Окаменелость
Kaseki
7.5
1974, драма
Япония, 3 ч 20 мин
В ролях: Син Сабури, Маюми Огава, Комаки Курихара, Тэцуо Хасэгава, Суэ Митобэ
и другие
Успешный бизнесмен Тадзихэй Ицуки отправляется в Европу, чтобы в спокойствии провести отпуск. Но здесь он лицом к лицу встречается со своей смертью.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Окаменелость

английское название:

Kaseki

год: 1974
страна:
Япония
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: ,
видеооператор: Кодзо Окадзаки
композитор:
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 4 октября 1975 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 3 ч 20 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Отзывы критиков о фильме «Окаменелость», 1974

«Я в свое время внимательно прочел «Смерть Ивана Ильича». Ничего кроме скучного любопытства не испытал. Дело в том, что героизация обычного человека никогда не может удастся». Эдуард Лимонов

Он шёл в кабинет, ложился и оставался опять один с нею, с глазу на глаз с нею»

Л. Н. Толстой. Смерть Ивана Ильича

Ицуки, богатый вдовец (Экклезиаст, 2:3—10), возраста чуть-за-средний, отправляется в Европу, чтобы развлечься и отдохнуть. С ним молодой подчинённый, умный и заботливый. К услугам образованного богача — лучший номер, изысканные удовольствия, тонкие впечатления. Из окна — уже знакомые ему виды Парижа, впереди — испанские Кордова и Гранада, за ними, возможно, Италия и Германия. Вот только за окном зима, пейзажи опустевшего города напоминают выцветшие фотографии, этаж в гостинице, если считать по-японски, четвёртый, а светская львица, французская японка мадам Марселин, вызывает слишком странное притяжение: так предчувствующая душа непременно находит объект мистического страха. Страха, потому что предательски болит живот, вид еды вызывает тошноту, и всё время качает от усталости. После посещения французского госпиталя Ицуки по недоразумению получает выписки, которые не должен был видеть…

Ицуки в какой-то степени собрат режиссера, — Кобаяси, как и герой, воевал в Манчжурии. Сбежавший от нелюбимой мачехи из дома отца, похоронивший жену, выдавший замуж двух дочерей, трудившийся до крайней степени славного японского трудоголизма, воевавший, Ицуки знал о смерти, видел её жертв раньше, но не её саму. Безусловно, есть логика в том, что в качестве персональной смерти выбирается женщина. В конце концов, это Париж, персонифицированная Смерть любила здесь поэта Орфея. Немного странно, что Смерть Ицуки — дама, по его же словам, не слишком молодая и не слишком красивая; от эстетического экстаза «Смерти в Венеции» нет и следа; да и важно ли место, если Соломон и Конфуций говорят в унисон. Воображение, стирая наносное (нанесенное), доводит изображение женщины до японского идеала целомудрия и строгости: усталое лицо, простые одежды, всепроникающий, но тёплый и мудрый взгляд. Две мадам Марселин теперь рядом с героем: одна явная, любознательная, весёлая спутница в поездках, и одна потаённая, спутница в путешествиях внутрь себя, синигами.

Фильм Масаки Кобаяси именно что ничего не должен бы вызывать, кроме скучного любопытства. Ясуси Иноуэ, автор литературного источника, не Томас Манн, не Иван Бунин и не Лев Толстой, а уж как в эпоху популярной религии и популярной психологии затрёпаны мысли о том, что рак — ключ к просветлению, а опыт умирания бесценен. Но семидесятые прошлого века, застывшее послевоенное время, — в каком-то смысле время девственности иных понятий и действий. А обычный человек — это каждый из нас, и потому простые фильмы с обнаженной моралью, с совершенно бесхитростно поданными переживаниями, не трогали бы, не волновали, не будь на свете эмпатии. Красота, элегантность, макияж западной женщины семидесятых давно вышли из моды; так же точно вышли из моды и те чувства, которые испытывает герой: открытый стыд перед неправедностью захватнической войны, открытая жалость к близким, недополучившим любви, открытое стремление обрести веру. Нет, безусловно, беспомощность человека перед своим прошлым, жалость к безрадостно и нещедро проведенной жизни никто не отменил, но как роковую женщину нынче принято подавать под иным макияжем, так принято подавать и эти чувства — красиво, но под тонким слоем иронии. Единство жанра, времени и чувств — вот что позволяет смиряться с безыроничной открытостью.

Двухчастный фильм собран из шестисерийного сериала, оттого он не затянут, нет, — он местами чрезмерно подробен, растянут долгими слишком «жизненными» диалогами, убирающими из внешне «нуарного» фильма всякий намёк на саспенс. Пожалуй, именно оттого фильм, вызывающий в памяти образы высокой литературы, скорее ближе именно толстовским строкам о смерти, неважно, из какого произведения. Ведь именно у Толстого, так боявшегося смерти, что, казалось, с каждым умирающим героем делавшего себе некую от неё прививку, всё предшествующее концу совершенно, до пошлости, обыденно, просто и банально. Банальность, но беда в том, что такой до боли банальный путь приходится долго ли, коротко, пройти каждому. Это — простота японского стиха, в котором практически нет метафор, где каждое слово означает ровно то, что оно означает, и всё же намного больше; потому, что человеку не нужно ничего воображать более того, что есть, что перед глазами, что внутри души, — это и так слишком много. Фильм затянут настолько, насколько затянут порой очень важный человеческий опыт, — несколько месяцев оказываются огромной, большой жизнью, гораздо большей, чем вся предыдущая. Эта огромная жизнь оказывается не только романом со смертью. Она меняет все действующие лица жизненной пьесы: срываются все маски, надетые самим человеком.

Заявленная в заглавии фильма окаменелость — может быть, единственная загадка фильма. При некоторой предсказуемости развития сюжета, сюжетных встреч и разговоров, пожалуй, именно красота кадров не даёт оторваться от экрана в первую очередь. Фильм с закадровым текстом и траурно-классическим музыкальным сопровождением порой кажется документальным, настолько живы в нём пейзажи и выпуклы вещи. Зимняя приглушённость, зимнее отсутствие суеты, безгламурная простота прошлого. И эта затемненность вместе с постоянным сонным забытьем героя в начале его страха: вечное ощущение вечера или утра, сумерек, когда то ли ночь надвинется окончательно, то ли как раз отступит, дав место безгорестному дню. Скелетированный город с железными хребтами мостов, камень улиц, камень бургундских соборов, с которым герою хочется слиться, каменные лица скульптур Родена, окамененное нечувствие, — и так до разгадки символики, до той окаменелости моллюсков мрамора, что окончательно развенчает бессмертие и сделает смертность атрибутом жизни. Краски цвета камня холодят в «западной» серии, теплеют в «восточной», «домашней»; внезапное солнце где-нибудь в бокале, на боку вещи, заостряет внимание, делая вещь такой (не)наглядной, как лист клёна осенью. Всё просто, как и было сказано, и только ближе к концу фильма режиссер словно доходит наконец до некоей «точки тонкости», создавая с оператором нежные впечатляющие сцены — облако заснеженных ветвей, обманывающее глаз (прикинулось вишней в цвету), тающий тонкий профиль тенью у кровати. И только ближе к концу жизни судьба расставляет точки. Син Сабури с выразительным лицом и печальными глазами, вытягивающий живой игрой весь фильм, один из ведущих актёров Одзу, Госё, Симадзу, режиссер, лауреат престижных премий, скончается 22 сентября 1982 года от рака. Его путь рядом с синигами будет коротким — всего 19 дней. Возможно, благодаря Ицуки. Жизнь интереснее книг и фильмов.

24 октября 2019

«Я в свое время внимательно прочел «Смерть Ивана Ильича». Ничего кроме скучного любопытства не испытал. Дело в том, что героизация обычного человека никогда не может удастся». Эдуард Лимонов

Он шёл в кабинет, ложился и оставался опять один с нею, с глазу на глаз с нею» Л. Н. Толстой. Смерть Ивана Ильича

Ицуки, богатый вдовец (Экклезиаст, 2:3—10), возраста чуть-за-средний, отправляется в Европу, чтобы развлечься и отдохнуть. С ним молодой подчинённый, умный и заботливый. К услугам образованного богача — лучший номер, изысканные удовольствия, тонкие впечатления. Из окна — уже знакомые ему виды Парижа, впереди — испанские Кордова и Гранада, за ними, возможно, Италия и Германия. Вот только за окном зима, пейзажи опустевшего города напоминают выцветшие фотографии, этаж в гостинице, если считать по-японски, четвёртый, а светская львица, французская японка мадам Марселин, вызывает слишком странное притяжение: так предчувствующая душа непременно находит объект мистического страха. Страха, потому что предательски болит живот, вид еды вызывает тошноту, и всё время качает от усталости. После посещения французского госпиталя Ицуки по недоразумению получает выписки, которые не должен был видеть…

Ицуки в какой-то степени собрат режиссера, — Кобаяси, как и герой, воевал в Манчжурии. Сбежавший от нелюбимой мачехи из дома отца, похоронивший жену, выдавший замуж двух дочерей, трудившийся до крайней степени славного японского трудоголизма, воевавший, Ицуки знал о смерти, видел её жертв раньше, но не её саму. Безусловно, есть логика в том, что в качестве персональной смерти выбирается женщина. В конце концов, это Париж, персонифицированная Смерть любила здесь поэта Орфея. Немного странно, что Смерть Ицуки — дама, по его же словам, не слишком молодая и не слишком красивая; от эстетического экстаза «Смерти в Венеции» нет и следа; да и важно ли место, если Соломон и Конфуций говорят в унисон. Воображение, стирая наносное (нанесенное), доводит изображение женщины до японского идеала целомудрия и строгости: усталое лицо, простые одежды, всепроникающий, но тёплый и мудрый взгляд. Две мадам Марселин теперь рядом с героем: одна явная, любознательная, весёлая спутница в поездках, и одна потаённая, спутница в путешествиях внутрь себя, синигами.

Фильм Масаки Кобаяси именно что ничего не должен бы вызывать, кроме скучного любопытства. Ясуси Иноуэ, автор литературного источника, не Томас Манн, не Иван Бунин и не Лев Толстой, а уж как в эпоху популярной религии и популярной психологии затрёпаны мысли о том, что рак — ключ к просветлению, а опыт умирания бесценен. Но семидесятые прошлого века, застывшее послевоенное время, — в каком-то смысле время девственности иных понятий и действий. А обычный человек — это каждый из нас, и потому простые фильмы с обнаженной моралью, с совершенно бесхитростно поданными переживаниями, не трогали бы, не волновали, не будь на свете эмпатии. Красота, элегантность, макияж западной женщины семидесятых давно вышли из моды; так же точно вышли из моды и те чувства, которые испытывает герой: открытый стыд перед неправедностью захватнической войны, открытая жалость к близким, недополучившим любви, открытое стремление обрести веру. Нет, безусловно, беспомощность человека перед своим прошлым, жалость к безрадостно и нещедро проведенной жизни никто не отменил, но как роковую женщину нынче принято подавать под иным макияжем, так принято подавать и эти чувства — красиво, но под тонким слоем иронии. Единство жанра, времени и чувств — вот что позволяет смиряться с безыроничной открытостью.

Двухчастный фильм собран из шестисерийного сериала, оттого он не затянут, нет, — он местами чрезмерно подробен, растянут долгими слишком «жизненными» диалогами, убирающими из внешне «нуарного» фильма всякий намёк на саспенс. Пожалуй, именно оттого фильм, вызывающий в памяти образы высокой литературы, скорее ближе именно толстовским строкам о смерти, неважно, из какого произведения. Ведь именно у Толстого, так боявшегося смерти, что, казалось, с каждым умирающим героем делавшего себе некую от неё прививку, всё предшествующее концу совершенно, до пошлости, обыденно, просто и банально. Банальность, но беда в том, что такой до боли банальный путь приходится долго ли, коротко, пройти каждому. Это — простота японского стиха, в котором практически нет метафор, где каждое слово означает ровно то, что оно означает, и всё же намного больше; потому, что человеку не нужно ничего воображать более того, что есть, что перед глазами, что внутри души, — это и так слишком много. Фильм затянут настолько, насколько затянут порой очень важный человеческий опыт, — несколько месяцев оказываются огромной, большой жизнью, гораздо большей, чем вся предыдущая. Эта огромная жизнь оказывается не только романом со смертью. Она меняет все действующие лица жизненной пьесы: срываются все маски, надетые самим наблюдателем.

Заявленная в заглавии фильма окаменелость — может быть, единственная загадка фильма. При некоторой предсказуемости развития сюжета, сюжетных встреч и разговоров, пожалуй, именно красота кадров не даёт оторваться от экрана в первую очередь. Фильм с закадровым текстом и траурно-классическим музыкальным сопровождением порой кажется документальным, настолько живы в нём пейзажи и выпуклы вещи. Зимняя приглушённость, зимнее отсутствие суеты, безгламурная простота прошлого. И эта затемненность вместе с постоянным сонным забытьем героя в начале его страха: вечное ощущение вечера или утра, сумерек, когда то ли ночь надвинется окончательно, то ли как раз отступит, дав место безгорестному дню. Скелетированный город с железными хребтами мостов, камень удиц, камень бургундских соборов, с которым герою хочется слиться, каменные лица скульптур Родена, окамененное нечувствие, — и так до разгадки символики, до той окаменелости моллюсков мрамора, что окончательно развенчает бессмертие и сделает смертность атрибутом жизни. Краски цвета камня холодят в «западной» серии, теплеют в «восточной», «домашней»; внезапное солнце где-нибудь в бокале, на боку вещи, заостряет внимание, делая вещь такой (не)наглядной, как лист клёна осенью. Всё просто, как и было сказано, и только ближе к концу фильма режиссер словно доходит наконец до некоей «точки тонкости», создавая с оператором нежные впечатляющие сцены — облако заснеженных ветвей, обманывающее глаз (прикинулось вишней в цвету), тающий тонкий профиль тенью у кровати. И только ближе к концу жизни судьба расставляет точки. Син Сабури с выразительным лицом и печальными глазами, вытягивающий живой игрой весь фильм, один из ведущих актёров Одзу, Госё, Симадзу, режиссер, лауреат престижных премий, скончается 22 сентября 1982 года от рака. Его путь рядом с синигами будет коротким — всего 19 дней. Возможно, благодаря Ицуки. А каков этот путь, мы не узнаем: жизнь сложнее и мистичнее книг и фильмов.

23 сентября 2019

Драма Окаменелость появился на телеэкранах в далеком 1974 году, его режиссером является Масаки Кобаяси. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Син Сабури, Маюми Огава, Комаки Курихара, Тэцуо Хасэгава, Суэ Митобэ, Итиро Накатани, Ориэ Сато, Юсукэ Такита, Дзюкити Уно, Кэи Ямамото, Харуко Сугимура, Кэйко Киси, Хисаси Игава, Ёсио Инаба, Сигэру Кояма.

Страна производства - Япония.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.