Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 4.9 |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Слепые мертвецы 4 |
английское название: |
La noche de las gaviotas |
год: | 1975 |
страна: |
Испания
|
режиссер: | Амандо де Оссорио |
сценарий: | Амандо де Оссорио |
продюсеры: | Хосе Антонио Перес Хинер, Хосе Анхель Сантос |
видеооператор: | Франсиско Санчес |
композитор: | Антон Гарсиа Абриль |
художник: | Роза Гарсия |
монтаж: | Педро дель Рей |
жанр: | ужасы |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 августа 1975 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 29 мин |
- Вы ведь не поедете раньше завтрашнего утра?
- Еще на одну ночь остаться здесь? Об этом не может быть и речи.
Все таки франшиза Амандо де Оссорио о мертвецах-тамплиерах уникальна в своем роде. Ведь все ее части были сняты в период с 1971-го по 1975-й, еще до того, как на свет появились культовые фильмы про зомби вроде «Рассвета живых мертвецов» Ромеро или «Пожирателей плоти» Фульчи. А сама идея оживших мертвецов-крестоносцев была более оригинальна для своего времени. Только вот качество фильмов в плане проработки сценария и технического исполнения снижалось от фильма к фильму. И четвертая часть, являющаяся заключением этой квадрологии, на мой взгляд не стала исключением.
Сюжет развивается вокруг некоего доктора, который приехал со своей женой в глухую прибрежную деревушку чтобы принять эстафету врачевания у старого коллеги (стандартное клише — городской человек приезжает в глухомань, где творится чертовщина). Да вот незадача, местные жители оказались совершенно нелюдимыми да вдобавок приносили молодых девиц в жертву тамплиерам чтобы обезопасить свою деревню (опять забитая тема принесения в жертву кого-либо для блага остальных). Дальнейшую нить повествования я раскрывать не стану, дабы не спойлерить. Но могу лишь сказать, что весь сюжет целиком и полностью высосан из пальца. Складывается впечатление, что хронометраж растягивали специально затянутыми и бесполезными сценами.
Подытоживая впечатления от всех четырех фильмов могу сказать, что положительные эмоции у меня вызвала лишь первая часть. Там действительно была какая-то особая гнетущая атмосфера, совсем не свойственная для фильма 71-го то года выпуска. А все последующие же части это сплошное самокопирование и халтура. Менялись лишь локации и внешность персонажей, все остальное было плохими попытками повторить успех первой части.
Данную картину могу порекомендовать лишь «прожженным» фанатам европейского хоррор-муви 70-х годов.
5 из 10
4 октября 2016
Когда пришел темный час и покинувшие Бога тамплиеры возжелали вечной жизни — они, естественно, хотели прожить ее молодыми, полными сил мужчинами. Обагрялись белоснежные балахоны кровью очередной полногрудой жертвы, и вера в сатанинскую власть лишь крепла. Но свершилось возмездие — рыцари были повержены и рухнули во мрак ночи неприкаянными слепыми мертвецами. Создатель перегонял их из руин храма по улочкам маленького города, отправлял плавать в гнилом корабельном трюме, а теперь и остров выделил с целой группой трусливых жителей. Каждую ночь на побережье волокут очередную деву, украсившую бы собой любую картину достопочтенного Джо Д’Амато, и передают в костлявые тамплиерские объятия. Уже четвертая часть серии фильмов восходит, а девичья кровушка все льется журчащим ручьем. Этому гиблому месту нужен доктор маститый, чтоб безумие согнать, но и приезжего молодого вместе с его женой, как ни странно, может оказаться достаточно.
Черный морской туман рассеялся, «Летучий голландец» отправился мыкаться по волнам дальше, а действие «незрячей» саги Амандо де Оссорио возвращается на сушу. Большую часть времени экран устилается сизой дымкой, и день с ночью будто перестают сменять друг друга. Автор явно рассчитывал на знакомство зрителя со своими предыдущими работами, и потому сумел добавить очередной картине долгожданной динамики. Герои фильма быстро «вкушают» все прелести местного негостеприимства, но, как это часто и бывает в подобных случаях, находится добрая душа в лице миловидной шатенки — и слепой неупокоенный враг раскрыт. Ритуалы продолжаются, повсюду мрачным бризом разносятся сатанинские песнопения и помощи ждать неоткуда. Дохлые тамплиеры все те же — плащи, мечи, лошади и вечный голод до живых созданий, которых необходимо приносить в жертву, а иначе придется от злости по прибрежным камням стучать да истлевшими челюстями вращать. В этом месте уже очень давно действует неписаный указ, которому жители скрепя сердце подчиняются, да и не в традициях Оссорио сильно грузиться насчет сценария.
Ощущение отчаяния, чувство смыкающейся над головой решетки западни режиссеру удалось передать превосходно. Приятно видеть, как учитываются ошибки прошлых частей и создается более логичный фильм, радующий к тому же всеми знакомыми элементами вроде обилия фигуристых девушек, отважного героя, всезнающего уродца и, естественно, неугомонных тамплиеров. Особенно преуспел Оссорио в картинах жертвоприношения, куда добавились новые детали. Женские глаза от ужаса распахнуты неестественно широко, ритуальный клинок вонзается точно в сердце, а следом еще и куча крабов довершает кровавое дело. Трагическое прошлое незримо стыкуется с жутким настоящим, и этот поединок с наместниками сатаны кажется проигранным изначально. Однако вопреки казусам предыдущих фильмов, нынешние герои обладают чуть большим желанием жить и выживать. Мысль о бесконечности проклятия не исчезает ни на минуту, но в этой дымчатой обстановке да под шум волн может произойти немало всего. Оставив знаменитый ужас от созерцания своих мертвых подопечных, автор уравновесил происходящее попытками людей не просто бежать, куда глаза глядят, а в меру своих сил сражаться.
Что особенно удивительно для этой саги — заключительный фильм по-своему страшен и без титульных героев. Оссорио удалось хорошо передать все сложности характеров людей, которые попадают во враждебную обстановку и к тому же начинают расплачиваться за чужие грехи. Некоторое время назад режиссер решил бы любые сложности съемочного процесса при помощи разноголосых женских криков, но в этот раз ставка делается на осмысление необычного положения, из которого необходимо выбраться, и желательно без посещения проклятого храма тамплиеров. Естественно, при родном каменном антураже знаменитые покойники смотрятся наиболее органично, а созерцание уродливого алтаря способствует прикосновению к чему-то древнему и запретному. В шифровках галисийский постановщик не силен, его интересует конечная точка окаянного маршрута, вокруг нее и наматываются круг за кругом, но конец уже совсем близок. Как мощно накатывают волны на берег, так сильна ярость людей, глядящих в пустые черные глазницы. К чертям тутошные традиции и недружелюбие островитян! Кому-то неведом покой, но его можно устроить насильно, если только определить нужное место для удара подобно тому самому прикосновению сатанинского клинка.
Всего за четыре года Амандо де Оссорио выпустил свою квадрологию о слепых мертвецах. Такая стремительность, увы, не принесла ему известности Лучио Фульчи или Джорджа А. Ромеро, однако новые представители нечестивой братии вышли очень запоминающимися. Сага, конечно, далека от того, чтобы являться олицетворением европейского хоррора семидесятых, однако просмотр любого из этих фильмов полезен уже хотя бы тем, что дает новый взгляд на всем известных и благородных храмовников. Тамплиеры никогда не переставали молиться, но некоторые из них решили однажды сменить покровителя, дав старт кровавому марафону. Где-то рядом с медленно ковыляющими мертвяками всегда находился их прародитель, которому покорилось интересное дело. Вероятно, и сейчас храм Санта Мария ла Реаль де Вальдеглесиас, городишко Берзано, корабль-призрак или зловещий остров сохранили следы векового зла. Особо ярких открытий такое исследование не принесет, но и безучастными не оставит. В конце концов, быть мертвым — не значит растерять обаяние.
19 июня 2016
В данном четвёртом фильме подходят к концу ежегодные встречи со слепыми мертвецами, верно выпускаемыми Амандо де Оссорио (Amando de Ossorio). В последнем эпизоде автор приятно радует зрителей, конечно, которые изначально подготовлены к зрелищу характерному для недорогого европейского хоррора середины семидесятых про бродящих скелетообразных монстров, отдающих устарелым папье-маше. Если постоянно ранее по части сценарной работы, всегда пропись проходила с толикой заметных «шероховатостей» в поведении или мотивах действующих лиц, то ныне история выглядит гораздо умелее. Уже знакомые нередкие эротические нотки всё так же присутствуют, однако не выбиваются по смыслу нелепыми сценами, а проходят в тандеме с типичными кадрами кровавых жертвоприношений проклятых рыцарей-тамплиеров, без абстрагирования от центровой жанровой канвы. И герои не грешат неестественной озабоченностью, не портя зловещую атмосферу страха.
Сюжет, в отличие от триквела, не полнится особой новизной в изначальной базе, зато имеет ряд привлекательных нюансов. Пред нами пара из доктора и его жены, приехавшей в маленький испанский рыбацкий городок на побережье. Пришлых здесь недолюбливают, которые сталкиваются с местным угрюмым населением и их ужасной тайной с ночными обрядами-жертвоприношениями.
Безусловно, зритель, видевший предыдущие выпуски, наперёд прекрасно догадывается о начинке близлежащего заброшенного монастыря, да и чисто исходя из заглавия киноленты, нетрудно понять, что вскоре из склепов повыбираются полуистлевшие чудища с острыми мечами, охочие до громко вопящих красавиц. Но все-таки привычная схватка со слепыми мертвецами не сразу ознаменовывается на экране, ведь перед ней отлично разыграна сама недружелюбная атмосфера подле наших героев, вынужденных ощущать висящий в воздухе непроизносимый ужас, постепенно вынимая догадки о секрете города, когда все вокруг лишь стараются помешать. Подобному прекрасно способствует выбранная для съёмок местность с каменными домами, бескрайними полями и отчуждённость от цивилизации, чтоб усиливать эффект дискомфорта без права на вмешательства извне проклятой общины. Фирменная музыкальная композиция, своего рода дьявольский гимн слепых мертвецов — ещё одно благоприятное подспорье в копилку удач.
В остальном в привычной для зрителя манере автор не избегает самоцитирований или самоплагиата, демонстрируя одинакового фонового персонажа в виде городского юродивого, идейно перекочевавшего прямиком из сиквела, экскурсы в средневековье с кровавым орденом и его страшными мессами, и даже вставленных кадров родоначальника с неспешным пробуждением монстров из-под земли. Впрочем, выходящие выпуски каждый год и с ограниченным бюджетом требуют умения истекать из возможностей, важно не портить конечный результат, чего де Оссорио минует к зрительской радости.
Итоговая развязка очень стремительной, но продолжительной франшизы способна понравиться всем тем, кому полюбилась в той или иной степени единая концепция, основывающая каждый эпизод с малыми доработками. Здесь мы получим прекрасное начало из столкновения заезжих и аборигенов рыбацкого городка со своим уставом правил, повисшую тайну, явно навеянную «лавкрафтовскими» мотивами о Дагоне и его культе, а после плавно перейдём к зомби-жанру, конечно разительно отличающемуся от американских коллег из-за специфической ауры мистики, связанной с проклятыми бессмертными рыцарями-скелетами.
7 из 10
8 октября 2013
Наконец-то мне удалось добраться и до этих фильмов. Ибо, мертвецов уже так много (в кинематографе, разумеется), что сразу и не разберёшь, где живые, а где слепые. Это шутка, но в действительности, я лишь совсем недавно разыскал эту увлекательную тетралогию, качественно отличающуюся от всех остальных фильмов того же жанра и на ту же тему. В детстве, смотря одну очень занимательную американскую передачу про фильмы ужасов («Театр теней» называлась), я увидел довольно жуткую сцену из данной серии. Это была сцена из 3-го фильма «Корабль слепых мертвецов», где симпотичная блондинка тщетно пыталась выбраться из лап «смерти», карабкаясь по крутой лестнице. Но у неё ничего не вышло. Помню, тогда это произвело на меня неизгладимое впечатление, я подумал, что она уже не выберется. И вознамерился найти этот фильм…
Благодаря современным развитым компьютерным технологиям найти и посмотреть эти старые, но великолепные фильмы не составило труда. И мои ожидания меня не обманули.
Так как эта рецензия пишется в рамках четвёртого, заключительного фильма, как бы подводящего черту под всей цепочкой фильмов, можно сказать несколько общих слов. Фильмы мне очень понравились. Особенно — третий. Но и остальные — тоже замечательны. Можно сколько угодно отпускать критические замечания в адрес выдающегося испанского режиссёра господина Амандо де Оссорио, вздумавшем однажды бросить символический вызов Джорджу А. Ромеро, но вызов этот удался. Во всяком случае, если бы мне пришлось отвечать на вопрос, чьи мертвецы получились страшнее — европейские или американские? — я, не раздумывая, ответил бы, что европейские.
Главные «герои» фильмов де Оссорио — это по-настоящему страшные персонажи. Люди, зрители, если они способны нормально воспринимать окружающую действительность, всегда подсознательно боятся того, чего они не могут понять, того, где есть хоть малейший намёк на опасность. У тамплиеров нет того, за что можно «зацепиться». Ведь существуют же такие зрители, имеющие привычку делать презрительный вид и всюду искать логическое объяснение или здравый смысл, т. е. ту самую зацепку. Мертвецы Ромеро могут дать зрителям слабенькую надежду на «адекватность» (как это было в «Дне мертвецов»), их ещё можно обучать. В фильмах Оссорио это полностью исключается. Этому, в немалой степени, способствуют и те условия, в которых происходят события фильмов. Каждый, кто встанет на пути рыцарей, будет уничтожен.
Фильмы смотрятся очень легко. Здесь нет излишней затянутости. Сцены любого появления мертвецов сопровождаются особой григорианской музыкой и по-настоящему жуткими звуками, служащими логичным дополнением к картине.
Живые герои — все разные. Представлены в основном положительные персонажи. Лично меня порадовало то, что в фильмах Оссорио присутствует много красивых девушек. Хотя ужасы и эротика — понятия, по моему глубокому убеждению, несовместимые, но здесь можно сделать исключение. Тем более, что никакой пошлости там я не увидел.
Неповторимое зрелище создают старые развалины храма тамплиеров. К тому же, почти все сцены фильмов снимались на природе, а не на пресловутых военных базах или супермаркетах, например.
Игра актёров, в общем и целом, соответствует эпохе, в которой снималось данное кино. Поэтому, здесь не должно возникать особых претензий. Наверно, лучше всего «сыграли» свои роли именно «мертвецы». Костюмы, движения, походка производили очень жуткое впечатление.
Также неомненным плюсом является и то, что в данном, четвёртом по счёту, фильме режиссёр вполне логичный и достойный конец. По крайней мере, туристы могут успокоиться.
Таким образом, я считаю, что данные фильмы, ставшие классикой мирового хоррор-кинематографа, являются одними из лучших (если не лучшими) в своём жанре. Поэтому и по всему остальному я рекомендую их для просмотра всем любителям ужасов. Посмотрите — не пожалеете.
28 августа 2011
На досуге посмотрел этот фильм. Вообще, после просмотра прошлых частей меня как-то затянуло на эти серии, и я решил досмотреть весь цикл. Амандо де Оссорио, человек, который придумал всю эту идею с тамплиерами, которые воскресли, ну, впрочем, как и обещали ранее, и пришли мстить людям, которые, как они думают, виноваты в их смерти. Ну, тамплиеры на самом деле существовали и, зацепившись за эту идею, де Оссорио добавил своих идей, наполовину мистических, и в итоге у него получилось несколько фильмов на эту тему. Насколько я понял, это последняя часть из всего цикла «Слепых мертвецов», которые все никак не могут успокоиться, и постоянно воскресают и идут к ближайшему населенному пункту, дабы там вволю повеселиться и убивать людей, ведь они бессмертны, их не берут ни пули, ни огонь. И в каждом случае людям, которые уже не знают, где скрыться от этих созданий, нужно полагаться на какое-нибудь чудо, на какую-нибудь счастливую случайность, чтобы спастись. Хотя тут нужно самим действовать и спасаться, а не чего-нибудь ждать.
Уже после третьего фильма про слепых тамплиеров должно быть понятно, что все идеи вычерпаны полностью, и ничего нового не осталось. Примитивность и смысл до того ужасен и прост, что с самого начала фильма можно догадаться, чем все кончится. Если первые два фильма хоть как-то были интересны, в чем-то оригинальны и, что самое главное, страшные, то уже последующие две части получились самыми худшими. Данная картина, уже четвертая по счету, вообще ничем порадовать не может, тем более, поклонников данной серии о тамплиерах. Сюжет постоянно крутится вокруг главных героев, их здесь двое, которые куда-либо прибывают, ничего не знают о новой местности и сталкиваются с очередными проблемами. Рыцари-тамплиеры, которые частенько заезжают в эту деревню, не беспокоят жителей, потому что они приносят им жертв, в виде девушек. Те с ними ужасно расправляются, насыщаются и уезжают прочь. Наши герои должны немедленно победить их.
Хорошо, что хоть эта часть стала последней, иначе страшно подумать, что было бы, если бы выпустили еще один фильм. Амандо де Оссорио вовремя остановился и начал снимать другие фильмы. Конечно, я думаю, что он запомнится, как создатель «Слепых мертвецов», которые в чем-то оригинальны, страшны и интересны, но, на мой взгляд, несколько частей он снял зря. Они не так удачны. А если говорить про эту, то вообще ничем не запоминается. Может только тем, что она завершает цикл воскресших тамплиеров.
14 апреля 2011