Рейтинг фильма | |
IMDb | 3.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дракула против Франкенштейна |
английское название: |
Dracula vs. Frankenstein |
год: | 1971 |
страна: |
США
|
слоган: | «New! Different! Shocking!» |
режиссеры: | Сэмюэл М. Шерман, Аль Адамсон |
сценаристы: | Уильям Пагсли, Сэмюэл М. Шерман |
продюсеры: | Джон Ван Хорн, Сэмюэл М. Шерман, Mardi Rustam, Мохаммед Рустам, Аль Адамсон |
видеооператоры: | Пол Гликман, Сэмюэл М. Шерман, Гэри Грейвер |
композитор: | Уильям Лава |
художник: | Рэй Маркам |
монтаж: | Джон Винфилд, Irwin Cadden |
жанры: | ужасы, фантастика |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 20 сентября 1971 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 31 мин |
Прежде чем приступать к сегментированному рассмотрению всего фильма, мне бы желалось затронуть один важный момент, из-за чего данный трэш имеет знаковую ценность. Всё дело в наличии занятых актёров, которые именно здесь в последний раз в своей жизни предстают пред камерой, а далее уходят только в память зрителей навечно. Первым будет неизвестный у русскоязычного человека Дж. Кэролл Нейш (J. Carrol Naish), имеющий в своём послужном списке более двух сотен работ, а вторым — Лон Чейни мл. (Lon Chaney Jr.). Последнего просто обязаны знать в лицо все те, кто уважает и ценит чёрно-белую классику Голливуда, в основном первостепенный хоррор о культовых монстрах. Данный исполнитель абсолютно всех чудищ студии «Universal», особенно бессменный Человек-волк, предстаёт пред нами в роли второго плана, и надо сказать это наводит двоякие противоречивые чувства. Во-первых, по-настоящему жутко наблюдать некогда — не побоюсь — блестящего актёра своей эпохи в состоянии тяжёлой болезни, где он уже не в силах разговаривать из-за рака горла, заметно обременён излишним весом, и всё время покрыт потом на покрасневшем лице. А во-вторых, назло всему искренне двояко радует, что выброшенный на обочину талантливый лицедей, лишённый даже крох от крупных проектов, постаревший и на грани, всё же ещё востребован у нового поколения, где ему отводят специальное местечко. И старина Лон Чейни мл. хорошо справляется с предложенным амплуа; его маньячный убийца с топором, бьющийся в наркотической ломке, получился достоверным и неоднозначным. Ведь пускай больное горло не позволяло произносить диалоги, зато на выручку приходила визитная карточка с очень выразительной мимикой, способствующей доносить запутавшегося персонажа-безумца, то убивающего жертв, а то защитившего девушку от распоясавшейся банды.
Тем самым, уже даже за одну возможность наличия в себе двух актёров «старой школы» в прощальных преображениях этот нелепый и абсурдный трэш может заслуживать полноценного просмотра у определённой аудитории.
Теперь абстрагируясь от дани уважения к актёрам былого Голливуда, необходимо рассказать о кино объективно.
Откровенно говоря, без утайки, фильм в художественном смысле несостоятелен. Целиком и полностью он сущая любительская постановка, где молодёжь проходная, а старое поколение в силу возраста исполняет неряшливые партии, как скажем, Дж. Кэролл Нейш с бегающими глазами во время диалогов, явно читающий припрятанный текст за кадром. Бутафория и декорации собраны из подручных средств, очевидно выдавая из некой научной лаборатории подобие гаража с развешанными деталями разобранного лампового телевизора и радиоантенн с беспорядочно мигающими цветными лампочками. Визуальные эффекты минимальны и созданы при помощи мультипликации. Грим — удручающ.
Однако эти «минусы» здорово выстраивают терпкую атмосферу крайне дешёвого любительского трэша, где у режиссёра нет в наличии полноценных людей с актёрским отточенным навыком, старички уже далеко не те, финансы не позволяют и мизер зрелища, но есть твёрдое желание делать фильм, пускай, он нелеп от начала и до финала. Собственно точно так же будет снимать свои работы и Дон Долер (Don Dohler), а его я очень уважаю именно за верность своей мечте делать экранные истории с наивными полудетскими сюжетами, напоминающими жутковатые бредовые сны. Только нынешний режиссёр Аль Адамсон (Al Adamson) никогда не обладал (увы, и здесь тоже) чутьём хронометража Долера, так как в его картинах частенько и подолгу объявляется затянутое провисание, словно от безысходности незнания, чем бы занять минут пять, он демонстрирует отстранённые от ключа повествования кадры из обыденной жизни города.
Возвращаясь к сюжету и его абсурдности, то пред зрителем развернётся смелое (можно сказать, несколько хулиганское) трэшевое полотно, где в эру хиппи с болтающимися бусами на шеях у мужчин, объявится сам граф Дракула, раскопавший на кладбище тело Монстра, впоследствии заключивший сделку с последним предком гениального учёного Франкенштейна, у которого есть помощник Гротон, топором убивающий людей на пляжах Калифорнии ради научных экспериментов хозяина! Ещё будет детективная интрига с приехавшей певицей, разыскивающей свою пропавшую сестру. Вот в таком нелепом гротескном флаконе и станет происходить действо с взаимоотношениями персонажей. Местами станут мелькать сценки реальных маршей Мира молодёжи хиппи по улицам города, что предаёт фильму повышение градуса абсурдности, дабы зритель умилялся наивностью режиссёра, перебегающего из жанра в жанр, словно воздух рассекает лезвие: вжик — ужас с культовыми монстрами, вжик — любовная линия под мелодичную песенку, ещё вжик — банда мотоциклистов издевается над девушкой, решившей перекусить одной ночью (!?) на пляже.
Вообще сценарные ляпы невероятно густы в своём обилии, вызывая широкую улыбку на лице. Некоторые кажутся, вовсе непредсказуемы и завышены, как, например, на ровном месте вылетевший из инвалидного кресла человек, угодивший прямиком в гильотину.
Безусловно, невозможно в тексте обойти двух центровых персонажей, заявленных в своей схватке из заглавия киноленты. Обязательный интриган Дракула вышел неплох, пускай ему далеко до харизмы иных именитых коллег, не нуждающихся в представлении. Монстр Франкенштейна это отдельная тема; он выглядит так, как спустя почти десятилетие Сэм Рейми (Sam Raimi) покажет одержимых демонами людей из дипломной работы, то есть — безобразная резиновая нелепая маска. Битва чудищ произойдёт, но зрелище омрачит отсутствие толкового осветителя, и тотальная неразбериха извечной темноты погубит идею поединка на корню.
В итоге, суммируя написанное, всячески не советую просматривать это кино зрителям не состоящим с трэшем «на ты», ведь фильм разнообразно плачевен в логическом осмыслении, гиперболизировано глуп сценарно, и любительский донельзя. Однако заядлым ценителям независимых низкобюджетных работ, «Дракула против Франкенштейна» окажется ещё одним нелепым вызывающим любопытным «гадким утёнком», где нашли своё последнее пристанище два немолодых актёра с заслуженными именами. Вместе с тем, из-за отсутствия ритма систематического действа, то есть — частых сюжетных провисаний, сей хиппозный трэш на классических мотивах не дотягивает до высокой оценки в своём направлении дешёвого киноискусства.
Посвящается памяти Лона Чейни мл. (1906 — 1973). Даже в своей последней нелепой роли, актёр как всегда был достоверен.
5 из 10
30 мая 2012
Фильм снят как уже поднадоевший в то время зрителям обычный «трэш», в переводе с английского — «мусор». Действительно, это не первоклассный ужастик, что по тем временам было редким явлением.
Сейчас фильм смотрится по-другому. Одним он может показаться слишком наивным, другим — символом 70-х, третьи оценят его как и 40 лет назад.
Чудовище Франкенштейна изображено таким уродом, что на него смотреть страшно. Не в том смысле, что ужасен монстр, а ужасны попытки режиссёра снять хоть какое-то чудовище. На мой взгляд, это не плюс фильма, а минус.
Надоела попытка кинорежиссёров «скрестить» монстров между собой, заставляя их выйти на бой. Причём известно, кто победит. Побеждают всегда люди. Эта традиция идёт с 1943-го года, когда был снят фильм «Франкенштейн встречает Человека-Волка».
В общем, учитывая всё вышесказанное,
7 из 10
21 мая 2009