| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
7.2 |
IMDb
|
7.5 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Именем итальянского народа |
| английское название: |
In nome del popolo italiano |
| год: | 1971 |
| страна: |
Италия
|
| режиссер: | Дино Ризи |
| сценаристы: | Адженоре Инкроччи, Фурио Скарпелли |
| продюсер: | Эдмондо Амати |
| видеооператор: | Алессандро Д’Эва |
| композитор: | Карло Рустикелли |
| художники: | Энрико Саббатини, Бруно Чезари, Луиджи Скаччаноче |
| монтаж: | Альберто Галлитти |
| жанры: | комедия, криминал, детектив |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
18 декабря 1971 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 43 мин |
Довольно стандартным является фильм, в котором какой-нибудь благородный человек бросает вызов коррумпированной системе и побеждает. Этот благородный человек всегда неподкупен и идет вперед несмотря на трудности. Очень редко в кино встречается отход от такой позитивной схемы, поэтому особенно приятно увидеть более сложный взгляд на такой сюжет.
В фильме «Именем итальянского народа» в качестве благородного рыцаря мы увидим следователя Бонифацци, а в качестве коррумпированного злодея – всемогущего предпринимателя Сантеночито. Пороки этого всемогущего предпринимателя очевидны. Его предприятия загрязняют воду, и даже дороги он строит некачественные, очевидно, отмывая деньги. Сантеночито вхож в высокие кабинеты и любой сложный вопрос может уладить звонком министру. Но вот происходит трагедия – одну девушку находят мертвой. Следователь Бонифацци начинает расследование. Этот человек предан высшей идее справедливости. Он выступает за справедливый суд не в абстрактном, а весьма конкретном смысле. Он не может принять того, что его коллеги сажают беззащитных за мелкие преступления, но оставляют на свободе тех, кто ворочает миллионами. Бонифацци настолько является «правдорубом», что готов идти даже против своего сообщества юристов, судей и прокуроров. Ему быстро становится понятно, что девушка работала в эскорте у Сантеночито и, значит, последний скорее всего ее и убил. Вот только можно ли это однозначно доказать?
Итак, подозреваемый известен, следователь тоже. Далее начинается их изощренная игра в духе Достоевского. Следователь говорит так, будто видит всю картину. Спокойный и проницательный взгляд Бонифацци, как кажется, моментально прозревает, когда ему лгут. Подозреваемый же в ответ занимается тем, что пытается увиливать. Прекрасно передана плохо скрываемая нервозность Сантеночито, во внутреннем мире которого сразу две крайности - безграничная уверенность в своей власти и реальный страх, что посадить его все-таки могут. Предпринимателю сложно мириться с этим страхом, ведь у него дерзкое лицо хозяина жизни. И мы в общем-то понимаем, что человек он нехороший. Он готов пойти на лжесвидетельство и родного отца отправить в психбольницу, когда тот начинает вести себя не так, как ему надо. Он смотрит в зеркало и прямым текстом говорит отражению: в тебе нет ни раскаяния, ни угрызений совести. В его честности тем более есть все основания сомневаться, потому что члены семьи прямо напоминают ему о разного рода махинациях.
Сложность фильма заключается в том, что здесь разрушается классическая схема, согласно которой предприниматель, замеченный в некоторых грехах, автоматически становится виновным во всем. Да, Сантеночито есть за что не любить. Он порочен, самолюбив и в чем-то отвратителен. Но есть ли у нас право огульно обвинять его сразу во всех преступлениях? Может, все-таки он виновен не во всем, что на него хотят повесить? Правильно ли применять закон по инерции и все же справедливость должна торжествовать даже по отношению к нехорошим людям?
Режиссер идет даже дальше и дает Сантеночито возможность защититься. Последний в числе прочего говорит, что не может бросить бизнес, потому что бизнес нужен в том числе и обществу. И действительно, за его деятельностью стоят реальные заводы и предприятия, пусть и загрязняющие воду. Есть лишь пара вопросов к сюжету этого фильма. Во-первых, технически следствие ведется очень примитивно. Допрос свидетелей сразу открывает всю правду, так что никакого сопротивления следователь не встречает. А во-вторых, странно, что Сантеночито не пользуется покровительством сильных мира сего, хотя доступ к ним у него есть. В остальном же этот фильм очень радует своей нестандартностью, вследствие которой вопросы появляются не только к предпринимателю Сантеночито, но уже и к следователю Бонифацци.
12 марта 2025
- Давайте начистоту. Мне не нравятся юристы, которые готовы посадить мальчишку за кражу килограмма абрикосов, которые очень легко переходят к другой морали, которая касается миллионных афер...
Авторы ленты мастерски обыгрывают народные стереотипы. Это правда, что все судьи берут взятки и среди них нет ни одного честного и принципиального? А разве бизнесмены честнее? Разве они не все поголовно лгут и готовы на самые бесчестные преступления? Вокруг этих утверждений и будет строиться сюжетная канва.
Девушка работавшая в эскорте неожиданно умирает. У нее обнаруживают наркотики и следы избиения. Все высвечивает ее связь с крупным бизнесменом. Достаточно быстро он оказывается под пристальным вниманием судьи.
Таким образом весь фильм представляет собой противостояние следователя и предпринимателя. Кто из них лжив, а кто неподкупен? Есть ли среди них действительно преступник? Определиться с этими вопросами оказывается не так просто.
Из жанрового социального детектива мы получаем авантюрную притчу, иронический контекст которой придает ей большей лаконичности. Гениальные актерские работы Витторио Гассмана и Уго Тоньяцци добавляют ленте значимости. Но все это не сработало бы без музыкальной композиции Карло Рустикелли. Эта музыка задает темп и настраивает на иррациональный лад. Она будет как нить Ариадны сопровождать нас на протяжении всей ленты
9 из 10
18 июня 2023
Неожиданно сильный фильм о классовых противоречиях общества потребления. Всесильный бизнесмен Лоренцо Сантеночито ненавидит молодых «волосатиков» за их свободные нравы. Он подсаживает их к себе в машину только для того, чтобы высказать свое призрение. Скромный следователь Мариано Бонифацци пытается поставить на место зарвавшегося дельца Сантеночито, превращая его из свидетеля в подозреваемого в деле об убийстве молодой проститутки. Доктору-патологоанатому, приятелю Бонифацци, на всё наплевать: «Из дерьма ты вышел, и в дерьмо превратишься благодаря прогрессу».
Замечательный тандем сценаристов — Адженоре Инкроччи и Фурио Скарпелли — сотворил такие искрометные и точные диалоги, что актерам Витторио Гассману и Уго Тоньяцци ничего другого не оставалось, как блистать во всей своей актерской красе. Особенно хорош Гассман, которому всегда удавались образы лжецов и проходимцев, в роли «спекулянта высшей марки с огромными связями».
Хороши и многочисленные второстепенные персонажи, в которых нет ни капли совести. Они, словно черти из страшных сказок, постоянно путаются под ногами, вносят сумятицу и разрушают логику естественных человеческих взаимоотношений. Чего только стоят родители погибшей девушки!
Нагнетая атмосферу, Дино Ризи увеличивает противостояние двух мужчин до масштабов Крестового похода против погрязшего во лжи общества. А, как известно, на гражданской войне пленных не берут.
9 из 10
24 ноября 2015
В советском прокате фильм шел под идиотским наименованием «Полмиллиарда за алиби», совершенно искажающим авторский смысл наименования. Взятка лжесвидетелю — один из проходных эпизодов фильма, не определяющий его сущность, в то время как ссылка на итальянский народ носит совершенно издевательский характер. Начавшись как обычный социальный фарс(что-то вроде нашего «Инспектора ГАИ»), фильм к концу выруливает на апокалипсис. Персонаж Уго Тоньяцции, призванный покарать за самоубийство девушки, смотрит на толпу итальянцев и в финале становится карающим ангелом, призванным разрушить до основания Содом и Гоморру. Фильм перенасыщен совершенно гоголевскими эпизодическими персонажами: от родителей девушки до мужа бывшей жены Тоньяцци. И Гассман и Тоньяцци у Дино Ризи играли лучшие роли — вот и в этом фильме они на высоте. Редкий случай, когда фильм много больше жанровой нише, в которой он как бы создан. Совершенное мизантропическое произведение.
9 из 10
8 июня 2011