Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.8 |
IMDb | 8.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Печаль и жалость |
английское название: |
Le chagrin et la pitié |
год: | 1969 |
страны: |
Франция,
Швейцария,
Германия (ФРГ)
|
слоган: | «The Most Important Fact Film Ever Made» |
режиссер: | Марсель Офюльс |
сценаристы: | Андре Харрис, Марсель Офюльс |
продюсеры: | Андре Харрис, Alain De Sedouy, Charles Henri Favrod |
видеооператоры: | Andr Gazut, Юрген Тьиме |
монтаж: | Клод Вайда |
жанры: | документальный, военный, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 сентября 1969 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 4 ч 11 мин |
Как так произошло, что сильнейшая континентальная армия Европы — французская, вместе с союзниками из Бенилюкса и Англии рухнула перед напором Третьего рейха за какой-то месяц? А таким уж «антинародным» был режим Виши, и почему его поддерживало так много французов? А кто вступал в ряды Сопротивления, и такое уж оно сильный отпор оказывало немецким оккупантам? А вообще, что произошло с богатейшей на культурные традиции французской нацией в те очень неприятные для воспоминания 1940—44-е годы?
Удивительная по силе и беспристрастности документалистика, открывающая гнойный нарыв самой позорной в истории французского народа истории. И удивительно, что этот фильм поставил именно француз. Марсель Офюльс попытался копнуть истоки коллаборационизма своего народа, но неожиданно для себя залез в еще более гнилые человеческие дебри. В этой гигантской по хронометражу истории — кино длится более 4 часов — нет ни героев, ни предателей, здесь вообще нет однозначно приятных людей. Возможно и совсем честных историй тоже нет. Один вообще не видел немцев в городе. Другой, живший в том же городе, их видел на каждом шагу. А мотивы вступления в Сопротивление? Первая — бифштексы в местном кабаке есть только для немцев, а для французов не хватает, хотя коровы же наши, местные. Вторая — эти немцы устроили комендантский час, что не очень удобно. И третья причина вступления в Сопротивление — они ведь нацисты, а нацизм — это все-таки плохо. Красиво, да?
Офюльс поднимает очень неприятные вопросы. И задает их всем сторонам. Он опрашивает министров Виши, сторонников маршала Петена, голистов, ветеранов вермахта, французских фашистов, искренне пошедших пострелять на Восточный фронт, евреев, опороченных женщин… в общем, набрал очень пеструю солянку. И в итоге, все равно у французов не выходит поделить эти события на черное и белое. Все серое. Обосравшаяся армия в первые дни войны.
Потребители-французы, выбравшие конформизм и «героя Вердена» Петена. Шарль де Голь, призывавший Сопротивление «пока что потерпеть». Буржуа, предпочитавшие не замечать хоррора за жирными стеклами своего дома. И даже «победители» все из того же Сопротивления, надругавшиеся над своими же француженками только за то, что те «посмели» спать с немецкими солдатами. Парадоксально, но самым симпатичным в фильме персонажем оказывается орденоносный фашист-бюргер с сигарой, вальяжно сидящий в окружении своей семьи и рассказывающий о своих похождениях. Да, он проиграл. Но в отличие от французов, никого не предал. И в глаза членов своей семьи ему не стыдно смотреть. Ему даже орденские плашки не стыдно носить, потому что он их заработал на войне.
Марсель Офюльс снял сильное кино, показывающее дно целого народа. И при этом режиссер ведь никого не осуждает. Он вообще здесь не морализирует. Никого даже не преподносит в «не таком свете». Позорники сами все рассказывают. И вроде бы, в каждой отдельной истории можно «понять и простить» рассказчика. Но общая картина рисуется омерзительной. Не удивительно, что французы побыстрее попытались запылить это кино. Потому что весь их послевоенный кинопром, работающий на возвеличивание французского Сопротивления и «героической борьбы с нацизмом», такой вот документалкой оказался посрамлен. Даже итальянцы, бывшие полноценными союзниками Германии, так не замарались во всем этом дерьме. Даже итальянцы.
Кино не только эмоционально сильное, но это еще и очень интересный материал для историков. А ведь Офюльс в основном снимал-то говорильню постаревших современников тех событий. Эксклюзивной хроники в фильме самая чуть. Но вышло все не только интересно, но еще и академически глубоко.
7,5 из 10
7 июня 2021
Офюльс скрупулезно исследует самый позорный период в истории Франции XX века — время пребывания у власти коллаборационистского режима Виши, возглавляемого престарелым маршалом Петеном (прозванного позднее «putain» — шлюха). По сути — четырехчасовая лента представляет собою череду интервью с непосредственными участниками событий, дожившими до конца 60-х: немецкими офицерами, членами правительства Виши и конечно, с участниками Сопротивления, бывшими французскими партизанами «маки». Прямая речь фигурантов перемежается огромным количеством кинохроники, которая, порою, способна поведать куда больше, чем собственно, люди, нередко склонные приукрашивать, а то и попросту перевирать имевшие место события.
Несомненно — заслуга Офюльса в том, что он сумел-таки сохранить беспристрастность повествователя, поскольку лжецов предостаточно и с той и с другой стороны…
Достопочтенные буржуа и по сей день уверены, что просто не могли «позволить врагу разбомбить милые французские города», хотя их непротивление было обусловлено исключительно шкурными интересами. В свою очередь, пролетарии, также вряд ли взялись бы за оружие, кабы им «не отказались подать бифштексы, поскольку четыре оставшихся были предназначены для немецких солдат, а разве можно стерпеть унижение, когда француза после работы лишают его бифштекса и бутылки красного вина?» Английский диверсант, выступавший в 1940-м году в качестве певца-трансвестита в одном из парижских кабаре, боялся выполнять задачи, которые ставило перед ним командование «по причине своей гомосексуальности»…
Словом, картина являет нам еще тот паноптикум персонажей, в действительности не способных вызвать ничего более, кроме «печали и жалости» и, само собой, дает немало почвы для размышлений.
Высший пилотаж кинодокументалистики, за сим —
10 из 10
26 сентября 2012
Черно-белая документальная сага о периоде оккупации войсками нацистской Германии территории Франции в 1940—44 годах, выполненная в виде послесловия и немой оценки тогдашней истории. Блеклый мотив постановки сюжета не мешает в объективности понимания замысла режиссера. Досконально осмысленные и просчитанные сцены интервьюирования с современниками тех событий сами собой наталкивают на размышления и критерии зрительского понимания. Холодный мотив не позволит ни на минуту превратить кино ни в сопливую трагедию, ни в дикий фарс. Документалистика на высоком уровне — Марсель Офюльс этим фильмом отыскал, наконец, свою нишу в кинематографе, тем самым, став достойным сыном своего отца, снимая при этом не романтические венские натуры, а используя архивные пленки, на которых запечатлены утраченные жизни, «великие» парады, и просто забытое прошлое, которое не так уж легко воспринимать.
Не легко воспринимать не потому, что это антигуманно или чуждо, а потому, что многие события не поддаются объективной логике. Скажем, молодой человек попадает на фронт. Там он видит разрушения, причиненные военными действиями, видит убийства мирных жителей и прочее. От этого он не может вымолвить ни слова, а ощущает только, по его словам, «печаль и жалость». Но затем через пару лет он уже состоит в привилегированной дивизии французских войск, которая наряду с дивизиями СС устраивает зачистки где-то в Чехословакии. И не просто состоит, но и командует одной частей. Вот так. Поэтому название фильма и взято из его слов, а их подтекст равен тем событиям, которые имели место в то время во Франции и то, что из них сумели сделать через двадцать пять лет.
Именно к двадцатипятилетию освобождения Франции приурочена эта картина. Все лица, у которых бралось интервью, находятся на свободе и живут припеваючи, хоть офицер СС, хоть сподвижник коллаборационистов. Как известно из истории в июне 1940 года Франция, капитулировала перед Германией. Тогда же было распущено прошлое правительство, и его заменило профашистское, главой которого стал 84-летний маршал, герой «верденской мясорубки» (хотя лично я не пойму, какие могут там быть герои?) и французской нации вообще, Анри Филипп Петен, — личность весьма одиозная и по прошествии двух с половиной десятков лет не растерявшей своих поклонников, а таких не так уж и мало, как выясняется из фильма. Столицей новой Франции стал пресловутый город Виши. Германия на правах победителя отобрала большую часть Франции, включая Париж и выходы к Атлантике. Вследствие всего этого, Франция наряду с унижением получила мир и стабильность. Автор фильма довольно продуктивно работает в разоблачении культа Петена, приводя пример «раскулачивания» прошлого правительства. Один из премьеров того, правительства, явно еврейского происхождения, рассказывает, как жестоко проходил суд над такими же, как он чиновниками, и исполнение смертного приговора по отношению к ним. Как сам он спасся — история почему-то умалчивает. Дальше — больше, инцидент с расстрелом французского флота в бухте Мерс-эль-Кебир союзным английским флотом, в результате которого погибло до 1500 французских матросов и офицеров. И это притом, что глава Сопротивления, а вместе с ним и многотысячная французская армия, эвакуированная с континента, генерал де Голль находились в английской столице. «У Англии нет постоянных союзников, у Англии есть постоянные интересы!». Об этом инциденте вспоминает тогдашний министр иностранных дел Великобритании Мартин Иден.
Также большую часть фильма занимает рассказ о формировании движения «Сопротивления» вообще и французских партизан («маки») в частности. Теме Холокоста фильм касается, но достаточно поверхностно. В основном все нисходит на цифры. Большую часть материала об этом Офюльс изложит в «Отеле «Терминус», который выйдет в 1988.
Однако, коронный номер всего фильма принадлежит бывшему офицеру СС Бляйбингеру, который не просто не придает значению движению «Сопротивления», которое он считает лишь простым сборищем в погоне за наградами, а земли Эльзас и Лотарингия исконно немецкими, он также глубоко чтит политику НСДАП и носит медали нацистского образца, мотивируя это тем, что тем, кто не носит — нечего и носить. Себя он считает истинным офицером, который раз и навсегда дал клятву своей родине. С одной стороны, как-то не хорошо соглашать с ним, но с другой, его замечания в сторону де Голля и «Сопротивления» зачастую настолько логичны, что начинаешь сомневаться в той истории, которая преподносит до небес каких-то героев, а то, что написано в учебниках — великая правда.
Сейчас, уже никого не удивишь форматом документалистики, примененной Марселем Офюльм в 1969, — он (формат), пожалуй, самый легкий из ныне существующих, однако кропотливый труд участников этого фильма тоже следует уважать. Благодарить следует и за некую художественность. Я бы назвал Офюльса, оглядываясь на «Печаль и жалость» и «Отель «Теминус» — Риветтом от документалистики, где сам фильм, безмерный по хронометражу, можно описать буквально в двух-трех словах, а вот на духовное содержание героев можно потратить целую вечность.
В то же время я против лишней хвалебности и фатальности этого фильма по отношению к мировой истории. Как пример, помнится в «Энни Холл» в конце фильма главный герой делает такое заключение «я видел как она выходила с другим из кинотеатра после просмотра «Печаль и жалость» — и я понял, что в я все-таки смог изменить что-то в ее жизни». Такое изъяснение для меня более чем странное.
P.S. Прошу прощения за столь детальный пересказ содержания, но ввиду достаточного дефицита этого фильма, думаю, это будет не лишним.
3 января 2011