| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
6.6 |
IMDb
|
6.2 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Детская игра |
| английское название: |
Child's Play |
| год: | 1972 |
| страна: |
США
|
| слоган: | «You only lose once.» |
| режиссер: | Сидни Люмет |
| сценаристы: | Леон Прочник, Роберт Мараско |
| продюсеры: | Дэвид Меррик, Хэнк Мунджин |
| видеооператор: | Джералд Хиршфелд |
| композитор: | Майкл Смолл |
| художники: | Филип Розенберг, Рут Морли |
| монтаж: | Джоэнн Бурк, Эдвард Варшилка |
| жанры: | ужасы, триллер, драма, детектив |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
12 декабря 1972 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
16+ |
Длительность:
|
1 ч 40 мин |
К сожалению, в отличии от оригинальной пьесы, данный фильм не так известен или популярен как другие работы Люмета. Что на мой взгляд, является большим упущением, так как данная картина является очень хорошей и оригинальной 'притчей' об обманчивости добра и зла в нашем мире. Элементарных ситуаций, когда зло успешно прячется под маской фальшивой и напускной добродетели, или когда добро проигрывает из-за своей неочевидности и грубости. Не обязательно намеренно и умышленно, ибо люди нередко творят зло, искренне веря в свои добродетели и абсолютную правильность своих решений.
Наконец, в этом фильме также довольно хорошо показано формирование тоталитаризма в духе Скотного двора, когда борющиеся за светлые идеалы люди, постепенно превращаются в догматичных фанатиков и словно иезуиты с 'цель оправдывает средство', начинают верить в то, что хорошие цели и намерения дают им некий моральный карт бланш на любые ужасные и очевидно морально недопустимые поступки. Разумеется, не настолько политизировано и конъектурно как некоторые могут подумать, но это всё ещё на месте.
Отдельным запоминающимся моментом я бы назвал религиозный символизм фильма. Судя по всему, в своё время многие критики неправильно поняли авторские намерения, решив, что фильм или пьеса либо пытаются неуверенно 'продать' историю как паранормальный хоррор, либо просто не знают как его позиционировать в целом. Что даже привело к ряду критический замечаний. В фильме действительно есть элементы магического реализма, но на мой взгляд, это не сколько призвано прямолинейно продвигать фильм как религиозную историю про дьявола и т. д, сколько символично или метафорично изобразить разложение здоровой морали и духа под влиянием порочных, практически 'токсичных' побуждений и действий. Что довольно красиво и философски дополняет потенциальный нарратив фильма об обманчивости добра и зла в нашей жизни. Особенно если вы знаете нюансы изображения дьявола в христианском учении.
В общем, Детская Игра вполне может вам понравится и дать довольно интересную пищу для размышлений, если вы ищите хорошо написанных и отлично поставленных историй о том, как 'хорошими намерениями выстелена дорога в ад' или как как зло может годами подобно подкравшемуся дьяволу извращать в общем то хорошие идеи или вещи, извращая и уничтожая их оригинальную суть.
7 из 10
2 апреля 2025
Пожалуй, лучшая — или, по крайней мере, одна — из лучших кинопритч об авторитаризме (дающая сто очков вперёд разным «повелителям мух»). На примере отношений, сложившихся в католической школе для мальчиков, даётся очерк, некоторым образом, политической теологии, лаконично демонстрируется весь блеск и нищета политической мистики авторитаризма — языческой садомазохистской жестокости, гомосексуализма «мужских союзов» (в фильме на это прозрачно намекается). И, разумеется, часто повторяется слово «вера» (вера в вождя, конечно). Доббс говорит: «Даже если бы я сказал своим мальчикам подняться на колокольню [очевидно, подразумевается — «и прыгнуть вниз»], они бы сделали это для меня с радостью». «Я есть то, что видят во мне мои мальчики».
Ось сюжета — конфликт двух учителей, любимого учениками «мягкого» Доббса и нелюбимого ими педанта и формалиста Мэлли: Доббс хочет заполучить руководство над старшим классом, курирует который Мэлли (конфликт рвущегося к власти политика-демагога и либеральной демократии). По наущению Доббса мальчики звонят домой Мэлли, у которого больная старая мать, она часто подходит к телефону и ей говорят разные гадости о её любимом сыне, что отнюдь не способствует улучшению её состояния — и она умирает. Мэлли подбрасывают порножурналы (из-за которых его в конце концов увольняют). Учеников, которые получают хорошие оценки у Мэлли, жестоко избивают и калечат. Мэлли пытается объяснить отцу-ректору, что за всем этим стоит Доббс (который так любит тереться в мальчишеской раздевалке), но ведь у Доббса такое простое честное открытое лицо и его так любят мальчики, а Мэлли непопулярен и вообще малоприятный человек, и отец-ректор считает, что у старого учителя просто маразм и паранойя.
Главный антигерой, думаю, отнюдь не случайно похож на Сталина (Престон — наша слава боевая, Престон — нашей юности полёт) и даже имя у него Джозеф! — учитель, жестоко манипулирующий обожающими его учениками в своих корыстных целях.
Можно считать символом даже отношения дядюшки Джо Доббса с католическими патерами, курирующими школу, — но это уже не Сталин, а Гитлер. Правда, патеры, к их чести, оказываются на некоторой высоте, не позволяют манипулировать собой до такой степени, как позволяли Сталину сервильные православные, и в конце концов закрывают лавочку (а один из патеров — самый молодой и прогрессивный — даже сравнивает поведение мальчиков с одержимостью дьяволом). Но дядюшка Джо и в ус не дует, он уже подыскал себе место в другой школе, так что для него это не такая и трагедия. Но это настоящая трагедия для прознавших об этом факте мальчиков, которые думали, что они для него такое же ВСЁ, как и он для них. И для дядюшки Джо всё заканчивается, судя по всему, печально (нам, правда, этого не показывают, но это подразумевается) — его «гитлер-югендовцы», очевидно, просто забивают его до смерти (не так уж и редко «всенародно любимые» вожди бывают убиваемы под улюлюканье некогда обожествлявшего их народа).
Джозеф Доббс показан как религиозный человек, нередко посещающий школьную часовню, но его религиозность, кажется, имеет крайне мало общего с учением Римо-католической церкви (кроме того, что он осеняет себя крестным знамением), — зато в его «богословии» большое значение уделяется… «вечному огню» (он говорит, что с детства привык верить, что если в лампаде над алтарём горит огонёк, Бог в этот момент присутствует в церкви) — ещё один намёк на совок с его культом «вечных огней»? Мальчики же никакой религиозности не выказывают вообще, скорее наоборот — однажды они кощунственно привязывают в часовне (предварительно избив) над алтарём вместо распятия одного из своих товарищей (которого счёл необходимым наказать их вождь), в другой раз выкалывают глаза образу Иисуса Христа — тоже аллюзия на богоборческий совок?
23 января 2015