Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.5 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Последнее известное место жительства |
английское название: |
Dernier domicile connu |
год: | 1969 |
страны: |
Италия,
Франция
|
режиссер: | Жозе Джованни |
сценаристы: | Жозе Джованни, Джозеф Хэррингтон |
продюсер: | Жак Бар |
видеооператор: | Этьен Беккер |
композитор: | Франсуа де Рубэ |
художники: | Жан-Жак Казио, Мишель Эрф, Adriano Cifonelli |
монтаж: | Кену Пелтье |
жанры: | триллер, драма, криминал, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 февраля 1970 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 46 мин |
Нажмите на изображение для его увеличения
Это очень страшный и тяжелый фильм. Возможно, самый страшный и тяжелый во всей фильмографии Лино Вентуры. Но прийти к такому выводу можно, лишь досмотрев историю до финальных титров.
Синопсис прост. Крутой полицейский, обладатель ордена Почетного Легиона Марсо Леонетти задерживает за пьяное вождение сынка известного адвоката. Папаша вступается, и сыщика ссылают в тихий комиссариат. Подальше от глаз и скандалов. Там он получает напарницу — неопытную рыжеволосую дамочку Жанну Дюма. Вместе они будут ловить извращенцев в кинотеатрах. Кислым кажется и новое дело — поиск свидетеля по делу об убийстве, который пропал пять лет назад. Через неделю состоится суд над главой местной преступной группы, и этот свидетель оказался единственной возможностью оставить бандита за решеткой. Леонетти берется выполнить задание скорее по инерции. А мадмуазель Дюма становится его единственным помощником.
Меня удивило, насколько ярко в фильме показана обреченность спокойного мира обывателей. Кругом — падение нравов, порок, грязь помыслов и поступков. А главное — безразличие. Каждый просто делает свою работу, не заботясь о конечном результате, а, значит, и последствиях.
Леонетти рыщет по всему Парижу. Шаг за шагом он приближается к затаившемуся неведомо где свидетелю. «Из чего ты сделан? Ты что, робот?», — срывается на него красавица Дюма. Но Леонетти не остановить. Он не чувствует ни усталости, старается не замечать боль от побоев гангстеров.
Вентура играет очень трогательно. Наверное, таким же он был и в жизни. Но это лишь усиливает драму, которая разворачивается перед глазами зрителя. Сильный фильм со стойким послевкусием.
8 из 10
8 января 2014
Лино Вентура — один из моих любимых актеров французского кино. Важной чертой его внешности стала физическая сила. Это не удивительно, ведь он — бывший боксер. Настоящая фамилия его — Анджело Боррини. В 70-е годы прошлого столетия он много играл роли полицейских. И вот в очередной картине Жозе Джованни он исполняет роль опального, но честного инспектора полиции.
Он оказался в опале, потому что не угодил сыну известного адвоката. Его отправляют в мелкий провинциальный городок заниматься ерундовыми делами, но и эту работу он выполняет с чувством полной ответственности, с живой человеческой симпатией к людям.
Но вот снова он понадобился для трудного дела. Вот-вот оно должно быть закрыто за неимением улик, а свидетеля и след простыл. Он берется за поиск, но за каждым его шагом следят преступники.
И все-таки он со своей помощницей находит свидетеля. А теперь самая трудная задача: убедить его дать показания, преодолев страх мести со стороны бандитов.
Все сделано, и свидетель — жертва мести.
В финале мы видим лицо героя Лино Вентуры. Это лицо сильного человека, потерпевшего поражение. Он выполнил свое дело, но оно обернулось трагедией. И потому это — его поражение.
Блестяще сыграны роли. А Жозе Джованни просто отличный режиссер. Его следующий фильм «Двое в городе» убеждает нас в этом.
Особая похвала композитору. Идеальная музыка. Она сделала полфильма. Франсуа де Рубе! Одно наслаждение смотреть кино и слушать такую композицию.
Операторская работа тоже на высоте. Эпизоды в осеннем парке чудесно сняты и постоянный дождь в городе. Какая прелесть.
Словом, сплошное удовольствие я получила от просмотра картины.
9 из 10
27 февраля 2011
То, что «Последний известный адрес» и сейчас сохраняет свежесть подачи и интересность для зрителя, имеет несколько предпосылок. Первое — это то, что фильм является экранизацией одноименного романа американского писателя, сделанной французским режиссером. Строго говоря, фильм является детективом с определенными вкраплениями лиричности и романтизма. И детективом весьма неплохо закрученным.
Второе — это конечно же, актерский дуэт в центре картины. Лино Вентура и Марлен Жобер очень органично смотрятся в фильме. Особый шарм этому тандему придает то, что они появляются на экране под музыку. Под музыку Франсуа де Рубэ, которая на протяжении всего фильма варьируется: она то отрывиста и ритмична, то протяжно-лирична, то монотонна, то вообще звучит как цельное музыкальное произведение. Пожалуй, саундтрек Франсуа де Рубэ — это третье составляющее оригинальности фильма.
Героя Лино Вентуры, профессионального полицейского, понижают в должности из-за того, что он арестовал сына влиятельного адвоката. Деньги и влиятельное положение решают все: Марсо Леонетти «отправлен на периферию». Одно время он занимается мелкими делами, в частности, помогает мальчишке вернуть к себе украденных голубей-капуцинов. Эта сцена под лиричную, где-то щемящую музыку де Рубэ по-своему очень трогательна.
После этого ему дают в помощь молодую сотрудницу Жанну Дюма (Марлен Жобер), дабы они вдвоем отлавливали маньяков в кинотеатрах. Рутинно… Но на этом и начинается самое интересное.
Убийца Сарамон находится за решеткой уже свыше четырех лет. Его должны осудить. Но это невозможно без свидетеля, который видел убийство, но… его с того момента никто не видел. Все что есть на руках у полиции — это адрес. Последний известный адрес. Времени — неделя: через неделю истечет срок давности. И в придачу ко всему свидетеля разыскивают трое приспешников убийцы-Сарамона.
Марсо и Жанне поручают найти свидетеля за неделю. Истинные мотивы этого остаются за кадром. Поручают ли им это в надежде, что не справятся, или наоборот, рассчитывают на успех, зная о профессионализме Леонетти — неважно.
И далее, на протяжении всего фильма, два сообщества ведут поиск. Одни — трио помощников Сарамона — ради того, чтобы помочь своему главарю. Другие — дуэт Жанны и Марсо — ради торжества правосудия.
И если с первыми в фильме все сразу же понятно, едва они появляются в кадре (простите за грубость, но их лица совершенно не обезображены (или не украшены?) интеллектом), то Марсо и Жанна вместе смотрятся очень органично. Они сильно контрастируют: он молчалив, она без конца болтает. Но вместе с тем они очень схожи, хотя бы в том плане, что оба категорически не приемлют обыденность жизни, желают сполна использовать свои возможности, стремятся к достижению результата. Их объединяют гуманизм и доброта. И ищут они свидетеля, сообразно какому-то внутреннему человеческому кодексу, внутреннему благородству.
По мелочам можно отметить эпизод, когда творческие поиски Марсо и Жанны закончены и вследствие этого Леонетти оказывается на мушке у помощников Сарамона. Сюжетный ход с бумажкой и сейчас, спустя 40 лет после создания фильма, воспринимается с большим интересом.
Впрочем, в «Последнем известном адресе» даже не столько важны неплохо закрученный детективный сюжет, органичный дуэт Вентуры и Жобер (хотя оба в этой картине выложились по полной), сколько какая-то особая интонация, наполняющая картину. Эта интонация сентиментальна. Но на словах это передать крайне трудно.
Но тем тяжелее после атмосферы фильма, в общем-то весьма легкой, лицезреть концовку. Прямолинейно-обличительный финал картины просто убивает. И если до нее один из приспешников Сарамона, Грег, ничем не обращал на себя внимания, то в финале сполна демонстрируется внутренняя сущность этих бандитов. Финал фильма утяжеляется тем, что все трое помощников убийцы выглядят в фильме, как бездари и ничтожества, которым ради какого-то продвижения своих поисков вынуждены следить за Жанной и Марсо — сами они категорически не способны найти свидетеля. И от этого еще тяжелее…
И получается, что двое детективов, показавших на экране мастер-класс творческого поиска, сами обрекли свои старания на провал… Впрочем, обрекли ли? Ведь цель достигнута. Но не все так просто. Просто все было только в поиске. А в конце, цитируя Байрона -
Мне прежде снился сон прекрасный,
Виденье дивной красоты…
Действительность! ты речью властной
Разогнала мои мечты.
Концовка фильма звучит, как приговор… Приговор, который обжалованию не подлежит.
И лиричная музыка Франсуа де Рубэ в финале приобретает уже совсем иное звучание: болезненно-щемящее и в чем-то глубоко безысходное. Безысходностью наполнен каждый финальный кадр: последние взгляды Жанны и Марсо, которыми они смотрят друг на друга, уезжающая Марлен Жобер, мимика Лино Вентуры и то, каким он усталым жестом отрывает болтающуюся пуговицу на воротнике…
Жизнь твоя прошла напрасно, если жил не как мечталось…
Красная строчка стихов Эминеску на экране… Щемяще-проникновенная музыка Франсуа де Рубэ… И все…
24 августа 2009