Ожидание
5.9
6.2
1981, мелодрама, драма
СССР, 1 ч 9 мин
16+

В ролях: Елена Наумкина, Эммануил Виторган, Ольга Богданова, Федор Одиноков, Софья Павлова
и другие
В ожидании первенца молодая учительница Маша Павлова вдруг решает, что муж не понимает ее, а следовательно, и не уважает ее интересы. Перестав понимать друг друга, супруги развелись. В ее жизни вновь появляется Николай, когда-то ее любивший, а теперь разведенный и явно страдающий от одиночества. В этот сложный период ожидания первого ребенка не способный на глубокие чувства Николай не станет близким человеком для Маши, все еще любящей Игоря. Но разлука помогла обоим переосмыслить жизнь и вновь обрести способность любить...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Ожидание

год: 1981
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Борис Кочеров
композитор:
художники: Орест Аликин, Леонид Платов
жанры: мелодрама, драма
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 9 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма

Отзывы критиков о фильме «Ожидание», 1981

Одна Сатана

Муж и жена — одна Сатана, утверждает народная мудрость. И разобраться какие страсти происходят в этом маленьком человеческом социуме, удаётся не всегда и не всем. Недаром же развод супругов производится не мгновенно, по первому требованию, а спустя время. Шанс. Последний шанс предоставляет общество ЕЙ и ЕМУ — рубцуйте раны, лечите души, взвешивайте и думайте. Ваши поступки ещё имеют некую обратимость. Но «осатанелость» порой душит до невозможности. Вот и «Ожидание» переполнено этой самой «осатанелостью». При этом «выписал» её автор не черным мазутом гудрона, липкой горячности с битьём посуды и истеричными выкриками надрыва, а вполне съедобно, приглажено. Умерено. В пастельных чувственных тонах. Без острых углов. Почти, без острых.

Фильм о перипетиях взаимоотношений любящих и когда то любивших людей. Сколько их здесь? Немало. Множество. И один и тот же диагноз поставлен им — подранки. Слишком нетерпеливы и жестоки были. Болью для второй половины. Не всегда чуткими. Раня и садня. И костры их любви на излёте. В пепелище останков.

Маша и Игорь только-только обретшие свободу от уз брака продолжают по инерции издавать стоны-всхлипы по ушедшему, угасаемому. Он врач, она педагог и поэтому колкости их, — мне с тобой хотелось повеситься, — и её, — мне тоже, выглядят вполне пристойно.

Более жёсткая форма отношений-пике у Николая с супругой, когда то супругой. Разменялись квартирой, разъезжаются, — умоляла же, не попадайся на глаза! Вот так вот. В ней — кипучая ярость, в нём — полная потерянность и погружение в себя.

Ну а «пьяная» пара Валя-Серёжа с периодическими сеансами «забухивания» и едва ли не матерком для связки слов (а он бы непременно был, если бы не цензура 80-х), «крестит» друг друга на чём свет стоит. И их кривая мечты может вывести куда угодно. Или ножом под сердце, или табуретом об голову под горячую руку. Что поделаешь, простонародье. Не белая кость.

Инна Васильевна и Александр Нилыч — брачуются. Мёд первых мгновений на лицах. Ах, как знакомо это вышеозначенной троице пар. Начало. Начало начал. А каков будет финал? Неужели всё повторится? И здесь тоже? Время всё расставит по своим местам. Пока же букетно-конфетный период. Наслаждение. Гармония.

Не слишком ли много историй для одного фильма? Возможно ли удержать внимание зрителя такой гаммой чувств? А переживания и сопереживания? Они могут быть размыты широтой этого потока-реки. Увы, так и получилось. Какая-то недосказанность. В некоторых парах. Не донесли до зрителя череду вопросов обрезанным, укороченным действием. Мы не досмотрели. Не увидели. И не можем вынести оценку. А они не додали нам, не доиграли. Полагаю, что линия с Э. Виторганом усечена едва начавшись, а ведь «Гамлет» только-только стал расправлять крылья для полёта. И следует неожиданная сцена прощания. И всё. Его не стало. Только несколько дурацких упоминаний о возможном отцовстве. Как предположение. Впрочем, здесь автор даёт зрителя так называемую вторую очередь. Первая — семьи и разлад. Вторая — зарождение нового. Через стык соприкосновения людей. Внимательный взгляд оценит это через искрящуюся желанием Тоню, слепящую Игоря — благодарю тебя — хочу тебя. Та же параллель Николай-Маша. Он готов. Она соотносит «вчерашнее школярство любви» с днём нынешним и оставляет «глупости» словами, что ей сейчас не менее сложно, чем ему. А сцены «родов нового» разве не просты скупостью и недоступны для понимания? Вот они эти две новые пары. Возможные пары. Ну и…? Что будет? НИЧЕГО. И там и тут работа мысли в головах. Возможно «ребёнку нужен его отец» как натянутые вожжи остановки несущихся коней. В страсть. В падение. В грехопадение. И отъезд. Уехать и развеять животную блажь. Бездумье. Перетерпеть. Унять себя. И как зеркальное отражение происходящего между «этими», залипшие «те», — если нет любви, ради детей должны люди жить? И размышляя, всмотреться в чужое несчастье, чтобы понять себя. Попытаться преобразовать произошедшее. Излечить.

Вопросы. Правильные вопросы. Целая череда. И важность ни ответов собеседника, а погружение в свои глубины. Через правильное формулирование. Уточнение и постановку проблемы перед самим собой. С трансформацией.

«Ожидание». Какое такое ожидание имеет ввиду автор? Ожидание перемен? Кто ожидает? Главная героиня? Все персонажи? Да. Скорее всего все. И рушащийся старый дом как нарождение нового. И перемены. У каждого свои. А значит они нам с экрана свои истории. Мы им — благодарность за постижение заочных университетов. Мудреем…

Чем хорош фильм? Уроками. Нам всем. Примерами. В различии лиц. Мы наблюдаем как «едят друг друга». Мы видим как «пилят». И критикуют, и перевоспитывают один другого. Потешают своё эго. В полный рост. Нетерпимы и потому несчастливы. Смотрят не в себя НЕ СОВЕРШЕННЫХ, а в свою половину. И выгорают.

Что делать, Фауст?

Таков вам положен предел,

Его ж никто не преступает.

Вся тварь разумная скучает:

Иной от лени, тот от дел;

Кто верит, кто утратил веру;

Тот насладиться не успел,

Тот насладился через меру,

И всяк зевает да живет -

И всех вас гроб, зевая, ждет.

Зевай и ты.

Но есть и светлое — письма полные нежности. Воспоминания общности — конспекты, которыми пользуются до сих пор, а написаны «тобой годы назад». А значит не всё так плохо. И безоблачное небо так возможно…

7 из 10

29 августа 2018

… согласно плану заселения планеты Земля…

На вопрос, куда уходит любовь, ответить также трудно, как узнать, откуда она приходит, точнее — нисходит на людей. Любовь — понятие универсальное. Она заложена в нас вселенскими законами, чтобы мы никогда не забывали, кто мы есть, и для чего живём на этом свете. Людмила и Валерий Дёмины написали сценарий, по поводу которого можно долго спорить, но так и не прийти к единому мнению, потому что его просто не может быть.

Для одних метания молодой учительницы Маши Павловой (Наталья Егорова) не имеют никакого смысла, и представляется «бурей в стакане воды». (И хотя причину развода не показали, зритель прекрасно понимает, что супруги могут поссориться по сущему пустяку.) Для других её терзания — это переоценка жизненных ценностей, попытка понять саму себя, способ обрести утраченные идеалы молодости.

Именно по этой причине и в начале фильма, и в конце зрителю зачитывают строчки из старых писем двух влюблённых. Тогда любовь грела их, скрашивала разлуку, сокращала многие километры между ними до расстояния вытянутой руки. А теперь? Что они говорят теперь? Маша: »- Мне с тобой часто хотелось повеситься!» Игорь (Александр Фатюшин): »- Мне тоже…» Что изменилось за прошедшие шесть лет? Внешне они совсем не походят на супругов «сживающих друг друга со света». Совсем нет. Скорее — они похожи на запутавшихся в самих себе несчастных молодых людей, по какой-то причине не способных уступить друг другу ни в чём.

В некоторой степени сюжетная линия выглядит неровной и прерывистой. Кто знает, быть может, режиссёр Борис Владимирович Яшин специально избрал такой приём, чтобы подчеркнуть внутренние сомнения главной героини. Возможно, именно поэтому в канву повествования вплетается новый персонаж — бывший одноклассник Маши — Николай (Эммануил Виторган). История начинает принимать новое звучание, ведь «сошлись два одиночества». Однако это было бы слишком просто и малоправдоподобно. Поэтому сценаристы идут иным путём, развивая линию соседки по коммунальной квартире. В финальном застолье гости скажут много хороших слов, кое-что прояснивших в душе Маши.

В картине много иносказательного. Например, когда в начале взрывают старый дом, а затем открывается вид на город, режиссёр этим словно говорит зрителю: к новому можно прийти, лишь разрушив старое. Затем показывают разъезжающуюся семью Николая и оставленные им фотографии. Это ещё один способ вернуть героиню в её прошлое, ведь на чужом фото — смеющиеся люди, при этом, сам персонаж Виторгана говорит: «Дом стал камерой пыток для всех…» Но кто создал эту камеру? Кто поместил в неё двух влюблённых?.. Никто. Это сделали они сами.

Картина называется «Ожидание». Правильное и очень верное название. У этого названия много слоёв иносказательности, но главных, пожалуй, три. Теперь Маша не одна в этом мире; у неё есть тот, ради кого следует жить дальше. Долгое ожидание отдельного жилья наконец-то закончилось. Последнее и, пожалуй, главное, — этап метаний, терзаний и неопределённости подходит к концу. Ожидание долгожданного семейного счастья вот-вот должно взойти ростком надежды. А что ещё нужно для хорошего финала?..

7 января 2016

При наличии неплохого актёрского состава, фильм у Бориса Яшина получился скучным и малоинтересным. Скажу откровенно, что решил посмотреть это кино из-за участия в нём Эммануила Виторгана, которого очень уважаю, как актёра и как человека. Но в картине «Ожидание» у него не главная роль и вообще роль не требующая особо сильных эмоциональных затрат. Поэтому ожидания мои от «Ожидания» не оправдались. Да, вынужден констатировать, что далеко не всё кино СССР было ярким, насыщенным, а самое главное цепляющим за живое. Вот при всём желании, это кино вряд ли кого-то зацепит. Наверно поэтому и нет на него отзывов. А теперь, если позволите немного подробнее о картине «Ожидание».

В принципе, главное действующее лицо фильма, молодая женщина Мария Павловна или для друзей просто Маша. Работает учительницей в школе. Женщина красивая и образованная. У неё есть муж, но нет детей. А живёт Мария Павловна на окраине города в коммунальной квартире. Вот вкратце портрет героини Натальи Егоровой. И теперь я постараюсь, насколько это возможно, нанести некоторые штрихи к данному портрету.

Игорь (Александр Фатюшин), муж Маши или Марии Павловны. Он врач и работу свою любит и делает хорошо. Кроме того он любит детей и вообще производит впечатление нормального адекватного человека и мужчины. Это взгляд со стороны. Но вся беда в том, что супругу, эту учительницу, что-то не устраивает, а вот что именно я так, честно говоря и не понял. Нет конкретных обвинений, а лишь сотрясание воздуха ничего не значащими фразами. В результате практически весь фильм мы видим брожение и метание главной героини, которая мучается неизвестно чем. В этом отношении полная её противоположность подруга Тоня или Антонина Михайловна, у которой маленький ребёнок в инвалидном кресле, но оптимизма и присутствия духа эта женщина не потеряла и всячески настраивает Машу на семейную жизнь. Мать Маши, кстати говоря, того же мнения. А вот сама Маша… Вопрос, как говорится остаётся открытым. Что ещё сказать про фильм ? В нём помимо всего вышесказанного можно наблюдать жизнь людей, тех самых коммунальных соседей. И как-то всё это, откровенно говоря, не бередит душу. Герой Виторгана Николай появляется внезапно и также внезапно исчезает. И непонятно с какой целью. Нет ни ревности, ни взрыва чувств, а лишь перекатывание из пустого в порожнее. Вот собственно и всё. Несомненным плюсом картины является её хронометраж. Борис Яшин, спасибо ему, уложился в 64 минуты.

5 из 10

3 января 2015

Мелодрама Ожидание появился на телеэкранах в далеком 1981 году, его режиссером является Борис Яшин. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Елена Наумкина, Эммануил Виторган, Ольга Богданова, Федор Одиноков, Софья Павлова, Инна Кондратьева, Дмитрий Дымский, Марик Фирер, Александр Брухацкий, Александра Харитонова, Вадим Шилов, Иван Прайс, Наталья Заякина, Наталья Егорова, Александр Фатюшин.

Страна производства - СССР. Ожидание — имеет невысокий рейтинг, от 5,8-5,9 баллов из 10, это значит, что картина зрителям понравилась не особо сильно. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.