Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
По древним ступеням |
английское название: |
Per le antiche scale |
год: | 1975 |
страны: |
Италия,
Франция
|
слоган: | «The sensual. The tortured. The obsessed. He is their ruler.» |
режиссер: | Мауро Болоньини |
сценаристы: | Раффаэль Андреасси, Mario Arosio, Marie Claire Solleville, Марио Тобино, Бернардино Дзаппони, Туллио Пинелли |
продюсер: | Фульвио Лучизано |
видеооператор: | Эннио Гуарньери |
композитор: | Эннио Морриконе |
художник: | Пьеро Този |
монтаж: | Нино Баральи |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 августа 1975 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 42 мин |
Мауро Болоньини опять обращается к истории. На этот раз в центре внимания период власти Бенито. Но точка обзора весьма специфическая. Мы оказываемся в психиатрической лечебнице. Там всем заправляет властный доктор Бонкккорси.
В чем выражается его властность? Он умело использует слабость пациентов. Он растворяется в их болезненных переживаниях и его принимают без каких-либо оговорок. А он тому и рад. Он даже не скрывает, что практически с каждой пациенткой у него куда более близкие отношения. Таков метод.
А пока он напряженно ищет бактерию безумия и мечтает сделать феноменальное открытие его заместитель отказывается от сексуальной близости. Более того, дама внимательно следит за доктором и полагает, что его поведение соответствует диагнозу 'шизофрения'.
Чем не 'Кривые линии Бога'? И пусть Франсуаз Фабиан оказывается совсем лишена убедительности. Зато Марчелло, Барбара Буше и Марта Келлер неимоверно точны и правдоподобны. В небольшой роли оказывается и приглашенная звезда - Лючия Бозе.
Однако в целом эта милая стилизация от Мауро Болоньини немного не дотягивает. Интрига зависает. Действие затормаживается в сексуальных перверсиях доктора и Барбары Буше. Увы... но ключевым моментом оказывается и односложность Франсуаз Фабиан. Ее героиня вроде бы противодействует укладу... Но природа ее поступков остается за кадром.
Что же касается параллелей человеческого безумия с установившимся в те годы режимом дуче, то все аналогии оказываются слишком простыми. Тем самым лента представляется мне лишь замечательным визуальным эскизом.
6 из 10
8 июня 2023
«В палате психбольницы изучаю людей и люблю их. Здесь ожидаю: славу и смерть».
Самая большая загадка этого фильма — его название. Герои истории ходят, иногда бегают по лестницам психиатрической больницы, но об этих ли ступенях речь? «В беду падают, как в пропасть, вдруг, но в преступление сходят по ступеням», — считал один из русских декабристов. Возможно ли предположить, что безумцы, упрятанные в клинику, вдруг попали в беду, но общество за стенами больницы, сходит в фашизм по ступеням? На этот вопрос не ответить, не посмотрев фильм.
Профессор Бонаккорси (Марчелло Мастоянни) вот уже восемь лет не выходит из психиатрической клиники, где работает с неизлечимо больными людьми. Он уверяет, что озабочен только наукой: ищет ген, вирус или какую-либо другую причину человеческого безумия. Доктор даже не знает, кто такие фашисты, пришедшие к власти в Италии. Рядом с ним живут и трудятся директор клиники с супругой, и пара женщин медиков. Остальные работники больница — пациенты. И вот, в этот замкнутый мир приезжает на стажировку доктор Анна Берсани (Франсуаза Фабиан): носительница новых знаний, идей, а, главное, очень самостоятельная и наблюдательная женщина.
Фильм снят по одноименному роману итальянского писателя, поэта и психиатра Марио Тобино. Тремя годами ранее книга была удостоена престижной национальной литературной премии Кампьелло. Сам Тобино работал в подобной клинике, а потому, надо полагать, его описания очень точны. Во всяком случае, экранизация впечатляет сценами проявлений различных видов безумия. От этого в какой-то момент становится откровенно не по себе.
Но сама история не содержит особенных открытий. Увы. Хотя актеры играют хорошо.
Картина стала последней для молодого французского актера Пьера Блеза. Он родился в 1952 году в бедной деревенской семье, работал лесорубом. Ради шутки пришел на кастинг фильма «Лакомб Люсьен» Луи Маля и получил главную роль. Снялся еще в трех лентах, включая «По древним ступенькам». В год премьеры, возвращаясь домой с вечеринки, автомобиль Блеза врезался в дерево. Пьер погиб на месте.
6 из 10
5 июня 2016
Тридцатые годы в Италии, Муссолини у власти, однако в клинике для душевнобольных, расположенной на периферии молодого фашистского государства, время словно замерло. Профессор Бонакорси одержим идеей найти возбудитель безумия, находящийся, по его мнению, в крови. Он живет в клинике много лет, как и его коллеги. Каждый день он общается с пациентами, но на попытки лечения это мало похоже. Выглядит все так, будто на них давно поставили крест и просто содержат здесь. При этом Бонакорси спит почти со всеми женщинами из своего окружения, будь они замужние или нет. Однажды в клинике появляется молодая женщина-специалист, у которой свои взгляды на лечение. Бонакорси пытается и ее записать в ряды своих поклонниц, но получает отпор, который заставляет его по-иному оценить себя и свою жизнь.
Эта картина продолжает фундаментальный сюжет чеховской «Палаты номер 6» о сходстве душевнобольных и их врачей. Формально эти люди очень разные, но сущностно оказываются близки. Врачи, вынужденные жить в тесном мирке больницы и общаться только в своем кругу, превращаются фактически в полуизвращенцев, сводящих смысл своего существования к сексу. Безусловно, фрейдистская линия в этой работе очевидна. Вызов ей как раз бросает новоприбывшая молодая женщина, пытающаяся отстоять прогрессивный взгляд на лечение, но встречающая лишь отпор мастодонтов вроде профессора Бонакорси.
В фильме показан ужасающий быт психиатрических клиник первой трети прошлого века. Лекарств практически никаких нет (они еще не изобретены), все лечение сводится к изоляции, иногда — беседам. Желание Бонакорси научно проникнуть в тайну безумия похвально, однако оказывается палкой о двух концах. По сути, для него это занятие — просто затянувшая попытка убедить себя в психическом здоровье. Деревья, лужайки, неагрессивные цвета клиники маскируют тяжелейший душевный мрак пациентов, большинство желаний которых также, как и у врачей, являются сексуальными.
Отчасти «Старые ступени» прочитываются как приговор старому дофашистскому времени. Бонакорси и всю Италию ждет временный и фатальный триумф воли, который, возможно, и сумеет кого-то излечить, но одновременно заставит заплатить куда большую цену, чем просто психическое равновесие. Так или иначе, пока безумие остается неразрешимой загадкой.
8 из 10
26 декабря 2015