| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
5.3 |
IMDb
|
5.5 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Свит Свитбэк: Песня мерзавца |
| английское название: |
Sweet Sweetback's Baadasssss Song |
| год: | 1971 |
| страна: |
США
|
| слоган: | «The Film that THE MAN doesn't want you to see!» |
| режиссер: | Мелвин Ван Пиблз |
| сценарий: | Мелвин Ван Пиблз |
| продюсеры: | Джерри Гросс, Мелвин Ван Пиблз |
| видеооператор: | Роберт Максвелл |
| композиторы: | Earth Wind & Fire, Мелвин Ван Пиблз |
| монтаж: | Мелвин Ван Пиблз |
| жанры: | боевик, триллер, драма, криминал |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Бюджет:
|
500000 |
Сборы в США:
|
$15 180 000 |
Мировые сборы:
|
$15 180 000 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
31 марта 1971 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
18+ |
Длительность:
|
1 ч 37 мин |
Недавно я ходила на просмотр фильма Sweet Sweetback’s Baadasss Song. Это было необычно. Оно ощущается как культурный удар, как вызов, как протест, записанный на плёнку.
В 1971 году чёрные персонажи в кино либо не существовали, либо были второстепенными, карикатурными или сломленными.
Режиссёр Мелвин Ван Пиблз сделал всё сам: написал сценарий, сыграл главную роль, сам смонтировал, записал музыку, продюсировал. Всё потому, что студии отказались финансировать проект, который рассказывал бы историю чернокожего героя без цензуры. Это кино для чернокожих и про чернокожих, снято чернокожим режиссёром. Ван Пиблз говорил: «Это не для белых глаз».
Сюжета как такового немного: Свитбэк — работает в провокационном ночном шоу, выступая перед публикой. Однажды он защищает парня от полиции, и затем оказывается в бесконечном беге за свободу.
Музыку к фильму написали Earth, Wind & Fire, ещё до того, как стали знамениты.
Sweet Sweetback’s Baadasss Song стал отправной точкой жанра blaxploitation — яркого, грубого, часто эксплуатативного, но важного. Без этого фильма, снятого на крошечный бюджет, многого просто не случилось бы: ни появления голоса, ни коммерческого интереса, ни культурного сдвига. Только, в отличие от коммерческих ремейков. Но у Ван Пиблза был политический посыл, боль и личный манифест.
Сложно оценивать его в привычных рамках — он не был создан для массового зрителя, и уж точно не для нашего времени и нас. Но он внёс новое, открыл возможность говорить иначе — через злость, музыку, ритм и безумную энергию улицы.
26 июня 2025
Этот фильм, можно с полной ответственностью назвать дедушкой жанра blaxploitation. Сорокалетний малоизвестный, на тот период, кино-деятель Мелвин ван Пибблз сам написал сценарий, поставил, смонтажировал и исполнил главную роль в весьма непростом фильме.
Его герой — Свит Свитбэк, обычный афро-американец. Свое детство он провел работая в борделе, там мальчишкой лишился невинности и обнаружил в себе сексуальный талант. Он умел удовлетворять женщин.
Вскоре эта одаренность принесла ему работу — он стал звездой в сексуальном шоу, совокупляясь на глазах зрителей с женщинами. Однако, случайное задержание приводит к трагедии.
Полицейские на его глазах начинают избивать невиновного и Свитбэк начинает свою Одиссею. Он избивает их и сбегает. Вскоре сбегает второй раз. Участвует в эротическом шоу с байкерами, занимаясь сексом и удовлетворяя белую женщину. Впрочем, не все с ним будет так просто. Для нас он так и останется вечно убегающим героем.
На мой взгляд, самая важная сцена снятая Мелвином ван Пибблзм в этом фильме не была связана со Свитбэком. Сцена проста и точна: в комнату, где спят в постели афро-американец и белая женщина, врывается полиция. Его серьезно избивают. Вскоре следователи понимают, что ошиблись. Однако, приходят к выводу, что разницы нет.
Именно в этом коротком эпизоде содержится настоящий вызов, показывающий все нарастающие в те годы противоречия. Нет ничего удивительного, что вскоре многие кинематографисты развивали тему Свитбэка, создавая свой независимый жанр эксплуатационного кино.
Тем более, что картина ван Пибблза принесла серьезные сборы — фильм был одним из самых коммерчески успешных фильмов 71 года (сборы более 15 млн — совсем не шутка). Заняв десятое место в списке самых успешных фильмовгода в США, картина обошла — «Соломенных псов» Пекинпа, «Шафт» Гордона Паркса, «Клют» Пакулы, «МакКейб и миссис Миллер» Олтмана.
Это настоящее независимое кино, наполненное откровенными эротическими сценами. Очевидно, что особое внимание режиссер уделил сцене секса Свитбэка и белой девушки байкера. Такое раньше не показывали в кино — это был настоящий и неприкрытый бунт, что, вызывало интерес у многих любителей кино.
Впрочем, на фоне других более удачных blaxploitation, творение ван Пибблза конечно проигрывает. Однако, для понимания жанра — картина очень важна.
Кстати, в небольшой роли можно заметить еще совсем мальчишку — Марио ван Пибблза.
В итоге: это фильм, оказавший огромнейшее влияние на развитие blaxploitation. Фильм провокационный по содержанию и весьма спорный в части кинематографических достоинств, но реально бунтарский.
6 из 10
5 марта 2013