Бегство с планеты обезьян
Escape from the Planet of the Apes
6.7
6.3
1971, фантастика, боевик
США, 1 ч 38 мин
12+

В ролях: Сэл Минео, Гарри Лоутер, М. Эммет Уолш, Питер Форстер, Том Лоуелл
и другие
У берегов США совершает посадку космический аппарат, на борту которого обнаруживают трёх обезьян. Сначала это вызывает недоумение, ведь когда-то на этом звездолёте улетели люди. А потом обезьяны заговорили, вызвав ещё большее смятение. Оказывается, на землю прилетели обезьяны-учёные — Зира, Корнелиус и доктор Мило.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Бегство с планеты обезьян

английское название:

Escape from the Planet of the Apes

год: 1971
страна:
США
слоган: «...in a democracy we do not shoot unarmed suspects on sight for a murder in which their participation is still legally unproven»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: ,
видеооператор: Джозеф Ф. Бирок
композитор:
художники: Уильям Дж. Кребер, Джек Мартин Смит, Стюарт А. Рейсс, Уолтер М. Скотт, Мортон Хаак
монтаж:
жанры: фантастика, боевик
Поделиться
Финансы
Бюджет: 2500000
Сборы в США: $12 348 905
Мировые сборы: $12 348 905
Дата выхода
Мировая премьера: 26 мая 1971 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 38 мин
Другие фильмы этих жанров
фантастика, боевик

Постеры фильма «Бегство с планеты обезьян», 1971

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Бегство с планеты обезьян», 1971

Третья часть оригинальной франшизы, снятой по мотивам произведения французского писателя Пьера Буля. Первая часть мне понравилось очень, вторая чуть меньше, поэтому я немного опасался просмотра этого фильма. Все мы знаем, как и, в первую очередь, ради чего снимаются продолжения.

Честно говоря, примерно первая половина фильма меня несколько расстроила. Или точнее сказать печально озадачила. Сюжет расскажет нам о том, как обезьяны Зира и Корнелиус попадают в наше время, успев улететь на космическом корабле до известных событий второй части. Их здесь естественно встречают и начинают приодевать, прихорашивать, они начинают появляться по телевизору, над ними смеются, ведь они не до конца понимают, что такое телевизор или ванная. И всё это выполнено в весьма сатирическом смысле. Юмор очень простой и совершенно добродушный. Но меня не покидало чувство, что всё то, что я вижу на экране – это настоящая спекуляция на интересной истории. Словно эти герои и в правду были на самом деле, так полюбились американского народу, что теперь я смотрю выпуск какого-то ток-шоу про них.

И я уже был сильно разочарован тем, что вижу. Однако примерно к середине ленты юмор практически полностью улетучивается, и мы видим уже настоящую драму и трагедию. Словно этих добродушных шуток просто-напросто никогда не было. И, конечно, финал (далеко не самый предсказуемый) заставляет удивиться и ждать продолжения.

27 февраля 2024

Возвращаемся к планете обезьян. Постепенно дожмём франшизу

Триквел не предвещал ничего стоящего, ожидания были занижены, учитывая абсурдное введение фэнтези в «Под планетой обезьян» было шагом назад после грандиозного финала первой ленты, поэтому когда в «Бегстве с планеты обезьян» показали людей и современный (в рамках 70-х) мир, то ситуация усложнилась. Где экспозиция? Откуда тут люди? Мы же уже выяснили, что за планета эта Планета Обезьян. Может назад в прошлое? На десятой минуте хронометража рассказывают наконец-таки, что произошло, подтверждая теории, но лучше бы нам это показали, а не сразу с первых секунд фильма показали уже совершившееся событие.

Тем не менее, нас встречают полюбившиеся с первого фильма Зита, Корнелиус и Мило, чтобы показать обратную сторону первого фильма. Весьма забавно, что в 1967 году обезьяны удивлялись разумным людям, теперь же спустя одну ленту положение приматов и людей поменялось наоборот, рождая интересные фантастические приёмы. Зритель сталкивается с взаимодействием развитых шимпанзе и учёных людей, которые создают приятные и занимательные нотки между собой. Конечно, феномен таких обезьян – это мировое достояние, поэтому режиссёр Дон Тейлор первую часть ленты наслаждается наличием обезьян в привычной людской атмосфере.

Всё бы ничего, но вторая половина хронометража притягивает внимание скрытности и загадочности обезьян, которые понимают неминуемое будущее планете. Лента постепенно ставит людей в позицию выживания, пусть и на теоретическом уровне, что позволяет оценить масштаб последствий. Зита и Корнелиус весьма аккуратны и деликатны, в то время как правительство США сталкивается с сомнениями по поводу инопланетных мохнатых гостей. Фильм занимательно ставит подсказки того мира, который мы встретили в первой части, а логическая цикличность сюжета гуманно и в духе «Назад в будущее» работает на зрителя.

Чем сильнее обеспокоены люди, тем больше осознают своё положение обезьяны, которым известна дальнейшая судьба человечества, отчего флэшбэки первого фильма, случайная лишняя информация и открытое объяснение того, что послужило эволюционным скачком, вызывают ажиотаж от просмотра, приятное волнение от происходящего и отмечание людей как антагонистов, как вид, желающий спастись.

Картина красиво проходит по объяснению временных скачков, довольно просто объясняется понятие бесконечной регрессии, остроумно фантастика вклинивается в уже случившейся ход событий, что зритель уже забывает про вмешательства в пространственно-временной континуум. Где Доктор Браун? Марти? Сюда скорее! Мрачный тон повествования логично обосновывается, рождая охоту и страх. Как изменить будущее, которое ждёт землян? Ответ плавает на поверхности, а значит настала пора для третьего акта и самым потрясающим отсылкам во франшизе.

Беременность обезьяны, цирк с приматами, помощь людей – всё в совокупности подводит под самую важную для всей истории сцену. Предположения уже рождались в ходе сюжета, но упоминание имён из первой части и действия Зиты вызывают восторг. Картина следует классическим приёмом «путешествий во времени» (на момент выхода ленты Роберт Земекис ещё не помышлял о своей культовой трилогии), чтобы в кульминационной сцене, приправленной драмой и несправедливостью, оставить звоночек на петлю времени и оставить зрителя на самой впечатляющей сцене за кадром, чтобы со скоростью Флэша начать смотреть четвёртый фильм франшизы «Завоевание планеты обезьян».

На удивление триквел получился выше ожидаемого (как оценка в Хогвартсе на экзамене по С.О.В.), гораздо, гораздо выше! Начальные нюансы и вопросы в последующем пояснили и запустили путешествие во времени (в принципе, всё и началось с путешествия во времени на самом начале истории), поэтому пусть уже известно, что будет дальше, но ожидание позволяет определить, почему и как образовалась Планета Обезьян! После просмотра остаётся эйфория, так как прекрасные приёмы путешествий во времени радуют и оставляют положительные эмоции.

26 декабря 2021

Рекурсия

Жестокий финал «Под…», казалось бы, поставил жирную точку в сериале, но создателей это не оставили. Наоборот, они решили сделать из финала — начало, и превратить общий сюжет в франшизы в этакое кольцо. Мы уже знаем, чем кончилась история Тейлора и его ко, но не знаем, с чего началась сама история разумных обезьян. Как они дошли до такой жизни и почему умерла цивилизация? Ответ в этом фильме. Он же — начало новой условной трилогии.

Итак, 71 год. На землю прилетают выжившие обезьяне, они же старые знакомые по первым двум фильмам — Корнелиус, Зира и Мило. Как и почему их перенесло в прошлое непонятно, но факт есть факт. Поначалу, для представительства они были не более, чем «интересная сенсация», но, впоследствии, истории о будущем вызовут у взволнованных людей ужас за будущее. Ситуацию обостряет и беременность Зиры, ведь ребёнок может повлиять на восстание обезьян в дальнейшем (а это приведёт к событиям первого фильма). Таким образом, на героев открывается сезон охоты.

Главная особенность третьего фильма заключается в двух деталях. Во-первых, он идеей и настроением возвращается к первому фильму. А это уже ставит триквел выше предыдущего фильма. Во-вторых, он является этаким «зеркальным» отражением оригинала, причём идейно и сюжетно (отчасти). Если в первом фильме человек познавал мир враждебных и разумных обезьян, то здесь обезьяне вынуждены «крутиться» в мире людей. Но и тут не всё просто. В случае с Тейлором была борьба за выживание, то тут Зира и Корнелиус оказываются под прицелом СМИ и прочего лицемерного отношения. И последствия такого оказались разными.

Единственное, что удручает — отсутствие какой-либо фантастической атмосферы. Всё действие происходит в городских условиях, а из-за куцого бюджета показывают пару-тройку локации. Финальная битва вообще разворачивается на палубе заброшенного корабля. Ни никаких-либо внеземных открытий, ни новых фактов (кроме причины грядущего апокалипсиса). А замени двух героев обезьян на людей и вообще получится, что смотришь социальную драму. Впрочем, здесь имеется жёсткий обоснуй в виде сюжета, тем более, что авторы ставили перед собой цель снять самый натуральный приквел.

А раз фантастики как таковой нет, то создатели сделали упор на драму, напряжённость. Персонажи второго плана — Корнелиус и Зира — вдруг стали главными героями, и, можно сказать, что здесь они раскрываются лучше всего. А то горе, что витает над главными героями показано замечательно и ты в действительно начинаешь сочувствовать персонажам, переживать за них и т. д. Впрочем, за что ценится триквел лучше всего — за отсутствие «чёрно-белой» морали. Редкий случай, когда злодеи не руководствуются принципом «зло ради зла», а следуют реальной и обоснованной цели.

«Бегство с планеты обезьян» — весьма интересный и захватывающий фильм, который в первую очередь, цепляет сюжетом и персонажами. Данный фильм открывает начало новой микро-трилогии, которая, по задумке, должна привести нас к событиям первого фильма. Посмотрим.

8 из 10

9 февраля 2019

Так жизнь и смерть неразделимы

Продолжение можно высосать из чего угодно. Неважно, насколько самодостаточен первый фильм, как он был завершён — его можно продолжить. Особенно, если впереди маячат денежки…

Как выжили Зира и Корнелий после событий второй части пенталогии «Планета обезьян»? Элементарно! Со дна вылавливается звездолёт Тейлора, чинится и запускается в космос. Цивилизацией, которая в качестве транспорта использует лошадь. Подобное «чудо», кстати, перечёркивает всю безвыходность положения Тейлора в первой части.

Но если лететь некуда, то… куда лететь? Хо, если некуда лететь в пространстве, значит, надо лететь во времени! И экипаж звездолёта в лице (или в морде?) Зиры, Корнелия и третьего лишнего просто отправляется назад во времени. Делов-то!

Вот так и начинается «Бегство с планеты обезьян», пеняя на логику, на связь с прежними картинами. Впрочем, это уже было заложено сиквелом.

Но, к счастью, создатели пошли по другому пути.

Картина стала более ироничной, самоироничной, легковесной. В нет и намёка на чугунный пафос сиквела, нет и злой иронии оригинала (что книжного, что киношного). Наконец-то раскрыты в полной мере характеры Зиры и Корнелия. Хорошо показаны отношения с людьми: удивление, любопытство, восхищение, но следом и неминуемое отторжение. И страх.

Сюжет, в принципе, стал предсказуемым. Классическая тема пророчества, когда герои, пытаясь предотвратить неминуемое, своими действиями приближают его. Жизнь одних в обмен на смерть других сегодня оборачивается смертью одних в обмен на жизнь других завтра. Интересней даже не развитие событий, а как закончат, и в плане финала сценарист не подкачал. Собственно, финал действительно удался (уже в третьем фильме!) и вытягивает всю картину в целом, хоть и просчитывается где-то с начала.

В этот раз я отмечу Родди Макдауэлла и Ким Хантер. Просто раньше их персонажи терялись на фоне Тейлора и Зайуса (и даже Брэнта). Здесь — заиграли. И Рикардо Монтальбан порадовал, пусть у него времени немного было.

К сожалению, не обошлось без минусов.

Самый существенный — попытка объяснить падение людей и возвышение обезьян.

В первом фильме объяснений не было, но оно и не требовалось. Неважно, как именно люди покончат со своей цивилизацией — важен итог. И их место займут обезьяны. Может, Третья Мировая тому виной. Может, генетические опыты, ВРЭ (Вирус Рукотворной Эволюции). А может, произошли события фильма «Идиократия», почему бы и нет. В общем-то, идея с «Идиократией», пожалуй, будет ближе всего, ибо в книге есть пример деградировавшего профессора. Но, повторюсь, не столь важно, что именно случилось. Как и не столь важно, из-за чего рухнул звездолёт Тейлора.

Но в третьей части всё же заморочились. И лучше бы этого не делали. Ей-богу, объяснение крайне натянуто, и более того, обходит вопрос о деградации людей стороной. Более того, разрешения сего вопроса не будет вплоть до пятой части.

И ещё кое-что, уже в техническом плане. Обезьяний грим не меняется на протяжении всех фильмов, и, к сожалению, не в силу идеальности. Нижняя половина морды практически неподвижна, а челюсть открывается наподобие нарукавных игрушек.

В конечном счёте, третья часть оказалась смотрибельней второй ввиду отсутствия несусветного бреда. В ней есть свои достоинства в виде Зиры и Корнелиуса, их взаимоотношений с людьми, страха перед будущим, закономерного финала. Но есть сценарные огрехи, связанные с наследием прежних частей, а так же не лучшее объяснение грядущего апокалипсиса. Кроме того, франшиза не больно развивается что в сценарном, что в техническом плане.

5 из 10

4 июня 2017

С чего начинался финал нашей цивилизации

Вторую часть классики американского научно-фантастического кино «Планета обезьян» зрители восприняли не с таким воодушевлением, вот этим я объясняю снижение бюджета третьей части на 500 000 долларов. Сейчас, конечно же, для создания кино это ничтожная сумма, но в те времена, это заметное ограничение. Может это ещё связано и с тем, что в фильме не принял участие один из продюсеров предыдущих двух частей Морт Абрахамс, уведший с собой часть капитала. Но это не суть важно, а важно то, что на качество и концепцию фильма это заметно повлияло.

В третьей части «Планеты обезьян» случилась и третья смена режиссёра, но в двух предшественниках были известные тогда постановщики, а в «Бегстве с планеты обезьян» режиссёрское кресло занял малоизвестный Дон Тэйлор и ему досталась незавидная участь — «Планету обезьян» все помнят искусно подобранных ландшафтом, яркостью натуральных красок природы, отсутствием фабричного смога и дыма машин, а тут по сценарию всё переносится в утрированно говоря в наше время и на нашу планету. Разумеется, что сделано с возможностью предать саге новое дыхание, разнообразить её, но всё равно показалось, что полностью всё о цивилизации обезьян, пришедшей на наше место, не было сказано, а тут как возвращение к истокам.

Дону Тэйлору удалось что-то выжать из урбанизированного сценария человеческого господства на планете, но фильм утратил важный элемент — научно-фантастический. «Бегство с планеты обезьян» — это уже драма, уже философия на человеческий упадок в вопросах гуманности. Если до этого гориллы вызывали стойкое ощущение их антигеройства в ленте, то в данном случае уже человек стал таковым. Все происходящие события в этом фильме подложены как предыстория возникновения цивилизации обезьян и выданы так, что человек во всём сам виноват.

Была интересной идеей у сценариста Пола Дена воспользоваться уже задействованным маневром из стартового фильма, только переставив местами обезьян и людей. То есть, в первом фильме лишь Зира (Ким Хантер) и Корнелиус (Родди МакДауэлл) протянули руку помощи представителю человеческой расы, а вот в «Бегстве с планеты обезьян» лишь двое людей (Брэдфорд Диллман и Натали Транди) гуманно отнеслись к разумным приматам. Таким образом, нам показывают, что если обезьяны так плохо относятся к людям, то и мы ни чуть не лучше. Интересный фрагмент, стоящий рассмотрения сквозь призму романа Пьера Буля «Планета обезьян».

Но всё же огрехи заметны. Касается это оператора Джозефа Ф. Бирока. Это заслуженный кинематографист, у которого в послужном списке огромное количество сделанных работ, но работай он с предыдущими частями «Планеты обезьян», то прочувствовал бы их ауру, созданный мир, а тут всё отдаётся современному планетарному мирозданию и от этого также теряется привкус научно-фантастической истории фильма. Лишь сцена на корабле является какой-то притягательной, но она сделана в духе боевика с трагической концовкой, что стало отталкивающим моментом во втором фильме, а вот и та же ошибка, хоть и снята сцена превосходно.

Перенесённая история уже в нашу цивилизацию, демонстрация человеческого страха, когда он готов уничтожить лишь бы не бояться, но это уже было, а хотелось нового дыхания в картине. Не вышло, чуть-чуть не вышло, но всё же…

6 из 10

16 февраля 2014

перевернутая с ног на голову цивилизация 3

После провальной второй части, по моему мнению, которую снял режиссер Тед Пост, казалось бы уже ничего нельзя вставить в цикличность идеи, но переменив концепцию перевернутого мира, Пол Ден написал сценарий про встречу 3 говорящих шимпанзе с жителями Земли двадцатого века. Могу заверить, что эта часть, как и первая поддерживает высокую планку в плане исполнения, игры актеров, сюжета, финала.

Концовка «Под планетой обезьян» мне вообще не понравилась. Брент и Тэйлор вместе с отрядами воинственных приматов с автоматами начали стрелять в друг друга, и на последнем вздохе Тэйлор увидел, что две расы зашли в тупик, и дабы начать все заново, он стер все с лица Земли, нажав на кнопку запуска атомной бомбы. Цинизм, не так ли?! Не найдя ничего хорошего за то, что можно было уцепиться, он сам решил исход цивилизации, которая вот уже сороковой век продолжает свое существование… Но три ученые обезьяны создали машину времени, которая переместила их в далекий 1976 год. На их глазах взорвалась и разлетелась на кусочки Земля, а они на космическом челноке Тэйлора переместились во времени, где их сразу же встретили правительственные и военные организации. Зира, Корнелиус, Майло хоть и вели себя по-человечьи, но договорились не говорить ни слова, дабы не попасть под экспериментальные методики.

Военные были в шоке, увидев таких умных приматов, и приказали отправить их в клетку для ожидания ученого, который бы смог протестировать их навыки и выявить результаты. Но не выдержав унижения, Зира заговорила, тем самым открыла путь в свет для политических и публичных разбирательств. Не смотря на то, что это третья часть из цикла «Планеты обезьян», в ней нет самой этой планеты, все действия происходят на Земле в двадцатом веке. Мне понравилось, как композитор Джерри Голдсмит сменил органичное звучание на обычную людскую музыку. Вся мистика пропала. Появилось комичность, ведь когда три обезьяны предстают перед политическими деятелями и прессой то, как они себя ведут, и, как они отвечают на вопросы, это действительно вызывает улыбку, возможно, смех.

Правда вся комичность с этого момента идет в низ по нисходящей линии, ведь доктора из 40-го века выдали очень много тайн, вокруг которых главные персоны страны заметили неизбежность устранения новых гостей, которые, по их мнению, могут нанести вред человеческому роду своим потомством. Да, да! Ведь Зира ждет ребенка, который вот-вот должен родится. Благо, что психолог со своей ассистенткой помогают бедным приматам сбежать.

Здесь вас ожидают отлично продуманные сюжетные повороты, которые будут то смешить, то печалить. Ближе к финалу зритель будет лицезреть второй и третий прекрасные поцелуи между обезьяной и человеком. Кульминационная часть очень трагична, но финал придал надежды. Грим у приматов все также на высоте, и даже когда Зиру показывают вместе с настоящим младенцем обезьяны, то зритель все равно шокируется такому чертовски хорошему гриму!

Родди МакДауэлл и Ким Хантер показали из себя любовную пару, за которой было очень интересно и забавно наблюдать. Их комичность напоминала дуэты великих комиков, а их мимика реально отражала человеческие эмоции и добавляла симпатии к их персонам. Я очень рад, что сценарист Пол Ден уделил целый фильм именно этим героям.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что создатели циклов видимо поняли ошибки предыдущей части и решились больше не идти по коммерционной дороге. Это прежде всего научная фантастика, и делать из нее боевик не надо, здесь важны новые введения, способность удивить зрителя сюжетными поворотами и заставить его восхищаться цельным повествованием. Третий фильм ни чуть не уступает первому! Эта история живет и дышит метаморфозами, которые всегда были присущи верховным деятелям и людям, которые пытаются выглядеть верховными…

10 из 10

22 августа 2012

Escape from L.A

Крайне мрачный финал «Под планетой обезьян» вроде бы не оставил никаких надежд на продолжения, но деньги решают все. Прошел всего год и парни из Twentieth Century Fox рискнули заделать триквел, уменьшив бюджет, взяв также не особо известного широкой публике постановщика (в будущем отметившимся лишь сиквелом «Омена» и первой экранизацией «Острова доктора Моро) хотя итоговые сборы оказались меньше чем у обоих предшественников, но фильм все же уверенно можно назвать удачным.

Перед нами своеобразный приквел и одновременно продолжение всей истории, по конструкции жутко похожий на «Терминатора» (возможно Кэмерон кое-что действительно и позаимствовал из сего творения), поначалу звучит бредово, но смотрится неожиданно хорошо.

За идеями далеко ходить не стали, взяв их из литературного первоисточника и сделав то, на счет чего не стали особо заморачиваться в первом фильме. А именно, показали практически весь процесс исследования «пришельцев», начиная от взаимного недоверия и заканчивая злобой, опять же взаимной.

Хоть, по сути, перед нами то же самое что и первый фильм, но показанное с несколько другой стороны (менее сардонической, более просто саркастической), отчего впечатляет не меньше. Люди ничуть не лучше тех же животных, живут по тем же самым законам, хотя и порой отказываются верить в это.

Несмотря на уменьшившийся бюджет, фильм выглядит даже получше предшественника. Практически отказались от спецэффектов (здесь в них особой надобности и нет), сосредоточив больше внимания на… грим (с каждым фильмом все более сложный), на сей раз сумев передать больше деталей мимики лица. Про актерские работы тоже не забыли, Родди МакДауэлл и Ким Хантер играют преимущественно глазами, что получается у них вполне неплохо. Понравился Рикардо Монтальбан во вроде бы второстепенной, но запоминающейся роли.

В отличие от предшественников здесь куда больше самоиронии и мелодраматическая линия выражена намного сильнее. Уровень динамики также стал на порядок выше (особенно в сравнении довольно скучным сиквелом). Можно даже назвать эту часть самой «семейной» во всей франшизе, правда очень жесткий финал (это уже стало своеобразной традицией сериала) окончательно разгоняет весь ореол сентиментальности (порой даже излишней), хотя в то же время не ставит окончательную точку.

18 августа 2011

«А вторая обезьяна умеет говорить?» — «Когда она мне позволит.»

Итак, планета обезьян уничтожена, разлетелась на куски от взрыва ядерной бомбы. Казалось бы, конец всему.

Ан нет, Зира и Корнелиус смогли преодолеть временной контиуум и оказались в нашем времени. Можно представить себе реакцию самодовольных Homo. Бессловесные в их понимании животные говорят, отпускают шуточки да ещё и недовольны цепями!

Однако очень скоро ущемлённое достоинство «вершины эволюции» сменяется жаждой развлечения: обезьянья чета становится аттракционом, диковинкой. Цивилизованный мир возвращается в Средневековье, демонстрируя обратившуюся вспять эволюцию человека. А из этого следует, что планету вполне может захватить предок человека — обезьяна. Как мы знаем из предыдущих частей, так оно и будет. Но картина раскроет лишь первые шаги к преображению мира.

» И слабейший из смертных может изменить ход будущего.» Властелин колец. Братство кольца.

Фильм поставлен хорошо, сюжет чёткий, хотя сегодня довольно предсказуем. Любители фантастики смогут провести некоторые параллели с сагой «Терминатор». Скажу лишь, что часть персонажей можно сопоставить. Грим по-прежнему на высоте, обезьяны снова как живые, с неподражаемой мимикой. Но самая яркая личность в фильме, пожалуй, хозяин цирка Армандо, герой Рикардо Монталдона. Роль маленькая, но она напоминает, что мир не без добрых людей, а доброта способна на многое, даже изменить мир.

Один недостаток запомнился мне, как биологу. Корнелиус рассказывал об инопланетном вирусе, от которого погибли все кошки и собаки, но люди и обезьяны уцелели. Такая избирательность заражения непонятна, но здесь, наверное, претензии надо предъявлять авторам сценария, несведующим в биологии. Хотя это больше придирка, чем серьёзная недоработка. Простите зануду!

9 из 10

2 августа 2011

Стояли звери около двери, в них стреляли, они умирали… (с)

— Человечество может смириться с бессмертным роботом, но бессмертного человека оно не потерпит!

«Двухсотлетний человек «

После того, как в фильме «Под планетой обезьян», продолжающей великолепную экранизацию книги Пьера Буля «Планета обезьян», человечество дошло в своем безумии до того, что уничтожило планету окончательно, в приключениях людей и обезьян, кажется, можно было поставить жирную точку. Собственно говоря, и вторая-то часть была лишняя, поскольку первая оставляла зрителя в полном ступоре и недоумении своим чудесным открытым финалом, действующим, как ушат холодной воды, вылитый на спину. Но невероятная популярность проекта сделали свое дело, и сценаристы взялись дополнить, дописать книгу Буля, создав сиквел, объясняющий и разжевывающий спорные моменты до абсолютно окончательного финала. Но фильм получился очень хорошим, и его впечатляющий финансовый успех заставил продюсеров франшизы задуматься не просто о сиквеле, но и о целом киносериале. Я не могу сказать точно, но скорее всего с фантазией у новых сценаристов ленты проблем не было, и, пренебрегая некоторыми фактами двух первых частей, они создали третью, где рассказ велся уже не о людях, оказавшихся на планете обезьян, а об обезьянах, сбежавших со своей планеты, где началась война, и оказавшихся на планете людей.

Главные герои предыдущих частей, капитан Тейлор (Чарлтон Хестон), лейтенант Брент (Джеймс Францискус), Нова (Линда Харрисон), а также доктор Зайус, генерал Урсус и др. по понятным причинам в сиквеле принимать участие не могли, а вот наиболее полюбившиеся зрителю в первых частях обезьяны, Зира (Ким Хантер) и Корнелиус, мирные, добрые и интеллигентные обезьяны, спасавшие на своей планете людей от расправы, стали главными героями нового фильма. Волей сценариста они оказались на Земле 20-го века, когда мир еще только дела свои первые шаги к превращении своего будущего в «будущее обезьян».

Понятно, что картина резко поменяла полярность. В первом фильме все симпатии были на стороне угнетаемых людей, во второй и к тем и к тем зритель испытывал некоторую неприязнь, и, наконец, в третьей наши симпатии на стороне обезьян, которых Америка, естественно, приняла также, как обезьяны в своем времени принимали людей.

Но фильм стал заметно легче и проще. Философский подтекст и едкая сатира Буля практически были сведены на нет, также как и размышления о будущем, об исходе человеческой цивилизации, вместо этого фильм приобрел несколько мелодрамтическии-гуманистический оттенок, здесь в вину обществу ставится нежелание принимать чужаков. «Не такие как все», здесь — обезьяны, принимаются поначалу американцами как новые игрушки. Из них делают аттракцион на потеху публике, неотъемлемое желание американцев из всего сделать шоу превращает обезьян в заложников телекамер, а потом, когда люди достаточно наигрались с «говорящими мартышками», они решают их уничтожить, потому что мало ли какая опасность может исходить от разумных существ…

Стилистикой своей фильм напоминает более поздние картины «Инопланетянин» Стивена Спилберга, «Короткое замыкание» Джона Бэдхема, «Двухсотлетний человек» Криса Коламбуса и др. В них поднимается также самая проблема — если ты хоть чем-то отличаешься от серой массы, то тебя захотят уничтожить любой ценой, особенно, если ты от людей отличаешься в лучшую сторону. Главным в этом фильме стало изображение человеческой ограниченности и бесполезного спасения Земли от того, от кого ее не надо спасать. Главный злодей здесь — фанатик-ученый, «спасающий Землю от вымирания, путем убийства двух невинных обезьян и их детеныша» также глуп, ограничен и противен, как противен и жалок в своей ограниченной ненависти Гитлер, уничтожавший ни в чем не повинных евреев, видевший в них чуть ли не все вселенское зло.

Не от обезьян Землю надо чистить, а от человеческой глупости, лицемерия, от противодействий прогрессу, от бессердечного и тупого фанатизма, от инквизиционных методов исследования всего, что представляется непонятным… Человек в этом фильме — не лучше тех самых обезьян из первой части, в сущности, те же самые сцены, что мы видели в «Планете обезьян» мы видим здесь, но в исполнении людей — заседание научной комиссии, охота на обезьян, толпа звереющих журналистов.

И рефреном к фильму звучит: мы — люди! Мы разумны! Мы уничтожаем все, что нам не нравится! Никто нас не посмеет уничтожить, пока мы сами себя не уничтожим!

Конечно, не все безнадежно. Есть и на нашей планете хорошие люди, они есть везде, они были всегда, но в их ли силах уберечь будущее? Этот фильм не может дать на такой вопрос ответа. Этот фильм вообще стоит особняком в серии о планете обезьян. С одной стороны, он открыл совершенно иную тему во франшизе и стал родоначальником другой трилогии, имеющей лишь отдаленное и косвенное отношение к оригинальной «Планете обезьян», с другой — это очень симпатичное и неглупое кино из той же серии, что и «Инопланетянин».

Кстати, в фильме появляется довольно известный актер Рикардо Монталблан в роли доброго, честного, надежного и порядочного директора цирка. Роль маленькая, почти эпизодическая, но она в фильме запоминается больше других. Наверное, просто потому, что человек сыгран хороший… А их в фильме ой как немного.

8 из 10

17 января 2008

Фантастика Бегство с планеты обезьян появился на телеэкранах в далеком 1971 году, его режиссером является Дон Тейлор. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Сэл Минео, Гарри Лоутер, М. Эммет Уолш, Питер Форстер, Том Лоуелл, Билл Бондс, Арми Арчерд, Карл Брак, Джордж Голден, Джо Грэй, Роберт Ганнер, Elizabeth Harrower, Рон Пинкард, Янос Прохаска, Тони Риган.

На фильм потрачено свыше 2500000.В то время как во всем мире собрано 12,348,905 долларов. Страна производства - США. Бегство с планеты обезьян — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.