Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Смертельная схватка
8.4
8.4
1980, криминал, детектив
СССР, 1 ч 4 мин
12+

В ролях: Василий Ливанов, Рина Зелёная, Виктор Евграфов, Александр Захаров, Борис Клюев
и другие
Шерлок Холмс вступил в смертельную схватку с главарем английской преступности профессором Мориарти. В сети полиции попали все, кроме главаря, и друзья на время решили укрыться в тихой Швейцарии. Но от гнева Мориарти ещё не ускользал никто.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Смертельная схватка

год: 1980
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператоры: Анатолий Лапшов, Юрий Векслер
композитор:
художники: Марк Каплан, Нелли Лев, Виктор Сергеев
монтаж:
жанры: криминал, детектив
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 4 мин
Другие фильмы этих жанров
криминал, детектив

Видео к фильму «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Смертельная схватка», 1980

Видео: Фрагмент (Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Смертельная схватка, 1980) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Отзывы критиков о фильме «Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Смертельная схватка», 1980

'- В горах одному опасно. - Не более, чем везде в нашем несовершенном мире.'

1-го апреля 1981-го года американский астроном Эдвард Боуэлл открыл новый астероид, которому дал название '(5048) Мориарти'. И, конечно же, весь цивилизованный мир сразу же понял в честь какого персонажа астероид был удостоен такого названия. Это канонический враг гениального сыщика Шерлока Холмса, появившегося на страницах детективных рассказов сэра Артура Конан Дойла, которые должен прочесть любой человек, считающий себя образованным. Мориарти был полным противопоставлением Шерлоку Холмсу, хотя умён он был не меньше, чем прославленный популизатор дедуктивного метода в расследованиях. Но вот только Мориарти, который слыл гением математики и имел профессорское звание, нашёл ещё одно своё признание в обратной стороне закона - он стал негласным руководителем всего лондонского преступного мира. Благодаря своему интеллекту профессор Мориарти оплёл невидимыми нитями всю столицу Великобритании и ни одного серьёзного преступления не совершалось без его ведома. И только другой гений - Шерлок Холмс - смог увидеть этот клубок и потихоньку начал его разматывать...

Конечно же, ни один герой не обходится без архиврага, схватка с которым так или иначе неминуема. Для кого-то это - шаблон, для кого-то - стандарт, для кого-то - неотъемлемая часть большой истории. И в случае приключений Шерлока Холмса это именно последнее. Благодаря появлению на арене действий зловещего гения преступного мира профессора Мориарти перед нами открываются новые стороны Шерлока Холмса. Он не только частный сыщик, зачастую действующий за определённое вознаграждение (хотя мы знаем его ещё и как благородного человека, не берущего плату за свои труды), но и ещё тот, кто готов чуть ли не в одиночку бросить вызов самым опасным силам Лондона, дабы очистить его улицы от преступности. И когда отечественные кинематографисты готовились к съёмкам цикла адаптаций рассказов и романов сэра Артура Конан Дойла для телевидения, то обойти вниманием очерки, где Шерлок Холмс вот-вот подберётся к организации профессора, никак не могли. Впервые это стало понятно в серии 'Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Король шантажа', а уже в следующей - 'Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Смертельная схватка' - два заклятых соперника наконец-то схлестнутся лицом к лицу...

Литературным подспорьем данной серии художественного детективного телецикла от режиссёра Игоря Масленникова стал рассказа 'Последнее дело Холмса'. Сам сэр Артур Конан Дойл внёс данный рассказ в список лучших по собственному мнению, но при этом читатели были опечалены таким исходом, который был поведан в финале, что пиком возмущения стало письмо британской Королевы. И под давлением общественности сэр Артур Конан Дойл вернулся к персонажу лучшего сыщика всех времён и народов, чему пытался противиться. В нашей киноверсии 'Последнего дела Холмса' образ зловещего и смертельно опасного профессора Мориарти исполняет актёр, каскадёр и педагог Виктор Евграфов, от одного взгляда которого пробегали мурашки по телу. А озвучивание от Олега Даля превратило персонаж в очень реалистичного врага Шерлока Холмса. Честно говоря, их схватка на краю Райхенбахского водопада, который благодаря его описанию в книге сэра Артура Конан Дойла стал туристической 'меккой', одна из самых динамичных и напряжённых сцен всего цикла. К тому же эта сцена очень близка к жанру боевика, который в советские времена очень не приветствовался.

Теперь стоит посмотреть на Шерлока Холмса в '...Смертельной схватке' несколько с иной стороны. За всё время наблюдений за этим великим человеком его никогда нельзя было назвать трусоватым, он всегда был олицетворением отваги и мужества с непревзойдёнными джентльменскими манерами. Но здесь ему приходится бежать прочь от соглядатаев мстительного профессора, который неминуемо хочет поквитаться с сыщиком, разрушившим его преступную организацию. Но Василий Ливанов, непревзойдённо воплотившим персонаж Шерлока Холмса, так удачно передал свой образ в '...Смертельной схватке', что и здесь великий сыщик может считаться образцом для подражания. А насколько были искренние эмоции у Виталия Соломина, сыгравшего доктора Ватсона! Он так изобразил искреннюю горечь у Райхенбахского водопада, что ненароком ком подступал к горлу. Конечно, в данной серии мы опять, как и в предыдущей, не сможем целиком и полностью насладиться детективными способностями любимого героя, но зато прочувствуем его как обычного человека, который тоже может чего-то опасаться, но при этом всегда оставаться защитником своих принципов.

И с одной стороны 'Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Смертельная схватка' - это весьма брутальная серия, пронизанная атмосферой противостояния двух гениальных личностей; с другой же стороны - это грустная история, такая же грустная как композиция, написанная великолепным Владимиром Дашкевичем для финала. Василий Ливанов, Виталий Соломин и Виктор Евграфов блистательны в своих образах. Но всё-таки лично мне, даже несмотря на все красоты, которые так ярко передал операторы картины Анатолий Лапшов и Юрий Векслер, не хватило остроты, детективного действия. Это, конечно же, очень субъективно, и исходит только из-за того, что серии, снятые по рассказам 'Пёстрая лента' и 'Этюд в багровых тонах' меня восхитили чуть больше.

9 из 10

P.S.: И, кстати, тот же астроном Эдвард Боуэлл открыл новые астероиды и назвал их '(5049) Шерлок' и '(5050) Докторватсон'.

13 августа 2022

Опасная игра или Лучший Шерлок Холмс: часть вторая

Детектив. Экранизация рассказов всемирно известного английского писателя Артура Конан Дойла о невероятных похождениях знаменитого сыщика Шерлока Холмса и его небезызвестного спутника доктора Ватсона. Как я уже и писал ранее, я считаю данные экранизации, поставленные талантливым советским режиссером Игорем Масленниковым лучшими. Их никто и никогда не сможет переплюнуть. И вот вам мое краткое мнение — Лучший Шерлок Холмс. У меня нет никакого желания разбирать некоторые косяки данной картины, но упомяну их отдельно. Но в основном сосредоточусь на выразительных достоинствах этого шедевра советского кинематографа.

Итак, вот они:

1. Атмосфера — как и в первой картине, здесь у нас Викторианская Англия в полном расцвете сил. Знакомые костюмы, декорации, предметы обстановки, все передает дух этой знаменитой эпохи, и погружает в нее зрителя. Атмосфера присутствует здесь с первого и до последнего кадра. Следует сказать, что во всей серии с атмосферой — полный порядок!

2. Детективные истории — в первой серии (Король Шантажа) нашим героям предстоит столкнуться с отъявленным мерзавцем и негодяем, и провернуть одно дельце. Во второй (Смертельная схватка) они нападут на след профессора Мориарти — «Наполеона» преступного мира, и наконец в третьей (Охота на тигра) доведут это дело до логического конца. И если расследования в первой картине были занятными и интересными, то здешние полны драматизма и трогательных моментов, пожалуй они — самые эмоциональные во всей серии, да простят меня поклонники и фанаты. Я в некоторых моментах даже едва не пустил слезу. Конечно сценарные повороты мне были известны, ведь я читал книги, а сценарий максимально близок к первоисточнику, за что спасибо создателям.

3. Музыка — здесь композитор Владимир Дашкевич решил поэкспериментировать с композициями, что во-первых -усилило атмосферу, а во-вторых — усилило эмоциональную связь со зрителем, заставив последнего переживать за героев. Этот эксперимент так же усилил драматические моменты до высочайшей степени.

4. Юмор — его больше, чем первой части, и он гораздо смешнее, особенно в первой серии, где наши герои совершают один поступок, выливающийся целым ворохом комичных ситуаций. Во второй и третьей серии юмора практически нет, и это правильно.

5. Знаменитые актерский состав — в данную экранизацию Игорь Масленников позвал целую плеяду замечательных советских актеров, которые отлично знают свое дело, поэтому за актерскую игру можно не переживать.

Ну да, советский Мориарти не очень вписывается в книжный образ, ну да, на крыше одного из домов четко видна антенна, ведь съемки происходили в Риге, но это действительно мелочи, которые вот никак не портят общую картину.

Немного о главных героях:

1. Холмс, Ватсон, миссис Хадсон в исполнении Василия Ливанова, Виталия Соломина и Рины Зеленой — знаменитые жильцы дома 221 б на Бейкер стрит. Неутомимый Шерлок Холмс, неунывающий доктор Ватсон и незабвенная миссис Хадсон участвуют в новых делах, где ставки возросли, и сама жизнь висит на волоске. Замечательные актеры вновь вернулись к своим ролям — и исполнили их просто великолепно! Браво!

2. Майкрофт Холмс в исполнении Бориса Клюева — старший брат Шерлока, работающий в высоких правительственных структурах. Обладает не менее пытливым мозгом, чем младший брат. Статен, одет с иголочки, да и Борис отлично подходит на эту роль по внешности и характеру. Браво!

3. Профессор Мориарти в исполнении Виктора Евграфова — лидер преступной банды и очень опасный противник Шерлока, обладающий не менее острым умом. Несдержанный, скрытный, смертельно-опасный. Как я уже и писал, актера подобрали не совсем удачно, но на это я не обращаю внимание.

А в следующей части Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону предстоит раскрыть мрачный секрет древнего рода Баскервиллей, но об этом в следующий раз.

В итоге имеем отличный детектив о противостоянии Шерлока Холмса и профессора Мориарти, с отличной атмосферой, музыкой и юмором, и особенно — замечательными актерскими работами.

10 августа 2020

Браво, доктор! Вы — прирождённый грабитель.

- Не только вы обладаете чувством собственного достоинства и сострадания к несчастным.

- Хорошо. Мы долго жили под одной крышей. Теперь, если не повезёт, будем делить одну камеру.

Еще одна серия знаменитого сериала о Шеркоке Холмсе и его друга и соратника доктора Ватсона. Холмс и Ватсон идут по следу шифровки и набредают на главу мощной криминальной организации, известной всей Европе — профессора Мориарти…

Сюжет, без долгой раскачки, продолжает историю, начатую еще в предыдущей серии. А также подводит зрителя к основной мысли нового сюжета. Далее идет по нарастающей, постепенно подбрасывая подробности, и остается на этом уровне до конца. Кончается эта серия весьма неожиданно, и практически обрубает все концы истории.

Ну а теперь к минусам. Главный минус фильма, который не дает этой рецензии стать положительной — типичность. К концу этой серии фильмов уже приедаться некая однообразность всех частей. Хотелось бы мне сказать что данная картина чем то отличается от остальных, но не могу.

Думаю по актерке бессмысленно что то уже говорить — все сказано до меня. Да и наверно нет такого человека, который бы не видел Василия Ливанова и Виталия Соломина в образе величайших детективов. Но если вдруг такой найдется, то бегом смотреть! Классика.

6 из 10

27 мая 2017

Церемониал отмщения

Чуть ли не со времен Ричарда I Львиное сердце в Британии даже злодействовать принято, не теряя горделивой осанки. Реальный размах преступлений династии Плантагенетов за прошедшие века теперь не оценить, но он и не так важен в сравнении с духом смертельной опасности. Без сомнения, Конан Дойль тщательно подбирал соперника, достойного противостоять Шерлоку Холмсу, и, когда его создал, то мог лишь предполагать, что личность Мориарти однажды сама обретет культовый статус. По воле писателя главный английский преступник предстает таким, как его описывает сыщик, и в подобной интерпретации профессора без труда прочитывается уважение к столь знаковой фигуре. Иначе быть и не могло — сэр Артур на полном серьезе хотел избавиться от надоевшего героя, обретшего непозволительно высокую популярность. Антагонист должен быть не просто таким же умным и сообразительным, как сам Холмс. Демонический магнетизм облика более значим, ибо слова имеют свойства стираться из памяти, а прожигающие глаза на мертвенно-бледном лице — нет. Игорь Масленников до того впечатлился книжным портретом, что его Мориарти обрел узнаваемые черты графа Орлока из немого «Носферату» и Клода Фролло из «Собора Парижской Богоматери». Думается, многострадальный Лондон и не заслуживал более жуткого злодея.

«Смертельная схватка» своим содержанием заставляет крепко задуматься над тем, что двигало Холмсом, когда он решил посвятить себя сыску. Мог бы, как Майкрофт, благочинно сидеть, раскуривая сигары в важных клубах рядом с еще более важными джентльменами. Вместо этого — опасность. На смену унылой чопорности — вечный поиск увлекательного дела. Противостояние с Мориарти — венец карьеры детектива. Так диктует жизнь, что по-настоящему великим в своем деле человек не может стать без ожесточенного противостояния, которое стоит всех радостей и удовольствий невинной в своем благородном прозябании жизни. Неслучайно в этой серии Холмс так настойчиво пытается отослать верного Ватсона по его делам — не в каждой дуэли требуются секунданты. Любому человеку знакомо чувство, когда бешено бьющееся сердце твердит о желанной цели. Она совсем близко — уже можно рукой достать, а что будет потом — неважно. Бесподобному Ливанову удалось пережить это состояние вместе со своим героем, для него самого это своеобразный пик исполнения. У подножия Рейхенбахского водопада теряют смысл любые, прежде такие важные, вещи. Дедукцию самое время усилить крепким кулаком. Конечно, где-то за кулисами еще остаются махинации Мориарти, куча загадок, связанных с истинным масштабом его деятельности. Да, все это есть, но только свите нечего делать без своего короля. А их здесь двое.

Педантичность англичан в соблюдении традиций выглядела бы странно без мастерства проведения церемоний. Вот и поединок сыщика с преступником превращен в полноценный ритуал. Дуэлянты достойны друг друга, а испытываемая ими ненависть с лихвой уравновешивается уважением. Где еще можно увидеть, как непримиримые соперники не доверяют револьверам, а отдают предпочтение рукопашному бою? Удивительно, как этот издревле считавшийся плебейским стиль так пришелся по вкусу Конан Дойлю. Но стоит копнуть поглубже, и разгадка не заставляет себя долго ждать. В цикле детективного романа нет наносной высокомерности, и даже закоренелые злодеи не лишены понятий о благородстве. Шантажист Милвертон верил в почетность своего разоблачительного ремесла. Что уж говорить о Мориарти, который вопреки инфернальности облика не какое-то эфемерное зло, терзающее английскую столицу, а прежде всего человек, имеющий свои слабости. Грандиозность логических размышлений, на самом деле, мало что значит, если сам теоретик не способен ошибаться и принимать свои ошибки. А как убеждает «Смертельная схватка», никто здесь не безгрешен, и перенос событий в нейтральную Швейцарию нисколько не меняет сути.

18 февраля 2017

Топ 250 марафон. Фильм N167: «Гениально и непостижимо! Этот человек оплёл своими сетями весь Лондон, а о нём толком никто ничего не знает»

Очень жаль, что с прошлой серии сериал продолжает разочаровывать. Эта серия по идее должна давать огромный накал страстей, ведь речь идёт о жизни и смерти нашего любимого Шерлока, однако на деле я не прочувствовала весь трагизм и серьёзность ситуации. Единственное, что спасает ситуацию, — музыка. Вот она великолепна, 10 из 10! Просто до мельчайших подробностей передаёт то, что по идее должен чувствовать зритель, не только слыша, но и видя то, что происходит на экране.

Мне очень жаль, что Смертельная Схватка на деле вызывает только смех и зевоту. Но самый главный минус даже не в этом… он, на мой взгляд, в кастинге на роль Мориарти. Если вспомнить недавнюю английскую экранизацию, то там Мориарти — именно то, что нужно! Внешность скользкая, в глазах безуминка, но чувствуется порода и интеллект, равный интеллекту Холмса. Помнится, Мориарти не раз обставлял Шерлока, и там в это верилось с лёгкостью. Здесь же на такого гениального Шерлока приходится откровенно умалишённый, без царя в голове Мориарти. Где Наполеон всея Лондона? Перед нами скорее пациент Палаты N6, но никак не блестящий математик.

Музыка, юмор, уже полюбившиеся персонажи, художники-постановщики и художники по костюмам всё же пока держат мой интерес на плаву. Надеюсь, следующая серия порадует. Надеюсь, я привыкну к такому вот Мориарти.

5 из 10

25 октября 2016

Советский боевик

После удачных первых трёх серий в мини-сериале о двух самых знаменитых сыщиках, можно было не сомневаться, что приключения Холмса и Ватсона продолжатся, и в четвёртом эпизоде советские кинематографисты решили удивить телезрителей по-новому. Если все остальные серии были сняты в бедных декорациях, и там нужно скорее слушать, чем смотреть, то здесь присутствует довольно нешуточный визуал, даром что фильм телевизионный! Может, эта серия уступает «Знакомству» и «Кровавой надписи» по качеству и количеству отличных диалогов, но здесь есть, на что полюбоваться — конечно, нет дорогущего экшна, как в новейшем блокбастере Гая Ричи, да и неоткуда ему тогда было взяться, но присутствуют очень красивые пейзажи, на фоне которых сам Шерлок Холмс вступит в бой с коварным противником.

В фактическом продолжении третьей серии показано противостояние Холмса с криминальным авторитетом Мориарти, который не уступает ему в смекалке, и так же владеет дедуктивным методом мышления. При встрече с этим злодеем, Шерлоку впервые приходится применить силу, чтобы избежать смерти. Этот человек из хорошей семьи, с блестящим образованием, наделён феноменальными математическими способностями. Красивые виды скал и водопадов — места, где Холмс и Ватсон скрывались от Мориарти. Но этот тип достанет везде, и это приведёт к захватывающей экшн-сцене, что и вовсе невероятно для ТВ-фильма советского производства.

Как видите, особо значимых событий здесь не так уж и много, в основном активные действия, которые держат в напряжении, пожалуй, даже больше, чем напичканные бюджетной графикой голливудские блокбастеры. Первые две серии остались наилучшими в мини-сериале, они наиболее интересные и доступные к восприятию даже для молодого зрителя, даже для тех, кто не читал Конан-Дойля. «Смертельную схватку» можно выделить как самую красочную и зрелищную серию, а все остальные серии малообразованному зрителю лучше пропустить, и сразу перейти к «десерту» от Гая Ричи, где не нужно напрягать мозги. Данный же фильм тоже можно назвать отдыхающим кино для зрителей всех возрастов.

8 из 10

22 августа 2016

Переоценка ценностей

Смотрю этот фильм во второй раз. В первый раз незаслуженно поставила этой ленте низкую оценку 4 из 10, сделаю себе скидку на нежный возраст — я смотрела его в 15 лет, не все прочувствовала, наверно, теперь воспринимаю фильм иначе. Хотя даже сейчас вызывают снисходительную улыбку ортодоксально-книжный змееподобный антигерой, поезд, двигающийся со скоростью черепахи, с которого спрыгивают сыщики, совсем не европейская, а, наша, русская природа и финальная смешная, нереалистичная, постановочная драка Холмса и Мориарти.

Откровенно не понравился Мориарти. В этой экранизации его показали слабым, недостойным противником и в физическом, и в моральном плане, недостаточно умным, хитрым, способным — это основной минус фильма. Категорически не нравится, что злодеи одеты в тотал-блек. Слишком прямолинейно.

И все-таки, несмотря на казусы и недостатки, смотреть интересно, приятно, фильм заслуживает внимания — он по-своему прекрасен:

-А зачем, простите за любопытство, Вам понадобилась голова Купидона?

-Всю жизнь меня тянуло к прекрасному, не смог устоять.

Многие яркие фразы хочется вырвать из контекста.

Пунктики, которые я не увидела в первый раз, но которые с большим удовольствием отметила сейчас: стильные симпатичные костюмы (шляпы и кепи, клетчатая ткань, костюмы-тройки), величественная природа, джентльмены(в 15 лет я, конечно, не верила в существование таких людей).

А джентльмены это отдельная, очень интересная, история. Внутри что-то замирает, когда видишь на экране Мориарти, который уступает Шерлоку время на написание письма, или Джона Ватсона, который спешит на помощь больной незнакомке-англичанке в швейцарскую гостиницу, или то, как в предыдущей серии сыщики спасали честь посторонней им леди Брекуэлл.

7 из 10

6 января 2016

Классика историй о Шерлоке Холмсе

Еще один прекрасный фильм о Шерлоке Холмсе. На этот раз ему предстоит встретиться с самым опасным преступником — профессором Мориарти. Эта схватка может стать смертельной для них обоих, но Холмс готов пожертвовать собой ради спасения мира от преступника такого масштаба.

- Если бы я мог избавить мир от Мориарти, то я считал бы это венцом своей карьеры. И с чистой совестью ушел бы на покой.

Василий Ливанов и Виталий Соломин вновь прекрасно воплотили образы Шерлока Холмса доктора Ватсона. Не зря их считают эталонами этих персонажей, хотя мне нравятся и другие экранизации.

10 из 10

28 декабря 2015

Учитывая просто немыслимое количество киноадаптаций произведений Конан Дойля, имя Шерлока Холмса известно сегодня каждому ребенку. По этой же причине, судьба великого сыщика, когда речь заходит об экранизациях, нераздельно связана с его мрачным противником — профессором Мориарти. Именно с этим таинственным человеком зрителя знакомят в четвертой по счету части культового советского сериала.

События этой части разительным образом отличаются от ранее рассказанной истории. На этот раз знаменитому лондонскому сыщику и его верному другу, доктору Ватсона приходится иметь дело с целой преступной организацией, которая опутала своим влиянием всю страну. К сожалению, нам не раскрывают особенности организации и деятельности этого преступного общества, но необходимость покончить с этой опухолью на теле Лондона диктует знакомство с главарем. Первая же встреча с профессором Мориарти производит очень сильное и одновременно пугающее впечатление. Этот человек словно вышел из другой эпохи и обладает совершенно отталкивающей внешностью. Именно такие личности по обыкновению стоят за великими и ужасными деяниями. Во всяком случае, в рамках рассказанной истории, в это хочется верить. Также впервые место действия переносится за пределы не только Лондона, но и Англии — друзьям предстоит дорога в Швейцарию. Конечно, все это противостояние личностей и интересов в рамках истории рассказанной в Советском союзе для домашнего просмотра, выглядит иронично, но это даже к лучшему. Помогает создать добрую, несмотря на серьезные события, атмосферу уюта у камина.

Здесь не столь значимое внимание уделено успешному применению принципов дедукции, за исключением, пожалуй, сцены в местном клубе для игры в карты. Больший упор сделан на психологическую и эмоциональную составляющие в рамках соперничества между двумя блестящими умами — Холмса и Мориарти. Глаз радуют сцены на свежем воздухе, а среди них легендарная схватка у Рейхенбахского водопада, поэтому ностальгические чувства ввиду любви к литературному оригиналу просто бурлят.

8 из 10

17 октября 2013

Советский «Шерлок Холмс» — лучший! Но безупречен ли?

Принято считать, что советская экранизация рассказов и повестей Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе — непревзойденный шедевр, и что никто никогда способного сравниться с ним фильма не снял. Для определенного круга людей фильмы Игоря Масленикова настолько прочно укрепились авторитетом, что к любой зарубежной версии они относятся скептически, а то и вовсе негативно. В восприятии же большинства зрителей Ливановский Холмс — единственный в своем роде, а потому сравнивать его им просто не с чем. Между тем, от внимания дотошного поклонника Шерлокианы, в достаточной мере знакомого с оригиналами, не ускользнет тот незначительный факт, что далеко не все в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона» идеально. В целом, сериал (за исключением «Двадцатого века») отменный, но рецензируемая «Смертельная схватка» неспроста стала объектом моего полуночного труда — ибо расхождений с первоисточником и собственных глупостей там хватает. И хотя я понимаю, что дорого поплачусь за это огромным количеством минусов, но истина рвется наружу. Итак.

«Смертельная схватка» — вторая серия второго телефильма о Шерлоке Холмсе (и четвертая в общей сложности), основана на рассказе А.-К. Дойла «Последнее дело Холмса», с примесью событий последовавшего за ним «Пустого дома». Повествует он, как известно, об интеллектуальном и физическом поединке сыщика-любителя и профессора Мориарти (кстати, ошибочно называемого везде Джеймсом, ведь, кто внимательно читал произведение знает, что Джеймсом звали брата профессора, а не его самого). «Последнее дело Холмса» — сам по себе наиболее волнующий и противоречивый рассказ «Записок о Шерлоке Холмса», в нем разворачивается незатейливая, с одной стороны, и грандиозная, с другой, история мишени, в отчаянии пытающейся исчезнуть с глаз охотника. Каждое слова этого рассказа пронизано печалью, трагизмом и обреченность. Зачем же и без того все усложнять? Снимая фильм о гениальном сыщике, сценаристы, очевидно, забыли о том, что гениальность — это простота, а у них здесь полнейшая катавасия. Вспомнить хотя бы то, что начать они решили с конца…

Фильм начинается с того, что Шерлок Холмс показывает доктору Ватсону свою «картотеку» преступников, бегло описывая наиболее примечательных из них, пока не доходит до полковника Себастьяна Морана, за которым собирается установить пристальную слежку. Для этого они вместе с Ватсоном отправляются в карточный клуб «Багатель», частым гостем котором является полковник. Но позвольте, при чем тут Моран, если согласно рассказу Холмс в это время должен был вернуться из Франции, где распутывал международное дело, как мы подозреваем из записок доктора, неотрывно связанное с профессором Мориарти? Видите ли, в чем подвох: вряд ли профессор уделил столько сил на уничтожение Холмса, не предотврати тот более существенные злодеяния, нежели обычная бытовая кража или убийство. Однако, это можно опустить. Но дальше — больше. Холмса увозят на «рандеву» с Мориатри прямо из клуба да притом еще и с завязанными глазами. Побоку Дойла, который писал, что профессор не погнушался прийти к Холмсу домой, дабы не вызывать лишних подозрений, и что важнее — произвести впечатления искреннего человека, готового мирно договориться, а не отпетого преступника, падкого до «дешевых эффектов». Сам Мориарти отнюдь не вдохновляет — вроде бы описание соблюдено в точности, кроме возраста, впрочем, но если у писателя бывший математик держится с достоинством и лишь под конец беседы в нем вспыхивает ярость, подавленная усилием воли, то здесь — это какой-то законченный психопат, никак не похожий на Наполеона преступного мира, скорее на сбежавшего из лечебницы. Все в его наружности и поведении говорит о том, что создатели фильма поняли Дойла слишком буквально — для театра такое, возможно, годиться, для кино — нет. Мориарти — единственный достойный противник Холмса, внушающий страх и уважение, в этом фильме сразу же был унижен перед зрителями, когда Холмс ловко вывернул ему руку, после чего, никаких иных чувств, кроме презрения, к этому персонажу не осталось.

Поехали дальше. Согласно сюжету «Последнего дела», Ватсон уже три года, как был женат, а потому проживал, соответственно, ни на Бейкер-стрит 221 Б, а в другом районе вместе с супругой. В ночь перед отъездом на континент, он, конечно же, был у себя дома, тогда как Холмс ночевал неизвестно где, но очевидно, что не на Бейкер-стрит. В сериале же, Ватсон женится лишь спустя несколько серий, и они с Холмсом по-прежнему живут в своей холостяцкой квартире. Что же получается? В ночь перед пожаром, устроенным приспешниками Мориарти, Холмс быстренько ретируется, иными словами, сбегает, оставив Ватсона и миссис Хадсон одних на «оккупируемой» врагами территории? И ему, следовательно, было все равно, пострадают ли (или погибнут) его близкие? У Ватсона, как вы помните, даже немного обгорела щека. Все это вовсе нелогично, излишне пафосно, словом, неправдоподобно.

Затем, Ватсон. Что меня всегда раздражало в Ватсоне-Соломине, так это его карикатурные (и конечно безрезультатные) попытки самому раскрыть какую-то тайну, при, в общем-то, ограниченном уме. У Дойла он тоже порою пробовал применять свои скромные способности на неразрешимых задачах, однако в фильмах Масленникова эти попытки разрослись до нелепых масштабов, а Соломин в подобных ситуациях выглядел смехотворно. В «Смертельной схватке» он тоже не упустил момента проявить инициативу, и вместо того, что бы, как сказано, пробежать со всей скоростью по Лоусерскому пассажу, дабы успеть к назначенному времени, он вальяжно прогуливался там, кроме того, успел одарить своими, в итоге бесполезными, советами Лестрейда.

К уже сказанному можно добавить так же и экстренный поезд, в действительности заказанный Мориарти, вопреки тому «самодвижущемуся» экипажу, что фигурировал в фильме; городок Кентербери, где Ватсон и Холмс сошли с поезде, в отличии от экранизации; хозяина гостиницы «Англия» в Швейцарии, никогда не похищавшего голову Купидона и тому подобные неточности. Да, все это, казалось бы, мелочи, не заслуживающие жесткого порицания, скажите Вы, но фильм-то как-никак претендует на статус гениальной экранизации, а потому не имеет права быть настолько «авторским».

Сама «смертельная схватка» Холмса и Мориарти начисто перечеркивает дух таинственности и пустоты финала. Целесообразность же полностью повторять ее в «Охоте на тигра» тем более не понятна.

Все ми горячо любим «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона», но с возрастом начинаешь замечать очевидные вещи, кои доселе не попадали в поле зрения, и не упомянуть о них было бы бесчестно. Да, для меня фильмы Масленникова тоже являются своеобразным эталоном, но произведения Конан Дойла значат много больше, поскольку я читала их первыми.

P.S. В Британском сериале телекомпании «Гранада» (1984—1985) есть серия, посвященная вышеописанному рассказу, и прежде чем, негодуя, нажимать на «нет», посмотрите ее, и Вы увидите, как на самом деле нужно было обращаться с этим замечательным произведением.

26 марта 2012

Наблюдательный сыщик. Часть 4

Для великого детектива распутывать мелкие преступления — это как семечки щелкать. Но рано или поздно на горизонте появляется тот, с кем схватка уже не покажется столь увлекательным хобби. И когда этот злодей выходит из тени, за детективом по пятам следует опасность, отделаться от которой не поможет даже дедукция.

Режиссер Игорь Масленников уже вошел в раж, создав целых три фильма о приключениях Шерлока Холмса. Но именно в четвертый раз он решил показать на что способен, экранизировав одно из самых опасных дел знаменитого сыщика — его схватку со злобным гением профессором Мориарти.

«- Даже если мой жизненный путь оборвется, я оглядываюсь на него с чувством душевного удовлетворения. Благодаря мне воздух Лондона стал чище.

- Мне не нравится ваше настроение, Холмс. Вы распутали тысячу с лишним дел, и всегда оптимизм помогал вам в работе.»

Чем глубже копают в этот раз коллеги Шерлок Холмс и доктор Ватсон, тем яснее становится, что выйти сухими из воды им обоим врядли удастся. И хотя второй сознательно игнорирует опасность, надеясь, что Холмс в этот раз ошибается насчет безысходности ситуации, в глубине души он очень боится за жизни своего друга. Но дело нужно довести до конца, даже если цена победы будет намного выше поражения. Чувствуется, что за время съемок Василий Ливанов и Виталий Соломин стали хорошим друзьями, ведь в кадре отношения их персонажей постоянно проходят проверку опасностью, и каждый раз их Холмс и Ватсон рискуют собственной жизнью ради друга. Каким бы талантливым ни был Ливанов, именно игра Соломина сделала финал столь эмоциональным, за что ему огромное спасибо.

В этой серии жаль экономку Холмса в исполнении Рины Зеленой. Наверное, большего беспорядка, чем ее постояльцы оставили в этот раз, миссис Хадсон убирать еще не приходилось. Хоть весь дом не сожгли, и то спасибо.

Главный злодей данной истории решает без промедлений появиться на арене и заявить о себе во весь голос. Профессор Мориарти, в чьи мрачные делишки случайно засовывает свой любопытный нос мистер Холмс, является тем человеком, для которого нет границ в преступлении. Он всегда идет до конца и всегда уверен в своей победе, даже после встречи с легендарным сыщиком. Актер Виктор Евграфов постарался сделать своего персонажа таким же безумным снаружи, как и внутри. От его одержимого жаждой мести взгляда сразу становится не по себе.

В предыдущих частях Игорь Масленников постепенно готовил зрителя к кульминации, которую можно наблюдать в этой кинокартине. При ее просмотре не покидает ощущение того, что трагедии не миновать. Мрачная атмосфера здесь все время нависает над главным героем, даже в самый солнечный день. И пусть тот злополучный, но столь красивый, Рейхенбахский водопад снимали далеко от Швейцарии, зато письмо Холмса было написано на английском языке. Именно внимание к таким деталям, которые создатели фильма могли бы и не показывать, вызывает уважение — люди ни на секунду не забывали, что экранизируют английскую классику. На фоне предыдущих частей, данная серия выглядит практически триллером. А от такого финала просто комок в горле и слезы на глазах. Но мы-то знаем, что это еще не конец.

Этому детективу всегда удавалось обмануть и хитрых преступников, и опытных полисменов. Но сумеет ли он теперь одурачить саму госпожу Смерть?

21 января 2012

Прежде, чем выяснять отношения, позвольте, я напишу письмо друзьям.

Советский сериал «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» с недавних пор стал самой любимой моей экранизаций приключений великого британского сыщика. В этом сериале полностью все великолепно. Начиная от актеров, подобранных на роль, до мест съемки и диалогов.

В серии «Смертельная схватка» Шерлок Холмс и его вечный друг Джон Ватсон отправляются в Швейцарию, где Холмсу предстоит сразиться с главным своим врагом — профессором Джеймсом Мориарти. Холмс и Мориарти — как два истинных джентльмена решают разобраться друг с другом чисто по-английски: с помощью рукопашного боя, чтобы было все честно и благородно. Исход схватки неизвестен.

Гениально и непостижимо! Этот человек оплёл своими сетями весь Лондон, а о нём толком никто ничего не знает.

Может быть, некоторые люди назовут эту серию очень мрачной, даже самой мрачной из историй о сыщике. Но! В красивых пейзажах якобы Швейцарии, прекрасных отношениях доктора и Шерлока вся эта мрачность отпадает. И остается действительно хороший фильм. Рекомендуемый к просмотру каждому.

«Смертельная схватка» — одна из самых важных и кульминационных серий о Шерлоке Холмсе. Решается судьба Холмса, решается судьба Джона Ватсона. На протяжении всей картины вам приятно смотреть на актерскую игру Василя Ливанова и Виталия Соломина. Просто шикарная экранизация.

15 июля 2011

Эта серия интересна тем, что в ней мы сможем воочию увидеть злодея Мориарти, который сразится с Холмсом в битве. Не могу сказать, что эта часть порадует нас какими-то страшными загадками и невероятными развязками. Как я понимаю, эта и предыдущие серии аккуратно ведут нас к интересным головокружительным событиям. Правда, так как-то скучновато ведут, что вторую серию подряд зеваю.

Хочется сказать пару слов про Мориарти. Его сделали просто потрясающе. Смотря на этого персонажа, действительно сравниваешь его с самой сущностью зла, какой-то подлости. Он какой-то «серый», «полумертвый». Похож на смесь крысы и гиены. Характер и сущность очень здорово передано через внешность.

Минусом могу назвать схватку злодея и сыщика, которая по названию должна быть смертельной. Смерть присутствует, но все мы понимаем, что оба героя останутся живы — ведь впереди еще столько серий. Но схватка эта какая-то «жиденькая», слабоватая, неправдоподобная.

7 из 10

27 февраля 2011

Гениально и непостижимо!

«Смертельная схватка» в советской шерлокиане такая же жемчужина, как и «Последнее дело Холмса» — среди рассказов Дойля. Что фильм, что рассказ разительно выделяются на общем фоне — своей красотой, мрачностью и потрясающим накручиванием эмоций.

Я очень люблю «Последнее дело Холмса», это однозначно одно из первых мест в моем списке любимых рассказов. До сих пор помню, как я читала его впервые — почти все время с того момента, когда Конан Дойль поставил нас в курс дела, я была взведена как пружина. Это было глупо, это было наивно, на это с самого начала не было никаких надежд, и все же я чуть ли не молилась о том, чтобы все в итоге все-таки закончилось хорошо. Слишком уж я успела привязаться к Холмсу… гораздо больше, чем к историям о нем, надо признать. И в воспоминаниях всякого, кто читал о Холмсе и любил его, этот рассказ наверняка занимает особое место — я в этом даже не сомневаюсь.

И уж, конечно, упустить такой материал Масленников и Ко не могли в принципе — рассказ, который как будто специально для них и создавался! Материал, редчайший у Дойля, являющийся пищей скорее для сердца, чем для ума, материал, на котором столько можно сделать, так раскрыть героев! А среди них и виновника торжества, самое лучшее и вкусное, что только в итоге имеет этот фильм — профессора Мориарти.

Виктор Евграфов. Просто нет слов. Вот уж чего я НИКАК не ожидала, и даже не надеялась когда-либо увидеть. Эта сгорбленная осанка, эти хищные жесты, эти длинные руки, явственно напоминающие паучьи, этот вкрадчивый, почти ласковый голос (Олегу Далю также спасибо — огромное!), а самое главное — звериный, немигающий, пронизывающий взгляд, от которого одного мороз пробирает до самой середины сердца… Джеймс Мориарти, любимейший мой злодей, настоящее воплощение зла буквально как оно есть — паук, плетущий свою паутину, столь же гениальный, сколь и жестокий, озлобленный на всех… Помню, когда смотрела фильм впервые, эпизод в кабинете Милвертона казался мне просто бесконечным, очень хотелось, но просто не было сил долго смотреть в сторону экрана, этот нечеловеческий взгляд словно высасывал силы капля за каплей. Эта зловещая атмосфера вокруг него, жуткое оцепенение, холодная рука ужаса, ласково берущая за горло с первой же миллисекунды после его появления… никогда, ни разу в жизни я не видела среди злодеев, даже самых лучших, ничего похожего.

Эпизод, где Холмс и Мориарти беседуют в кабинете Милвертона, по мне, достоин всех наград мира. Как раз этот эпизод, по мне, именно тот, где оба они показывают себя во всей красе. Две стороны одной медали, свет и тьма… Напряжение, возникающее между ними, разливается буквально по всей картине, становясь все сильнее по мере приближения той самой схватки. Да так, что при виде задумчивого как никогда Холмса и его словах: «Замечательно выбрано место… отличный вкус… Рейхенбахский водопад!», «Мне кажется, Ватсон, что я не совсем бесполезно прожил свою жизнь…» что-то нехорошо и больно-больно сжимается внутри.

Что чувствовал Шерлок Холмс, впервые в жизни сойдясь в борьбе с по-настоящему достойным его врагом, и странно ли, что Холмс, с его недюжинным умом, не может (пусть даже эта мысль и страшит его) не отдать должного гению этого врага, пусть и гению преступному? Да и Мориарти, думается мне, так же к нему относится. Слишком уж много общего у этих двоих — гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Интеллектуально Мориарти нисколько не хуже, а в пристрастии к театральным жестам и понятиях о джентльменстве и вовсе от Холмса практически не отличается. Последнее, кстати, просто-таки трогательно — вплоть до самого поединка. «Я к вашим услугам, профессор!», выброшенный нож, любезное позволение написать прощальную записку… и сама драка, в конце концов — даже в столь рисковых авантюрах эти двое остаются джентльменами до мозга костей.

А пока поединок не состоялся, Холмс изо всех сил старается спровадить Ватсона от греха подальше — чего уж таить, не только из-за того, что является «опасным спутником», но и потому, что слишком много личного для него в этой борьбе. Впрочем, он понимает, что оное совершенно бесполезно — красноречивые взгляды и не менее красноречивое громкое молчание, которыми награждает его Ватсон при его предложениях бросить его, спасать собственную шкуру, уже очень о многом говорят.

Бедный, бедный добрый Ватсон. До чего же все-таки тяжелый друг ему достался… а ведь потрясениям, связанным с приключениями Холмса, еще далеко не конец.

Углубляясь в психологию героев, запросто можно позабыть о других аспектах этого фильма. А поводов для придирок тут опять-таки нет никаких. Владимир Дашкевич превзошел себя. И знакомая тема, резко перешедшая в минор, и эти тревожные, мрачные мотивы, рассыпанные по всему фильму, и тема Швейцарии — музыка цепляет и пробирает очень сильно, особенно, пожалуй, еще хочется выделить ту, что звучит, когда Холмс и Ватсон впервые смотрят на водопад — вот это практически шедевр. Режиссура, сценарий — на высшую оценку однозначно. Хочется отметить именно в этой рецензии — замечательно, очень искусно сплетены в единое целое три рассказа Дойля («Конец Чарльза Огастеса Милвертона» мы уже видели, «Пустой дом» нам еще только предстоит) — вплоть до деталей, в том числе и добавленных создателями, вроде встречи Ватсона с Лестрейдом (последствия которой окажутся, вопреки ожиданиям, куда более тяжелыми, чем можно себе представить…)

Отлично выстроены сцены поединка. В книге, где мы видим происходящее почти всегда глазами Ватсона, поединок в итоге так и остался за кадром — о чем потом поспешили напомнить Дойлю разъяренные фанаты, горюющие по любимому герою, так как прямыми свидетелями событий они не были и полностью уверенными быть не могли. Здесь же создатели сделали все, чтобы у зрителей не осталось ни малейших сомнений в том, что произошло.

Мы читали книги и хорошо помним, чем все кончилось. Зрители знают, и создатели хорошо знают, что зрители знают. Но каким-то образом эти фильмы все равно не оставляют нас равнодушными — мы всерьез боимся за Холмса, мы всерьез жалеем Ватсона, мы всерьез чувствуем сильнейшую растерянность, когда заканчивается фильм…

- Каким же образом?

- Элементарно, Ватсон. Не будь я, черт возьми, Шерлоком Холмсом.

16 сентября 2010

«Гениально и непостижимо! Этот человек оплёл своими сетями весь Лондон, а о нём толком никто ничего не знает».

Наконец-то у Шерлока Холмса появился достойный оппонент! Не жестокий убийца доктор Ройлотт или подлый шантажист Милвертон, а могущественный профессор Мориарти (Виктор Евграфов) — гений современной преступности. Расправившись с его другом Милвертоном, Холмс и Ватсон не на шутку разозлили Мориарти, и теперь он одержим жаждой мести.

Смертельная схватка между Шерлоком Холмсом и профессором Мориарти развернулась у живописного Рейхенбахского водопада в Швейцарии. Победитель в этой отчаянной дуэли может быть только один…

10 из 10.

29 июля 2010

«Последнее дело Холмса».

Сюжет этой серии советской шерлокианы взят как раз из этого рассказа. Что рассказ, что его экранизация являются одними из самых трагичных моментов моего знакомства с приключения великого сыщика Шерлока Холмса.

Но на этот раз он находит себе достойнейшего противника — главу опасной криминальной группировки Лондона — профессора Мориарти. В конце прошлой серии Холмс получает письмо именно с его литерой «М». Шерлок Холмс расшифровывает это письмо и заходит в своем стремлении всеобщего разоблачения преступности слишком далеко. Тем более, став неумышленным участником убийства «спонсора» этой группировки — Милвертона, он накликал на себя гнев преступного гения.

Жизнь Шерлока Холмса попадает в опасность, и он уезжает в Альпы, попутно отдавая Скотланд Ярду все нити и улики для разоблачения этой шайки во главе с ее одиозным лидером, который избегает ареста. Потеряв все «нажитое непосильными трудами» он несомненно в ярости, и Мориарти решается убить Шерлока Холмса.

Пик фильма — это схватка 2 сильнейших умов своего времени, но никак не тел. Но все же борьба между ними носит джентльменский характер: и выброшенный нож, и отказ от добивания лежачего позволяют нам только восхищаться выдержкой на фоне борьбы не на жизнь, а на смерть.

Даже не знаю, стоит ли говорить о кульминации схватки: кто не смотрел — это несомненно будет спойлером, а кто читал, тому и не надобно. Скажу только, что это одна из самых драматических минут, как в сборнике рассказов, так и в экранизации по ней.

Как всегда замечательная игра актеров: Ливанов и Соломин на своем высочайшем уровне. Маленькие эпизоды с Брондуковым-Лестрейдом и Риной Зеленой-миссис Хадсон привносят вместе со своей безукоризненной игрой и юмор. Но о Викторе Евграфове стоит поговорить по-подробнее. Не зря Шерлок Холмс сравнивает его с пауком, он всей своей сгорбленой фигурой, крючкообразными пальцами заставляет меня просто поразиться тем, как он вжился в свою роль.

Этот рассказ плавно перетекает в следующую серию, во многом благодаря Ватсону (эпизод в карточном клубе).

Как обычно «Приключения Шерлока Холмса» вызывают у меня только восхищение и восторг.

Классика жанра.

15 февраля 2010

Мориарти — злодей и джентльмен

Эта согбенная черная фигура, эти паучьи руки, эти звериные жесты, и, наконец, эти серебряные нечеловеческие огромные глаза — Мориарти. Евграфов в каждом кадре притягивает взгляд — то он страшен, то смешон, то красив, то уродлив… удивительно ли, что Холмс не может никак разделить в своей душе ненависть к своему врагу и восхищение им? Что он готов рисковать жизнью, чтобы сойтись с ним в последней честной схватке?

Оставим уместность честной битвы между главой организованной преступности и частным сыщиком. Состязание в благородстве, едва ли возможное в реальности, превращает смешную драку двух не очень спортивных людей средних лет едва ли не в битву полубогов. Эстетика драки Холмса и Мориарти только и исключительно внутренняя, можно сказать, что их схватка — удивительно точная метафора борьбы их разумов, что осталась в фильме за кадром.

Пожалуй, противостояние с Мориарти на какое-то время заботит Холмса больше, чем дружба с Ватсоном. Предлагая доктору раз за разом оставить его одного, Холмс проявляет не только заботу о жизни друга, но и желание в одиночестве взобраться на пик своей карьеры. Холмс прекрасно понимает, что записка, переданная Ватсону — обман, но не останавливает его, лишь прощается с ним настолько тепло, насколько это позволяет его холодная натура. Спокойствие Ватсона Холмса не сильно волнует…

А для того потеря Холмса — трагедия, настоящая трагедия. Вся глубина горя доктора будет показана в следующей серии, но и в «Смертельной схватке» слезы, которые он не может удержать, мало кого оставят равнодушным.

9 из 10

11 февраля 2010

Пик

Четвертая серия.

До сих пор помню шок, который испытал по прочтении рассказа «Последнее дело Холмса». Этого не может быть! Вот мысль, которая просто парализовала мозг в тот момент. О чем же тогда остальная часть книги?! Вопрос, родившийся тут же — следом. Впрочем, вскоре всё встало на свои места.

А тут фильм. До этого момента я ни разу не писал о музыке к этой картине — специально не писал. Потому что считаю, что именно в четвертой серии она предстает перед нами во всем своем красоте. Мрачная, трагически-торжественная тональность делают и без того великолепную мелодию просто шедевром! Даже зная, что «продолжение следует», всякий раз едва сдерживаешь слезы — настолько величественно звучат эти аккорды. Ну и, конечно же, В Соломин! Не хватает слов, чтобы описать, сколь гениально сыграл он этот тяжелый эпизод. Брависсимо!

Нет, конечно, что и говорить, хорош (куда, казалось бы уже лучше, и всё же) В. Ливанов: «Замечательно выбрано место!», «Я к Вашим услугам, профессор!». И, разумеется, я отдаю должное В. Евграфову — за неповторимый, запоминающийся, выдающийся, я бы сказал, образ профессора Мориарти. Противостояние их с Холмсом — это классика, бесспорно. Невероятное самообладание, таящее в себе абсолютную непримиримость, благородство, истинно джентльменский способ выяснения отношений — всё это так, но… Ватсон затмил для меня всех. Возможно, покорил своей человечностью, уязвимостью, что ли, или же просто, может быть, из сострадания возникает чувство жалости, сочувствие — не знаю. Но бесконечно восхищаюсь.

Великое, кино, что и говорить. Убедился в этом 4-й раз кряду.

10 из 10

6 февраля 2009

Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Смертельная схватка

Самый мрачный фильм в целом доброй и ироничной советской «шерлокианы». Неугомонный в стремлении к разоблачению организованной преступности Лондона, и вооруженный таинственной криптограммой Шерлок Холмс наконец-то находит противника своего уровня. Имя ему профессор Мориарти, и это не просто еще один фигурант знаменитой картотеки сыщика на букву М, он Наполеон преступного мира, который «оплел своими сетями весь Лондон» и один из лидеров, возможно, самой опасной преступной группировки Старого Света, за которым числится львиная доля всех нераскрытых преступлений города. Он прекрасно образован, обладает феноменальными математическими способностями и не хуже знаменитого сыщика умеет строить логические цепочки. А мистер Холмс явно очень далеко зашел в деле расшифровки оказавшихся в его руках бумаг, иначе серый кардинал преступного мира не стал бы так настоятельно искать личной встречи.

Знаменитый сыщик отлично понимает, что это заочное противостояние все равно когда-либо должно закончиться их очной схваткой. И уцелевшим, если такой, вообще будет, может остаться только один из них. В «Смертельной схватке» герой Ливанова, что нехарактерно для остальных фильмов серии, решительно оттесняет Соломина на второй план и закручивает весь ворох событий фильма вокруг себя. А доктору Ватсону в этой истории, похоже, уготовлена роль если не статиста, то лишь верного спутника нашего героя. Но и сам Холмс, похоже, в свете нависшей и более чем реальной опасности уже действует без того былого задора и огонька в глазах, и даже ироничный образ всезнающего сыщика вынужден отступить перед тягостными раздумьями и переосмыслением прожитой жизни.

Но все бы еще ничего, так еще и безобидный Доктор Ватсон умудряется впутаться в довольно неприятную историю в карточном клубе «Багатель», став невольным свидетелем ссоры «самого опасного человека в Лондоне» полковника Морана и молодого графа Адлера. Кто бы мог подумать, что придя в клуб и сделав истинно джентльменский заказ: «Портвейн и «Таймс» Ватсон будет втянут в игру чреватую не самыми радужными последствиями. И лучший выход в такой ситуации — взяв друга покатить в вечно нейтральную и спокойную Швейцарию. Там и дух можно перевести и неоконченные дела завершить.

Надо сказать, что главное блюдо, а именно противостояние великого сыщика со своим самым одиозным противником явно удалось. Их отношения очень сложны и одновременно умилительно-трогательные. Холмс и Мориарти, этих два антипода, мечтающие о смерти друг друга, настолько благородные, что не посмеют убить безоружного врага — исключительно в честном рукопашном поединке. Каждый из них отдаст другому случайно уроненный заряженный револьвер, не боясь получить пулю в спину, и уж точно не даст своему злейшему врагу, находящемуся даже в бессознательном состоянии, упасть на пол. Их финальная схватка у живописного водопада на крутых скалах с использованием неизвестной борьбы, перед которой один из соперников терпеливо ждет другого, пишущего прощальное письмо — просто верх благородства. Характерная внешность Виктора Евграфова и голос Олега Даля создают немногословный образ самого запоминающегося злодея всего цикла фильмов.

Красивые съемки выдаваемой за зеленую Швейцарию абхазской природы, наличие харизматичных злодеев, обилие мест действия, мастерская работа композитора Дашкевича, чутко реагирующего на каждый сюжетный поворот, эффектный и драматичный финал делают «Смертельную схватку» одним из самых захватывающих и сильнейших фильмов о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона.

И хоть М в этот раз значит Мориарти, но, похоже, остальные обитатели картотеки в гостиной пылающего дома на улице Бейкер-Стрит под номером 221-б по-прежнему так же опасны…

29 сентября 2008

Криминал Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Смертельная схватка появился на телеэкранах в далеком 1980 году, его режиссером является Игорь Масленников. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Василий Ливанов, Рина Зелёная, Виктор Евграфов, Александр Захаров, Борис Клюев, Николай Крюков, Алексей Кожевников, Игнат Лейрер, Анатолий Подшивалов, Юрий Эллер, Дима Хрилев, Дмитрий Зебров, Ираклий Андроников, Виталий Соломин, Борислав Брондуков.

Страна производства - СССР. Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Смертельная схватка — имеет очень высокий рейтинг среди самых известных кинокартин и уверенно держится в нем. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.