Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Сумасшедший дом |
английское название: |
Madhouse |
год: | 1974 |
страны: |
Великобритания,
США
|
слоган: | «Lights, Camera, Murder!» |
режиссер: | Джим Кларк |
сценаристы: | Энгус Холл, Ken Levison, Грег Моррисон, Роберт Куорри |
продюсеры: | Сэмюэл З. Аркофф, Милтон Суботски, Джон Дарк, Макс Розенберг |
видеооператор: | Рэй Парслоу |
композитор: | Дуглас Геймли |
художник: | Тони Кертис |
монтаж: | Clive Smith |
жанры: | ужасы, триллер, криминал, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 28 марта 1974 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 32 мин |
Понять, кто здесь истинный убийца, - задача неосуществимая до самых последних минут. Все с самого начала указывает на Пола с его нервозностью и попаданием в сумасшедший дом, после которого так и хочется признать в нем истинного убийцу, тем более что на многоликость Пола намекает и сам режиссер в доме Херберта, когда отражение его лица в зеркале дробится на отдельные маленькие элементы, отходящие от основы зеркала. Фильм является в каком то смысле и ретроспективой и данью уважения Прайсу, на протяжение всей ленты мы видим атрибуты из прошлых проектов мастера ужасов: тот же граммофон доктора Файбса и отрывки из наиболее популярных картин, но больше всего здесь представлены отрывки из фильма «Истории ужасов» и знаменитый гипноз Вальдемара, являющийся в каком то смысле затравкой для злоключения Пола и размышлением о многосоставности нутра человека и страхе смерти.
Лодка с покойницей, молодой актрисой - тоже некий реверанс в сторону «Доктора Файбса», она как будто прибывает из царства мертвых, куда ее пустил зловещий доктор, но вероятнее всего это у меня разыгралось воображение, и этот оммаж на финальную сцену из «Возвращения доктора Файбса» я преувеличил. «Madhouse» - прежде всего удачная попытка вернуть былую славу именитых актеров своего жанра. которых к середине семидесятых подзабыли. Сделать это было крайне тяжело, ведь повсюду есть скептики вроде телевизионных дилетантов или полицейского из Скотланд-Ярда, считающих фильмы ужасов тех лет вакханалией и пережитком прошлого. Когда поиски убийцы превращаются в фарс, и все становится очевидным, режиссер Джим Кларк привносит в картину так необходимую иронию в изобличении зависти человеческой природы, тем самым увековечивая гениев жанра.
Прайс и сам как будто бы скучает по былым денькам, сидя среди всей этой тошнотворной богемы и взирая на экране магическую дуэль с не менее легендарным Борисом Карлоффом. Несмотря на всю свою чрезмерную театральность, картина может уверено стоять в одном ряду с лучшими работами мэтров. Это неперегруженный лишними деталями фильм, где великий артист растворяется в своем родном мире, и на авансцену выходит звук тикания часов, предвещающий постепенный закат таких картин. Посмотрев девятнадцать фильмов с участием Винсента Прайса, я нахожу среди всей этой наивности и чрезмерной театральной экспрессии мрачные миры Эдгара Аллана По или запоминающуюся сцену в кинотеатре из фильма «Тинглер». Есть в этом всем какая-то неумолимая детскость что ли, а как мы знаем, в детстве все мы бессмертны, и Джим Кларк создал настоящий оммаж идолам жанра, сделав Прайса бессмертным, его герои и по сей день сходят с экранов к неравнодушным ценителям его таланта.
16 января 2023
Сюжет ленты пропитан весьма интересной интригой, рассказывающей о легенде хоррора, запомнившейся пред зрителями образом культового злодея — Доктора Смерть. Однажды у заслуженного актёра случается психическое расстройство, связанное с убийством невесты неким загадочным человеком, наряженным в его экранное протеже. Спустя годы реабилитации, лицедей вновь пытается вернуться в профессию, облачившись в фирменный образ Доктора Смерти, но проделки маньяка не дремлют, отчего съёмочная площадка обагряется новой кровью…
История, поставленная по рассказу «Devilday» Энгуса Холла (Angus Hall), любопытна по манере изложения, когда до самого финала выдерживается стойкая тайна об убийце, ведь многое указывает на раздвоение личности центрового персонажа, метающегося меж реальным миром и фантазии жутких грёз целлулоидных кино-ужасов, где сложно отличить бутафорию от настоящего. Выступивший режиссёром Джим Кларк (Jim Clark) демонстрирует техническое мастерство по части монтажа (особенно с оглядкой на годы выхода картины), за который он спустя чуть более десятилетия ещё получит престижную награду Оскар в своей профессии. Его многие активные сцены сняты шустро и захватывающе, чтоб передавать на должном уровне эффект сопереживания в погонях или нападках душегуба. Дозируя искусственную кровь, автор отлично превалирует над ней самой подозрительной атмосферой, выдержанной загадкой, и чуточкой паранойи, помогающей огранять увлекательный сценарий, припасший несколько неожиданных элементов на весь хронометраж, чтоб не заскучать.
Вообще всегда в жанре хоррора были занимательны постановки «кино в кино», где так или иначе выдумка сплетается с насущным миром, окружая зловещим ореолом режиссёров, сценаристов, актёров, оживляющих перед камерами порождения тёмных уголков человеческой фантазии или же подавленных природных инстинктов. Данное произведение как раз из их числа, снабжённое рядом элементов-отсылок, способных принести истинное удовольствие зрителю кое-что отсмотревшему в «страшном» направлении кинематографа, да и попросту любящему, узнающему и уважающему именитых личностей, при жизни ставших бесспорным культом.
Приглашённый в главное амплуа бесподобный Винсент Прайс (Vincent Price) — настоящий подарок, как блистательный актёр, сумевший преподнести гамму сложных чувств своего героя, так и идейный мотор, задающий импульс ко всем деталям персонажа, ведь он действительная икона фильмов ужасов с ещё наивно-классических чёрно-белых, отчего в постановке нередко используются вставки реально существующих произведений, имитируя эффект «правды». Мастерства Прайсу всегда было не занимать для показа разнополярных положительных и отрицательных личностей, но здесь работа обретает уже несколько иные столь редкие в творчестве оттенки. Актёр словно не вживается в роль, а живёт в ней, будто подобное могло произойти в его жизни. А жизнь (настоящая, та оставленная в биографии артиста) задавала коррективы благодаря громадному опыту, отчего необходимая эмоциональная усталость, прописанная в сюжете, всецело достоверна. Именно после этой ленты о духовно истощённой легенде хоррора в аляповатом гриме поверх глубоких морщин эта самая легенда хоррора надолго покинет большие экраны, идентично выдохнувшись от нескончаемых страшных фантазий, где бушуют негодяи и чудовища. Он абстрагируется от ужастиков, занявшись более лёгкой и упрощённой деятельность на телевиденье, в озвучке, ведя кулинарные шоу, или мелькая в комедиях. Конечно, всем известно, что это был только малый творческий отдых для накопления сил в последнем рывке карьеры уже здорово убелённого сединами лицедея, сумевшего вновь занять достойное место в омолодившимся жанре.
Следовательно, выдуманный Доктор Смерть, как неотступная тень, дающая выход всему тёмному и страшному в человеке, следующая по пятам за исполнителем этой роли — сыграны прекрасно с малыми автобиографическими заимствованиями. На втором же плане приятно подыгрывает Питер Кушинг (Peter Cushing), тоже оставивший в жанре немалый пласт наследия, чтоб гармонично изображать коварного конкурента пред героем Прайса.
В итоговом счёте получается, что для «посторонних» зрителей кино будет лишь параноидальным триллером середины 70-х с хитросплетениями кровавых каверз, происходящих на съёмочной площадке фильма ужасов, где актёру предстоит разгадывать мотивы убийцы, имитирующим его экранный образ. А вот всем, кому интересна персона Прайса и высоко ценим его талант, тем описанное ранее дополняется неповторимым удовольствием наблюдать поистине интригующе задуманный жанровый фильм.
8 из 10
12 октября 2013