Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Рейд Ульзаны |
английское название: |
Ulzana's Raid |
год: | 1972 |
страна: |
США
|
слоган: | «One man alone understood the savagery of the early American west from both sides.» |
сценарий: | Алан Шарп |
продюсеры: | Берт Ланкастер, Картер Де, Харольд Хект, Алан Шарп |
видеооператор: | Джозеф Ф. Бирок |
композитор: | Фрэнк Де Вол |
художники: | Джеймс Доуелл Вэнс, Джон МакКарти мл., Гленн Райт |
монтаж: | Майкл Лучиано |
жанры: | приключения, вестерн |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 1200000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 5 октября 1972 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 43 мин |
Фильм «Рейд Ульзаны» (1972) — фантазия режиссёра Роберта Олдрича о том как выгодно могли бы развиваться реальные события, но увы, они происходили совсем по-другому. Так тенденциозно снимать вестерн о реальных исторических событиях и реальных исторических персонажах, это что-то! Был бы просто ковбойский мордобой в салунах и с перестрелками — без вопросов, весёлое кино и всё. «Рейд Ульзаны» — фильм о реальных событиях, имевших место на юго-западе США в 1883 — 1885 гг. Тем легче сопоставить фантазии режиссёра и то что происходило в действительности в войнах индейцев апачей с армиеей США. Несмотря на название, главный «герой» в этом вестерне не апач Ульзана (Хоакин Мартинес), а американский скаут (Берт Ланкастер). Весь сюжет фильма построен вокруг него и его действий, и более логичным было бы назвать этот «киношедевр» его именем.
Немного истории. Когда в первой половине XVI века на земли апачей пришли испанцы, в доспехах и на конях, местные индейцы, наслышанные о «божественных подвигах» пришельцев в Центральной Америке и сожжённых ими городах ацтеков, не стали встречать испанцев «в кокошниках и хлебом-солью», а тупо замочили кого смогли, забрали лошадей и железные доспехи, в качестве диковинных трофеев. Потом были долгие десятилетия кровопролитных столкновений с мексиканцами. Но вот, в первой половине XIX века в стране апачей появились американцы. Быстро «разобравшись» с мексиканцами «исключительные» отжали у них сначала Техас, а затем Аризону и Нью-Мексико — огромные территории, на которых тысячи лет жили апачи, навахо и десятки других народов. Бесчисленные провокации и вероломные убийства со стороны американцев быстро превратили апачей из нейтральных индейцев в наиболее жгучих «фанатов» американской экспансии. Вожди Хуан Хосе, Мангас Колорадос, Джеронимо, Викторио, Чиуауа и Ульзана, нанесли американцам наибольший ущерб и оказали наиболее ожесточённое сопротивление в борьбе за свою свободу и землю, вплоть до конца XIX века.
Группа апачей во главе с лидером Чиуауа и его братом Ульзаной, известного также под именем Джосани, организованили побег из американского «дома отдыха» — резервации Сан Карлос, не желая более терпеть голод, унижения, обман и воровство. Эта резервация или концлагерь — клочок земли в раскалённой безжизненной аризонской пустыне, куда американцы сгоняли индейцев апачей с их исконных земель. В кино-сказке от Олдрича нет ни слова о вожде Чиуауа и причинах побега апачей из резервации, убежали и всё. Режиссёра этого фильма не интересует историческая точность или объективность в освещении событий, пусть и в его художественной интерпретации, ему давали деньги под другие «акценты». Вождь Чиуауа более известен чем его брат Ульзана, поэтому последний гораздо больше подходил на роль ужасного «монстра» и «кровавого маньяка», которого из него быстро соорудил «режиссёр-сказочник» Олдрич. Будучи опытным и искушённым, прекрасно владея киноприёмами в создании «нужного» образа Роберт Олдрич даже мельчайшими деталями и штрихами, будто случайно, подсказывает зрителю — на кого надо «точить кулаки.» Зритель должен в самом начале повествования настроится на образ «страшного» Ульзаны, в том числе, и плохим отношением к животным: Ульзана грубо бьёт лошадь по морде, собачка фермера утыканная стрелами и т. д. В фильме, конечно же, ни слова о жестокости «благородных» американских кавалеристов и ковбоев. А она была, и гораздо более ужасной, чем зритель может себе представить. Не в силах победить воинов апачей в бою, американцы выжигали их беззащитные селения вместе с женщинами, детьми и стариками. При этом чудовищно издеваясь над беспомощными и убитыми. При помощи подлости и обмана американцы убивали лидеров апачей, в надежде сломать их волю к сопротивлению. К примеру, вождь апачей Мангас Колорадос один прибыл в форт, по приглашению американцев и под белым флагом. Джозеф Родман Уэст, бригадный генерал армии США и калифорнийских добровольцев, обманул вождя апачей и не стал вести с ним переговоры. Его солдаты схватили Мангаса Колорадоса и пытали всю ночь — кололи его штыками, предварительно нагрев их на костре, после чего убили лидера апачей. На следующий день американские военные отрубили голову вождя, а изуродованные останки оставили в покинутом лагере.
На этом фоне издевательски звучит в фильме текст молодого лейтенанта кавалерии США и его вопрос к скауту-индейцу: «Почему твой народ такой жестокий?» Но, правильного ответа он не услышал. А звучит этот ответ примерно так: «Ты спроси у ваших генералов, придумавших нацистскую поговорку — «хорош только мёртвый индеец». В фильме Олдрича нет правдивых текстов, есть только пропаганда и ложь. Ни единого кадра об ужасной жизни апачей в резервации Сан Карлос, об официальной бумаге «за скальп воина апача — 100 $, женщины — 50$, ребёнка — 25$', чтобы стимулировать убийство индейцев. Только дебильные заклинания — «Ульзана убежал, чтобы грабить и убивать».
Берт Ланкастер — хороший актёр, на его счету десятки удачных картин и ролей. Но, с фильмом «Рейд Ульзанаы» он оказался в слабом и неудачном проекте. Никаких исторических или художественных ценностей в этом фильме нет. Снят он не случайно в 1972 году — ещё идёт война во Вьетнаме, но уже ясно — американцы её безнадёжно проигрывают, неся большие потери. Они ничего не могут сделать с вьетнамскими партизанами — «апачами» XX века. Поэтому, как и прежде, выжигают вьетнамские деревни напалмом и огнемётами. Срочно нужен был фильм об американских победах, пусть в XIX веке и пусть над индейцами, вооружёнными примитивным оружием, но победах.
Правду не замазать киноподелками как «Рейд Ульзаны», пусть и со звёздами кино первой величины, так как документы о тех событиях в открытом доступе и каждый может сравнить их с киноагитками Голливуда. До 1990 года в США не снимались более-менее правдивые фильмы о войнах с коренным населением Америки, за исключением одного\двух фильмов, подтверждающих это правило. Тем, кому интересны события показанные в фильме «Рейд Ульзаны» и войны на юго-западе Северной Америки, я бы рекомендовал посмотреть — «Джеронимо» 1993 (Джозеф Раннингфокс), «Отряд бизоны» 1997, «Апачи» 1973 (ДЭФА, ГДР), «Ульзана» 1974 (ДЭФА, ГДР).
2 апреля 2019
Шикарный фильм, потому что поднимает серьёзную тему — о различии в морали белых и индейцев. Именно этот вопрос, а не только набившая оскомину жажда денег бледнолицых, был причиной жёсткого противостояния двух миров — «белого» и «краснокожего». Замечательно, что, несмотря на жёсткость и натурализм сюжета, щекотливая «моральная» тема препарируется очень аккуратно. Авторы не насаждают никаких идей, не встают на сторону кого-бы то ни было. Они терпеливо ведут зрителя за событиями, разворачивающимися на экране.
Естественно, это вестерн и традиционные «ковбойцы и индейцы» тут будут много стрелять и демонстрировать лихость. Фильм динамичен и актёры играют отлично. Берт Ланкастер просто великолепен в роли уставшего от вечной войны разведчика. И всё же главное — это мораль, не морализаторство, а документальное исследование способности (и желания?) убивать. Хороших вестернов сняли немало. Но таких честных — не слишком много. Хотел бы поставить максимальный балл, но буду скромнее. Скажу проще — этот вестерн один из моих самых любимых.
8 из 10
7 января 2017
Довольно интересный представитель жанра! В 1972 году это, наверное, был один из первых фильмов, который белого человека делал таким же жестоким.
5 июня 2006