Плетеный человек
The Wicker Man
7.1
7.5
1973, ужасы, триллер, драма
Великобритания, 1 ч 28 мин
18+

В ролях: Кристофер Ли, , , Полин Чемберлен, Мэйбл Этерингтон
и другие
На небольшой остров Саммерайленд, расположенный у берегов Шотландии, приплывает полицейский инспектор сержант Гови, чтобы расследовать исчезновение местной девочки-подростка. На острове, однако, он сталкивается с холодной враждебностью местных жителей. Кроме того, сержант выясняет, что абсолютно все жители острова во главе со своим лидером, лордом Саммерайлом, практикуют ритуалы древнего кельтского язычества…

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Плетеный человек

английское название:

The Wicker Man

год: 1973
страна:
Великобритания
слоган: «...A totally corrupt shocker from the author of 'Sleuth' and 'Frenzy'!»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Гарри Уоксмен
композитор:
художники: Симус Флэннери, Сью Йелленд
монтаж:
жанры: ужасы, триллер, драма, детектив
Поделиться
Финансы
Бюджет: 500000
Мировые сборы: $57 450
Дата выхода
Мировая премьера: 6 декабря 1973 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 28 мин
Другие фильмы этих жанров
ужасы, триллер, драма, детектив

Видео: трейлеры и тизеры к фильму «Плетеный человек», 1973

Видео: Трейлер (Плетеный человек, 1973) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер
Видео: Трейлер отреставрированной полной версии (Плетеный человек, 1973) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер отреставрированной полной версии

Постеры фильма «Плетеный человек», 1973

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Плетеный человек», 1973

Социальное размышление под видом хоррора

Сержант полиции Гови прибывает на изолированный остров у берегов Шотландии для расследования дела о пропаже школьницы. С самого начала все идет не так: аборигены косо на него смотрят и явно врут, а еще практикуют языческие кельтские обряды и учат им детей - для глубоко верующего христианина и сотрудника органов это совсем уж слишком. Кто бы знал, чем все обернется...

Хоррор в 'Плетеном человеке' именно в этом и заключается - в столкновении современного человека, с одной стороны рационального, с другой исповедующего более современную религию, с корнями, с полузабытым наследием предков. Для него песни о семени (в том самом смысле) посреди улицы, прохожие в масках животных (шутку про квадроберов придумайте сами) и голые женщины, пляшущие в каком-то мегалите, выглядят дико. К такому жизнь его не готовила. Так что это фильм не о преступлении - оно нужно было только для продвижения сюжета. Это фильм о конфликте менталитетов и культур. Собственно, в нем даже элементов хоррора не так много: чуть-чуть условно мерзких деталей, минимум саспенса (хотя можно вспомнить деревню из 'Заключенного' или супругов Каставетов из 'Ребенка Розмари' - они тоже все такие милые, но все же...) да финальный поворот - ловкий, но оставляющий пару ну очень неудобных вопросов. В остальном это яркое, солнечное кино, в котором угрюмый тип в форме бродит по острову, распугивая местных, готовящихся к наступающему празднику.

Естественно, кино отлично сыграно. Особенно выделились Кристофер Ли в роли местного лорда (по нему и не скажешь, что ему уже за пятьдесят) и Дайан Чиленто в роли школьной учительницы. Эдвард Вудворд в главной роли выглядит как будто слабее, но это претензии скорее к роли - героя специально сделали противным типом в противовес весельчакам-аборигенам.

Визуально что-то, кроме вышеописанного, и не скажешь. Ярко, мило, основательно замаскировано под весну (фильм снимался осенью). Особой претензии на эстетику кадра нет, цвет приятный, но обычный. Достаточно, чтобы передать замысел, но недостаточно для реально красивых кадров.

Впоследствии 'Плетеный человек' стал культовым - вот уже двадцать лет на местах съемок постоянно проводится одноименный фестиваль, он есть почти во всех топах хоррор-фильмов. Еще один снятый на копейки ужастик, который поднял жанр на новую высоту, - наряду с 'Ночью живых мертвецов', 'Хэллоуином', 'Ведьмой из Блэр' и так далее. И все же рассматривать его только в этом ряду неправильно - это в первую очередь социальный триллер. И уже за это он достоин уважения. Но об этом почему-то особо не вспоминают. Он не идеален - можно придраться к неприятному главному герою и сюжету, - но своей славы достоин.

8 из 10

2 ноября 2024

'…в следующем году они убьют вас…»

Столкновение двух мировоззрений — тема не новая для искусства. Не в последнюю очередь на это повлияло противостояние христианства и язычества, во многом именно такая борьба, ни много, ни мало занявшая столетия, отразил в культурном коде европейцев.

На этот фильм я наткнулся в поисках чего-нибудь мистического, будоражащего, такой вот жвачки для мозгов.

Впервые услышал название, прочёл неопределенный синопсис…

Начало фильма напоминает рок-оперу или своеобразный мюзикл: через песни и дичайшие телодвижения, узнавал я об обычаях отдаленного британского острова, примерял на себя роль смущенного, растерянного главного героя.

Эта музыкальность перетекала из начала фильма в конец, не мешая детективной и мистической составляющей. Она, по сути, раскрывала языческий образ жизни, вторила урокам о фаллических символах в местной паганистической школе. И эта веселость каждой ноты пугала, равно как и происходящее на экране.

Действительно, нарративно режиссер снял высказывание на религиозную тему, только лишь не смотрев этот фильм, можно сказать, что он не был снят со снисходительностью или даже с любовью по отношению к язычникам. Главный герой, хоть и говорит здравые вещи, удивляется и ужасается методам воспитания подрастающего поколения и не понимает, почему же все окружающие ведут себя как инфантильные, безнравственные нимфоманы, но делает это будто истеричка, а иногда искушения бедного полисмена выглядят уж слишком комично, и порой главный герой вызывал лишь жалость…

Да этот фильм определенно притча!

Только вот, несмотря на все попытки режиссера, для меня эта притча вполне является доказательством торжества христианской морали и главный герой, со всеми его гиперболизированными жизненными принципами, а также чуть ли не ханжеским поведением, показывает себя настоящим мужчиной, идёт на единоличный самовольный риск, не потому что обязан так поступить, а потому, что именно так поступил бы христианин, впрочем, как и любой человек, имеющий представления о чести и совести.

Невероятный финал, это напряжение и горькое осознание недостижимости счастливого конца - восклицательный знак в конце фильма…

Ощущения сопоставимые с рассматриванием картины Караваджо «Святой Себастьян»…

8 из 10

19 апреля 2024

Культовый фолк-хоррор из 70-х

'Плетеный человек' 1973 г. - один из самых значимых хорроров в истории мирового кино. И он очень необычный. Даже сейчас, когда зрителя, казалось бы, нечем удивить, эта странная картина стоит особняком.

'Плетеный человек' - это история полицейского, который приезжает на острова Шотландии, чтобы расследовать исчезновение девочки подростка. Остров маленький, местные жители все друг друга хорошо знают, однако девочка исчезла бесследно. Но странно не только это, а то, как это обстоятельство воспринимают родственники и соседи пропавшей. Им будто все равно, более того, они заявляют, что разыскиваемой девочки никогда не существовало.

Хорроры практически всегда несут в себе сюжетные твисты. Неожиданность - одна из главных их общих характеристик. Но 'Плетеный человек' в этом плане превзошел многих своих предшественников и последователей.

Лента начинается как полицейский детектив, превращается в мистический триллер, включает в себя абсолютно неожиданные и завораживающие музыкальные номера, а к концу трансформируется в жестокий хоррор с невероятными визуальными образами и отсылками к фольклору.

'Плетеный человек' называют одним из основоположников фолк-хоррора - историй, где национальные традиции и творчество становятся источником зловещих деяний и проявлений. В 2019 г. большинство зрителей восхищались оригинальностью идеи и реализации фолк-хоррора 'Солнцестояния' Ари Астера. Однако знакомые с 'Плетеным человеком' зрители предлагали всем посмотреть этот фильм, дабы убедиться в том, что лента из 70-х куда более изобретательная и страшная.

Еще более удивительно то, что 'Плетеный человек' - это режиссерский дебют. Фильм снял Робин Харди, в фильмографии которого всего 4 ленты, а последняя - 'Плетеное дерево' 2011 г. - является сиквелом к его первой картине.

У 'Плетеного человека' есть неудачный ремейк 2006 г. с Николасом Кейджем в главной роли. Отсылки к этой картине вы могли видеть в таких культовых лентах как 'Кэндимэн', 'Пила', 'Таинственный лес', 'Хостел' и др. А недавно стало известно, что на основе фильма готовится хоррор сериал.

Помимо всего прочего, 'Плетеный человек' - это возможность увидеть молодого сэра Кристофера Ли. Он играет тут главную роль, а вам наверняка известен в качестве волшебника Сарумана из 'Властелин колец'.

Если не смотрели 'Плетеный человек' - обязательно исправьте это. Даже если он вам не особо понравится, вы впоследствии обнаружите его отголоски в сотнях других кинокартин.

21 ноября 2022

Фолк-хоррор

Фолк-хоррор Робина Харди.

Начинается как детективная история. На шотландский островок прилетает полицейский, что бы найти пропавшую девочку. Жители острова весёлые и распутные и явно придерживаются языческих верований. К тому же все готовятся к какому-то ритуалу, очевидно связанного с какими-то жертвоприношениями. Полицейскому (праведный христианин) всё это не нравится, и он во что бы то ни стало хочет во всём разобраться.

Атмосфера довольно лёгкая и даже где-то комедийная. К финалу всё мрачнеет и накаляется. Очевидно можно сравнить с Солнцестоянием, но ощущения совершенно разные.

Пришла в голову мысль, что рано или поздно языческие верования вернуться и вытеснят христианство. Слишком уж оно срослось с государством, которое по большей части обманывает и разочаровывает людей. А вера в богов природы проще, понятнее и наверное где-то честнее.

Ещё в фильме замечательная музыка. Такой психоделический фолк 70-х.

Рекомендую.

26 сентября 2022

Самый лучший хоррор не тот, который старается напугать зрителя навороченными эффектами, о том, который способен подобраться к глубинам души. Сделать это можно совершенно разными способами. Кто-то подбирается через банальные фобии, кто-то – через социальные и психологические проблемы, а кто-то – через фольклор. Да, фольк-хоррор занимает отдельное место в жанру ужасов, но при этом способен погрузить зрителя в пучину безумия и ужасающей безысходности. Одним из образцовых фильмов этого жанра является фильм ужасов «Плетеный человек».

Синопсис Инспектор полиции Нил Хоуи назначен на расследование дела об исчезновении девочки-подростка на уединенном острове Саммерайл, расположенному у западного побережья Шотландии. Сразу после прибытия инспектор сразу замечает, что с жителями этого острова что-то не так. За маской радушие и приветливости скрывается холодная враждебность и заговор. Вскоре Хоуи понимает, что на острове правит древний культ, а сам Хоуи становится частью языческого ритуала.

Игра актёров Стоит отметить, что «Плетёный человек» - это не тривиальный фильм ужасов, что выражается в актерской игре. Эдвард Вудвард сыграл роль сержанта Нила Хоуи, глубоко набожного христианина и верного закону полицейского, который впервые в жизни столкнулся с неподконтрольным и неподдающимся пониманию явлением, которое сломит не только его тело, но и душу. Очень понравилось исполнение Кристофера Ли в роли Лорда Саммерайла, главы общины и культа, на первый взгляд мудрого наставника, под маской которого скрывается циничное бездушное чудовище.

Режиссура Для британского режиссера Робина Харди «Плетёный человек» стал дебютным фильмов. При этом режиссер принципиально не следует канонам жанра ужасов, отказываясь от тривиальных методик нагнетания страха. Фильм вообще поначалу может походить на черную комедию с элементами мюзикла, поскольку на экране происходит какой-то абсурд. Вроде обычный маленький шотландский городок с милыми магазинчиками и аутентичными домиками, а затем мы видим, что оргия посреди центральной площади, маленьких детей, поющих песни с непристойным содержанием, жителей острова, которые говорят, что пропавшей девочки никогда не существовало, а когда становится понятно, что она здесь была, лишь цинично смеются в ответ. Напряжение раскачивается, словно маятник. Поначалу безобидное безумие становится всё более опасным. Неприличные песни и абсурдные действия уже не кажутся такими смешными. Терпение лопнуло, здесь уже не до смеха. Но для героя становится слишком поздно, и остается только с ужасом ожидать, чем закончится этот кошмар.

Сценарий Стоит отметить, что сюжет фильма буквально пропитан темой религиозного противостояния догматики христианства и постулатов язычества. По сути перед зрителем происходит столкновения двух систем мировоззрения и мировосприятия, где люди по-разному смотрят на одни и те же вещи. Собственно фильм начинается со сцены церковной службы. Как мы узнаем, главный герой инспектор Нил Хоуи помолвлен на молодой красавице, причем строго соблюдает христианские догматы, оставаясь девственником даже после тридцати. И вот он получает приказ расследовать исчезновение девочки-подростка, которое случилось на одиноком острове Саммерайл, расположенному неподалеку от Шотландии. Прибыв на полицейском гидроплане, Нил видит обычную деревушку с приветливыми жителями и милыми домиками. Они готовятся к предстоящему празднику урожая. Поначалу это может казаться как часть банальной традиции, но вскоре становится понятно, что жители острова искренне верят в совершаемые языческие ритуалы, начиная с публичных оргий и танцем голышом у костра и заканчивая жертвоприношениями живых людей. Нил начинает подозревать, что пропавшая девочка должна стать этой самой жертвой древним кельтским богам, и теперь ему необходимо во что бы то ни стало отыскать её и спасти от этого кошмара. Но проблема в том, что это остров, друзей у Нила тут нет, и доверять здесь нельзя никому.

Итог «Плетёный человек» - очень специфический хоррор, разительно отличающийся от представителей своего жанра. Простой зритель после просмотра, наверняка, будет метаться в догадках, а что он в принципе только что увидел. Но уверяю, именно эта непохожесть и нетривиальность цепляет, а последующее осознание дает понять, какой кошмар ты только что увидел. В общем рекомендую к просмотру.

15 февраля 2022

Очень круто, стильно и, могу представить, как неожиданно для того времени. Впрочем, в былые времена не особо церемонились с 'тонкой душевной организацией' зрителя и не стеснялись шокировать его трагическими финалами. Можно вспомнить старых 'Повелителя мух', 'Стэпфордских жён' и т.п.

'Крутой замес из жанров' - это вообще мой любимый приём. Никогда не буду смотреть мелодраму, комедию, хоррор в их чистом виде: без примеси драмы (то есть, без материала для размышлений) всё это слишком скучно и пресно. В этом фильме мне, конечно, тоже понравилась вот эта неопределённость жанра. Это сейчас 'Солнцестояние' обозвали этнохоррором, а в 1973 году 'Плетёный человек', наверное, оказался вне всяких жанров, стал выходом за все существующие рамки. Один в своём роде.

А моя любимая сцена, как я её назвала, - это 'сексуальный зов дочери управляющего'. Этот её стук в стену, поначалу такой вальяжный и ленивый (но уже очень уверенный), постепенно всё более властный, гипнотизирующий, вводящий в транс. Неважно, что сержант формально устоял - смятение души и тела были налицо! Как небрежно поправила она утром картиночку в его комнате, понимая, что он тут на стену лез (в прямом смысле) от желания! В наше время ни один фильм не обходится без откровенного полового акта, а зрителя это уже абсолютно не волнует. А можно вот так развести героев по разным комнатам и сделать из этого суперэротичное действо. Затейники авторы, большие затейники!

В рецензиях на этот фильм часто пишут, что он не пугает. А на мой вкус, он лучше, чем простая пугалка (да и как вообще взрослый человек может испугаться фильма?) Так вот, он не пугает - он тревожит, как дурной, томительный сон, из которого никак не можешь выбраться. Вроде, ничего страшного, но как-то тягостно и неприятно, и хочешь проснуться, и не можешь. Добавлю ещё, что смотрела я его после фильма 2006-го года, следовательно, уже зная сюжет, и мне было по-настоящему жутко! А, глядя фильм с горячо любимым мною Кейджем, я не испытала ничего.

8 из 10

10 февраля 2022

Один в поле — не воин…

'Плетёный человек' - это живописная природа Шотландии, прекрасный фолк и его странные местные жители. Очень понравилась стилистика картины, которая просто великолепно срежиссирована. Малоизвестный Робин Харди снял настоящую классику! 'Плетёный человек' - прямо-таки образцовый детективный триллер. Композитор поработал на 'ура'. Прекрасная музыка приятно радует слух, добавляя фильму ещё больше атмосферности. Великолепный и нетривиальный сценарий. Произвели впечатление хорошие монтаж и съёмка. Несмотря на праздность картины на протяжении почти всего времени не отпускает чувство напряжения и тревоги. Отмечу хорошо прописанные диалоги. Сэр Кристофер Ли как всегда отметился сильной актёрской игрой. Не будучи циником, не могу не отметить что сержанта Хоуи нельзя назвать хорошим детективом. Слабоумие и отвага - вот его девиз. И ещё в картине очень красивые девушки. Настоящие сирены, перед чарами которых устоит далеко не каждый. Финальная сцена особенно впечатлила. Это словно вишенка на огромном, вкусном торте. Весьма впечатлён

P.S. Интересно что сэр Кристофер Ли, который считал 'Плетёного человека' своим лучшим фильмом, снялся в картине бесплатно

9 из 10

21 сентября 2021

Британские ужасы

1973 год. Культовый фильм ужасов режиссера Робина Харди

Сюжет: Главный герой, человек из горной полиции, приезжает на остров, чтобы расследовать пропажу девочки. Главному герою придется столкнуться с ложью и заговорами.

На мой взгляд, лента передает безупречно атмосферу безысходности. В фильме раскрывается пазл, и с каждой догадкой вместе с главным героем, зритель попадает в то самое безвыходное состояние.

Наверное, каждый зритель хочет, чтобы главный герой смог одолеть все это зло, которое таится на этом острове. С каждой минутой все меньше шансов и все больше ужаса. Узнать, одолеет ли герой, то, с чем столкнулся, можно лишь увидев финал.

И финал этот, конечно, выше всяких похвал.

В этом большая заслуга Робина Харди, Гарри Уоксмена и Пола Джованни.

Из актеров выделю Кристофера Ли. Яркая роль зловещего лорда Саммерайсла.

Фильм получился разносторонним. И драма, и ужасы, и даже мюзикл. Текст многих песен, конечно, странный, а в чем-то и пугающий. Но это плюс.

Считаю, что многие, кто работал над этим фильмом (актеры, режиссер, сценарист, композитор, оператор и другие), выполнили работу на высшем уровне.

Итог: Кино берет своей разносторонностью, атмосферой страха и динамичностью.

10 из 10

17 января 2021

А он такой солнечный и праздный, этот Саммерайл…

В 60-х годах прошлого столетия в Лондоне произошла встреча Робина Харди и Энтони Шэффера. Результатом этой встречи стало появление бизнес-компании «Hardy Shaffer Ferguson Avery», рекламные ролики для которой снимает сам Харди, а Шэффер выступает в качестве сценариста. Также Харди очень сильно интересовала тематика христианских и языческих культов, да так, что он даже выпустил несколько книг по своим исследованиям специфической тематики. На этом Харди решил не останавливаться и, призвав на помощь Шэффера, они приступили к созданию фильма, получившего название «Плетёный человек», который впоследствии стал признанной классикой так называемого жанра фольк-хоррор.

События строятся вокруг удалённого от цивилизации островка Саммерайла и его странных на наш взгляд обитателей. Именно на Саммерайл с целью расследования загадочного исчезновения девушки пребывает сержант полиции Нил Хоуи (Эдвард Вудворд). Обособленные, взращенные на своих весьма удивительных религиозных взглядах и холодно относящиеся к чужакам жители Саммерайла буквально выводят сержанта из состояния равновесия. Будучи ревностным христианином, он с гневом воспринимает сексуальную раскрепощённость и недвусмысленные слова и песни о физических взаимоотношениях на Саммерайле. Но этим Хоуи вызывает лишь скепсис, недопонимание и насмешки островитян. Между тем являясь полицейским, прибыв вести расследование, Хоуи пытается отыскать следы исчезнувшей девушки, но он не знает, что впереди его ждёт. А там ничего хорошего остров не обещает…

Конечно, британцы всегда умели шокировать публику своими жёсткими, а порой и жестокими фильмами. Самые наглядные примеры британской провокационности и желания разрушения рамок — это «Если…» (1968) и «Заводной апельсин» (1971). Кстати, в обеих лентах заглавная роль была отведена Малкольму МакДауэллу, который в те года был в необычайном фаворе и буквально мог диктовать свои условия на съёмочной площадке. Но возвращаемся к «Плетёному человеку». Конечно, одна из главных сюжетных нитей, которые выделяют картину, — это демонстрация совокуплений и сексуальная раскрепощённость, существующая на Саммерайле как в порядке вещей, как мы с вами за покупками ходим. Неожиданный, конечно, ход, но такая открытость и визуальная беспощадность даже сейчас смотрятся с удивлением, а моментами и с осуждением.

Второй момент, выделяющий «Плетёного человека», — это знакомство зрителя через фильм с языческими культами. Сей вопрос уже поднимался в кинематографе, но по большей части был приобщён к документалистике, а тут живой художественный фильм раскрывает некие тайны из истории человечества. Да ещё и с такой пугающей прямолинейностью, что можно задуматься, что данные культы существуют по сей день. А может и действительно существуют, только в уже новой интерпретации. Но ещё раз стоит обратить внимание на дату выхода фильма и это покажется необыкновенным, что такой фильм как «Плетёный человек» прошёл цензуру. И пришло время сказать несколько слов об актёрской работе. И можно даже утверждать, что все постарались выполнить функции, воплощая образы, как того требовал жанр. Герой Эдвард Вудворд действительно смотрелся «белой вороной» на острове, но стоит вкусить ту экспрессию, которую он дарит в неожиданной концовке «Плетёного человека». И красивые женщины тут присутствуют, которые придают эффектности ленте, ведь никогда от таких не будешь ожидать подвоха.

В целом, достаточно очевидно, почему же «Плетёный человек» признан классикой жанра и немного раскрыл его грани, добавив эстетики так называемого фольк-хоррора. Да и сюжет построен даже для нашего времени, когда вышли ещё тысячи фильмов и сотни в жанре ужасов, несколько нестандартно, а о провокационности уже было сказано несколько раз. И актёрская игра под стать ужасам, надо бы учиться некоторым на «Плетёном человеке», а фильм прямо-таки утверждает, что сеттинги могут быть иными, а не заброшенные дома либо психлечебницы, да и главным действующими персонажами могут быть не только тинэйджеры.

8 из 10

11 июля 2020

Дурак против сектантов

Я давно собирался познакомиться с дебютной работой режиссера Робина Харди, ведь слышал о ней много раз. Хвалебные отзывы поступали от многих людей, а вот критики в ее адрес практически не было. Зайдя на страничку фильма на КП, я также был немало удивлен отсутствием рецензий красного цвета. Ну что ж… все когда-нибудь случается в первый раз.

Сюжет. На небольшой остров недалеко от Шотландии прилетает на гидроплане сержант Нил Хоуи, чтобы расследовать таинственное исчезновение местной девочки. Местные жители ведут себя странно, и через некоторое время выясняется, что они все являются членами секты и практикуют ритуалы древнего кельтского язычества…

Две главные проблемы сюжетной линии — чудовищная предсказуемость и нелогичное поведение главного героя. По причине того, что зритель постоянно ждет чего-то необычного и не верит в простоту, после просмотра с большой долей вероятности его ждет полнейшее разочарование. Теперь немного о Хоуи. Каким образом в ближайшем полицейском участке узнали об исчезновении человека и почему он находится так далеко? Подробности нам не раскрывают, ну да ладно. Протагонист приезжает один (!) на незнакомый остров (!!), практически с первых минут определяет причину пропажи девочки, видит враждебность и скрытность местных жителей (!!!). Делает ли он какие-либо выводы из этой информации? Нет. Бросает самолет без охраны, не пытается связаться по телефону со своим управлением и доложить обстановку. Черт возьми, он даже слоняется по всему острову без оружия. Если человека загнать в безвыходное положение, он будет пытаться спастись и бороться до конца. Но это не о сержанте. В конце ленты его даже называют дураком. И это полностью соответствует действительности, ведь наш герой не сильно умнее среднестатистической курицы.

Атмосфера. Из-за отстраненного и глупого поведения офицера полиции зрителю становится тяжело сопереживать ему. Если его самого не волнует собственная судьба, тогда с какой стати это должно трогать меня? Кроме того, игра самого Эдварда Вудварда (сержант Хоуи) получилась неидеальной. Он то эмоционально переигрывает, то бывает чересчур медлительным. Из актеров больше всего понравился Кристофер Ли (Лорд Саммерайл). Один из плюсов ленты — прекрасные виды, показанные с самолета. Оператор потрудился на славу. Также можно отметить запоминающийся танец Бритт Экланд (Уиллоу) у себя в комнате и остающуюся надолго в памяти концовку.

Страх / Напряжение. Никакого страха или хотя бы напряжения картина не вызывает. Частично в этом виновата пресная подача повествования и хиленькое музыкальное сопровождение, речь о котором пойдет ниже.

Музыка. Для хоррора были выбраны странные песни, которые иногда используются не к месту. Например, в начале ленты звучит веселенькая мелодия, которая, уж простите, никак не настраивает на предстоящую страшную историю. Зато некоторые нарекли жанр картины «фольк-хоррором». И если фолк-музыки тут действительно много, то вот второе слово, на мой взгляд, не оправдывает возложенных на него ожиданий.

Итог. Не понимаю положительных отзывов на данную картину. Смотреть тут не на что. Практически все экранное время состоит из глупого языческого праздника, в центре внимания которого находится туповатый сержант полиции.

3 из 10

(33%), как же это плохо снято… Oh My God!

P.S. Есть еще одна серьезная ошибка в фильме: в двух разных кадрах в журнале со списком девочек напротив пропавшей в графе «адрес» написаны разные адреса.

30 сентября 2019

Отличный пример для подражания

Опыт показывает, что если ядром фильма сделать конфликт нескольких сторон, и подобрать удачную форму для «упаковки» этого ядра, то продукт получается качественным. При этом не так важно, изобилует ли сюжет экшен-сценами и яркими образами, достаточно соблюсти первые два условия для создания стоящей картины.

Робин Харди определенно создал фильм, подходящий под это описание. В центре сюжета лежит противостояние католической и языческой культур. Тема не новая, но заезженной ее тоже назвать нельзя. Главную роль в фильме играет сержант Нил Хоу, образ которого создал Эдвард Вудвард. У Эдварда получился очень колоритный персонаж, прекрасно отражающий консервативный типаж католика. Язычники также вышли правдоподобными: в фильме передана распущенность их поведения, бросающаяся в глаза зрителю, воспитанному в западной традиции.

Может ли фильм предложить что-то любителю ужасов? Еще как! Во время просмотра у меня не раз возникало чувство дискомфорта и даже страха, хотя в основном фильм выдержан в светлых тонах, что говорит о наличие атмосферы. Конечно, не стоит ждать от картины моря трупов и бесчисленных пугалок, как от примитивного слэшера. Все же напугать фильм моментами способен, но ценность его больше состоит в оттенках настроения и напряжении, которые надолго остаются в сознании. Стоит сказать, что зрителю, искушенному современными фильмами, нужно набраться терпения, и тогда награда не заставит себя ждать.

Приятного просмотра!

22 ноября 2018

Одурманивающий Саммерайленд

- Бедный жучок ходит и ходит по кругу, а в итоге упрется в гвоздь и не сможет пошевелиться, бедняжка.

Инспектор полиции Западного округа, сержант Хоуи, получив анонимное письмо, прибывает на остров Саммерайленд с целью разобраться с историей пропажи местной девочки. К его удивлению, никто из местных жителей не узнает на фото исчезнувшую Роуэн Моррисон, попутно вводя полисмена во всё большее заблуждение. Дополнительным шоком для инспектора становится тот факт, что здешние обитатели исповедуют странный языческий культ, обычаи и ритуалы которого сильно расходятся с его вероисповеданием и восприятием мира.

Режиссер картины — Робин Харди, получивший известность именно благодаря данной картине, постарался на славу. Признаюсь, меня всегда привлекали истории, повествующие о неких оккультных сектах, религиозных кланах, языческих общинах, потому данная лента просто не могла оставить меня равнодушным.

По ходу хронометража всецело погружаешься в антураж картины: режиссер мастерски ознакомил зрителя с культом жителей Саммерайленда: их чуждые зрителю убеждения, странная медицина, поклонение тотемам, символизирующие фаллические символы, означающие возрождение природы и единение с ней, самобытные праздники-маскарады — всё это придает непередаваемую атмосферу.

- А как же настоящий Бог, в честь которого веками строятся церкви, монастыри? Что на счет него, сэр? — Он умер, и не может пожаловаться. У него был шанс, но он его… профукал.

Особенно мощным погружение получается ввиду повествования, в котором вразрез идут убеждения местных жителей и главного героя — инспектора, убежденного христианина, которому единственному в этом богом забытом месте есть дело до пропавшего ребенка.

- Мoгу ли я чем-то помочь, сержант? — Сомневаюсь. Вы тут все с ума посходили.

Актерская игра так же находится на высшем уровне. Эдвард Вудворд убедителен в образе инспектора Хоуи, рьяно пытающегося докопаться до правды и раскрыть загадку этого острова. Кристофер Ли поистине поразителен в роли лорда Саммерайла — выдающегося манипулятора, продолжающего дело своей семьи, главу местного культа. Есть в его игре что-то демоническое, что особо отчетливо видно наружу в финальной сцене. Недаром, сам Кристофер считал эту роль самой значимой в своей обширной фильмографии. Не могу с ним не согласиться.

Каждый, получивший в картине экранное время, персонаж оставляет своей игрой особое впечатление. Будь это странный смотритель кладбища, дочка владельца кабака (Бритт Экланд) или библиотекарша (Ингрид Питт), напоминающие мифологических сирен-искусительниц.

«Плетеный человек» — это действительно культовое многослойное кино, умело сочетающее в себе завораживающий, образцовый драматический триллер, препарированный замечательной работой оператора и костюмеров, умело сочетающий в себе нотки саспенса, хоррора, эротики, иронии, религии, рассуждений о жизни и смерти. Вообщем, во всех смыслах удивительное зрелище. Советую ценителям незаурядного кино!

- Язычники! Чёртовы язычники!

5 декабря 2017

И правда дурак

Дебютное и самое известное кино Робина Харди обладает поистине интересной атмосферой постоянного напряжения, как будто все события подводят тебя к главной кульминационной точке, которую невозможно ни изменить, ни избежать. Обряды местного населения одновременно и завораживают, и отталкивают зрителя, они красивы, грациозны и мелодичны, и в то же время дики и непривычны для обычного человека. Что примечательно, главному герою сопереживать не получается, он глупый и слепой фанатик, такой же, как и жители острова, хотя и считает себя разумным представителем власти. В связи с этим первой моей ассоциацией был, как это ни странно, «Ученик» Серебренникова. Суть противостояния инспектора и островитян в том, что они веруют в различное, но, по сути, веруют одинаково, потому что ни одна из сторон не пытается разумно осмыслить свою позицию. Утрированная собирательная версия большинства религиозных диалогов в фильме:

Констебль:

-То, что вы делаете ужасно и недопустимо в цивилизованном мире!

Островитянин:

-Почему?

-Потому что все культурные люди веруют в Иисуса Христа!

-Почему Иисус Христос лучше?

-Потому что все цивилизованные люди в него веруют!

В отличие от абсурдного и несуразного ремейка 2006 г, оригинал превосходно работает, воздействуя на зрителя не скримерами или спецэффектами, но атмосферой (пейзажи, костюмы, музыка, которая является важным элементом картины, но при этом не перетягивает на себя слишком много зрительского внимания) и актёрской игрой, даже я, человек, неискушённый в фильмах моложе 2000х, узнала некоторых актёров (Кристофер Ли, например).

В итоге это очень самобытное произведение, страшная, причудливая сказка с необычной концовкой (которая, к сожалению, кажется чересчур притянутой и недостоверной).

12 июля 2017

Славное язычество

Видение.

Сюрреалистическая сказка с брутальной развякой.

Весь фильм зритель, более-менее психологически связанный с полисменом, сталкивается с языческим абсурдизмом жизни на забытом миром острове — и вместе с ним оказывается в дураках.

Много хиппизма, много клиповых зарисовок с фолковой музыкой и ритуально-разгульным визуальным рядом. И дети, и взрослые насквозь пропитаны хтонической нехристианской энергией. Настолько, что христианские доводы добропорядочного англичанина зачастую ловко ставятся под сомнение в силу не меньшей абсурдности.

По сути, остров — это такой же эксперимент, как остров доктора Моро, допустим, ничего корневого нет, но вера в придуманный мир настолько сильна, что становится воистину органичной.

Очень достойно. Даже Майти Буш не прошли мимо и использовали эстетику фильма.

15 сентября 2016

Алиса в стране язычников

Совсем недавно я начал знакомиться с жанром «Ужасы» и во многих подборках я натыкался на этот фильм. Хочу сказать, что из огромного списка жанров этой картины, ужасы можно смело вычеркнуть, можно заменить их на словосочетание «До жути интересно» — так будет намного честнее.

С того самого момента, когда главный герой делает свой первый шаг на острове, «Плетёный человек» самым наглейшим образом захватывает внимание зрителя и не отпускает до самого конца. Я неспроста вспомнил про Алису и её путешествие, только вот Алиса тут не главный герой, а зритель. Видимо создатели хотели поиграть со зрителем, когда работали над фильмом и им это удалось. С самого начала расследования меня не покидала мысль, что что-то не так, что на этом острове всё не так просто. И ближе к развязке становится ясно, что вся напряженность, которую ты чувствуешь, имела на то полные основания. Даже если фильм окажется вам не по душе, стоит дотерпеть до конца, концовка сглаживает все неровности и заставляет забыть о минусах.

Собственно плюсы и минусы этого, несомненно, шедевра. Очень понравилась игра второстепенных актёров, думаю 80% всего напряжения делали актёры второго плана и массовка. Шикарный главный герой, мне кажется Эдвард Вудворд отыграл и выложился на все 100%. Также запомнилась Ингрид Питт, этот её танец в середине фильма, думаю он заставил многих мужчин прильнуть к экрану. Другие плюсы сполна описаны выше — отличная история, такой захватывающий сюжет довольно нелегко встретить.

Теперь немного дёгтя. Лично мне местами казалось, что фильм сильно затянут, многое я бы убрал совсем, что-то просто укоротил. Ещё не понравился Кристофер Ли, все его хвалят за эту роль и говорят, что тут он необычен и что это одна из лучших его ролей. Но для меня он был совершенно неубедителен.

Фильм обязателен к просмотру не только любителям пощекотать себе нервы, но и просто поклонникам хорошего кино

8 из 10

13 августа 2015

Нет ничего страшнее того, чем когда порок считают нормой.

Этот фильм меня многому научил. Хотя бы тому, что далеко не все люди готовы к свободе. Во многих фильмах показывается, что если существует некая резервация, то там, со временем, люди перестают быть людьми. И что же в этом случае нас пугает больше всего? Правильно, то что бесчеловечность становится нормой. И я хочу заострить внимание на том, что фильм не плохо так развенчивает известную цитату «Юпитер, ты сердишься, значит, ты не прав»- посмотрите на язычников, они улыбаются, ведут себя добродушно, из за чего кровь стынет в жилах и с самого начала понимаешь, что здесь что то не так. Главного героя это тоже порядком раздражает и с хронометражом фильма ему всё сложнее сохранять самообладание. Фишкой фильма, является то что раздражают буквально все, кроме главного героя. К персонажу же Эдварда Вудворда наоборот чувствуешь эмпатию и сохраняешь её весь фильм. Кстати, поражаюсь его сдержанности, вот только не понимаю, почему он так и не вызвал подкрепление, возможно со средствами связи на острове туго.

Эдвард Вудворд неплохо так олицетворяет просвещённого европейца, который страдает от того, что сохраняет толерантность, даже когда это почти невозможно. Половину фильма его герой пытается относится с пониманием, к «радушным варварам» и не выходит за пределы своих полицейских полномочий, за что и поплатится. Как я уже сказал- я чувствовал эмпатию, а значит сыграл он натурально.

Кристофер Ли как раз из-за него и начал смотреть фильм. И пусть вас не путает его мирный вид беззаботного хозяина острова. Он скрывает много секретов и явно знает куда больше, чем говорит. Как всегда- потрясающий и интересный злодейский образ и при этом в корне отличающийся от его остальных ролей.

А знайте что самое страшное? На определённом этапе своего развития все народы какое то время были язычниками. Мне весьма больно это осознавать.

P.S. по некоторым исследованиям сожжение в живую- самая болезненная из всех возможных смертей.

9 из 10

13 июня 2015

Лучшие «корни» классического жанра.

Один из самых необычных проектов, увиденных мною в этом году. Меня на первый взгляд картина и вовсе не притягивала, насмотрелся я ныне многих сортов хоррора и мистики. Но наконец, именно с тем фильмом я получил для себя приятное исключение. Да именно тем самым исключением был «Плетённый человек» 1973 года. В чём же его необычность, и за что фильм достоин данной похвалы?

Ну несомненно свойственной оригинальной подачи сюжета. Мистические фильмы (а он таковым и является, и это несомненно не из сорта хороров) прежде всего давят на сумбурность и необычностью реализации. А в картине она содержалась; да ещё какая ! Сюжет фильма повествует о неком детективе прибывшим в малонаселённый остров «Саммерайленд» и тут с самого начала фильм представляет нам серию неопределённых сумбурно загадочных описаний самого острова, его населённых жителей, что местами подчёркивалось щепоткой сюрреализма. Достаточно описать пару сцен словами и уже можно понять насколько нелепы этот, на первый взгляд, ничем не примечательный городок. Фильм постоянно надсмехался над нами, как и над главным героем — христианином, в котором содержатся свои порядки и нормы морали. Большее время фильм тем самым держит нас в неком ступоре. Плавно и равномерно переходя в нечто совершено иное.

Отмечу прежде всего идеальный рабочий кастинг фильма. Эдвард Вудворд сыграл настоящего чопорного британского полицейского, который верен своему богу, своей религии, своим нормам, устоям и закону. И не смотря на происходящее в самом фильме, его мировозрение и он сам не меняется. Шикарного и молодого Кристофера Ли было просто не узнать, в такой качественный образ вписаться просто надо постараться. И постарались не только он да и основной актёрский второплановый состав, людей язычников, слепо верующих в собственный простонародный фольклор и мифологию. И то что их персонажи творят в фильме отходит от обыденных представлений простого зрителя.

8 из 10

27 февраля 2015

«Детям проще воспринять реинкарнацию, чем воскрешение…»

Сержант Хауи, истинный британский полицейский, защищённый своей формой от любого нечестия не менее прочно, чем крестоносец — доспехами, а монах — рясой, прибывает на остров Саммерайленд в поисках пропавшей девочки. Местное население явно что-то скрывает, однако очевидный заговор не волнует сержанта. Гораздо больше его смущает само население — простота их манер, их непристойные песенки, их акцент — и, разумеется, их обряды. На острове некогда возродили язычество, и чопорный глаз сержанта повсюду оскорбляют красные нитки, обнажённые девы, каменные круги и майские столбы. Не то чтоб сержанта очень волнуют догматы христианства — просто христианство, в его понимании, это благопристойность, а её-то на Саммерайленде и не хватает. Показателен диалог полицейского с местным лордом:

-Мы тут очень религиозны.

-Религиозны? А как же разрушенные церкви? Где священники? Вместо этого — голые дети, прыгающие через костёр?!

-Это партеногенез. Так сказать, размножение без сексуального контакта.

-Фальшивая религия и фальшивая биология! Эти дети когда-нибудь слышали о Христе?!

-О сыне девственницы, зачатом от духа?

В то же время, хотя местные жители вроде как и скрывают информацию от полицейского, но не слишком старательно — и очевидно, что они не чувствуют себя злодеями, нет, они не сделали ничего неестественного. Это гораздо больше, чем конфликт власти и преступников, это даже не конфликт христианства и язычества — это столкновение неестественной, регламентированной цивилизации и дикой, естественной жизни.

И при этом каким-то образом языческие обряды, воспроизведённые, насколько можно судить, весьма точно, вызывают у зрителя тревогу и иррациональный страх, хотя по существу в них нет ничего ужасного — красивые песни, красивые танцы, красивая природа, красивые люди, красивые обычаи… Не могу сказать, как режиссёр добился этого эффекта — явно не за счёт сопереживания зрителей ограниченному болвану Хауи; единственное объяснение — все мы, так или иначе, всё-таки находимся на стороне цивилизации, насколько бы ни были религиозно толерантны. Происходящее на Саммерайленде выглядит подлинным язычеством (намного более, чем реальные «языческие», простите некорректный термин, практики, виденные мною), это архетип древности и архаики, и когда заглядываешь в эту бездну, кружится голова. И в итоге ты падаешь туда — прямо как сержант.

Не могу не отметить саундтрек — чудесный фолк, великолепно создающий настроение, полный Шотландии, древних богов и урожая. Я непременно буду его слушать. И всем рекомендую, даже если вы не посмотрите фильм.

Итак, «Плетёный человек» значительно превзошёл мои ожидания. Отличный фильм, который стоит посмотреть.

P.S. Не могу избавиться от смущения, вызванного посвящением «благодарим жителей острова Саммерайленд за возможность наблюдать их обычаи» в начале фильма о человеческих жертвоприношениях.

8 из 10

17 мая 2014

Плетенный человек vs Плетенный человек

После невнятного фильма с Кейджем, я сунула нос в оригинал 1973-го года и была очень поражена увиденным. Очень неожиданное кино.

Все в этом фильме оказалось очень таинственным и языческим, противостояние язычества и христианства показано с очень интересного ракурса, даже не знаешь какую сторону принять. С одной стороны есть проблески «сатанизма» в язычестве, с другой — язычество как основа всех мировых религий. Конечно, думаю, такие глобальные вопросы в этом фильме не ставились, но почему то через призму этой истории, все равно они появляются у смотрящих его.

Очень много обнаженного женского тела и эротики, хотя, для 70-х это не редкость. А еще, внезапно, это почти мюзикл, много музыки и песен. Причем хорошей музыке, с отзвуками этнических мотивов

Каждый кадр преподносит все новые и новые вопросы. Оторваться невозможно.

10 из 10

24 сентября 2013

Игра жертвы, преследующей охотника

«Плетеный человек» 1973 года — фильм, о котором многие вспомнили лишь после провала одноименного ремейка, за что ему определенно можно сказать спасибо. Итак, картина Робина Харди — это очень самобытный, в некоторой степени чудной музыкальный детективный триллер, размеренный в духе своего времени. Ведь вроде все спокойно идет своим чередом, но огонек страстей уже зажегся и выжидает, для того, чтобы разгореться кульминационным пламенем на таинственном острове Саммерайленд. Первой искоркой становится сообщение об исчезновении девочки с этого острова. Для расследования данного происшествия на остров с большой земли отправляется сержант Нил Хоул. Опрашивая довольно странных местных жителей, он понимает, что имеет дело с языческой общиной, которая всецело предана своей религии, и узнать что-либо ему удастся нелегко. Будучи пуританином с высокими моральными принципами, герой ошеломлен образом жизни и обычаями местных жителей, которые не признают смерти, относятся к ней без всякого уважения и обожают устраивать оргии и отдаваться похоти. Во истину Хоул попадает в общество сексуально озабоченных сумасшедших, скрывающих исчезновение маленькой девочки. Для них это общепринятая норма жизни, которую сержант не способен понять. Всё это приводит его в бешенство, он безуспешно пытается воззвать к приличию, английскому закону и единому Богу этих дикарей. Но его Бога здесь нет. Одинокий христианин яростно противостоит язычникам, верящим в свои законы природы и бытия, почитающих своих богов. Подобным образом, представлены две крайние формы фанатизма, которые ни одной из сторон не делают чести. Назревает вечный спор: во что и кому верить, чьи ритуалы и обычаи верны? Правых здесь никогда не найти, не говоря уже о том, что для атеиста этот конфликт будет просто смешон. Но симпатии все-таки перепадают на сторону законника, ведь он приехал не для того, чтобы разрушать сложившиеся традиции островитян и погружать их в свою веру, а для поиска пропавшей девочки. Но какие ещё тайны, сокрытые от всего мира, ему предстоит узнать, прежде чем он достигнет своей цели?

Фильм действительно самобытен, его нельзя называть фильмом ужасов в привычном понимании, так как он и не старается напугать чем-либо (в отличии от ремейка, который изобилует всякими «БУ» из-за каждого угла). Он показывает лишь ужас того, что и в современном развитом мире до сих пор скрываются подобные объединения людей, которые в своем сознании частично остаются первобытными, подчиняются власти своего лидера и, веря в сверхъестественную благодать, готовы ради своих мифических богов совершать жертвоприношения. Только если здесь всесильный глава вроде бы и сам верит в могущество своей религии, то обычно за подобной толпой слепо верящих в неизвестно что, стоят обыкновенные мошенники, охочие до имущества посвященных в их сектантскую псевдорелигию. А вот это по настоящему страшно.

К отличительным особенностям фильма в первую очередь относится музыка, она явственно содержит кельтские мотивы, которые лишний раз подчеркивают оторванность от цивилизации и своеобразие сложившейся здесь культуры. Именно под такие мелодии островитяне распевают непристойные песни, призывающие к совокуплению. Не последнее место в фильме занимает символизм: на каждом шагу встречаются языческие символы, дающие лишний раз понять, насколько люди преданы своей вере, а так же символы, сопутствующие столько глубоко вошедшему в повседневную жизнь распутству. Поэтому никак нельзя было пройти мимо довольно милой и приятной обнаженки, небольшой толики наглядного разврата, царящего на этом острове. Таким образом, отчаянные поиски ребенка проходят под издевательски веселую музыку, среди множества занятных материальных метафор и олицетворений. Встречайте дикий маскарад, карнавал сговорившихся безумцев, возглавляемый несравненным Кристофером Ли. Все это напоминает зловещую игру, исход которой явно не предвещает быть счастливым. И все ради некого бога Солнца, которому по сути безразличны кривляния группы жалких людишек, а все это лицедейство, жестокие ритуалы и необычная атрибутика, лишь плод человеческого воображения, выдумки и более ничего. Пожалуй, эти аспекты и придают особую эксцентричность этому фильму, хотя без некоторой наивности и наигранности тут не обходится.

«Плетеный человек» — нестандартное кино для терпеливого зрителя, готового раскусить жуткий смысл и иронию происходящего на экране, оценить издевку над фанатичной верой и быть вознагражденным финальным актом происходящего, надолго остающимся в памяти.

31 июля 2013

Язычники

Саммер Айленд — небольшой и закрытый от большого общества островок, издревле живущий по своим традициям, познать которых чужаку не дано. Таковым пришлым человеком на островке становится ведущий расследование о пропаже маленькой девочки сержант Хоуи, который даже не предполагает, с чем им придется столкнуться в этом кажущемся раю, земляном осколке близ Шотландии.

Среди богатых на культовые хорроры 70-е годы 20 века фильм «Плетеный человек» 1973 года режиссера Робина Харди сумел стать, пожалуй, одним из самых интересных и знаменитых. Основанный на сценарии Энтони Шеффера, написавшего такие шедевры, как «Игра навылет» и «Убийство в Восточном экспрессе», «Плетеный человек» под своей хоррор-оболочкой скрывает обилие смысловых религиозно-социальных подтекстов, затрагивая темы не только замкнутых человеческих сообществ и жизни внутри них, с постепенным подавлением личности единым лидером, подавления индивидуализма во имя блага коммуны, но и темы сражения христианской веры с язычеством, диким сектанством, когда Бог как таковой подменяется, становясь субстратом и инструментом влияния. Однако вся эта серьезная и тяжелая тематика спрятана Робином Харди за элементами сатирического ужаса и едкой иронии, пронзенной эротизмом и лишь в финале «Плетеный человек» обретает мрачный макабрический окрас, становясь действительно хоррором.

Игра актеров приятно радует своей убедительностью. Эдвард Вудворд исполнил роль сержанта Хоуи отточенно и филигранно, создав образ человека, столкнувшегося с силами, которые становятся испытанием его на мораль и веру. Хорош и Кристофер Ли в роли жуткого Лорда Саммерайла, чья внутренняя сила ощущается с первого мига встречи. Также фильм украсили превосходной игрой Бритт Экланд и Ингрид Питт.

Операторская работа Гарри Уоксмена великолепно создает в картине контраст своими сочными и насыщенными пейзажами, на фоне которых творится весь этот колоритный адский калейдоскоп из оргий и подмененных религиозных констант.

Удивительную атмосферу в картине создает написанный композиторами Полом Джованни и Гари Карпентера, мощно обволакивающий ее и великолепно сливающийся с ярким видеорядом.

Всем поклонникам классических фильмов ужасов и просто интересного и нетривиального кино я рекомендую этот, без сомнения, культовый фильм и, думаю, разочарования не будет.

10 из 10

8 июля 2013

Галерея маньяков: Плетеный человек

В начале 70-х итальянские giallo поразили весь мир в условной борьбе за лидерство в сфере «хорроров». Американский кинематограф остался далеко позади, кинематографисты из других стран тоже. Однако, в годы когда Дарио Ардженто, Серджо Мартино, Альдо Ладо и Марио Бава творили свои шедевры, особняком выделяется один фильм. Это — британский «Плетенный человек».

В сущности, в «Плетеном человеке» нет ничего удивительного и мистического. Строго говоря — это антиутопия. Столкновение двух цивилизаций: кельтской и современной христианской, просвещенной рациональности и языческих суеверий.

Создатели картины исходили из предположения, что на одном из холодных скалистых британских островов сохранились языческие обряды. Соответственно, структура общества кардинально отличается от нашей. Помимо странных обрядов есть еще и жертвоприношения.

Немного прямолинейный английский полицейский приезжает расследовать пропажу маленькой девочки. Шаг за шагом он окунается в тот факт, что за внешним сходством с современностью, жители острова остались в далеком диком прошлом.

Я думаю, что это фильм вышел как нельзя вовремя. Ведь успех «маньячных» фильмов 70-х был связан вовсе не с обеспокоенностью зрителей психическими расстройствами населения.

Дело в том, что был запрос на то, что угроза может таиться в самом обществе. Так-что, маньяки, сектанты и друиды (в которых также увидели опасность) оказались весьма кстати.

Возвращаясь к картине, отмечу скромный и лаконичный повествовательный стиль, в полной мере соответствующий пейзажам острова. Игра актеров проста и непринужденна. Бритт Экланд ожидаемо сексуальна, Кристофер Ли — брутален, а Эдвард Вудворд — простоват и недальновиден.

На мой взгляд, фильм конечно переоценили, ибо в начале 70-х вышло несколько весьма сильных фильмов на схожую тематику. Даже «Ведьмы» 1966 с Джоан Фонтейн, смотрятся, как минимум, не слабее. Между тем фильм снят на высоком уровне и его регулярные попадания в топы лучших хорроров вполне оправданы.

В итоге: некоторые называют поднятую в картине тему — этно-хоррором, а я бы назвал — «столкновением цивилизаций». Ведь в сущности, фильм заставляет нас задуматься о том же, о чем и «Ад каннибалов» Руджеро Деодато. Мне вот ближе картина Деодато, но «Плетеный человек» — весьма достойный, лаконичный и понятный фильм

8 из 10

10 мая 2013

Очень долго откладывала просмотр этого фильма, а когда наконец посмотрела, поняла, что не увидь я его, скорее всего ничего бы не потеряла… Хотя… Нет. Все-таки для общего развития сделать это стоило. Фильм относительно культовый, а для своего времени и вовсе шедевр хоррор индустрии.

Просто некоторые моменты показались мне нелепыми, развитие событий — порой скомканным, а сержант Хоуи, признаюсь честно, не вызвал у меня ни симпатии, ни сочувствия.

Да, вопрос религии здесь показан довольно интересно, и, в общем и целом, видно, что фильм продуман. В нем чувствуется дух 70-х с тогда насущными проблемами свободы и сексуальной революции. Пейзажи завораживают, к музыке нет-нет да хочется прислушаться, а игра Кристофера Ли (из-за которого в общем-то я и села смотреть эту картину) как и всегда заслуживает похвал.

Могу добавить, что отдаленно фильм мне напомнил «Степфордских жен» и «Жильца» Романа Полански, хотя тут все-таки немного другое. И несмотря на то, что в целом картина мне не понравилась, запомнилась она однозначно.

6 из 10

14 октября 2012

Тени забытых предков

На счету у 82-летнего режиссера и писателя Робина Харди помимо ставшего культовым «Плетеного человека» всего две полнометражные работы, одна из которых так и не вышла в прокат и осталась неизвестна зрителю, а другая являет собой вторую часть своеобразной языческой трилогии. «Плетеное дерево», которое выглядит слабой карикатурой на фоне своего предшественника, и запланированный Харди «Гнев богов» заставляют заподозрить режиссера в зацикленности на поганской тематике. И действительно, «Плетеный человек», ставший известным неожиданно для своего творца, сказался на всех его будущих работах и определил темы для его литературных поисков. Это удивительный по атмосфере триллер с элементами мюзикла, традиционно именуемый хоррором, но на деле очень далекий от этого понятия. Фильм удостоился премии Сатурн, упоминания в многочисленных топах и нелепого ремейка, который Робин Харди назвал катастрофой. Наивность и свежесть повествования, чудаковатость песен и тревожность атмосферы делают «Плетеного человека» загадочным и притягательным. Но не меньшего внимания заслуживает и сама история, пугающая и смешная одновременно, несколько нетипичная для своего времени.

Вместе с сержантом Нилом Хоуи — безупречным христианином, честным человеком и по-детски наивным взрослым — мы знакомимся со странным обособленным мирком Саммерайленда. Цель визита — поиски пропавшей девочки, которые вскоре оборачиваются неприятностями для офицера, ведь здесь ему совершенно не рады. Саммерайленд оказывается не просто Богом забытым местом. Господь был изгнан с острова, ведь все его жители — язычники, построившие совсем другое общество, в котором христианские нормы и даже британские законы утратили силу. Здесь считается нормой прыгать голышом через костер, глотать лягушек и привязывать на могилы пуповину. Это сильнее и неожиданнее всего, к чему привык главный герой-пуританин, ведь имеет естественное происхождение и напрямую связано с культурой кельтов. Своей атмосферой девственной природы, ощущением присутствия первобытных сил, не поддающихся осмыслению, фильм близок к еще одной загадке 70х — «Пикнику у Висячей скалы». А история о современных язычниках, соблюдающих тысячелетние обычаи и обряды, заставляет вспомнить и о других «тенях забытых предков» — индейцах Анд, полудиких племенах Африки и, конечно же, гуцулах, воспетых Коцюбинским и Параджановым.

Главный конфликт «Плетеного человека» — противостояние язычества и христианства, образа жизни обычного британца и сообщества, поклоняющегося солнцу. Его изображения встречаются в фильме неоднократно, а яркая финальная сцена с огромным красным диском будто намекает, что божество благоволит островитянам, что оно на их стороне, в то время как христианин Хоуи не находит у своего Бога никакой поддержки. Возникает законный вопрос: какая из религий верна — та, что сплотила людей и дала им урожай, или та, которая лишила главного героя простых плотских радостей и зажала в тисках морали. В обоих случаях мы видим крайности, два примера фанатичной веры, и Харди не поддерживает ни одну из сторон, хотя на первый взгляд и кажется, что правы не язычники, а сержант. Представитель закона, совершенно бесправный на острове, противопоставляется всесильному правителю — лорду Саммерайлу и его безграничному влиянию на людей. А свободная и раскрепощенная Уиллоу предстает полной противоположностью Хоуи с его странным для взрослого мужчины отношением к сексу.

«Вы все здесь с ума посходили!» — в отчаянии восклицает сержант. Но ведь все мы иногда сходим с ума. И не ясно кто же более безумен — язычники с их странными привычками совокупляться при всех, похабными песнями и фанатичной жестокостью, или главный герой, который в одиночку отправился в неизвестное место и попытался образумить островитян. По сути, он еще задолго до рокового путешествия возложил на себя роль мученика, приближаясь при этом к Иисусу Христу. И возможно, миру нужна эта жертва — ради веры, убеждений и будущего. Ведь все хотят изменить мир, но никто не хочет умирать.

И кто-то должен взойти на костер.

13 августа 2012

Остров тронутых

Полицейский инспектор Хоуи прилетает на маленький остров недалеко от Шотландии, чтобы расследовать таинственное исчезновение местной девочки. Здешние жители исповедуют странный языческий культ, основанный на разврате и диких обрядах. Хоуи сталкивается с полным и всеобщим нежеланием помогать в поисках ребенка, и вскоре обнаруживает, что все вокруг ему бессовестно лгут. Более того, религиозные ритуалы островитян далеко не безобидны…

«Плетеный человек» входит в список лучших 500 фильмов ужасов в истории мирового кино по версии сайта IMDB, но чтобы ощутить бесспорную принадлежность картины Робин Харди к хоррору, ее нужно досмотреть до конца. Это уникальное кино не только обладает одним из самых впечатляющих финалов всех времен и народов, но и является виртуозным миксом из нескольких жанров, из которых «страшный» проявляет себя только в конце истории. «Плетеный человек» не вписывается ни в одни стандартные рамки каких-либо жанровых канонов, будь то триллер, драма, мюзикл или детектив, а смотрится как сборная солянка, сделанная настолько самобытно и оригинально, что второго такого фильма просто нет. Перед просмотром нужно быть готовым к авторскому кино, далекому от стандартных фильмом ужасов, способному вызвать недоумение от происходящего на экране, но если вы искренне проникнитесь уникальной стилистикой повествования, то почти наверняка получите удовольствие и мысленно включите «Плетеного человека» в список самых удивительных фильмов, которые вы видели в своей жизни.

Большую часть хронометража лента Харди кажется ироничным детективом, переплетенным с эротическим мюзиклом, не предвещающим ничего страшного. Сержант Хоуи усердно ведет расследование, а островитяне просто издеваются над ним, все как один давая ложные показания, а еще попутно поют неприличные песни и сношаются на каждом углу. Картина воспринимается бесконечно оторванной от реальности, в которой все происходящее — веселый розыгрыш незадачливого полицейского. Да, жители одержимы какой-то религиозно-языческой дурью, но они все такие безобидные, веселые и похотливые, прям как хиппи какие-нибудь. Впрочем, во время просмотра важно не забывать, что на самом деле это действительно триллер, причем культовый, и в финале станет понятно, что есть эта история на самом деле.

Спойлерить в отзыве на «Плетеного человека» нельзя категорически, так как рассказать в чем суть истории в данном случае так же преступно по отношению к зрителю, как выдать финал «Шестого чувства» Шьямалана. Но чтобы в общих чертах обрисовать идею фильма тем счастливчикам, что еще его не смотрели, стоит сказать о религиозной направленности истории. Ведь что есть религия по сути своей? Это особая форма восприятия окружающего мира, в правильность которой люди безоговорочно верят и строго починяются ее догматам, как истине в последней инстанции. В современном мире есть несколько общепринятых форм религии, таких как христианство или иудаизм, божьим законам которых следуют миллионы цивилизованных людей. Но что если существуют и свои уникальные религиозные формы, пусть в рамках маленького острова с несколькими сотнями жителей, живущим по собственным законам — гражданским и божественным, которым наплевать на правила остального мира? Стоит ли считать эту кучку людей психами, развратниками и преступниками, только потому, что у них своя правда и свой Бог? Наверное, нет, но только пока все их странные деяния не выходят за берега маленького островка и касаются только аборигенов, а не какого-нибудь сержанта Хоуи…

«Плетеный человек» — эротичный, ироничный, незаурядный и жуткий по смыслу фильм, который стоит посмотреть всем любителям необычных картин, снятый не ради удовлетворения обыкновенных потребностей и стереотипных вкусов массового зрителя, а показывающий каким удивительным может быть кино, в том числе и страшное.

10 из 10

11 августа 2012

Яблочки спас

Хорошие фильмы, как о хорошие спиртные напитки, должны выстояться. Это подтверждает английский «Плетеный человек», недооцененный и забытый, испорченный неудачным голливудским ремейком, но только набравший актуального очарования.

И так, сержанта полиции Хоуви получает анонимное письмо, в котором говорится об исчезновении 12-летней девочке, жительнице отдаленного шотландского острова Саммерайленд. Хоуви отправляется туда на гидроплане и уже с первых минут сталкивается с холодной недоверчивостью местных жителей. Они ничего плохого ему не делают, но и враждебностью свою не скрывают.

На острове всем заправляет лорд Саммерайл, которого играет Кристофер Ли. Оказывается, он стоит во главе общины, практикующей древнюю языческую религию. Эдакий гипертрофированный «Гринпис»: дети цветов, кустов и прочих растений и животных. Половое воспитание в стиле самых сладких грез 6-классников, танцы голыми при луне, эротические обряды. Понятно, что у христианина Хоуи начинает ехать крыша. «Почему девочки прыгают голыми через костер?», — выкрикивает он в истерике лорду. «Потому что делать это в одежде — опасно», — резонно отвечает Саммерайл. И кто здесь прав?

Еще одна гениальная сцена — когда молодая девушка по имени Ива соблазняет полицейского сквозь стену. Кстати, говорят, что актриса Бритт Экланд соглашалась обнажиться только по пояс. Режиссер спорить не стал, но без ведома Бритт для полной обнаженки пригласил дублершу. Экланд, естественно, взбесилась, на что ей ответили: «Сама дура».

Полицейский то впадает в ступор, то обшаривает остров в поисках пропавшей девочки. Он даже находит ее могилу и трупик кролика в гробу. Но что это ему дает? Атмосфера же вокруг его персоны сгущается, вихри враждебные веют над ним, темные силы злобно гнетут. Особенно впечатляет правдоподобность всего происходящего. А также ужас, который могут нагонять невинные песенки в стиле кантри.

Ближе к концу истории детектив а-ля «Твин Пикс» делает кульбит и превращается в роскошный триллер на религиозную тему. Хоуи не в состоянии понять устремления язычников. Островитяне, в свою очередь, хотели бы решить проблему неурожая яблок старым дедовским методом. Финал раскрывать не буду. Вдруг кто-то его не знает. Но зрелище — грандиозное, а послевкусие — стойкое.

Премию «Сатурн» в 1979 году в номинации «Лучший фильм ужасов» можно считать казусом. Как и то, что в США картину прокатывал главный мастер кино категории «Б» Роджер Корман. Фильм находится вне жанровых условностей и категорий. К обязательному просмотру.

9 из 10

30 апреля 2012

«Похоже, вы все здесь посходили с ума!»

«Все ходит и ходит черный жук-старичок, пока не наткнется на ржавый гвоздь…»

«Плетеный человек» Робина Харди, на мой взгляд, очень милый и забавный фильм, имеющий крайне мало общего с ремейком 2006 г. Картина Харди настолько заворожила меня, что я не в состоянии отыскать в ней «ни сучка, ни задоринки». Единственное НО, так это то, что никогда у меня язык не повернется назвать эту ленту хоррором. Скорее это комедийный мюзикл с элементами отборнейшего черного юмора.

Музыка занимает в «Плетеном человеке» центральное место. Внимательно вслушайтесь в эти похабные песенки жителей Саммерайленда и улыбка не сойдет с Вашего лица до конца фильма. Вспомнить хотя-бы сцену в баре, где изрядно подвыпившие жители острова знакомили сержанта Гови с местным фольклором. А народное творчество на Саммерайленде ой какое специфическое. Отборная пошлятина преподносится настолько тонко и забавно, что вызывает лишь умиление. А чего стоят замечательные стихи Роберта Бернса, положенные на музыку. В общем, не хватит слов, чтобы выразить свое восхищение по поводу безупречного музыкального сопровождения фильма.

Главные герои картины достойны не меньшего внимания. Сержант Гови в исполнении Эдварда Вудварда получился классическим благородным английским полисменом, воспитанным в соответствии со строгими пуританскими традициями. Я представляю, каково ему пришлось на Саммерайленде, в этом царстве «развращенной молодежи», как выразился сам сержант. Его преданность пуританским традициям и вере в Бога настолько сильна и непоколебима, что вызывает некие сомнения у зрителя. А не насмешка ли это? Не пародийный ли сам персонаж сержанта? Из него бы получился первокласный мученик времен раннего христианства.

Жители острова еще более колоритны. Рекордсмен английского кинематографа Кристофер Ли прекрасно сыграл таинственного и харизматичного лорда Саммерсайла. Ли как всегда безупречен. Его персонаж — спокойный и невозмутимый владелец острова, свято верящий в царящие на нем устои и законы. В фильме очень много ярких эпизодических персонажей. Мне почему-то запомнилась Ирэн Сантерс в роли Мэй Моррисон. Очень забавной выглядела сцена, в которой Мэй лечила простуду с помощью лягушки.

Фильм Робина Харди можно смело рекомендовать всем любителям старого-доброго, качественного и оригинального кино. Советую смотреть его исключительно в оригинально озвучке, дабы насладиться забавными песнями и стихами, ну и игрой замечательных актеров конечно-же!

10 из 10

14 августа 2011

Your time will come (с)

Снятый в 73 году со смехотворным бюджетом, казалось, обреченный быть одним из многих фильмов класса B, «Плетеный человек» опровергает все стереотипы. Уникальность фильма кроется не только в сюжете, замечательной музыке и гениальном Кристофере Ли.

Он показывает до чего может дойти человек в своем стремлении к вседозволенности, свободе и анархизму. В нем Робин Харди (кстати, ни до, ни после практически ничего не снявший) подводит некий промежуточный итог движению хиппи и его лютому противопоставлению ортодоксальной христианской морали.

Очень интересно наблюдать муки сержанта, особенно в сцене «ночного соблазнения». Но один раз решив, он уже не может отказаться от своих убеждений, как бы не убеждал его Хозяин острова. Этот персонаж заслуживает отдельных слов. Все высказывания Лорда Саммерайла логичны и понятны. Он ничего не скрывает от чужака, он открыт и честен. Настолько, насколько позволяет ему его учение, то, во что он верит слепо и безальтернативно.

Фильм-загадка, фильм-тайна, фильм, который стоит смотреть и слушать.

10 из 10

12 июля 2011

Ужастик-мюзикл

Решила после просмотра римейка с Кейджом, глянуть и оригинал. И не разочаровалась.

Это не фильм ужасов в полном смысле этого слова. Это типичный для 70-х музыкальный фильм с двойным дном (почему-то всю дорогу сравнивала с «Шоу ужасов Рокки Хоррора», пусть они и мало похожи по смыслу, но в обоих отчётливо видна атмосфера 70-х).

С одной стороны: язычники острова, предающиеся постоянному разврату, чтобы умилостивить богов плодородия, с другой — аскетичное христианство, в лице сержанта Хоуи, отказывающее в половых радостях своим последователям до брака.

Язычники ведут долгую и хитрую игру, чтобы Шут/Дурак остался бы в дураках (это выгодно отличает от фильма с Кейджом, где нет объяснения, зачем население острова так глупо тратит время). Нет правых и виноватых. Свобода язычников в теневой своей части оборачивается кровавыми ритуалами, а Дурак оказывается дураком, потому что желание «победить зло» скрыло от него истину.

Очень интересный фильм, помогает понять культуру 70-х, когда хиппи начали стареть, а их дети начали искать новую идеологию, создавать новый мир, но не знали, куда податься.

Особенно великолепна там музыка, ради которой и стоит фильм смотреть в первую очередь.

23 марта 2011

Лучшее средство от плохих урожаев

«Плетеный человек» пожалуй один из самых ярких и самобытных фильмов-ужасов выходивших в 70-е и приобретший на сегодняшний день статус культового. И это не только заслуга актеров: харизматичного Эдварда Вудварда, сыгравшего праведного полисмена; и молодого Кристофера Ли, который не получил даже гонорара за съемки, но всё равно считает этот фильм лучшим в своей фильмографии. Но и удачного образа громадного плетеного из веток идола, колоритных песен, сговорившихся островитян.

На этом острове все знают друг друга. Никто не исповедует христианство. Еще с давних времен, когда остров перешел во владения Лорда Саммерайсла, установлена традиция поклоняться богу солнца. Благодаря которому почва становится плодотворной, яблоки краснее, груши сочнее, а цветы ярче и красивее. Но для того чтобы это стало реальностью необходимо сделать жертвоприношение в первый день мая… События фильма начинаются как раз за несколько дней до этого события.

С давних пор жители острова живут обособлено от «цивилизованного мира», до ближайшего населенного пункта несколько часов полета на самолете или неделя по морю. Не удивительно что там не терпят «пришельцев», ведь обычно кроме несчастий и плохих вестей они не приносят. Так и сержант Хоуви прилетает, чтобы расследовать дело о пропавшей без вести девочке. И на все попытки контакта жители отвечают либо грубой ложью, либо холодной вежливостью. Дело усугубляет к тому же тот факт, что он ярый христианин и ретроград.

Знакомство с такими понятиями как «реинкарнация» вызывает у него негодование негодование. Также как и местные методы обучения детей. Мальчики на уроках пляшут вокруг столба с ленточками и поют бодрые песни про то как на женщине полежал мужчина, внутри него же было семя, а из этого семени появился мальчик и т. д. Девочкам же на уроках рассказывают о том что майское дерево это фаллический символ и означает он возрождение природы. Многое кажется праведному гл. герою вырождением и дикостью.

«Они же прыгают голые через костер?! Это варварство!» — пламенно возмущается он местному Лорду. На что получает разумный ответ: «Конечно они прыгают голыми — прыгать в одежде было бы не безопасно». Это непонимание и откровенно глупые поступки гл. героя, лезущего со своими правилами в чужой монастырь, заводят его в самую пучину разворачивающегося на острове процесса подготовки к жертвоприношению.

Эта игра жителей, внешне благодушно настроенных, но за спиной прячущих ветки для плетеного человека, вызывает чувство тревоги на протяжении всего фильма. Своей наивысшей точки оно достигает в финальном эпизоде. В память надолго врезаются отчаянные крики Хоуии, взывающего к Богу и проклинающего весело пляшущих в хороводе язычников. Этот эпизод даже вошел в число самых страшных моментов в истории кино.

Яркое, самобытное кино, не стареющее и чарующее по сей день.

p.s. Пару лет назад была снята не достойная внимания голливудизированная версия с Никаласом Кейджем.

2 января 2011

Ужасы Плетеный человек появился на телеэкранах в далеком 1973 году, его режиссером является Робин Харди. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Кристофер Ли, Michael John Cole, Lorraine Peters, Полин Чемберлен, Мэйбл Этерингтон, Tina Hart, Эйлин Льюис, Йен Шелби, Ian Sunderland, Рой Бойд, Рэй Бойд, Чарльз Кирни, С. Ньютон Андерсон, Эдвард Вудворд, Дайан Чиленто.

На фильм потрачено свыше 500000.В то время как во всем мире собрано 57,450 долларов. Страна производства - Великобритания. Плетеный человек — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.