Землетрясение
Earthquake
6.3
5.9
1974, боевик, триллер, драма
США, 2 ч 9 мин
16+

В ролях: Чарлтон Хестон, Ава Гарднер, Ричард Раундтри, Уолтер Мэттау, Педро Армендарис мл.
и другие
Когда самое страшное в истории человечества землетрясение накрывает Южную Калифорнию, Лос-Анджелес встает на дыбы, а ударные волны разбивают вдребезги судьбы его жителей.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Землетрясение

английское название:

Earthquake

год: 1974
страна:
США
слоган: «An Event...»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , ,
видеооператор: Филип Х. Лэтроп
композитор:
художники: Александр Голицын, Е. Престон Амес, Бертон Миллер, Фрэнк Р. МакКелви, Эдит Хэд
монтаж:
жанры: боевик, триллер, драма
Поделиться
Финансы
Бюджет: 7000000
Сборы в США: $79 666 653
Мировые сборы: $79 666 653
Дата выхода
Мировая премьера: 15 ноября 1974 г.
на DVD: 26 сентября 2006 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 2 ч 9 мин
Другие фильмы этих жанров
боевик, триллер, драма

Видео к фильму «Землетрясение», 1974

Видео: Трейлер (Землетрясение, 1974) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Землетрясение», 1974

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Землетрясение», 1974

Чуть-чуть не хватило сюжета

Эпичные фильмы-катастрофы были популярны и собирали неплохую кассу еще задолго до тянучек Эммериха. И «Землетрясение» — тому отличный пример. Правда, тут мы имеем и звездный каст, и сценарий от создателя «Крестного отца»… Хммм, разноплановый был человек Пьюзо, ничего не скажешь. Но — давайте ближе к делу.

Фильм «Землетрясение», как вы можете догадаться по названию, повествует о природном явлении, при котором происходит движение… Ну вы поняли. Если вы видели один фильм-катастрофу — то видели их все, и можно поиграть в интересную игру-бинго. Просто зачеркивайте, если что-то из списка ниже появляется на экране:

1. Ученые, которые предупреждали о катастрофе

2. Высокое начальство, которое не слушало

3. Политик или бизнесмен, который запрещал эвакуацию, мотивируя убытками

4. Семья на грани развода, которую катастрофа объединяет

5. Отец, который ищет свою жену и ребенка

6. Ребенок, которого ищет мать

7. Любимый питомец, которого ищет ребенок

8. Мародеры с оружием

9. Паникеры с оружием

10. Фраза «Нет, это не конец, это только начало…»

Безусловно, не все пункты этого списка вы сможете отметить при просмотре «Землетрясения», но в целом логика примерно такая.

В противоположность довольно клишированному сюжету в фильме имеются отличные для 70-х спецэффекты — судя по всему, снятые на миниатюрах, которые настолько идеально вписаны в кадр, что начинаешь жалеть о наступлении эпохи компьютерной графики. Непосредственно разрушению посвящена значительная часть фильма, и выглядит она настолько аутентично, насколько возможно. Пара неудачных кадров общую картину не портит, хотя они и способны развеселить современного зрителя.

Ну и финальный штрих в рецензию — это, конечно, актеры. Перечень максимально внушительный — пусть большинство на момент съемок уже и не было в листе звезд первой величины, но заслуги того же Чарльтона Хэстона сложно переоценить. Все персонажи, исполненные звездами, на экране совершенно живые — сомневаются, ругаются, действуют.

В целом — «Землетрясение» представляет собой классический пример отлично отшлифованного фильма-катастрофы. Единственным недостатком тут является скорее особенность жанра — это не боевик и не триллер, поэтому динамика может показаться довольно медленной и местами скучной.

18 апреля 2021

Колосс на фоне современных пигмеев

После выхода на экраны очередного пафосного летнего блокбастера «Разлом Сан-Андреас», являющегося квинтэссенцией всех лент подобного рода, самое время вспомнить его легендарного предшественника — фильм-катастрофу 1974 года «Землетрясение», и попробовать разобраться, к чему пришёл жанр за 40 прошедших лет.

Итак, Лос-Анджелес. Прекрасный летний день.

Преуспевающий инженер Графф переживает очередную размолвку со своей глупой вздорной женой Реми (отец которой, Сэм, является его боссом — директором крупной строительной фирмы), после чего отправляется навестить Деннис, жену бывшего коллеги Граффа по работе, которая осталась с сыном одна.

Инспектора Лу после погони за дорожным хулиганом, обернувшейся стычкой с окружным полицейским, отстраняют от работы.

Учёные Калифорнийского института сейсмических исследований, анализируя характер предыдущих толчков, приходят к выводу, что не за горами крупное землетрясение.

Девушка Роза, у которой не нашлось денег на покупку в супермаркете, неожиданно получает её как выражение галантности от администратора Джоди, после чего мы узнаём, что администратор — сержант запаса, над которым издеваются соседи по дому.

Каскадёр Майлз и его приятель Сэл (приходящийся братом Розе) на последние деньги готовят трюковое выступление на мотоциклах, призванное поразить спонсоров.

Но все планы наших героев рушит небывалое девятибалльное землетрясение…

Хотя в своё время фильм стал настоящим прорывом по части спецэффектов, изображающих картину разверзающейся земли, и нельзя сказать, что спустя 40 лет эти эффекты безнадёжно устарели, лично я бы сказал, что их уровень находится между тем, что имел место в «Приключениях Посейдона», и тем, что был продемонстрирован в «Аде в поднебесье». Если в фильме 1972 года игрушечный кораблик бросается в глаза с первых кадров, и дальше это впечатление только усугубляется, то в «Аде» всё сделано настолько качественно, что до сих пор создаёт ощущение реальности. «Землетрясение» же в этом плане неровно — иногда сидишь, открыв рот, а иногда улыбаешься, глядя на картонные домики и пенопластовые бетонные блоки. При всём при том воссозданная на экране катастрофа «пробирает» гораздо сильнее, чем осыпающиеся градом компьютерных обломков огромные компьютерные небоскрёбы в «Сан-Андреасе», зрелище которых вызывает разве что неудержимую зевоту (и это на большом-то экране).

Перед просмотром фильма я рассчитывал на то, что хотя бы не увижу штампов, намертво прилипших к современным представителям жанра: полусумасшедшего учёного, который один знает о катастрофе, но его никто не слушает; семейной драмы со счастливым воссоединением в конце (на фоне дымящихся развалин); развевающихся (на фоне развалин же) американских флагов; спасений в последний миг; надрывных диалогов в духе «Беги! — Нет, я тебя не брошу!»; собачки, которая выжила, в то время как тысячи умерли, и прочего. Что можно сказать по этому поводу? В том виде, в котором эти и другие штампы успели настояться к нашему времени, их в картине действительно нет. Но интересно то, что здесь мы видим многие эти штампы в их «эмбриональном состоянии», соответствовавшем моменту, когда жанр только зарождался. Соответственно, вместо учёного-изгоя здесь — крупный институт, в котором идут адекватные научные дискуссии между сторонниками версии землетрясения и её противниками. Семейные разборки и поиски жены здесь есть, но экранного времени на них отводится не так уж и много (а финал картины современного зрителя так и вовсе потрясёт). Американских флагов и надрывных диалогов нет, как нет и проклятой собачки. Счастливые спасения в последний миг — есть, но сделаны так, что вызывают не смех, а сопереживание за героя.

При всём при этом картина в значительно большей степени, чем вышедший в тот же год «Ад в поднебесье», ближе к тому, что в наши дни называют «летним блокбастером», призванным пощекотать нервы зрителя: здесь полностью отсутствуют сюжетные линии, повествующие о каких-либо социальных проблемах (тех, кто ожидает увидеть мэров-коррупционеров и вороватых подрядчиков, строящих не рассчитанные на землетрясения здания, фильм разочарует), жёстких сцен намного меньше, а романтическая тема ограничивается стандартным треугольником. Интересен, однако, характер забитого администратора Джоди, который после получения оружия превращается в настоящего отморозка (благодаря в том числе наличию этой истории фильм не скатывается на уровень окончательного «спинномозговика»).

Из интересных примет времени: вид с крыши едущей полицейской машины с мигалками на переднем плане, а также разговор Граффа из телефона в машине (сейчас даже сложно понять, насколько статусным было обладание таким телефоном, при том, что при просмотре даже не понимаешь сразу, что такого — ну говорит человек по телефону из машины, и что?)

Теперь по недостаткам. Лично мне осталось непонятным, зачем в фильме присутствовала сюжетная линия с каскадёрами. Она до того лишняя, что создатели картины забыли свести в конце Рози, Майлза и Сэла, и судьба двух каскадёров осталась неизвестной. Что были они, что не были… Наконец, в фильме есть и мгновенно бросающиеся в глаза ляпы — вроде лифта без автоматического тормоза или стеклянной крыши, абсолютно целой после падения на неё человека.

Как я уже отметил, «Землетрясение» — это в значительной степени блокбастер «ближнего прицела» Тем интереснее то, что на фоне его современных аналогов, выпускаемых Эммерихом и его последователями, фильм выглядит едва ли шедевром: если в «Послезавтра» ещё прослеживались какие-то мотивы ответственности учёных перед обществом, а «2012» отлично веселил за счёт идиотизма всего происходящего, то «Разлом Сан-Андреас» (который наиболее близок «Землетрясению» по сюжету) настолько стерилен, настолько лишён оригинальности и того, что называют «правдой жизни», что поневоле понимаешь тех рецензентов, которые призывают «похоронить этот фактически умерший жанр и прекратить издеваться над трупом».

В «Землетрясении» — неоднозначные главные герои? В «Сан-Андреасе» — лишённый индивидуальности пластмассовый качок.

В «Землетрясении» спасение женщин — это целая история? В «Сан-Андреасе» героиня прыгает по бетонным плитам, как кузнечик!

В «Землетрясении» инспектор Лу под дулом пистолета приказывает Граффу, ищущему Деннис, выйти из машины, потому что машина нужна другим людям? В «Сан-Андреасе» герой «Скалы» берёт государственный вертолёт и спокойно отправляется на поиски своей жены!

В «Землетрясении» показано взаимодействие различных городских служб и то, чего стоит вытащить людей из подвала только одного рухнувшего небоскрёба? В «Сан-Андреасе» под упавшими небоскрёбами нам не покажут ни одного погибшего или пострадавшего!

В «Землетрясении» напряжённый сюжет, не дающий заскучать? В «Сан-Андреасе» рискуешь вывихнуть челюсть даже при виде падающих небоскрёбов.

В общем, если сравнивать с современными аналогами, я бы дал фильму 10 из 10. Но объективно, с учётом изложенного ранее, он всё-таки не безупречен. Поэтому

7 из 10

30 июня 2015

Потрясающий воображение, Часть 2.

Когда я смотрел «Ад в поднебесье» то был 1) впечатлён и 2) не готов к просмотру последующих фильмов-катастроф. Именно поэтому я свято верил, что заголовок к моему отзыву на фильм с МакКуином и Ньюманом не обретёт цифру 2, т. е. не найду я такой фильм, который встанет с ним наравне. Но нате вам — такой фильм нашёлся и более того — он тоже был снят в 1974-м году и тоже претендовал на несколько Оскаров и несколько же получил. Это фильм с незатейливым названием «Землетрясение».

В своё время критики, впрочем, моего энтузиазма не разделяли. В целом — зря. Конечно, тут слабее прописан сценарий (причём заведовал им сценарист «Крёстного отца» Марио Пьюзо), однако заметно это разве что в начале, когда всё тихо-мирно и о землетрясении никто слыхом не слыхивает. Зато эти сцены влёгкую вытягиваются тандемом Хестон-Кеннеди призванным, само собой, заменить дуэт МакКуина-Ньюмана из «Ада в поднебесье», что им с лихвой удаётся. И как бы то ни было за их персонажей искренне волнуешься или радуешься. Это в назидание Роланду сыну германскому Эммериху, чьи фильмы при всём их масштабе грешат одноклеточными и заштампованными персонажами.

Кстати, о Эммерихе: в «Землетрясении» есть сбрендивший военный, внешне и умственно дико, неимоверно похожий на Вуди Харрельсона который, как мы знаем, сыграл в «2012». Такой вот каламбур. Но не суть. Стоит отметить отличнейшие спецэффекты, которые выигрывают у «Ада в поднебесье» в масштабности, ибо там — пусть и большое, но всё-таки здание, а тут в труху перемалывается целый Голливуд, рушатся дома, прорывает плотину — и по сей день это выглядит грандиозно.

Ещё тут милые (и талантливые!) актрисы есть, есть толика юмора (не всегда к месту, но всё же), есть талантливые и харизматичные актёры, даже милая белая собачка есть — всё тут есть. И сравнивать сию картину с пресловутым «Адом в поднебесье» даже как-то некорректно — фильм Робсона просто хочется поставить отдельно и любоваться попеременно то на один экспонат, то на другой. А ведь ещё столько впереди — слыхал я, цикл «Аэропорт» такой есть… А там и наш «Экипаж» добрым словом можно помянуть, хотя это бессмысленно, так как шедевр в лишних увещеваниях не нуждается. В общем, сердечное Спасибо семидесятым за грандиозные разрушения.

10 из 10

12 ноября 2012

Даже спустя несколько десятилетий он смотрится с интересом, а для того времени наверняка шедевром был. Единственный минус, пол-фильма потрачено впустую на развитие событий и тихую городскую жизнь. Можно было и поинтересней начало сделать или поменьше на полчасика. А то сам фильм на 2 часа сделали, а первый час смотреть особо и не на что.

Катастрофа только в середине начинается и масштаб её просто огромен, аж дух захватывает. За первую половину фильма 2, за вторую 9. Общая

6 из 10

26 июня 2009

Боевик Землетрясение появился на телеэкранах в далеком 1974 году, его режиссером является Марк Робсон. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Чарлтон Хестон, Ава Гарднер, Ричард Раундтри, Уолтер Мэттау, Педро Армендарис мл., Кип Нивен, Скотт Хайлендс, Алекс Браун, Фрэнсис Осборн, Лонни Чэпмен, Диана Херберт, Грант Оуэнс, Чарли Пичерни, Китти Валлачер, Дик Уорлок.

На фильм потрачено свыше 7000000.В то время как во всем мире собрано 79,666,653 доллара. Страна производства - США. Землетрясение — имеет рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,2 из 10. Значение чуть ниже среднего. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.