Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Доктор Фаустус |
английское название: |
Doktor Faustus |
год: | 1982 |
страна: |
Германия (ФРГ)
|
режиссер: | Франц Зайц |
сценаристы: | Томас Манн, Франц Зайц |
продюсер: | Франц Зайц |
видеооператор: | Рудольф Блахачек |
композитор: | Рольф А. Вильгельм |
художники: | Рольф Цехетбауэр, Херберт Штрабель, Гёц Вейднер, Властимир Гаврик |
монтаж: | Liselotte Klimitscheck |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 16 сентября 1982 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 59 мин |
Прежде всего, хочется перефразировать частичку монолога, произнесенного одним из героев этого фильма. Речь в нем идет о взаимном существовании добра и зла в мире, душе. Схожие свойства присущи и кинематографу, так например, есть хорошее кино и плохое. Чем было бы первое без второго — несравненным произведением. Хороший фильм, классический, становится еще лучше, от того, что находится на фоне откровенной халтуры и конвейера. «Доктор Фаустус» принадлежит именно к тому меньшинству, которое находится на переднем плане. И пусть я незнаком с литературным первоисточником Томаса Манна, это скажет лишь о моем непредвзятом отношении, чистом подходе перед просмотром фильма. Когда смотришь некую экранизацию, по уже изученному литературному источнику, не избежать сравнений. Это зачастую портит впечатление, сужает рамки, прежде всего визуального, выразительного восприятия кинопроизведения. Особенно это касается именно глубоких по смыслу, философских, психологических работ. Это обстоятельство позволило мне судить экранизацию, чисто с кинематографической позиции, оставив предрассудки и прочие показатели вне игры.
До этого случайного знакомства, Франц Зайц был мне известен, только как один из сценаристов «Жестяного барабана» 1979. «Доктор Фаустус», это практически его авторский труд, он выступил в роли режиссера, сценариста и продюсера. Я считаю, что это благоприятно повлияло на содержание фильма, когда человек получает творческую свободу — рождаются шедевры (конечно при условии что этот человек талант). Это уже доказывали Гриффит, Чаплин и другие гении седьмого искусства. Фильм является биографией композитора, хоть и вымышленного, от этого суть истории не меняется, скорее даже обобщается кругом творческой среды. К счастью, это не чета голливудским, помпезным, пафосным байопикам, а концептуальное кино Европейского класса. Появилось оно в тот момент, когда в Германии возрождалось хорошее кино, молчавшее еще со времен правления президента Пауля Людвига Ганса Антона фон Бенекендорфа унд фон Гинденбурга. Фильму характерны такие атрибуты как, мягкое повествование, плавный, выдержанный монтаж, неторопливый темп, философские, глубокие (порою очень) диалоги и монологи. Эти факторы, придают ему магическое величие, схожее с тем как художники рисуют триптих, например как «Сад земных наслаждений» Иеронима Босха. Еще мне импонировали визуальные решения, которые применил режиссер, особенно в сценах акта (двусмысленного можно сказать) покупки души Адриана Леверкюна, и встречи оного со второй стороной сделки. Актерская игра здесь тоже на пристойном уровне, Джон Финч прекрасно справился с финальной сценой признания, наверное самой главной в этом фильме (с точки зрения игры). Остальной коллектив также гармоничен и приятен. Конечно не обошлось в фильме и без минусов, но они настолько несущественны, что я решил их опустить, дабы оставить впечатления читателей моего отзыва сугубо положительными. Бросая взгляд поверхностно, зритель может счесть эту ленту скучной и рваной, однако тот, кто хотя бы постарается заглянуть глубже, надеюсь обретет неистовую лавину впечатлений, сравнимую с той, которую получил главный герой. И сделает для себя выводы, стоит ли товар своей цены, которую заплатил персонаж Джона Финча.
Непременно, такое кино стоит того чтобы его помнили, смотрели и пересматривали. Немного картин, имеющих схожую тематику и жанр можно назвать, и поставить на ровне с «Доктором Фаустусом». На ум приходить разве что «Эдвард Мунк» 1974 (биография великого художника, шедеврально поставленная Питером Уоткинсом), «Андрей Рублев» 1966 и может быть «Чонтвари» 1980. Теперь, я смогу назвать еще и это произведение искусства, историю композитора Адриана Леверкюна, которую нам мастерски показал Франц Зайц, за что ему огромное спасибо, и кинематографическое уважение. А еще, надежда на то, что наше знакомство продолжится.
13 сентября 2013
Достойная экранизация романа Томаса Манна, сумевшая отразить главные идеи литературного произведения! Если учесть, что сама книга намного сложнее для восприятия, знакомство с данным фильмом помогает приобщиться к литературной классике с легкостью и за меньший срок. Несмотря на некоторые расхождения с первоисточником, кино дает правильное представление о ключевых персонажах, знакомит нас с их судьбами и позволяет учиться на чужих ошибках…
В первую очередь, на ошибках самого Адриана Леверкюна, на роль которого очень удачно подобран Джон Финч. Этот персонаж своим примером должен уберечь от совершения необдуманных поступков, за которые потом придется расплачиваться всю оставшуюся жизнь! Также запоминается образ прелестного племянника Леверкюна — этот малыш очаровывает, а его история трогает до слез… В целом фильм снят достойно, особенно удачным оказалось музыкальное сопровождение — впечатляет до мурашек! Но вот переходы от одной сцене к другой местами вызывают недоумение и вопросы — трудно понять, кто в данный момент на экране и что вообще происходит. Все-таки, снять фильм по объемному роману задача не из легких, тем более по роману философско-психологическому! Но кино получилось очень неплохим, хоть местами и скучноватым…
7 из 10
P. S. Только искусство помогает превозмочь всю тяжесть жизни! (с)
1 февраля 2012