Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 7.9 |
IMDb | 7.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Он попался! |
год: | 1981 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Вячеслав Котёночкин |
продюсер: | Любовь Бутырина |
видеооператор: | Светлана Кощеева |
композитор: | Игорь Ефремов |
художник: | Светозар Русаков |
жанры: | комедия, мультфильм, короткометражка, детский |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
на DVD: | 7 мая 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 6+ |
Длительность: | 10 мин |
Забавный мультфильм о лесных жителях средней полосы России, в котором много национальных образов, но в то же время и предубеждений.
Белка, барсук, бобёр и другие животные олицетворяют здесь те качества, которые ассоциируются (особенно ассоциировались раньше, в советские времена) с теми или иными повадками. Барсук как житель нор показан трусоватым, юркая белка храброй, а медведь как самый могучий житель леса вызывает и страх, и в то же время симпатию. Чисто с зоологической точки зрения я могу похвалить художников за белку. Её поведение, движения хвоста и прыжки по деревьям отражают реальность. Но, несмотря на по-детски большие глаза, каждый персонаж отражает основные визуальные черты своего вида. Думаю, все без труда узнают и бобра, и щуку, и того же барсука, который, если подумать, является главным персонажем, так как сюжет концентрируется в основном на его эмоциональном состоянии.
В чисто сюжетном плане мультфильм неплох, однако воодушевлённо нахваливать его я не могу. Во-первых, посыл о важности быть храбрым, как это часто бывало в советских мультфильмах, чересчур притянут за уши. Это не говоря уж о том, что хищный барсук, в общем-то, представляет для белки и зайца такую же опасность как лиса или медведь. Во-вторых, в мультфильме есть сцена с очень странным диалогом белки и бобра. Возможно, авторы хотели показать бобра очень умным, но получилось наоборот: он рассуждает об очевидных вещах и только вводит в недоумение своих собеседников. Вдобавок у персонажа не слишком приятный шепелявый голос.
В то же время я готов похвалить мультфильм за его анимацию. Цветовая гамма, в которой преобладает желтоватый оттенок, передаёт ощущение летнего уюта, когда все тянутся в лес на шашлыки или к водоёмам на рыбалку и купания. В целом от мультфильма остаётся приятное послевкусие, которое, может, и не позволяет считать его культовым произведением, но, если вам нравятся советские мультфильмы, то «Он попался!» я вам точно рекомендую.
7 из 10
4 апреля 2023
Лучший друг всех советских детей Вячеслав Котеночкин вошел в историю отечественной мультипликации в обнимку с курильщиком, хулиганом и зайцеобижателем волком. Однако плодовитый художник оставил после себя и немало других интересных работ, отличавшихся хорошо знакомым лукаво-назидательным почерком. При помощи рисованных зверей Вячеслав Михайлович высмеивал недостатки характера, о которых и советское кино трубило вовсю: бахвальство, трусость, лень, пустословие. Трое новоявленных спасателей зайца от лап медведя нечасто встречались в лесу, и потому так смешно выглядят их попытки собраться в крепкую компанию ради благородной цели.
Белка, барсук и бобер — кто-то смелее, кто-то трусливее, кто-то рассудительнее, забавным образом они сходятся в своем нежелании принять в свои ряды тщедушного мышонка. Серый пискун, меж тем, храбр и обоснованно грозится пустить косолапого захватчика на рагу, но все усилия напрасны — в команду его не берут. Путь к медвежьей берлоге долог, и за это время Котеночкин затрагивает неожиданную тему — а что если заяц не такая уж и жертва? Это как-то не по-советски: если есть слабый, то непременно должен найтись сильный обидчик, а как иначе? Зря «Ну, погоди!» смотрели? Выходит по-разному, и не случайно так увертлив в своей симуляции трусливый барсук, и так избыточно рассудителен мудрый бобер. Один лишь бельчонок не привык думать, если бьющая через край смелость требует достойного применения.
В мультфильме есть осуждение трусости, препятствующей благородной миссии, в тоже время назидательный мотив остается неприкосновенным: следует для начала разобраться в причинах происшествия, а уж затем в походы отправляться. Барсук запоминается отрывистой репликой «а я — на дерево!», что очень подходит для отображения настроения толпы. Во все время эту картину можно считать типичной: вы идите, а я сверху погляжу. В отличие от полосатого соратника, флегматичный бобер много говорит, но не всегда остается услышанным, что также характерно для нашего общества: в драку ввязаться куда увлекательнее, чем попытаться ее предотвратить. Вот и выходит, что нет никакой коллективной ответственности, а есть индивидуальная — со стороны зачинщика, бельчонка то есть. Вполне серьезный вывод, и стоит лишь в очередной раз подивиться умению автора ловко его донести через реплики милых персонажей.
Немало рисованных шедевров подарила зрителям советская эпоха. «Он попался!» — не входит в их число, но и по сей день впечатляет лаконичностью не в ущерб емкости. Потайных смыслов у Котеночкина выискивать не стоит, один из главных отечественных мультипликаторов создал очередную добрую, смешную и поучительную историю. Напрашивающиеся параллели с «Теремком» укрепляют во мнении, что без товарищества каши не сваришь даже в лесу.
7 из 10
19 октября 2015
Воду понёс. — Всё, сварит… — Что сварит. — Да уж известно что, суп. — Какой суп? — Да уж известно какой… — не может быть.
Мне иной раз кажется, что русская литература не ставила перед собой сюжетных задач, от того и у Тургенева и у Некрасова, сюжеты особой вычурностью, динамичностью и цветастостью не отличались, но отличались они красотой слога и великолепием даже не героев, а неких архетипов. До сих пор помню литературу, где учительница настаивала, что Толстой (Чехов, Гоголь, Пушкин), показывали типичных людей и людишек своего времени и делали запас на будущее (в виде «новых людей» к примеру). Котеночкин и Остер написали политический памфлет всё сатирическое величие которого можно прочувствовать только сейчас, когда типажи, описанные в фильме стали особенно многочисленны и актуальны.
Ну, придёшь ты к медведю, ну и что ты ему скажешь? — Я ему скажу, как не стыдно, обижать маленьких. — А он скажет: «А вот и не стыдно. А вот и не стыдно…» — Я… я ему скажу позор!
Итак белк. Типичный представитель оранжевой, то есть жёлтой прессы, который из любой ерунды типа гражданин З пошёл к гражданину М в гости, а теперь кровавые подробности…. Так вот, из любой чепухи сделает репортаж как о какой-то супер кровавой бане. Подробности в свежем номере. Ну проблемы такой спец предпочитает решать исключительно словом. Да и то…. Так себе… Вот только у Крылова это в басне про кота было пошикарнее.
Я не могу. У меня ангина и перелом ноги вот этой… нет вот этой…
Барс*** типичный обыватель мещанин, у которого и хата с краю и чтобы кто ни делал всё к худшему. Все умрут а я останусь и так прочее. Этакий совок в худшем проявлении, но который сохранился в большом количестве и до сих пор составляет этакое безликое большинство, которое годиться только как тягловая и безопасная (безсловесная) сила. Ну а если что… заболеет, а не выйдет так спрячется на дереве.
Эй, бобёр, идём с нами, зайку спасать. — от кого? — от медведя. — От какого медведя? От белого или от бурого? Если от белого, то они в наших краях не водятся. А если от бурого, тогда это совсем другое дело.
Бобр вообще Win. Типичный западник. Который сначала вещает о демократии и о том что если кому чего прилетело, так значит было за что. При этом сам активно нарывается, а как только начинает получать люлей по мордасам, так тут же начинает вопить о том, что демократия в опасности…
А может он сам виноват, зайка. — В чём виноват? — Ну в чём-нибудь виноват. Может он первый начал. — Что первый начал? — Ну что-нибудь начал.
В принципе бобр тут вообще самый яркий и законченный персонаж, которому и не убавить и не отнять. Не удивлюсь, если этот мульт запретят в ЕС, США и прочей Канаде.
Вот я какой маленький.
МышЪ типичный современный патриот, который на каждом углу кричит что-то вызывающе патриотичное, готов побороть дикий запад и восток любым попавшимся под руку одуванчиком и вообще. При всей своей гротескности и избыточности я к сожалению вынужден констатировать, что подобных типажей встречаю всё чаще и чаще, что лично меня пугает.
Ребята, прошу чай пить — с мёдом…
Медвед и заец (сейчас в инете любят именно такую орфографию и как мне кажется конкретно к этому фильму именно такая форма более подходит). Самые слабые звенья. Не смотря на то, что у обоих был потенциал, особенно у зайки, но именно зайка по сути и слил мульт, от чего я ставлю 8, а не 10. Потому подробно на этих персах останавливаться не буду.
- А он тебе по шее… по шее… — а я, а я… что-нибудь придумаю.
Показательны в мульте не только типажи как таковые, но и способ ведения дел. Белк действует по принципу Наполеона, главное ввязаться в бой, а там разберёмся.
Выздоровел.
Барс*** предпочитает «косить». В принципе в СССР научили много чему, в том числе и прятаться.
Нет, я стучусь в дверь, а ты белка лезешь в окно. — а я на дерево. — ну зачем на дерево? — Ну так, на всякий случай. — Не надо на дерево. — ну не надо так не надо…
Бобр, как и всякий современный западник предпочитает в лучшем случае свалить на других, а если это не удаётся, то возглавить крестовый поход.
Как она меня, чуть не поймала. — Да? А мы думали ты первый начал её ловить.
Наши кинематографисты. Следовали по путям, проложенным нашей литературой. Они не столько привнесли много нового в сюжеты, сколько сформулировали и показали типажи настоящего и недалёкого будущего. В итоге за здешним зверинцем как в баснях Крылова легко угадываются если и не конкретные люди как это было в литературе XIX века сколько некие социальные векторы.
Значит так. Окружаем берлогу. Ты белка стучись в дверь, я лезу в окно… — А я на дерево. — на какое дерево? — На какое-нибудь. — Не надо на дерево.
Жаль, что мы знаем Котёночкина как автора не самого оригинального Ну погоди, который является по сути адаптацией Тома и Джерри, но вот такие мульты как ни странно, но показывают крайне редко, хотя наверное нет в этом ничего странного. Сатиру и политику что у нас что за границей мягко говоря что тогда, что сейчас не жалуют.
18 октября 2015