ли смотреть это кино, то я отвечу, что если и стоит, то лишь для того, чтобы увидеть с чего начинал свою карьеру режиссер Тони Скотт. И не в коем случае я не стану вводить людей в заблуждение, рассыпаться в комплиментах о якобы будоражащих воображение лесбиянках или о «великолепном» Дэвиде Боуи.
Впрочем что-то мне подсказывает, что строки с моим мнением никому и не понадобятся, ведь сегодня всем подавай лишь свежие новинки, а фильм 1983 года станут смотреть жалкие единицы. Словно если кто-то посмотрит кино, которое вышло раньше нулевых, то в тот же миг раздастся телефонный звонок и страшный голос сообщит, что вам осталось жить семь дней. Правда «Голод» — это не тот случай, когда о забвении фильма стоит сожалеть, так что все не столь обидно.
Учитывая что имена Боуи, Денёв и Сарандон мало что значат для меня, то нынешнее поколение и вовсе, просто напросто не знает кто это такие. При таком раскладе я ни капли не удивлюсь, когда через пару десятков лет от сегодняшней какой никакой славы «Голода», останутся лишь слабые отголоски, доносящиеся разве что из какой нибудь энциклопедии кино.
P.S. Время не щадит никого!
1 из 10
19 февраля 2014
Мириэм и Джон (Катрин Денев и Дэвид Боуи) — муж и жена, сообщество вампиров, ищущих своих жертв в клубах ночного Лондона. Между собой они живут в мире и согласии. Но вот однажды Джон замечает, что начинает быстро стареть и обращается за помощью к доктору — специалисту по старению организма — Саре Робертс (Сьюзен Сарандон).
Вначале 70-х Хесус Франко, Жан Ролен и пр., в хвост и в гриву поэксплуатировав тему секса в кино (на то их жанр и назывался sexploitation), успели довольно подробно обсосать тему лесбийской любви в вампирской среде. Глубокоуважаемый мной Франко так вообще снял фильм с маргинально-классическим названием «Вампирши-лесбиянки» (1971 год), став фигурой для данного жанра канонической.
Ну а что? Тема-то благодатная. Тут и психологизм (одинокая разочарованная в мужиках женщина, готовая все еще делиться любовью с кем-то по-человечески теплым), красота (переплетенные обнаженные девичьи тела привлекали и всегда будут привлекать противоположенный пол), тема вечной жизни, готический стиль, разбавленный современными мотивами etc. etc.
Вполне логично, что вся эта психо-сексоделика должна была превратиться во что-то масштабное. И вот идею решили воплотить, так сказать, в масле, и, получив великолепные силы и средства в виде Боуи, Баухауса и, самое главное, целующихся Денев и Сарандон, а также изумительного профессионала Стивена Голдблатта, Тони Скот начал создавать свою первую большую картину.
Вот только в итоге из «Торжественного заседания Государственного совета» вышел по сути тот же выхлоп, которого многостаночник Франко достиг с помощью двух-трех быстрых мазков. При том материал данный Скоту, Хесусу Франко не снился даже в самых смелых мечтах.
То есть «Голод» вышел добротным, под стать актерскому составу, но при этом не более красивым, не более психоделичным, не более философским, не более готичным, чем фильм сделанный на коленке десятью годами ранее.
По сути это как, если бы на добротно сшитую шмотку, налепили ярлык супердорогого бренда — шмотка от этого лучше не стала, хотя и бренд не особо пострадал.
И стоило ли огород воротить?
К тому же, сценарий фильма все-таки откровенно слабоват, и все эти второстепенные герои (девушка со скрипкой, друг Сары, убивающие друг друга обезьяны, непонятно как восстающие из своих гробов кадавры) повисают на нем словно ниточки бахромы на плохо выделанной ткани.
А вот работу гримера хочется отметить — стареющий Боуи еще даст фору даже некоему Бенджамину Баттону!
Безусловно, в историю войдет произведение Скота, а не «Вампирши — лесбиянки», просто потому, что стоил он раз в 60 (минимум) дороже, а продюсеры эту историю создающие не любят обманываться своими надеждами. К тому же «Голод», не Бог весть как, попавший под определение «классика жанра», будет интересен любителям фильмов про вампиров. Однако первую широкоэкранную работу, к большому сожалению ушедшего от нас в этом году, Тони Скота никак нельзя назвать лучшим его творением.
7 из 10
11 декабря 2012
Посмотрел этот фильм в первый раз в далеком 1998 году, в видеосалоне, и хочу сказать, что он тогда оказал на мое подростковое сознание мощное впечатление. Можно даже сказать, что я был потрясен. Фильм меня по-настоящему ужаснул, но не столько визуальным рядом, не идеей или особенной, готической атмосферой, сколько тем, что он проник настолько глубоко в мое естество, что пробудил какой-то первобытный, безотчетный, и неведомый мне до селе страх. Фильм о смерти, ее неотвратимости, наверно поэтому, он оказал такое сильное эмоциональное воздействие на подсознательном уровне. Все боятся смерти, и этот фильм дает импульс поразмыслить о ее природе, смысле, неизбежности. Совсем недавно я пересмотрел его заново, и у меня сложилось такое ощущение, что тогда я смотрел совсем другой фильм, и вместе с тем, почти через 15 лет, он не потерял своей воздействующей мощи. Полагаю, что это в силу его глубины и многослойности.
Вампирская история рассказана не как банальный ужастик, а как глубокая, полная мистики и особенной, темной эстетики, драма. В то же время, в нем нет и намека на романтизацию образа вампира, как это было сделано позже, в культовом «Интервью с вампиром». Все потусторонние персонажи в нем хоть и выглядят как вполне обычные люди, тем не менее, от них веет холодным, смертельным ужасом, поскольку ясно осознаешь, что эти твари в человеческом обличии никогда не перестанут убивать, кровь и смерть для них как наркотик, как воздух, без него они не могут существовать, но это, скорей, является самой их внутренней сущностью, а не физиологической необходимостью для выживания. Конечно же особую роль в построении этой кинематографической мистерии играют Катрин Денёв и Дэвид Боуи — по-настоящему культовые фигуры в мире кино и эстрады. Из них вышел очень мощный и загадочный актерский тандем, на котором, пожалуй, и держится весь «рисунок» фильма.
Тем, кто собирается посмотреть этот фильм, хочется сказать, прежде всего, что это далеко не развлекательное кино вроде саги «Сумерки», это напряженная, глубокая, мистическая драма, которая представляет собой не самое легкое зрелище, но именно в силу этого свойства, она и оказывает такое мощное воздействие на зрителя.
28 мая 2012
Дебютный фильм Тони Скотта «Голод», вышедший в далеком 1983 году, в буквальном смысле произвел революцию в мировом искусстве, во-первых, породив моду на романтическо-сексуальные истории о вампирах, а во-вторых, заложив основу готическому направлению музыки, благодаря удивительному и узнаваемому с первых нот саундтреку.
Фильм «Голод» стремится опровергнуть все привычные клише для подобного рода лент, рассказывая зрителю философскую, эзотерическую, даже чуть религиозную(у всех трех главных героев библейские имена) притчу о странном любовном треугольнике, разыгранном Катрин Денев(чарующая, опасная Мириам), Сьюзан Сэрэндон(прекрасная Сара) и Дэвидом Боуи(загадочный Джон — Иоанн). Благодаря чувственной, художественной операторской работе Стивена Голдблатта картина смотрится как элитарное, сугубо артхаусное и тяжелое для восприятия произведение. Бессмертие вампиров в этом фильме не вечно, зато голод, кровавый или же сексуальный, неизбывен.
Прекрасно поставленные эротические сцены и сцены вампирской охоты давно стали учебником для последующих режиссеров подобных лент.
Актерская же игра восхищает до сих пор своей смелостью и реалистичностью.
Конечно, на данный момент фильм забыт, но если Вы поклонник нестандартных картин, находящихся вне жанров, то «Голод» Вас не разочарует, ведь это скорее философская драма о поиске смысла жизни и бытия, чем вампирский триллер.
10 из 10
7 мая 2012
Вдоль скрежещущих, вопящих, смрадных, разлагающихся улиц Нью-Йорка легко и уверенно постукивают самые женственные каблучки на этом свете. Впрочем, как и на том. Идеально уложенные волосы, аккуратно нанесенный макияж, скроенный точно по фигуре изысканный наряд — ничто не затмит грации осанки и белого мрамора правильных черт лица. Может ли быть, что, на расстоянии взмаха гладкой как шелк руки от желтых шашечек и самодельного огнестрельного оружия, белокурый Ангел кутает свои изящные плечи в меховое манто? И бывает ли у ангелов такой равнодушный, безжизненный взгляд?
Причудливые завитки сигаретного дыма теряются в мраке гитарных аккордов ночного клуба, полного алчущей удовольствий молодежи. А по ту сторону несбыточного наслаждения, в струящихся полупрозрачных завесах звуков фортепиано, теряет свои пыл и нежность влюбленный некогда юноша. Тут, на этом островке роскоши и нестареющего, а только дорожающего вкуса, Сьюзен Сарандон сравнит Катрин Денев с разваливающейся статуей, а Дэвид Боуи с покорной усталостью принесет невинную слащавость в жертву вечной романтике декаданса. Здесь созывает жадных до внешней красоты гостей на свои званые ужины Голод. Все тот же эстетически манящий и абсолютно бессмысленный голод.
Он больше не боится солнечных лучей и распятий. Предпочитает символичный аксессуар классическим клыкам, брезгуя лично прокусывать толстую кожу современности. Теперь голод не пугает прохожих визгом летучих мышей — воркующие голуби лучше вписываются в стильный миф о никогда не умирающих чувствах. Но пусть на фоне исследовательских лабораторий хрусталь наполненных кровью бокалов сверкает лишь ярче — в доме, сотканном из будоражащих воображение воспоминаний, уже нет места бессмертной любви. Бела Лугоши мертв. Канделябры могут сколько угодно освещать величественные лестницы, ведущие от стыдливо прикрытого пламенем «ада» к пыльному «раю» бесконечных иллюзий. А Мириам сколько угодно обращать сухие очи горе, изображая невыносимую боль потери. Прекрасная и бесплотная, как на картине, печаль об усопшей страсти целиком поглотила искренние страдания покинутой возлюбленной. Переходя из уст в уста легенда закономерно превратилась в отретушированную для глянцевой обложки фантазию. Смерти больше нет. Остались только модные образы и нелепые кошмары. А еще сардонический блеск рыжих кудрей.
3 мая 2012
… вампиры же теперь ходят под солнцем, не отращивают клыков и носят кожу по ночам и щегольские шляпы — днём и вполне ладят с людьми — став социальными — но хищниками. А фильм режиссёра Тони Скотта (брата титана-кинематографиста Ридли Скотта) стал такой же вехой в готической культуре, как «Дракула» Стокера или фильм «Ворон». И тем интереснее находить в «Голоде» недостатки — как морщинки на лице бессмертного.
Сюжет о постепенном увядании бессмертных вампиров кажется новым, хотя тема уже поднималась, но Тони Скотт забывает о фабуле при первой же возможности — он всегда был именно визионером, а уже потом — рассказчиком. Но в «Голоде» его любовь к красивым кадрам перевешивает всё, даже здравый смысл. Он готов минутами любоваться развивающимися занавесками (о, как их здесь много), светом пробивающимся через дымку, мраморными статуями, фигурами актёров (и мужчин, и женщин). Иногда это работает, иногда утомляет (занавески!). Тем не менее, именно таким любованием «Голод» обязан странной атмосфере — она даже не совсем готическая, а близка к нуару, где всё похоже на дрёму. «Голод» — кино исключительно сценичное, близкое к нарциссизму. Его можно было бы назвать несносным, если бы не другой важный аспект — актёры.
Катрин Денёв, Сьюзан Сарандон, Девид Боуи — очень интересный каст, который здесь творит чудеса одной фактурой. Ну, без придирок тоже нельзя: Боуи слишком мало пробыл на экране, но даже за это время очень мощно сыграл стареющего вампира. Ему даже не приходится говорить — всё делает мимика. Опыт сценических выступлений, все дела. Денёв уверенно держится в образе аристократки, заставшей ещё Древний Египет: она и холодна, и одинока. В некоторых сценах даже вспоминается «Отвращение» Поланского (хотя фильмы разделяет почти 20 лет). Сарандон сыграла убедительно, но сама её роль не столь ярка — она играет женщину-учёную, столкнувшуюся с феноменом вампиризма, и увлечённую им. Сыграно хорошо, но сама тема науки в фильме скорее для галочки. Жаль, это было бы интересно.
Итог: несмотря на недостатки (занавески!), «Голод» — очень неплохой фильм и потрясающее зрелище от режиссёра, который по привычке сделал блестящий клип с великолепной атмосферой и запоминающейся актёрской игрой.
5 февраля 2012
Как и режиссерский дебют Кэтрин Бигелоу, так и Тони Скотта состоялся в тематике вампиров, видно данный жанр был в достаточном спросе в те времена. Оба дебюта оказались нетипичной интерпретацией данного жанра, вот только если у Бигелоу это оказалось более адаптированным к зрителю, то картина Тони Скотта тяготеет к арт-хаусу и испытание временем не прошло.
Заметно, как Тони Скотт черпает стилистику повествования раннего Романа Полански, вот только выстоять временной удар как это удается французскому режиссеру и по сей день, не удалось. Мрачная атмосфера частично и погружает зрителя в картину, но техническая составляющая и некие индивидуальные приемы вычеркивают весь идейный контекст из фильма.
Сними Тони Скотт данный фильм десятком лет позже, мы бы, несомненно, увидели другую картину. Хотя не исключено, что более современную интерпретацию и постановку Голливуд когда-нибудь зрителю подарит. Все-таки идея фильма заманивает, но вот внешняя оболочка ленты «Голод» оставила дебютную работу известного режиссера на страницах прошлого.
Мрачное кино, но и тяжелое для просмотра, увы, эта тягость отмечена не как идейное формирование мысли авторов, а как слабая постановка и режиссура Тони Скотта.
4 из 10
31 января 2012
Все-таки до сих пор не верится, что это Тони Скотт дебютировал этой загадочной картиной. Ведь миру он известен в основном по боевикам — благо последнее у него очень хорошо получается. Но то чистой воды мейнстрим — это не значит, что он порой не баловал нас настоящим американским пиром(вспомним потрясающию «Настоящую любовь»). Так что связать его имя с арт-хаусом совсем не получалось. Тем не менее все предубеждения ломает данный фильм — идеальный образец «кино не для всех». Невысокий зрительский рейтинг и неоднозначный прием у кинокритиков говорят сами за себя.
Трактовокок может родиться целая масса — каждый усвоит все по своему. Можно даже не сомневаться, что фильм не понравится любителям стандартных вампирских ужастиков, ожидающих тут бездну крови и стандартный любовный треугольник. Тони до отказа забил фильм отсылками в лучших традициях какого-нибудь Дэвида Линча. И разумеется результат нельзя назвать идеальным — в своей первой работе он попытался выложиться на полную — видно, что здесь он не мастер режиссуры, каковым он является сейчас — скорее очень талантливая работа ученика, не без гениальных моментов, но со своим списком проблем. К сожалению Скотт пытается запутать своего зрителя на ровном месте — развей он чуток тумана и постановка от этого только выиграла-бы. В центре линия героини Катрин Денев — боязнь остаться одной у нее преоблодает даже перед страхом состариться — и в то же время она обрекает избранных ею на вечные страдания — эгоизм, сочетающийся с эскапизмом наполняет Мириэм. Избитая тема борьбы со старением не является случайной, хоть и кажется по началу немного надуманной.
Атмосфера фильма — одно из сильнейших ее мест. Там где не справляется режиссер, к нему на помощь приходят оператор, гример, композитор — фильм порой гипнотизирует — ты ловишь себя на том, что все остальное отходит на второй план — и это при всей нелегкой философской составляющей картины. Во многом этому сопутсвует потрясающий саундтрек — обратите внимание на слегка клиповое начало фильма.
Актеры словно не играют — живут ролями. Дэвид Боуи за тот небольшой промежуток времени что ему дается, умудряется полностью раскрыть своего героя. Сьюзен Сарандон — полная самоотдача, хоть порой и кажется что она переигрывает. Катрин Денев образец холодной аристократичной вампиршы.
Не могу сказать, что фильм шокирует — крови пролито очень немного, откровенные эротические сцены в любом случае смотрятся сейчас не так, как тогда. Но «Голод» невероятно силен в эмоциональном плане — развязка истории пробирает до мозга костей, хоть финал и остается открытым.
Могу рекомендовать фильм лишь истинным ценителям кино — любителям «Блэйда»(при всем уважении к последнему) здесь не место.
8 из 10
24 ноября 2011
Фильм «Голод» — это эстетика. Это туманные столицы в предрассветный час. Красота и атмосферность во всем. Сюжет течет как вода, развевается как шелковые занавески на ветру, как трио Шуберта в саундтреке. Не зря фильм стал культовым для целой субкультуры, сделав эстетикой анки и группу Bauhaus с их песней «Bella Lugosi is dead». И актеры подобраны глубоко эстетичные — фрик Девид Боуи и прекрасная Катрин Денёв.
Но это не просто красивая непонятная сказочка про вампиров, про темную романтику и бог весть что еще. Нет. Этот фильм — метафора любви.
Мириам — пленительная, опьяняющая женщина. Она влюбляется, обещает вечное счастье (forever and ever?) своим возлюбленным, не рассказывая им, что везде за собой возит страшный багаж — ящики с живыми мертвецами — со своими бывшими возлюбленными. Как только она уходит в мыслях к новому спутнику, преследуя его, ее любовь начинает стареть, но умереть не может — любовь вечна, Мириам не обманывает, forever and ever. Она любит их всех.
- Отпусти меня, освободи, прошу тебя.
- Освобождения нет, любовь моя. Покоя нет. Не уйти.
Встречи с бывшими возлюбленными — «это нехорошие встречи, все равно как бы с покойниками» (Максим Горький «Старуха Изергиль»).
10 из 10
5 ноября 2011
Существуют фильмы хорошие и плохие.
Это если говорить об обычном кинематографе, основная цель которого состоит в кратковременном развлечении зрителей. Однако в очень редких случаях самый обычный (и чаще всего чрезвычайно качественный) фильм становиться знаковым для последующих поколений.
Для подобного явления в жизнь должен воплотиться целый ряд определенных требований. Простой и весьма развернутый сюжет обязан иметь интригу. Актеры — отчасти культовый для своего времени статус, а музыкальное сопровождение все шансы на последующий отдельный выпуск. Еще сам фильм должен найти для себя подходящее время и соответствовать неким четко не обусловленным вкусам общества. И именно «Голод» можно назвать единым образцом для большинства «знаковых фильмов».
Тони Скотт сделал рискованную ставку наделив свое детище некой утонченностью принимающей непосредственное участие в каждой вновь приходящей к зрителю минуте, сцене или сюжетном повороте. Страх перед смертью и его дальнейшее преодоление. Потеря любимого человека и последующие поиски отдушины способной на некоторое время заглушить вечное одиночество несчастной Мириэм. В некотором роде это знакомо каждому.
И потому неизменно популярно.
Я влюблен в образы Катрин Денев времен «Отвращения» Полански. В этом же фильме уже видны первые признаки старения этой во всех планах прекрасной актрисы. Не правда ли символично? Поэтому во время просмотра «Голода» меня всегда посещает некое подобие печали.
Дэвид Боуи более чем естественен в роли умирающего Джона. Трудно представить кого — то иного на его месте. А Сьюзан Сарандон… Не очень удачный выбор на роль ученой в поисках бессмертия, которой только предстоит стать женщиной. Впрочем, пожалуй, хватить перечислять имена культовых актеров являющихся лишь малой частичкой знакового фильма.
В нем все… Согласовано. Особенно это касается музыки разрывающейся на части от Баухауса до отрывка из «Цветов» Делибе. Она не всегда уместна или правильна, но всегда прекрасна. Это куда важнее.
Работа оператора (Стивен Голдблатт) напоминает маленькие блестящие бусинки собранные хорошим (но отнюдь не талантливым) человеком в некий узор. Постоянный в своей яркости и непредсказуемости деталей.
Такое кино со временем лишь выигрывает для себя новые позиции. Хотя бы из-за совсем недавно разросшейся армии поклонников темы вампиризма и в частности всепоглощающего желания жить вечно. Но стоит признать, что оно никогда не перерастет собственную планку «знакового фильма».
Да оно к этому и не стремиться. Что хорошо, так как большие амбиции, скорее всего его бы и потопили, сделав очередным предшественником «Реквия по мечте» или «Господина Никто»…
18 августа 2011
Начать фильм о вампирах с песни «Бэла Лугоши мертв» (это, если кто не знает, легендарный исполнитель роли Дракулы) — значит продемонстрировать собственные неординарность и отличное чувство юмора. Тем примечательней, что фильм «Голод» — это вовсе не комедия, а самая настоящая драма. Многотысячелетняя вампирша Мириам скользит сквозь времена и страны, встречая самых разных людей. В некоторых из них (как мужчин, так и женщин) она влюбляется, превращая их в своих таких же бессмертных спутников.
И вот тут-то и начинается драма. Дело в том, что страйберовские (Уитли Страйбер — автор новеллы, на основе которой написан сценарий фильма) вампиры бессмертны, однако, в отличие от кровопийц Энн Райс, им не гарантированны вечные молодость и сила. По каким-то непонятным на первый взгляд причинам со временем они сначала теряют сон и аппетит, а потом в течение считанных дней стареют, превращаясь в итоге в живых мумий.
Фильм безусловно хорош со всех сторон, однако не обошлось и без пары недостатков, а именно: фильм слишком ужат, из-за чего создается ощущение «галопа по Европам», и немного переборщили с «красивостью» картинки — эти развевающиеся на ветру занавески к концу начинают раздражать.
Резюме: еще одни «Сумерки» для взрослых.
9 из 10
13 августа 2011
«Голод» — дебютный фильм Тони Скотта. Это готическая сказка о вампирше Мириам, которая бодрствует днем и не спит в гробу, зато, как и все вампиры испытывает потребность в испитии человеческой крови. Главную роль сыграла Катрин Денев и честно говоря, она мне напомнила о другом своем фильме — «Отвращение». Зрелая Катрин никогда еще не была так прекрасна как здесь, в «Голоде». Компанию ей составили небезызвестный Дэвид Боуи и молодая Сарандон, которые очень хорошо держатся в кадре. Особенно Боуи — эпизод с девочкой и скрипкой по-настоящему шедевриален.
Если же оценивать работу Тони Скотта как работу Тони Скотта то я могу сказать следующее — «Голод» довольно вычурное, но от этого не менее талантливое кинцо с отличным монтажом, но чересчур интеллектуальной операторской работой. Вот и получается снаружи артхаус какой-то, а внутри довольно простой и понятный мистический/вампирический триллер. Но надо все-таки отдать должное, что в то время (1983 год) так триллеры, чиллеры и пр. подобную продукцию не снимали. И если бы мне довелось посмотреть «Голод» в 1983-ем, да еще и на большом экране — я бы не задумываясь, влепил ему 10-ку.
Больше всего мне нравится пролог картины (пересматривал раз 20-ть), потому что в нем весь «Голод». Под бодренький хит «Bauhaus» — «Бела Лугоши мертв», перед нами проносится вереница беспорядочных кадров — глаза, очки, губы, дым и т. д. Главная мысль — Бела (игравший Дракулу в великом шедевре Браунинга) мертв. Вместе с ним ушла в небытие целая эпоха, сейчас другое время и свои новые герои (вампирша Мириам и ее дружок, сыгранный Боуи). Под «мертвого Лугоши» (намекаю на хит «Bauhaus») наши герои бродят по ночному клубу в поисках очередной жертвы. Обидно, что в фильме оказалось так мало этих сцен.
Дальше Тони Скотт врубил по полной классику какую-то и в итоге снял свой самый артхаусный, почти что элитарный фильм. Но интересные сцены тоже присутствовали — эффектно было снято старение Боуи и Денев, постельная сцена между Сарандон и опять же Денев (может, отсюда уволок знаменитый эпизод для «Малхолланда» наш Дэвид?) и т. д. Тони Скотт — талантливый визуализатор. Теперь я в этом почти уверен, но в этом его «без пяти минут шедевре» не хватает крепости и размаха. Это коктейль, соединивший в себе несоединимое, но в нем слишком много комков и сгустков. Я бы поставил:
7,5 из 10
28 июля 2011
Кто бы мог подумать, что снимая рекламные ролики Тони Скотт, возьмется за эстетическую картину, впоследствии превратившуюся в дебют режиссера. Возможно, ее красивый и тонкий сюжет принес ему такую популярность, ведь темы, затронутые в фильме, редко подпадают под большинство картин про вампиров. Но очевидно главным фактором в признании тут является вовсе не сюжет, а актерский треугольник: Денёв — Боуи — Сарандон.
Катрин Денёв воплощение женственности и аристократии, по крайней мере, я так всегда считала. Ее героиня Мириам, несомненно, ее копия, холодная, уравновешенная, спокойная, на нее приятно смотреть, чувствовать сквозь экран и просто наслаждаться игрой. Вот Девид Боуи совсем другое русло. В фильме четко прослеживается его натура музыканта и сорванца, не зря он тогда во время съемок тренировал свой хриплый голос, выкрикивая песни с моста в холодную погоду. Считаю, что он действительно серьезно отнесся к своему герою, и проявил в картине те качества, которые присущи людям летнего возраста. А вот Сюзан Сарандон в этом фильме стала для меня новым открытием, я восприняла ее как бунтарку, свободную и не менее сильную женщину, чем ее коллегу по площадке. Может, до «Голода» у актрисы и не было серьезных ролей, но доктора Сару Робертс она изобразила убедительно и сильно.
Что можно сказать о сюжете? Обычно, выбирая фильмы про вампиров, мы заранее знаем, что там нас ожидает великая трагедия главного героя, море крови, и щепотка темной романтики. Голод совершенно иное направление в данной тематике. Нетипичная проблема старения бессмертного существа, делает этот фильм более привлекательным, нежели снятые после него бесчисленные картины. Просто заложенный стереотип бессмертия вдруг рушится, и мы начинаем наблюдать муки и терзания человека оказавшегося на пороге смерти слишком быстро, нежели он этого ожидал. Просмотренные мною фильмы до этого, представляли собою лишь красивую картинку, где вампиры, живущие под покровом ночи, наслаждаются своим бессмертием, показывая нам слишком наигранный пафос. Здесь же, совершенно другая начинка, бесподобная классическая музыка, которой пропитан фильм, легкая и непринужденная игра актеров, и, конечно же, непредсказуемый и нетипичный сюжет. Действительно красиво и вкусно!
9 из 10
P.S. Этот фильм, несомненно, понравится представителям готической субкультуры, так как его начало подарило культуре девиз «Goth’s Undead!» И, конечно, прославило теперь уже культовую группу «Bauhaus», с их тогдашним хитом: «Bela Lugosi`s Dead»
9 апреля 2011
Вот я и посмотрел первый полнометражный фильм Тони Скотта (до этого он снимал видеоклипы, рекламные ролики и две короткометражки) младшего брата другого известного режиссера Ридли Скотта. Честно говоря, я даже не знаю, кто их этих братьев мне нравится больше, но одно могу сказать точно: перед нами просто отличное кино.
Сюжет очень прост. Жил-был парень с загадочным именем Джон, которого однажды укусил вампир и он стал очень быстро стареть и желать человеческой крови. Потом он знакомится с врачом Сарой Робертс, судьба которой тоже не будет особо счастливой. В общем, все просто до чертиков, очередной фильм про вампира (правда, на этот раз без хэппи-энда с большим количество крови). Да и сам сюжет особого интереса не представляет, вторая половина вообще жутко провисает. Куда более интересен недурной философский подтекст, заложенный в фильм, он заключается в показе плотских животных желаний, и в бесполезности борьбы с ними. Хотя вообще смысловая часть немного туманна, из-за многозначности трактовки даже самого сюжета, несмотря на его простоту, остается довольно много «белых пятен» и недосказанности.
Вообще стоит немного поругать Тони Скота, за то, что он непропорционально подобрал содержание к форме. А все дело в том, что фильм снят восхитительно, с невероятным талантом и любовью к своему делу, но сам содержание оказалось менее интересным, чем форма. У фильма есть большие претензии на шедевральность, и обоснованные виртуозным исполнением, но не до конца обоснованные со сценарной точки зрения. Главным достоинством является отменный видеоряд, главным образом работа операторов Стивена Голдблатта и Тома Мэнгрэвита, и невероятно стильный клиповый (вообще по своей эстетике лента очень сильно напоминает видеоклип) монтаж от Памелы Пауэр. Фильм сделан в первую очередь для эстетов, то бишь для тех зрителей, которым надо, чтобы все было красиво. Я себя отношу, в том числе и к такой категории, так что он мне очень сильно пришелся по душе. Великолепна действительно пугающая и нагнетающая напряжение атмосфера. И, конечно же, понравился красивейший и очень разноплановый саундтрек от Иоганна Себастьяна Баха вплоть до Игги Попа.
Удивили актерские работы. Великолепно сыграл Дэвид Боуи, до сих пор не могу определиться кто же он: музыкант, играющий в кино, либо актер, играющий музыку, будем считать, что это просто гений. Очень эффектно и ярко сыграла Катрин Денёв, впрочем, как и всегда. Хорошо сыграла и запомнилась Сьюзен Сарандон, одна из самых лучших ее ролей.
Вывод: невероятно красивый и стильный фильм для эстетов, но с недоработанным и не дотягивающим до формы содержанием и нудноватым повествованием. Всем советую!
Оценка:
9, 5 из 10
9 ноября 2010