Шахматисты (1977)

Shatranj Ke Khilari
Рейтинг фильма
Кинопоиск 7.3
IMDb 7.7
Описание фильма
оригинальное название:

Шахматисты

английское название:

Shatranj Ke Khilari

год: 1977
страна:
Индия
режиссер:
сценаристы: , , ,
продюсер:
видеооператор: Суменду Рой
композитор:
художник: Банси Чандрагупта
монтаж:
жанры: комедия, драма, история
Дата выхода
Мировая премьера: 10 марта 1977 г.
Дополнительная информация
Возраст: Array
Длительность: 2 ч. 9 мин.
Отзывы о фильме Шахматисты

Индия, небольшое княжество Ауд, середина XIX века. Путем шантажа английские колонизаторы принуждают князя давать им огромные суммы денег, необходимые для завоевательных походов. Правитель Ауда беспрекословно подчиняется. Но когда в конце концов англичане захотели свергнуть его с трона, он решил бороться за власть и защищать самостоятельность своего государства. В результате целого ряда ошибок князь терпит поражение.

Параллельно в фильме развивается другая сюжетная линия. Два обывателя одержимы игрой в шахматы. Они настолько увлечены ею, что, кажется, ничего не видят и не слышат вокруг. Но из бесед шахматистов мы косвенно узнаем об отношении жителей княжества к происходящим событиям.

Другие фильмы этих жанров
комедия, драма, история

Отзывы критиков о фильме «Шахматисты», 1977

Бриллиант от Сатьяджита Рэя.

«Шахматисты» — это наслаждение от начала до конца. Взяв пример с истоков шахмат как учебной игры военной стратегии, Рэй строит две повествовательные нити параллельно: в середине 1850-х годов пара праздных аристократов становится одержимой шахматами и играет в них весь день, не обращая внимания на коллапс их внутренних отношений, который это вызывает; и в большом мире снаружи, интриги и стратегия шахматной доски разыгрываются в реальных интригах Ост-Индской компании, когда она пытается сбросить Наваба Ауда с трона и ввести государство в британскую юрисдикцию. Эти две сюжетные линии прекрасно сочетаются в конце, когда, услышав, что войска роты двинулись в наступление и Наваб отрёкся, шахматные друзья меняют свою раскладку доски на западный манер, в котором король и королева меняют свои стартовые позиции: «двигайся, королева Виктория!».

Роли всех актёров великолепны: от Амджада Кхана в качестве наваба, чья бесконечно тонкая чувствительность приводит к попустительству, до Ричарда Аттенборо в качестве представителя компании в Ауде, чья работа заключается в том, чтобы сместить наваба, которому удаётся передать подлинную веру в то, что государством должно лучше управлять, с основополагающим пониманием того, что он не имеет права делать то, что он делает.

Санджив Кумар и Саид Джаффри, как шахматисты Мирза и Мира, шикарны, их выразительные лица могут мгновенно перейти от шумного добродушия к болезненной обиде или от невозмутимой серьёзности к насмешливому веселью.

Два момента большой художественной красоты выделяются для меня в этой истории. Во — первых, когда Наваб, подавленный политической ситуацией во время совещания со своими министрами, ищет утешения в навязчивой, изящной песне, которую он сочинил в более счастливое время. Во-вторых, в сцене, когда Мира остаётся один за шахматной доской, в то время как Мирза уходит, камера следует за Мирой, когда он встаёт и выходит в коридор, чтобы увидеть, куда пошёл его друг. Камера остаётся неподвижной, когда он возвращается назад, и в вертикальном срезе света, вызванного щелью между двумя шторами, которые отделяют коридор и шахматную комнату, мы видим в рамке точную точку на шахматной доске. Виртуозная операторская работа и композиционное обрамление, которые, как и фильм в целом, просто невероятны и не перестают очаровывать.

Легендарный Бенгальский режиссёр Сатьяджит Рэй смотрит на развязку индийской мусульманской власти в 1850-х годах, сосредоточившись на северном штате Ауд.

Фильм содержит два рассказа. Одно повествование фокусируется на политических махинациях бычьего, прагматичного представителя Британии, генерала Оутрэма, умело сыгранного Ричардом Аттенборо, и робкой реакции культурного, но по сути, слабовольного Индийского мусульманского короля Ауда, сыгранного с большим чувством Амджадом Кханом.

В другом повествовании акцент смещается на трагикомическую ситуацию двух благородных индийских мусульманских джентльменов, и их одержимость игрой в шахматы, заставляя их пренебрегать судьбоносным течением истории, которое вот-вот захлестнёт их. Действительно, шахматы — это не только метафора борьбы за власть между индийцами и британцами, но и семейные ситуации двух шахматистов, когда оба мужчины вовлечены в домашнюю борьбу со своими жёнами: высокомерной, красивой Хуршидой, которую играет с характерной приверженностью Шабана Азми, и похотливой, лживой Нафисой, хорошо сыгранной Фаридой Джалал.

«Шахматисты» — первый фильм на хинди, снятый Сатьяджитом Рэем который, несомненно, является лучшим режиссёром, который когда-либо был в Индии, с его бенгальскими произведениями искусства.

Основанный в середине 19 века, это своего рода отчёт о британской колонизации одного из последних независимых королевств Индии, Ауд. Англичане к этому году довольно крепко держатся за субконтинент и стремятся проглотить всё, что ещё не было под их прямым контролем. Таким образом, Ост-Индская компания и её представитель генерал Оутрэм решили, что пришло время для правящего короля, наваба Ваджида Али Шаха, уйти с трона. Он равнодушный правитель, дни и ночи которого заняты не государственными делами, а художественными прелестями музыки, поэзии и танца. Он правитель, который находит удобным оставить важные дела, касающиеся его царства, своим подчинённым, в то время как сам предаётся бесчисленным удовольствиям жизни. Неминуемо британцы, чувствуя слабость короля, поддаются искушению захватить контроль над провинцией.

Тем временем два друга короля, Мирза Саджид Али и Мира Рошан Али, в то время, когда король отчаянно нуждается в их помощи, весь день занимаются игрой в шахматы. Не обращая внимания на то, что происходит с Лакхнау и их собственным домашним хозяйством, эти сумасшедшие шахматисты проводят дни, бросая вызов друг другу в игре. Их несущественные действия на этой доске заменяют возможное сопротивление, которое они могли бы оказать британскому захвату.

Как и все фильмы С. Рэя, этот фильм просто прекрасно олицетворяет вид бездействия и покорности, в которые погрузилась Индия в те времена. Актёрское мастерство безупречно. Каждый сыграл свою роль в совершенстве. Диалоги отличные, каждую сказанную строчку можно слушать снова и снова. В качестве рассказчика всей этой истории, выступает Амитабх Баччан, который своим незабываемым голосом повествует о происходящем. Эта сатирическая драма юмористична, интересна и впечатляюща, а режиссура Рэя превосходна. Прекрасно написанные диалоги превосходят саму сюжетную линию, а культура и атмосфера тех времён запечатлены превосходно. Все эти аспекты, наряду с музыкой, сочинённой Рэем и фантастическим повествованием Амитабха Баччана, создают увлекательное художественное и поэтическое произведение.

«Шахматисты» не входит в число самых лучших фильмов (хотя до сих пор не пойму, почему?), но это, безусловно, достойная картина и один из самых поразительно уникальных фильмов тех времён.

Два игрока цепляются за свой образ жизни, обмениваясь легкомысленными шутками и куря кальян, в то время как мир вокруг них рушится. Генерал Оутрэм изображается как благонамеренный, но совершенно снисходительный человек, который совершенно не понимает жизни и культуры людей, которых он стремится контролировать.

Этот фильм — настоящий бриллиант, как собственно и все остальные фильмы Сатьяджита Рэя, одного из величайших индийских кинематографистов. Фильм был снят блестяще, видно, что режиссёр уделил внимание даже самым мелким деталям. Темп фильма медленный, неспешный, и конечно, понравится не всем. Но этот фильм должен посмотреть каждый индоман в обязательном порядке, чтобы в полной мере понять и узнать об индийском менталитете в 19 веке. События 19 века изображены очень поэтично. Это действительно прекрасный фильм. Смотрите и сами увидите это.

10 из 10

18 июля 2019

Индийская защита

Гамбит — шахматный прием, где игрок в дебюте жертвует качество (фигуру или пешку) для получения позиционного преимущества. Это очень мягкий и красивый ход, сродни айкидо: ты провоцируешь соперника на атаку, отводишь удар и в контратаке опрокидываешь его. Крайне действенный метод против шахматистов, играющих напористо и без оглядки на собственные тылы. Но играть гамбит нужно очень точно, один неловкий ход — и ты можешь оказаться без качества под набравшей темп атакой соперника, не имея ничего взамен. Индия, небольшое княжество Ауд, середина XIX века. Англия — агрессивный колонизатор — предъявляет местному князю ультиматум: отречение от титула либо война. Понимая, что открытое противостояние сродни убийству многих тысяч индийцев, князь идет на своего рода гамбит, принося самую большую жертву. Он отступается от престола, приглашая агрессора на свою территорию. В фильме Сатьяджита Рэя этого не показывается, но вскоре в княжестве разворачивается настоящая партизанская война, а сам регион становится центром движения сопротивления. Ныне Ауд прекрасно чувствует себя в составе Индии, являясь частью штата Уттар-Прадеш.

Цугцванг — это ситуация, в которой одному из соперников приходится играть в условиях крайне ограниченного пространства. При неудачной игре внезапно обнаруживаешь, что слоны противника простреливают твои диагонали, ладьи — вертикали и горизонтали, конь так и грозится напасть из-за угла, а пешки ощетинились рогатинами и не пускают вперед. Приходится делать те единственные ходы, которые позволяет твой противник, что является залогом непростой и суетливой жизни в шахматной партии. Такова, собственно, и жизнь двух высокопоставленных друзей — Мира и Мирзы. Они страстно увлечены игрой, но никак не могут найти место, дабы провести денек-другой в шахматных баталиях. У одного дома жена, наотрез отказывающаяся понимать, почему муж предпочитает загадочные рокировки и дебюты практикованию избранных глав из Кама-Сутры. У другого жена наоборот, практикует эти самые главы, но не с мужем, а с другими мужчинами, под всяким удобным предлогом выставляя супруга из дома — хоть в шахматы играть, хоть с англичанином биться. И еще в городе ходят слухи о призыве в армию, а наши друзья — вояки лишь на доске из 64 клеток, и под ружье становиться не спешат. Так и мечутся они из дома в дом с тряпичной доской под мышкой, и никак не могут расслабиться и поиграть в свое удовольствие.

Эти два друга и их возня вокруг игры — не просто комедийный фрагмент на фоне разворачивающейся трагедии княжества Ауд. Их линия объдиняет несколько важнейших элементов, во-первых, представляя бряцание оружием и отношения между сильными мира сего как своего рода огромные геополитические шахматы, во-вторых, показывая страх изнеженной индийской знати перед реальной опасностью, их эскапизм и легкомысленность, и в-третьих, отражая восприимчивость Индии к новым веяниям, ее умение подстроиться и принять в свою культуру чужие элементы, ассимилируя их на своей почве. В доме как у Мира, так и Мирзы на стенах развешано оружие, принадлежавшее их героическим дедам, и при первых слухах о явлении англичан они хватают эти мечи и отважно рубят воздух, но при признаках реальной войны готовы сбежать на край света, лишь бы ничто не отвлекало их от командования войсками из слоновой кости и бескомпромиссных сражений без капли крови, разворачивающихся на черных и белых клетках. Они принимают британские правила игры, находя их более удобными, ибо удобство и комфорт — основной принцип их бытия.

Индийская защита — это крайне своеобразный дебют, и, когда черные принимают решение разыграть его, они должны быть готовы к острой игре, виртуозным маневрам. Они не могут отсиживаться в защите, а напрямую ввязываются в борьбу за инициативу, ибо их позиция после первых ходов слабее и уязвимее. Это своеобразный шахматный Давид против Голиафа, эдакая миниатюрная модель противостояния Индии колонистам и внутренним противоречиям. Многострадальная история страны учила индийцев подстраиваться, меняться, принимать и при необходимости контратаковать. Это страна, в которой 21 официальный язык, страна, жители которой исповедуют все мировые религии и еще некоторые калибром поменьше. Многообразная, пестрая страна с таким же многообразным и пестрым кинематографом, в котором огромным алмазом сверкает творчество великого Сатьяджита Рэя. «Шахматисты» — это его попытка взглянуть на историю Индии, его попытка показать те или иные события и характеры. Это виртуозное кино, простое и классическое по форме, но не по содержанию. Это индийская защита Рэя, белые начинают и, конечно, выигрывают.

22 апреля 2014

Король игр.

Фильм очень впечатлил. Операторская работы, игра актеров, плавные переходы от кадра к кадру. Все на высоком уровне.

Очень красивая аналогия шахматной игры, в которую играют 2 друга и игры, которая ведется между английским генерал-губернатором и последнем королем Ауда. Главные герои настолько были погружены в игру, что им было безразлично, что творится вокруг них. Они пытаются убежать от всего, что их окружает. В начале от жены, потом от умирающего юриста, дальше от призыва в армию. Не пытались ли они бежать от себя? От своей совести? От долга, который несли их предки и благодаря которому они жили так хорошо?

Также и король и жители Ауда, пытались оттянуть конец и вместо борьбы покорно потеряли независимость, став еще одной вишенкой во рту Королевы Виктории и ее генерал-губернатора.

9 из 10

8 февраля 2012

Комедия Шахматисты появился на телеэкранах в далеком 1977 году, его режиссером является Сатьяджит Рай. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Амитабх Баччан, Ричард Аттенборо, Саид Джаффри, Шабана Азми, Амджад Кхан, Виктор Банерджи, Бэрри Джон, Том Олтер, Дэвид Абрахам, Фарида Джалал, Фарук Шайх, Санджив Кумар, Лила Мишра, Агха, Самарт Нараин.

Страна производства - Индия. Шахматисты — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
© 2014-2021 FilmNavi.ru - ваш навигатор в мире кинематографа.