Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.7 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Баламут |
год: | 1979 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Владимир Роговой |
сценарий: | Сергей Бодров |
видеооператор: | Вячеслав Егоров |
композитор: | Давид Ашкенази |
художники: | Марина Томашевская, Михаил Фишгойт |
монтаж: | Тамара Беляева |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 сентября 1979 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 25 мин |
Постановка неплохая, не раздражает ни чем. И сюжет хороший в целом. Однако фильм смотрится тяжело, с большой неохотой. Вероятно, проблема в наборе типовых персонажей, о которых и снимали это кино: деревенский быт (косвенно), парень из деревни, студенты и их жизнь, педагоги, позднесоветский менталитет. Во всей этой «каше» есть множество острых злободневных проблем, хотя бы «выживаемость» студента на стипендию, но главная проблема, ради которой снимали кино – отток кадров из деревни. ГГ фильма озабочен проблемами своей малой родины, и от души хочет ей помочь, именно это сподвигло его поступить на экономический факультет института, чтобы потом с багажом полезных знаний поднимать народное хозяйство. Гражданский подвиг, как ни крути, но в итоге получилось неярко и неубедительно.
К сожалению, персонаж ГГ получился довольно мутным и малоинтересным, хотя и выглядел часто необычно на фоне остальной публики. Другие на его фоне были ещё хуже, особенно «коренной москвич». Поэтому состав действующих лиц – вот проблема восприятия этой истории: мозаичный главный герой, и вокруг него бледные тени. Условно юмористический персонаж студента-кавказца для того времени, вероятно, выглядел злободневно, сейчас же вызывает только оторопь.
Состав обошёлся без актёров первого эшелона. Душевно сыграла Евгения Симонова, но у неё эпизодическая роль.
Достаточно много юмористических моментов, но нет таких, которые бы запомнились как шутки-мемы на всю жизнь. Просто меткий ситуативный юмор, не более.
По-настоящему светлое пятно картины – как студентка добилась своего в отношениях с педагогом, и как неоднозначно на это отреагировало руководство.
Вывод. Фильм неплохой, но слабый. Смотреть не посоветую.
14 ноября 2022
Фильм «Баламут» (1979г.) — это отличный веселый фильм о студенческой молодости, фильм о надеждах и планах на предстоящую жизнь, когда ты еще молод, когда все кипит в руках и спорится работа. Название моей рецензии взято из слов песни в конце фильма и, как мне кажется, оно полностью отражает его содержание.
Итак, начинается фильм с того, что в Москву из вятской глубинки приезжает поступать в институт молодой деревенский парень Петр Горохов. Он неглуп, он по-деревенски практичен и приспособлен к жизни, но уровня образования, полученного в сельской школе, ему явно не хватает. «Кто вас только учил?» — спрашивает Петра преподаватель английского языка на вступительных экзаменах. «Вы, Валентина Николаевна…Вы, правда, сбежали через полгода, а нам новую учительницу так и не прислали. Позанимался с нами завхоз Филимонов, он, значит, с войны кое-что на немецком заучил, вот и вся наша учеба» — отвечает он. «Верю!» — сказал бы классик, и так оно и есть. До сих пор это так. В глубинке до сих пор не хватает квалифицированных учителей, к сожалению.
Но Горохов берет свое упорством, трудолюбием и в этом ему, конечно, помогает его отношение к жизни. Он учится, пусть и не все получается порой, но он впитывает в себя знания, по-настоящему грызет гранит науки и искренне верит, что это нужно, что это поможет его малой родине, его родной земле, на которой он вырос. Характер Петра — это сложившийся уже характер мужчины, имеющего свое мнение, выросшего в деревне, рано приучившей его к самостоятельности и труду. На вечеринке группы он говорит товарищу: «Хорошо вы в городе живете, на всем готовом, а у нас в деревне — в четыре часа встань, печку затопи, скотину накорми, а потом еще в поле…»
Кроме Петра Горохова, которого замечательно сыграл артист Вадим Андреев, в фильме очень много персонажей. Это и студенты, и преподаватели, и деревенские жители, и просто случайные люди — каждый со своим характером, отношением к жизни и окружающим. В сюжете несколькими нитями проходит тема любви, в том числе и влюбленности главного героя. Ну, а как же иначе, если фильм о молодежи?
Вообще, должен сказать, что замечаний по игре актеров вообще нет, все сцены, даже самые смешные, в комедийном понятии этого слова, сыграны правдоподобно, даже уборка студентами картошки напомнила мне мою студенческую пору.
Единственное, за что я зацепился, как житель этой самой Кировской области — главному герою и его родным не хватает характерного вятского разговорного акцента. Впрочем, фильм-то не документальный в конце концов, и от этого он ничего не проиграл.
И последнее наблюдение о правдивости фильма. В том же разговоре Петра на вступительных экзаменах его бывшая учительница, оправдываясь почему она сбежала из их деревни, говорит: «А дороги у вас какие? В районный центр и то не всегда выбраться можно…». Сорок лет прошло, но актуально до сих пор.
А вообще, как я уже сказал, фильм отличный.
Рекомендую посмотреть!
9 из 10
6 ноября 2018
Вот и у меня в группе, был такой «Горохов» — Воробьёв (даже внешне похож на Андреева: нос картошкой, средне-высокого роста) и «ударничал», не «сачковал» «в колхозе» когда все просто «отбывали повинность» — выполнял нормы. Выспрашивал у преподавателей непонятое, стараясь докопаться до «истины», чертил на всю общагу, закончил с красным дипломом инженера-машиностроителя, с не профильной дипломной по программированию (что же и тут похож на «экранного» Горохова, с его интересом к новым формам и методам работы!) и работал… маляром-штукатуром. И при этом на пятом курсе влюбился в первокурсницу, да так романтично-неожиданно для его кряжисто-мужицкого/мужского характера, что поразил даже меня городского, начитанного! Да годы учёбы ещё те: 92—97… Пашка, если вдруг читаешь, привет из 320-ой!
Это ответ всем, кто не верит в реальности представляемых характеров в Советском кино, если даже столь «невозможно»-положительный персонаж имел прототип, и когда, спустя 13 лет после выхода фильма, то может и персонажи положительные, в трудные времена, войны, революции, ГВ не выдумки «пропагандистов»,не выдумки про мифологизированную»..сверхрасу советских людей с их особенной духовностью, превозмогающей радиацию и силу притяжения!» как сообщил, мне гражданин terenss при комментировании его рецензии на фильм «Самый медленный поезд».
Вот этом и ценен для меня, сейчас, этот фильм, смотря в прошлое — веришь в будущее, может придёт оно время Гороховых-Воробьёвых. Как пришло оно однажды, когда в период разрухи и войны было создано 300 новых НИИ и ВУЗов за 8 лет, что +100% от «папередныкив», а к 1941 году, только ВУЗов (данных по другим научным учереждениям, не нашёл) было уже 701! Вот тебе и «сверхрасса» победившая притяжение!
7 из 10
5 октября 2018
Это мы.
Мы, первокурсники 1978.
Все так и было, как в этом кино. На редкость точное, до последней черточки и точки отражение тогдашней реальности. Мы смотрели на экран как в зеркало.
`Остросоциальным` в фильме был всего лишь один момент, нынешним зрителем совершенно не воспринимающийся как проблемный — любовь советского студента к иностранной студентке. Оно, как бы, и не возбранялось — но и не поощрялось. Именно поэтому Норис и улетела домой так срочно.
В реальной жизни девушки, вышедшие в те годы замуж за иностранцев (три случая на нашем курсе) и не уехавшие по разным причинам за рубеж — имели потом определенные проблемы с трудоустройством. Создатели фильма предусмотрительно избавили Петра Горохова от лишних проблем.
Вся остальная `социалка` к тому времени была уже общим местом, затертым до дыр — как и песня `Листья желтые над городом кружатся` (бабушки на возу с этой песней — было очень смешно).
Преподаватели прямо на лекциях говорили нам — советская экономика переживает трудные времена. То что творилось с сельским хозяйством мы видели сами — каждый осенний семестр мы начинали с уборки картофеля в `подшефных` хозяйствах- длилось это месяца полтора, как минимум. В фильме все это, действительно, смягчено.
Идеологический посыл фильма читался достаточно ясно — стране нужны такие, как Петр — скучноватые `крепкие хозяйственники`, желательно от сохи или комбайна. А рефлексирующим `звездным мальчикам` пока не место у руля — пусть сначала подолбят асфальт отбойным молотком, если гранит науки вдруг оказался не по зубам.
Правда жизнь оказалась сложнее — всего лишь пару лет спустя все изменилось. Студенческий мир `Баламута` практически в одночасье ушел в прошлое. Жизнь вдруг стала намного веселее и тревожнее, будущее — гораздо более непредсказуемым и интересным. Граница во времени пролегла четко, она определена двумя словами `Олимпиада` и `Афган`.
Но кино о студентах последней эпохи СССР так никто и не снял.
18 ноября 2009
Фильм добрый и хороший, не могу поставить оценку ниже, 9 ибо этой и мой институт показывают, а ностальгия штука сильная.
Отличие нашел одно и существенное (не считая, конечно, что съемки проходили не только в МИУ/ГАУ/ГУУ) — кто ж там так учился, как главный герой, это же экономический вуз. А так все похоже. И иностранцев в наше время здесь много училось (у меня в группе были бангладешцы). И с физкультурой очень похоже.
Случай из моей жизни. Распределение по специальности на 3-м курсе.
Я:- хочу на «управление»;
Деканат: — но у Вас очень низкая успеваемость идите на «экономику»;
Я: — хочу на управление, чуствую силы и т. д.;
Д:- какое «управление» с Вашей успеваемостью, идите на другую специальность, и вообще, почему на распределение пришли с синяком и кровоподтеками на лице?
Я: — травма на тренировке, я чемпион нашего вуза по самбо.
Д: — а ну если спортсмен, тогда, конечно, на «управление».
Жаль, в силу возраста не застал то время, было бы интересно сравнить, как реально выглядели студенты конца 70-х. Кстати, по тем временам фильм еще и затрагивал остросоциальные вопросы:
- нехватку учителей в деревне;
- бюрократию;
- недостатки социалистического планирования.
Но все это было сделано с очень добрым мягким юмором, не затмившим лирическую направленность.
P.S. А все-таки немногие ВУЗы могут похвастаться попаданием в историю кинематографа.
9 из 10
14 июля 2009
Неплохой фильм о студенте-провинциале — настоящем, бескомпромиссном и при этом очень простом в душе.
Часть сцен фильма снималась в реальном институте, в те времена он назывался МИУ, сейчас это ГУУ.
Любой студент, хоть раз посещавший его, узнаёт в сценах фильма родные лифтовые холлы корпуса А своей альма-матер.
Но не соглашусь с описанием, в фильме очень смело обыгран не оставление института, уход в армию (что ж тут смелого-то?), а совсем другой ход.
Например великолепный диалог:
-«Я не могу рекомендовать его к зачислению, английский у него не на уровне»
- «Зато у него отлично с физкультурой — надо брать!»
И кстати, именно для ГУУ, этот диалог очень характерен.
Бывший студент.
6 из 10
16 марта 2009