Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.9 |
IMDb | 5.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Доктор Джекилл и милая дама |
английское название: |
Dottor Jekyll e gentile signora |
год: | 1979 |
страна: |
Италия
|
режиссер: | Стено |
сценаристы: | Стено, Франко Кастеллано, Джузеппе Мочча, Роберт Льюис Стивенсон, Джанни Манганелли, Леонардо Бенвенути, Пьеро Де Бернарди |
продюсеры: | Ренато Джабони, Лучано Мартино |
видеооператоры: | Эннио Гуарньери, Серджо Сальвати |
композитор: | Армандо Тровайоли |
художники: | Лучиано Спадони, Мария Розария Крими, Массимо Тавацци, Элизабетта Поччиони |
монтаж: | Раймондо Крочани |
жанр: | комедия |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 31 августа 1979 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 36 мин |
Этот итальянский фильм можно рассматривать с двух точек зрения. Первая заключается в том, что вы увидите при просмотре довольно смешную, однако же и абсолютно стандартную, проходную комедию с Паоло Вилладжио, а суть второй в том, что смотреть на эту картину поверхностно нельзя, это достаточно острая сатира, завуалированная под самую обычную веселуху — развлекаловку.
После того, как в 1974 году Паоло Вилладжио стал суперзвездой и целым явлением в жанре, создав в литературе и на экране культовый, и любимый во всем мире образ неудачника Фантоцци, снимать его стали очень много и очень разные режиссеры. Одни увидели в Вилладжио тягу к буффонаде и клоунаде, и приглашали Вилладжио сниматься в незамутненные никаким разумом дурацкие, но безумно смешные комедии, вроде «Сеньора Робинзона», другие, более дальновидные режиссеры. заметили в Вилладжио не только гениального комика, но и актера, тяготеющего к трагикомедии, к решению острых социальных вопросов. Тот же образ Фантоцци никогда не был просто «рыжим», созданным для потехи публики — это образ глубокий, собирательный и глубоко трагичный, родственный чаплинскому «маленькому бродяге». Еще позже, уже в 90-х, Вилладжио все больше и больше будет уходить от комедии, и сниматься в драмах, в одной из них талант актера признал сам Феллини…
Режиссер со странным и мало говорящим именем Стено, не относится ни к режиссерам, видевшим в Вилладжио только комика, ни к тем, кто признавал драматический талант актера. Стено снимал очень много и в очень разных жанрах — поделки-однодневки и фильмы, благодаря которым его имя будут помнить очень долго. Стено — настоящий профессионал, понимавший как огромную силу Вилладжио, как носителя смеха, так и видевший в нем драматический потенциал. Ни то, ни другое, он не использовал в полную силу ни разу, в результате получились именно те фильмы, благодаря которым его будут помнить: их три и во всех снимался Вилладжио — «Три тигра против трех тигров», «Доктор Джекилл и милая дама» и одна из лучших комедий Вилладжио — «Бонни и Клайд по-итальянски». Во всех трех Стено старательно оберегал свою главную звезду от возвращения в образ Фантоцци, но и забыть о том, что речь идет всего лишь о комедии — тоже не давал.
И что же получилось? Ну, как я уже сказал — во-первых, смешная комедия а-ля Вилладжио, во-вторых, достаточно злая и бескомпромиссная сатира на разнообразные течения (политические и экономические) 70-х. Италия в 70-е бросалась то в социадтзм, то в капитализм. Италия в 70-х встала на путь корпоративной экономики, Стено осуждал это. Италия находилась в кризисе… Не откликнуться на это было невозможно.
В качестве сюжетной основы была взята и тщательно переработана целой группой сценаристов «Загадочная история доктора Джекилла и мистера Хайда» Стивенсона (в 1982 с той же легкостью был переработан фильм «Бонни и Клайд»), история, рассказывающая о борьбе добра и зла в одной, отдельно взятой личности… Здесь речь идет о борьбе добра и зла как в одной конкретной личности, так и во всем мире. Очень непринужденно и весело Стено от проблем одного неудачника переходит к проблеме миллионов таких же неудачников.
Как и в романе Стивенсона, действие здесь фантастично, но повернуто на 180 градусов: главный герой изначально злодей, тип наимерзейший.. то есть… вполне себе такой обыкновенный финансовый воротила, один из лизоблюдов, выбившихся путем лизания задницы, в большие шишки и теперь уничтожающий все и всех на своем пути… И ему достается эликсир, который делает его добрым… Борьба между добром и злом начинается. Но чем ближе к концу подходит фильм, тем больше понимаешь, что добро в таком чрезмерном виде, в каком оно постигло мистера Джекилла — никому не нужно. В этом фильме добро — бесполезно, глупо, оно похоже на улыбку имбицила, в то время, как зло — действительно сильно, хитро, изворотливо и прозорливо…
Добро живет одним днем, а зло — будущим, доброта оказывается лишней в этом мире наживы, прибыли, ненависти и конкуренции… Доброта ведет к тому, что зло берет власть над всем миром, потому что добро в своей наивности, незлобивости, нежелании бороться, в поиске спокойствия — не только бесполезно, но и губительно для человека… И тем легче злу воспользоваться им. Вы добрый, влюбчивый, честный, доверчивый и простой? Тем проще вам втюхать какой-нибудь мерзкий товар созданный от отходов… тем проще заставить вас рекламировать товары, тем проще заставить вас работать за бесплатно… И никаких революций, никакого шума — и если и будет демонстрация, то на лозунгах будет написано — «Урежьте нам зарплату вдвое! Хотим работать бесплатно»…. Ничего не напоминает? Мне напоминает очень многое…
Стено не ошибся. Миллионы безголосых, млеющих от своей собственной доброты душонок смотрели этот фильм, и наверное, злились на Стено за все то, что он показывает… И особенно за то, что в фильме победило… думаю, не стоит говорить. И так все ясно. Мир светловолосых и улыбчивых ангелов такой добрый лишь потому, что чертям это приносит прибыль! Чертовски нужная мысль даже сейчас…
Это первый фильм с Паоло Вилладжио, где он предстал не в роли симпатичного добряка и неудачника, а в роли омерзительного злодея — бородатого урода с пробором на башке и рожей то наглой, то лицемерной, то подлой… У Вилладжио злодей, получился, конечно, гротескный, но все же настоящий. Низменный, гадкий. В нем почти ничего нет от прошлых работ актера, кроме нескольких фирменных ужимок. Но, что удивительно совсем, и его доброе перевоплощение не выглядит положительным.
Милый, трогательный, несчастный Фантоцци вызывал сочувствие и жалость, а этот агнец божий в нелепом блондинистом парике и в белом балахоне, бегающий с улыбочкой дебила по улицам — не вызывает никаких положительных чувств. Он жалок, он глуп, он ничтожен. И добро его ничтожно и бессильно. Впервые Вилладжио добавил в свою игру такие ингредиенты. В умении посмотреть на явление с разных сторон — заставить зрителя смеяться над серьезными вещами, давить на физический юмор, оставаясь внутренне серьезным — сила актерского дарования Вилладжио. Он сыграл двоих персонажей, — очень непохожих, но ведущих к одному и тому же ответу на вопрос «Кто победит?».
Юмора в фильме не так много, как в классических лентах а-ля Вилладжио, хотя некоторые заставляют хохотать — в основном, забавнейшие нелепицы, связанные с перевоплощением героя из злодея в добряка и нелепые попытки последнего спасти мир. Для эстетического наслаждения в картине есть обязательная напарница для комика — убийственно сексуальная, длинноногая и пышногрудая бестия в исполнении Эдвиджы Фенеш. Ей тоже пришлось не просто посверкать своим роскошным телом, но и перевоплощаться из секс-машины в ангелочка… Впрочем, итальянцы знают толк в женское красоте, и это знание умеют донести до людей, так что детям этот фильм лучше не смотреть…
Итак, «Доктор Джекилл и милая дама» — не просто глупая комедия, это, безусловно, остренький, многогранный, злободневный и вообще получившийся фильм.
17 июля 2007