Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Сад Финци-Контини |
английское название: |
Il giardino dei Finzi Contini |
год: | 1970 |
страны: |
Италия,
Германия (ФРГ)
|
слоган: | «The Finzi-Continis were Italians living in Ferrara, Italy in 1938. They were rich, beautiful, unapproachable and Jewish. They lived in a walled dream world until they were forced to open the gates.» |
режиссер: | Витторио Де Сика |
сценаристы: | Франко Брузати, Витторио Де Сика, Валерио Дзурлини, Джорджо Бассани, Alain Katz, Витторио Боничелли, Уго Пирро, Туллио Пинелли, Чезаре Дзаваттини |
продюсеры: | Фаусто Сарачени, Артур Кон, Джанни Хект Лукари |
видеооператор: | Эннио Гуарньери |
композиторы: | Мануэль Де Сика, Билл Конти |
художники: | Джанкарло Бартолини Салимбени, Роберто Граньери, Франко Д’Андрия |
монтаж: | Адриана Новелли |
жанры: | драма, военный, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $596 694 |
Мировые сборы: | $596 694 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 2 декабря 1970 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 34 мин |
В 1970 г. лента 'Сад Финци-Контини' наделала много шума. Фильм завоевал Оскар как лучший фильм на иностранном языке, получил премии BAFTA и Золотой глобус, а также приз на Берлинском кинофестивале.
Это картина, срежиссированная на закате жизни прославленным основоположником итальянского неореализма Витторио Де Сика ('Похитители велосипедов', 'Умберто Д.'). Она основана на одноименном романе Джорджо Бассани и занимает особое место среди других кинолент не столько благодаря визуальной составляющей и поставленной в центр повествования любовной истории героев, сколько глобальной и вечной теме, которую абсолютно не принято освещать.
'Сад Финци-Контини' погружает зрителей в мир Италии 1938-1943 годов. В стране уже установились строгие правила в отношении евреев, фашизм набирает обороты, Бенито Муссолини у власти, а в соседней Германии установился нацистский режим. Шаг за шагом, постепенно евреи привыкают все к новым и новым ограничениям. Но... но главные герои фильма закрывают на них глаза. Они богаты и влиятельны, у них есть связи в партии и большинство запретов они могут безболезненно обойти.
Евреям запретили учиться в университете? Ничего страшного - они отправятся за рубеж и защитятся там. Их изгнали из публичной библиотеки? Ничего страшного, в огромном поместье аристократов Финци-Контини есть своя библиотека - они отправятся туда. Евреям запретили посещать теннисный клуб? Они соберутся в прекрасном саду Финци-Контини и продолжат играть там. Им запретили иметь слуг? Ну что ж, запреты для того и созданы, чтобы их нарушать...
Приспособленчество и убежденность в том, что деньги и влиятельные связи всегда оберегут их от неурядиц, которые преследуют рядовых евреев - это то, что составляло основу жизни богатых евреев, живших в то время в Италии.
Витторио Де Сика не ставит им в укор бездействие и упорное желание не видеть того, что происходит вокруг. Он лишь с грустью и печалью демонстрирует к чему это привело и своим фильмом 'Сад Финци-Контини' как бы призывает: 'Не забывайте, пожалуйста, этот урок.' Не искушайтесь верой в незыблемость своего личного благополучия, не отгораживайтесь от мира высоким забором, вы все равно останетесь частью окружающего.
'Сад Финци-Контини' - очень мощная лента. Она притворяется обыденной историей о любовных перипетиях и задвигает на задний план все самое главное. Но тем сильнее она бьет героев и зрителей по лицу, когда резко завершает повествование кадрами выдворения богатеев из их роскошного поместья и скидывает их в беспомощную и безликую кучу евреев, лишенных абсолютно всех прав и свобод.
Витторио Де Сика всегда был мастером переноса реальной жизни на кинематографическую пленку без прикрас. 'Сад Финци-Контини' тоже снят в рамках итальянского неореализма. Но хоть этот фильм и реалистично снят и основан на реальном прошлом, его просмотр вызывает ощущение, что ты смотришь какую-то фантастическую антиутопию. Эдакая история об ужасном будущем, которое на самом деле уже было в прошлом.
22 сентября 2022
Потрясающая Феррара, но не потрясающее время развития этой истории. На дворе конец 1930-х, Муссолини все больше завинчивает еврейские гайки, а сама страна все ближе к большой войне и очень тяжелой развязке. А пока здесь в Ферраре праздно обитает молоденькая еврейская аристократка Миколь, обожающая в своем семейном саду Финци-Контини собирать друзей, играть в теннис и прочие заманухи. В Миколь влюблен другой юный еврей из не такой богатой семьи Джорджо, который периодически делает робкие попытки заполучить девушку. Но девушка любит поиграть чувствами, а тем временем местные фашисты намерены поиграть жизнями. И статус даже самых богатых евреев уже может не спасти.
В целом, не плохо. Уже старик Витторио Де Сика практически последний раз блеснул ярко в своей очень продуктивной карьере, экранизировав почти автобиографический роман Джорджо Бассани о не простой судьбинушке евреев старой Феррары. Тема о разных проявлениях холокоста в еврейском Голливуде всегда трендовая, а потому не удивительно, что именно эта лента в итоге удостоилась «Оскара» в 1972 году в качестве лучшего фильма на иностранном языке. Но есть здесь одно «но». Куда справедливее было бы отправить в 72-м от Италии все же другой антифашистский фильм Бернардо Бертолуччи «Конформист». Де Сика снял просто хороший фильм, а Бертолуччи — киношедевр.
Но ближе к «просто хорошему фильму». Де Сика, используя вполне годный сюжетный материал, а также приятно удивляя отлично насыщенной операторской работой, снял вдумчивое и эстетически симпатичное кино. Оно вышло и лирическим, и одновременно нравственно тяжелым. Но вот чего режиссеру не хватило, так это какого-то финального ускорения или хотя бы нетривиального поворота в достаточно предсказуемом сюжете. Это же касается и исполнителей главных ролей, которые сначала вызывают симпатию своей флегматичностью и инфантилизмом (в первую очередь это касается исполнителя главной роли Лино Капполикьо, сыгравшего неуверенного в себе паренька Джорджо), но потом это уже генерирует больше раздражение. Ну а лучшей в фильме была уже успевшая нам примелькаться Доминик Санда, сыгравшая роль аристократки Миколь. Санда традиционно уже демонстрирует зрителю свою маленькую, но симпатичную грудь и также легко обыгрывает сексуальные темы. Для актрисы 1970 год вообще вышел удивительным в карьере. Кроме этой ленты, она умудрилась ударно засветиться в «Первой любви» и упомянутом уже «Конформисте». И это в 22 года.
Глубокий, красивый, но очень медленный фильм (несмотря на всего-то полуторачасовой хронометраж), поднимающий тему «элегантного» холокоста. Да, были страны, в которых евреев прессовали вежливо, почти с застенчивой неохотой. Хотя жертвам вряд ли от этого было легче.
P.S. Наш последний фильм с Витторио Де Сика. Очень самобытный и режиссер, и актер. Но сильнее всего Де Сика был на старте своей карьеры в рамках неореализма. Киномир его запомнил в первую очередь, как создателя «Похитителей велосипедов».
6,5 из 10
8 мая 2021
Красивая история, даже приторная. Атмосфера ожидания. Преддверие начала самых жестоких репрессий в Европе. И точка зрения приходится на интеллигенцию. Притом, как раз тот круг людей, которые и будут подвергнуты притеснениям по национальному признаку. Слащавость фильма компенсируется странными разговорами. Один человек рассказывает об ужасах Дахау, другой — пророчествует о начале жестоких времен. Ну а в остальном — нам показывают простых людей, которым предстоит весьма непростое испытание. И, разумеется, они не могут не казаться наивными и недальновидными. На этом и построен несущий каркас фильма.
И тут самое явное показать жизнь, покуражиться над аристократическими ценностями и глубокомысленно завершить фильм без показа жестокостей. Именно к такой формуле прибегает Витторио де Сика. Он показывает нам нескладную любовь между неприкаянным юношей и уже весьма практически настроенной женщиной. Сцена в которой обнаженная Доминик Санда включает свет, позволяя своему визави увидеть спящего рядом с нею Фабио Тести — вообще, похоже самый яркий эпизод фильма. Показывают нам и многочисленные пустые разговоры. И, разумеется, не без преддверия ада не обходится.
Однако, несмотря на стройность повествования, пастельные тона и хороший подбор актеров этот фильм совсем не показался мне достойным высоких оценок. Дело в том, что не показался мне он искренним. Тема ведь совсем не проста, она без доли сомнения, автоматически вызывает сожаление, сочувствие, боль за других. И учитывая такую мощную подоплеку так легко переусердствовать. И вот, увы, этот прагматизм создателей в этой ленте прослеживается. Где-то слишком переусердствовали с критикой аристократии, где-то с «молчаливым одобрением» страшному режиму, где-то и вовсе выставили на первый план любовную линию, которую даже сами актеры, похоже, всерьез не восприняли. А получилось в итоге — плохо, безыскусно. Ну вот нельзя такие ленты снимать скучными, затянутыми.
Вообще, этот фильм я бы разбирал в сравнении со «Змеиным яйцом» Бергмана — фильмом, похожим по теме, но куда более насыщенным, резким и оттого страшным. И делать это можно достаточно долго, потому, ограничившись упоминанием сцены с Сандой и низкой оценкой, самое время эту рецензию завершить.
3 из 10
31 декабря 2018
К числу любимых фильмов отнести данную картину я не могу, но фильм неплох.
Несмотря на заявленный жанр «военный» самой войны мы в нем не увидим, но мы увидим трагедию людей, которым довелось жить в фашистской Италии в преддверии Второй мировой войны.
Принятые Б. Муссолини антисемитские законы конца 1930-х гг. по-разному влияют на итальянских евреев; одних они заставляют спешно покинуть родную Феррару, другие же продолжают жить, потакая своим желаниям и капризам.
Сад Финци-Контини — это место, которое собрало молодые людей вместе за достаточно веселым мероприятием — игрой в теннис; место, в котором герои провели свои последние безоблачные и радостные дни, после которых им предстоит пережить долгие и тяжелые годы войны, а некоторым, к сожалению, так и не придется увидеть Мир и порадоваться Победе.
В «Саду…» мы видим две драматические линии. Одна из них — это история неразделенной любви. Парень Джорджио из бедной семьи влюблен в Миколь на протяжении 10 лет, он стремится не в сад, где можно всегда развлечься; он стремится в сад, где может увидеть Ее, где может побыть с Ней, прикоснуться к Ее руке, поухаживать за Ней и рассказать Ей о своей любви. Она же, зная о его чувствах, демонстрирует свое пренебрежение и сбегает ночью к его другу.
Другая трагедия фильма — это наивность, хозяев сада, наивность, которая сыграет злую шутку с семьей Финци-Контини. Богатые аристократы уверены, что антисемитские процессы и законы против евреев не затронут их. Их дети Миколь и Альберто все так же продолжают вести безоблачную жизнь, развлекаются, играют в теннис и совершенно не задумываются о надвигающейся опасности, напрочь отказываются верить в возможность войны, отчего лишают себя последнего шанса на спасение.
В завершение, конечно, хочется отметить актеров. Не смотря на то, что «они даже на евреев не похожи», очень приятно было смотреть на французскую красотку Доминик Санда.
7 из 10
26 сентября 2015