Рейтинг фильма | |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Допрос |
английское название: |
La question |
год: | 1977 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Лоран Эйнеманн |
сценаристы: | Лоран Эйнеманн, Клод Вейо, Анри Аллег |
продюсеры: | Jacques Auffrere, Клод Гуеди, Бертран Тавернье, Жа-Серж Бретон |
видеооператор: | Ален Левент |
композитор: | Антуан Дюамель |
художники: | Пьер Камус, Рени Ренард, Лорен ЛеМойн |
монтаж: | Арьян Боглен, Арман Псенни |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 мая 1977 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 52 мин |
Сложно. Сложно было досмотреть эту поделку с претензией на что-то большее. Идейное раскрытие ? Посыл ? Независимая оценка либо показ исторических реалий ? Нет, всего этого здесь не найти. Зато есть кристально чистый герой, который так же честно и браво борется за Алжир, ФНО, партию и идею. С компанией таких же наивных, идейных и кристально чистых европейский борцов за арабский народ (звучит то как, а!). Ах да, мученический стоицизм злобной ораве циничных и трусливых вояк (которые, к слову, на лево и на право раздают «слово офицера»), сотням палачей-полицейских, кровавому режиму и системе, а до кучи еще и карикатурному капитану-эсэссовцу прилагается.
Если же слегка снизить уровень сарказма, то фильм не более чем классический представитель того времени. Иными словами исповедует доктрину «армия во всём виновата» и «наша вина на нас самих». До более-менее осмысленного размышления над предметом как в том же «Mon colonel» аки до луны, но и до розового романтизма «Честь капитана» впрочем так же. Что поделать, для холодной головы нужны годы стужи (годы производство всех трех говорят сами за себя). В сухом остатке лишь легкая попытка шокировать, обличение т. н. «палачей»-армейцев и конечно же кристально чистый образ борцов. Ну да, не было ни Эль-Халии, ни Орана, ни Сетифа и Гулена, ни терактов, ни бомб, ни отрезанных гениталий… Алжир должен быть свободен! Вне всяких сомнений.
Что бы не складывалось неправильное мнение хочу заметить, что я никоим образом не отрицаю факта пыток как таковых ибо это действительно имело место быть. Не оправдываю и не обеляю реальных садистов в рядах ВС/КП. Не питаю иллюзий по поводу колониальной администрации. Как и не смотрю розовым взглядом по ту сторону.
Всё же кино на тему Алжира 50-х должно быть не в окопах, а где-то между, на ничейной полосе. Оттуда видно больше, чем из-за своего бруствера.
Суммируя:
+ антураж, работа над костюмерией (солдаты таки ходят в нужном комке и фактурно выглядят надлежащим образом)
- агитка без попыток трезвого взгляда с наглым лицемерным гуманистическим обрамлением, грязный плевок в лицо каждому парашютисту и армейцу, карикатурные персонажи с ярко выраженной театральной негативной оценкой, показной стоицизм (ну нету, черт подери, людей молчащий под пытками. Ну нету. Сколько можно снимать этих Павок Корчагиных)
Ложь не может быть «на половину». Ложь это и есть ложь. И «Допрос» тому в пример.
1 из 10
28 января 2017
Французских фильмов о войне в Алжире представляющих действия французской армии как преступление очень много. Приличное количество фильмов содержит эпизоды о жестком терроре по отношению к мирному населению, инакомыслящим, системе пыток против партизан. Однако этот фильм почти полностью посвящен пыткам и застенкам французской военной разведки, а сами герои-жертвы не арабы, а французские левые журналисты и преподаватель из университета. Собственно начало фильма, это публикация в их газете материала, о том, что, серия взрывов в арабском квартале Алжира была организованна французскими военными. Этот пункт почему-то очень важен для многих создателей кино о войне в Алжире. Важно закрепить этот пункт за французскими властями. Он неоднократно встречается в разных фильмах, и самое интересное, что разные авторы по разному называют организаторов, в фильме «Битва за Алжир» организаторы взрывов это местная французская полиция в ответ на убийства многих полицейских, в фильмах «Саймон английский легионер» и еще некоторых, это «черноногие», французские колонисты в Алжире. Лично мое мнение, когда вот так вот разбегаются версии это точно говорит о том что авторы взрывов на самом деле неизвестны и в реальности могут быть совсем другими, и у французской армии могли быть достаточно веские причины для преследования журналистов. После этой публикации на авторов и их друзей начинается охота, выполненная в стиле хорошего сопротивленческого триллера, когда подпольщиков ищет\ловит гестапо, всех захватывают и вывозят в резиденцию военной разведки, а там методично пытают. Пытают почти весь фильм. Один из задержанных Морис Удино (реальная личность и реальный случай) погибает. В конце фильма действиями их жен удалось вызвать реакцию властей Франции, а Шарлеку освободиться и попытаться привлечь к ответственности преступников в погонах.
Кроме самого факта пыток и убийства дополнительной безжалостности фильму добавляют еще ряд акцентов сделанных авторами.
1. Пытающие офицеры-десантники («пара») показаны не как люди выполняющие свою работу, а именно как садисты-фашисты-преступники. Т. е. по началу их еще можно принять за винтики машины, просто исполняющие свою работу, но в конце вполне очевидно, что, все что было, если и по приказу, то никак не против их натуры и совести. А когда перед ними замаячило разбирательство то они вполне по-человечески струсили и вели себя как мелкие карманники при допросе, не видели, не знаем, ничего не делали.
2. Подчеркивается не просто незаконность этих действий, но даже то что не просто французское правительство 4-й республики, а непосредственное военное начальство не в курсе действий своих подчиненных. Все чуть ли не их личная инициатива.
3. То что требовали на допросах у Шарлека, это выдать тех у кого он скрывался когда его искали. Обычных людей, ни к чему не причастных просто его знакомых. Тут кстати можно и усомниться что дело было только в этом.
4. За весь фильм нет ни единого упоминания о реальных партизанах их ФНОА и реальных терактах. Напротив, подчеркивается, что «В Касбахе пока еще не делают бомбы».
В итоге и получился очень жестокий фильм про пытки и преступников в погонах. Хоть фильм и не объективен, но не могу не отказать авторам в том что, чтоб донести свое необъективное мнение ими было выбрано очень хорошее средство в виде истории реального человека запытанного насмерть и крыть это сложно. Такое мнение имеет право на существование.
7 из 10
8 августа 2015