Рейтинг сериала | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
20 декабря |
год: | 1981 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Григорий Никулин |
сценарий: | Юлиан Семенов |
видеооператор: | Иван Багаев |
композитор: | Виктор Лебедев |
художник: | Михаил Иванов |
монтаж: | Светлана Смолина |
жанры: | криминал, биография, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 мая 1982 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Заголовок взят из моей очередной общей тетради, куда я вписываю все просмотренные фильмы и сериалы с краткими их характеристиками и оценками. И, знаете, лучшего заголовка для этой рецензии я не придумал! Пусть он прост, даже банален, зато точен и правдив: в отношении мини-сериала «20 декабря» (есть специальная авторская сноска- 7 декабря по старому стилю)- так и есть! Хотя бы потому, что сценарий для него написал сам Юлиан Семёнов (готовый роман, кстати!). А вы знаете хоть один его слабый роман или фильм, поставленный по нему? — Нет таковых! Мастер есть мастер (даже не столь давний сериал «Исаев» выглядит серьёзной, достойной работой). Вот и здесь наш классический и чрезвычайно дотошный писатель так капитально «покопался» в предыстории создания Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК), считавшей эту дату своим днём рождения (вышел указ, подписанный Лениным), что оторваться от этого «копания» на экране просто невозможно: сидишь, от удивления открыв рот шире ворот, и внимаешь всем этим историко-революционным перипетиям и интригам конца 1917-го года. Я этот сериал раньше не смотрел, и хоть кое-что читал о тех «временах далёких, теперь почти былинных», в том числе некоторые публикации перестроечных и постперестроечных… гм-м… авторов, свой реально удивлённый рот (хорошо, зимой мухи не летают…) закрыл только после последнего кадра. Не собираюсь «разглашать» — спойлерить ничего, что предлагаю вам посмотреть самим. Остановлюсь лишь на одном важном моменте. Да, сериал вышел на экраны в 1982-м году, при Советской власти, при главенстве КПСС, при «коммунистах» (поставил на этом слове кавычки, поскольку к тому времени вряд ли кого из руководящей партийной верхушки страны можно было назвать настоящим коммунистом!). Да, возможно, Юлиану Семёнову из ЦК КПСС или «органов» что-то нашёптывали на ушко — мол, здесь надо написать так… Но, предполагаю, Мастер их слушал, да не всегда слушался, и старался делать по-своему. В подтверждение тезиса: никто до сих пор «сурьёзно» не (извините за современный сленг!) «чмырил» и не «чмырит» Писателя! Это я к тому, что в нашем сериале устами ярого врага большевиков, левого эсера-террориста Бориса Савинкова доказывается, что Ленин не может быть германским шпионом (сейчас вроде и документы какие-то нашлись…), поскольку он сам (об этом в сериале почему-то не говорится) ехал с Лениным в Россию тем же «опломбированным» поездом. И к тому, что большевики, придя к власти и отменив смертную казнь, щадяще относились к потенциальным врагам (генералов отпускали под подписку не воевать против революции, которыми вскоре те, грубо говоря, подтёрлись!) до тех пор, пока их самих не начали стрелять и вешать, и «милосердию» пришёл конец- надо было отвечать красным террором на белый, с чего и началась страшная Гражданская война… Я никому не навязываю своё мнение — смотрите, делайте выводы сами. Но лично я более склонен доверять Юлиану Семёнову, чем новомодным и ангажированным известно кем «историкам».
Я попытался подтвердить часть своего заголовочного тезиса- «интересно, познавательно». А теперь вкратце о том, что ещё и «художественно». И без кавычек, поскольку художественно на самом высоком уровне (я в «20 декабря» не нашёл ничего, что бы покоробило, что выглядело бы неубедительно, плохо, низкосортно…). Главреж Григорий Никулин и оператор-постановщик Иван Багаев сняли настоящий Киноспектакль (я уже много писал об этом, требующем официального признания киножанре — и в рецензиях на Кинопоиске, и в газете Союза кинематографистов РФ «СК-новости», но пока безрезультатно, хотя яркий пример жанра вот он- «20 февраля»). Всё как бы театрально (комнатно-павильонно, пригодно для постановки на сцене), но очень динамично, без засилия «говорящих голов» и нудных монологов-диалогов, да ещё с элементами «экшн», детективного боевика со стрельбой (К слову, в ещё одном расчудесном Киноспектакле, тоже с приставкой «теле» и тоже по Семёнову, «Семнадцать мгновений весны», стрельба происходит только в трёх эпизодах — когда Штирлиц убивает своего агента, когда Хельмут убивает Рольфа и Барбару и когда он же стреляет по полицейским машинам). А какие «звёзды» здесь блеснули своим мастерством!- Кирилл Лавров в роли Ленина (в 70-х и начале 80-х годов Ленина широкомасштабно нам представляли Лавров и Юрий Каюров), Михаил Козаков в роли Дзержинского (играл его в кино не раз!) и многие другие замечательнейшие наши актёры. Отдельно отмечу тогда только восходящую «звезду» (пик- «Холодное лето 53-го», «Дежа Вю») Владимира Головина в роли Бориса Савинкова. Ежели кто читал мемуары Савинкова (у меня на полке стоит отличный сборник его воспоминаний), то поймёт, что образ, исполненный Головиным, достаточно близок к этой удивительной, уникальной исторической личности (Даже коммунистические историки признавали, что если бы у Савинкова, в определённый момент, «всё срослось», он реально смог бы свергнуть слабую тогда Власть Советов; в тот момент Савинков был опаснее, чем все Деникины-Красновы-Каледины-Юденичи, вместе взятые! Увы, враги революции к нему не прислушались…).
В общем же и в целом ставлю «20 декабря»- 8+. Кто больше?
8 из 10
18 февраля 2016