Рейтинг фильма | |
IMDb | 4.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Большая битва |
английское название: |
Il grande attacco |
год: | 1978 |
страны: |
Италия,
Германия (ФРГ),
Югославия
|
слоган: | «The most awesome battle ever seen!» |
режиссер: | Умберто Ленци |
сценаристы: | Умберто Ленци, Чезаре Фругони |
продюсеры: | Мино Лой, Лучано Мартино |
видеооператор: | Федерико Дзанни |
композитор: | Франко Микалицци |
художники: | Джузеппе Бассан, Лучано Сагони |
монтаж: | Эудженио Алабисо |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 февраля 1978 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 47 мин |
Название этого фильма как-то вписывается в тренд итальянского кино: «Большое варево» Болоньини, «Большая жратва» Феррери, почему бы не «Большая битва»? Тем более что речь идет о величайшей войне. Но про судьбы выходцев из двух семей, которые оказались по разные стороны фронта, надо смотреть в «Четырех всадниках Апокалипсиса», а не здесь. И по очень простой причине.
Умберто Ленци — эпик эксплотейшна. Настоящий барон зомби, каннибалов и садистов. Одно прочтение его фильмографии может вызвать ночные кошмары. И вторая мировая для него — лишь повод для показа большого насилия, для обилия разрушения и смерти на минуту просмотра. А зомби, немцы, англичане, американцы — какая разница.
Правда, если в «Город зомби» на бездеятельную роль одного из персонажей-военных Ленци пригласил Франсиско Рабаля, знаменитого испанского актера, снимавшегося от Буньюэля до Альмодовара, то в «Большой битве» количество лиц, на которые хочется посмотреть, немало — висконтьевский фаворит Хельмут Бергер в очередной роли нацистского офицера, Генри Фонда, Джулиано Джемма, Ида Галли… Собственно, в эксплотейшн обычно зазывали свадебных генералов из большого кино, но в меньшем количестве, что позволяло уделить дорогому гостю больше внимания.
Тут единого сюжета нет. Два сына американского генерала, один из которых только упоминается, и в действии заменен английским офицером в исполнении Джеммы. Немецкий честный офицер и его жена актриса-еврейка, попадающая в отсутствие мужа под прицел любовных притязаний толстого эсэсовца, но гордо отвергающая его и оказывающаяся в руках гестапо. Не лишенный благородства, но холодный немец Хельмута Бергера, идейный наци, пожалевший овдовевшую француженку, вынужденную пойти продавать себя под угрозой голода. Потом разные боевые назначения героя Бергера, как и разные назначения его антагониста, или одного из антагонистов, героя Джеммы, и эта француженка, скатившаяся до уровня вечно пьяной шлюхи. Все это не имеет большого значения, эти обрывки жизненных историй, они упаковочно проложены для приличия между тем, что действительно сосредоточивает на себе внимание режиссера — устрашающим движением танков, взрывами, перестрелками, падающими телами, разносимыми в щепки и щебень постройками.
У Марселя Пруста про барона Шарлю, педераста-мазохиста, подсматривающего за семейной потасовкой прислуги, вскользь говорится «Барон любил батальные картины». И на самом деле любил, в одном из диалогов он обнаруживает серьезные познания о картине Веласкеса «Копья» на военную тему. Но и подсматривать за «баталией» челяди, и любоваться живописью Веласкеса его вело одно — извращенное удовольствие видеть уродство, то, что связано с болью, страданием, деструкцией человеческих отношений, быта и плоти. В этом и импульс кинематографического творчества Умберто Ленци, на материале ли нашествия зомби-вампиров с аварийной атомной станции, на материале ли большой войны.
6 из 10
5 мая 2014
Вероятно исследовав вдоль и поперек весь субжанр poliziotteschi Умберто Ленци взялся за другую тему — Вторую Мировую, следовательно — за macaroni combat. Вместо ожидаемого по прежним фильмам динамичного фильма, рассказывающего о каком-то сражении, Ленци взялся за эпос в стилистике «Молодых львов». Только вот хронометраж был сохранен в корректных рамках полутора часов с небольшим. Это добавило фильму некоторую обрывочность, даже эпизодичность. Фактически получается, что картина представляет собой совокупность небольших миниатюр, разбросанных во временных координатах Войны и зарисовок танковых сражений.
В центре внимания — несколько семей военных из Германии и США, которые оказываются по разные стороны сражения. Высокопоставленному военному американцу, которого сыграл Генри Фонда оппонирует немец в исполнении Стейси Кича. Нужно сказать, что эти известные актеры практически ничем не удивили, но самим фактом своего появления, конечно же украсили это кино, добавив ему привлекательности. Совсем другое дело — Хельмут Бергер. Его небольшая роль немецкого офицера оказалась если не равноценной, то сопоставимой с работой Брандо в роли Христиана из «Молодых львов». Бергер показывает человека глубокого и чувствующего, который остается прежде всего Мужчиной. Дорогого стоит сцена в которой он приходит к проститутке и выясняет, что она не совсем готова (первый раз и по нужде). Как мизансцена, так и игра актеров там оказывается очень памятной. Роль этой женщины оказывается очень кстати для Эдвидж Фенеч — сексуальная и фрустрирующая, она своими несколькими появлениями полностью переигрывает Саманту Эггар, которой было отведено куда большее количество экранного времени. Хорошо смотрится в колоритной роли военного журналиста и Джон Хьюстон. А есть ведь еще и идеаллистический герой — Джуллиано Джемма.
Так что, фильм смотреть вполне можно. Ленци сумел сделать ненавязчивое и совершенно необременительное для психики эпическое кино на серьезную тему не растягивая хронометраж. Деталей не будет по определению (Ленци никогда им не уделял должного внимания). Зато, только представьте — Генри Фонда, Эдвидж Фенеч, Стэйси Кич, Джулиано Джемма. И все в одном фильме.
6 из 10
21 марта 2014