Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Тайна фермы Мессе |
английское название: |
La horse |
год: | 1969 |
страны: |
Италия,
Франция,
Германия (ФРГ)
|
режиссер: | Пьер Гранье-Дефер |
сценаристы: | Паскаль Жарден, Жорж Годефруа, Пьер Гранье-Дефер |
продюсеры: | Жерар Бейту, Сирил Грайз, Рене Пиньер, Фернандель, Жан Габен, Итало Дзингарелли, Пол Кадеак, Лугги Вальдлайтнер |
видеооператор: | Вальтер Воттиц |
композитор: | Серж Генсбур |
художники: | Жак Солнье, Джо Ранцатто, Роберт Тюрлюр |
монтаж: | Жан Равель |
жанры: | триллер, криминал |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Мировые сборы: | $688 225 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 февраля 1970 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
Могу только согласиться с предыдущими рецензентами. Фильм снят очень экономично, неторопливо и сдержанно, и возможно поэтому врезается в память по кадрам. Точно так же создаёт свой образ и Жан Габен — сурово, сдержанно, но при этом зрителю понятно, что на самом деле творится в душе у персонажа фильма.
Жан Габен воплощает образ побитого жизнью, но не сломавшегося и уверенного в себе французского фермера — носителя полуфеодальных крестьянских народных традиций. Он и внука в обиду бандитам не даст (но при этом и миндальничать с внуком не будет), и в полицию стучать не станет (мол, наши дела — сами разберёмся), и в хозяйстве у него порядок, и весь мир может подождать, когда семья собралась за одним столом на трапезу. Сцены трапезы напоминают картины Ж.-Ф. Милле и «малых голландцев».
Всё в фильме в меру и на своём месте, включая инструментальную музыку Сержа Генсбура. Можно согласиться с тем, что у режиссёра получился французский вестерн. Территория фермы становится своеобразным Диким Западом, где действуют право сильного (причём в данном случае сильный — это коллектив, большая семья во главе с патриархом), где есть свой уклад жизни, свои понятия и традиции, и куда служителей закона допускают лишь в самом крайнем случае.
Отличный фильм, одна из лучших поздних ролей Жана Габена. При просмотре ассоциации возникают и с итальянским неореализмом, и с американским нуаром, и с французскими послевоенными детективными и историческими фильмами, и с живописью XVIII-XIX веков.
9 из 10
15 августа 2018
Лаконично. Зрелищно. Напряженно. Именно этими эпитетами можно охарактеризовать фильма Пьера Гранье-Дефера про ферму Мессе. Тут мы встретимся с настоящим paterfamilias — Жаном Габеном, жестоким и чопорным главой небольшой семьи. Уверенный в себе мужчина, защищая взрослого внука без особых раздумий входит в серьезное столкновение с криминальной группировкой наркоторговцев. Это и составляет основную сюжетную канву фильма.
В центре внимания конечно же образ упрямого землевладельца, который так удачно получился у Габена. Несколькими годами позже он снимется в очень похожей ленте про «Дело Доминичи». Несмотря на минимальную эмоциональность Габен тут выкладывается, создавая по крупицам глубокий и многослойный образ — мужчины, готового взять на себя бремя лидерства.
Меня всегда смешат многочисленные бытовые беседы о лидерстве в семье. На мой взгляд, тут все просто — кто готов на себя взять ответственность, подставиться, пожертвовать — тот и лидер. Это выше любых формальных предписаний и не прописывается ни в одном документе. Своими действиями герой Габена добивается безоговорочного признания лидерства в своей Семье, что для него самое важное. Умен ли он? Едва ли. Уверен, что своими действиями он вверг в большой риск и семью и ферму. Причем жертв могло бы быть куда больше. Другое дело, что перед нами мужчина, который берет на себя бремя лидерства. И в этом вся его ценность. Так и вспоминаются мемуары сэра Алекса Фергюссона, который признавался в них, что не мог позволить кому-то ставить себя выше его. Именно таков герой Габена. Даже сложно представить, чтобы он волновался из-за каких либо политических течений, колебаний курсов валют, геев или панков. Настоящий мужчина, который делает свое дело.
Так что, если Вам пришлись по вкусу мои рассуждения, то рекомендую посмотреть это кино. Тем более, небольшой хронометраж задает фильму нужный темп. Получается жесткий современный вестерн, только французский. Замечательная музыка Сержа Генсбура добавляет вистов. А мне остается сомневаться о том, не слишком ли я низкую оценку поставил.
8 из 10
10 января 2014
Да, и снова Жан Габен. Не хватит эпитетов, чтобы бесконечно восхищаться игрой этого легендарного актера. Картину эту пересматриваю во второй раз(с перерывом в несколько лет),а впечатления такие же позитивные, как и прежде. Плюс имя режиссера говорит о многом. Смотрела еще один его фильм «Кот»,все с тем же неповторимым Габеном. Эта совместная работа еще лучше.
В центре внимания «Тайны…» простой фермер, мрачный и злой старик, который в страхе держит все свое семейство. Очень цельная личность со стержнем внутренним, с харизмой. Его не так просто вывести из себя, это твердый орешек, которого не смогли расколоть даже полицейские. А как отважно он становится на защиту своего клана. Бесстрашно противостоит поначалу один целой банде. И, главное, никакой паники, никакой суеты, никаких лишних слов и действий. Все продумано и выверенно у него. Благодаря силе духа старика и семья уверенно дальше ведет себя.
Даже комиссар полиции признал силу старика, а затем и внук поведет себя очень правильно. Вот что такое влияние сильного человека. Превосходная мимика, жесты Габена очень притягивают зрителя. Так приятно смотреть на отменную игру актера.
Очень хороший фильм, во многом благодаря даже одному присутствию такого великого актера.
8 из 10
21 февраля 2011
Как гласят словари, оригинальное название фильма переводится как «героин». Но в советском прокате такой заголовок был неприемлем, и картине дали нейтральное название «Тайна фермы «Мессе»». Надо сказать, что оно больше подходит фильму, ибо далеко не пакет с наркотиком, обнаруженный в подвале, является основным моментом картины. Коронный мотив фильма — свой дом, своя земля.
Признаюсь сразу, я, человек, консервативный в определённых смыслах, категорически не переношу того, что традиции и фундаментализм превращаются некоторыми излишне косными людьми в смысл жизни. Традиции традициями (я их не люблю, но отдаю дань уважения тем, кто их любит), но меру надо знать. Вопрос только — какую? Не есть ли отрицание традиционализма шаг к полностью аморальной жизни? Странный вопрос. Как известно, заставь дурака богу молиться, он лоб расшибёт, а если с умом… Вот подобные вопросы и поставил в своём фильме Пьер-Гранье Дефер. Отличившийся девятью годами позже удивительно мизантропическим и циничным «Военврачом», в этой картине он просто блеснул, показав, что всё-таки были у него способности к хорошему, не лишённому человечности кино…
Патриархальные нравы царят в семье сурового, консервативного фермера Огюста Маржолена, уже пожилого человека, сохраняющего вместе с приверженностью традициям упрямство и веру в то, что пусть весь мир изменился, но в их семье всё должно оставаться по старинке (многообещающе, правда?). Склонность к привычкам, укоренившимся веками — двоякая вещь. Кому в наши дни придёт в голову всерьёз обижаться на родственника, опоздавшего к обеду? Огюсту Маржолену пришло, что и выражено в реплике, которую он бросает внуку — «Здесь не ресторан». Правда, у его резкости в тот день была ещё одна, более веская предпосылка…
Вместе с тем старческий консерватизм героя Габена является и положительным качеством, что находит отражение в другом его разговоре с внуком:
- Ты не понимаешь…
- Я всё понимаю: мир изменился, но я запрещаю тебе заниматься грязным делом здесь, ибо тут ничего не изменилось.
- Там на 200 миллионов. Теперь меня убьют.
- Нет. Здесь тебя никто не убьёт.
Как бы то ни было, но героин, стоящий 2 миллиона новыми деньгами, был растворён в бочке с водой. Приехавший человек получает от Маржолена то, чего он явно не ожидал. С этого момента жизнь семьи главного героя оказывается в опасности, из-за глупого поведения молодого Анри, последовательно мечтавшего о карьере юриста, ветеринара и искусствоведа, но ставшего барменом на корабле и замаравшего руки нелегальной торговлей наркотиками. Кто-то будет отрицать, что наркоторговля — грязное дело? Кто-то способен молча одобрить ввязывание своего чада в эту паутину, вступление на дорогу, в конце которой — смерть от разборок или на гильотине?
И то, что герой Габена говорит своё коронное «здесь ничего не изменилось», свидетельствует о том, что лично он не собирается принять участия в наркоторговле. В его приверженности традиционализму есть и такие качества, как способность постоять за дом с семьёй, есть и привычка полагаться во всём на себя, не вмешивая посторонних. Вспоминаются слова шиллеровского Арнольда Мельхталя:
Те руки, что природу покорили
И горы хлеб заставили родить,
Грудь защитить, наверное, сумеют.
Да, у Огюста Маржолена, кроме сплочённой семьи, дома и фермы, есть ещё и силы встать на защиту своего счастья и спокойствия. И никто и ничто ему в этом деле не помеха. Пусть даже с ортодоксальной точки зрения (точки зрения официальной законности) он оказывается ничем не лучше тех, кто пытается разрушить его жизнь, но… Но тут возникает странный парадокс, что именно он, пожилой фермер, защищавший семью и землю от нежеланных гостей, оказывается человеком, перед которым можно уважительно склонить голову и с которого даже можно взять пример. Потому что для порядочных людей, не очень сильно замороченных грузом традиций и лишней морали, семья и собственность — неприкосновенны. И тот, кто пытается нарушить, должен быть наказан, и человек, защищающий свой дом и своих близких, вовсе не преступник: защищая себя от нелюдей, ты объективно помогаешь обществу в целом. Такова моя точка зрения.
«Люди земли» — говорит о нём и его семье полицейский. Правдивая характеристика. Люди, выросшие на земле и привыкшие сражаться с трудностями, наверняка способны на многое. В случае с Огюстом Маржоленом это «многое» остаётся недоказуемым.
Пусть даже я всегда считала притчу о блудном сыне немного утопичным произведением, оставляющим слащавое послевкусие, но в фильм схожий мотив лёг очень органично. Закрывая глаза на некоторые избытки в категоричных мнениях Огюста Маржолена, фильм несёт в себе идею ценности семьи, прочности семейных уз, счастья родного дома — которых не купишь ни за какие деньги, заработанные на торговле героином.
Как это всё-таки ценно, здорово и человечно…
3 июля 2010
Несмотря на то, что фильм был снят 40 (!) лет назад, на мой взгляд он является одним из лучших в своем жанре (детектив-триллер). Фильм не имеет сложной сюжетной линии, но это не мешает ему держать в напряжении зрителя и сохранять интригу до конца.
Режиссер создал непередаваемую атмосферу, ассоциирующуюся у меня со средневековым феодализмом, которая пронизывает весь фильм. Этому способствует музыкальное сопровождение — однообразное и монотонное. В любом другом фильме это можно было бы отнести к минусам, но здесь такая музыка удачно гармонирует с духом картины.
Хочется отметить актерскую работу великого Жана Габена, сыгравшего роль главного героя — фермера Огюста. Неповторимое выражение лица и пронзительный взгляд Габена придают фильму особый шарм.
10 из 10
22 февраля 2010