| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.7 |
IMDb
|
7.1 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Три брата |
| английское название: |
Tre fratelli |
| год: | 1980 |
| страны: |
Франция,
Италия
|
| режиссер: | Франческо Рози |
| сценаристы: | Франческо Рози, Андрей Платонов, Тонино Гуэрра |
| продюсеры: | Антонио Макри, Джорджо Ночелла, Роджер Корман, Ренцо Росселлини |
| видеооператор: | Паскуалино Де Сантис |
| композитор: | Пьеро Пиччони |
| художники: | Андреа Кризанти, Массимо Тавацци, Габриэлла Пескуччи |
| монтаж: | Руджеро Мастроянни |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
18 марта 1981 г. |
на DVD:
|
5 февраля 2009 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
16+ |
Длительность:
|
1 ч 53 мин |
Итальянские кинематографисты во главе с Франческо Рози и Тонино Гуэрро решили перенести на итальянскую землю классическое литературное произведение Платонова. И получилась запоминающаяся бытийная притча. За основу был взят не только текст русского классика Андрея Платонова, но и стиль его работ. Уже в самом начале картины мы получаем вещий сон одного из персонажей. Последующие события будут корреллироваться по линии 'город-деревня', 'юг-север'. Трое взрослых мужчин вынуждены бросить все свои дела в городе и вернуться в свой отчий дом. Повод значимый - умерла их мать. И каждый из них осмысливает это событие сквозь свою непростую жизнь.
Прежде всего нужно выделить стилистику ленты. Нам показывают деревенский неприхотливый быт и регулярно посредством воспоминаний заставляют возвращаться в город. Все эмоциональное пространство ленты заполняет отрешенный от жизни отец семейства. Шарль Ванель демонстрирует человека, который утратил все стимулы к жизни. Но можно предположить, что внучка пробуждает его к жизни. Кажется, что он интересен только ей одной. И в их разговорах есть много истинного. И в этом очень много платоновского настроения - все, чт окружает Ванеля наполнено страхом и одиночеством.
Страх и одиночество пропитывает и жизнь собравшихся в доме покойницы сыновей. Филипп Нуаре играет судью Рафаэлле, жизнь которого похожа на муки приговоренного к смертной казни. Он видит в новостях как террористы убивают его коллег. И он вынужден лишь ждать... Это влияет и на его настрой, и на семейную жизнь. Смерть стала его наваждением.
Совсем в другой реальности пребывает его брат Никола. Он как раз на стороне тех, кто бросает вызов закону и порядку. И пусть пока он лишь организовывает забастовки и оправдывает их, но его речи становятся все радикальнее. В личной жизни все так же лишено стабильности. Жена 'с Севера' не скрывает измены и привязанности к другому мужчине, но пытается сохранить брак. Смирится ли с таким раскладом патриархальный южанин? Микеле Плачидо тут излишне задумчив. Похоже для его героя компромисс как с властью, так и с женой, для него равен смерти.
Апофеозом противостояния двух братьев станет дискуссия о пределах допустимости критики власти. Один стремится, чтобы хаоса не было. Второй видит справедливость лишь в активном сопротивлении. При этом, оба соглашаются с тем, что проблемы на которые необходимо реагировать существуют.
Ну а третий брат Рокко мне представляется самым интересным. О нем мы узнаем меньше всего. Он держится отстраненно и аскетично. Возможно тому виной работа руководителем заведения для трудных подростков. Но у его сдержанности есть и своя тайна. Авторы ленты неожиданно покажут нам его сон. И в этой фантазии все уже действительно провокационно. Мало того, что малолетние воспитанники будут очищать улицу от оружия и наркотиков, так фоном будет московский храм Василия Блаженного. Вот Вам и 'третий сын'. И Витторио Меццоджорно отлично изобразил тихого мечтателя-коммуниста.
Ленту можно обвинить в провокационности, тенденциозности, незатейливости... Коммунизм, забастовки, террор - разве это не набор штампов? Не слишком ли упрощенно тут все подается? Но все равно мне нравится неспешный темп этой работы. Я особо ценю, что нам стремятся показать не только реальность, но и ожидания каждого из персонажей, их сны и грезы. В конце концов, в этой ленте мне куда ближе взаимодействие персонажа Шарля Ванеля с его внучкой. Понятна мне и молчаливая тревожность персонажей. Они будто из 'Парада планет' Абдрашитова столкнулись с чем-то сакральным 'земную жизнь дойдя до середины'...
7 из 10
16 июля 2025
Тонино Гуэрра и Франческо Рози взяли за основу рассказ Андрея Платонова «Третий сын», чтобы рассказать о социальных и культурных проблемах современной им Италии. Итог — пять номинаций премии «Давид ди Донателло», заход на «Оскар» и внеконкурсный показ на Каннском фестивале.
Тонино Гуэрра обещал, что «когда-нибудь мы будем изучать историю Италии по фильмам Рози». И «Три брата» могут считаться одним из подтверждений пророчества. Три брата, три горожанина приезжают по зову отца в родную деревню на похороны матери. Старший Раффаэле (Филипп Нуаре) — знаменитый римский судья, борец с мафией. Средний Никола (Микеле Плачидо) — пролетарий, который так и не нашел своего счастья в северном, промышленном Турине, а потому готов влиться в протестное рабочее движение. Младший Рокко (Витторио Меццоджорно) — идеалист, который старается спасти души малолетних преступников.
Раффаэле вынужден прятать свою семью от мафии. Никола развелся, но приехал к отцу с малолетней дочкой. Рокко пока не имеет не то, что семьи, а и подружки. Это важно, потому что, помимо обсуждений проблем преступности, левого террора, общественного страха, сексуальной революции, отношений юга и севера Италии, тандем Гуэрра-Рози расскажет о возвращении домой, к корням, о человечности и вечных ценностях.
Всё это актуально и сегодня, в эпоху потребления. Другое дело, что фильм получился литературным и описательным. Особенно ясно это проявилось в последовательных снах главных героев.
Тем не менее, режиссер Джезеппе Торнаторе оценил классическую схему повествования в «Трех братьях, и в своем эпическом фильме «Баария» украсил плакатами из этой картины одну из сцен. Через три года актеры Микеле Плачидо и Витторио Меццоджорно встретятся на съемочной площадке культового сериала «Спрут».
7 из 10
20 апреля 2017